Узоры и их названия. Разнообразие и значение традиционного русского орнамента

Узоры и их названия. Разнообразие и значение традиционного русского орнамента

Toile de Jouy (фр. – ткань (полотно) из провинции Жуи) наименование вида хлопчатобумажной набивной ткани. Ткань появилась 18 веке во Франции, во времена правления короля Людовика XIV в деревне Жуи-ан-Жоза, расположенной недалеко от Версаля. Фабрика располагалась недалеко от реки Бьевр, что позволяло в те времена хорошо промывать ткани. На белый или кремовый фон тканей были нанесены однотонные (красные, розовые, фиолетовые) сюжетные рисунки, пасторальные мотивы: сцены из сельской жизни, цветочные мотивы, мифологические сюжеты.

Такие виды тканей получили широкое распространение в одежде, интерьере, домашнем текстиле и вскоре, название полотна Туаль де жуи становится нарицательным, определяющим стиль художественного оформления.

Качество набивных тканей являлось настолько исключительным, что фабрика считалась одной из лучших в Европе. На сегодняшний день сохранено более чем 30 000 оригинальных проектов «Toile de Jouy». Особенная роль отводилась художникам, создававшим разнообразные принты в стиле рококо. Наиболее известный из них - Жан-Батист Юэ.

Сегодня Toile de Jouy переживает новый всплеск популярности. Он идеально подходит для украшения интерьеров во французском классическом стиле или провинциальном стиле, в обивке мебели, обоях, постельном белье и так далее. Так же данный стиль оформления используют и в нетрадиционных предметах мягкие игрушки, скейтборды, сумки, кнопки.

Дизайнеры одежды, в том числе Ruffian, Carven и Oscar de la Renta, Jean Charles de Castelbajac интерпретировали и воплотили живописные картины Toile de Jouy в свои коллекций.

Принт pied-de-poule - «Гусиная лапка» или петушиная лапка в Германии, или зубы гончей собаки– houndstooth – в Англии – узор, напоминающий неправильные ломаные клетки, – символ утонченности и постоянно неизменный тренд. Такое необычное название узор получил, т.к. он внешне напоминает передние клыки собаки или же отпечатки гусиных лап. Подобный эффект формируется за счет пересечения 4-х темных и светлых нитей или саржевым переплетением 2/2, каждый раз поднимая перекрытия на одну нить. Близкий родственник «гусиной лапки» - орнамент border tartan. Он нес в себе зашифрованное символическое послание окружающему миру – «нейтралитет».


Гусиная лапка является еще и неизменным трендом интерьерной моды. Его можно увидеть на обоях, настенных панелях, керамической плитке, линолеуме.

В начале XIX века орнамент занял лидирующие позиции в массовой моде. Даже Принц Уэльский предпочитал облачение с таким орнаментом. Сейчас «Гусиная лапка» используется в одежде таких брендов, как Marc Jacobs, Salvatore Ferragamo, Emporio Armani и Louis Vuitton, Tommy Hilfiger, Dior и Michael Kors, Carolina Herrera. Он повсюду: на подкладке денима Naked and Famous, в капсульной коллекции North Face Purple Label, на кепках New Era, кедах Vans и Converse, сникерах Nike. Такой орнамент. На ткани с орнаментом пье-де-пуль практически не заметны пятна. Именно поэтому «гусиную лапку» предпочитают использовать повара для пошива своей униформы.

Argyle (аргайл) – ромбовидная клетка, расположенная по типу шахматной доски, как правило, с поперечными полосами контрастных цветов. Единого мнения о появлении этого орнамента нет. По одной версии известно, что в его появлении большую роль сыграл государственный флаг Шотландии. Другая версия гласит о то, что аргайл – это копия переосмысленного узора, который был изображен на килтах клана Campbell, проживающего в области Argyll. Впервые аргайл стал использоваться в 1897 году. Это стало возможно благодаря прядильной технологии - интарсия (intarsia), которая заключалась в вязании многоцветных узоров без протяжек с изнаночной стороны полотна.


Широкую известность аргайл получил в 20-е годы ХХ века, благодаря одной из компаний Британии Pringle of Scotland, специализировавшейся на вязаных вещах и элитном качественном трикотаже. Именно эта компания сделала популярный свитер с аргайлом и V – образным вырезом, который в настоящее время является символом классического стиля настоящего британца.

