Растительный мир Земли (12 ч). Как формировался растительный и животный мир

Растительный мир Земли (12 ч). Как формировался растительный и животный мир

Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).

Практические работы

Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
Выделение составных частей (органов) растений*.
Изготовление гербариев отдельных растений*.
Сезонные наблюдения за растениями.
Зарисовка растений в разные времена года.
Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Составление букетов из сухоцветов*.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь*.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика, чтение, изобразительная деятельность.

Животный мир Земли (12 ч)

Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Практические работы

Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
Упражнения в классификации животных (таблица, игры).
Изготовление кормушек, скворечников.
Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.
Сезонные наблюдения за животными.
Составление правил ухода за домашними животными.
Уход за животными живого уголка.
Составление рассказов о своих домашних животных*.
Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность.

Человек (8 ч)

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Практические работы

Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран - порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.
Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная деятельность.

Есть на Земле страна - Россия (14 ч)

Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей; знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.

Практические работы

Зарисовка Государственного флага России.
Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. д.).
Изготовление альбома «Россия - наша Родина».
Нахождение России на политической карте*.
Зарисовка животных и растений своей местности.
Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе*.
Изготовление альбома «Наш город (поселок)».
Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:
что изучает природоведение;
основные свойства воды, воздуха и почвы;
основные формы поверхности Земли;
простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
основные санитарно-гигиенические требования;
название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
названия важнейших географических объектов*;
правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
демонстрировать простейшие опыты;
проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
соблюдать правила элементарной гигиены;
оказывать простейшую медицинскую помощь.

ГЕОГРАФИЯ

КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены коррективы.
Обучение географии рассчитано на четыре года - с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю.
Учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии» (66 ч), 7 класс - «География России» (66 ч), 8 класс - «География материков и океанов» (66 ч), 9 класс - «Наш край» (66 ч).
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы).
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам.
При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) - 18 ч.
II. Природные зоны России - 48 ч.
Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.
Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.
Учитель должен учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр - Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр - Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр - Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр - Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр - Хабаровск).
До появления нового учебника основные положения и выводы урока (при изучении тем «Хозяйство», «Занятия населения», «Экологические проблемы») учитель может отпечатать, отксерокопировать и раздать учащимся для закрепления изученного. Педагог в качестве ориентира и уточнения фактологического материала может пользоваться учебниками «География России» для средней общеобразовательной школы.
Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этот курс внесены изменения. Деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.
В 8 класс перенесено изучение государств ближнего зарубежья - бывших союзных республик. Здесь учителю необходимо дать оценку причин политико-экономического застоя, кризиса, а затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы. Государства ближнего зарубежья изучаются последовательно в 3-й и 4-й четвертях.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.
Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более подробно может быть изучена своя природная зона. В 8 классе учитель должен уделить больше внимания той части света, в которой расположена школа.
В данной программе тема «Наш край» (9 класс) завершает весь географический цикл.
На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
В альтернативной программе по географии зарубежные государства изучаются два года (8 и 9 классы), а «Наш край» - одну четверть.
Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание не выделять его в программе в самостоятельный раздел, а включить в тему «Земной шар» (6 класс).
Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

Растительный мир, или флора Земли - совокупность всех типов ядерных, многоклеточных, фотосинтетических растений, найденных в. Большая часть организмов - это, которые синтезируют свою пищу с помощью солнечной энергии, но есть и растения-гетеротрофы и очень мало видов, являющихся как автотрофами, так и гетеротрофами. История жизни на Земле и существование многих организмов буквально зависят от жизни растений. Поскольку животные не могут получать энергию непосредственно от Солнца, они должны есть растения (или других животных, которые имеют травоядный рацион), чтобы выжить. Растения также обеспечивают кислородом людей и животных, потому что поглощают углекислый газ в и выделяют кислород в атмосферу.

Разнообразие растительного мира

Растения распространены на суше, в океанах и в пресной воде. Они существовали на нашей планете миллионы лет. Количество видов ныне существующих зелёных растений представлено в следующей таблице:

В таблице приведено суммарное количество различных видов зеленых растений (Viridiplantae ). Предполагается, что существует около 300 000 видов живых Viridiplantae , из которых 85-90% являются цветущими растениями. (Примечание от автора: поскольку данные взяты из разных источников и имеют разные даты, в некоторых случаях подсчеты подвержены некоторой неопределенности)

Отличия растений от животных

Австралия

Эвкалипт царственный

Флора Австралии характеризуется наличием большого количества эндемичных видов - растений, которые не встречаются больше нигде. Тем не менее с появлением переселенцев, на материке прижились многие другие "не родные" виды. Австралийская растительность характеризуется преобладанием двух типов растений - эвкалиптов и акаций.

Азия


Азия имеет наибольшее разнообразие растительного мира из всех частей света, поскольку занимает самую большую площадь, находится в различных климатических поясах и природных зон ах. Здесь можно встретить более 100 тыс. видов растений, от тропических до арктических, что составляет около 40% флоры Земли. На материке также есть большое количество эндемичных растений.

Антарктида


Колобантус кито

Антарктида является самым негостеприимным местом на Земле как для, так и растений. Здесь нет деревьев, а только присутствует два вида цветковых растений и множество мхов, лишайников, водорослей и т.д. материка очень хрупкая и страдает из-за изменений климата и деятельности человека.

Африка


Молочай колючка

Африка - второй по величине континент мира, служащий домом для многих уникальных растений. Флора материка распределена по трем основным - , и. При этом не имеют широкого видового разнообразия, ведь этот биом характеризуется сложными климатическими условиями, включая высокие температуры и засухи. Пустыня Сахара, расположенная на севере Африки, является одним из самых сухих мест на Земле. Тем не менее африканские влажные вечнозеленые, содержат большое разнообразие растений.

Европа


Несмотря на то, что Европа находится на одном материке с Азией, называемом Евразией, здесь нет такого богатого видового разнообразия растительного мира, как у восточного соседа. На флору Европы в значительной степени повлиял горный хребет Альп, простирающийся с запада на восток.

Северная Америка


На территории Северной Америки находятся основные биомы планеты, от пустынь до арктических тундр . Каждый биом характеризуется совокупностью определенных видов растений, которые приспособились к росту в тех или иных условиях окружающей среды.

Растения служат фундаментом всей жизни на Земле и важным, необходимым для благосостояния людей. Подумайте о том, как ваша повседневная жизнь зависит от растений.

  • Воздух: Кислород поступает к нам от растений, как побочный продукт фотосинтеза.
  • Пища: Все, что мы едим, происходит прямо или косвенно от растений. На протяжении всей человеческой истории приблизительно 7 000 различных видов растений использовались людьми в качестве пищи.
  • Вода: растения регулируют - они помогают распределять и очищать. Они также участвуют в перемещении воды в процессе, называемом транспирацией.
  • Лекарства: одна четверть всех отпускаемых по рецепту лекарств поступает непосредственно от растений или является их производными. Кроме того, четыре из пяти человек во всем мире сегодня полагаются на установки первичной медико-санитарной помощи.
  • Витамины: растения являются крупнейшим источником витаминов, необходимых для организма человека.
  • Одежда: растения выступают крупным источником сырья для текстильных материалов.
  • Культура: изображения некоторых растений используются на национальных эмблемах, включая деревья и цветы.
  • Мебель и жилье: древесина растений используется при строительстве домов, а также для изготовления мебели.
  • Эстетическое удовольствие: присутствие растений в жизни людей позволяет получать удовольствие от их вида и снимает стресс. Поэтому многие люди выращивают декоративные растения в домах и на приусадебных участках.

