Римско католическая церковь святой екатерины. Базилика святой екатерины александрийской

Римско католическая церковь святой екатерины. Базилика святой екатерины александрийской

С момента основания Петербурга в городе активно строились храмы различных вероисповеданий. Традиция веротерпимости была продолжена и после смерти Петра I. Во второй половине XVIII века значительно увеличилось количество подобных храмов, что было связано с ростом количества подданных других государств. Многие из них строили дома, покупали землю, основывали торговые и промышленные предприятия в Петербурге.

Католический костел Святой Екатерины Александрийской, сооруженный на левой стороне Невского проспекта, относится к числу наиболее крупных церквей в Петербурге. Главный фасад храма решен в виде торжественной арки, опирающейся на свободно стоящие колонны.

Арку венчает грандиозный аттик, верхний парапет украшают фигуры ангелов и Евангелистов. По обеим сторонам храма построили два симметрично расположенных жилых дома, поставленных по линии застройки проспекта.

С Костелом их соединяют каменные ограды, прорезанные арками ворот. Строительство костела началось в 1762 году по проекту Ж.-Б.Валлена- Деламота, но после того как он уехал из России,здание достраивалось под руководством А.Ринальди. Костел был освещен 7 октября 1783 года.
Интерьер храма отличался изысканностью, прежде его украшала монументальная живопись, цветные витражи, многочисленная скульптура. Над главным алтарем размещался большой образ Святой Екатерины, исполненный художником Я.Меттенлейтером. Его подарила костелу императрица Екатерина II . В 1828-1830 годах, стены и колонны поддерживающие свод, были облицованы искусственным мрамором. Тогда же храм украсил богатый мраморный престол, изготовленный в Италии.

Распятие, возвышавшееся над алтарем, было сделано по эскизу И.П.Витали. Гордостью храма являлся прекрасный орган, изготовленный по специальному заказу немецкими мастерами.

Обширная библиотека костела насчитывала 60 тысяч редких книг, изданных на тридцати языках. Костел посещали не только католики – петербуржцы, но и гости столицы. Здесь побывали Т.Готье, А.Мицкевич, О.Бальзак, Ф.Лист, А.Дюма.

В костеле в 1798 году был торжественно похоронен последний польский король С.-А.Понятовский, вынужденный отречься от престола, после третьего раздела Польши, он проживал в России.

В костеле погребен французский генерал Ж.-В.Моро, сражавшийся в рядах войск антинаполеоновской коалиции. В 1837 году, незадолго до трагической дуэли с А.С.Пушкиным, Ж.Дантес венчался здесь с Е.Н.Гончаровой. В 1858 году в костеле состоялось отпевание французского архитектора О. Монферрана, после чего вдова увезла тело мужа во Францию.

После октябрьской революции 1917 года костел Св.Екатерины разделил судьбу многих храмов Петербурга. Не стало его библиотеки, исчезло великолепное внутреннее убранство, орган пришел в негодность. В соборе был утроен склад, кроме того, здесь размещалась дирекция Музея истории религии и атеизма. Во второй половине XX века по решению местных властей костел перешел в ведение государственной филармонии им. Д.Д.Шостаковича, для того чтобы устроить здесь органный зал. Начались реставрационные работы, но в 1984 году пожар уничтожил и то немногое, что еще оставалось. В настоящее время костел передан петербуржским католикам. Во вновь действующем храме проводятся ежедневные службы на разных языках.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ,Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007.Бунатян Г.Г.Петербург за три дня. Путеводитель.Паритет.,Спб.,2008

© Е. А. Паршина, 2009


Приход Святой Екатерины Александрийской - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России. Еще Петр Великий, желая привлечь иностранцев в Петербург, желал, чтобы все живущие в городе христиане могли молиться в храмах своих конфессий. Петр I даже собирался назвать Невский проспект "Рю де Толеранс", что означает "улица веротерпимости".

