Самосожжение монаха глазами Малкольма Брауна (Malcolm Browne): «это был самосветящийся предмет…. я думал лишь об экспозиции. Самосожжение буддийского монаха во вьетнаме

Самосожжение монаха глазами Малкольма Брауна (Malcolm Browne): «это был самосветящийся предмет…. я думал лишь об экспозиции. Самосожжение буддийского монаха во вьетнаме

Умер мастер фотографии 27 августа 2012 года в возрасте 81 год. Браун был удостоен Пулитцеровской премии за освещение международных событий, а также World Press Photo в 1963 году.

В 2011 году Браун беседовал с международным фоторедактором журнала TIME Патриком Витти (Patrick Witty) в своем доме в штате Вермонт.

Патрик Витти: Что происходило во Вьетнаме в тот день, когда Вы сделали знаменитые фотографии самосожжения монаха по имени Куанг Дык (Quang Duc"s)?

Малкольм Браун : Я был в этом месте в течение нескольких лет до того, как ситуация в центральном Вьетнаме ухудшилась. У меня появился гораздо больший интерес к буддистам этой страны, чем раньше, потому что мне казалось, что они, вероятно, будут двигателями для появления чего-то нового. Я оказался в дружеских отношениях с довольно многими монахами, которые были лидерами этого сформировавшегося движения.

Весной 1963 года монахи начали намекать, что они собираются сделать нечто захватывающее через акцию протеста и что, скорее всего, это будет эвисцерация (потрошение) одного из монахов или иное жертвоприношение. И, в любом случае, это должно быть нечто такое, на что мы должны были обратить внимание.

В это время монахи по телефону стали обзванивать иностранных корреспондентов в Сайгоне, чтобы предупредить их о том, что должно было случиться нечто выдающееся. Но большинству репортеров через некоторое время отчасти надоели эти угрозы, и они, в основном, игнорировали информацию. Но я, конечно, чувствовал, что они собираются что-то сделать и что это не просто блеф. Поэтому так случилось, что я был действительно единственным западным корреспондентом, который освещал тот роковой день.

П.В.: Расскажите мне про то утро. Вы, конечно, не ожидали настолько драматического события?

М.Б.: Я догадывался, что это будет нечто захватывающее, потому что я знал, что эти монахи не блефуют. Они были совершенно серьезно настроены на то, чтобы сделать что-то очень жестокое. В другой цивилизации это, возможно, была бы бомба или что-то вроде этого.

Видимо, монахи очень хорошо знали, что в итоге это будет жертвоприношение. К тому времени, когда я добрался до пагоды, где все это было организовано, действо уже началось. Монахи и монахини пели песни, которые очень часто звучат на похоронах. По сигналу лидера они все стали выходить на улицу и пешком направились к центральной части Сайгона. Когда мы пришли к тому месту, монахи быстро сформировали круг, окружив точное пересечение двух главных улиц в Сайгоне. Затем подъехала машина. Из нее вышли двое молодых монахов. Пожилой монах немного облокотился на одного из молодых и также вышел из машины. Он направился прямо в центр перекрестка. Двое молодых монахов подняли пластиковую канистру, в которой оказался бензин. Как только он сел, они вылили на него всю жидкость. Он достал спичечный коробок, зажег спичку и бросил ее на колени. Его тут же охватил огонь. Все, кто был этому свидетелем, стояли в ужасе. Это было настолько плохо, насколько я мог ожидать.

Я не знаю точно, когда он умер, потому что ничего нельзя было сказать по его лицу или голосу, или еще как-нибудь. Он не вскрикнул от боли. Казалось, что его лицо оставалось достаточно спокойным, пока он не потемнел от огня и уже ничего нельзя было разобрать. Наконец монахи решили, что он мертв и принесли самодельный деревянный гроб.

П.В.: Вы там были единственным фотографом?

М.Б.: Насколько я могу сказать, да. Оказывается, были кто-то из вьетнамцев, кто сделал несколько снимков, но они не получили огласки...

П.В.: О чем Вы думали, когда смотрели через камеру?