Значение растений в природе


Дождевые леса Амазонки

Окружающая среда и климат в значительной степени взаимосвязаны с флорой. Наличие осадков, влажности и температуры зависит от присутствия и характера растительности. Сокращение растений также нарушает равновесие в и косвенно влияет на жизнь человека.

  • Пищевые цепи: В каждой пищевой цепи растения находятся у их основания и ведут цепочку как источник пищи. Например: Трава → Корова → Лев; Трава → Насекомое → Лягушка → Змея → Орел. Здесь растение начинает цепь, и другие животные зависят от него прямо или косвенно. Без растений на Земле не может быть жизни.
  • Среда обитания: Конечно, помимо огромного количества людей, растения составляют основу всех сред обитания.
  • Климат: растения накапливают углерод, который выделяется в атмосферу при сжигании.
  • Эрозия почвы: растения, произрастающие в почве, в достаточных количествах, предотвращают ветровую эрозию (когда во времена ветров, плодородный верхний слой почвы уносится воздухом).
  • Экологический баланс: растения помогают уменьшить тепло и предотвращают испарение влаги. Таким образом, они являются экологическими полезными.
  • Поддержка осадков: растения и деревья оказывают охлаждающее воздействие на атмосферу, приводя к осадкам. Поэтому дожди в пустынях - крайне редкое явление.
  • Плодородие почв: растения поддерживают плодородие почв. Опавшие листья, плоды и т.д., перегнивают в почве и образовывается гумус, который в свою очередь повышает плодородие почвы, так как он благоприятен для микроорганизмов.
  • Среда обитания : растения - лучшие места обитания для птиц и животных, включая обезьян, белок и т.п. Птицы строят свои гнезда на деревьях для кладки яиц, сна, охоты и безопасности. В лесах, животные могут укрыться под деревьями в сильную жару и дождь. Они также обеспечивают питание для многих (дождевых червей), насекомых, грызунов и т. д.

Угрозы растительного мира


Вырубка леса

Есть огромное количество видов флоры на нашей планете, как зарегистрированных, так и не изученных или даже не названных. Тем не менее, хотя угроза существованию многих диких животных в настоящее время широко признана, мало кто знает, что растения также находятся в большой опасности. В феврале 2015 года Центр биологического разнообразия заявил: «Из более чем 300 000 известных видов растений МСОП оценил только 12 914 видов, установив, что около 68% оцениваемых видов растений находятся под угрозой исчезновения».

Огромные площади пустынь по всему миру свидетельствуют о разрушении растительности людьми. Большая часть Ближнего Востока теперь пустыня или возобновляется за большие деньги. Когда-то в Средиземноморье было много лесов, сейчас эти земли оголенные и размыты. Во многих частях Африки и Индии, крупный рогатый скот и козы блуждают по каменистым равнинам, съедая любой клочок зелени, появляющийся на бесплодных землях, которые когда-то были хорошими пастбищами. Чрезмерный выпас домашних и диких животных является, по сути, самой большой угрозой для растений, хотя «налеты» ботаников и других энтузиастов на некоторые красивые растения иногда влекут за собой серьезные потери для редких видов.

Возможно, люди забывают, что все наши культурные растения и садовые цветы происходят от дикой флоры. Не менее важен тот факт, что растения обеспечивают высокую долю лекарственных средств в современном мире. Кто знает, какие секретные ценности для человечества все еще заперты среди растительности, ожидающих открытия. Тропические дождевые леса относятся к наиболее уязвимой среде обитания на планете, в которой содержится 63% видов растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Одной из самых серьезных угроз для флоры, является превращение естественных мест обитания в участки для сельскохозяйственного использования и животноводства, например, когда тропические леса уничтожаются для выпаса скота или выращивания сои, кормов для животных, или масличных пальм. Древние лесные массивы являются особенными, потому что произрастают, по крайней мере, 400 лет и служат основой биологического разнообразия, а также поддерживают обильную дикую природу.

Охрана растений


Охрана растительного мира - комплекс мероприятий, направленных на защиту существующих растений и особенно видов находящихся под угрозой исчезновения. Основным документом, в котором перечислены растения, подлежащие охране, выступает Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы).

Красный список МСОП установлен по четким критериям для оценки рисков исчезновения тысяч видов и подвидов. Эти критерии актуальны для всех видов и регионов мира. Цель состоит в том, чтобы донести актуальность вопросов сохранения до общественности и правительства стран, а также помочь международному сообществу попытаться сократить исчезновение видов. Согласно МСОП, официально сформулированные цели Красного списка состоят в том, чтобы:

  • предоставить научно обоснованную информацию о состоянии видов и подвидов на глобальном уровне;
  • обратить внимание на масштабы и важность исчезающей флоры;
  • оказывать влияние на национальную и международную политику, а также процесс принятия решений;
  • предоставлять информацию для возможных действий по сохранению растений.

Одним из самых важных охранных действий выступает создание национальных парков, заказников, заповедников, ботанических садов и т.п. Эти природоохранные объекты позволяют сохранить естественную среду обитания растений и защитить их от чрезмерной эксплуатации со стороны человека.

Открытый урок по географии для 7 класса

Чикаренко Василий Федорович

, преподаватель географии

Урок географии в 7-м классе.

2.5 Животные степей

1. Растительный мир

Растения играют громадную роль в жизни человека. Растения окружают нас всюду. На земном шаре насчитывается около 500 тысяч видов растений. Каждый день мы употребляем в пищу растительные продукты: белый хлеб - из семян пшеницы; картофель - клубни паслена клубненосного; чай- навар из листьев вечнозеленого чайного дерева (или кустарника) кисели, варенье; конфеты - из плодов и ягод различных растений; сахар - из корней сахарной свеклы или сахарного тростника; каши - из семян гречихи, проса, кукурузы, пшеницы, риса. А сколько различных видов деревьев участвуют в создании обстановки любой комнаты! Мы сидим на деревянных стульях, за деревянным столом, пишем деревянными карандашами и смотрим в окно, у которого деревянные рамы и подоконники.

Мы носим одежду из хлопчатобумажных, льняных и вискозных тканей, а их делают из растительного сырья.

Растения можно обнаружить в самых неожиданных местах: так например, между роговой и металлической частью оправы очков иногда населяются водоросли. Некоторые из них живут в шерсти животных, например ленивца, и даже придают окраске животных особый оттенок.

Без растений не могут существовать ни люди, ни животные: ведь только в земном растении под влиянием солнечного света образуется из неорганических веществ органическое вещество.