Сейчас можно встретить его в различном применении: от верхней одежды до аксессуаров, от детской до взорслой моды. Наиболее классическим вариантом является сочетание клетки Аргайл с другими вариантами клетчатого принта. Сегодня ромб считается стильной классикой. Это может быть классическое сочетание черного и серого, красного и белого, красного и черного. В своих коллекциях ромбовидная клетка применялась американским дизайнером Кармен Марк Вальво (Carmen Marc Valvo).

Paisley (пейсли)

Пейсли- узор, изображающий изогнутые листья различных размеров, является частью персидского орнамента «Бута». В Европе его называют «индийский огурец», а на востоке – «бута». Впервые он появился в империи Сасанидов - древнем государстве, раннее находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку, а в Европу попали из Индии только в XVII веке. Первым популярным товаром с рисунком пейсли, символизирующим жизнь, в Европе были кашемировые шали из индийского региона Кашмир. Позже изогнутые листья ткали на жаккардовых ткацких станках.


В семидесятые годы XX века внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.

«Еще в середине 2000-х годов марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Не так давно c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated - кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas - целую коллекцию одежды и обуви, Herschel - рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s - серию поло и рубашек. Сегодня пейсли глубоко используется не только в женской одежде, но и в мужской. Итальянский бренд Etro представил мужскую коллекцию весна-лето 2016. В качестве узоров Etro использовал принт пейсли, который стал знаковым для бренда.

Тай-дай tie-dye (tie по-английски - «завязывать, крутить, скручивать», а dye - «красить») является одним из наиболее древних известных способов окрашивания ткани вручную. Перед окрашиванием ткани можно сворачивать, скручивать, перевязывать. Орнамент появляется после окрашивания, когда снимается резерв с чистых участков, которые вступают в контраст со свежеокрашенными.


На территории современного Перу, как и на другом конце света – в Японии, таким способом окрашивания пользовались еще в VIII–IX веке нашей эры. Мода на tie-dye охватила хиппи-культуру после волны поездок в Западную Африку.

Сегодня с тай-дай-принтами работают не только уличные бренды The Hundreds, Huf, Vans, Supreme и Stussy, но и марки, которым хиппи-эстетика и подобная цветовая смелость не свойственны. В тай-дай окрашивают не только футболки, но и кеды, рюкзаки, галстуки, классические рубашки и многие другие элементы мужского гардероба.

Дамаск - этот растительный орнамент содержит вертикально расположенные ряды с витиеватым флористическим рисунком, в центре которого располагается роскошный цветок. Сегодня этот красивейший узор украшает не только текстиль, но и обои, и другие поверхности. Ткань орнаментом дамаск – это ткань хлопчатобумажного происхождения, которая характеризуется полотняным переплетением. Своим названием ткань с орнаментом дамаск обязана сирийскому городу Дамаску, который в XII веке был крупнейшим центром торговли шелками. Но впервые эту ткань начали производить в Китае во времена существования Великого шелкового пути.


На фоне полотняного переплетения узор образуется контрастным по фактуре саржевым или диагональным переплетением. На фоне саржевого переплетения узор образуется диагональным переплетением, где направление рубчика на лицевой и изнаночной стороне противоположно. Сегодня этот орнамент процветает все больше и больше и не только в одежде. Одним из талантов, который использовал ее в своих коллекциях, стал арабский дизайнер Mohammed Ashi (Мохаммед Аши), а декоратор Isabelle de Borchgrave создала коллекцию обоев.

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Упорядоченная, ритмичная визуальная отделка помещений с использованием традиций орнамента привносит в интерьер покой, чередуя его с художественным движением.

Рисунки и орнамент в интерьере помогают избежать однотонности, оживляют пространство, и в то же время введение в интерьер рисунков и повторяющихся изображений создает атмосферу стабильности и единого стиля. В руках опытного знатока дизайна орнаменты могут стать простейшим украшением дома.

Такой узор понравится тем, кто предпочитает элегантность и сдержанность. Ярких цветов в нем обычно нет, только нейтральные, или используют различные оттенки одного цвета. Даже если Вы увидите контрастный бело-черный «дамаск», он будет присутствовать только как акцентный фрагмент.

