Комнатные растения в подготовительной группе. О лекарственных растениях в подготовительной группе

Комнатные растения в подготовительной группе. О лекарственных растениях в подготовительной группе

Конспект занятия в детском саду: В мире комнатных растений для детей 5-7 лет.


Автор : Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж
Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7 лет.
Цель : Называть растения и основные его части. Правильно ухаживать за растениями.
Задачи -Расширять знания о комнатных растениях.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Научить изображать комнатные растения.
-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.
-Ознакомить с несколькими видами комнатных растений.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.
Предварительная работа Создание предметной среды, направленной на развитие интереса детей к растениям, наличие демонстрационного материала: картинки и плакаты из серии <<Комнатные растения>>. Видеоматериал - для показа на экране.

Ход занятия

Воспитатель Отгадайте загадки:<< Дышит,растет, а ходить не может>> (Растение).
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Комнатные растения)
О чем сегодня будем говорить? (О комнатных растениях).
Накрыт бокал с водицей,
Ежовой рукавицей. (Кактус)


В кадке вырос куст,
И широк,и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)


Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет,а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алое)


На окне стоит горшок,
В нём чудеснейший цветок,
Фиолетовый, изящный,
Ароматом манящий! (Фиалка)


Воспитатель Какие еще комнатные растения,кроме вышеперечисленных вы знаете? (Каланхоэ, кала, папоротник). Покажите картинку?




Воспитатель Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них- жаркие страны, где круглый год лето.Человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом. Но почему?
Дети Создаются все условия, чтобы растения не погибли, зимой не замерзли.
Воспитатель Вспомните, что необходимо для растений?
Дети Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.
Воспитатель Помощников растений пять, как пять пальцев на руке. Растениям нужна почва?
(Да,они растут в горшках с землей).
Почему комнатные растения ставят на подоконник? (Для роста им нужен свет).
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (Им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? (Растениям нужен воздух, чтобы они дышали).
Что надо делать, чтобы им стало легче дышать? (Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с них пыль).
Пятое условие для роста растений какое?(Необходима вода - их надо регулярно поливать).
Посмотрим как растет цветок.

Дети называют основные части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).


Комнатных растений очень много, познакомимся еще с несколькими из них.
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)


По очереди на экране дети смотрят на картинки растений,с воспитателем повторяют сложные имена и запоминают(герань, колеус, бегония, гардения, агава).






Физкультминутка
Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Воспитатель Как правильно ухаживать за комнатными растениями?(Поливать, рыхлить, опрыскивать,вытирать пыль, мыть). Давайте будем всегда дружно ухаживать за нашими комнатными растениями. (Дети поливают цветы, вытирают пыль, опрыскивают с указаниями воспитателя)





Для закрепления правильного ухода за растениями смотрят видеоматериал, воспитатель комментирует

Воспитатель Рассмотрите все картинки и нарисуйте ваше комнатное растение.


Воспитатель Из всех рисунков выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.

Образовательная область : «Познание»

Цель: Формирование у детей основ целостной «экологической» картины окружающего мира с учётом гендерных особенностей.

Программные задачи: Расширять и уточнять представления детей о растениях луга, сада, леса, о способах правильного взаимодействия с растениями и животными. Продолжать знакомить с лекарственными свойствами этих растений. Дать понятие о жизненном цикле растения. Закреплять умения устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Упражнять детей в умении петь коллективно с музыкальным сопровождением. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами цветов, работа по схеме «Рост и развитие одуванчика».

Этапы развития:

1)Знакомство с растением – одуванчик (рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, беседа о том, как он растёт.)

2) знакомство с игрой- схемой (рассматривание игры, карточек к игре, объяснение последовательности роста и развития одуванчика при помощи карточек)

3)Составление рассказа- образца воспитателем про одуванчик, упражнение детьми в составлении рассказа.

4) На итоговом занятии игра–схема для составления рассказа используется детьми без помощи воспитателя, заучивание стихов, составление рассказов о цветах по схеме, изготовление шапочек цветов - девочками, а мальчиками шапочек насекомых. Разучивание песни «Не рвите цветы, не рвите…»

Словарная работа: Обогащение словаря словами: пыльца, опыление. Активизация в речи детей слов: рассада, саженцы, нектар.

Закреплять умения согласовывать слова в предложения.

Методы и приемы: Словесные: беседа о растениях, вопросы к детям, составление описательного

рассказа – загадки о ромашке, художественное слово: стихи о цветах.

Наглядные: работа по схеме - «Строение растения», «Рост и размножение

растения», «Кто лишний», внесение макета «Ромашки».

