Использование мандал в практической работе психолога детского сада. Мандалотерапия для детей и взрослых

Использование мандал в практической работе психолога детского сада. Мандалотерапия для детей и взрослых




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : обучение учеников 4-х классов приемам саморегуляции посредством метода “Мандала”.

Задачи :

  • Познакомить участников с понятием “Мандала”, ее видами и значением.
  • Обучить способам диагностики эмоционального состояния с помощью метода “Мандала”.
  • Обучить способам коррекции эмоционального состояния с помощью метода “Мандала”.
  • Развить воображение и креативность с помощью метода “Мандала”..

План занятия:

  1. Теоретическая вводная часть
  2. Правила работы с методом “Мандала”.
  3. Медитация.
  4. Рисование.
  5. Рефлексия.
  6. Рисование 2.
  7. Рефлексия 2.
  8. Завершение.

Материалы:

  • смарт-доска;
  • заготовки для рисования (по 2 на каждого участника);
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • памятки.

Условия:

Ход занятия

1. Теория.

Добрый день, уважаемые участники!

Любая работа с психологом имеет свои правила . И вначале мы остановимся на том, как будет проходить наше занятие. Наша встреча продлится около часа, втечение которого каждый из вас будет работать сам с собой, исследовать своё внутреннее состояние. Чтобы вам ничто не помешало встретиться с собой, прошу вас отключить звук телефонов и убрать все посторонние предметы. Занятие наше достаточно безопасно , у вас не будет необходимости рассказывать что-то о себе без вашего желания.

Сегодня мы будем рисовать своё состояние, самочувствие, настроение. Поэтому прошу вас ни в коем случае не давать оценку своему творчеству или творению соседа или друга. Ведь каждый человек имеет право чувствовать то, что он чувствует. “Хороших, плохих, красивых, некрасивых” изображений быть не может. Мы лишь констатируем факт: “Сейчас я переживаю это”. Если вам самим приятен ваш рисунок, а, следовательно, и ваше состояние, - прекрасно. Если нет – вы определяете для себя цель (к какому самочувствию вы хотите прийти), и работаете над ней.

(Слайд 2-6)

“Мандала” в переводе с санскрита означает “круг” или “центр”. Это символ, который издревле встречается в творениях людей и самой природы. Например, бубны сибирских шаманов, юрты кочевников, Стоунхендж, клумбы, снежинка и радужка человеческого глаза – это всё мандалы. Даже наша Земля из космоса выглядит как мандала. Люди давно интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге.

Мандала обладает такими качествами, как: (Слайд 7) Универсальность . Арт-терапия подходит людям любого возраста, пола. Подходит для работы индивидуально и в группе. А также помогает в решении самых различных проблем: во взаимоотношениях, со здоровьем, для разрешения внутренних противоречий и т.д.

  • Развитие творческих способностей. Каждый человек с рождения имеет творческий потенциал и способен к творческому самовыражению. Но с годами мы начинаем оценивать своё творчество словами “правильно-неправильно, красиво-некрасиво, похоже-непохоже” и т.д. И ставим себе запрет на дальнейшее творчество, считая себя бесталанным. Но в том и состоит суть: выразить то, что видите вы сам. Выразить так, как никто, кроме вас, не увидел. Творчество – это не предмет для оценивания, это путь самовыражения.
  • Безоценочность . Из вышесказанного и вытекает ещё одна особенность Арт-терапии – безоценочность.
  • Безопасность . Арт-терапия безопасна для нас, поскольку любое своё состояние вы можете нарисовать, облачить в сказку, вышить или сплести, сочинить музыку. И вам нет необходимости разъяснять людям свои чувства, если вы считаете это неуместным. Кроме того, арт-терапия безопасна для окружающих. Если вы очень разгневаны, гораздо более приемлемо выразить свой гнев на бумаге в виде рисунка или беспорядочной мазни, чем ругаться с людьми или крушить мебель. Также, просто рисуя своё неприятное самочувствие или сильную неприятную эмоцию, вы уже освобождаетесь от неё, уменьшаете её действие, вытаскиваете её из себя на бумагу.
  • Свобода самовыражения. В арт-терапии нет никаких законов и правил. Никто не скажет, что ваше творчество “нелогично, неправильно”. Это позволяет вам найти свой собственный уникальный путь, создать уникальный продукт, который будет эффективным именно для вас.
  • Простота в применении. Во-первых, нам достаточно легко раздобыть лист и карандаш, чтобы в любое время и в любом месте выплеснуть эмоции или создать себе поддержку с помощью приятного изображения. Во-вторых, арт-терапия не требует от человека каких-то особых знаний и навыков.
  • Связь с бессознательным. Когда мы перестаём говорить, размышлять, просто выключаем интеллект и доверяем работу чувству, телу, снимаются различные преграды, которые мы строим в своём сознании. Все, что мы прячем даже от самих себя, может беспрепятственно пройти из глубин души наружу. Именно с помощью методов арт-терапии быстрее всего можно проникнуть в самую суть проблемы и также быстро решить её.
  • Научно доказано, что Мандала помогает : (Слайд 8) Исследовать самочувствие и взаимоотношения. Рисунок мандалы позволяет диагностировать физическое и психическое самочувствие, чем мы сегодня и займёмся. А так же мандала, сделанная семьёй или членами семьи в отдельности, показывает самочувствие членов семьи, удовлетворённость семейными отношениями.

