Пирамида маслоу в дизайне, или эмоциональный дизайн для бизнеса. Методы эмоционального дизайна. На страже человечности: чем займутся гуманитарии

Пирамида маслоу в дизайне, или эмоциональный дизайн для бизнеса. Методы эмоционального дизайна. На страже человечности: чем займутся гуманитарии

Как показывает практика, зачастую незначительные и на первый взгляд незаметные детали визуального дизайна вызывают у пользователей больший эмоциональный отклик, чем концепция системы в целом. Такого рода детали придают продукту неповторимую индивидуальность и помогают установить с пользователями связь на личностном уровне. Этот прием получил название «эмоциональный дизайн».

Оригинальная статья: «The Personality Layer».

Это один из десятков примеров того, как Flickr приветствует своих пользователей при входе. Эту деталь легко упустить из виду, сервис прекрасно работает и без нее. Тем не менее, она является той существенной частью своеобразного дизайна Flickr, без которой этот самый дизайн многое бы потерял.

Согласно данной теории, продукт должен быть функциональным, надежным и удобным (именно в этом порядке), прежде чем он сможет доставлять удовольствие. Таким образом, эмоциональный дизайн – это уровень удовольствия от использования, который помещается на вершину функционального, надежного и удобного продукта.

Эффективная стратегия эмоционального дизайна имеет два аспекта:

1. Вы создаете нечто уникальное, превосходящее ваш собственный стиль и вызывающее положительный отклик у пользователей;

2. Вы постоянно используете этот стиль до тех пор, пока он не станет центральной частью вашего творения, уровнем индивидуальности.

В этой статье мы рассмотрим некоторые стратегии, которым вы можете следовать, а также примеры, найденные «в полях», плюс парочку проектов, в которых последовательное использование эмоционального дизайна привело к созданию потрясающей индивидуальности.

ЭЛЕМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Цель состоит в том, чтобы установить с пользователями связь и вызвать положительные эмоции.

  • Удивление

Сделайте что-то новое и неожиданное.

  • Уникальность

Отличайтесь от других продуктов по-особому .

  • Внимание

Поощряйте и предлагайте помощь даже в тех случаях, когда не обязаны это делать.

  • Привлекательность

Нам всем нравятся привлекательные люди, поэтому делайте привлекательный продукт.

  • Предвкушение
  • Эксклюзивность

Предложите что-нибудь эксклюзивное определенной группе.

  • Будьте отзывчивы

Продемонстрируйте реакцию вашей аудитории, особенно когда они этого не ожидают.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

А теперь давайте посмотрим, как эти принципы применяются в реальных продуктах. Ниже представлены некоторые элементы эмоционального дизайна в Сети. Не всегда есть возможность приписать им ту или иную стратегию, например, «удивление» или «предвкушение». Иногда действуют одновременно несколько факторов. Также, некоторые вещи воспринимаются по-разному разными людьми.

Помните, что слепое копирование этих примеров не придаст вашему продукту нужную индивидуальность. Скорее, запоминающуюся индивидуальность обеспечит вдумчивое привнесение черт эмоциональности. Небольшой тест: откройте Built With Bootstrap и посмотрите, что вам больше понравится.

№1. Улыбка

Люди, которым нравится быть вместе, обычно копируют поведение друг друга . Когда кто-то, кто нам нравится, улыбается, обычно мы улыбаемся в ответ. То же может работать и на вебсайтах. На часть мозга, отвечающую за эмоции, воздействуют картинки , особенно изображения людей, и рассказы. Давайте взглянем на один дизайн, который рассказывает истории и одновременно показывает картинки людей.

№2. Общее состояние счастья

Похоже, что улыбки действуют и в очень абстрактной форме.

СООБЩЕНИЯ

Сообщение – самый легкий способ показать индивидуальность и поиграть с ней. На вашем вебсайте текст, вероятно, повсюду, а слова очень хорошо передают индивидуальность. Вы хотите, чтобы ваш бренд был игривым, строгим, комичным, стильным? Разного рода сообщения могут многое сказать о том, кто вы и на кого ориентируетесь.

№ 1. Несерьезность

№ 2. Контраст

«Тшшш!..» передает мысль очень хорошо – не только визуально, через повтор букв и использование контрастного цвета, – но также и вербально при чтении.

Сообщение о приватности на Skitch .


Такую же милую деталь мы наблюдаем на сайте OK Cupid , когда вы указываете свое местоположение. «Ааа» может одновременно означать «Как здорово» и «Да, теперь мы понимаем. Добро пожаловать».

«Ааа, Прага»

№ 3. Микросообщения

СТРАНИЦЫ ОБ ОШИБКАХ И ВРЕМЯ ПРОСТОЯ

Немногие ситуации раздражают веб-пользователя больше, чем ожидание. Оно может весьма огорчать пользователей, особенно если они зависят от вашего продукта. Эмоциональный дизайн помогает вам избежать подобных обид. Ниже приведены несколько примеров.

№1. Простое изменение сообщения

Flickr сообщает, что ему делают массаж. Не бесподобно, но лучше, чем раздражающее сообщение об ошибке.

Flickr делают массаж (Картинка: Люк Биэрд).

№ 2. Извинитесь и предложите вкусняшку

Ниже приведен еще лучший подход от Flickr. Когда сервис испытывает более серьезные проблемы, они выдают заставку, в которой говорится, что их трубы засорились и им жаль. Но вместо того, чтобы на этом остановиться, заставка предлагает пользователям посоревноваться за получение ценного Pro аккаунта.

Соревнование на тот случай, когда у Flickr «засоряются трубы».

№ 3. Извините, но…

… в жизни есть вещи поважнее. Когда недавно Tumblr «рухнул», пользователям сообщалось, что активная работа над решением проблемы уже идет. В следующем абзаце было напоминание, что в жизни есть более насущные проблемы, чем временный выход из строя системы, и вполне можно заняться ими.