При образовании органического вещества (крахмала) выделяется кислород, который необходим для дыхания. Это свойство зеленых растений люди используют, создавая сады и парки, озеленяя улицы городов и поселков.

Среди высших растений есть виды, которые причиняют вред земледелию. Это сорняки, засоряющие посевы: куколь, дикая редька - в посевах овса; василек синий и метлица, пастушья сушка, хвощ полевой, спорынья и многие другие.

Дикорастущие растения послужили человеку исходным материалом для создания многих культурных видов. Пшеница, хлопчатник, кукуруза, картофель, овощи имеют длинную и интересную историю превращения диких растений в культурные. Человек неузнаваемо изменил их и приспособил к своим потребностям некоторые древние культуры, как например кукуруза, уже не встречаются в диком состоянии.

Созданием новых культурных растений происходит все время. Эта работа особенно широко развернулась на основе трудов И.В. Мичурина.

Иван Владимирович Мичурин вывел свыше 300 новых сортов плодовых и ягодных растений для средней полосы Европейской части СССР. Продолжая его работы, ученые создают новые сорта пшеницы, ржи, ячменя, картофеля, хлопчатника, льна, овощей, плодовых деревьев. Новые сорта они выводят со свойствами и качествами, нужными человеку.

Население дальнего Севера не знало вкуса овощей и картофеля. Их выращивание в суровых условиях Севера считалось в царской России невозможным. На Чукотке, например, без мороза бывает только 45 дней в году. Для созревания капусты и помидоров требуется от 80 до 120 дней. Казалось бы, препятствие не преодолимое. Однако ученые нашли выход: они выводят скороспелые сорта овощных культур, сокращая время их созревание.

Кроме того, картофель яровизируют и высаживают в грунт уже с зелеными растениями.

1.1 Д икорастущие и культурные растения

Все растения можно разделить на две группы: дикорастущие и культурные. Большая часть поверхности Земли покрыта дикорастущими растениями. Эти территории частично используются человеком под сенокосы, пастбища для скота, лесоразработки.

Каждое растение требует для своей жизни определенных условий: света, влажности, температуры, почвы. Поэтому определенные растения встречаются на более или менее ограниченной площади, которая называется ареалом. Формы и размеры ареала, кроме условий, необходимых для данного вида растений, зависят также от истории земной поверхности, биологических препятствий к распространению плодов или семян и других причин.

Есть растения, которые очень широко распространены по земной поверхности их ареал - чуть ли не вся суша. К таким растениям относятся тростник, камыш озерный, подорожник и др. Кроме того, в пределах своего ареала растения большой частью находятся в сочетании с другими определенными растениями, т.е. входят в состав того или иного растительного сообщества.

Растительное сообщество- это не случайное, а закономерное сочетание растений, которое создалось на длительное время под влиянием окружающей среды.

1.2 Растительность и флора

Все растительные сообщества какой-либо определенной местности составляют ее растительность.

Флора и растительность - слова, означающие одно и то же понятие. Между тем эти слова - научные термины, и они имеют строго определенное значение.

Флорой называют совокупность всех видов растений, встречающихся на определенной территории. Например, флора Кавказа имеет свыше 5700 видов растений, а флора СНГ около 18 тыс. видов.

Между климатом, почвой, растительным покровом и животным миром существует теснейшая связь. Географические зоны наглядно выражают эти связи.

Растительность влияет на окружающую природу, изменяет почву, увлажнение и другие условия своего обитания. Изменившиеся условия в свою очередь, приводят к смене одного типа растительности другим, лучше приспособленным к новым условиям смена растительности происходит также и под влиянием изменений климата.

Растительность в горах расположена поясами. Смена поясов напоминает смену зон на равнине. В горах растительность изменяется от более южного типа к более северному, так в горах лесной зоны внизу расположен пояс лиственных лесов, выше хвойные леса, а на вершине - горная тундра.

В горных странах вверху встречается совершенно особый тип растительности, который нигде не встречается на равнинах,- альпийская растительность, или альпийские луга.

На земном шаре различают пять зон растительности: тундровую, лесную, пустынную, тропическую.

1.2.1 Зона тундры

В зоне тундры растения очень выносливы и распространяются далеко на север.

Там встречаются водоросли, лишайники, мхи. Флора тундры очень бедна и состоит из многолетних низкорослых растений высотой от 5 до 15 см. Из кустарников для тундры очень характерны низкорослые ивы и березы. В тундре много брусники, черники, голубики, клюквы, толокнянки. Среди трав в тундре встречаются злаки, осоки и много красиво цветущих растений: маки, незабудки, колокольчики, куропаточья трава. Цветки в тундре очень крупные и удивительно яркой окраски.

1.2.2 Зона лесов

Хвойные леса занимают огромное пространство в Северном полушарии. Эта зона расположена ниже тундры и называется тайгой. Почвы в тайге подзолистые; в смешанных лесах - дерново-подзолистые. К югу хвойные леса сменяются лиственными.

Хвойные, за исключением лиственницы, - вечнозеленые деревья.

Для равнины Европейской части России характерны еловые леса. Их называют по травяному покрову: ельник-кисличник (с преобладанием в травяном покрове растения кислицы), ельник- брусничник (с преобладанием брусники), ельник-черничник и ряд других типов.

У нас ошибочно называют кедром один из видов сосны, а именно сосну сибирскую. Она и дает так называемые кедровые орешки. На Дальнем Востоке растет сосна корейская. На земле известны и виды настоящего кедра: кедр гималайский, кедр атласский, кедр ливанский и кедр короткохвостый.

Хвойные леса очень ценны. Они используются для получения строевого и поделочного материала, топлива, бумаги и других изделий. Лесохимическая промышленность производит из древесины кинопленку, пластмассы, вискозу, спирт, синтетический каучук, скипидар, камфару и много других веществ.

2. Животный мир

Богат и разнообразен животный мир земного шара. Число видов животных на Земле огромно. Ученые насчитывают около 1 млн. видов насекомых.80тыс. видов моллюсков, пауков-27 тыс. видов, раков-20 тыс. видов,рыб-18тыс.,червей-15тыс,рептилий-4тыс,губок-5тыс.,млекопитающих-3,5тыс.

Изучая животных, насекомых различные материки, можно заметить, что в близких природных условиях обитают животные, очень схожие между собой, а иногда и резко отличные. Поэтому, чтобы понять распространение животных на Земле, надо знать, прежде всего, условия, в которых они обитают, а также историю развития животного мира на Земле.

Климат, почвы, растительность образуют на земном шаре пояса, или зоны. В пределах каждого такого пояса животный мир имеет много общего. Животные, населяющие тундру Европы и Азии, очень схожи с обитателями тундры Северной Америки.

Прошлая история материков также проливает свет на особенности распространения современных животных. Миллионы лет назад, как предполагает ученые, Восточная Азия и Северная Америка были соединены, и поэтому в их фауне много общего. Южная Америка и Австралия также были соединены. Этим объясняется, что сумчатые животные встречаются теперь только на этих материках.

