Фасадная лепнина. История лепного декора. От Древнего мира до современности Декоративное оформление стены лепнина из полиуретана птицы

Фасадная лепнина. История лепного декора. От Древнего мира до современности Декоративное оформление стены лепнина из полиуретана птицы

Как сделать комнату благородной, изысканной, но единственной в своем роде? Один из способов – украшение интерьера декоративной лепниной. Лепнина изготавливается из гипса, глины, цемента, полистирола, полиуретана. Среди них полиуретан – самый доступный, пластичный и практичный. Изучая фото лепнины из полиуретана в интерьере, вы без труда найдете идеи, на основе которых можно создать свой оригинальный дизайн.

Ассоциации: лепной декор ассоциируется с роскошью, аристократизмом, торжественностью. Не слишком ли помпезно? Не обязательно. Удачно обыграв это ностальгическое украшение, добиваются впечатления легкости, изящества, праздничности. И в то же время уюта.

Историческая справка

Украшения в виде лепнины известны с глубокой древности, причем настолько глубокой, что установить более-менее точный срок не представляется возможным. Самые древние образы лепных украшений, найденные археологами, были созданы в 5 000 году до н. э. Они изготавливались из гипса вручную, были очень дороги и доступны только знати. Полиуретан применяют для изготовления внутреннего декора с 70-х годов 20-го века. Первые лепные элементы из этого материала появились в США, затем они приобрели популярность в Европе.

Технологические нюансы

Благодаря особому поведению двух компонентов (полиол, изоционат), которые реагируют друг с другом, запускается процесс пенообразования. Таким образом, пена заполняет полностью выбранную форму. Если ограничителя нет, пена будет неплотной. Чтобы еще более уплотнить массу, полиуретановую пену заливают в формы под давлением. Форма должна выдерживать высокую компрессию, поэтому используется из тяжелого металла. Плотность полученного материала соответствует твердости древесине хвойных деревьев. Пена также легко поддается обработке без риска появления трещин или разломов. В лепнину из полиуретана даже можно вбивать гвозди. Это материал не только плотный и пластичный, но и легкий, не подвержен гниению и порче насекомыми.

На заметку покупателям: технологический процесс создания высококачественного декора сложен. В цепочке по изготовлению даже единственного в своем роде участвуют художники, дизайнеры, технологи, высококвалифицированные рабочие. Ошибки при производстве приводят к зернистости поверхности и нечеткому смазанному рисунку (характерно для производителей из Китая).

Технология изготовления лепнины

  1. Изготовление модели, если изделие сложное.
  2. Изготовление формы.
  3. Покраска и обработка формы.
  4. Заливка смести пенополиуретана.
  5. Шлифовка и покраска готового изделия. Шлифовка необходима, чтобы придать поверхности безупречную гладкость. Покраска означает покрытие изделия защитным слоем, защищающим поверхность от воздействия лучей УФ.

Полиуретан и другие

Какие материалы используются для интерьерной лепнины? Какие достоинства и недостатки у полиуретана по сравнению с ними? Оставим в сторону глину и стекловолокно, которые тоже могут применяться для изготовления лепных украшений – эти материалы редкость. Есть три кита, на которых держится современное производство лепного декора: гипс, пенополистирол и пенополиуретан.

Натуральный материал – гипс – долговечен, способствует созданию благоприятного микроклимата в комнате, благодаря своей способности поглощать и отдавать влагу. Он долговечен и почти не меняется со временем. Из недостатков – боязнь влажности.

Пенополистирол отличается легкостью и влагостойкостью. Он пластичен и отлично монтируется даже на неидеально ровных поверхностях. С его монтажом справится даже новичок, однако внешний вид таких украшений оставляет желать лучшего. Фактура несколько дешевая. К тому же со временем он желтеет. Пенополистирол лучше всего идет под покраску.

Пенополиуретан – тяжелее, чем предыдущий материал, и более благородный внешне. Его поверхность ровная, чистая, насыщенная. Прочный (хорошо выдерживает сильные удары, не раскалывается) и устойчивый к влаге, он по внешнему виду почти не уступает натуральной лепнине. Кроме того, в отличие от гипса он равнодушен к запахам, не впитывает их, не подвержен появлению плесени или грибка, не притягивает пыль. Пенополиуретан легко мыть (чего гипс не переносит). Легко монтируется, легкий, хорошо садится на клей.

Виды лепных украшений из полиуретана

Не специалиста может удивить разнообразие украшений, которые делают из полиуретана. Судите сами:

  • Декоративные розетки на стенах, в том числе когда они заменяют собой фото или иллюстрации.
  • Колонны и пьедесталы.
  • Пилястры.
  • Балясины.
  • Молдинги.
  • Плинтусы, бордюры.
  • Кессоны.
  • Каминные порталы.
  • Наличники окон, дверей, зеркал.
  • Рамы картин, панно, стеллажей.
  • Арки.
  • Декоративные ограждения.
  • Статуи, камеи.

Кроме того, лепным декором маскируют коммуникации и технологические трубы, неровности стен или швов, вентиляцию, кабели, крепления для штор.

Лепнина способна вписать в любой стиль, в том числе и в современные. Традиционно украшения решаются в классических узорах (завитки, розетки, цветочно-растительные элементы), не уместными в стиле хай-тек или минимализм, но ничто не мешает изготовить карниз в строгих геометрических линиях.

Лепнина в интерьере

Грандиозно смотрятся лепные комплексы – лепной декор становится главной изюминкой помещения, остальное подчиняется ему. Отличный вариант для просторной гостиной. В романтических интерьерах достаточно двух-трех деталей.

Деревенский, прованс, скандинавский, кантри, этнический стиль не приемлют лепных украшений. Хай-тек, лофт, минимализм также не гармонируют с этим видом декора. Однако и здесь возможно их применение. Особенно роскошно могут смотреться детали, словно забытые предыдущим владельцем, или как будто случайно попавшие сюда из другой эпохи – оригинальные полуколонны, светильники-розетки. Для кантри и скандинавского стиля – кессоны на потолке. Также: молдинги, украшения на дверях или на потолке, на мебели или аксессуарах (вазы, контейнеры для цветов). Любой лепной декор можно окрасить, для пенополиуретана подходят масляные краски, краски на основе акрила или водоэмульсионные.

Совет: сделать интерьер более дорогим поможет золочение элементов лепнины.