Пасхальное яйцо «Let it snow” от Google .

Пасхальные яйца обычно не связаны с сервисом. Они существуют лишь для того, чтобы радовать или удивлять пользователей, дать им вкусняшку, только чтобы сделать их счастливее. И счастливые пользователи в долгу не остаются.

ТАЛИСМАНЫ

У есть выраженная индивидуальность, заслуживающая всего того внимания , которое она привлекла . Стоит отметить несколько деталей. Характерной частью эмоционального дизайна MailChimp является шимпанзе по имени Фредди. Фредди приободряет вас во время загрузки страницы профиля. И всякий раз при обновлении демонстрирует случайную шутку или ссылку.

Одна из случайных реплик Фредди Шимпанзе.

Но помните: эмоциональный дизайн вроде этого может быть сделан неправильно. Помните помощника-скрепку в Microsoft Office, который появлялся всякий раз, когда вы пытались что-нибудь сделать? Фредди Шимпанзе никогда не встревает, всегда оставаясь в стороне от вашего рабочего процесса.

СТРАНИЦЫ ВХОДА

Даже страницы входа могут быть интересными. В MailChimp она меняется по особым дням, как дудли на Google.

Одна из особенных заставок при входе в MailChimp.

Вам даже не нужно много усилий, чтобы быть особенными. Pocket приветствует вас при входе заставкой с большой фоновой картинкой вместо скучного однотонного фона.

Заставка при входе в Pocket.

ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ И СЮРПРИЗЫ

Многие из рассмотренных выше примеров демонстрируют внимание к деталям. В этом, собственно, и суть. Степень внимания к деталям показывает, насколько вы любите продукт и насколько вы уважаете своих клиентов. Взгляните на индикатор в недавно выпущенном приложении Quip .

Мне совсем не важно, чтобы крылья хлопали, но я раз за разом перезагружаю страницу, только чтобы увидеть это. Помните, однако, что подобные детали никогда не должны быть в ущерб юзабилити.

Кира Найтли – горячая штучка. «Случайное» сообщение в ходе демонстрации Dropbox.

ТРИ РАЗНЫХ ПРИМЕРА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

До сих пор мы рассматривали различные аспекты и примеры эмоционального дизайна. Ниже приведены случаи использования эмоционального дизайна в трех различных продуктах.

Пример 1: GIDSY (торговая площадка для широкой публики)

Сюрприз : когда дойдете до футера, обнаружите призыв к действию, побуждающий вас бесплатно создать список. При наведении курсора на изображение волшебной палочки появляется радуга, которая ведет вас в нужном направлении, одновременно вызывая удивление. Было бы интересно измерить, насколько эффективно эта конкретная деталь превращает посетителей в пользователей.

Радуга игриво ведет вас к кнопке «Узнать подробнее».

Сообщение : Простое сообщение и немного юмора: «Ну, привет, милашка!» и «Бууууум! Ваша фотография удалена».

Страница, на которой пользователи загружают свои аватарки.

Страница, на которой пользователи удаляют фотографии.

Эти детали значительно облегчают обретение продуктом дружелюбной индивидуальности. Но можно также переосмыслить и большие объемы текста, к примеру, справочники и руководства. Gidsy сделали это в своем разделе справочников . Обычно справочники скучны – но только не этот. Он уже послужил причиной большой шумихи и множества ссылок в дизайнерском сообществе, так что вы, возможно, его уже видели. Заметили легкий кивок в сторону приложения iAWriter ?

Видите крошечный почтовый адрес «please-reply»?

Gidsy использовали еще один винтажный снимок, чтобы выделить это письмо. Обратите внимание также на крошечную деталь – адрес отправителя please-reply@gidsy.com – дружеское напоминание, что компания прислушивается к вам и внимательно относится к самым мелким деталям. (Я заметил, что другой берлинский стартап начал делать это первым.)

Пример 2: AUTOMATTIC (хакерские штуки в Сети)

Поэтому, когда вы жмете на эту кнопку, случайно или нет, вся страница становится серой и симулирует режим самоуничтожения в стиле Матрицы. В конце, WordPress напоминает впредь не позволять подобному случиться. У TechFleece есть подробное описание, как найти пасхальное «матричное» яйцо WordPress.

Automattic – потрясающий пример того, как можно продемонстрировать индивидуальность в хакерской среде.

Пример 3: приложение «CLEAR» (менеджер задач для пользователей, понимающих толк в дизайне)

Эмоциональный дизайн может превратить пользователей в миссионеров, делящихся своим положительным опытом с другими. Людям нравится делиться интересными историями, нужно лишь предоставить им таковые.

Рассмотрим недавний успех менеджера задач Clear для iPhone от Realmac Software. Конечно, это далеко не первое приложение такого рода, но оно с умом нацелено на пользователей и проектировщиков iPhone при помощи своего блестящего минималистского интерфейса и моделей перехода, которые ранее не встречались. От такого рода вещей у фанатов iOS просто слюнки текут.

Предвкушение : перед запуском приложения Realmac опубликовали видео , которое породило предвкушение от предстоящего использования продукта. Видео довольно быстро распространилось в некоторых уголках дизайнерского сообщества . Внимание людей было приковано не только к дизайну, но и некоторым креативным вкусностям и сюрпризам.

Игривость : Приложение задает тон, чтобы поиграть и поразвлечься.

Задавая тон: «Давайте поисследуем».

Сюрприз: При открытии страницы с настройками тем, людей, установивших приложение Tweetbot, приветствуют таким вот сообщением и снабжают дополнительной темой для Clear. Высока вероятность, что людям, использующим Tweetbot, понравится этот приятный сюрприз.