Игровые: разгадывание ребуса, составление целого из частей, физминутка, сюрпризный момент- появление «цветов – детей» (мальчик - Василёк, девочка- Роза).

Практические: трудовая деятельность: посадка рассады, использование технических средств.

Материал и оборудование: Слайды с изображением цветов, использование схемы Васильевой С.А- Тематический словарь в картинках: Цветы. Деревья. (Составление рассказа -загадки про ромашку), макет -«Ромашки» с отрывными лепестками-заданиями, схемы: «Строения цветка» (Роза), Роста и размножения растения» (иллюстрированный материал из пособия « Воздух-невидимка» НА Рыжова.) Я использовала инновационные технологии при разработке и создании этой игры – схемы, которая позволила детям с интересом и лёгкостью составлять описательный рассказ. Игра состоит из 3-х частей: 1. Внизу приклеена картинка – подземная часть одуванчика, которая закрыта коричневым квадратом (почва).2. Во втором кармане картинка с изображением сугроба (зима). По мере составления рассказа карточки из среднего и верхнего карманов вынимаются. (Дополнительные карточки – солнце и ветер.) 3.По ходу рассказа вынимается карточка с сугробом 4. убирается коричневый квадрат. 5.Убирается картинка с зелёными листьями одуванчика. 6. Затем 3 карточки по одной по ходу рассказа вынимаются из 3-го кармана. 6. В заключении убирается последняя карточка с 3-го кармана. Игра - схема «Кто лишний», костюмы Василька и Розы, шапочки цветов для девочек, и шапочки насекомых для мальчиков, ребус, портрет Розы из частей, фартуки для работы, земля, саженцы цветов (Бархатцы) совочки, горшочки.

Интеграция образовательных областей: «Б езопасность», «Художественная литература», «Коммуникация», «Труд», «Музыка».

Ход занятия: Ребята я вас приглашаю прогуляться и окунуться в мир прекрасного, в царство цветов (идёт просмотр видео слайдов о цветах)

- Ребята как вы думаете, кто создает эту красоту?

А вы хотели бы принять участие и оказать помощь в создании царства цветов в нашем детском саду. Я предлагаю сегодня, посадить своими руками и вырастить садовые цветы и украсить ими нашу клумбу. Потому, что народная мудрость гласит: Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, цветы украшают нашу жизнь, мы любуемся их красотой, поём о них песни, слагаем стихи и даже знаем поговорки о цветах.

Назовите их ребята.

Цветы, что дети, уход любят

Где цветок там и медок.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Маленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылёк.

На цвет и пчёлки летят.

И красивыми цветики ядовитыми бывают.

Мир цветов таинственен и чудесен, и люди издавна устраивали праздники цветов. В Древней Греции в честь Гиацинтов и лилий. В Англии в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов. Во Франции в честь Розы и фиалки. В наше время особенно ярко отмечаются праздники Роз в Болгарии. На Руси праздник Ивана-Купалы (ребёнок берёт картинку «Ваза с цветами» и читает стихотворение):

Розы Тюльпаны, Пионы и Лилии

Дарят нам радость своей красотой,

Везде продаются цветы в изобилии

И люди довольно несут их домой.

Букету цветов будут рады родители,

С улыбкой в подарок получат друзья.

Как весело мама смеялась, мы видели,

Когда в Майский день подарил цветы я.

Назовите одним словом, - о чём говорится в стихотворении?

(о цветах).

Какие цветы вы знаете?

Мне не нужен огород, ягода клубника,

Лучше клумбу разобью, пусть растёт Гвоздика.

Посажу Тюльпан, Нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди не поленись в сад мой на минутку.

Первый опыт у меня, не совсем удачен.

Но Тюльпаны посмотри, выросли на даче.

Быть садовником хочу, когда встану взрослым.

Буду разводить цветы хоть это и непросто.

Как называются цветы, которые разводит человек? (садовые)

А еще, какие есть? (луговые, полевые, лекарственные, лесные)

И прежде чем мы приступим к созданию «Царства цветов». Мы немного поговорим о них сегодня.

Как вы думаете, какой цветок является королевой в царстве цветов». И ещё его называют царицей из цариц. Во все времена все народы поклонялись ей и воспевали с незапамятных времён. Если вы не догадались, какой это цветок, давайте мы из частей составим целое и увидим его. (А если дети сразу назвали его, то педагог предлагает проверить так ли это и собрать из частей целое)

Правильно это цветок - Роза.