Стили, в которых наиболее уместно смотрится лепной декор:

  1. Римский – лепные элементы создают этот стиль. Не бойтесь переборщить, уместно все. Карнизы, ниши, украшения, розетки, пилястры. Важно лишь подобрать правильные орнаменты.
  2. Арт Деко – стиль для ярких натур, любителей сочетать несочетаемое. Любые лепные элементы здесь будут уместны, главное, чтобы помещение смотрелось изящным и креативным, как творение современного художника, взявшего от каждой эпохи лучшее.
  3. Ампир – ему присуща основательность, фундаментальность, стремление подчеркнуть статусность. Отсюда – монументальность в отделке. Уместны колонны и арки, тяжеловесные карнизы, изящные богатые лепные украшения.
  4. Барокко и рококо . Рай для энтузиастов лепных украшений. И тому и другому стилю присущи пышность, легкость, светлое изящество. В барокко делается упор на объем, витые элементы, асимметрию. Украшения из пенополиуретана декорируют так, чтобы получить эффект потертости, золота, патины. Для рококо – античные элементы, орнаменты с военной атрибутикой или животными.
  5. Классицизм – лепные элементы прекрасно смотрятся в классических интерьерах. Главное условие – соблюдение симметрии, продуманность, никакой вычурности. Лепными деталями оформляются потолки, камины, дверные и оконные проемы, стены.
  6. Ренессанс (возрождение) – для этого стиля карнизы, покрытые орнаментом, ниши в стенах, украшенные фресками или статуэтками, многоуровневые потолки. А также активно используются элементы, формирующие пространство.
  7. Романтизм – изысканный, легкий стиль, созданный для выражения собственной индивидуальности. Элементы лепнины возможны любые, но они деликатны и ненавязчивы. Например, обрамление каминной зоны и зеркальная рама.
  8. Готика – элементы лепнины приемлемы, но только в умеренной дозе. Подставки (консоли), колонны, кессоны на потолке – все со сдержанным декором, не перебивающим мрачную пышность, присущую стилю.

В поисках стиля: эклектика, модерн, ультрабарокко, египетский и греческий стили также «на ура» воспринимают элементы лепнины.

Где полиуретан проявляет себя с лучшей стороны?

Приведем несколько оригинальных решений для помещений.

  1. Многоуровневые карнизы. Красиво само по себе и удобно для оформления потолка светодиодной подсветкой. Еще один нетривиальный ход – разделение стены на горизонтальные ярусы при помощи карнизов. Карнизы с рельефом поддержат или даже создадут стиль помещения.
  2. Узоры на потолках, потолочные розетки. Выполняют маскирующие и декоративные функции. Оригинальный потолок – редкость, таким способом легко выделиться.
  3. Фриз над дверным проемом. Фриз – это горизонтальная лента с орнаментом. Обычно украшают такой лентой стены и фасады.
  4. Молдинги – не самый понятный вид декора, однако он способен придать всему помещению вид тщательно продуманного произведения искусства. Плавные линии планок на стенах, потолках, каминах придают им законченность. Молдингами можно оформить наличники, настенные медальоны, зеркала, выделить часть стены. Кроме того, это эффективный инструмент по раздвижению пространства. Молдинги без орнамента будут уместны в помещении любого стиля.
  5. Балясины – фигурные столбики в виде колонн подходят для оригинального зонирования комнаты.
  6. Капители, кронштейны, пилястры – редкий в жилых комнатах вид украшения, поскольку функциональность их ограничена. Как правило, их применяют только в декоративных целях, хотя капители могут служит опорой легким предметам. Одна капитель придаст помещению античный дух. А пилястры позволяют делить пространство, не загромождая при этом помещение.

Лепнина из полиуретана в интерьере 53 фото идеи:

В любые времена человек стремился к красоте собственного жилища. Еще в каменный век наши предки наносили на стены пещер рисунки саблезубых тигров, мамонтов и других животных. Это были первые шаги человечества в искусстве. Через многие тысячелетия расцвели древние цивилизации, а с ними и искусство архитектуры. Поразительной красоты храмы Ассирии, Шумера и Вавилона украшались резьбой по благородному дереву, золотом и керамическими барельефами, а для облицовки стен использовался природный гипсовый камень. Что касается лепного декора, то его история, согласно заявлениям историков и археологов, началась еще в Древнем Египте около 5000-го года до нашей эры. Таким образом, или торжественно-белая, десятки ее стилей и тысячи разнообразных форм, вот уже на протяжении семи тысячелетий украшает дворцы и храмы, театры, дома и усадьбы.

Так почему бы нам не узнать об этой многотысячелетней истории больше? Давайте посмотрим, как именно возникло искусство декоративной лепнины, и как именно оно стало неотъемлемым элементом архитектуры и самой истории человека…

К сожалению, история не так внимательна к деталям, поэтому установить точную дату появления декоративной лепнины не представляется возможным, археология в этом, увы, также бессильна. Но те образцы декоративной лепнины Древнего Египта, что дошли до наших дней, относятся к временам еще додинастической эпохи, а именно к периоду правления фараонов Первой династии. Именно в это время, за 5000-2800 лет до нашей эры, элементы лепного декора впервые начали использоваться в дворцово-храмовом убранстве. Подлинных же высот искусство декоративной лепнины из гипса достигло значительно позже – в XV веке до нашей эры. На это время пришелся расцвет древнеегипетской державы – наступили времена Нового царства и правления фараонов Тутанхамона, Тутмоса III и царицы Хатшепсут.

Именно египетским архитекторам и строителям мы должны быть благодарны за создание лепного декора, ведь это они положили начало этому искусству. Конечно, в этом случае не обошлось без пособничества фараонов, ведь всесильные владыки Древнего Египта знали толк в настоящей роскоши. Дворцы и храмы фараонов возводились силами тысяч рабов, но искусных камнерезов насчитывались лишь единицы, тогда как каменный декор требовался все больше. Именно так и появился керамический декор, элементы которого создавались из обожженной глины. Позже это направление преобразовалось в лепной декор, ценность которого лишь возросла спустя многие тысячелетия.

Изначально использование лепнины носило сугубо утилитарный характер. Так, к примеру, попросту поддерживали крышу, лишь позже верхняя часть колонн, называемая , стала украшаться простейшим лепным или резным орнаментом в сочетании с цветными росписями. Со временем гипсовая лепнина стала украшать дверные порталы, наличники дверей и стены – на последних начали появляться розетки, лепные полоски и картуши. Интересно, что использование лепного декора не ограничивалось отделкой дворцов и храмов–погребальные камеры великих пирамид, “домов Вечности”, также обзавелись пышными украшениями.

Но как именно началась история гипсовой лепнины в Древнем Египте? В этом случае все просто – архитекторы и строители древней державы заметили, что обжигание гипсового камня и последующее смешение получившегося порошка – гипса – с водой, позволяет создавать великолепные . Для этого достаточно лишь заполнить гипсом форму и дать ему высохнуть на солнце– затвердев, материал сохранит свою форму. Такие свойства гипса, как прочность, легкость и пластичность во влажном состоянии сыграли значительную роль в его дальнейшем становлении в качестве основного декоративного материала. В скором времени после открытия этого материала, египтяне привнесли в него часть собственной и Месопотамской культуры, придав гипсовому декору орнаментальные и растительные мотивы.

Утлые дома обычных египтян давным-давно обратились в пыль, величественные дворцы и храмы обернулись руинами, но искусство Древнего Египта на многие тысячелетия пережило саму древнюю цивилизацию. Сегодня считается, что искусство Древнего Египта проникнуто некой мистической мрачностью, но в действительности египтяне всегда восторгались красотой жизни. Их благодарность богам выражалась в искусстве и архитектуре, которую мы можем наблюдать , а также развалинах храмов и дворцов. Для того чтобы почувствовать величие этой красоты, достаточно лишь раз взглянуть на колонны, украшенные декоративной лепниной, или гипсовые рельефные , во множестве дошедшие до наших дней.