Если вы устанавливаете популярное приложение Tweetbot, вы получаете бонусную тему.

Вкусняшка 2: Если вы начинаете следовать за одним из разработчиков Clear в Twitter, за вашу социальную активность вам дадут в подарок еще одну тему.

Если вы следуете за одним из создателей Clear, вам дарят тему.

Это была с умом спроектированная охота за пасхальными яйцами, которая в итоге вызвала всплеск положительных реакций людей в Twitter, которые делились своим энтузиазмом и сравнивали, какие темы они получили и упустили. Это один из лучших эффектов эмоционального дизайна. Люди не только будут с удовольствием использовать ваш продукт, они еще и будут делиться своим восторгом. А вот и доказательство в Twitter:

Часть той шумихи, которую произвела в Twitter одна лишь бонусная тема.

Деталь-сюрприз: Когда список задач пуст, Clear предлагает подсказку, как его заполнить. Однако во второй раз вам покажут уже цитату-мотиватор:

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ И РИСКАХ

Эмоциональный дизайн – штука рискованная. Беззаботный тон извинения, когда что-то идет не так, может понравиться не всем. Не бойтесь, однако, показывать свою индивидуальность, если она направлена на нужных людей. Вы не сможете и не захотите быть всем для всех.

Мы не рассмотрели случаи, когда эмоциональный дизайн не срабатывал, но вот вам совет: если вы все же попытаетесь быть забавными или необычными, самое важное – слушать и следить за реакцией пользователей. Если что-то не работает, нужно упредить, извиниться и улучшить. Показывая, что вы слушаете и готовы учиться, вы демонстрируете свою человечность – и вновь оказываетесь прямиком на эмоциональной территории.

MailChimp, к примеру, справляется с риском наскучить людям при помощи своеобразного выключателя под названием «некомпанейский режим».

Включить «некомпанейский режим».

Поэтому, если вам действительно не нравится шимпанзе, его можно отключить. Очевидно, это делают немногие .

Или можно поступить наоборот и сделать необычное поведение режимом не по умолчанию. У Facebook есть свое собственное пасхальное яйцо, позволяющее изменить язык интерфейса на пиратский сленг. За это, собственно, я люблю Facebook еще больше.

Хотите узнать еще больше об эмоциональном дизайне? Вот .

Эту ты не хочешь. Эту тоже не хочешь, - сказала длинноволосой школьнице мама, вычёркивая профессии одну за другой из списка в блокноте. - Остаётся управляющий и экономист. Давай, выбирай вуз.

Девушка замученно вздохнула, но промолчала. В одном из залов РГБМ начиналось первое занятие от создателей проекта "Атлас новых профессий" . С первых слов основателя "Атласа" Дмитрия Судакова становится понятно, что некоторые вещи со сменой поколений остаются прежними.

Когда я был в десятом классе, пришло время выбирать вуз. Я решил учиться на программиста, но родители мне сказали тогда: "Ты не сможешь этим заработать". И я сделал выбор, который понравился моим родителям, - пошёл на экономический, - рассказывал Дмитрий. - И за те годы, что я проработал в экономической сфере, я ни одного дня не был счастлив.

Точно спрогнозировать, какие именно профессии будут востребованы через двадцать лет, можно только приблизительно. Мир меняется стремительно, и просчитать удаётся не всё. Некоторые профессии, которые фигурировали в первой редакции "Атласа" пару лет назад, уже появились. А что будет дальше - иногда сложно даже представить.

Как вы думаете, сколько времени уходит на замену четырёх колёс гоночного болида? - спросил Дмитрий.

Одна-две секунды! - ответил рыжий парень.

Вы что? Не меньше десяти! - категорично заявил кто-то из родителей.

Технологии стремительно сменяют друг друга. И простого рецепта успеха вроде "выучить китайский" нет.

Мир будет сложным, меняющимся. Готовьтесь, - сказал Дмитрий. - Не будет того, что ты сдал ЕГЭ, поступил и расслабился. Надо приучать себя к идее, что учиться придётся всегда.

Всё идёт к тому, что одними из главных требований к профессионалу будущего станут умение быстро реагировать на изменения ситуации и учиться новому, понимание желаний клиента и системное мышление. В остальном дело за малым - понять, что тебе нравится и как это можно совместить в самых безумных комбинациях. Именно такие комбинации и составляли на занятии с помощью одной из настольных игр, разработанных для "Атласа". "Мир профессий будущего" - это целая коробка с играми и профориентационными уроками, помогающая поговорить о новых горизонтах проще и интересней. На каждом из занятий в Российской библиотеке для молодёжи из коробкочки будут доставать новую игру.

Играть в такие "настолки" в библиотеке планируют каждый вторник до конца месяца. Участие бесплатное, но нужна

В современном мире цифровая плотность растет с каждым днем: практически ежечасно люди начинают пользоваться все большим количеством различных сервисов и приложений. Эти изменения напрямую влияют на развитие телекоммуникаций, заставляя компании постоянно совершенствовать технологии и определять все новые векторы развития отрасли. Почему российским компаниям уже сейчас необходимо не только копить большие данные, но и учиться ими пользоваться, какую роль в этом могут сыграть стартапы и зачем нужны дизайнеры эмоций, цифровые лингвисты и продюсеры смыслового поля — об этом студентам Университета ИТМО рассказали PR-директор Северо-Западного филиала «Мегафона» Кермен Манджиева и руководитель Единого центра управления сетью компании Валентин Полозенко.

«Атлас профессий будущего»: от пиарщика до дизайнера эмоций

Лекция-диалог «60 минут со звездой» состоялась в минувшую субботу, 11 февраля, в рамках Дня технологического предпринимательства и инноваций «Портал в будущее: Эпизод 2 — Экономика знаний» на факультете технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) Университета ИТМО. Специалисты компании «Мегафон» не только рассказали о собственных успешных проектах и «кухне» крупнейших телекоммуникационных гигантов, но и представили подробный анализ развития отрасли на ближайшую перспективу.