  • Нормализовать эмоциональное состояние. Помогает простое раскрашивание готовых шаблонов, это успокаивает, снимает напряжение.
  • Активизировать ресурсные состояния, улучшить взаимоотношения. Можно целенаправленно создать специальные мандалы, которые будут вас расслаблять или, наоборот, заряжать энергией.
  • (Слайд 9-23) Посмотрим, как же выглядят мандалы (мандалы древних народов и цивилизаций; мандалы, нарисованные современными людьми в психотерапевтических целях). Таким образом, мандала – это не обязательно симметричное изображение с ярко выраженным центром. Это любое изображение, вписанное в круг и выражающее особый смысл.

    II. Медитация (под музыку)

    (Слайд 24)Примите удобную позу и закройте глаза. /Сосредоточьтесь на дыхании. Дышите ровно и спокойно. Вдыхайте носом и выдыхайте ртом. / Послушайте звуки вокруг вас. Ощутите пространство, температуру. /Теперь прислушайтесь к звукам внутри вас. Ощутите своё тело. Пройдитесь мысленным взором по всем частям тела. Ощутите вес рук и ног. /Сосредоточьтесь на своих чувствах. Какие сейчас внутри вас эмоции? Попробуйте определить, какого они цвета? Какой они формы? /сейчас опять сосредоточьтесь на ощущениях в теле... на дыхании. /когда будете готовы, открывайте глаза и возвращайтесь в кабинет.

    Сейчас без лишних слов возьмите заготовку мандалы, и с помощью карандашей и фломастеров изобразите те чувства, которые вы в себе увидели. На это у вас есть 10 минут.

    III. Рисование 1

    Рисование длится 5-10минут. Завершаем рисование. Готовимся к исследованию своего внутреннего мира. По ходу размышлений можете делать для себя пометки на листах у вас на столе.

    IV. Рефлексия 1

    Для начала посмотрите на свою мандалу. Нравится ли она вам в целом?

    Каково общее впечатление от рисунка? (тревожное, спокойное, агрессивное, движется ли она или статична)

    Теперь перейдём к определению значения цветов и форм элементов, которые вы использовали в рисунке. (работа с таблицами) (Слайд 25-27)

    • Теперь попробуйте обобщить, какое вы нарисовали самочувствие, настроение?
    • Насколько вы согласны с этим описанием?
    • Это самочувствие относится к физическому или эмоциональному состоянию?
    • Знаете ли вы причины этого состояния? Что его могло вызвать?
    • Хотите ли вы что-то изменить? Какова ваша цель? (Запишите её.)
    • Подберите для целебной мандалы нужные цвета и формы.

    V. Рисование 2 (под музыку)

    Рисование длится 10 минут. Завершаем рисование. Внимательно посмотрите на оба своих рисунка. Готовимся к размышлениям и обсуждению.