Лепнина в Древней Греции и Риме

Подлинный расцвет искусства декоративной лепнины наступил в эпоху Античности. Эстетические направления, технологии изготовления лепного декора и сами основы его применения были сформированы в Древней Греции и Риме. Даже сегодняшнее название “гипс” для материала лепнины впервые появилось именно в Греции, где он именовался как “гипсос” (гр. “кипящий камень”).



Именно благодаря грекам развились многие традиции разнообразных культур Древнего мира, благодаря им же они приобрели классическую четкость и строгость. Также в Греции впервые появился и ордер – четкая система архитектурной композиции, которая сочетает в себе конструктивные и декоративные элементы. С 1100 года до нашей эры в домов богатых горожан, храмов и общественных зданий начали применяться зачастую позолоченные украшения капителей колонн, модульоны, пилястры и орнаментальные карнизы. Практически все созданные в Древней Греции формы архитектурного декорирования стали классическими на все последующие времена, включая и сегодняшние дни.

Римлянами было позаимствовано лучшее из греческого искусства, но, отступив от традиций греческой архитектуры и декорирования, римляне значительно усовершенствовали и разнообразили искусство лепнины. Так, например, скульпторами и архитекторами Эллады использовался геометрический лепной орнамент, но римляне, стремящиеся к роскоши, отдавали предпочтение богатым растительным мотивам. Лавровые ветви, целые сцены из жизни богов, виноградные кисти, лавровые ветви и цветочные розетки – декоративная лепнина Рима поражает свойственным ей разнообразием и сюжетной изощренностью. Также в Римской империи, как и в Греции, обилие золоченой декоративной лепнины на , свидетельствовало о высоком общественном положении, занимаемом хозяином дома.


Колонны были наиважнейшим архитектурным элементом той эпохи, более того, первые колонные ордера – коринфский, дорический и ионический, были придуманы греками, отцами античной архитектуры. Римляне пополнили архитектуру Древней Греции еще двумя видами ордеров – тосканскими и композитными. Но если идеей греков были лаконичность и строгость форм, исключающие чрезмерно вычурный коринфский ордер, то римские архитекторы стремились к прославлению могущества и богатства, которыми обладала империя. Поэтому в Риме наибольшей популярностью пользовались колонны коринфского и композитного ордера– верхняя часть таких колонн украшалась обильным слоем лепнины, из-за чего колонны нередко напоминали букеты гладиолусов или неимоверно пышные торты.

Также в Риме был изобретен и абсолютно новый вид декоративный лепнины, называемый “стукко”. Такая лепнина отличалась небывалой прочностью, а после полировки выглядела идентично роскошному мрамору. Для ее создания к гипсу добавлялся алебастр, мраморная пудра и крошка, клей и ряд прочих примесей, в результате которых декоративная лепнина приобретала перечисленные выше свойства.
Более того, в Римской империи еще в четвертом веке до нашей эры начал впервые использоваться бетон. Но, казалось бы, причем тут лепнина? Дело в том, что именно использование бетона поспособствовало широкому распространению лепнины. К примеру, знаменитый Колизей был построен из отформованных бетонных арок и перекрытий, и именно идея использования в архитектуре повторяющихся формированных элементов привела к распространению формированных лепных узоров и орнаментов. Таким образом, технология значительно упростилась, а цена на нее снизилась, благодаря чему ее присутствие в архитектуре Рима стало повсеместным.

В различных лепных орнаментах сочетались стилизованные рыбы, морские волны, раковины и дельфины. украшались рогами изобилия и разными вычурными гирляндами. Арки, настенные , колонн и ниши – все это, воплощенное в искусстве мастеров Древнего Рима, продолжает восхищать нас и сегодня, спустя более чем две тысячи лет!

Именно античность предопределила течения искусства лепных украшений, дала им незаменимый импульс, властвовавший практически во всех направлениях и стилях архитектуры: как в готике или , так и в , и .

От Темных веков до “взбитых сливок” рококо

Между тем могучие древние государства постепенно исчезали со сцены Истории, оставляя место новым странам и видам искусства. Так, в V веке нашей эры пал Рим, после чего Европа и Византийская империя погрузились в Темные века.

Во времена раннего Средневековья большая часть культурных, а также и технических достижений Древнего Мира были забыты, а сложившийся в архитектуре тех времен романский стиль основывался не только на простых и основательных формах зданий, но и на скупом минимуме отделки. Лучи солнца, проходящие через узкие окошки-бойницы, не могли разогнать царящую в королевских дворцах и замках феодалов полутьму. Тяжелые же и грубые каменные рельефы отлично гармонировали с мрачной обстановкой замков. Эта эпоха располагала к грубым каменным рельефам, так хорошо гармонирующим с полутьмой, царившей в замках, но никак не к изяществу лепного декора.




Изменения пришли с готикой, постепенно вытеснившей романский стиль, но произошло это лишь в XII веке. Наиболее кардинальные изменения пришлись на церковную архитектуру. На смену мрачным и громоздким строениям пришли грациозные и устремленные в небо готические храмы. Возвышенность и тонкая красота готической архитектуры подчеркивалась ажурным лепным декором, усеявшим наличники, потолки и колонны: в качестве сюжетов преобладали трилистники, листья винограда, ясеня, дуба и клена, а также крестоцветы. Все готические архитектурные памятники поражают красотой лепнины, достаточно лишь привести собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор или Вестминстерское аббатство. Но лишь эпоха , сменившая готику в XIV веке, привнесла в лепной декор подлинную свободу.

Интересно, что архитекторами, художниками и людьми искусства в целом ренессанс изначально трактовался как возрождение античных традиций в противовес варварской готике. Архитектура Возрождения следует принципам “древнеримской” упорядоченности, симметрии и строгих пропорций. Ренессансный декор окончательно преодолел тяжеловесность камня, на его место пришли гипсово-цементные смеси, благодаря чему лепнина быстро стала основным элементом убранства зданий. В качестве основы использовались образцы античной лепнины, которые вызывали восхищение и легко копировались. Разумеется, былой популярностью быстро обзавелись и “римские” колонны вычурного коринфского ордера.

Архитекторы и мастера эпохи Возрождения преобразили архитектуру великолепным лепным декором, расцветшим в просторных дворцах, городских домах и общественных зданиях. Образцы лепнины эпохи Ренессанса можно увидеть практически во всех шедеврах той эпохи – начиная собором Святого Петра, расположенного в Риме, и заканчивая флорентийским дворцом Пандольфини, построенным Рафаэлем. Но и торжество лепнины эпохи ренессанса оказалось лишь скромной репетицией, если обратить свой взгляд к .