2.1 Животные Арктики и Антарктики

Зимой на полярных обрывах далеких северных морей и на ледяных полях жизнь почти незаметна. Изредка появляется хозяин Арктики - белый медведь да тюлени в полыньях. Зато летом на скалистых берегах островов Ледовитого океана гнездится множество : чистики, кайры и чайки разных видов . Весной птицы прилетают на свои постоянные места-гнездовья.

В Антарктике условия жизни суровее, чем в северных полярных странах. Вся Антарктика покрыта льдом. Поэтому жизнь животных сосредоточена по краям материка и на прилегающих островах. Все животные Антарктики связаны с морем: обитающих только на суше здесь нет. В Антарктике живут пингвины, эти птицы проникают далеко к северу; их гнезда находят на берегах Южной Америки, Африки и Новой Зеландии. Пингвины гнездятся громадными колониями, численность их достигает в некоторых колониях десятков тысяч. Питаются они рыбой, моллюсками, ракообразными и другими морскими животными. Главный враг пингвинов - тюлень морской леопард типичные обитатели южных морей - альбатросы и буревестники. Альбатросы достигают очень больших размеров, до 3-4 м. в размахе крыльев. Питаются они в основном рыбой.

2.2 Животные тундры

Тундра на севере Европы тянется сравнительно неширокой полосой от Скандинавского полуострова на восток. В Сибири она расширяется, достигая на п-ве Таймыр 500км ширины. Широкие пространства тундры с ее озерами, болотами и густыми зарослями кустарников дают надежное пристанище многочисленным птицам, в ней около 80 видов птиц, в то время как в лесной полосе их около 200. Главная масса птиц - кулики различных пород, утки, гуси и в особенности белые куропатки.

Весной в тундру прилетают тысячные стаи гусей, казарок и др.

Характерные обитатели тундры поморники. Украшают тундру лебеди - тундряной и кликун. Эти красивые крупные белые птицы гнездятся по берегам озер среди кочек.

Одним из самых ценных животных тундры надо считать северного оленя. Дикие северные олени живут на Таймыре и в других местах тундры.

В тундре много песца. Это хищный зверь с очень красивым белым пушистым мехом, за который он ценится.

В некоторые годы очень сильно размножаются грызуны- пеструшки, или лемминги. Они служат богатой добычей для полярной белой совы, мохнатого канюка и для песцов. Даже северные олени - и те поедают пеструшек. В тундре также встречается овцебык.

2.3 Животные тайги

Животный мир тайги значительно богаче тундры. Здесь обитает крупный олень с лопатообразными рогами - лось. В таежных лесах юга Сибири встречается другой вид оленя - марал, или изюбр, как его называют в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Самцы кабарги имеют большие, торчащие изо рта клыки.

В Евразийской тайге широко распространен бурый медведь. Встречается он и в лиственных лесах , и в горах Европы, Кавказа и Средней Азии.

В тайге обитает хитрый хищный зверь - росомаха. Она имеет красивый, но грубоватый мех. Росомаха наносит большой ущерб таежным обитателям. Она нападает на лосят и оленят, забирается в склады провианта.

Самым ценным пушным зверем тайги считается соболь. Он живет у нас от Уральского хребта до Камчатки.

Лесная куница обитает в Европе. Она живет в хвойных и лиственных лесах. Так, как куница и соболь встречаются в местах обитания, они дают помесь, которую называют кидус. Среди грызунов одно из первых мест занимает белка. В тайге Сибири встречается красивый зверек- бурундук, похожий на меленькую белку, но иной окраски. У него вдоль тела идет несколько продольных полосок.

Типичная птица тайги - обыкновенный глухарь. Он широко распространен от Европы до Байкала. Восточнее живет каменный глухарь. Только в тайге живут рябчики и кедровки. Много дятлов, клестов, свиристелей.

В тайге мало змей и ящериц, можно встретить щитомордника и обыкновенную гадюку.

Среди представителей класса земноводных особый интерес вызывает сибирский четырехпалый тритон. Он населяет водоемы Сибири и Дальнего Востока. Большие неприятности человеку и животным, населяющим тайгу, доставляют назойливые насекомые- комары, мошки, слепни.

растение животное земля тундра

В Европе, к югу от тайги, простирается область широколиственных лесов. Растительность здесь гораздо разнообразнее таежной. В этих лесах встречаются дубы, клены, липы, а южнее - бук, граб. Еще более пышные леса на Дальнем Востоке, к югу от Хабаровска и Амура. В исторические времена леса Европы населяли дикие быки- зубры. Теперь их осталось всего несколько десятков голов. Они находятся под охраной закона. Европейские олени были когда-то многочисленны. Теперь их содержат в парках и охотничьих хозяйствах. В лесах Сибири и Дальнего Востока живет небольшой олень. В некоторых местах Европы еще сохранились дикие свиньи- кабаны.

На Европейском материке живет выхухоль, обитательница рек и озер. Она встречается в бассейнах Волги, Дона, Урала. В полосе широколиственных лесов и степей живет заяц-русак. В перелесках и между хлебными полями живет тетерев-косач.

Встречаются орлы, подорлики, осоед и канюк, а так же ястреб-тетеревятник. На озерах и болотах гнездятся утки-кряквы, чирки -трескуны, серые утки.

Пресмыкающихся здесь больше, чем в тайге. Обычные обитатели: уж, гадюка, полоз, безобидная змея медянка, безногая ящерица веретеница, зеленая и живородящая ящерица. В лесах Дальнего Востока водится уссурийский черный медведь, обитает пятнистый олень, енотовидная собака. В дуплах живут белки, бурундуки, гнездится красивая утка- мандаринка. Изобилие ягод в лесу привлекает серых китайских скворцов и голубых сорок. В водах Уссурийского края живет кожистая черепаха.

2.5 Животные степей

Сплошной полосой от Венгрии до Казахстана тянутся степи.

Открытое пространство степей заставляет животных искать убежища под землей, поэтому степь богата норниками: сусликами, сурками, тушканчиками. В степи лисицы и волки живут в норах. Только зайцы - русаки не забираются под землю.

Обилие грызунов привлекают в степи многочисленных птиц луней, степных орлов, орлов- могильников.

В астраханских степях водится антилопа-сайга. В степи встречается ушастый еж. Крупный грызун, величиной с зайца - байбак или сурок. По балкам и оврагам, заросшим кустарником, живут волки. В зарослях камыша живут кабаны и камышовые коты. На степных просторах встречается крупная птица дрофа, малый журавль и стрепет. В степях много жаворонков. Встречается степной полоз, полоз - желтобрюх, степная гадюка, можно увидеть небольших степных удавов.

К обитателям степи относятся крупные пауки- тарантулы. Другой паук-каракурт - обитатель полынных степей Средней Азии - очень опасен для человека.

Размещено на Аllbеst.ru

Подобные документы

    Переход тайги в смешанный лес. Таежные животные в смешанном лесу . Типичные для широколиственных лесов звери, птицы и пресмыкающиеся. Места обитания благородного оленя и косули. Значение обитателей широколиственных лесов в хозяйственной деятельности.