    VI. Рефлексия 2

    Самый главный вопроснравится ли вам то, что вы изобразили ? Если есть желание что-то добавить или перерисовать, обязательно нужно это сделать. Мандала будет закончена тогда, когда, глядя на неё, вы будете полностью довольны.

    • Сейчас посмотрите внимательно на ваш рисунок.
    • Не изменилась ли ваша цель в процессе рисования?
    • Удалось ли вам войти в желаемое состояние?
    • Как вы ощущаете себя сейчас?
    • Близок ли вам оказался этот метод?

    VII. Завершение.

    На этом наше занятие завершается. Есть ли у вас вопросы?

    (Слайд 28) Для успешной работы с мандалами я приготовила для вас памятки, с помощью которых вы сможете исследовать диагностический рисунок и создать целебный.

    Список используемой литературы.

    1. Шевченко М. Я рисую и исцеляю себя / М. Шевченко.- АСТ, У-Фактория, ВКТ, 2009.
    2. Вознесенская В. Мандалы. Магические рисунки для счастья, любви, удачи/ В. Вознесенская. ООО “Издательство АСТ”.
    3. Статья: Мандала. Электронный ресурс (1997-2016 Универсальная научно-популярная энциклопедия “Кругосвет).
    4. Статья: Практическая работа с детьми с использованием техники Мандалы. Шевелёва Е.В. электронный ресурс

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Мастер – класс на тему: «Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт – терапия». Педагог – психолог Фролова Татьяна Владимировна

    Арт – терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Термин « арт – терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

    Цель атр – терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт – терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

    Задачи арт – терапии. 1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативны чувствам. 2. Развивать самоконтроль, творческие способности и повысить самооценку. 3. Проработать подавленные мысли и чувства. 4. Получить материал для психодиагностики. 5. Сконцентрировать внимание на мыслях и чувствах.

    Виды арт – терапии: 1. Изотерапия. 2. Сказкотерапия. 3.Игровая терапия. 4. Песочная терапия. 5. Музыкальная терапия. 6. Фототерапия.

    Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции с невротическими, психосамотическими нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Благодаря рисованию человек легче восприминает болезненные для него состояние.

    Техника медитативного рисунка – мандала. Понятие мандалы было внесено в западную психологию К. Юнгом. Он открыл её, занимаясь психоанализом. Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Рисуют по разным случаям.

    Как правильно раскрашивать мандалы? На раскрасках мандал используется всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Раскрашивать только цветными карандашами. Рисунок мандалы признается совершенным, поэтому не терпит дорисовок. Раскрашиваются те части которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.

    Игротерапия – вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

    Музыкотерапия – одно из направлений арт – терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

    Сказкотерапия – метод практической психологии. Сказки для сказкотереапии подбираются разные: народные, авторские, специально – разработанные, коррекционные. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

    Благодаря занятиям арт – терапии, учатся «выпускать пар»- давать выход агрессивности и другим негативным чувствам без угрозы для других людей.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

    Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

    Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ

    Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...

    Коррекционно-развивающая программа Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии

    Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных группДанная программа составлена для детей 5- 6 лет, старшей в...

    Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).

    Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – э...

    Птушкина Галина Анатольевна
    Должность: педагог-психолог
    Учебное заведение: МБДОУ "Верх-Суетский детский сад "Улей"
    Населённый пункт: Алтайский край Суетский район с.Верх-Суетка
    Наименование материала: Статья,конспект НОД.
    Тема: Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
    Дата публикации: 06.01.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в

    психокоррекционной работе психолога.

    Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
    Современная система дошкольного позволяет использовать разные программы и педагогических технологии. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Поэтому задача педагогов заключается в том, чтобы ребенок был в комфортных для него психологических условиях. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы. Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с правым полушарием мозга.
    Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности. Метод мандала использую как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал.
    Основные цели работы при разукрашивании мандал:
    -развитие творческих способностей; -развитие произвольности поведения; -развитие воображения; -снятие внутреннего напряжения, релаксация; -развитие мелкой моторики рук. У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала- терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие то, чем он является в настоящее время. Например, если ребенок рисует круг – это равновесие и порядок, треугольник – если вершина направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к совершенствованию, если вниз – разрушение. Цветок – символ красоты и жизни. Простое разглядывание мандалы, то же приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния ребенка. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
    На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу (диване) , закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты - хозяин этого места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха, еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз, оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно всмотрись в то, какие цвета или картины у тебя возникают. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза, и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили». Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому, когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа пишу фамилию и имя автора, возраст и ставлю дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и подписать рисунок. Следующий этап работы - это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому спрашиваю его, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга. Пока ребенок рассказывает, записываю его рассказ на отдельном листе бумаги и затем прикрепляю к мандале. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
    Конспект занятия для старших дошкольников