Фактическое завершение эпохи Возрождения датируется 1527-м годом, когда произошло знаменитое падение разграбленного Рима, но выросший из недр ренессанса барокко затмил своего предшественника лишь в XVII веке. Именно эта эпоха положила начало победному шествию западной цивилизации по странам Европы. Аскетичный рационализм был забыт, благодаря вычурно-порочному барокко строгие линии архитектуры ренессанса стали изогнутыми, в архитектуру пришла затейливая асимметрия, безмерная роскошь и текучесть форм. Теперь лепниной изобиловало буквально все – колонны и , фасады и , потолки и стены. Более того, барочная лепнина – это не только гипсово-белые декоративные элементы, но и в большинстве своем сияющие богатым золотом или серебром, поражающие пышностью и разнообразием форм украшения. Розетки и волюты, букеты и гирлянды, амуры, картуши, карнизы с геометрическими и растительными орнаментами, пальметты и , медальоны и модульоны – каждое из этих названий звучит подобно настоящей музыке! Выбор архитектурных примеров барокко крайне широк – от таких шедевров, как Люксембургский дворец в Париже и ансамбль Гранд-плас, расположенный Брюсселе, до творений известного Растрелли в Российском Империи.

Конечно, архитектура барокко при желании может быть обвинена в излишней парадности, вычурности и холодной напыщенности. Но первая половина XVIII века преобразовала барокко в рококо, прельщавший своей оригинальностью и некогда именовавшийся “живописным вкусом”. Игривость и грациозность форм, использующихся в рококо, привела к окончательному забвению прямых линий, плоских поверхностей и строгой симметрии. Теперь в оформлении стен, дверей, плафонов и окон и торжествовал затейливый лепной декор: гирлянды и фестоны, причудливые раковины в сочетании с листьями-завитками, маски и щиты.

Классицизм и модерн

Человеческие пристрастия никогда не были постоянными, а архитектурная мода – всегда переменчива. XVIII век ознаменовал себя уходом “взбитых сливок” лепнины барокко и рококо, которыми перенасытились и сами архитекторы, и их заказчики аристократы, а также и демократически настроенное европейское общество. Строительство архитектуры в древнеримском стиле во Франции началось еще во времена царствования Людовика XV (1715-1774). В конце же века, когда на престол взошел Людовик XVI, новое направление, называемое классицизмом, уверенно завоевало позицию ведущего архитектурного стиля страны.




Классицизм стремился к логической стройности и идеальности форм Античности, он вновь привнес в архитектурную композицию ордерную систему – предельно близкую своими формами и пропорциями к греческо-римской. Структура сооружений теперь определялась четкими объемами залов и комнат, гладкими пространствами стен, строгостью интерьеров, простотой и сдержанностью декора, а также общим “благородным лаконизмом”. Первая треть XIX столетия стала решающей для классицизма, ведь именно тогда он стал единым архитектурным языком всего мира: от сибирского Минусинска Российской Империи до Вашингтона в Соединенных Штатах. Выделение отдельных архитекторов или наиболее знаменитых зданий в этом случае значительно осложняется, так как такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава и Дублин фактически преобразовались в огромные музеи классицизма!

Декоративная лепнина в архитектуре использовалась значительно умеренней, особенно в сравнении с роскошью барокко или рококо. Геометрическое совершенство различных интерьеров теперь подчеркивалось симметрией пластического декоративного декора и его лаконичностью. В основном для этого использовались колонны, а также пилястры с каннелюрами, арочные обрамления и кессоны. Наиболее популярными сюжетами стали пасторальным мотивы – животные, музыкальные инструменты, гирлянды и ленты, вазы и букеты цветов. Конечно, также заимствовались и античные орнаменты, копья и колчаны, ионики, шлемы и луки, а также листья аканта.

Военная тематика в декоративном лепном декоре в значительной мере была свойственна лишь ампиру – имперскому ответвлению позднего классицизма. Родиной , апогея классицизма, также стала Франция, но в этот раз блиставшая военными успехами императора Наполеона. Многие архитекторы вдохновлялись военной славой Римской империи, благодаря чему парадные интерьеры многих дворцов отражали имперское величие, а в декоративной гипсовой лепнине стали активно использоваться военные мотивы, впоследствии разбавленные лепными рельефами Древнего Египта в сочетании с вазами в этрусском стиле.

Начиная с 1830-х годов, начался закат эпохи классицизма, мирно уживающейся с романтической эклектикой – от неизменных древнеегипетских мотивов до неоготики. Теперь во Франции строгость, свойственная классицизму, разбавлялась элементами из ренессанса и барокко, а в Германии стал популярным древнегреческий стиль. , цитировавшая многие художественные стили прошедших времен, была основным направлением в Европе вплоть до конца 1870-х годов. И лишь в конце XIX века главенствующую позицию занял модерн, привнесший нечто действительно новое в искусство декоративной гипсовой лепнины и архитектуру в целом.

Эклектика окончательно изжила себя, а модерн отказался от использования четкого геометризма, прямых углов, симметрии и прямолинейности как таковой. Теперь архитектурные линии стали “природными” – более естественными и свободными. Внешний вид зданий, а также их интерьер, сочетал в себе художественное и функциональное, эстетику и утилитарность. Основная задача модерна стояла в том, чтобы стать новым синтетическим стилем, в котором окружение человека оформлялось бы в едином ключе. Разумеется, в силу такого “высшего предназначения” этого стиля резко возрос и интерес к искусству декоративной гипсовой лепнины.

Можно перечислить множество имен основных архитектором модерна: автор поистине великолепных зданий Антонио Гауди, Виктор Орта, Федор Шехтель и американец Луис Салливен – лишь немногие из них. В творениях этих мастеров декоративная гипсовая лепнина приобретала текучесть форм в сочетании с элегантной орнаментальностью, ее линии изгибались словно прихотливые растения. Основной идей сюжетов декоративного лепного декора стала природа: морские раковины, рыбья чешуя, ветви и листья, игра волн или цветы лилий и ирисов. Эпоха модерна – время настоящих, вошедших в мировой фонд архитектуры сокровищ, которые поражают своими формами!

Российская архитектура и сопутствующий ей лепной декор – это богатая и крайне увлекательная история, к которой мы сейчас обратимся. Она богата именами великих архитекторов, потрясающими событиями, и, конечно же, поистине величественной архитектурой.

Лепной декор и дореволюционная Россия

В Российской Империи первые опыты по использованию декоративной лепнины пришлись на XVII и XVIII века – время небывалого крушения старозаветного уклада жизни и создания нового государства. Петром Великим была совершена трансформация традиционной сословно-представительной монархии Русского царства в монархию прусско-голландско-шведского образца. В это время Российская империя своей площадью уступала лишь Британской империи. В основополагающих документах жестко фиксировался принцип абсолютной монархии: “Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу давать не должен”. Более того, основные центры власти прежней Руси, такие как Боярская дума и Патриаршество, полностью утратили свою силу. Так, если ранее именно традициями боярства и духовенства решалась сама суть русской архитектуры, то теперь все зависело исключительно от государевой воли. Что касается воли Петра I касаемо архитектуры, то она была выражена предельно ясным образом.

Санкт-Петербург, строившийся на пустом месте, своим масштабом должен был превзойти любую столицу Европы, а его архитектура планировалось именно в европейском духе. По этой причине столь модный в Европе лепной декор в стиле барокко украсил самые первые здания и дворцы в новой имперской столице.

Интересно, что вечно пасмурное небо и рассеянный свет, столь свойственные северо-западной столице, послужили причиной для использования в петербургской архитектуре довольно ярких красок. Так, жилые и общественные строения окрашивались в красный, желтый, зеленый и голубовато-бирюзовый тона. По этой причине контрастно-белые элементы архитектуры в сочетании с декоративной гипсовой лепниной придали городу уникальный колорит.

Санкт-Петербург быстро стал жемчужиной градостроения в России, а за столицей быстро последовали усадьбы, официальная московская архитектура и дворянские особняки. Но это было именно следованием, поэтому на примере Санкт-Петербурга наиболее интересно отслеживать становление искусства декоративного лепного декора в России, как и всей архитектуры государства. Тем более что теперь они стали связаны неразрывно.

Следует отметить, что действительно капитальных, каменных или кирпичных строений во времена Петра I в Петербурге строилось совсем немного. Вплоть до времени царствования Екатерины II Петербург наполняли деревянные постройки, которые красились под камень и мрамор, а быстрая и легкая лепнина из гипса отлично дополняла общую картину. Более того, даже Зимний дворец изначально походил на походный бивуак – в изначальных вариантах он быстро строился, столь же быстро разрушался, после чего достраивался и перестраивался. Не была в силах изменить сложившуюся ситуацию и обильная декоративная лепнина из гипса, как белая, так и насыщенная позолотой или цветом. По заявлениям историков, в 1750-м году Зимний Дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого, и самая странность императорского дворца не могла быть приятна государыне”.

Возведение окончательного варианта Зимнего Дворца началось в 1754-м году под руководством Франческо Растрелли и при императрице Елизавете Петровне. Проект объединял в себе элементы классицизма, русского зодчества, барокко и рококо. При этом большое внимание уделялось именно отделке – Франческо Растрелли сам рисовал завитки декоративной лепнины, которая в дальнейшем связала роскошный декор всего дворца, от фасадов и до внутренних покоев, в единый ансамбль. В одном только 1758 году в Зимнем Дворце работало более тысячи лучших квадраторов (резчиков по гипсу). Но, несмотря на приложенные архитекторами старания, Елизавета не застала окончания строительства – в 1762-м году Петр III принимал Зимний Дворец в полуготовом виде. В том же году на престол вступила Екатерина II, и в скором времени дворец,наконец, обрел более знакомый нам облик.

Первым указом императрицы, касательно дворца, стало отстранение Франческо Растрелли, чей стиль не соответствовал вкусам Екатерины II. Внешняя часть зимнего дворца практически не претерпела каких-либо изменений, но внутренней частью позже занимались сторонники классицизма Юрий Фельтен и Жан Вален-Деламот, а также Антонио Ринальди, и предпочитавший барокко Савва Чевакинский. В конце XVIII столетия дворцом занялись такие классицисты, как Джамоко Кваренги и Иван Старов. Именно благодаря им залы и галереи Зимнего дворца приобрели то праздное великолепие декоративной лепнины.

К сожалению, от той декоративной лепнины практически ничего не осталось. Причиной тому произошедший в 1837 году грандиозный пожар, зарево от которого наблюдалось даже за семьдесят верст вокруг. В этом огне погибли интерьеры двух этажей, было уничтожено и повреждено внутреннее убранство всего дворца. На восстановление ушло более двух лет, над ним работали одни из лучших архитекторов того времени. Благодаря этому интерьерная лепнина, следовавшая, по большей части первоначальным образцам, теперь дополнилась мотивами древнерусского декора, ампира, второго рококо и готики. В этом виде Зимний дворец и дошел до наших дней, включая все собранные в нем образцы русской декоративной лепнины.

Также интересна и история Гатчинского дворца, который был возведен под Санкт-Петербургом в 1766-1781 годах. Он строился итальянским архитектором Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II Григория Орлова. Изначально декор дворца вобрал в себя самую изысканную лепку стилизованных цветов, растений и плодов. В 1790-м году для нового владельца Гатчинского дворца, Павла I, зодчим Винченцо Бренна были созданы другие интерьеры. В этих интерьерах строгость античной архитектуры сочеталась с пышностью барочной интерьерной лепнины. Эта декоративная лепнина была совсем другой. Ее сложные орнаментальные композиции, украшенные позолотой, резко выделялись на фоне светлых тонированных стен, и вызывали неподдельное восхищение у современников. Великолепие внутренней отделки и интерьерной лепнины сохранилось почти на полтора века, пока не было утрачено во время очередного пожара в 1944 году.

Но рассказы о Зимнем и Гатчинском дворцах – это лишь две истории российского лепного декора, которыми далеко не ограничивается полная картина. Именно декоративная лепнина стала визитной карточкой Санкт-Петербурга, достаточно лишь взглянуть на Михайловский замок, Петергоф, Строгановский дворец, Екатерининский дворец, расположенный в Царском селе, или Таврический дворец. Объяснить это можно следующим образом: большая часть архитектурной деятельности сконцентрировалась именно в Петербурге, тогда как московские архитекторы сосредоточились на городских домах и барских усадьбах. По этой причине московская архитектура XVIII века обладает более скромными масштабами и известна значительно меньше, нежели архитектура Санкт-Петербурга. Но следует сказать и о таких примерах московской архитектуры, как дом Пашкова, усадьба Архангельское, здание Сената и дворцовая резиденция, расположенная в Царицыно. Все эти архитектурные шедевры также неизменно украшались богатым лепным декором, над созданием которого работали лучшие российские, а также и иностранные зодчие.

К началу XIX столетия пышное барокко сменил строгий классицизм, веком позже излюбленными направлениями русских архитекторов стали такие стили, как эклектика и модерн. Но использование лепного декора всегда сопровождало любое из перечисленных направлений, вплоть до потрясений 1917 года.

Сталинский ампир

Разумеется, история декоративной лепнины, как и история отечественной архитектуры в целом, не была закончена с крушением Российской империи. В качестве причины полного экономического краха выступает Первая мировая война, к 1916-му году строительство было остановлено практически во всей стране – в это время было не до строения новых домов и, тем более, не до их . Разруха, оставшаяся после Первой мировой войны и последовавшей за ней гражданской, была преодолена лишь в начале 1920-х годов. Но реалии Страны Советов были уже совсем другими. Теперь наступило время архитектурного авангарда – эпохи рационализма и конструктивизма. Та холодная и предельно рационалистичная архитектура полностью избавилась от любых “излишеств”, в том числе и от лепного декора. Но длилась эта эпоха крайне недолго.

Постепенно СССР становился одной из наиболее мощных держав мира, на глазах обретавшей имперское величие, требовавшее воплощения соответствующими архитектурными методами. По этой причине с 1932-го года любые не конструктивистские проекты не подлежали рассмотрению – советская архитектура резко претерпела практически полный переход к монументальному классицизму. Принятый в 1932-м году проект Дворца Советов, так и неосуществленный, но незабываемый, стал своеобразным рубежом отсчета ампира – сталинского классицизма. На месте храма Христа Спасителя планировалось строительство 415-метрового сооружения, над вершиной которого должна была возноситься в облака восьмидесятиметровая статуя Ленина.