Он хотел, чтобы на "прошпекте" находились, среди прочих, и католический костел, и лютеранская церковь, и православный собор. Появление в центре города католического прихода, по замыслу Петра, должно было стать первым шагом к осуществлению этого замысла. Датой основания церкви Святой Екатерины Александрийской принято считать 1716 год, когда было принято решение о возведении в Петербурге католического храма. Однако строительные работы начались значительно позднее, в сентябре 1738 года, после того как императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении на Невской перспективе места для возведения католического костела.

Проектирование храма было поручено итальянскому архитектору Д. Трезини, но вскоре после начала работ он вынужден был уехать на родину. С 1762 года ответственным за строительство церкви был назначен зодчий Ж.-Б. Валлен-Деламот, но и он не смог довести строительство храма до конца. Костел достраивался уже при императрице Екатерине Великой: возобновившиеся по ее указу работы возглавил архитектор А. Ринальди, а на последнем этапе строительства его сменил зодчий Минчиачи. И только в 1782 году храм, наконец, был готов.

7 октября 1783 года состоялось торжественное освящение церкви, названной в честь святой Екатерины Александрийской - мученицы, считавшейся небесной покровительницей Екатерины Великой. Над главным входом в храм высечена дата его освящения и надпись из Евангелия:
"Дом мой домом молитвы наречется".

Здание церкви Святой Екатерины Александрийской имеет в плане форму латинского креста и достигает 42 метров в высоту. Главный фасад, оформленный в виде арочного портала, украшен колоннами и парапетом, на которых размещены фигуры четырех евангелистов и ангелов, держащих крест. Храм способен вместить до 2 000 человек.

В 1798 году в храме были торжественно захоронены останки последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который перед смертью год жил в Петербурге. В 1938 году по просьбе польского правительства его останки были перевезены в усыпальницу родового поместья Понятовских в Волчине. Коме того, в храме Святой Екатерины Александрийской до 1922 года было погребено тело другого польского короля - Станислава Лещинского, впоследствии тоже перезахороненное.

До сих пор в подземной части церкви находится гробница Виктора Моро - французского генерала армии Наполеона, перешедшего на сторону России во время Отечественной войны 1812 года. Известна церковь Святой Екатерины и тем, что в ней в январе 1837 года состоялось бракосочетание Ж. Дантеса и Е. Гончаровой, сестры супруги русского поэта А. Пушкина. В этом же храме венчался архитектор О. Монферран, автор Исаакиевского собора и Александровской колонны и здесь же его отпевали в 1858 году.

После революции 1917 года судьба церкви Святой Екатерины Александрийской сложилась трагически: храм был закрыт для богослужений и разграблен, а многие священнослужители арестованы, высланы из страны или расстреляны за "противодействие изъятию церковных ценностей из храма и контрреволюционную пропаганду, ведущую к ослаблению пролетарской диктатуры".


Костёл Св. Екатерины


Доходные дома костёла Св. Екатерины.

Здание церкви долгое время использовалось в качестве склада, а потом в нем разместился филиал Ленинградской филармонии. Несколько раз храм горел: в 1947 году пострадали деревянные элементы декора и орган, а в 1984 году разбушевавшийся огонь практически полностью уничтожил интерьер церкви, включая мраморные детали.


Церковь св. Екатерины


Булла К. К., Богослужение в римско-католическом соборе святой Екатерины в связи с приездом депутатов Первой Государственной думы, избранных от польских губерний. апрель 1906 г.


Неизвестный художник, Внутренний вид римско-католической церкви святой Екатерины. сер. XIX в..
По рисунку И. И. Шарлеманя


Тимм В. Ф., Благодарственное молебствование в католической церкви Святой Екатерины. 1858.

На литографии запечатлён благодарственный молебен по случаю спасения французского императора Наполеона III после третьего покушения, организованного итальянскими революционерами в январе 1858 года.

В феврале 1992 года храм Святой Екатерины Александрийской был возвращен верующим, начались реставрационные работы, заработала воскресная школа. Церкви были возвращены те немногие реликвии, которые удалось сохранить. Одной из них стало распятие, чудом спасенное в 1938 году прихожанкой Софьей Степулковской.


Беггров К. П., Костёл святой Екатерины на Невском проспекте. 1830-е годы.

11 мая 2003 года состоялось торжественное открытие церкви Святой Екатерины Александрийской. Сегодня многонациональный приход храма на Невском проспекте насчитывает около 500 человек.