М.Б.: Я думал лишь о том, что это был самосветящийся предмет, для съемки которого требуется экспозиция примерно, скажем, F10 или что там было, я не помню. Я использовал дешевую японскую камеру под названием Petri. Она была мне хорошо знакома, но я хотел убедиться, что я не только разобрался в параметрах и настройках камеры, но и правильно сфокусировался. Также я достаточно быстро перезаряжал пленку, чтобы идти в ногу с действием. Я взял около десяти катушек пленки, потому что постоянно снимал.

П.В.: Что Вы ощущали?

M.Б.: Главное, на мой взгляд, было получить фотографии. Я понял, что это имеет необычайное значение, и я должен был как можно скорее доставить их в AP, будучи одним из отдаленных щупальцев этого осьминога. И я также знал, что в короткие сроки сделать это из Сайгона очень трудно.

П.В.: Что Вы сделали с пленками?

M.Б.: Вся фишка состояла в том, чтобы передать их в определенную точку. Мы должны были отправить отснятые пленки авиафрахтом или еще каким-то образом. Материал не подвергся цензуре в этой точке. Мы использовали «голубя», чтобы отправить его в Манилу. Там у них было устройство для отсылки по радио.

П.В.: Когда Вы говорите «голубь», что конкретно Вы имеете в виду?

M.Б.: «Голубь» - это пассажир регулярных коммерческих рейсов, которого вы уговариваете провести маленький пакет. Скорость была очевидна. Таким образом, мы должны были найти его в аэропорту. Он взошел на борт самолета и очень скоро доставил материал в Манилу.

П.В.: Кто-нибудь из AP сообщил Вам, как только доставили пленки, что изображения были опубликованы по всему миру?

П.В: Вы не знали?

М.Б.: Нет, мы не знали. Это было как съемка в черную дыру. Мы узнали лишь тогда, когда к нам стали доходить сообщения с поздравлениями за отправку такого материала. Но не все использовали эти изображения. "Нью-Йорк Таймс" его не опубликовали. Они посчитали, что эта картина была слишком ужасной и не подходила для утренней газеты.

П.В.: Сейчас я смотрю на фотографию на своем экране. Расскажите мне о том, чего я не вижу: о звуках, о запахах.

M.Б.: Подавляющим был запах благовонных палочек. Они действительно издают очень сильный и не особенно приятный аромат, но их используют, чтобы успокоить предков и все такое. Этот запах преобладал за исключением запаха горящего бензина и дизельного топлива, а еще запаха горящей плоти. Основным звуком был плач и стенания монахов, которые в течение многих лет знали этого парня и были к нему привязаны. Тогда среди людей через громкоговоритель донеслись крики пожарных, которые хотели потушить пламя вокруг него... Затем началась неразбериха.

П.В.: Однажды я прочитал, что президент Кеннеди сказал о вашей фотографии, что ни одно новостное изображение в истории не вызвало столько эмоций во всем мире, как это.

М.Б.: Да, это возможно. Звучит как честная цитата из Белого дома.

П.В.: Считаете ли вы эту фотографию своим коронным достижением в фотожурналистике?

М.Б.: Она привлекла к себе много внимания. Это была не обязательно самая трудная история, которую мне когда-либо приходилось преодолеть, но, конечно, она стала важной частью моей карьеры.

Буддийские лидеры предупредили Брауна о готовящейся акции протеста, которая состоится в Сайгоне. Он прибыл в буддийскую пагоду, где застал монахов и монахинь за песнопением. (Малкольм Браун-AP).

Монахи и монахини исполняют похоронные песнопения до демонстрации. (Малкольм Браун-AP).

Буддийские участники протеста идут от центральной пагоды Сайгона. (Малкольм Браун-AP).

Монахи и монахини образовали круг в том месте, где пересекаются главные улицы Сайгона. (Малкольм Браун-AP).

Буддийский монах Куанг Дык вышел из автомобиля и сел в центр пересечения улиц, а более молодой буддист облил его бензином. (Малкольм Браун-AP).

Неподвижно сидящий, охваченный пламенем Куанг Дык. (Малкольм Браун-AP).