Теперь стиль любой официальной архитектуры должен был определяться стилем Дворца Советов. Этот проект объединил в себе максимальную парадность и демонстрирование государственного величия. Пышные колонны, барельефы с изображениями государственной символики в сочетании с массивными резными карнизами, пышными колоннами, картушами, венками, акантами и розетками – такое возвращение декоративной лепнины стало действительно триумфальным. И уже в 1940-1950-х московские высотки и архитектура метро нагляднее всего отображали стиль советской империи.

Точкой в этом торжестве стала банальная экономика. Громадные материальные потери, понесенные Советским Союзом во второй мировой войне, не позволяли государству подобных расходов. Время сталинского ампира резко сошло на нет, финальным этапом стало постановление ЦК КПСС и Совмина в 1955-м году “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве ”.

Позже под давлением председателя Совета Министров Никиты Хрущева декоративная лепнина, как фасадная, так и интерьерная, была признана церковностью и попросту пережитком прошлого. А потому в составные нового социалистического строительства она не вошла. Интересно, что после первого же решения партии архитекторы поспешно принялись убирать различные декоративные элементы, в том числе и декоративную лепнину из проектов зданий. Изменилась ситуация лишь в конце XX века, когда российская архитектура, и Россия в целом, наконец обрела свободу.

Лепной декор нового тысячелетия

Декоративная лепнина, история которой началась в России еще триста лет назад, и сегодня является лучшим вариантом для создания уникального интерьера. Лепнина излучает особый свет, праздничный и пробуждающий в душе нотки ностальгии в сочетании с ассоциациями о давно ушедшем времени изысканного аристократизма, роскоши и изящества.

Благодаря , сегодня декоративная лепнина может изготавливаться не только из традиционного гипса, но и полиуретана или полистирола – такая лепнина отличается легкостью, экономичностью и . Колонны, розетки, наличники для окон или дверных проемов, пилястры и каминные порталы, дымоходы и плинтуса – все эти разнообразные элементы лепного декора легко объединяются практически в любой композиции. Также лепнина может использоваться и для исправления многих огрехов проектирования. Так, к примеру, полуколонны могут замаскировать проложенные в неподходящих местах технологические трубы или стояки, а медальоны, гирлянды и боссажи легко скроют неровности стен или швы между панелями.

При преображении интерьера и внешнего облика дома, лепной декор работает в качестве стилеобразующего элемента. С его помощью архитектуры создают в помещениях домов эстетический фон модерна, классицизма, ренессанса или барокко. При этом лепнина может быть не только классически-белой, но и расписанной акриловыми красками или, к примеру, обработанной патиной и воском. Это позволит визуально состарить ее, после чего она обретет своеобразную внешнюю бархатистость, которая свойства роскошным дворцовым интерьерам. Если же , то такой декор создаст в помещении атмосферу изящных аристократических покоев XIX века. Лепнина – главный элемент среди всех предметов декора, который не только побеждает монотонную гладкость стен или потолков, но и дарует им уникальность и объем. Только благодаря лепному декору ваш дом, офис или загородный особняк смогут обрести дух торжественно-чарующего и подлинного искусства.

Многих интересует как изготавливается лепнина своими руками, ведь в классическом, античном или барочном интерьере — одной из самых распространенных декоративных деталей являются рельефные орнаменты на стенах.

Конечно, можно купить готовое изделие, но стоит оно немало и не каждому будет по карману, поэтому лепнина из гипса своими руками станет достойной заменой работам профессиональных скульпторов.

Такие элементы декора используют как в интерьере, так и снаружи дома. Крепят их на стене, на потолке и даже на мебели.

Декоративная лепнина на фасаде или в интерьере дома изменит его до неузнаваемости и превратит строение в настоящее произведение искусства.

Если вы планируете украсить лепниной фасад здания, можно создать ее прямо в процессе оштукатуривания.

Она будет очень надежной, но недостаточно изящной.

Если же вы хотите более утонченные декоративные элементы на потолке или стенах, то в таком случае вам следует воспользоваться фасадной лепниной из других материалов – гипса, полиуретана, стеклофибробетона, пенопласта.

Самостоятельное изготовление лепнины из гипса

Предлагаем вам подробный мастер-класс, в котором показано изготовление гипсовой лепнины.

Изучив наш мастер-класс, вы узнаете, как можно сделать лепнину собственноручно и использовать ее в интерьере вашего дома.

Для начала нужно приготовить все необходимые инструменты и материалы.

Чтобы самостоятельно повторить мастер-класс, вам потребуются такие материалы:

  • Идеально ровный стол, без уклонов и деформаций поверхности;
  • Набор шпателей и инструментов, кисть, нож;
  • Клеенка для защиты стола от грязи и пыли;
  • Пластилин. В идеале – строительный;
  • Мерный стакан, рулетка, линейка;
  • Строительный гипс, ПВА, для крупных элементов – цемент;
  • Силиконовое масло и силикон, а также разделительная смазка.

В начале работы нужно создать эскиз вашего будущего изделия, который можно сделать самому или найти уже готовый в литературе или интернете.

Отдельное внимание уделите размеру детали, чтобы она органично вписывалась в интерьер или экстерьер здания.

Эскиз распечатайте и прямо по бумаге вылепите модель из пластилина нужной формы, но чуть большего размера. Можно также купить один готовый элемент в магазине и использовать его в качестве формы.

Теперь можно начинать создание формы для вашего декора. В домашних условиях возможно сделать формы из силикона и разместить их на потолке. Стоить они будут дороже, чем гипсовые, но работать с ними проще и удобнее.

Перед помещением в форму модель нужно обработать смазкой.

Для этого смешайте силикон с силиконовым маслом и тщательно нанесите смесь на вашу модель, не оставляя пропусков и воздушных пузырьков.

Первый слой укрепите марлей, которую нужно слегка вдавить в слой силикона. После высыхания предыдущего слоя каждые два-три часа наносите еще один.

В результате у вас должен получиться слой не меньше 3 мм. Если нужно сделать большие элементы, то для этого можно вылить формы из гипса.

Для такой формы делают опалубку, на которую силиконом приклеивают модель, после чего заливают туда гипс. Можно также упростить себе задачу и использовать покупную силиконовую форму.

Смесь сразу же заливают в форму, промазанную жидкостью для разделения.

Гипсовая лепнина. Особенности монтажа

В декоре фасадов и интерьере дома гипсовая лепнина – наиболее распространенный материал, который с годами не теряет своей популярности.

Это и не удивительно, ведь гипс имеет множество преимуществ – он натуральный, экологически чистый, устойчивый к грибку, негорючий.

Его можно использовать не только на фасаде здания, но и внутри – в детских комнатах и спальнях, даже на потолке. Есть у него и недостатки – изделия из гипса имеют большой вес и повышенную хрупкость.

Поэтому монтаж его возможен только на тех домах, которые имеют повышенную прочность и построены на хорошем фундаменте.

Монтаж в интерьере нужно осуществлять очень аккуратно, так как гипсовая лепнина может поломаться в процессе.

Вначале сделайте на месте крепления разметку, зачистите поверхность, места крепления вымойте водой и хорошо просушите.

С обратной стороны детали нужно сделать надсечки и покрыть грунтовкой, чтобы обеспечить хорошее сцепление с поверхностью.

После высыхания детали следует сделать смесь из гипсовой смеси и столярного клея.