Над чем сейчас бьются крупнейшие мировые и российские технологические компании и какие специалисты будут востребованы в сфере телекоммуникаций уже в течение ближайших пяти лет? По словам PR-директора Северо-Западного филиала компании «Мегафон» Кермен Манджиевой , время, когда IT и медиа были отдельными, не пересекающимися друг с другом отраслями, постепенно уходит. Подобная тенденция прослеживается и в «Атласе новых профессий», который еще в 2014 году выпустило Агентство стратегических инициатив (АСИ). В этом списке можно увидеть такие новые специальности, как, например, IT-проповедник, цифровой лингвист, киберисследователь или даже продюсер смыслового поля и дизайнер эмоций.

«Это целый пласт профессий, который формально отнесен к IT-сектору, но на самом деле эти новые специальности плотно взаимодействуют с коммуникациями и медиа. Это еще раз говорит о том, что уже в ближайшем будущем отрасль будет нуждаться в специалистах, компетенции которых находятся на стыке гуманитарной и IT-сфер. Например, есть в этом атласе такая профессия, как цифровой лингвист. Это тот человек, который умеет переводить информацию со специализированного языка IT-специалистов на общеупотребимый и понятный для любого человека язык. Зачем это нужно? Цифровой лингвист сможет разработать лингвистические системы семантического перевода (с учетом контекста и смысла), обработать текстовую информацию (в том числе путем семантического поиска в Интернете) и предложить новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках », — отмечает Кермен Манджиева.

Аналогичную идею уже давно реализует ряд крупных корпораций, в том числе компания «Мегафон». Например, уже сегодня любой позвонивший в call-центр оператора сможет поговорить не только с живым человеком, но и со своего рода аналогом Siri. Разработка «Яндекса» — виртуальный робот-консультант по имени «Елена» благодаря технологии компьютерной обработки речи понимает задаваемые вопросы, помогает получить нужную информацию и управлять услугами. «Елена» работает 24 часа в сутки семь дней в неделю и может обрабатывать более 100 запросов в час, а недавно она стала лучшим сотрудником компании.

«Даже еще несколько лет назад мы и подумать не могли, что наш электронный консультант, который обрабатывает в контактном центре звонки, станет лучшим сотрудником. Раньше такое казалось невозможным, сейчас это вполне нормально. „Елена“ разгружает 30% звонков, которые поступают на обычного человека. Она распознает речь и может встраивать смыслы. А-ля Siri, с которой можно пообщаться в iOS. Таких роботов используют и другие компании, но их пока не так много. Поэтому мы понимаем, что роботы становятся частью нашей жизни — за такими технологиями будущее », — продолжает Кермен Манджиева.


Развитие технологий по распознаванию речи, роботизация и необходимость систематизировать и управлять все возрастающими потоками информации — все это, по словам спикера, создает необходимость в новых профессиях. Поэтому не исключено, что уже в ближайшем будущем компаниям действительно потребуются продюсеры смыслового поля и дизайнеры эмоций.

За громкими, на первый взгляд, названиями кроется вполне конкретный функционал. Так, продюсер смыслового поля отвечает за формирование общей картины мира, в соответствии с которой будут строиться подвластные ему медиапотоки.

«Он обладает селекторами контента, которые формируют информационные потоки для пользователей в рамках заданной картины мира, и осуществляет высокоуровневую настройку медиароботов », — говорится в «Атласе новых профессий» от АСИ.

Что-то подобное мы могли увидеть в романе Виктора Пелевина «S.N.U.F.F», где подробно описаны так называемые «культурные сомелье». Как добавляет Кермен Манджиева, другими прототипами этой профессии могут выступать уже существующие сервисы вроде «Электронного пиарщика», которые по запросу смогут подобрать среди огромного количества информационных поводов нужный и предложить необходимый пресс-релиз.

Казалось бы, при чем здесь Трамп?

Не новыми являются и функции профессии «дизайнер эмоций». Уже сегодня специалисты, которые пока не носят такого названия, делают то, что в будущем могут развить и дополнить их последователи. Яркий пример, который приводит Кермен Манджиева, — нашумевшая предвыборная кампания Дональда Трампа. По оценке Forbes, в то время как демократы основной упор делали на традиционные СМИ, Трамп вкладывался в digital-продвижение в четыре раза энергичнее ($ 58 млн против $ 16 млн). Кроме того, словно продолжая знаменитый афоризм философа Маршалла Маклюэна («the medium is the massage»), его команда сделала упор на сегментации аудитории и адресации уникального, по-разному окрашенного посыла каждой из выделенных групп.

«Его команда смогла очень успешно „прокачать“ в digital-сфере разные виды аудитории, разбираясь, допустим, в профиле каждого человека. Исходя из того, кто он, какой национальности, пола, где проживает и так далее, они высылали ему сообщение с той или иной эмоциональной окраской. Они выделили примерно 200 различных сегментов пользователей и отправляли им вроде бы одинаковое по сути, но по-разному эмоционально окрашенное сообщение в 200 разных вариантах , — рассказывает Кермен Манджиева. — С одной стороны, эта история во многом о медиа и сфере развлечений, но с другой, сектор IT в этом ключе также играет очень важную роль. Не зная IT, не управляя digital, не понимая этих процессов, в будущем вы вряд ли сможете быть сильным специалистом в этом направлении ».

Как узнать о человеке по десяти «лайкам» и зачем это нужно?