    реферат, добавлен 02.06.2010

    Обитатели тропических лесов. Общественные птицы – пеликаны, живущие многочисленными колониями. Самый крупный грызун в мире - водосвинка (капибара). Обычаи ленивцев, ягуаров, лосей, рысей и волков. Обычаи обитателей Арктики – тюленей и белых медведей.

    презентация, добавлен 13.01.2011

    Рассмотрение основных функций тканей высших растений. Изучение места обитания, строения, питания и способов размножения водорослей, их роль в природе и в жизни человека. Ознакомление с разнообразием растений тундры и их адаптивными особенностями.

    контрольная работа, добавлен 26.10.2011

    Фауна широколиственных лесов, наиболее распространенные растения, их экологическая роль. Земноводные и рептилии, обитающие на данных территориях, их характеристика. Основные представители млекопитающих: общее описание , классификация и распространенность.

    реферат, добавлен 08.06.2014

    Коралловые рыбы.

    У кораллового рифа в чистой голубой воде плавают тысячи ярко окрашенных рыбок. Многоцветные и разнообразные по форме кораллы похожи на каменный подводный сад. Вода на мелководье хорошо прогрета и изобилует пищей.

    Морские охотники.

    Многие морские животные питаются растениями, однако среди них есть и свирепые, смертельно опасные хищники. Эти хищники питаются мясом, то есть они не вегетарианцы.

    Глубоководные рыбы.

    В глубинах моря царят непроглядная тьма и холод. Там не растут растения, трудно отыскать пищу, однако некоторые создания живут и в таких необычных условиях.

    Жизнь под оболочкой .

    У многих обитателей прибрежной полосы и морского дна мягкие тела защищены оболочкой. Животные эти многообразны по размеру и форме, среди них есть гигантские крабы и крошечные едва заметные невооруженным глазом креветки.


    Кто такие насекомые?

    Насекомые в основном не велики. Их тело состоит из трех частей: голова, грудь (середина) и брюшко (задняя часть). У насекомого шесть ног и два усика. Тело его защищено прочной оболочкой.

    Бабочки.

    В теплый летний день бабочки порхают с цветка на цветок в поисках нектара. Прекрасные узоры на крыльях бабочки состоят из тысяч находящих друг друга ярких чешуек.

    Мелкие животные.

    Существует множество мелких созданий, не умеющих летать и не являющихся насекомыми. Днем они, как правило, прячутся среди растений или камней, а на охоту выходят сразу после дождя или ночью.

    Охотники.

    Многие млекопитающие плотоядные. Это означает, что им приходится ради пропитания ловить других животных. Звери-охотники вооружены острыми когтями и зубами и обычно умеют очень быстро бегать. Некоторые животные охотятся в одиночку. Другие выслеживают добычу совместно.

    Горы

    Горы - это самые высокие участки Земли. Некоторые горы настолько высоки, что их вершины прячутся в облаках. Среди гор много скалистых, крутых, с глубокими долинами. Но есть и горы пониже, более плавных очертаний.

    Вулкан.

    Вулкан - это гора, из которой извергается лава. Глубоко под Землей породы очень сильно раскаляются и плавятся, образуя магму. Во время извержения докрасна раскаленная жидкая лава вытекает из кратера на вершине горы.

    Эволюция.

    Земле миллионы лет, и она постепенно меняется. Примитивные существа первыми появившиеся на планете, развились в новые, разнообразные формы жизни. Этот процесс называется эволюцией. Эволюция-это историческое изменение формы организации и поведения живых существ в ряду поколений.

    Эволюционная теория даёт объяснение той совокупности признаков, которые характеризуют всё живое на Земле. По мере развития науки стали накапливаться данные, противоречащие идее неизменности видов.

    Геологические исследования показали, что жизнь на Земле существует не несколько тысяч лет, как считалось раньше, а многие миллионы лет.

    Были найдены ископаемые остатки древних животных и растений, сходных с современными, но в то же время отличающихся от них по многим особенностям строения. Это могло свидетельствовать о том, что современные виды есть изменённые потомки давно вымерших видов.


    Землетрясение.

    Верхний слой Земли, земная кора, подобен гигантской мозаике, собранной из множества звеньев. Он состоит из огромных, сцепленных друг с другом частей, которые находятся в постоянном, очень медленном движении. И когда их движение теряет плавность, Земля вздрагивает. Это называется землетрясением.

    Причины землетрясений бывают разные: тектонические, вулканические, представляющие наибольшую опасность, а также обвальные, наведенные и др.

    Большинство землетрясений, как на суше, так и под дном океана относятся к группе тектонических.

    Интенсивность землетрясенияна поверхности земли измеряется в баллах по двенадцатибальной системе. Чем меньше интенсивность толчков, тем меньше разрушений и меньше баллов. При двенадцати баллах - полное разрушение. Наука, занимающаяся землетрясениями - сейсмология.


    Заключение.

    Мир создавался многие многие годы. И это еще не предел, человечество и природа продолжают совершенствоваться и создавать новые виды. И кто знает, что еще будет создано и как изменится человечество через многие миллионы лет.

    на тему "Животный и растительный мир планеты Земля"

    На Земле до появления органической жизни и человека было три больших периода (эры), которые резко отличались друг от друга и назывались:

    Палеозой - древняя жизнь;

    Мезозой - средняя жизнь;

    Неозой - новая жизнь.

    Палеозой был самым продолжительным и поэтому его разделяют на два периода: ранний и поздний палеозой. Астрономические, геологические и климатические условия позднего периода отличаются от раннего. До палеозоя была архейская эра, но тогда еще не было жизни.

    Первая жизнь на Земле - это водоросли и растения. Первые водоросли появились в воде. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в травовидные деревья палеозоя. Позже появляются моллюски (около тысячи различных видов), питающиеся водорослями.

    В силурийский период, количество моллюсков увеличивается до 10000 разновидностей, а в девонский период появляются двоякодышащие рыбы, т.е. рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма от моллюсков к рыбам. Они дышали и жабрами, и легкими. Они делают попытку превратиться в обитателей суши, но не им приходится осуществить это. Переход из моря на сушу выполнят амфибии, из класса позвоночных типа земноводных ящеров.

    Первый представитель ящеров - археозавр - появляется в конце палеозоя, развитие получает в начале мезозойской эры, в триасовый период.

    Потом идет период в жизни Земли, соответствующий мезозойской эре, то есть периоды: триасовый, юрский и меловой. Это был самый пик расцвета животного мира. Самые разнообразные и причудливые формы рептилий населяли Землю. Они были как в морях, так и на суше и в воздухе.

    И последний период в жизни Земли - неозойский. Он включает в себя третичный и ледниковый (четвертичный) периоды. Человек появляется к концу ледникового периода. Именно в неозойскую эру появились млекопитающие. Это почти современный нам мир животных. Фауну того времени можно в некоторой степени увидеть в Африке, которой не коснулся ледник. Самым большим вопросом является для многих вопрос об обезьянах. Большинство ученых склонны считать, что обезьяна никоим образом не может быть предшественником человека; но некоторые говорят, что должен быть какой-то общий предок. Но этого общего предка пока не нашли.