А про следующий цветок вам загадает загадку Ульяна (составление загадки по схеме (Васильевой С. А) про ромашку). А затем у педагога в руках появляется Ромашка (объёмный цветок с отрывными лепестками). Ромашка ребята это не только красивый цветок, но и самый любимый цветок влюблённых. Потому что во все времена на ромашке гадали девушки. Они отрывали лепесток и приговаривали: Любит, не любит…. Да и наша Ромашка не простая, мы тоже по ней будем гадать, и отгадывать другие цветы (отрывают 1 лепесток и отвечают на вопрос).

Как называется цветок, в котором нашли Дюймовочку? (тюльпан).

Расскажите о том, какие действия нужно выполнять, чтобы вырастить эти цветы. (Вскопать землю, разбить клумбу, посадить луковицы и полить).

А еще, какой цветок вы знаете, который можно вырастить из луковицы? (Нарцисс)

Каково он бывает цвета? (жёлтого и бело - жёлтого).

Назовите цветы, которые бывают разных цветов? (тюльпаны и Розы)

Стихотворение читает воспитатель.

Нарядились все Тюльпаны в разноцветные кафтаны

И у каждого наряд очень ярок и богат.

Чтобы отгадать следующий цветок надо разгадать РЕБУС (гвоздика).

Люди дарят друг другу цветы. И чаще всего это происходит на праздники. Назовите эти праздники? (8 марта, день Победы, цветы дарят ветеранам в День Победы, в день защитника отечества, в день рождения.)

Ребёнок отрывает следующий лепесток и читает стихотворение про одуванчик.

Жёлтая головушка розовая ножка

Одуванчик солнышко, подержу в ладошке.

Появилось солнышко весною на лугу,

На него любуюсь очень берегу.

Давайте на примере Одуванчика проследим, как происходит рост и размножение этого растения и других цветов. (Рассказ по схеме про Одуванчик):


Жил был одуванчик. Прошла холодная снежная зима. Наступила весна. Растаял снег, и на голой земле появились длинные резные листочки.

Из чего появились листочки? (из корня)

А почему весной тает снег, и растут листочки? (солнце светит и греет землю)

Что ещё есть у Одуванчика кроме листьев? (затем появляется стебелёк и бутон, который раскрывается жёлтым цветом).

Почему когда нюхаешь цветок - нос становится жёлтым? (в цветах есть жёлтый порошок, мелкий как пыль, он называется ПЫЛЬЦА).

А что ещё цветы содержат? (цветы содержат НЕКТАР, которые очень любят насекомые – карточка). Прилетит пчела попить нектар и испачкается в пыльце. Потом полетит за нектаром на другой Одуванчик и отряхнёт там пыльцу с лапок. И тогда вместо цветов у Одуванчика появляются семена с пушинками - парашютиками. Постарел наш Одуванчик стал седым, а подул ветер и разлетелись парашютики по белу свету а полетав приземлялись. И на этом месте вновь вырастали новые Одуванчики-детки нашего старого друга.

Физминутка

1-2-3- превращаю девочек в цветы, (девочки надевают шапочки цветов, сделанные своими руками, и расходятся по залу).

1-2-3-4- мальчиков мы в насекомых превратили. Но чтоб без дела не летать, нужно вам с цветов пыльцу собрать, (мальчики надевают шапочки насекомых и летают над цветами).

Насекомые с цветами по дружились. (мальчики протягивают девочкам руки)

И в цветочном вальсе быстро закружились.

1-2-3-4-5- превращаю вас в мальчиков и девочек опять. (дети снимают шапочки)

Тёмным лесом и зелёным лугом в детский сад шагаем друг за другом.

4 (лепесток оторвали)

Загадка - детям: Он расцвёл в глуши лесной.

Граммофончик голубой

А звенит он или нет

Только лес нам даст ответ (колокольчик).

Откуда колокольчик получил своё название?

5 (лепесток оторвали)

А теперь угадайте, кто здесь лишний? И почему? (в схеме 4 квадрата в трёх 3 разных дерева, а в 4- цветок- василёк).

Правильно - это тоже наш цветок. И он у нас в гостях. Сегодня от всех наших мальчиков он даст полезный совет.

ребёнок: « Здравствуйте - я Василёк. Сегодня я вам дам полезный совет, как использовать мой цветок. Если у вас болят глаза, то вы можете их промыть настоем Василька. Использовать его при сухом кашле».

А от девочек вам даст совет-цветок Роза.