Каждую минуту пользователи Сети по всему миру оставляют сотни тысяч комментариев, «постят» миллионы картинок и ставят миллиарды «лайков». Они скачивают сотни новых приложений и хотят пользоваться новыми сервисами, невольно рассказывая компаниям о своих передвижениях, предпочтениях и желаниях. Вся эта хаотичная информация, как отмечает директор Единого центра управления сетью (ЕЦУС, в международной терминологии — GNOC) компании «Мегафон» Валентин Полозенко , составляет основу для формирования больших данных (Big Data), которые уже собирают ведущие технологические и телекоммуникационные гиганты по всему миру.


«Один из главных векторов развития в современной сфере телекоммуникаций — это Big Data. В нашей отрасли это самая главная фишка, о которой все говорят, но пока почти никто не знает, что с ней конкретно делать, — говорит эксперт. — Цифровая плотность постоянно растет. Люди пользуются гораздо большим количеством сервисов, поэтому все больше компаний могут аккумулировать эту информацию. Для чего? Это не всегда очевидно. Анализируя данные, они могут либо предоставить какой-то сервис, либо предоставить его качественнее, либо предоставить в определенный момент, когда он нужен, либо напрямую тому, кому он действительно нужен, и так далее «

Уже сейчас в мире существуют отдельные сервисы и алгоритмы, которые даже по «лайкам» в соцсетях способны определить индивидуальные черты каждого человека. Например, еще несколько лет назад группа исследователей из Кембриджского и Стэндфордского университетов создала программу «myPersonality ». В ходе работы над проектом его авторы проанализировали историю «лайков» более 86 220 добровольцев. Результаты статистической обработки огромного массива собранной информации показали, что всего лишь по 10 «лайкам» в соцсети Facebook программа может узнать о человеке больше, чем его сослуживцы, а по 300 — лучше, чем его супруга или супруг.

Однако, чтобы перевести такие исследования и их результаты в плоскость конкретных бизнес-проектов и маркетинговых стратегий, по словам Валентина Полозенко, компаниям предстоит решить еще немало проблем. Во-первых, структурировать этот хаос. Во-вторых, научиться пользоваться полученными данными или, иными словами, понимать, какую услугу предложить клиенту, зная о его предпочтениях.

«Мы понимаем, что эти данные важны, и сейчас задача заключается в том, чтобы их копить. Но в чем проблема? Информация не структурирована, данные абсолютно разные, и нет ни таблиц, ни готовых моделей их сбора. Какие данные понадобятся, чтобы какую-то фишку придумать? Заранее неизвестно », — говорит он.

Между тем, уже сегодня есть успешные кейсы применения Big Data, что называется, от «А» до «Я» — от сбора и анализа до внедрения конкретных инноваций, продолжает эксперт. Например, благодаря данным, собранным испанской телекоммуникационной компанией Telefónica, ряд туристических компаний в Барселоне перестроил инфраструктуру и сервис в прибрежных курортных направлениях. Зная, куда идут туристы, прибывающие в город на круизных лайнерах, сегментируя их по национальному и возрастному признаку, компании смогли предложить разным группам клиентов разные продукты и повысить прибыль.

Чтобы развивать подобные успешные примеры в России, сегодня в сфере телекоммуникаций актуальной становится профессия, функционал которой пока можно объединить под рабочим названием Big Data-scientist. Как отмечает Валентин Полозенко, такой специалист должен обладать как минимум тремя основными группами навыков, которые нельзя уложить в устоявшийся комплекс компетенций современных IT-специалистов.

«Нужно иметь так называемые hacking skills, то есть чувствовать технологии настолько, чтобы, как хакер, понимать, что и где можно увидеть и достать. Второе — это математические и статистические знания. Данных ведь огромное количество, и нужно понимать, как их посчитать и выявить закономерности. И наконец, третье — это реальный опыт и понимание, что нужно людям. Это необходимо, чтобы четко представлять, куда можно применить результаты своего анализа », — уточняет он.

А вот искать специалистов с такими расширенными компетенциями и черпать новые идеи большие компании в будущем будут скорее всего из стартапов, прогнозирует эксперт. Ведь именно в небольших компаниях, которые, пусть и не обладают опытом крупнейших на рынке IT- или телекоммуникационных гигантов, имеют свой взгляд на инновации и зачастую готовы предложить новые, неожиданные решения, отмечает он.


Форсайт за два часа: насколько реально создать универсальный «электронный ID»?

Самостоятельно попрактиковаться в оценке трендов и генерации идей студенты Университета ИТМО смогли в ходе форсайт-сессии «Телекоммуникации будущего. Что будет с вами и вашими гаджетами через 5, 10, 15 лет», организованной Центром научно-технологического форсайта Университета ИТМО совместно с компанией «Мегафон» . Всего за два часа пяти командам предстояло не только подумать о том, что важно и актуально сейчас, но и создать продукты, которые, возможно, будут востребованы в ближайшем будущем. Каждой команде помогал один эксперт — сотрудник компании «Мегафон». Совместно студенты должны были проанализировать основные векторы развития технологий и сервисов, а также посмотреть, как в связи с этими изменениями, потребностями и тенденциями в течение ближайших 5−10 лет будет меняться рынок труда.

Победителем стала команда, которая предложила своего рода универсальный «электронный ID» — устройство, которое соединит в себе различные функции: от ключей и средства оплаты до хранения персональных данных пользователя — СНИЛС, ИНН, полиса и прочей информации. Среди других идей — создание универсальных сервисов по хранению вещей, а в перспективе — глобальная система по предоставлению таких опций любому пользователю (например, от машины на прокат до квартиры, в которой можно переночевать, чтобы не возвращаться домой из центра на окраину города, когда мосты уже развели). По словам студентов, такие устройства и сервисы открывают пользователям новые возможности использования уже существующих гаджетов, функционал которых пока разбросан по разным устройствам. Не должна стать проблемой, по мнению участников команды-победителя, и аккумуляция большого количества персональных данных всего на одном гаджете — появление новых технологий должно дать толчок развитию систем информационной безопасности, полагают они.