4.9 (98.67%) 30 votes


Тхить Куанг Дык (Thích Quảng Đức) вошел во вьетнамскую и мировую историю, как монах, совершивший акт самосожжения на одной из площадей Сайгона в был знак протеста против гонения буддистов и призыв к равенству всех религий.

Биография Тхить Куанг Дыка

Согласно данным, предоставленным буддийскими организациями, Тхить Куанг Дык родился в деревне Хойкхань, расположенной во вьетнамской провинции Кханьхоа (центр этой провинции — известный курорт Нячанг). Буддийскую философию Дык начал изучать в 7 лет. Его наставником стал дядя по материнской линии, который вырастил мальчика, как родного сына. В 15 лет Дык принял начальные обеты буддизма, а в 20 лет был посвящен в монахи. Вскоре после обучения юноша отправился в горы и провел три года в отшельничестве. Через много лет он вернулся и основал в месте своего уединения буддийскую пагоду.

После трех лет, проведенных в одиночестве, Дык начал путешествовать по стране с проповедями. Это продолжалось в течение двух лет, а затем он поселился в пагоде недалеко от Нячанга, наблюдал за жизнью монахов в родной провинции, участвовал в создании более десятка храмов.

Два года монах жил в соседней Камбодже, где изучал местные буддистские традиции. По возвращению во Вьетнам Дык занимался организацией строительства новых храмов, а затем стал настоятелем пагоды Фыокхоа, которая была центром Ассоциации буддийских исследований.

Гонения буддизма во Вьетнаме в конце 1950х — начале 1960х годов

Социологические опросы, датированные первой половиной XX века, показывают, что от 70 до 90% населения Вьетнама составляли буддисты. Но католичество активно насаждалось сначала французским колониальным правительством, а затем и президентом-католиком Нго Динь Зьемом. Под видом борьбы с коммунизмом он устраивал террор против буддистов и подавлял любую оппозицию.

Католикам было проще продвигаться по военной и гражданской службе, для них существовали привилегии при распределении земель и налоговые послабления. Государство вело дискриминационную политику в отношении буддистов.

Некоторые католические священники управляли вооруженными формированиями, что позволяло им насильно обращать в свою веру буддистов и разрушать пагоды. Правительство закрывало глаза на их произвол.

Католиками становились военные для продвижения по службе и крестьяне для получения материальной помощи. Вскоре католическая церковь стала крупнейшим во Вьетнаме землевладельцем.

В мае 1963 года, в день празднования рождения Будды, власти запретили пронесение флага буддийской конфессии в городе Хюэ . Но буддисты проигнорировали запрет и отправились к правительственной радиостанции с флагом. В ответ власти открыли огонь и убили девять человек.

Подготовка акта самосожжения

10 июня 1963 года иностранные журналисты, работающие в Сайгоне, получили сообщение о том, что 11 июня напротив камбоджийского посольства случится что-то важное. Подробности не уточнялись. Большинство корреспондентов проигнорировали данное сообщение, но некоторые репортеры все же прибыли к месту событий.

На площади собралось 350 монахов. Дык приехал на автомобиле. Монахи держали плакаты с требованиями прекратить преследования буддистов и призывы к равенству всех конфессий.

Самосожжение Тхить Куанг Дыка в Сайгоне

Акция самосожжения состоялась в нескольких кварталах от Президентского дворца. В своей предсмертной речи Тхить Куанг Дык обратился с просьбой к президенту Нго Динь Зьему о принятии религиозного равенства. Он сел на подушку, окруженный монахами, и продекламировал последние слова, перебирая четки. Один из участников акции вылил бензин на монаха, а Тхить Куанг Дык зажег спичку и поднес ее к своему телу.

Люди вокруг рыдали, другие молились, а Дык не издал ни звука и не повел не единой мышцей, проявив абсолютное самообладание. Один из полицейских, сумевший ворваться в кольцо, упал перед телом монаха, выражая свое почтение. Вечером этого дня тысячи горожан утверждали, что видели в небе на закате лицо плачущего Будды.

19 июня монах был кремирован и захоронен на кладбище неподалеку от Сайгона в присутствии 400 монахов. Нетронутое огнем сердце монаха было признано святыней и помещено в пагоде Xa Loi. Самого Дыка назвали бодхисаттвой, то есть человеком, чье сознание пробудилось.