ребёнок: « Из моих лепестков можно сделать настой и протирать им лицо, чтобы кожа стала чистой, нежной гладкой, свежей, красивой. А лучше настой заморозить и кубиками льда тоже протирать лицо... А ещё из моих лепестков полу чается очень вкусное варенье.

6(лепесток оторвали)

А что вы можете рассказать об этом цветке? (ландыш, показать картинку)

Это, Ландыш. Он растёт в лесу. Это лекарственное растение. Из него делают лекарство для сердца. Это растение занесено в Красную книгу. Когда Ландыш отцветает, на месте цветов появляются красные ягоды. Они очень ядовитые. Их нельзя рвать.

Какие ещё цветы занесены в Красную книгу? (Белая лилия, жёлтая кубышка, первоцветы показать) Показать Красную Книгу.

Почему многие цветы занесены в Красную Книгу? (ответы детей)

Стихотворение педагога: Берегите цветы!

Они нужны, Они как - нежность.

Как - любовь, как - дети.

Цветы как люди на добро щедры.

И щедрость, нежно людям отдавая

Они цветут сердца отогревая

Как маленькие тёплые костры

Я славлю тех, кто вырастил цветы.

Ну что ребята я думаю, что мы уже много поговорили о цветах и пора приступить к работе. Как мы и договорились в начале нашей беседы. У меня в зимнем саду как раз подросла рассада цветов. (показать детям)

Как вы думаете, почему она называется рассадой? (ответы детей).

Вот этим мы и займёмся. Что нам предстоит делать?

Нам нужно перемешать землю и засыпать её в горшочки. В этой работе нужна сила, ловкость и аккуратность.

Как вы думаете, кто может справиться с этой работой девочки или мальчики? (ответы детей)

А девочкам предстоит рассадить цветы отдельно в горшочки, так как у них пальчики тоненькие, ловкие и нежные, такие же, как наши саженцы цветов. И их нужно очень аккуратно посадить и не сломать.

Дети надевают фартуки, и идёт практическая работа.

Ребята то, что мы с вами сделали сегодня, это очень полезное и нужное дело. Но это только начало нашего большого дела.

Чтобы вырастить эти, саженцы-какие условия им необходимы? (свет, тепло, вода.)

В конце занятия ПЕСНЯ.

«Не рвите цветы не рвите

Пусть будет нарядна земля

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые и

Ромашковые поля…. ».

Литература:

1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.и др. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.; Мозаика- синтез, 2010.

2. Васильева С.А Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов: Цветы. Деревья. (Программа: « Я – человек»). –М. :Пресса 2003

3. Плешаков А.А. Природа - учебное пособие для начальной школы. Издательство Вентана – Граф 1996.

4. Рыжова Н.А. - «Воздух невидимка» пособие по экологическому образованию дошкольников. М.; Линка-пресс,1998.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000890, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075589

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Ласкина Елена Борисовна, воспитатель, г.Тула

ФИКУС

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками

ФИАЛКА

Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.

Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.

Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.

Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %) . Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.

Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.

Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.

БЕГОНИЯ

Температура: Умеренная

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т. к. бегонии не любят застоя воды

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой

АМАРИЛИС

Температура: В период вегетации оптимально 17-23°С. В период покоя луковицы хранят при 10°С.

Освещение: Яркий рассеянный свет. Затеняйте от прямого солнечного света.

Полив: Обильный во время цветения - почва все время должна быть влажной. В период покоя держат в сухости.

Влажность воздуха: Если растение находится в помещении с сухим воздухом, то можно слегка опрыскивайте бутоны сверху.

Пересадка: Примерно раз в 3-4 года, во время периода покоя

Размножение: Дочерними луковичками во время пересадки, семенами. Отделенные детки сажают в приготовленную почвенную смесь в отдельные горшки диаметром около 12 см, чтобы третья часть высоты луковицы осталась над поверхностью почвы.

ХЛОРОФИТУМ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет, может расти в полутени.

Температура: Летом умеренная, зимний минимум 12-14°С.

Влажность: Умеренная.

Полив: Обильный, зимой умеренный.

Питание: Летом, раз в две недели, любым жидким удобрением.

Размножение: Размножают семенами и отпрысками, образующимися на длинных цветоносах.

БАЛЬЗАМИН

Температура: Бальзамин довольно теплолюбив, зимой предпочитает температуру 15-20°С, зимой - 13°С

Освещение: светолюбив, желательно некоторое количество прямых солнечных лучей зимой и притенение от жаркого солнца летом

Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный - почва должна быть слегка влажноватой.