    Современная теория эволюции построена на теории Дарвина, поэтому ее называют неодарвинизмом. Заслугой Дарвина было установление механизмов эволюции. Эволюция состояла в естественном отборе организмов, наиболее приспособленных к внешним условиям, и постепенном накоплении приобретенных признаков. Эти признаки не рассеиваются в последующих поколениях, из-за дискретного наследования генов по законам Менделя. Идеи Дарвина широко обсуждались - частично из-за неточности в определении и понимании терминов (наследственность и приспособляемость), частично из-за неправильного толкования этих слов популяризаторами. И потом, естественный отбор должен занимать достаточно большие промежутки времени.

    Динозавры мелового периода.

    Аллозавр.

    Аллозавры появились в позднем юрском периоде (около 150 млн. лет назад), жили и на протяжении раннего мелового периода (около 112-104 млн. лет назад). По сравнению с юрскими меловые аллозавры были более мелкими: взрослые особи при росте около 2 метров достигали 6 м длины и весили более 1 т. У аллозавров был очень большой череп, на котором располагались бугорчатые гребни. Возможно, они служили местом крепления мышц. В почти метровых челюстях росли острые зазубренные зубы. Передние трехпалые конечности аллозавров были короче задних и заканчивались 3 острыми когтями. Сильные задние конечности были приспособлены к бегу, но при падении массивные туловище и голова не позволяли аллозавру подняться. Держались аллозавры, по-видимому, стаями успешно нападая на гораздо более крупных динозавров. Первый скелет аллозавра был найден около Мельбурна, в Австралии, а затем в США и в Северной Африке.

    Энанциорнис.

    Энанциорнис - поздние меловые птицы, жившие 70 миллионов лет назад. Его хорошо развитый плечевой пояс и элементы крыла говорят о неплохих летных способностях, однако имел зубатый клюв. Энанциорнис не имеет близкого сходства с другими меловыми и даже кайнозойскими птицами. Ископаемые остатки известны из Аргентины и Узбекистана, где в 1986 году палеонтолог Л. Несов нашел многочисленные скелеты энанциорнисов.

    Муттабурразавр.

    Муттабурразавр был крупным растительноядным динозавром, жившим в раннем меловом периоде, 110 миллионов лет назад. Свое название он по названию городка Муттабурра в Австралии, где был найден его единственный неполный скелет. Девятиметровые муттабурразавры, весившие около 4 тонн, ходили на четырех ногах, но были способны подниматься на две ноги, чтобы достать листву. Череп этого динозавра имеет удивительное полое выпуклое рыло, которое, возможно служило резонатором. Предполагается, что муттабурразавры могли издавать резкие трубные звуки. По своему строению они сходны с игуанодонами. У, них также 3 средних пальца, которые объединены подушечкой удобной при ходьбе. Очень мощные челюсти были усажены острыми зубами с режущими краями. Возможно, основу пищевого рациона муттабурразавры составляли цикадовые деревья.

    Кто такие рыбы?

    Рыбы живут в воде, они изумительные пловцы. Бывают рыбы величиной с головастика, бы

Открытый урок по географии для 7 класса

Тема: " "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Урок географии в 7-м классе.

Тема: " Растительный и животный мир Земли "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Цели урока.

1. Учебно–познавательная – Выяснить разнообразие видов растений и животных, выявить связь природных условий с растениямии животными.

2. Развивающая – формировать творческое и аналитическое мышление, развитие умений работать с географической информацией – атласами, картами, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся.

3. Воспитывающая – понимание необходимости сохранения видов, умение задавать вопросы, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.

Оборудование : учебник, атлас, карта растительного и животного мира, природных зон.

Основное содержание: флора и фауна Земли. Биоразнообразие. Биомасса. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Закономерности распространения животных и растений.

Метод урока: иллюстративно- объяснительный.

Тип урока: изучение новой темы.

Структура урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Приготовьте все необходимое, что может понадобиться нам сегодня на уроке: дневник, атлас, учебник и тетрадь. 2.Изучение нового материала.

Идет положительный настрой учащихся на разговор. Объясняются цели и задачи урока, записывается тема урока на доске.

На какие вопросы мы должны ответить в конце урока:1.Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?

2. Как природные условия влияют на растительный и животный мир?

3. Почему флора и фауна различаются на разных материках?

Поговорим о значенииживотных и растений для человека и планеты в целом. Рассмотрим, какое влияние оказываетчеловек на растительный и животный мир.

Ученики высказывают свое мнение, отвечают на поставленные вопросы учителя. Вместе обсуждают ответы.

Учитель: Мы в разговоре столкнулись с новыми понятиями «флора», «фауна», «биомасса», «биоразнообразие». Давайте посмотрим, что означают эти понятия на стр.66 учебника и запишем их в рабочую тетрадь.

«флора» - это совокупность видов растений.

«фауна» - это совокупность видов животных.

«биоразнообразие» - разнообразие видов живых организмов в биосфере.

«биомасса» - общая масса живых организмов.Биомасса - это количество живого органического вещества (растений, животных, грибов, бактерий) , который разделяется на фитомассу (массу растений) , зоомассу (массу животных) , микробную массу. Средняя величина биомассы на единице поверхности суши составляет 0,5 кг/га.Биомасса Мирового океана в 1000 раз меньше, чем биомасса обитателей суши, и составляет 3.9109 т,

Организмы континентальной части

· Зеленые растения - 2400 млрд тонн (99,2 %)

· Животные и микроорганизмы - 20 млрд тонн (0,8 %)

Организмы океанов

· Зеленые растения - 0,2 млрд тонн (6,3 %)

· Животные и микроорганизмы - 3 млрд тонн (93,7 %)

Таким образом, большая часть биомассы Земли сосредоточена в лесах Земли. На суше преобладает масса растений, в океанах масса животных и микроорганизмов. Однако скорость прироста биомассы (оборот) намного больше в океанах. На Земле существует от 100 до 250 тысяч видов грибов.

Растений - 300 тыс. видов.Животных- 1,5 млн. видов. Учитель: А теперьвспомним, что такое природная зона, как связаны животные и растения с природными условиями. На этом этапе урока идет работа с картами атласа: климатической, картой природных зон.

На суше Земли, начиная от полюсов к экватору, биомасса постепенно увеличивается. Вместе с тем возрастает и количество видов растений. Тундра с лишайниками и мхами (до 500 видов) сменяется хвойными и широколиственными лесами, затем степями (до 2000 видов) и субтропической растительностью (свыше 3000 видов). Наибольшее сгущение и многообразие растений имеет место во влажных тропических лесах (свыше 8000 видов). Высота деревьев достигает 110-120 м. Растения растут в несколько ярусов, эпифиты покрывают деревья. Количество и разнообразие видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору. В лесах животные расселены в различных ярусах. Наивысшей плотности жизнь достигает при большом разнообразии строения организмов, т. е. при различной приспособленности видов к условиям совместного существования. Поэтому наибольшая плотность жизни наблюдается в биогеоценозах, где виды связаны цепями питания. Между организмами идет жесточайшее состязание за обладание пространством, пищей, светом, кислородом.

