Трезвый Образ Жизни – Правильный Выбор! Как начать трезвую жизнь

Трезвый Образ Жизни – Правильный Выбор! Как начать трезвую жизнь

Вот! Мой поезд трезвости добрался до еще одного верстового столба, еще одной отметки, до промежуточной станции, имя которой «»!

Сказать просто «хорошо» — это ничего не сказать. Обязательно нужно документально зафиксировать это состояние и рассказать о том, что же хорошего произошло со мной за это короткое, по астрономическим меркам, время.

Я понял, что лучше и качественнее, чем с ним. Почему? Да хотя бы потому, что я могу делать то, что давно уже собирался, но не сделал по причине моего пьянства.

Я смог побывать на «горнолыжке», правда, покататься на лыжах не удалось, а только на бубликах, но я не жалею о времени, проведенном вместе с друзьями. Провел и День рождения, после которых спокойно продолжил работать, не свалившись в пучину запоя. Я могу спокойно покупать какие-то вещи и подарки близким, баловать себя чем-то. Я чаще стал бывать на улице и , где с удовольствием катаюсь на коньках.

Я уверен в завтрашнем дне, даже если он будет не совсем удачным. Знаю, что все в итоге будет хорошо, как бы сейчас не было плохо. В состоянии тоски или , а чаще просто хандры на пустом месте, у меня не возникает желания бежать в магазин за бутылкой и поскорее ее выпить, чтобы забыться и уйти от проблем.

В такие моменты я стараюсь переключаться с мыслей о выпивке (хотя если честно, то таких мыслей не было ), на что-нибудь приятное и полезное. Например, спорт или, если не позволяет погода, на написание статей для своего блога, что, во-первых, занимает немало свободного времени; во-вторых, свободные от спиртного ячейки и клетки в моем мозге (которые, как известно, вытворяют немыслимые вещи) дают мне хорошую пищу для размышлений.

На мой сайт стали приходить люди, которым интересна моя тема, одни видят себя, другие не хотят повторения прочитанного. Вот только что-то мало комментируют, но это, думаю, временное явление. Друзья, комментируйте, мне важно ваше мнение, чтобы на что-то опираться в последующих постах.

За время существования сайта было написано много статей и Пока, наверно, закончу «научные статьи» и больше внимания уделю своему состоянию трезвости. Очень интересна тема отказа от курения, попробую донести до вас весь кайф избавления и от этой — столь опасной зависимости.

Несколько слов о моем здоровье. Состояние его, за полгода трезвой жизни , намного улучшилось. Стал хорошо спать. Не проваливаясь в алкогольный сон, а именно спать, видя хорошие сны! Аппетит стал лучше, нет частых головных болей, вестибулярный аппарат и давление приходят в норму.

Не так сильно тянет и сводят ноги, как в дни «отходняков». Стал делать небольшую зарядку по утрам, а вечером обливаться холодной водой в душе. Короче, как говорят врачи, наблюдается положительная динамика!

Что еще? В кармане зазвенели монеты — наладились отношения в бизнесе. Ко мне опять стали обращаться клиенты, которые давно, как мне казалось, забили на меня, из-за постоянных срывов в бездну запоя, со старыми и постоянными партнерами все стало ровно. Вообще, на трезвую голову, оказывается, решать рабочие и личные вопросы гораздо проще и интересней, к тебе начинают относиться как-то по-другому, по-особенному что ли.

В голове начинают зреть новые идеи, которые хочется как можно скорее воплотить в жизнь! Да и вообще, в трезвом состоянии стало не так стыдно появляться на людях, как раньше, когда казалось, что весь мир вокруг тебя знает о твоих загулах и смеется у тебя за спиной. Сейчас ничего этого нет, хочется просто жить и радоваться жизни, делать что-то новое и полезное!