Влажность воздуха: Листья периодически опрыскивают. Бальзамин не любит сухой воздух,

Пересадка: Бальзамин лучше пересаживать ежегодно весной, при этом не обязательно брать горшок большего размера, так как не любит слишком просторной посуды

Размножение: Стеблевыми черенками весной, летом или осенью, они хорошо укореняются в воде в течение недели - двух. А также семенами весной.

КЛИВИЯ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень.

Температура: Зимний минимум 10°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Нетребовательна.

Пересадка: Взрослое растение пересаживайте только когда корни начинают выталкивать растение из горшка и только по окончании цветения.

Полив: Умеренно поливайте с весны до осени и скудно зимой, пока длина цветоноса не достигнет 15 см. При слишком обильном поливе скорее вырастут листья, в то время как цветонос остановится в росте. Старайтесь не заливать растение, так как корни склонны к загниванию.

Размножение: Отпрысками, которые отделяют от старых растений при пересадке. Можно семенами. Сеянцы зацветают не ранее, чем через 5-6 лет после посева.

ГЕРАНЬ (ПЕЛАРГОНИЯ)

Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи.

Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.

Субстрат: Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок в равных пропорциях.

Пересадка: По мере необходимости весной.

Полив: Умеренный, круглый год. Растения легко переносят небольшую засуху, но плохо реагируют на переувлажнение, летом требует больше воды, чем другие виды.

Размножение: Черенками весной и в конце лета. Отдельные разновидности можно семенами.

АСПИДИСТРА

Освещение: Теневыносливое растение, избегайте прямого солнца. Можно размещать в глубине комнаты, на окнах северной ориентации.

Температура: Зимой идеально содержание в прохладном, но непромерзающем помещении при 7-10 °С.

Пересадка: Обычно - раз в 3-4 года, в феврале, марте. Подбирают более крупные емкости. Необходим хороший дренаж.

Полив: Умеренный полив с весны до осени, скудный зимой. Не переувлажняйте почву.

Размножение: Делением. С марта по май делят корневище, на каждом кусочке должно быть по 2-3 листка.

ФУКСИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца.

Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Время от времени опрыскивайте листья у вегетирующих растений.

Пересадка: Каждую весну.

Полив: В период с весны по осень умеренно, зимой, в период покоя, редко. Избегайте застоя воды в любое время года.

Размножение: Черенкованием весной или летом.

АСПАРАГУС

Освещение: Ровный свет или частичное затенение, избегайте прямого солнца. А. Шпренгера, в отличие от других видов, необычайно стоек - может расти на открытом солнечном месте.

Температура: Зимний минимум 7° С. A. setaceus лучше держать при минимуме 13°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте, особенно зимой в комнате с центральным отоплением

Пересадка: Ежегодно весной в более просторную посуду. При пересадке желательно удалить оголившиеся побеги и пожелтевшие ветви. Старые растения можно пересаживать через год.

Полив: Обильный полив с весны до осени, ограниченный зимой. Нужно следить за тем, чтобы почва не пересыхала.

КОЛЕУС

Освещение: Светолюбивы, выдерживают яркое солнечное освещение, но не прямое воздействие солнечных лучей.

Влажность: Требует высокой влажности. Часто опрыскивайте листья.

Пересадка: В конце зимы, когда корни начинают выступать за край горшка.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, держите корни влажными зимой и используйте мягкую, не щелочную воду.

Питание: Подкармливание растения в начале зимы способствует оживлению окраски листвы

Размножение: Семенами весной, стеблевыми черенками весной или летом.

ТРАДЕСКАНЦИЯ

Освещение: Интенсивное, допустимо немного прямого солнца. При слабом освещении рисунок бледнеет.

Тмпература: Зимой держите при температуре не ниже 10°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте.

Полив: Регулярный и обильный круглый год.

Питание: Раз в месяц любым удобрением.

Размножение: Черенкованием.

ДРАЦЕНА

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца.

Температура: Зимний минимум 13°С; для D. godseffiana и D. sanderiana - 10°С.

D. godseffiana устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Весной, по мере необходимости.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, скудно зимой. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте весной и летом.

Размножение: Черенкованием верхушек; воздушными отводками (для оголившихся снизу растений) ; кусочками стебля, семенами.

МАРАНТА

Освещение: Полутень. Избыточное освещение приводит к обесцвечиванию растения.

Влажность: Нуждается в высокой влажности. Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно пересаживайте в последние дни зимы. Более старые экземпляры - через весну.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, умеренно зимой. Используйте мягкую воду.