По решению жюри — представителей компании «Мегафон» — участники команды-победителя получили возможность посетить Единый центр управления сетью компании в Петербурге, где они на практике смогут узнать, как в режиме реального времени осуществляется мониторинг Сети по всей стране. Талантливые студенты, которые хотят продолжить свое развитие в сфере телекоммуникаций, уже в ходе этой экскурсии могут сделать первый шаг на пути к дальнейшему трудоустройству в компании, подчеркнул Валентин Полозенко.


Кроме того, в рамках «Дня технологического предпринимательства и инноваций» для учителей прошел семинар «Как подготовить чемпиона?», а старшеклассники и, возможно, будущие бакалавры Университета ИТМО смогли попрактиковать свои маркетинговые навыки в интеллектуальном детективе «В поисках Леонардо». Его организаторы предложили школьникам (160 человек из 33 школ) стать учениками Леонардо да Винчи и всего за пять минут создать инновационный товар из обычных повседневных предметов — телевизора, ложки, кровати, телефона, зонтика, рубашки и многих других.

«Ребята создавали совершенно крутые наработки — у нас появились bedstereo copter для сна в облаках, smart-рубашка, полотенце-планшет и другие совершенно необычные предметы. И это очень круто, ведь именно этому и учит маркетинг — создавать новое из привычного », — рассказала магистрант первого курса кафедры маркетинга и коммуникаций Университета ИТМО Дарья Шатохина.

В некотором роде эмоциональный дизайн является «высшей лигой» современного проектирования. И хотя этот термин давно вошел в употребление, принципы эмоционального дизайна для многих остаются непонятными. Эмоциональный дизайн имеет прямое отношение к пользовательскому опыту, он не существует сам по себе и проявляется только в реализации идеи. Но и в этом случае нельзя сказать, что сочетание эмоционального дизайна и UX устанавливает какие-то границы творчества и фантазии. Там, за этим пределом – неизвестные земли. Но лучше рассказать обо всем этом по порядку.

Функциональность, надежность, удобство

Если рассматривать минимальные требования, предъявляемые к дизайну, то все сводится к одному слову – «функциональность». Это значит, что когда дизайнер завершает работу над проектом, готовый продукт, неважно, цифровой или физический, должен обладать необходимыми, заранее оговоренными функциями. На этом этапе то, как выглядит дизайн, почти не имеет значения. Важно лишь, что он делает то, что должен делать.

На втором этапе фокус смещается в сторону надежности. Функционал должен быть надежным, то есть, ему необходимо работать в разных условиях и средах. Если это, к примеру, сайт, то он должен корректно отображаться в разных браузерах. Если дизайн «заточен» только под конкретные обстоятельства, он уязвим. Ненадежность – самый страшный враг любого дизайна.

Но даже если дизайн функциональный и надежный, то на третьем этапе на первый план выходит удобство использования. Юзабилити тут имеет высший приоритет, так как речь идет о UX, то есть опыте пользователя. Конструкция, которая неудобна, непригодна для использования, поэтому такой дизайн обречен на неудачу, несмотря на свой мощный функционал и высокую надежность. И хотя многие дизайнеры стремятся создавать красивые и простые в использовании вещи, их работа не имеет никакого отношения к эмоциональному дизайну.

Эмоциональный дизайн: когда интерес переходит в игру

Термин «эмоциональный дизайн» был придуман Доном Норманом, соучредителем «Nielsen Norman Group» в 80-х годах ХХ века. Его книги «Дизайн повседневных вещей» и «Эмоциональный дизайн», во многом за счет регулярных переизданий, актуальны и сегодня. Книга «Проектирование для эмоций», написанная известным дизайнером Ааароном Уолтером, вышла немного позже, но содержит те же самые тезисы.

Однако у Уолтера была оригинальная идея применить иерархию потребностей Маслоу к проектированию. Это превращает три основных элемента дизайна – функциональность, надежность и удобство в уровни пирамиды. По мнению Уолтера все это выглядит так:

Если посмотреть на рисунок, то становится ясно, что большинству современных продуктов проектирования не хватает вершины пирамиды. Как и в случае с пирамидой Маслоу, чтобы взобраться на самый верх, дизайнеру нужно сделать так, чтобы три предыдущих уровня были безупречными. С другой стороны, в дизайне стремление к вершине не является инстинктивным, поэтому эмоциональный дизайн требует желания дизайнера пройти лишнюю милю, приложить дополнительнае усилия даже если все работает как надо.

Итак, если дизайн функциональный, надежный и пригодный для использования, то это не означает, что он является эмоциональным. Здесь нужно внести уточнение – термин «эмоциональный» используется всегда в положительном смысле. Хороший дизайн – это дизайн, вызывающий положительные эмоции, не в последнюю очередь потому, что его забавно использовать. Дизайн не только должен быть красивым, его задача – обеспечить идеальное взаимодействие. Именно этот фактор влияет на успех любого продукта.

При этом следует помнить, что дизайн всегда будет вызывать эмоции, независимо от желания дизайнера. Это неизбежно, такова человеческая природа. Таким образом, лучше во время работы всегда помнить об эмоциях, осознавать их как инструмент, который воздействует на пользователя.

Методы эмоционального дизайна

Если дизайнеру интересно, как создать эмоциональный дизайн, то все, что ему нужно сделать – это начать думать нестандартно. Это, в свою очередь, предполагает наличие некоего бэкграунда, имеется в виду эстетический аспект. Относительно эстетики люди обычно быстро приходят к согласию, мода есть мода, достаточно вспомнить тот же Flat Design. Если дизайнер будет следить за всеми меняющимися трендами, он всегда будет в безопасности, по крайней мере, в смысле эстетики. Так что нужно сосредоточиться на других аспектах эмоционального дизайна.

Говоря о дизайне, нельзя не упомянуть имя Дитера Рамса, которому в этом году исполнилось 85 лет. Его основы дизайна по прежнему считаются актуальными, несмотря на то, что все его шедевры были созданы в середине прошлого века. Отсылки к Рамсу можно увидеть и сегодня, например, в дизайне продуктов Apple.

Хороший дизайн настолько минималистичен, насколько это возможно – это одни из основополагающих принципов Рамса. В сочетании с принципом, что хороший дизайн делает продукт более понятным, становится ясно, куда движутся тренды. Если дизайнер может сделать так, что продукт объясняет сам себя, то он решает очень важную проблему – он не заставляет людей разбираться, как что работает. Никто не любит слишком сложные продукты, которые нельзя использовать, не изучив подробную инструкцию.

Минимализм сам по себе является инструментом эмоционального дизайна, но его часто неправильно интерпретируют и не используют по назначению. И здесь есть над чем работать.

Геймификация

Игровой дизайн это прежде всего дизайн взаимодействия. Все дело в том, чтобы как можно глубже погрузиться в игру. А для этого необходимо полномасштабная атака на нейроны человеческого мозга. Целью игрового дизайна всегда является система вознаграждения – это важнейший принцип. Когда человек ожидает вознаграждение, его мозг вырабатывает «гормон счастья» - дофамин. Дофамин увеличивает стимул и мотивацию, увлекая геймера в паутину игры.

Любой дизайнер тоже хочет удержать пользователей. Это значит, что в дизайне можно и нужно использовать элементы геймификации. На самом деле уже многие продукты и сервисы, такие, как Slack, используют игровое взаимодействие при коммуникации, это уже функция, без которой трудно обойтись.

Социальные сети также используют в своих целях эффект дофамина. Эмоция, которую испытывает человек, получающий ответ на свой твит, заставляет его действовать далее, публиковать новые записи, размещать изображения или личные фото.

Небольшие сюрпризы также могут вызывать положительные эмоциями. Когда человек сталкивается с чем-то неожиданным, но в то же время приятным, его мозг начинает вырабатывать дофамин. Не обязательно перегружать продукт сюрпризами, но в небольшом количестве они будут очень полезны.

Иммерсивный дизайн

Иммерсивный, то есть обеспечивающий полное погружение, дизайн пытается задействовать все чувства пользователя. В связи с быстрым развитием мобильных технологи, в частности, с появление контроля жестов, сегодня есть возможность сделать цифровой дизайн более тактильным.

Продуманная анимация в сочетании с жестами создает впечатление, что дизайн «живой». Поэтому дизайнеры должны уделять особое внимание микроинтерпретациям. Именно они определяют работу человеко-машинного интерфейса. Когда мы включаем или выключаем будильник, блокируем двери автомобиля с пульта или делаем что-то подобное – все это микроинтерпретации. Это короткие действия, на которые уходит мало времени и они очень важны для создания положительного опыта пользователя. Чем более убедительными являются интерпретации, тем выше конкурентоспособность продукта. Взаимодействие с продуктом вызывает эмоции. Дизайн связывает человека с устройством или цифровым продуктом через интерфейс и чем человечней будет этот интерфейс, тем лучше.

Вместо заключения

Эмоциональный дизайн это нечто большее, чем безупречный дизайн. Например, есть некий интернет-магазин. Он идеально работает. Что можно еще предложить пользователям, чтобы вызвать у них положительные эмоции? Можно отправить покупателю приветственное письмо. Поблагодарить за покупку, пожелать счастья или предложить интересную сделку. Вместо стандартной упаковки можно предложить другую – которую интересно открывать. Можно добавить подарок. В эмоциональном дизайне есть огромное количество вариантов. Потому что элементы эмоционального дизайна это не стандарт и не норма. Пока еще этот вид дизайна находится в зачаточном состоянии, однако у него огромный потенциал. Но технологии развиваются, интерфейсы совершенствуются и эволюционируют и в скором будущее мы увидим дизайн, который будет делать нас немного счастливее.

Креативный директор маркетингового агентства Mr.Brooks Тимур Мухамедов написал для ЦП колонку о том, что такое эмоциональный дизайн, и почему это действительно важно для бизнеса.

Тимур Мухамедов

Вы знаете, что такое дизайн. Это достаточно субъективное понятие, и особенно в том случае, когда заказчик оценивает работу. Очень важно, чтобы дизайнер четко понимал конечную цель заказчика. Я коммерсант, поэтому дизайн для меня — способ повысить доходность компании.

Дизайну нужно уделять внимание. Вы не приходите на собеседование или переговоры в пижаме. У каждого есть свой стиль, благодаря которому складывается общее впечатление — в том числе, стиль должен быть у компании.

Дизайн в бизнесе — это не творчество, это способ зарабатывать. Поэтому дизайн — это работа: математиков-аналитиков, концептуалов, дизайнеров и специалистов по коммуникациям. Поясню: концептуалы — это все те же креативщики, только с более расширенными функциями. В первую очередь, имеется в виду их аналитическая деятельность. Аналитики-математики и концептуалы работают в тесной взаимосвязи. Одни занимаются сбором данных и выводами, другие сопоставляют факты и делают прогноз, третьи перерабатывают и формируют идею бренда компании, а дальше создается гениальный дизайн.

Многие этот процесс называют креативом. Я не вижу смысла употребления этого термина, он уже давно перестал нам говорить об уникальности и непохожести. Поэтому формулировку можно заменить на «создание стиля». Так как цель — подчеркнуть именно неповторимость компании, а значит создать уникальность, создать стиль.