Биомасса Мирового океана. Гидросфера Земли, или Мировой океан, занимает более 2/3 поверхности планеты. Объем воды в Мировом океане в 15 раз больше возвышающейся над уровнем моря суши. Вода обладает особыми свойствами, важными для жизни организмов. Ее высокая теплоемкость делает более равномерной температуру океанов и морей, смягчая крайние изменения температуры зимой и летом. Теплопроводность воды больше теплопроводности воздуха в 20 раз. Океан замерзает только у полюсов, но и подо льдом существуют живые организмы Вода – хороший растворитель. В состав воды океана входят минеральные соли, содержащие около 60 химических элементов. И, что особенно важно для жизни растений и животных, в ней растворяются поступающие из воздуха кислород и углекислый газ. Водные животные также выделяют при дыхании углекислый газ, а водоросли в процессе фотосинтеза обогащают воду кислородом.Физические свойства и химический состав вод океана весьма постоянны и создают среду, благоприятную для жизни. Фотосинтез водорослей происходит главным образом в верхнем слое воды – до 100 м. Поверхность океана в этой толще заполнена микроскопическими одноклеточными водорослями, образующими микропланктон (греч. «планктос» -- блуждающий). На океан приходится около 1/3 фотосинтеза, происходящего на всей планете.

В Мировом океане живой биомассы в 1000 раз меньше, чем на суше. Океан не так богат жизнью, как недавно еще предполагали.

Воздействие человека на биомассу планеты. Человечество представляет собой небольшую биомассу в биосфере, но оно оказывает на нее грандиозное воздействие. Масштабы деятельности человечества расширяются благодаря постоянно растущей численности людей, стремительному ускорению научно-технического воздействия на природную среду.В развитии биосферы наступил такой период, когда человек должен планировать свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она не нарушала сложившиеся в этой гигантской экосистеме закономерности, не способствовала сокращению биомассы.Биомасса Земли-1800 млрд т.

Давайте выявим особенности живых организмов в разных природных зонах: Сообщение 1: Влажныеэкваториальные леса.

Во время каждого сообщения учащиеся работают с картой, показывая на ней объекты, и идет показ слайдов.

Сообщение: саванны.

Сообщение: пустыни.

Сообщение: степи.

Сообщение: смешанные и широколиственные леса.

Сообщение: тундры.

Учитель: Посмотрите на фото животных на стр.69, сравните их, скажите, чем похожи, чем отличаются эти животные.

Ученики выдвигают свои версии о сходстве и различии животных, говорят о том,что эти животные живут на разных материках.

На данном этапе урока идет работа с картами атласа: картой природных зон, климатической, картой строения земной коры.

Далее ребята вместе с учителем делают вывод, что причиной разнообразия флоры и фауны материков является: географическое положение, особенности развития территории, влияние человека. Вывод можно записать в тетрадь.

Учитель: Если среда обитания животных или растений меняется, то вид может оказаться под угрозой исчезновения. Перечислите мне растения и животных, которые исчезли или их мало осталось. Скажите, а что делают люди для того, чтобы эти животные и растения выжили?

Ученики называют представителей растительного и животного мира, которые оказались на грани вымирания, ведется разговор о Красной книге.

1. Охарактеризуйте биомассу суши. 2. Как распределена биомасса в Мировом океане? 3. Какое влияние оказывает деятельность человечества на биомассу Земли?

3. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте заполним таблицу, разделите тетрадь на две колонки. Запишите в первую колонку таблицы «Что я знаю о растительном и животном мире», а во вторую колонку « Что я узнал сегодня нового о растительном и животном мире».

Учащиеся заполняют таблицу, вместе с учителем сравнивают ответы.

4.Домашнее задание .1) & 18. Составить кроссворд по природным зонам.

2) Можно написать творческое сочинение о природной зоне.

Природа нашей планеты Земля уникальна и разнообразна. Леса, степи, горы, реки и озера богаты многообразием растительного и животного мира, где растения и животные имеют свои особенности, виды и характеристики.

Разным местностям расположенных на контентах характерны свои природные зоны, которые зависят от климата и географического местоположения. И тем не менее все растения и животные живут в экосистемах, которые объединяет природа земного шара.

Природа, растения и животные Европы

Располагаясь в Северном полушарии для европейской части материка Евразии характерны широколиственные и смешанные леса, предгорные и горные природные зоны. Ближе к северу Европы среди растений часто встречаются сосны, ели, березы, а южнее дубы, оливковые деревья и теплолюбивые растения. Среди животных частые гости лесов белки, лисы, волки, медведи, олени, зайцы и многие другие...

Природа разных стран Европы:

Природа, растения и животные Азии

Для северной части Азиатского континента характерен холодный континентальный климат, в суровых условиях которого умело приживаются растения тундры и тайги, такие как ель, пихта и сосна. Среди животных жители таёжных степей это олени, волки, песцы и различные перелетные птицы, прилетающие в эти края летом.

Попадая под влияние экваториального пояса, климат в Ближней Азии теплый и влажный, поэтому здесь преобладают густые тропические леса с обилием растительности. Среди животных много таких, которых можно назвать экзотическими, это носороги, слоны, тигры, крокодилы и другие.

Для природы юго-восточной части Азии характерна своеобразная природа. Среди растений лишайники, карликовые деревья, ягодные кустарники, среди животных тигры, коалы, панды и более привычные для всей другой Азии медведи, волки и лисы...

Природа разных стран Азии:

Природа, растения и животные Африки

Африка располагается на самом жарком континенте, через который проходит линия экватора. Поэтому в Африке очень жарко и круглогодичное лето. В Северной части материка Африки климат засушлив, жаркий, а местность по большей части пустынная с огромными барханами песков на многие километры. И здесь в самой жаркой части планеты есть место для растительного мира, например, пальмы, пробковые и каучуковые деревья. На оазисах посреди песков живут необычные экзотичные животные антилопы, львы, гепарды, крокодилы и другие

Южная Африка это целый природный мир живописных мест с красивой вечнозеленой природой, это тропические леса, саванны, джунгли. Также Южная Африка богата уникальным животным миром, характерным только для таких жарких стран, жирафы, зебры, носороги, слоны и леопарды...

Природа, растения и животные Северной Америки

Климат Северного материка Америки, находясь на другой стороне земного шара, повторяет климат Евразии, на территории Канады более холодный и снежный, а вниз по территории США всё более теплый. Встречаются многие растения и животные, что и в Европе, но есть и собственные виды животных, например бизон, койот и скунс...

Природа разных стран Северной Америки:

Природа, растения и животные Южной Америки

Южная Америка по большей части попадает в Южное полушарие земного шара и там, где ближе к югу времена года идут наоборот. Когда в Европе зима, в Южной Америке лето. Растительный мир разнообразен, это и кактусы, которых особенно много в Мексике, и древние деревья секвойи, а среди животных ленивцы, муравьеды, броненосцы и огромное множество птиц в ярких цветных оперениях...