Похожи на настоящий дамасский узор популярные орнаменты на флористических рисунках обоев, которые предпочтительны при оформлении комнат в стиле «гламур», « ». Дамасский орнамент используют для оформления самых разных помещений, он хорошо выглядит и на открытых стенах, и как фон для стеллажей, и как основной тон на скатертях и покрывалах с подушками.

Еще один восточный след в традициях современных интерьерных орнаментов – «пейсли» . Основной его рисунок похож на изогнутую каплю, он подойдет, если Вы планируете оформить помещение в .

Он годится для текстиля, но на обоях его размещают редко: выглядит такой рисунок не очень удачно. А вот небольшие вкрапления в общий фон будут неплохим вариантом.


На Западе очень популярен совсем недавно изобретенный универсальный орнамент «решетка» , который у нас знают меньше. Это типичный геометрический орнамент «imperial trellis» , его можно увидеть и в отделке, и в тканях, и в мебельной обивке. Уютные узоры-решетки сделают симпатичнее и современный, и классический вариант интерьера. Особенно хорошо их включать в монохромный дизайн, которому в таком случае не добавится излишняя декоративность, но проблемы однообразия решатся сразу.«Решетка» ненавязчива и хорошо сочетается с любым видом мебели.

Зато орнамент «гусиная лапка» уже считается классическим, хотя изначально это был типичный текстильный узор. Этот рисунок пришел из шотландских традиций, он напоминает ломаную клетку, обычно такой орнамент двуцветный. Такой вариант подойдет для классических интерьеров, для оформления кабинетов, везде, где нужно подчеркнуть эффект контрастности.

А вот у орнамента «четырехлистник» очень древние корни, ведущие к основам геральдики и прочим традиционным узорам. Он состоит из повторяющихся элементов, каждый их которых – окружности одного диаметра. Что-то похожее можно найти и в марокканских традициях. Такой узор не только используется для нанесения рисунка, даже некоторые предметы быта и декора делают в форме этой фигуры орнамента.

Его можно увидеть на ширмах, перегородках, в самых различных элементах интерьера. Он подойдет практический для любого стиля оформления, с той лишь разницей, что в разных стилях его можно использовать с различной интенсивностью. Например, современные технические направления допускают его в минимальных количествах.

Орнамент «зигзаг» , он же «елочка» , он же английский шеврон , поможет расширить узкую комнату, если на пол положить ковер с таким рисунком. Он прост и незатейлив, как и все, что пришло в наши дни из древности. С помощью таких обоев, наклеенных на потолок, можно визуально его «приподнять».


Популярно использование в орнамента «тартан» , то есть традиционной шотландской клетки. Вряд ли когда-то выйдет из моды его цветовая схема, состоящая из переплетения нитей разных цветов. Это всегда беспроигрышный вариант для оформления английского стиля в доме. Будет и строже, и элегантнее, и даже немного теплее.


А стиль «меандр» , представляющий собой черно-белые замкнутые геометрические рисунки, известен еще с неолита. Сейчас, в дизайне, его считают типичным греческим узором. Используют «меандр» преимущественно для окантовки, например, ковров, штор или стен. Это своеобразный декоративный бордюр.


Используются также стили «чешуя» и «ромбы» . Первый был популярен в 50-е прошлого века, потому он хорош для восстановления мотивов ретро. Его можно мспользовать и для декора, и для отделки стен. Однако в переизбытке «чешуйки» будут утомлять глаза, поэтому их предпочтительнее использовать лишь для акцентирования и в эклектичном дизайне.


«Ромбы» (по-английски «argyle») — в таком ретро-узоре ромбики разных цветов перечеркиваются тонкими диагональными линиями, что создает в рисунке еще больше рядов фигур. При взгляде на такой орнамент сразу вспоминается теплая домашняя вязка, согревающая в любой холод. Потому его хорошо использовать, в частности, в детской комнате.


♦ Рубрика: .