Сегодня мы говорим не просто о дизайне, мы говорим об эмоциональном дизайне. Все сегодня связано с эмоциями. Сегодня мы покупаем не товар, мы покупаем эмоции, которые он отражает. Эмоции — это способ отличаться от конкурентов, это способ общаться с аудиторией.

Всем известны уровни потребностей человека, старая добрая пирамида Маслоу:

  • Физиологические потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Социальные потребности;
  • Потребности в уважении и признании;
  • Потребность в самореализации.

Мы не можем удовлетворить потребности высшего уровня, если потребности низшего уровня не удовлетворены. Пирамида в том числе актуальна и при создании дизайна. Мы все так же должны удовлетворить потребности, только инструменты специфические — визуальные (логотип, фирменный стиль, интерфейс и т. д.)

А теперь переложим идею Маслоу на дизайн. Какой он должен быть?

  1. Функциональный;
  2. Надежный;
  3. Удобный;
  4. Доставляющий удовольствие.

1. Функциональность

Дизайн должен удовлетворять потребность пользователя, должен быть наделен определенными функциями. Особенно это касается дизайна интерфейсов. Помните, как Apple выпустила Ping? Компания пыталась построить социальную сеть вокруг музыкальной библиотеки iTunes. Попытка завершилась провалом, во многом потому что пользователи не могли обмениваться композициями с друзьями в Twitter и Facebook. Они быстро поняли, что в новой системе нет интересующих их функций, ушли и больше не вернулись.

Это должно учитываться не только во время разработок сайтов и приложений. Но и в дизайне логотипа, в дизайне баннеров и т. д. Например, если мы создаем дизайн рекламного баннера, который будет размещен на дорожной развязке, он должен нести именно ту информацию и использовать тот визуальный ряд, которые требуются потребителю в данный момент.

2. Надежность

Во всем. Это касается не только дизайна, но и продукта, и информационного носителя, и компании в целом. Помните, как пользователи Twitter ненавидели кита , появление которого означало, что сервер перегружен или недоступен? Если сервер время от времени «зависает», то пользователи покинут его.

3. Удобство

Естественно, дизайн должен быть удобным. Это и удобная упаковка, и удобный интерфейс, и многое другое. Все знают пластыри «Компид», пластыри самые обыкновенные, но упаковка! Дизайн упаковки выполнен с учетом особенностей русского человека, коробочка удобна для дальнейшего использования. Здесь можно хранить разные мелочи: гаечки, болтики, пуговицы. Ну или что душе угодно. И «Компид» покупают! Переплачивая только за упаковку.

4. И, наконец, эмоции

В чем же заключается эмоциональная составляющая дизайна, которая влияет на прибыль компании? Вот три правила эмоционального дизайна:

  1. Дизайн бренда — отражение потребителя;
  2. Дизайн — практическая эстетика;
  3. Индивидуальность — решение проблемы.

Эти правила работают не только в дизайне, в общении с коллегами, в переговорах, в рекламе или в PR. Все зависит от вашей находчивости — где и как вы будете это использовать, решать вам.

1. Дизайн бренда — это отражение потребителя

Есть такое замечательное выражение: «Мир — наше зеркало». Все, что окружает человека, — это отражение его самого. Мы покупаем только то, что подходит нам, не только по размеру или по функциям, но и эмоционально.

Поэтому бренды сегодня становятся людьми. Сегодня каждый бренд можно описать как человека: по поведению, самопрезентации, характеру. Например:

Квас «Никола»

  • Характер: простой русский парень, славный малый;
  • Самопрезентация: говорю правду в лицо, не буду ничего скрывать от вас, дорогие россияне;
  • Поведение: борец за правду и за натуральное в продуктах.

Carlo Pazolini

  • Характер: денди, представитель высших сословий;
  • Самопрезентация: эффектный выход, настоящий стиль рождается здесь;
  • Поведение: яркое появление, четкая презентация, всегда знает, чего хочет.

Почему бренд и его дизайн должны отражать индивидуальность покупателя и в то же время быть универсальным для всей аудитории? За неповторимыми характерами и взглядами на жизнь скрываются универсальные психологические принципы. При создании эмоционального дизайна эти принципы превращаются в бесценные инструменты.

Еще Дарвин считал, что мы идем по жизни с одним и тем же эмоциональным лексиконом. Об этом говорит в своих книгах Пол Экман (его книги очень известны благодаря сериалу «Обмани меня»). Есть универсальные эмоции: страх, радость, ненависть, печаль, удивление. И их проявление тоже универсально.

Эти универсальные эмоции и есть универсальное решение для дизайна и для бизнеса. Они должны закладываться в основу взаимодействия компании с клиентами и партнерами. Чем сильнее эмоции, тем лучше происходит запоминание.

2. Дизайн сегодня — это практичная эстетика

Практичная эстетика. Apple постоянно придерживается принципов практичной эстетики, и клиенты возвращаются к ней снова и снова. Основная идея — дизайн должен упрощать процесс взаимодействия. Как говорит в своей книге Emotional Design («Эмоциональный дизайн») первопроходец в области юзабилити Дональд Норман, «красивый дизайн вызывает в мозгу позитивный эмоциональный отклик, который улучшает наши когнитивные способности».

Привлекательные вещи заставляют людей хорошо себя чувствовать, что, в свою очередь, заставляет их мыслить творчески. А творческое восприятие позволяет проще решать задачи.

3. Индивидуальность — решение проблемы

Дизайн вашей компании должен быть индивидуальным. Банально, но факт. Благодаря индивидуальности рождаются дружеские отношения и возникают эмоциональные связи. Создавая дизайн, я думаю о том, чтобы с конечным потребителем общался не бренд или компания, а живой человек. Так мы дарим аудитории что-то новое. Мы дарим человеку новый опыт. А значит, привлекаем его. Это и влияет на благосостояние компании.



просмотров