Католический костел находится недалеко от метро и примечателен тем, что перед ним всегда много художников, продающих и выставляющих свои картины.

Делабард. Вид церкви св.Екатерины в 1830-х гг.


Шарлемань И. И., Костёл Св. Екатерины на Невском проспекте. 1854 год.

Показан костёл Святой Екатерины с ещё не перестроенными домами при нём (справа и слева от храма). Ещё не заложены галереи первых этажей. В настоящее время дома имеют пять, а не три этажа.



Шарлемань И. И., Вид на Католическую церковь (костёл св. Екатерины) и Михайловскую улицу. 1850-е годы.

Литография Л. Ж. Жакотте и Г. Л. Ретаме с оригинала И. И. Шарлеманя. Издание Дациаро, Москва - Санкт-Петербург. Отпечатано в мастерской Ж. Р. Лемерсье, Париж. 1850-е годы.
Михайловская уица изображена до перестройки зданий гостиницы "Европейская" в 1910 году. Дома при Костёле Святой Екатерины ещё трёхэтажные.

Историческая справка

1716 г. - официальная дата основания прихода Святой Екатерины Александрийской.
1738 г. - императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении на Невском проспекте места для возведения католического храма.
1763-1783 гг. - строительство церкви Святой Екатерины Александрийской.
Февраль 1798 г. - по указу императора Павла I в храме были погребены останки последнего польского короля Станислава Августа Понятовского (перезахоронен в 1938 г.).
1829 г. - в храме состоялось венчание архитектора О. Монферрана.
Январь 1837 г. - в храме состоялось венчания Ж. Дантеса и Е. Гончаровой.
1858 г. - в храме состоялось отпевание О. Монферрана.
1938 г. - храм был закрыт для богослужений и разорен.
1947 г. - пожар уничтожил часть интерьеров церкви Святой Екатерины Александрийской.
Конец 1970-х гг. - здание храма было передано Ленинградской филармонии.
14 февраля 1984 г. - сильный пожар практически полностью уничтожил интерьер храма.
Февраль 1992 г. - было принято решение о возвращении католического храма верующим.
11 мая 2003 г. - после долгой реставрации приход Святой Екатерины Александрийской был торжественно открыт.


Церковь Святой Екатерины на Невском проспекте. 1825 XIX в.


Александров П. А., Католическая церковь в Петербурге. 1827

Барт И. В., Католическая церковь св. Екатерины на Невском проспекте. 1819-1820.

Легенды и мифы

Екатерина Александрийская - почитаемая святая, которая, наряду с Марией Магдалиной, является покровительницей Доминиканского ордена. По преданию, Екатерина Александрийская была среди святых, чей голос слышала Жанна Д"Арк.

Невский пр., 32-34

Строительство

Первый католический костёл в Санкт-Петербурге появился в 1710 году. Он представлял из себя небольшой деревянный храм, расположенный в Греческой слободе, примерно на участке дома №3 по Аптекарскому переулку . Эта постройка сгорела во время опустошительного пожара 24 июня 1737 года. Восстанавливать костёл на прежнем месте оказалось невозможным. Найти новый участок католическая община быстро не смогла. Дело дошло до Кабинета министров, который 10 июля 1738 года принял решение о выделении для католической общины участка на Большой Першпективной дороге (будущий Невский проспект) .

Большая Першпективная дорога в XVIII веке ещё не была главным столичным проспектом, являлась только лишь въездным шоссе в город. Её окрестности оставались окраиной Петербурга. Именно это, а не желание угодить иностранцам, было причиной выделения на першпективе участков для иноверческих храмов. Католики выбрали для себя территорию напротив деревянного Большого Гостиного Двора .

Указ о строительстве нового костёла был подписан императрицей Анной Иоанновной 13 сентября 1738 года. Его надлежало возводить каменным, в глубине двора и без колокольни. Кроме того, к указу добавлялось: "Ежели к отправлению церковной службы тем католикам необходимо колокола потребны, то позволить им содержать внутри церкви один небольшой колокольчик не для благовесту но для их церемонии " [Цит. по: 4, с. 31].

Автором первого проекта католического костёла стал архитектор Пьетро Антонио Трезини , составивший его после 1740 года. Проект в стиле барокко был утверждён Сенатом в 1746 году. Однако приступить к его реализации сразу не удалось из-за нехватки финансов. Помощь из-за границы оказалась недостаточной. Для сбора средств в 1750 году была издана гравюра проекта П. Трезини, которая могла бы заинтересовать богатых западных католиков но и это не помогло. Пока собор не был построен, службы велись во временной церкви, организованной в одном из жилых корпусов. Первый из них был возведён в первой половине 1740-х годов.

Барочный проект католического храма так и не был реализован. Со временем изменилась архитектурная мода, на смену барокко пришёл классицизм. Из первого проекта впоследствии был применён приём соединения двух церковных домов с собором арками. П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. На строительстве католического костёла его сменил французский зодчий Жан Батист Валлен-Деламот .

Новый проект католического храма был составлен Валлен-Деламотом в 1761 году. Он очень сильно отличается от того, что впоследствии было построено. Из-за этого у многих историков сложилось мнение, что труд француза был скорректирован другим архитектором. Но документально это никак не доказано. С первого раза Валлен-Деламоту не удалось сделать проект достаточно классическим, всё-таки достаточно сильной была инерция барокко. Поэтому архитектор сделал второй вариант фасада.

Строительство храма велось с 9 июня 1763 года. 16 июля была проведена официальная церемония его закладки, во время которой чертёж фасада был одобрен Екатериной II. Подписанный императрицей проект не сохранился (или не найден). При этом очевидно, что проект 1761 года вовсе не тот, которым пользовались строители. Валлен-Деламот смог его кардинально переработать. На церемонии закладки первый камень от имени царицы заложил церемонимейстер двора граф Франц Санти, от церкви - приор отец Иероним Пауло. Это событие было отмечено выпуском памятной медали.

Первоначально костёл планировалось освятить в честь покровителя основателя Санкт-Петербурга святого Петра. Но благодаря покровительству Екатерины II главный алтарь было решено посвятить Святой Деве Екатерине, мученице Александрийской.

Первоначальная составленная Валлен-Деламотом смета строительства была равна 105 000 рублям. Но денег не хватало, их расходование часто вызывало споры. В 1766 году императрице была направлена жалоба, в которой утверждалось, что деньги на возведение храма используются настоятелем в личных целях. Позже оказалось, что строительство ведётся с нарушением правил. Отчасти эта претензия была верна, так как 27 ноября 1778 года в соборе рухнули строительные леса. К счастью, это произошло ночью, когда на них не было рабочих.

В 1779 году строительные работы возглавил итальянский архитектор Антонио Ринальди . После отъезда Ринальди из России стройку завершил И. Минчаки.

Церемония освящения храма была проведена 7 октября 1783 года. При этом внутри него ещё отсутствовало декоративное убранство. В 1784 году на стене под хорами заложили мраморную доску в память о торжественной закладке костёла. На ней выбита надпись на латинском языке, которая переводится на русский язык следующим образом:

"Храм этот во время царствования Екатерины II Иоанн Андрей Аркетти ариепископ халцедонский, посол специальных поручений в государстве Россия апостольского престола дня 7 октября 1783 года, в 9 году папской службы Пия IV к 21 году царствования Екатерины II в присутствии всего города торжественно освятил. Кроме того, в праздник римской кафедры в святой год божий, 1784, префект петербургского католического костёла передал торжественно первому архиепископу могилевскому Станиславу Сестренцевичу паллию. Эту памятную доску положили: Михаил Ростоцкий. Синдики: Ян Баптиста Ливио, Антонио Ринальди, Франц Лакруа, Франц Мольнер, Георгий Людвиг Олри, Андрей Пирлинг" [Цит. по: 4, с. 87].

История

Костёл святой Екатерины стал самым старшим и самым большим католическим храмом в России. Его фасад сохраняет "фирменный знак" Антонио Ринальди - две скрещенные ветви. На высоком парапете установлены фигуры евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, а также фигуры ангелов с крестом.