    Смотри также:

  • Сложнее придумать что-либо более совершенное, чем то, что подсказывает природа. В большинстве случаев даже профессиональным дизайнерам […]

  • Специфика мягкой квартирной мебели в том, что за ней несколько сложнее ухаживать, чем за кожаным диваном […]

  • Дефицитом жилой площади кого-либо удивить трудно, поэтому разрабатывать интерьер малогабаритной квартиры соответствии с требованиями современного дизайна […]

  • Часто распространенные «правила» использования зеркала в интерьере связаны с различными течениями, псевдонаукой, изучением стихий или вообще […]

  • Гостиная, она же общая комната – своеобразный квартирный клуб по интересам. Здесь обычно размещается телевизор, здесь […]

  • Когда в квартире готово и отлажено уже абсолютно все, а энергии для дополнения интерьера еще хоть […]

  • Простая и всем известная древесно-слоистая плита, она же – фанера, производится путем склеивания специальным образом подготовленного […]

  • Стекловата является разновидностью минеральной ваты. Чтобы получить теплоизоляционное стеклянное волокно, берут или те же материалы, что […]

  • Сайдинг применяется для отделки внешней стороны зданий. Естественно, ремонт квартир в новостройках предусматривает применение сайдинга разве […]

Главным предназначением узора является украшение вещи, на которую этот элемент нанесен. О происхождении искусства орнаменталистики мало сведений, так как его использование началось за много веков до нашей эры. Орнаменты разных народов мира различаются индивидуальностью восприятия предметов и окружающей среды. У разных этносов одни и те же символы предстают по-разному.

Разновидности и мотивы

Украшение - это один из первых Но, несмотря на давнюю историю, оно является отличным декором многих современных вещей.

Орнаменты народов мира разделяют на четыре основные группы. Это:

  • построенные на геометрии фигур;
  • фитоморфного типа, которые состоят из изображений растений;
  • миандового типа - имеют вид целостной ломанной линии;
  • комбинированный или сюжетный узор.

Орнаменты народов мира включают такие мотивы:

  • пересечение линий в горизонтальном и вертикальном порядке, называемое тартаном;
  • совмещение одинаковых окружностей в форме четырех- или трилистника;
  • орнамент в виде каплевидного завитка - его называют пейсли или ;
  • изображение красивого пышного цветка отражается в дамаске;
  • изогнутая непрерывная линия, образующая окантовку большинства узоров, называется меандром.

Белорусский орнамент - особенности и неповторимость

Первоначальным смыслом белорусского орнамента была обрядовость. Среди основных особенностей древних узоров выделяют:

  • декоративность стилизации;
  • связь с предметами, на которые нанесена отделка;
  • большое количество ломаных линий и геометрических фигур;
  • конструктивность;
  • многообразность.

Множество геометрических фигур объясняется олицетворением сил природы и окружающего мира, которые охраняли человека. Орнаменты народов мира хоть и отличаются между собой, применяются для одних и тех же целей: украшения одежды, бытовых предметов, жилища, орудий труда. Количества повторений точек, треугольников, ромбов объясняют устройство общества. Число три - это Божественная Троица или небо, земля и подземный мир, четыре - времена года, пять - сакральность и т. д.

Белорусский орнамент содержит большое количество крестов, которые символизируют образ солнца, огня и справедливости.

На орудиях труда изображали символы плодородия, образ Роженицы в виде семени или ростков обозначал хороший урожай и богатство.

В большинстве обрядов использовались полотенца с орнаментами. Они изготавливались путем сочетания бело-серого рисунка и различного геометрического мотива. Большое значение имеет цвет выполнения узора: белый - символ чистоты и света, красный - богатство и энергия, черный - быстрота течения человеческого бытия.

Египет. Орнамент - специфичность и уникальность

К ранним формам изобразительного искусства Египта относится Он показывает разные предметы окружающей среды в виде пересечения линий и абстракции.

Основные мотивы включают:

  • растительные узоры;
  • анималистические изображения;
  • религиозные темы;
  • символизм.

Основным обозначением является который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце.

Для описания жизни потустороннего мира использовали узор в виде алоэ. Множество растений, таких как терновник, акация, кокосовая пальма, являлись основами для изображения в орнаментальном искусстве Египта.

Среди геометрических линий следует выделить:

  • прямые;
  • ломаные;
  • волнообразные;
  • сетчатые;
  • точечные.

Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.

Узоры народов мира: Норвегия, Персия, Древняя Греция

Норвежский узор полностью описывает климатические условия страны. Большое количество снежинок, капель, оленей используется для нанесения на теплые вещи. Геометрия линий создает удивительные рисунки, присущие только данной нации.