С родными отношения нормализовались. В семье царит мир и спокойствие, правда не всегда, но это вопрос, скорее, к расшатанной алкоголем , которую нужно так же приводить в порядок. Моя мать, которая в этом году отметила свой 70-летний юбилей, а в прошлом году перенесла тяжелую операцию, наконец-то вздохнула спокойно и успокоилась, видя, что ее непутевый отпрыск наконец-то взялся за ум и не пьет!

Вот такой получился краткий обзор моего трезвого полугодия. Мало? Ну что сказать… хоть и первый блин, но не комом. Я уже даже и не вспомню — когда у меня был такой большой срок трезвости, может лет 5-10 назад (если не считать мою первую кодировку которая была очень давно)…

Честно, не помню! Главное, что я знаю — иду в правильном направлении, чего хочется пожелать и Вам, читающим эту статью.

Бросайте пить!

Не важно каким способом, важно — как можно скорей! Вы увидите – КАК ИЗМЕНИТСЯ МИР вокруг Вас! Правда, вы не пожалеете о своем решении – я уж точно не пожалел!

А если не пьете, то и не начинайте – это билет в один конец (на тот свет)…

Доброй Вам трезвости!

Христос Воскресе!

И потянулись под конец ночной службы откуда-то с кладбища люди в домашних тапочках на босу ногу. И падали они неровным рядом под иконы. И смотрел на них внимательно батюшка, но ничего не говорил им. И ушли они нетрезвой походкой в кладбищенский туман и растворились в нем. Как не было их.

Из фейсбука прихожанки Сергиевского храма села Трубино

Как пришли с кладбища, так и ушли

На Пасху вокруг храма и внутри бывает достаточно много нетрезвых людей. В этом году уже после завершения праздничной службы в нашей церкви появилась компания хорошо выпивших людей в тапочках на босу ногу. Появились они со стороны кладбища. Надо признать, они вели себя в храме очень спокойно. Одна из женщин собирала остальных, наиболее активных, раздавала инструкции, куда какую свечу поставить, где какая икона. Даже пыталась дать богословское обоснование праздника Пасхи на том языке, который был понятен только им. Но, тем не менее, пришли, поставили свечи и также ушли совершенно спокойно. Как пришли с кладбища, так и ушли. В общем, здесь всё было очень самостоятельно, потому что шествие возглавлял лидер. Это была организованная группа молитвенников. Я не помню даже, подходили ли они ко мне.

Я наблюдал за ними, но большого значения такому визиту не придал. Это настолько привычная картина из 90-2000-х. Я помню, как в один из сельских храмов, куда достаточно трудно добраться и долго идти пешком, люди собирались загодя. Они брали с собой спиртное, шашлыки и к моменту крестного хода подходили уже, нежно поддерживая друг друга, потому что координация была сильно нарушена из-за приема алкоголя. Пройти на Пасху крестным ходом – значит выполнить свой основной долг крещеного человека, – так считалось раньше, да и теперь тоже. Единственное, с каждым годом нетрезвых людей всё же меньше, алкогольный романтизм уходит, но, тем не менее, они, конечно, появляются.

Или вот случай прошлых лет, рассказали прихожане. На Пасху опять же, когда я обходил с возгласами храм, меня всё время нежно дергал за облачение радостный нетрезвый мужчина и кричал каждый раз: ай, батюшка, молодец! Я, правда, этого не помню. Но он же не рвал облачение? Не рвал. Ну и хорошо. То есть человек вполне получил какое-то свое утешение.

Часто человек в таком состоянии ждет, что к нему будут относиться, как к ребенку. Взрослый, обремененный образованием и житейскими обязанностями, ждет, что к нему проявят снисхождение, где-то поругают, но в целом будут заботливы и приветливы .

И даже если человек неспокоен, но не встречает ответной агрессии, то чаще всего успокаивается. Потому что всё-таки аргумент, что он находится в месте священном, святом, воспринимается. Ну, конечно, если не совсем, так сказать, в отключке.

Хорошо, что ты пришел

Опасения есть всегда, потому что человек в состоянии измененного сознания непредсказуем. Тем более если это целая группа людей. В такой ситуации священнику бывает очень непросто. