Усадьба высокое шереметевых. Усадьба Усачевых-Найденовых ("Высокие Горы")
Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области
- это усадьба Шереметевых в селе Высокое.
На крутом берегу реки Вазузы
расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный
по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений,
строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.К. Мюллера.
До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, "старый дом" - дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.
Когда-то в усадьбу попадали через "львиные ворота". Свое имя они получили от въездных пилонов с фигурами львов, держащих фамильный герб Шереметевых. На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех". Эти львы тоже сохранились.
Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века.
До 1860-х гг. в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений,
принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода.
В 1858 году её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева...
Дмитрий Николаевич Шереметев -
правнук петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.
"Старый дом" - пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма.
Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду
в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.
Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 года постройки.
В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.
Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом
и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.
Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.
Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.
Ризалиты образуют единый двухэтажный поперечный объем, на южном фасаде первый этаж имеет вид открытой аркады.
Одноэтажные крылья перекрыты высокими двускатными кровлями, в которых устроены мансарды.
Другое интересное по архитектуре строение - это здание птичника. К сожалению, находится в руинах.
Птичник (1872 г.) расположился на берегу небольшого пруда.
Кирпичная постройка в духе романской архитектуры напоминает короткую однонефную базилику
.
У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку,
где возведена подобная маленькая башенка.
Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.
Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".
Правда, он отличается от всем известного герба Шереметевых.
Посетли мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры.
Однако, избежать в кадре огромного количетсва веток деревьев, не удалось.
Главный дом, сторительсво которого окончено в 1871 году, построен по заказу графини А.Г. Шереметевой.
Дворец - крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.
В
1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера
в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.
В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.
Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.
Общую декоративность всего дворца усиливают эркеры и открытые балконы.
Северный фасад имеет вид башни под колпаком кровли.
На южном торцовом фасаде еще два входа: один - в угловом деревянном ризалите, перед другим -
сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.
Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники,
подражающие обрамлениям Ренессанса.
Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков,
позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем,
что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое
граф Александр Дмитриевич Шереметев...
...вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом.
В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских".
Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.
Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)
Конный завод - обширный прямоугольный в плане
и занимает огромную площадь.
Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные,
посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.
Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и
кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены
рельефные изображения лошадиных голов.
По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем
он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.
Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.
Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе".
Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".
Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.
В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли.
Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.
Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны.
А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы,
заслуживает отдельного рассказа.
В марте 1917 года А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.
Использован материал с сайта
Усадьба Высокое расположилась на большом холме, огибаемом Вазузой в 45-и км от Вязьмы в Смоленской области. Здесь вы попадаете в своеобразный музей русской усадьбы XVIII — XIX веков, где представлены самые разнообразные жилые и хозяйственные постройки, включая оригинальную птичню, маслобойню, дома садовника, управляющего имением, оранжерею, кухню и прачечную. В Высоком, одном из 49 поместий Шереметевых — владельцев Кускова и Останкина, постоянно никто не жил, но имение содержалось в порядке.
У въезда в усадьбу стояли так называемые Львиные ворота, украшенные скульптурными фигурами львов с гербами Шереметевых. По данным конторских отчетов, Высокое ежегодно приносило около 17 тысяч рублей убытка. Но граф щедро покрывал эти расходы. Более того, в Высоком постоянно возводились новые постройки.
Точных сведений об истории создания обширного архитектурного комплекса и парка пока не обнаружено, но в интернете в качестве создателя называют талантливого русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В 1867 году он был приглашен в Смоленскую губернию для создания усадьбы Александры Григорьевны Шереметьевой. Насколько это соответствует действительности, мы не знаем. И все-таки самые разноречивые материалы о Высоком говорят об одном: загородная резиденция задумывалась и создавалась для отдыха и увеселения. До сих пор еще сохранились названия первых построек Высокого — «Отрада» и «Миловид».
Величественные руины церкви и белый дворец среди вековых деревьев, утвердившихся на крутом обрыве, поблескивающая внизу Вазуза и открывающийся отсюда, с вершины холма, вид на заречные дали создают замечательный пейзаж.
К дворцу Шереметевых, где в советские время размещался детский костно-туберкулезный санаторий, ведет широкая парадная лестница. Композиция разноэтажного, украшенного эркерами, террасами и башней здания асимметрична. Разностильное декоративное убранство его фасадов характерно для архитектуры конца XIX — начала XX века. И все же белый дом со своим пестрым нарядом на фоне окружающей зелени деревьев очень живописен.
Пожалуй, самый величественный памятник в усадебном комплексе — высоковская церковь с трапезной и многоярусной колокольней с двумя крыльцами. Пятиглавый нарядный храм по своей пышности и богатству белокаменной отделки походил на грандиозный русский собор XVIII века. Автор его неизвестен. Когда-то интерьер церкви украшал резной дубовый иконостас, в окнах были сделаны из слюды витражи. Под толстым слоем копоти проглядывает масляная живопись. Прежде в церкви хранилась как семейная реликвия икона Тихвинкой божьей матери, принадлежавшая сподвижнику Петра I, русскому полководцу и дипломату Б. П. Шереметеву. Как сообщает «Исторический вестник» за 1885 год, фельдмаршал возил эту икону в отдельном экипаже, отправляясь в военные походы, и в частности на прославившую его Полтавскую битву.
Потомок знаменитого военного деятеля увлекался пожарным делом. Поэтому в Высоком вы увидите специальный дом, где хранились пожарный инвентарь и повозки, на втором этаже его жили пожарные, а из чердака вела 30-метровая лестница на каланчу.
Но куда более серьезное увлечение Шереметевых составляли лошади. «Кольцо» — так и теперь называется окаймляющее прямоугольный внутренний двор замкнутое, с двумя сквозными проездами здание — предназначалось для конезавода. Часть «Кольца» занимала конюшня, другая часть — богадельня и больница. Композиционным центром этой постройки был увенчанный сферическим куполом большой зал, служивший манежем, а потом домовой церковью.
По некоторым данным, «Кольцо» строилось в 1801-1803 годах архитекторами Е. С. Назаровым и Г. Е. Долгушиным в память о жене Н. П. Шереметева — знаменитой крепостной актрисе Останкинского и Кусковского театров Прасковье Жемчуговой (граф женился на дочери кузнеца незадолго до ее смерти от скоротечной чахотки). По другим предположениям, предназначавшиеся для конезавода здания графиня А. Г. Шереметева завещала приспособить под больницу и странноприимный дом. Так или иначе, известно, что здесь жили престарелые люди, работавшие тут же, в мастерских прикладного искусства.
Незадолго перед революцией в трехэтажном корпусе была открыта церковноприходская школа. Шереметеву удалось также добиться, к немалой досаде соседа, чтобы из Александрина сюда было переведено почтовое отделение. До 1905 года Шереметев часто приезжал в свое имение.
Но летом 1906 года сельскохозяйственные рабочие объявили в Высоком забастовку. Она длилась две недели. Для усмирения бунтовщиков были присланы казаки. А министр царского двора после революционных волнений больше не отваживался появляться в своем имении.
Во время войны фашистские захватчики разорили Высокое, но в послевоенные годы поселок был восстановлен. К 30-летйв победы над гитлеровской Германией рядом с техникумом здесь стараниями юных следопытов и преподавателей появился памятник погибшим в Великую Отечественную войну солдатам.
Старинный парк в Высоком, состоящий из регулярного на равнинной территории и ландшафтного на крутом берегу Вазузы, наверное, один из самых красивых в Смоленской области. В растительной коллекции здесь сохранились деревья трех десятков различных пород. Необычно выглядят, например, девятиствольная липа, многоствольные березы. Белоствольные, в легком зеленом кружеве крон или в пылающем золотом осеннем наряде, тянутся аллеи берез вдоль Вазузы. Старый парк не утратил своего очарования. Красота эта, кажется, пробуждает в сердце каждого чувства добрые и радостные. И хочется возвращаться сюда снова и снова.
Усадьба Высокое сегодня в упадке. Санаторий для детей и подростков, больных туберкулезом, размещавшийся в господском дворце — закрыт. Функционируют только часть конного завода (общежитие) и школа (по своему прямому назначению), остальные постройки брошены и постепенно превращаются в руины.