Престол для храма был заказан в Италии за 6 000 рублей, которые передали Иосиф и Доминик Бранки в 1781 году. Он был освящён одновременно с храмом. На стене за престолом висело подаренное Екатериной II большое полотно (3х6 метров) с изображением символического венчания Святой Девы Екатерины. Её написал Якоб Меттенлейтер не раньше своего приезда в Петербург в 1786 году.

Заметным украшением интерьера костёла святой Екатерины являются восемь фигур апостолов. Они установлены в 1783 году, исполнены из жжёного гипса. Их автор неизвестен, вероятно фигуры делали несколько мастеров. В алтарной части находятся статуи святых Петра и Павла. Над входом в часовню Благовещения - святой Андрей, над входом в ризницу - святой Иуда Фаддей. Напротив святого Андрея в трансепте - святой Варфоломей, напротив Фаддея - вероятно святой Иаков Младший. Ещё одной парой изображённых в костёле апостолов являются, вероятнее всего, святые Иаков Зеведеев и Матфей.

В 1798 году в храме похоронили последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который провёл в Петербурге последние 11 месяцев своей жизни. Для этого захоронения была выделена часть подвального помещения под восточной частью трансепта, образовавшую склеп размером 3х4 метра.

Над папертью на четырёх небольших колоннах были устроены хоры. Вероятно, поводом к их появлению стала установка в 1801 году большого органа.

В костёле святой Екатерины с 1803 года находился переносной алтарь, выполненные Иоанном Андреем Телотом в 1719 году. Его купила фирма "Дазер и Пирлинг" и 1 сентября 1803 года подарила церкви.

В 1813 году здесь был похоронен генерал армии Наполеона француз Жан Виктор Моро, который перешёл на сторону коалиции и после смерти Кутузова возглавил союзные войска.

Изначально амвон в храме располагался при соединении трансепта с нефом под статуей апостола Иакова Зеведеева. Современник так его описал в 1829 году:

"Деревянный амвон расписан под мрамор, украшен резьбой, спереди находится изображение Спасителя, окружённое ангелочками, по бокам четыре евангелиста; его поддерживают два ангела на массивном резном столбе ручной работы. На амвоне висит деревянное распятие. Над амвоном возвышается балдахин, украшенный резьбой, бахромой и кистями из дерева, вокруг головки ангелов; на вершине балдахина два ангелочка поддерживают крест. Под балдахином фигура Святого Духа, покрытая серебром" [Цит. по: 4, с. 109].

До наших дней частично сохранился амвон конца XIX столетия.

При ремонте в 1829-1830-х годах колонны внутри храма обработали искусственным мрамором. Тогда же обновили главный престол, переосвящение которого состоялось 2 октября 1830 года при участии архиепископа Могилевского. Вероятно, в то же время за престолом вдоль стены установили деревянные белые скамьи с позолотой. Справа от престола располагался малый, посвящённый Иисусу, украшеный образом "Добрый пастырь". Слева - ещё один малый престол с образом Иоанна Крестителя. Автор указанных картин не известен, они находились в костёле до 1890-х годов.

Боковые престолы изначально не были мраморными. С восточной стороны висел образ "Благовещение Девы Марии", с западной - "Распятие". Над западным престолом располагалось изображение "Божией Матери Страдающей" с мощами (чьи это были мощи неизвестно). В 1842 году итальянский каменщик Фердинанд Галеотти пожертвовал для монтажа в боковом престоле мраморного алтаря 1 000 рублей. Перед этим он за свой счёт заказал его в Италии и привёз в Петербург. В костёле святой Екатерины его установили только в 1850 году, так как аналогичный хотели поместить и напротив. Второй боковой престол подарил храму Юлиан Карпович. Его тоже изготовили в Италии из белого и серого мрамора, установили в 1858 году. После установки новых алтарей было решено обновить образа. Новые картины "Матерь Божия Розария" и "Распятие" исполнил польский живописец Тадеуш Горецки.