Место крепления на фасаде и деталь смочите водой, нанесите на эти места клеящую смесь и, слегка нажав, приложите элемент к фасаду.

Лепнина из полиуретана – одна из самых легких. Ее можно использовать в интерьере дома, для декора мебели и на фасаде здания.

Это не самый дешевый материал, но в результате отделка таким материалом обойдется дешевле, чем любым другим. Декор на стены или фасад можно приклеить самостоятельно.

Нужно только приобрести специальный клей и подготовить поверхность, чтобы она была сухая и ровная.

Совершенно не имеет значения, насколько прочны и устойчивы ваши стены, так как лепнина из полиуретана не несет никакой нагрузки на них.

Монтаж лепнины могут осуществить два человека, и этот процесс займет совсем немного времени.

Современные лепнины из полиуретана имеют огромный ассортимент, поэтому вы без труда сможете подобрать для себя подходящий вариант.

Лепнину из полиуретана можно покрывать красками для внутренних работ или фасадными, в зависимости от месторасположения.

Начать монтаж следует с подготовки поверхности. На стене или потолке начертите линии, куда будете крепить декоративные элементы. Места креплений наметьте гвоздями и вставьте туда дюбеля.

С обратной стороны лепнину из полиуретана обработайте абразивом. В каждой детали проделайте отверстия, которые соответствуют расположению дюбелей.

Изнаночную сторону детали нужно покрыть грунтовкой и оставить высыхать на открытом воздухе на сутки.

Теперь нанесите на лепнину клей, прикрепите к поверхности и вбейте в подготовленные отверстия гвозди.

Неровности нужно скрыть шпаклевкой или силиконовым герметиком. Монтаж лепнины закончен, теперь можно покрасить ее в выбранный цвет.

Лепнина из пенопласта

Такое изделие – на сегодняшний день наиболее доступный способ украсить свой дом. В последние годы этот материал часто используют в интерьере.

Весят элементы из пенопласта очень мало, благодаря чему их можно прикрепить на стену практически любой постройки.

Этот материал, несмотря на свое искусственное происхождение, экологически чистый, не выделяет вредных веществ, пожароустойчивый, влагоотталкивающий. Крепить его можно практически на любую поверхность.

Нужно учитывать, что, для продления срока службы, лепнину из пенопласта сверху следует покрывать защитным слоем. Кроме того, лепнина из пенопласта обычно имеет простые формы, без сложных узоров.

Монтаж лепнины потребует: дюбеля, специальный клей для пенопласта, грунтовку, строительные шпильки, пену для заделки швов, краски нужных цветов.

Для начала поверхность следует очистить от пыли и грязи и загрунтовать.

Теперь сделайте на поверхности разметку, разведите сухую клеящую смесь, нанесите на элементы, приложите деталь на место и немного надавите.

Зазоры нужно обработать пеной, удалить остатки клея и пены шпателем. Когда монтаж окончен — покрыть грунтовкой и краской.

Лепнина из стеклофибробетона и полимербетона

Лепнина из бетона имеет очень большой вес, но технологии не стоят на месте и сейчас в продаже есть изделия из легких, но в то же время очень прочных материалов.

Данные материалы состоят из сухой цементной смеси и других составляющих, которые придают изделию прочность и делают его легким.

Материал легко выдерживает перепады температур, вибрацию и другие агрессивные воздействия.

Во время изготовления лепнины в состав добавляют красители, благодаря чему она будет иметь нужный вам цвет.

Сейчас в современных вариантах дизайнов возрождаются элементы старинных дизайнов. Например, все чаще оформляются дома (квартиры) с лепниной в интерьере.

Она использовалась в эпоху античности для украшения императорских дворцов и знати времен Древнего Египта, Рима и Греции.

Роскошный декор использовали для украшения потолка, дверных и оконных проемов, стен. Колонны, скульптуры, ангелочки, изящные розетки подчеркивали утонченную элегантность и вкус владельцев.

Великолепная лепнина всегда занимала важное место в интерьерах, вызывая всеобщее восхищение.

В прошлых веках лепнину вытачивали из камня. Высокий уровень резчиков по камню поражает по сей день. Позднее появился другой метод изготовления из гипса.

Типы лепнины и материалы

Сейчас существуют два типа лепнины: из гипса и более современный – из полиуретана:

Гипс. Недавно выполняли оригинальную лепнину из гипса, технологический процесс несложный.

Изготавливают форму с определенной фактурой, в которую затем заливают гипс. Когда гипс затвердеет, форма достается и дорабатывается до образца.

Так выполняли любую форму: узоры, орнаменты, фризы, рельефы и пр.

Лепнина из гипса отличается прочностью, она безвредная для здоровья. Используя лепнину из гипса, создается потрясающий интерьер с традициями прошлых веков.

Недостатком гипса является его тяжелый вес, из-за этого расходуется большое количество клея лучшего качества для прочной фиксации. Покрасить гипс тоже сложнее, чем полиуретан.

Установку лепнины из гипса может выполнить только профессиональный мастер с большим опытом.

Трудоемкость работы и цена гипса влияет на повышение стоимости этого декора, поэтому не каждому она доступна.

С появлением альтернативных материалов украшать интерьер лепниной теперь стал доступным.

Полиуретан. Новый аналог гипсу намного легче и дешевле, что делает его доступным. Теперь резко возрос спрос на лепнину не только в залах ДК, Дворцах молодежи, театрах, но и в домах (квартирах).

Легкий монтаж полиуретана, его малый вес и гибкость – преимущества, которые мгновенно сделали его популярным декором.

Возможность легко придать любой цвет полиуретановой лепнине, где можно использовать методы «состаривания» с необыкновенным эффектом.

Гибкость полиуретана используется как на ровных участках, так и с небольшим радиусом. Даже имеющиеся шероховатости на стене больше не помеха.

Есть и другие интересные материалы для изготовления лепнины стеклокомпозит, стекловолокно или полистирол и пр.

Всегда в прошлые века использовали лепнину только в классике, это такие стили, как ренессанс, барокко, рококо, романтизм, ампир, классицизм, готика…

Этот метод декора относят к орнаментному, т. к. в основном повторяется линейный рисунок. С появлением лепнины из полиуретана можно изготавливать большие панно с эффектным объемом.

Необыкновенный декор создает роскошь и элегантность в помещении. Есть правило — где используют лепнину, необходимо просторное помещение и высокие потолки.

Глубинный смысл лепнины – создание роскоши и потрясающей эстетики, которую сложно создать в малогабаритных квартирах.

Модные дизайнеры используют лепнину в разных стилях, даже в современных. Классический цвет заменен вариантами: под золото или серебро, с эффектом бронзы и даже разноцветные.

В современных домах можно украсить карнизы или розетки потолков, сделать колонны, красивые балюстрады и др.

Чаще применяют лепнину в залах (гостиных). Но для единой стилистики часто используют лепнину и в других комнатах дома.

Спальню, прихожую или кухню тоже можно украсить таким декором. Например, вместо дверного проема имитация колонн, фризы на потолке или на стенах.

Лепнину чаще используют из полиуретана, за основной цвет берется оттенок фасада кухонной мебели.