    «Я сегодня » (с использованием мандал)

    Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать эмпатию. Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы. Ход: Ребята! Я приглашаю вас посетить полянку эмоций. (Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость). Упражнение 1.«Улыбка» Психолог: Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу). Упражнение 2. «Угадай эмоцию» (можно использовать кубик эмоций) Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство. Упражнение 3. «Мандалы» Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (животные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова «мандала». «Слушание мандал» Дети удобно садятся, закрывают глаза. Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов). Обсуждение (рефлексия) занятия
    Педагог предлагает детям сесть полукругом,показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил. Мандала с детьми Вопросы к детям: 1. Что тебе понравилось больше всего делать на занятии? 2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу? 3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас? Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.
    Список литературы:
    1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.- СПб.: Речь, 2002.-144с. 2. Дошкольный психолог № 2 (13) 3. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с. 4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов. 5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с. 6. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.:Теревинф,1997.-341. 7. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19. 8. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31. 9. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95- 182.

    ПРИМЕРЫ.
    Солнечная мандала. Геометрические мандалы.
    С животными

    Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.

    Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.
    Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).

    Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.

    Мандала терапия: показания

    • Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
    • нервное напряжение;
    • заниженная самооценка;
    • агрессивность поведения;
    • семейные конфликты;
    • детское непослушание и отстранение от взрослых;
    • депрессии;
    • сложная адаптация к новым условиям;
    • расстройства мелкой моторики;
    • психосоматические нарушения;
    • страхи, хроническое тревожное состояние;
    • склонность к суициду;
    • потеря творческого потенциала;
    • кризис среднего или подросткового возраста;
    • нетерпеливость и гиперактивность.

    Быстрый способ избавиться от выше описанных состояний – использовать систему Турбо-Суслик (). В отличие от мандалы, избавляет от этих и многих других состояний навсегда. Фактически, перебрасывает в иную плоскость бытия, где такие низкочастотные состояния, просто, не актуальны.

    Мандала терапия – метод работы многих педагогов-психологов в детских учреждениях. Арт-терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.

    Значение цветов и символов

    Диагностика в арт-терапии включает в себя знакомство, настрой на сотрудничество, непосредственное собирание артефактов (готовых изображений) и метод расшифровки символов.
    Основные символы в мандале:

    Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.

    Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.

    Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.

    Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.

    Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.

    Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.

    Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.

    Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.

    Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.

    Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.

    Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.

    Корни – связь с родными, с родной землёй.

    Деревья – мироздание, основательность.

    Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.

    Собака – дружелюбие, преданность.

    Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.

    Змея – мудрость, хитрость.

    Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.

    Голубь – счастье, любовь.

    Павлин – сила характера, гордость.

    Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.

    Рыба – уединение, желание справедливости.

    Цвета и значения:

    1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
      Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
    2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
    3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
    4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
    5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
    6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
    7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
    8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

    Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.

    Диагностика по сочетанию цветов:

    • Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
    • Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
    • Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
    • Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
    • Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
    • Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.

    Важные моменты трактовки мандалы:
    – доминирование или отсутствие какого-либо цвета
    – пространственное расположение:

    • Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
    • Контур – ключ взаимодействия с миром.
    • Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

    Основы рисования

    Метод мандала терапии чаще практикуют в рисовании на бумаге. Это может быть готовая раскраска с множеством замысловатых линий и изгибов.

    Для создания рисунка понадобится большой лист белой бумаги, карандаши или краски.

    Техника рисования не очень сложна. Главный принцип – рисование в круге.
    Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.

    Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.

    Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.