В 1829 году в соборе святой Екатерины венчался архитектор О. Монферран . В январе 1837 года в храме состоялась свадьба Ж. Дантеса и Е. Гончаровой - сестры супруги А. С. Пушкина. В 1858 году здесь отпевали О. Монферрана, тогда же в соборе перезахоронили привезённые из Парижа останки польского короля Станислава Лещинского.

Князем Лейхтенбергским храму в 1851 году была подарена большая люстра на 250 свечей. Из-за своего большого веса она упала, вешать обратно её не стали. Люстра была продана в 1868 году за 5 000 рублей. Вместо неё были приобретены четыре более лёгких светильника.

Первоначальный деревянный пол костёла святой Екатерины в 1883 году был заменён керамической плиткой фирмы Виллерой-Бош. При ремонте церкви в 1890 году в её помещения провели электричество.

По мнению Р. Ханковска костёл с самого начала украшала только орнаментальная живопись, за исключением четырёх фигур евангелистов в парусах купола . Добавления к ним появились только в конце XIX века, когда было решено расписать купол и неф. Для этого в 1896 году был объявлен конкурс, условия для которого выдвинул ряд петербургских архитекторов во главе с Н. Л. Бенуа . На конкурс поступило только две работы. Один из авторов не выполнил обязательных условий конкурса, поэтому работу отдали второму соискателю - Г. Гримму. Но и его проект не был осуществлён, так как, по всей видимости, он не устроил администрацию костёла.

Так как конкурс результатов не дал, было решено обратиться к польским мастерам: художникам Войцеху Герсону, Казимиру Алхимовичу, Тадеушу Попелю и Антонию Пиотровскому. Росписи и повторяющиеся элементы декора выполнил И. Чаевич.

Одновременно с обновлением живописного убранства костёла в нём проводилась модернизация системы отопления. Прежняя хорошо прогревала только его нижнюю часть, тогда как сверху воздух был весьма прохладным. Из-за этого под потолком возникал пар, оставлявший на стенах мокрые пятна. Летом 1896 года переустройство системы отопления взяло на себя "Общество по устройству отопления и вентиляции в зданиях Лукашевич и К". Смонтированное к зиме оборудование позволило обогревать здание равномерно.

Прихожанами костёла святой Екатерины в разное время были А. Мицкевич, О. де Бальзак, Т. Готье, А. Дюма, Ф. Лист.

При храме долгие годы работали школа-интернат для дворянских детей, женская гимназия, бесплатная начальная школа для девочек, сиротский приют, благотворительное общество.

3 февраля 1918 года советская власть объявила об отделении церкви от государства. Тогда же начались конфискации церковного имущества. У католической общины были отобраны учебные помещения, часть церковной утвари. 10 октября 1919 года были национализированы доходные дома на Невском проспекте. Всё это привело к резкому снижению доходов общины. Многие священники подверглись репрессиям. После появления 22 февраля 1922 года декрета об изъятии церковных ценностей ситуация ещё более усугубилась. Сокровищницу костёла святой Екатерины спас от национализации прелат Константин Будкевич. 25 февраля 1922 года он тайно вывез в помещения польских делегаций на Галерной улице самые ценные предметы. В течение следующих трёх дней, пешком, дабы не привлекать к себе внимание, в польское представительство были перенесены остальные части сокровищницы. Оттуда имущество костёла отправилось за пределы России. 13 марта 1923 года Константин Будкевич был арестован. На судебном процессе в Москве его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Вскоре приговор был приведён в исполнение.

В 1922 году в Польшу перенесли останки Станислава Лещинского, а в 1938 году - останки Станислава Августа Понятовского.

Здание костёла святой Екатерины было признано памятником, поэтому оно охранялось государством и не было снесено. В 1920-х годах в бывшем храме проводились ремонтно-реставрационные работы. Но сделаны они были на крайне низком профессиональном уровне.

На рубеже 1931-1932 годов подвальные помещения костёла занял овощной склад Райпищеторга.

Костёл святой Екатерины был закрыт 15 августа 1938 года. Тому официально были даны три причины: отсутствие духовенства, неполный состав приходского совета (из положенных 20 в совете было только 12 человек) и невыполнение распоряжения о ремонте здания.