Реакция СМИ и политические оценки

Фотографии акции самосожжения быстро попали в ведущие новостные агентства мира и были опубликованы на первых полосах крупнейших изданий. Акт самосожжения монаха приобрел масштабный политический эффект и стал поворотным пунктом в истории правления Нго Динь Зьема и гонений буддистов.

Президент Нго Динь Зьема был вынужден объявить о реабилитации буддистов, но по факту никакие изменения не были воплощены в жизнь. Напротив, военные атаковали буддийские пагоды и даже захватили святыню - сердце Дыка. Но в конце 1963 года, в результате государственного переворота, Зьем был убит.

Поступок Тхить Куанг Дыка несколько раз повторяли последователи во Вьетнаме, а в США акты самосожжения люди использовали в качестве протеста против Вьетнамской войны.

В городе Хошимине (Сайгоне) был поставлен памятник Тхить Куанг Дыку, к которому вьетнамцы постоянно приносят подношения (Thích Quảng Đức Monument). Жители страны чтут поступок монаха, который отдал свою жизнь, борясь за свободу вероисповедания.



Считается, что сожжение человека заживо – это средневековый пережиток. Однако известны случаи, когда люди сжигали себя сами в знак протеста. И происходило это не дремучую эпоху, а в ХХ веке. В 1963 году в Южном Вьетнаме произошло событие, вызвавшее широкий общественный резонанс. На одной из площадей Сайгона горел монах Тхить Куанг Дык. Зрелище было не для слабонервных.


В начале 1960-х в Южном Вьетнаме притесняли буддистов.

Причиной, побудившей монаха пойти на отчаянный шаг, стала политика, которую проводило правительство Южного Вьетнама в конце 1950-начале 1960-х годов. В то время более 70 процентов населения страны (по некоторым данным 90%) исповедовали буддизм. Тогдашний президент проводил политику притеснения буддистов и продвижения католицизма в стране. Католики получали льготы, устраивались на лучшие места на предприятиях. Пик противостояния наступил в 1963 году, когда правительство запретило проведение буддийского праздника Весака. Во время столкновения погибло девять человек.


Монаха Куанг Дыка поливают бензином из канистры.

10 июня 1963 года в филиалы американских газет, работавших в Южном Вьетнаме, поступило сообщение, что на следующий день на одной из площадей Сайгона произойдет нечто важное. Многие журналисты проигнорировали это известие, но некоторые все же явились в назначенное время и место. На площади стали собираться монахи и обычные люди. На плакатах, которые они держали в руках, можно было рассмотреть призывы о равенстве католицизма и буддизма. Затем появился автомобиль, за рулем которого сидел монах Куанг Дык.


Снимок горящего монаха. 1963 год.

Машина остановилась в самом центре площади. Вместе с Куанг Дыком из нее вышли еще двое. Один положил на землю подушку, на которую в позе лотоса уселся монах, а второй достал канистру с бензином и стал поливать Куанг Дыка. Монах призвал президента страны проявить сострадание к народу и осуществить религиозное равенство. После этого он чиркнул спичкой и поджег себя. Полицейские попытались прорваться к горящему человеку, но другие монахи не дали им этого сделать, образовав плотное кольцо.


Тело сгоревшего монаха.

Журналист газеты The New York Times Дэвид Халберстем, который присутствовал тогда на площади, рассказывал о происходящем так: «Это было зрелище, увидеть которое во второй раз не захочет никто. Человек был весь в пламени, его тело сморщивалось, превращалось в пепел. Со стороны казалось, что все происходит как в замедленной съемке, но на самом деле человек сгорал очень быстро. Смрадный запах горящей плоти, стоны и рыдания стоящих рядом вьетнамцев… Я не мог задавать вопросы, не мог записывать, не мог плакать, не мог думать. Я был в шоковом состоянии. Казалось, что единственным человеком на той площади с самообладанием был тот горевший монах, ни разу не пошевелившийся и не издавший ни звука».