адрес: Смоленская область, Новодугинский район, с. Высокое.
Сегодня мы посетим пожалуй самую крупную в области заброшенную усадьбу - Шереметьевых. Один из богатейших людей России, владелец усадеб "Ульянка", "Останкино", "Кусково", Фонтанного дворца, Голубого дворца, множества заводов и земель разных концах России.
1 В Высоком древность и современность соседствуют друг с другом на каждом шагу
2 Вся усадьба состояла их 19 строений, возводилась с 1867 по 1873 года под руководством известного архитектора Бенуа. Самое старое здание - так называемый "Домик графини"
3. Внутри он в ужасном состоянии, местами даже нету пола. Удивительно, что это деревянное сооружение не сгорело и не развалилось за 150 лет, половину из которых без присмотра.
4 Пройдя его, отправимся к жемчужине усадьбы - Тихвинской церкви. Недавно её начали восстанавливать и результат заметен невооруженным взглядом. Было
5 Стало. Расчистили, вставили окна, починили крышу, теперь неторопливо восстанавливают стены
6 Своды
7 Высота церкви 36 метров - примерно 12 этажей. Доски поскрипывают и прогибаются под ногами, тёплый ветерок и отличный вид дополняют картину.
8 Руины господского дома.
9 Отправимся выше, посмотрим что там. Сейчас мы на уровне боковых куполов
10
11
12 Мы в центральном куполе.
13 Здесь желающие могут быстро спуститься вниз
14 Под центральным куполом. Своды кирпичные, даже видны остатки росписей
15 Крыша центрального купола - отверстие под установку креста.
16 Спускаемся
17 Колокольня тоже в лесах. Говорят на ней даже были часы
18 Храм стоит на холме - пасторальные виды с него обеспечены.
19 Вот мы на уровне земли
20 Общий вид
21 Каким он был раньше (по клику большой размер)
22 Руины господского дома заросли деревьями
23 Луч света выхватывает крест на стене
24 Чтобы попасть на второй этаж надо пройти по лестнице, где осталась лишь небольшая часть ступенек у стены
25 Под крышей. Говорят дом сожгли в восьмидесятые, когда школьники, курившие на чердаке вызвали пожар по неосторожности
26 Походив немного по сгоревшим балкам спускаюсь вниз
27 Заросший пруд. О нём писал Булгаков в "Роковых яйцах"
28 Прогулявшись тенистыми аллеями
29 Выходим к домику управляющего. Люди тоньше меня даже могут попасть внутрь
30 Амбар
31 Из за отсутствия времени не удалось посетить другие сооружения, конный завод, птичник, пожарная часть будут ждать нас в следующем путешествии. Покидаем усадьбу
После революции владелец усадьбы А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.
Усадьба Шереметевых в Высоком December 17th, 2012
Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области это усадьба Шереметевых в селе Высокое. На крутом берегу реки расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений, строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.Ф. Мюллера.До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.
Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века. До 1860-х в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений, принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода. В 1858 г. её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева — правнука петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. "Старый дом" — пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма. Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.
Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 г. постройки.
В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.
Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.
Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.
Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.
Другое интересное по архитектуре строение — это здание птичника (1872 г.). К сожалению, находится в руинах.
Птичник расположился на берегу небольшого пруда. Кирпичная постройка в духе романской архитектуры.
У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку, где возведена подобная маленькая башенка.
Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.
Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".
Посетили мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры. Однако, избежать в кадре огромного количества веток деревьев, не удалось. Главный дом, строительство которого окончено в 1871 г., построен по заказу графини А.Г. Шереметевой. Дворец — крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.
1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.
В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.
Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.
На южном торцовом фасаде еще два входа: один — в угловом деревянном ризалите, перед другим — сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.
Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники, подражающие обрамлениям Ренессанса.
Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков, позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем, что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое граф Александр Дмитриевич Шереметев. Вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом. В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских". Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.
Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)
Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные, посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.
Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены рельефные изображения лошадиных голов.
По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.
Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.
Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе". Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".
Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.
В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.
Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны. А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы, заслуживает отдельного рассказа.
В марте 1917 г. А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.
Использован материал с сайта