Рамку для большого зеркала тоже можно эффектно оформить лепниной под бронзу с красивым орнаментом.

Лепнина придаст вашему дому необыкновенную изысканность и потрясающую роскошь.

Фото использования лепнины в гостиной

Подбирая варианты оформления для современного интерьера, мы довольно редко рассматриваем такой вариант отделки как лепнина, поскольку считаем его подходящим только для классических интерьеров. В то же время этот очень красивый и эффектный способ декора полностью соответствует нормам современных стилей. Красивая лепнина в современном интерьере. 35 фото дизайнерских идей. Даже в интерьерах, чья отделка отвечает требованиям минимализма или хай-тек, лепнина на стене в интерьере при грамотном использовании может стать деталью, воспринимающейся не менее органично, чем стеклянные панели или металлическая мебель.

Красивый интерьер лепнина — отличный способ украшения

Разумеется, такой обязывающий вид отделки, как декоративная лепнина в интерьере, в современной обстановке должен выглядеть совершенно иначе, чем в интерьерах, оформленных в стилях барокко или классицизм. В первую очередь необходимо придать всем элементам этого декора строгость и исключить ощущение аляповатости. Используя лепнину, не забывайте, что она будет прекрасно смотреться не только на потолке, но и на стенах. Объединяйте отделку стен и потолков общим узором и отдавайте предпочтение однотонным рисункам. Позолота или серебрение лепнины допустимы в исключительных случаях и должны быть оправданы наличием других элементов декора подобного цвета: мебелью или габаритными аксессуарами. Лепнина в интерьере фото:

Легкий потолочный декор и настенные панели

Практически безошибочным вариантом оформления является композиция из очень нежной лепнины на потолке и едва заметного рельефного рисунка на настенных панелях. Панели можно дополнить небольшими вмонтированными светильниками или зеркалами, а потолок — узким плинтусом.

Смотрите видео: Лепнина в современном интерьере. 35 фото дизайнерских идей

Акцентируем внимание на верхней части помещения

В высокой комнате вполне уместна лепнина в дизайне интерьера, предусматривающая нежный потолочный рисунок и более насыщенный объемный узор, обрамляющий верхнюю часть дверных и оконных проемов. На стенах хорошо будут смотреться молдинги, подчеркивающие неслучайный выбор подобного оформления. Лепнина в интерьере фото:





Используем молдинги и панели нестандартной конфигурации

Традиционно настенные гипсовые панели, имеющие вертикальное расположение, устанавливаются на высоте 1,5 метров. Но в хай-тек или в модернистском интерьере вполне уместен и эксперимент, предполагающий, что панели будут находиться на любой высоте, их расположение красивого интерьера с лепниной станет горизонтальным, а форма изменится до неузнаваемости и станет походить на любую геометрическую фигуру. Естественно, данное решение повлияет и на расположение мебели, но в комнате с минимальным количеством элементов обстановки данный вариант оформления создаст ощущение завершенности и снимет вопрос о необходимости каких-либо других предметов.

Лепнина с функциональной нагрузкой

Декоративная лепнина в интерьере может быть не только частью декора, но и иметь функциональное значение. Полки или даже столики из гипса, прикрепленные к стене, активно применяются в минималистском интерьере. С помощью лепнины можно исправить и недостатки комнаты, спрятав за молдингом неровную поверхность или, специально закруглив угол и дополнив его объемным рисунком, сделать его пригодным для размещения дивана с округлой спинкой, что сразу внесет в интерьер интересные черты. Лепнина в интерьере фото:



Лепнина для создания необходимого колорита

При создании интерьера с греческим, римским или средиземноморским колоритом лепниной оформляют не только потолки, но и пилястры, рекомендованные дизайнерами как прекрасная альтернатива колоннам, которые не всегда вписываются в обстановку обычной стандартной квартиры.

Создаем соединяющиеся линии

Лепнина на стене в интерьере — вертикальные линии, идущие от пола и соединяющиеся с горизонтальными на потолке, не только украшают комнату, но и позволяют разбить ее на несколько жилых зон, что особенно важно при открытой планировке. Чтобы данный декор не выглядел перегруженным линиями, сделайте объемные полосы достаточно широкими, но расположенными на значительном расстоянии друг от друга. При подобной отделке в больших комнатах можно ввести в интерьер и арки, включающие в свое оформление такой же лепной узор, как и у линий. Лепнина в интерьере фото:





Лепнина в дизайне интерьера — при выборе конечного внешнего вида Ваших стен следует брать в расчет многие компоненты будущего интерьера и, в том числе цвет пола, цвет дверей, наличников и плинтусов, цвет окна и цвет потолка. Также немаловажно взять в расчет цвет люстры и цвет ручек двери и ручек окна. В идеале, цвет дерева пола, дверей, плинтусов и наличников должны быть одинаковым. Лепнина в интерьере фото:




То есть, если Вы выбрали дубовый паркет или ламинат, то двери нужно подбирать под цвет дуба пола, наличники и плинтуса тоже должны иметь дубовую фактуру и цвет дуба дверей и наличников. Разные тона в цвете или фактуре дерева пола, дверей, наличников и плинтусов негативно скажутся на дизайне помещения и в классическом дизайне недопустимы.

Здесь надо внимательно относиться к цветам дуба, расхождения в цвете дуба (как и бука или другого дерева) значительны. Также достаточно трудно выбрать одинаковые цвета для редких пород дерева – акации, граба, вишни, груши и т. д. Как правило, при продаже этих дверей предлагаются и наличники одного цвета. Но цена комплекта возрастает значительно.

Красивый интерьер лепнина, плинтуса (особенно пластиковые, с кабель-каналами) придётся подбирать самостоятельно на специализированных стендах продавцов плинтусов. Самое простое решение – светлые буковые двери или потемнее дубовые. Эти двери и смотрятся привычно глазу и выбрать плинтуса и наличники под них довольно просто – продажи дубовых и буковых плинтусов и наличников производятся повсеместно. Пластиковые плинтуса цвета дуба и бука тоже продаются повсеместно. Лепнина в интерьере фото:





Цвет помещения целиком и полностью зависит от вкуса заказчика и цвета обстановки его мебели. Неудачно подобранное сочетание – это когда, пытаясь всё подобрать под цвет, заказчик приобретает мебель, которая сливается с цветом стен и пола.
Стены должны служить фоном для предметов мебели и обстановки помещения. Здесь стены, строго говоря, могут быть не только под цвет мебели, но и иметь совсем другой цвет.

Красивый интерьер лепнина — попытки создать в помещении большое количество оттенков одного цвета не всегда удаются заказчику, всё начинает сливаться и помещение выглядит скучным.
Слишком резкие сочетания цветов – также на любителя.

Красота помещения очень относительна и в этом месте сложно угодить каждому, кто увидит Ваше помещение. Одному понравится, а другому – нет. Три человека с трудом согласуют все цвета в одном помещении, а 10 человек не согласуют никогда. При этом, всегда другие люди найдут замечания по расцветкам квартиры, исходя из своего вкуса. Однако, более или менее вы можете полагаться на мнение дизайнера, если Вы знаете его работы и они Вам нравятся. Лепнина в интерьере фото:



просмотров