С удивительными узорами известны во всем мире. В Древней Персии это было самой дорогой семейной ценностью. Полотна передавались по наследству через поколения и трепетно хранились. Орнаменталистика характеризуется преобладанием синего и зеленого цветов, изображением разнообразных птиц, животных, в том числе и выдуманных, нашивками в виде ромбообразной рыбы, груши в форме капли.

Основой для формирования культуры орнаменталистики в Древней Греции стал меандр. Бесконечное повторение узоров символизирует вечность и бесконечность человеческой жизни. Древнегреческие обшивки отличаются широким изображением сюжетов и многообразностью. Характерными чертами этой культуры является украшение орнаментами с волнообразными и ломанными линиями ваз и посуды.

Разнообразие индийских узоров

Орнамент Индии характеризуется геометрическими и спиральными формами, он выражается в форме спирали, зигзага, ромба, треугольника. Из анималистики используются морды кошек и птицы.

Множество орнаментов в Индии наносят на тело с помощью хны. Это особая процедура, она означает духовное очищение. Каждая татуировка несет в себе определенный смысл.

Обычный треугольник символизирует мужскую активность, перевернутый - женскую милость. Значение божественности и надежды заложено в звезде.

Для изображения защиты, надежности и стабильности используют квадрат или восьмигранник.

Популярные орнаменты состоят из цветов, фруктов и растений, они обозначают радость, счастье, надежду, богатство и здоровье.

Узоры народов мира: Китай, Австралия, Монголия

Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками.

Резьба по дереву представляет орнамент Австралии. Из них выделяют:


Узоры Монголии представлены в виде круга, который воплощает вращение солнца и небо. Для нанесения на одежду используют геометрические фигуры, которые называют молоточным орнаментом.

Основные мотивы:

  • плетенка;
  • стеганый матрас;
  • молоточный;
  • круговой.

Орнаменты народов мира отличаются разнообразием форм, в них отражается индивидуальность культур и восприятия внешнего мира.

Орнаменты - это узоры с повторяющимися и чередующимися элементами, служащие для украшения чего угодно. В том числе, конечно, интерьеров. Продолжаем знакомство с самыми популярными орнаментами из тех, что находят применение в декорировании домашних интерьеров. В мы уделили внимание таким знаменитым орнаментам, как «дамасский узор», «пейсли», «решетка» и «гусиная лапка». Впереди еще много интересного!

Орнамент «четырехлистник» в интерьере

Известный орнамент, состоящий из повторяющихся элементов. Каждый элемент - это четыре, частично перекрываемые друг другом окружности одного диаметра.

В элементе могут присутствовать прямые углы на стыке окружностей - такой «четырехлистник» называют осложненным. Элементы могут быть классическими с одинаковой длиной и шириной или вытянутыми по горизонтали либо по вертикали.

Этот орнамент дошел до нас из невероятно глубокой древности. Он относится к традиционным узорам, встречающимся и в архитектуре, и в искусстве, и в христианской символике, и в геральдике. «Четырехлистник» и близкие к нему формы можно обнаружить и в аутентичных марокканских орнаментах.

В дизайне интерьеров этот узор весьма популярен. Его не обходят вниманием производители текстиля, обоев, обивок, ковров, линолеума. Форму «четырехлистника» придают настенным зеркалам, фоторамкам и даже элементам мебели. Из фигурных решеток с этим орнаментом создают ширмы, перегородки и другие декоративные предметы.

Это чудный орнамент без ярко выраженной энергетики. Он привносит симметрию, ритм, упорядоченность в интерьер, при этом не задает тон и не диктует своих условий, а словно подстраивается под обстановку. Предметы отделки, меблировки и декора с этим орнаментом гармонично впишутся в интерьер любого стиля и направления. Необходимо лишь правильно дозировать его количество: в классических и элегантных ретро-интерьерах можно использовать «четырехлистник» в большом количестве, а в современных технично-лаконичных - по минимуму.

В интерьере можно сочетать несколько предметов и деталей с этим орнаментом, при этом желательно, чтобы рисунок отличался по цвету и размеру. Кроме того, «четырехлистник» гармонирует с полоской, клеткой, зигзагом.