    Фролова Татьяна Владимировна
    Должность: педагог - психолог
    Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6"
    Населённый пункт: город Назарово, Красноярский край
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: "АРТ - терапия, как средство сохранения психологического здоровья детей".
    Дата публикации: 05.02.2018
    Раздел: дошкольное образование

    Мастер - класс для педагогов ДОО «Арт-терапия как

    средство сохранения психологического здоровья детей»

    Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников

    мастер – класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт

    – терапевтических технологий.

    Задачи:

    1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих

    характерных особенностей и предпочтений;

    2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки

    поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

    3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным

    материалом;

    4. Формировать адекватную самооценку.

    Основная часть:

    Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это

    понятие означает терапия искусством.

    Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие

    способности самовыражения и самопознания.

    Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает

    выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять

    собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это

    метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием

    своего внутреннего мира.

    Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и

    тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для

    детей является не искусством, а речью.

    У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их

    помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что

    педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы

    ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

    Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания,

    А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

    Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с

    использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на

    психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в

    психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-

    положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития

    Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок,

    метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует

    потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически

    выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии

    коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка -

    основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

    которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со

    взрослыми.

    Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию

    при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и

    пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность

    поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи

    прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый

    психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние

    конфликты и достичь внутренней гармонии.

    Игротерапия - вид психотерапии, в которой используется терапевтическое

    воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и

    социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

    Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть

    самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве

    средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и

    справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и

    удивительные звуки музыки, а также богатство образов и красок произведений

    великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти

    особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями,

    помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь

    каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих

    маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и

    дают возможность выплеснуться своему "Я".

    Практическая часть:

    1.Упражнение «Приветствие» (игровая терапия)

    Ход упражнения: Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы

    здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки,

    эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю вам

    участникам мастер – класс поздороваться с соседом слева по - европейски, с

    соседом справа как эфиопы, Молодцы!

    2. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

    Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

    Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём

    Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

    Отгадать загадку,

    Рассказать стишок,

    Сказать комплимент соседу справа,

    Произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

    Спеть куплет из любой песни,

    Пройти по залу, как модель.

    3. Мандалы для раскрашивания (изотерапия).

    Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок.

    Рисуются по разным случаям. Используется только всего 4 цвета: красный,

    желтый, зеленый и синий. Раскрашивать нужно только цветными карандашами.

    Раскрашиваются те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке,

    закрашивая полностью или частично.

    4. Сказкотерапия.

    а) «Сочиняем сказку».

    Вопрос на который вы должны ответить сказкой «Почему кактус колючий».

    б) Рассказывание сказки «Снегурочка» сказка должна закончиться хорошо.

    в) Рисование иллюстраций в «Книгу страхов».

    5. Музыкотерапия.

    Упражнение «Рисунки на спине».

    Все встают по кругу, в затылок друг другу, на расстоянии чуть меньше

    вытянутой руки. «Сейчас, − говорит психолог, − я расскажу вам сказку, которую

    мы «нарисуем» друг у друга на спине. Приготовим «лист бумаги», «разгладим»

    его (гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Итак, жил-

    был медвежонок (рисуют пальцем фигурку). Он очень любил гулять по лесу.

    Однажды он пошёл на прогулку (изображают пальцами идущие ножки).

    Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими

    поворотами (всё это изображается на спине). Светило яркое солнце (пальцем

    рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучики нежно ласкали спинку

    медвежонка (ладошками гладят спину игрока). Вдруг появились тучи (рисуются

    тучи). Начался дождь (показывают, как падают капли дождя). Затем пошёл град

    (игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие

    лужи (рисуются лужи). Любимым занятием медвежонка было смотреть в лужи и

    улыбаться своему отражению (пальцем рисуют веселые рожицы).

    6. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

    Педагогам, предлагается написать на спикере одним словом оценку мастер –

    класса и поместить на рисунки чемодана, корзины и мясорубки.

    Чемодан – мастер – класс был им полезен и важен, они берут материал в свой

    педагогический багаж.

    Мясорубка – мастер – класс полезен и важен, но нужно его осмыслить,

    «переварить».

    Корзина – мастер – класс педагогам не интересен, не представляет для них

    важность и в их практике не пригодиться.



    просмотров