Тхить Куанг Дык - южновьетнамский буддийский монах, последователь направления махаяна, который в 1963 году публично совершил акт самосожжения. Самопожертвование было совершено на одном из оживлённых перекрёстков Сайгона. Мотивом акции стал протест монаха против преследований буддистов режимом Нго Динь Зьема. Фотографии горящего Дыка были опубликованы в большом количестве иностранных газет, благодаря чему религиозная проблема приобрела актуальность для всего мирового сообщества. Комментируя одну из фотографий, президент США Джон Кеннеди сказал: «Никогда газетная фотография не вызывала столь сильного волнения по всему миру». Работа фотографа Малькольма Брауна была удостоена Пулитцеровской премии. После смерти тело Дыка было кремировано, однако сердце монаха осталось неповреждённым.

10 июня 1963 года работавшие в стране американские корреспонденты получили сообщение о том, что завтра напротив камбоджийского посольства произойдёт «нечто важное». Большая часть репортёров пренебрегла приглашением, так как к тому времени буддистский кризис продолжался уже более месяца. Утром в назначенное место прибыли несколько журналистов, среди которых были Дэвид Халберстем из The New York Times и Малькольм Браун, шеф информационного бюро «Ассошиэйтед Пресс» в Сайгоне. Дык прибыл к посольству во главе процессии, начавшейся в одной из близлежащих пагод. Около 350 монахов и монахинь шли в два ряда за голубым седаном «Вестминстер» компании Austin, за рулём которого находился Дык. Протестующие несли плакаты на английском и вьетнамском языках, обвиняя правительство Зьема в преследовании буддистов и требуя равенства конфессий. Один из монахов предложил принести в жертву себя, но решение Дыка осталось неизменным.

Местом акции стал перекрёсток бульвара Фан Динь Фунг и улицы Ле Ван Дует, расположенный в нескольких кварталах к юго-западу от президентского дворца. Дык вышел из машины с двумя монахами, один из которых разместил на дороге подушку, а другой достал из багажника канистру с пятью галлонами бензина. Когда участники шествия сформировали кольцо вокруг Тхитя, он сел на подушку, приняв медитативную позу лотоса. Один из участников акции вылил содержимое канистры на голову сидящему. Дык начал декламировать слова няньфо, используя при этом чётки, а затем зажёг спичку и поднёс её к своему телу. Пламя поглотило его одеяние и плоть, вскоре от тела стал исходить чёрный маслянистый дым.

Некоторые полицейские пытались пробраться к Дыку, но не смогли преодолеть живое кольцо буддийских священнослужителей, стоявших вокруг места происшествия. Позже один из полицейских, сумевший пройти внутрь кольца, упал ниц перед телом Дыка в буддийской традиции, выражая тем самым глубокое почтение. Ошеломлённые очевидцы в большинстве своём молчали, хотя некоторые свидетели плакали, а другие - молились. Многие монахи и простые прохожие, как и полицейский, преклонились перед телом горящего Дыка.

Один из монахов произнёс в микрофон слова «Буддийский священник сжигает себя. Буддийский священник становится мучеником». на английском и вьетнамском языках. Примерно десять минут спустя тело Дыка было практически уничтожено, и труп упал на спину. Как только пламя утихло, несколько монахов накрыли дымящееся тело жёлтым одеянием, подняли его и попытались уместить в гроб. Однако конечности не выпрямлялись полностью, и одна рука умершего свисала из деревянного короба. Тело Дыка было перенесено в пагоду Ся Лой, которая находилась в центре города. Стоявшие около храма студенты развернули двуязычные плакаты с надписью «Буддийский священник сжигает себя за наши пять прошений».

В 13:30 около тысячи монахов провели собрание внутри пагоды, в то время как снаружи храм окружала толпа студентов-буддистов. Встреча завершилась достаточно быстро, и все её участники, за исключением сотни священнослужителей, покинули пагоду. Тысяча монахов и светских сторонников буддизма вернулись к месту самосожжения, где всё ещё находились полицейские. Примерно в 18:00 тридцать монахинь и шесть монахов были арестованы за моление на улице неподалёку от Ся Лой. Представители правоохранительных органов окружили пагоду, заблокировали проход в храм и начали надевать защитное снаряжение. У свидетелей операции сложилось впечатление о неизбежности вооружённой осады храма. В тот же вечер тысячи жителей Сайгона заявили о том, что видели лицо Будды на небе во время заката. Горожане утверждали, что Будда плакал.