Орнамент «елочка» в интерьере

Этот простенький узор известен как «зигзаг», а по-английски как «chevron». Простейший, даже примитивный рисунок, которым украшали предметы быта в глубокой древности. Несмотря на простоту и тривиальность, узор «елочка» и в наши дни остается одним из самых популярных орнаментов.

Его преимущество - в способности «ломать» пространство, меняя его геометрию. Узор может создавать зрительные иллюзии, чем и пользуются дизайнеры. Например, ковролин с таким рисунком или паркет, выложенный елочкой, визуально расширят узкую комнату. Если оклеить обоями в крупную «елочку» выступы на стене, то они станут почти незаметными и сольются с остальной стенной поверхностью. Потолки в комнате со стенами, украшенными «елочкой», визуально приподнимутся, при этом комната не будет казаться более узкой.

Кстати, именно простота этого орнамента обусловила его высокую популярность в народе. Ведь зигзаг можно без труда нарисовать своими руками. Окрасить стены в «елочку» совсем не сложно - нужно лишь правильно наклеить малярный скотч (подробнее в нашей статье « »). Зигзагом вручную разрисовывают внутренние поверхности и открытых шкафов. Из мелких прямоугольных плиток и паркета тоже создают «елочку» на полу и стенах, что, в общем-то, несложно. Одним словом, зигзаг доступен всем.

Однако чрезмерно активно вводить «елочку» в интерьер не стоит - все-таки узор этот достаточно «агрессивен» (острые углы) и навязчив (создает визуальные иллюзии, утомляет). Поэтому рядом с «елочкой» обязательно должны присутствовать гладкие, однотонные поверхности.

Орнамент «тартан» в интерьере

Это традиционная шотландская клетка, образуемая путем перпендикулярного переплетения нитей разных цветов. Цветовых схем тартана - бесчисленное множество. Шотландская клетка остается классикой, актуальной во все времена. Она периодически становится трендом в одежде и аксессуарах, но, по сути, никогда не выходит из моды.

Тартан, будучи использованным в интерьере, всегда оставляет намек на чопорную Англию. Шотландская клетка делает интерьер элегантнее, строже, добротнее. Поэтому тартан часто берут на вооружение при создании классических интерьеров, при оформлении мужских спален и кабинетов, а также при декорировании помещений в английском стиле.

Тартан комбинируют с одним из цветов, присутствующих в орнаменте, а также с полоской и цветочными рисунками. Подробнее о том, как использовать клетку в интерьере, читайте в .

«Меандр» в интерьере

Это черно-белый геометрический орнамент, известный еще со времен неолита. Принято также считать его традиционным греческим орнаментом. Представляет собой непрерывную ломаную линию.

Так как меандр - это линия, используют этот орнамент в основном для «окантовки», то есть в качестве декоративного бордюра. Меандром украшают стык стен и потолка, границу напольного покрытия, край покрывала, шторы и т.п.

Производятся и ткани с этим орнаментом: линия меандра непрерывно повторяется и образует цельный геометрический узор.

Ткани и бордюры с меандром используют при декорировании классических интерьеров, а также в двуцветном черно-белом дизайне вне зависимости от его стиля.

Орнамент «чешуя» в интерьере

Данный орнамент состоит из частично перекрывающих друг друга кругов или овалов и напоминает рыбную чешую.

Узор «чешуя» был популярен в 50-ых годах, поэтому применяют его в основном для введения в интерьер ретро-мотивов. Задействуют орнамент и в отделке стен, и в декоре. Узор создает солнечное, жизнерадостное настроение в помещении, но может быстро утомлять, поэтому лучше применять его только для акцентирования. Подходит для интерьеров в стиле ретро и , а также для эклектичного дизайна.

Ромбы в интерьере

Этот орнамент по-английски называется «argyle». Это еще один ретро-узор, состоящий из ромбов разных цветов. Фигуры пересекаются тонкими диагональными линиями, создающими дополнительные ряды ромбов.

Этот орнамент не надоедает и не раздражает, если, конечно, он не слишком контрастен. Он делает помещение уютным и теплым, так как ассоциируется с мягкими вязаными вещами, согревающими в холода.

Орнамент «ромбы» идеально подходит для детской комнаты - узор может присутствовать и на стенах, и в текстиле, и в декоре.

Ромбы будут кстати и в других помещениях, если они оформляются в .



просмотров