Природа разных стран Южной Америки:

Природа, растения и животные Австралии

Материк Австралия находится в Южном полушарии, где времена года идут наоборот и довольно тепло. Правда, растительный мир в Австралии не очень богат разнообразием, но есть растения произрастающие только здесь, например, эвкалипт и бутылочное дерево. Животный мир Австралии необычен, здесь много сумчатых животных, белки, кенгуру, небольшие медведи и коала...

Природа, растения и животные Антарктиды

Антарктида это материк на Южном полюсе Земли, который является самым холодным местом на планете. Именно поэтому на поверхности он состоит из толстых слоёв льда. Из-за сильного холода здесь практически нет растений, которые смогли бы произрастать, только мхи, лишайники и водоросли, которые встречаются на побережьях, где теплее. А вот среди немногочисленных животных, самые яркие представители это пингвины. Также вблизи берегов встречаются разные прибрежные птицы, голубоглазые бакланы, поморник, снежный буревестник...

Природа, растения и животные морей и океанов

Моря и океаны занимают большую часть площади поверхности Земли. Океан играет огромную важную роль в формировании климата всей планеты, с его поверхности вода в виде осадков переносятся на материковые части, что позволяет существовать жизни и растительности на континентах. Растительный мир богат различными подводными растениями, произрастающими на дне океанов и морей, а животный мир морей и океанов уникален, в океанах живут тысячи видов рыб, морские животные, акулы, осьминоги, киты и необычные жители подводных глубин...

Cовременная растительность Новой земли довольно разнообразна. Наиболее ярко флора островов представлена на полуострове Гусиный нос - такого разнообразия растений нет ни в одном другом районе архипелага.

Суша этого района архипелага занята южными арктическими тундрами. По составу и характеру наземной растительности вся его территория отнесена к особой категории - тундрам низменных заболоченных приморских участков западного побережья. Только в этой области Новой Земли выявлена самая богатая флора наземных сосудистых растений (197 видов и подвидов). Здесь в естественных ландшафтах известны три вида растений (дифазиаструм альпийский, ситник трехнадрезный и щавель арктический), не отмеченных более нигде на Новой Земле.

Со времен благоприятных для существования биоты климатических периодов сохранились такие "южные" для Новой Земли, теплолюбивые виды растений, как сабельник болотный, береза карликовая, морошка, голубика, брусника, некоторые виды щавеля (например, альпийский, воробьиный), калужница болотная, лютики ползучий и золотистый, иван-чай длиннолистый и широколистный, примула мучнистая, гpyшапка круглолистная, незабудка болотная. По данным споро-пыльцевого анализа в периоды потеплений климата эти растения были широко распространены на островах архипелага. Ныне они известны всего из нескольких точек.

Аналогичных примеров среди представителей животного мира меньше. В мелких водоемах встречается пресноводный рачок - голый жаброног, полиартемия клешеносная (размер взрослых особей до 1,2-2,2 мм). Это представитель более южной фауны субарктических тундр.

На полуострове хорошо заметны естественные различия в растительном покрове.
В понижениях рельефа между невысокими грядами и в углублениях на ровной поверхности, где в избытке скапливается и почти все лето стоит дождевая и талая снеговая вода, развиваются болотные ассоциации с участием осок, пушиц, ежик, крупок, сердечника, мытников, синюхи, и некоторых других растений. Здесь обычны моховые дернины и ивняковые разрастания. Именно на сырых местах в массе встречается такой редкий вид растений флоры архипелага Новая Земля, как морошка. На защищенных от ветра участках формируются небольшие заросли из ив Мелкие озера и лужи окаймлены узким бордюром из осок, ежик, пушиц с мхами; его ширина до 1,0-1,5 м.

На обрывистых склонах доминируют маки, родиола розовая, камнеломки, крупки, копеечник, мятлики, луговик, смолевка бесстебельная, звездчатка, и другие растения. На самом перегибе склонов встречаются многие красиво цветущие и самые яркие в тундре растения (мытники, крупки, копеечник, камнеломки, синюха, незабудочник, лапчатки, звездчатки, валериана, некоторые виды лютиков). На щебнистых участках, кроме них обычны накипные лишайники, образующие причудливые узоры-разрастания на камнях; листоватые и кустистые лишайники занимает здесь участки оголенного грунта между камнями. Вдоль небольших ручьев и речек узкой полосой идет пояс околоводной растительности из осок и ожик. На склонах сухих гряд развиваются ассоциации с доминированием лишайников, камнеломок, ивы и других растений; здесь же произрастает и еще один редкий вид новоземельской флоры - брусника.

По берегу моря на песчано-галечниковых и чистых песках развиваются галофильные (солелюбивые) растительные группировки с доминированием в них бескильниц, некоторых видов осок, мятликов, хонкении бутерлаковидной и других растений. Они тянутся вдоль уреза воды, выше прибойной полосы, шириной до нескольких метров.

В природном отношении полуостров интересен тем, что только здесь в пределах всего архипелага были обнаружены 35 видов заносных растений, нехарактерных для естественных ландшафтов или других поселений человека (становищ, факторий, становых и разведочных изб промысловиков).

Один из них, самый обширный по плошади, - это наиболее старая часть поселка Белушья губа, протянувшаяся узкой полосой (около 300-400 м) вдоль бетонной дороги от нынешних пирсов и деревянного здания бывшей церкви до моста через Гавриловский залив. Здесь отмечены 16 видов заносных растений (мятлик луговой, луговик дернистый, овсяница луговая, лютик едкий, лютик ползучий, купальница европейская, сурепка, жерушник болотный, звездчатка ланцетовидная, клевер ползучий, тмин обыкновенный, пижма обыкновенная, одуванчик обыкновенный, гравилат речной, тысячелистник обыкновенный, манжетка горолковатая).

На территории Белушьей Губы заносима растения поселяются преимущественно на искусственных субстратах, нарезанных и привезенных из окрестной тундры злаковых дернинах, поскольку при строительных работах первичный почвенно-растительный покров был уничтожен. Вместе с растениями местной флоры они образовали своеобразные вторичные сообщества на искусственных грунтах.

На газонах, разбитых для озеленения улиц поселка с использованием нарезанной дернины из лугоподобных биотопов и пойм рек с доминированием среди обычных в тундре растений обычны одуванчик обыкновенный и лютик ползучий. Их густые разрастания, например, особенно хорошо заметны на склоне у канавы близ деревянного здания бывшей церкви. Большинство же других заносных растений на территории поселка заселили 1-10-метровые полосы по склонам насыпей шоссе, их подножья, засыпанные шлаком, гравием, грунтом и мусором пространства между дорогами и коробами теплотрасс, насыпи теплотрасс и построек, днища высохших канав и луж. Нередко на застроенной территории из-за уничтожения первичных грунтов заносимо растения поселяются на коренных породах (сланцах, песчаниках, алевролитах), сверху ничем не покрытых.

Другой очаг концентрации заносных видов удален к северу на 1,5 км от поселка Белушья Губа и расположен на склоне южной экспозициии, на правом берегу ручья, впадающего в Гавриловский залив. Здесь обнаружено самое высокое разнообразие заносных видов на территории поселка Белушья Губа }

просмотров