Более всего знаменит обстоятельствами своей смерти – 11 июня 1963-го Тхить Куанг Дык совершил самосожжение на перекрестке одной из сайгонских дорог в знак протеста против преследования новым режимом буддистов.


Самосожжение на Востоке – на удивление популярная форма протеста; подобным образом сторонники непротивления злу насилием привлекают внимание к своим требованиям. Одним из самых известных самосожженцев в истории Вьетнама стал буддистский монах Тхить Куанг Дык .

Биография монаха дошла до нас в виде целого ряда отдельных фрагментов, собранных разного рода буддистскими организациями. Судя по всему, родился Тхить Куанг Дык в деревушке Хойкхань (Hoi Khanh), во вьетнамской провинции Кханьхоа (Khanh Hoa). В семь лет будущий монах отправился изучать буддизм под началом своего дядюшки; в 15 лет он стал послушником (саманера), в 20 – полноправным монахом. Именно тогда он и взял себе имя Тхить Куанг Дык – при рождении его нарекли Лам Ван Тук (Lam Van Tuc). После принесения положенных клятв монах отправился на гору близ города Ниньхоа (Ninh Hòa), где провел три года в качестве отшельника. Позже в месте своего отшельничества монах построит пагоду.

После окончания срока отшельничества Тхить Куанг Дык отправился странствовать по центральному Вьетнаму; через два года он обосновался в пагоде близ Нячанга (Nha Trang). В 1942-м Тхить стал официальным инспектором Буддистской ассоциации Ниньхоа (Buddhist Association in Ninh Hòa); ему был поручен контроль над монахами его родной провинции. Известно, что он также отвечал за строительство новых религиозных сооружений – его стараниями было воздвигнуто минимум 14 храмов.

В 1934-м Тхить Куанг Дык отправился нести свою веру в южный Вьетнам; известно, что минимум два года он провел в Камбодже (Cambodia). Вернувшись из Камбоджи, Дык продолжил руководить строительством новых храмов и пагод – в общей сложности под его руководством было построено еще 17 зданий.

Серьезные проблемы у буддистов начались после прихода к власти Нго Динь Зьема (Ngo Dinh Diem). На тот момент порядка 70-90 процентов жителей страны были буддистами; Зьем, однако, был католиком и по отношению к буддистам политику вел откровенно агрессивную.

На гонения в адрес буддистов реагировали представители других стран, хотя и не особо активно. По-настоящему серьезный шум в мировой прессе начался после событий 11 июня 1963-го. Днем раньше целый ряд американских журналистов получил предупреждение о том, что следующим утром на определенном сайгонском перекрестке пройдет нечто важное; многие журналисты, впрочем, это сообщение проигнорировали, им казалось, что гонения на буддистов – дело временное и несерьезное. Некоторые, впрочем, в назначенное место прибыли. На этот же перекресток вскоре подошла процессия монахов из ближайшей пагоды; они официально объявили о своем неприятии правительства и политики Зьема – и продемонстрировали это неприятие довольно необычным образом. Известно, что один из монахов пытался вызваться добровольцем, однако Дык, как более старший и опытный, имел преимущество. Тхить Куанг Дык устроился на перекрестке в позе лотоса на специальной подушке, после чего один из монахов облил его бензином. Совершив последнее обращение к Будде, Тхить чиркнул спичкой – и мгновенно загорелся. Полицейские пытались прорваться к нему, однако их не пустили другие монахи; один полицейский все же пробился через кольцо буддистов – и в благоговении рухнул перед Тхитем на колени.

Фотографии случившегося разошлись по всему миру – и привлекли немалое внимание к действия режима Нго Динь Зьема (Ngo Dinh Diem). Один из фотографов, Мальколм Браун (Malcolm Browne), даже получил за снимок Пулитцеровскую премию (Pulitzer Prize). Впоследствии тело Тхить Куанг Дыка было кремировано; сердце его, впрочем, оставили нетронутым. Позже довольно широкой огласке было предано и прощальное письмо Дыка.



просмотров