Освободившееся здание вначале предлагалось использовать как кинотеатр. Но его переоборудование под эти цели потребовало бы больших финансовых затрат. Поэтому было найдено другое решение. 26 декабря 1938 года здание было передано Этнографическому музею под размещение в нём своих коллекций. Сразу же музей начал подготавливать зал для новой функции. 20 августа 1939 года было выдано разрешение на разборку мраморного алтаря и металлических балюстрад. 56 блоков белого и цветного мрамора и 22 мраморные ступени были переданы фабрике "Монумент-скульптура" для повторного использования. Частью мраморного алтаря являлось бронзовое распятие, отлитое по макету И. Витали. Неизвестной девушке удалось тайком его вынести и передать в единственный действующий тогда в Ленинграде костёл Лурдской Божией Матери .

В 1941 году костёл святой Екатерины был передан Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Его помещения стали использовать в качестве склада, куда перевезли книги из хранилищ, ранее находившихся во Владимирском соборе .

За годы войны здание пострадало от артиллерийского обстрела. Один снаряд попал в карниз главного фасада, а второй упал рядом с входом. Тогда же светильники из костёла святой Екатерины передали в Музей истории Ленинграда. В 1956 году четыре бронзовые золочёные люстры решили в храм не возвращать. Их повесили во дворце Белосельских-Белозерских , где тогда размещался районный комитет партии.

В 1946-1947 годах церковь отремонтировали. Но в 1947 году здесь вспыхнул пожар. Тогда сгорели деревянные элементы декора: паркет в алтарной части, двери в ризницу и часовню. Из-за высокой температуры осыпалась часть штукатурки, потрескались статуи двух святых, роспись над алтарной частью была полностью уничтожена. Пострадала роспись купола, орган.

У библиотеки средств на восстановление костёла святой Екатерины не было. Поэтому в дальнейшем его собственник неоднократно менялся, что также негативно влияло на состояние здания. В 1950 году бывший храм использовало в качестве склада издательство "Юридическая литература", в 1951 году - склад институт Арктики и Антарктики, в 1952 - склад Военно-Морского ведомства. Позже "Ленфильм" собирался устроить здесь склад реквизита. Одно время здание предлагалось переоборудовать под планетарий.

Министерство обороны отказалось от храма в 1962 году. Некоторое время здесь оставался склад, а спустя два года здание решили приспособить под лекторий Музея истории религии и атеизма. К концу 1960-х годов был составлен соответствующий проект. Но на предполагаемое тогда разделение здания на два этажа ГИОП не дала разрешения.

В конце 1970-х годов костёл святой Екатерины передали Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича под органный концертный зал. Проект реставрационных работ был составлен специалистами СНПО "Реставратор" во главе с Антониной Тараненко. В бывшем храме предлагалось устроить сам органный зал, а подвальные помещения отдать под гардероб и технические нужды. В 1977 году были установлены строительные леса и началась консервация сохранившегося убранства в интерьерах здания.

Огромный урон интерьерам нанесли пожары в 1980 и 1984 годах, когда была уничтожена вся внутренняя отделка храма.

К 1991 году был составлен проект восстановления интерьеров костёла на конец XIX - начало ХХ веков. Однако падение советской экономики привело к отсутствию необходимых для ремонта средств.

В 1992 году костёл Святой Екатерины был передан римско-католическому религиозному объединению. Из-за этого старый проект реставрации перестал быть актуальным. Он был упрощён и приспособлен только для нужд церкви. 29 июля 1994 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем здесь было проведено богослужение, после чего костёл стал вновь доступен для верующих. В 1998 году сюда из костёла Лурдской Божьей Матери вернулось распятие. Открытие собора после реставрации состоялось 11 мая 2003 года.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 173-180) 31.12.2011 г. 01:59
2) (Стр. 124-130) 24.01.2012 г. 00:49
3) (Стр. 207-213) 16.05.2014 г. 17:46
4) 29.05.2014 г. 14:23

Храм Святой Екатерины Александрийской в Петербурге - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России.

Храм Святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невском проспекте, однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм Св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора . Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.


Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католичество: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие. Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.


При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.


Здание костёла Святой Екатерины использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.


Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма.


В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.


11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.



Здание храма Святой Екатерины имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма - 44 м, ширина - 25 м, высота - 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея: “Дом Мой домом молитвы наречётся” и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ “Мистическое обручение святой Екатерины”, написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.


Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.

Ожидание длиною в 45 лет

Проект и строительство храма поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, чья карьера в последующие годы резко пошла вверх. Он был назначен главным архитектором Петербурга, создал несколько выдающихся православных храмов в российской столице. При этом строительство католического собора продвигалось крайне медленно. Россию сотрясали дворцовые перевороты, менялись правители, а латинский приход оставался «бездомным». В 1751 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Трезини покинул Россию, так и не закончив строительство. Петр III вообще приостановил строительные работы, а возобновила их Екатерина Великая, перепоручив архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. Впрочем, и он оставил храм незаконченным.

«Недострой» в центре города несколько портило Невскую перспективу. Да и католическая община, собравшая на строительство немалые средства, но вынужденная ютиться во временном молельном доме напротив, не оставляла императрицу в покое постоянными просьбами и ходатайствами. В результате третья творческая группа во главе с архитектором Антонио Ринальди завершила казавшееся уже бесконечным строительство. В 1783 году католический собор был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь небесной покровительницы Екатерины Великой. С момента старта строительства и до его завершения прошло 45 лет.

От постройки до наших дней

Открытие храма стало долгожданным и значительным событием в жизни многочисленной католической общины Петербурга. Прихожанами собора Святой Екатерины стали знаменитые деятели искусства, ученые, государственные служащие, приглашенные из Европы.

Менялись времена, менялись цари на престоле, и вместе с ними на смену одним монашеским орденам, несущим служение в базилике, приходили другие. До начала XIX века собор принадлежал францисканцам, а после 1800 года, в правление Павла I – иезуитам. Спустя 15 лет православная церковь развернула борьбу с иезуитским орденом на территории России, в результате чего все представители этой конфессии были высланы из страны с конфискацией имущества. Базилика перешла в руки доминиканцев.

К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 000 человек, из которых 20 000 здание могло вместить в себя одномоментно.

Все изменилось после Октябрьской революции... Многие из прихожан были репрессированы, в 1923 году начались расстрелы служителей церкви. Храм, однако, продолжал действовать, оставаясь единственным католическим приходом, в котором служил последний католический священник Ленинграда, доминиканец Мишель Флоран. В 1938 году внутреннее убранство разграбили, книги и образы святых выбросили на помойку. Уничтожение интерьеров храма завершил в 1947 году масштабный пожар.

В 70-х годах прошлого века начались реставрационные работы, целью которых было переоборудовать храмовые помещения в органный зал (до этого их занимали склады). Большую часть работ реставраторы уже завершили, когда в результате поджога собор сгорел снова. В числе прочего, огонь уничтожил уникальный орган конца XVIII века.

Возрождение католической общины Петербурга началось в 1991 году, и в первых годах нашего столетия храм святой Екатерины вновь открыл свои двери для прихожан.

Архитектурные особенности собора

Поскольку за долгое время строительства храма надзор за ним поручался разным архитекторам, каждый из которых имел свой художественный стиль и почерк, первоначальный проект здания не раз менялся. Внешний вид собора сегодня – результат вынужденного компромисса нескольких ярких художников.

Здание базилики святой Екатерины Александрийской в плане представляет собой католический крест с двадцатипятиметровым поперечным нефом. Длина собора – 44 метра. Фасад его украшен аркадой и колоннами, над которыми возвышаются фигуры апостолов-евангелистов и ангелов с крестом.

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, но было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям.

В 1938 году, во время разграбления храма большевиками, одна из прихожанок успела вынести из здания алтарный крест, который она хранила у себя дома всю жизнь. Сегодня сей крест установлен в отреставрированном соборном алтаре.

В 2013 году храм получил титул «малой базилики». Этот почетный статус присваивается самым значительным католическим святыням мира лично Папой Римским. Всего ним удостоено около 1700 храмов. Собор святой Екатерины Александрийской – единственная малая базилика в России.



просмотров