Размножение: Делением материнских растений весной.

РОЗА

Освещение: Наилучшее. Выносят полный солнечный свет.

Температура: Морозоустойчиво. Во время активного роста желательно 14-21°С

Влажность: Нетребовательно, но в теплой комнате горшок лучше поместить на поднос с галькой. Полезно изредка опрыскивать.

Пересадка: При необходимости пересаживайте осенью.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, пока на них есть листья.

Питание: Регулярно подкармливайте летом.

Размножение: Стеблевыми черенками

КОЛОКОЛЬЧИК

Освещение: Интенсивный свет, но не прямое солнце летом.

Температура: Зимний минимум 7°С для С. fragilis и С. isophylla. С. carpatica более хладостойкий.

Влажность: Нетребовательно, но изредка опрыскивайте листья.

Пересадка: По мере необходимости.

Полив: Летом регулярный и обильный, зимой ограниченный.

Питание: В период цветения необходимы обильные подкормки.

Размножение: Черенкованием (в феврале-марте) и семенами.

АЛОЭ

Освещение: Растения светолюбивы и лучше всего растут на южных окнах. На лето можно выставить в сад.

Температура: Прохладное помещение зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С. Ночная - желательно около 5 °С.

Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.

Пересадка: Пересаживайте весной на второй или третий год после посадки.

Полив: Летом умеренный, зимой редкий (раз в один-два месяца) .

Питаниe: Подкармливайте летом изредка.

Размножение: Отпрысками (разъединяйте осторожно, чтобы меньше повредить корневую систему) ; семенами весной.

АЗАЛИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца. Летом можно выносить на открытый воздух и ставить в полутень.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Пересадку следует производить через месяц после окончания цветения, перед началом роста. Не чаще, чем раз в 3 года.

Полив: Обильно поливайте все время, используя по возможности мягкую воду. Регулярно опрыскивайте, но только не в момент цветения.

Питаниe: Один раз в каждые две недели подкармливайте растения, начиная с весны и до начала осени

Размножение: Полуодревесневшими черенками с мая по август.

ЦИПЕРУС

Освещение: Яркий свет или полутень, требуется прикрытие от прямых солнечных лучей.

Температура: Зимний минимум 7°С. В остальное время - 18-20°С.

Влажность: Повышенная (75-80%) . Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно весной

Полив: Обильно поливайте все время, держите корни влажными. Горшок может стоять в небольшом количестве воды.

Питание: с середины весны до ранней осени.

Размножение: Семенами, верхушечными черенками и делением куста.

ЛАВР

Освещение: Светолюбиво, но выносит и полутень. В летние дни желательно притемнять от яркого солнца.

Температура: Летом 16-20°С. В теплые дни хорошо вынести растение на открытый воздух. Зимой содержат в прохладе - 10 -14°С.

Влажность: Для поддержания высокой влажности воздуха регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Весной, не реже одного раза в 2 года.

Полив: С весны до осени регулярный и умеренный, зимой - скудный.

Питание: Подкормку дают только в период вегетации (с весны до осени) , раз в декаду.

Размножение: Черенками весной или осенью; необходимо использовать стимуляторы роста. Можно семенами (прорастают при температуре не ниже 20°С) .

ПЛЮЩ

Освещение: Растение нетребовательно к свету, не любит прямых солнечных лучей и лучше растет в полутени.

Температура: Летом 15-16°С. Зимой хорошо растет в прохладном помещении с температурой 8-15°С.

Влажность: Полезно опрыскивать зимой и летом.

Пересадка: Пересаживайте каждую весну, пока можно увеличивать размер горшка. Во время пересадки следует укорачивать побеги.

Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте с весны до осени, раз в декаду.

Размножение: Стеблевыми черенками в течение всего года.

САНСЕВИЕРИЯ

Освещение: Лучше всего яркий непрямой свет, но выдержит и прямое солнце, и некоторое затенение.

Температура: Зимний минимум 14°С.

Влажность: Устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Частой пересадки не требуется, пересаживают по мере необходимости. Желательно пересаживать в мелкую посуду с хорошим дренажом.

Полив: Поливайте умеренно с весны до осени, очень умеренно зимой (раз в месяц и реже) . Всегда давайте почве немного высохнуть перед поливом.

Питание: Летом регулярно подкармливайте.

Размножение: Делением; листовыми черенками (но разновидности с желтым окаймлением превратятся в зеленую форму) . Семенами редко.

ЦИКЛОМЕН

Освещение: Рассеянный свет, летом требует притенения от прямых солнечных лучей.

Температура: Желательно 10-15°С зимой. Высокие температуры сокращают период цветения.

Влажность: Умеренная. Растениям полезно опрыскивание.

Пересадка: Весной, с началом появления новых листьев, производят пересадку

Полив: Обильный, мягкой водой. Нельзя допускать пересушки земляного кома и попадания воды на клубень.

Питание: Особой необходимости нет. Но если растение бледное, то раз в две недели следует подкармливать жидким удобрением. После цветения перестают подкармливать.

Размножение: Семенами, реже делением клубня летом

МОНСТЕРА

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень. Под воздействием прямых солнечных лучей листья бледнеют и покрываются желтыми пятнами

Температура: Зимний минимум 15°С.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Каждый год весной молодое растение, раз в три года - старое.

Полив: С весны до поздней осени регулярный и обильный. Зимой поддерживают почву во влажном состоянии, стараясь не переувлажнять ее.

Питание: Летом и осенью каждые 14 дней общим минеральным удобрением для комнатных растений. Зимой - 1-2 раза за весь период.

Размножение: Черенками; воздушными отводками.

ХОЙЯ

Освещение: Интенсивное. Полезно немного прямого солнца, но только не летом через стекло в самое жаркое время дня.

Температура: Желательно 10-13°С зимой для Н. carnosa; зимний минимум 18°С для Н. bella.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья, но только не во время цветения.

Пересадка: Не пересаживайте без настоятельной необходимости, так как корни этого не любят.

Полив: Весной и летом обильный, осенью и зимой умеренный.

Питание: По мере необходимости. Во время цветения подкармливайте с осторожностью, так как избыток удобрения подавляет цветение.

Размножение: Черенкованием полуодревесневших верхушек или кусочками стебля с почкой.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы.

Доминирующая задача по разделу «Развитие элементов логического мышления»

Цели:

Вызвать интерес к окружающему миру; расширять представления о растениях (деревья, кустарники, цветы)

Осваивать действия по построению и использованию графической модели классификационных отношений

Развивать связную речь детей: продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя

Вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение

Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное, доброе и заботливое отношение к природе

Материал. Демонстрационный. Модель в форме классификационного древа, изображенная на доске; карточки с изображением клёна, берёзы, дуба, сирени, малины, розы, тюльпана, ромашки, колокольчика, василька.

Раздаточный. Лист бумаги, простой и цветной карандаш, картинки как в демонстрационном материале.

Ход занятия.

Вводная часть.

Игра на ковре в кругу «Деревья, кусты, цветочки, лепесточки»

(Воспитатель называет растение и изображает его, дети также изображают это растение, ранее договорившись, как именно. Воспитатель старается запутать детей, называя одно растение, а изображая другое.)

Основная часть.

1. Предложить детям присесть на стулья на ковре, выставленные по прямой линии и побеседовать.

Ребята, мы с вами поиграли, а теперь назовите мне конкретно, какие вы знаете деревья, кустарники, цветы.

Из чего состоит дерево, из каких частей и для чего они нужны? (У дерева есть корни, ствол, ветки, листья; ствол дерева - это его опора, которая уходит ввысь. Ствол покрыт корой, которая защищает ствол. Через корни дерево получает пищу из земли. На ветках растут листья, которые создают прохладу под деревом и защищают от жаркого солнца.)

Что общего у деревьев, кустарников, цветов?

2. Пригласить детей за круглый стол и рассмотреть картинки. Дети рассматривают картинки с изображением растений и дают им общее название - «растения».

Попросить детей разложить картинки на группы и дать название - «деревья», «кустарники», «цветы».

Давая названия группам, дети должны назвать признаки, по которым они объединяются.

3.Индивидуальная работа за столами.

Предложить детям самостоятельно построить модель в форме классификационного древа,используя раздаточный материал.

4. Проверка выполненного задания и сравнение с образцом на доске. (Исправление ошибок цветными карандашами)

5. Физкультминутка «Путешествие в лес» (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Здравствуй, лес, прекрасный лес,

Полный сказочных чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи. Ты же видишь - мы свои.

Только в лес мы вошли - появились комары.

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.

Раз - два, раз - два - позади теперь вода!

Руки выше поднимаем, дышим ровно, глубоко.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо всё выше, выше.

А кому зарядки мало - начинаем всё сначала!

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим - на носочках побежим.

Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле!

Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке,

Но закончилась игра, заниматься нам пора!

6.Ребёнок читает стихотворение Е.Кургановой

«Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели…»

7.Обсуждение стихотворения

Ребята, о чём это стихотворение?

Что нужно делать, чтобы наша природа была ещё краше, богаче?

Как нужно вести себя в природе?

(подвести детей тому, что в природе нельзя мусорить, нельзя бить стеклянную посуду; нельзя ломать ветки деревьев и кустов и т.д.)

Заключительная часть.

Ребята, на вас красивая одежда: платья, сарафаны, шорты с рубашками, носочки. Ваши мамы стирают её, гладят, а вы в свою очередь аккуратно носите её, складываете в шкафчики, вешаете на стульчики. Одним словом - заботитесь и бережно относитесь.

У нашей планеты Земля тоже есть » одежда» - это деревья из которых вырастают чудные леса, кустарники, цветы, украшающие нашу землю. Чтобы одежда Земли была красивой, богатой и радовала нас о ней также нужно заботиться и относится с любовью и бережливостью.

Предложить детям составить модель:

«Поведение в природе» или «Что можно и что нельзя делать в природе»
Автор: Короткова Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №50 «Огонёк»
Месторасположение: г. Норильск, Красноярский край, Россия

Программные задачи:

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах;

Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Формировать умение ухаживать за растениями;

Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

Демонстрационный материал:

Гербарий, засушенные цветы липы, мёд, фотографии лекарственных растений.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Посмотрите внимательно, дети, что у меня в руках?

Растения.

Правильно. Сегодня мы поговорим о растениях. Давайте вспомним, что мы относим к растениям?

Деревья, цветы и кустарники.

Людям нужны растения?

Для чего?

— Молодцы. Без растений жизни на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают, лечится от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.

2.Основная часть.

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

— Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. — -Может мне кто назовёт уже знакомое лекарственное растение.

Давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».

Я буду загадывать загадки, а вы глазами на стенде найдите отгадку. Кто найдёт поднимет руку.

Стоят в поле сестрички,

Жёлтый глазок

белые реснички (ромашка).

Кто нашёл это растение?

Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.

Правильно, это многолетний цветок, цветёт он в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках.

Посмотрите дети на фотографию и на гербарий этого цветка. Вам нравится его красота? И людям оно очень нравится. Многие разводят ромашку у себя на клумбах, чтобы она лечила не только их кашель, но и радовала их душу своей красотой. Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку из далека и летят к ней за мёдом. О ромашке всегда хочется говорить стихами.

Как ромашка ты мила!

Твоя кофточка бела

Воротник золотой

На нас смотрит с добротой!

Послушайте следующую загадку.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.(мать- и- мачеха)

Кто нашёл эту картинку?

Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый- мать, а с другой холодый-мачеха. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Также это растение дружит с насекомыми и очень полезно для людей. Полезно пить чай — для очищения лёгких. Если положить лист тёплой стороной на ранку, то она вытягивает из неё боль, красноту. Вот такое полезное это растение.

Мы с вами поближе познакомились с двумя лекарственными растениями, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Полезные свойства лекарственных растений». (все дети встают вокруг меня в круг).

Я буду вам по очереди кидать мяч и называть растение, а вы его ловить

и рассказывать полезные свойства.

1- одуванчик- используется для восстановления аппетита;

2-крапива- останавливает кровотечение;

3- ромашка – успокаивает сердце и душу;

4 – подорожник – листик используется для заживления ран;

5 – липа – липовый чай пьют при простуде;

6 – календула – свежий сок применяют для ушибов и ожогов;

7 – черёмуха – отвар черёмухи пьют при расстройстве желудка;

8 – рябина – хорошо используется в косметике;

9 – шиповник – вкусный чай, маслом шиповника лечат ожоги;

10 – мать -и- мачеха – полезно пить чай для очищения лёгких.

Молодцы, дети, мы вспомнили свойства знакомых нам лекарственных растений и закрепили новые знания.

А кто мне скажет на территории нашего детского сада деревья с лекарственными растениями? (Липа).

Правильно это липа – стройное, высокое дерево с густой пышной кроной. Зацветает липа в середине лета, в июле.

У меня на столе в тарелочке лежат цветы липы. Давайте возьмём по одному цветочку на ладошку и рассмотрим их. Это красивые жёлтые цветы собранные как бы в небольшой букетик. В цветах липы много сладкого сока – поэтому липа считается медоносным деревом.

3. Заключительная часть.

Вот сколько много интересного мы сегодня узнали. У меня для вас есть сюрприз. Сегодня мы тоже о себе позаботимся. Мы будем пить липовый чай.



просмотров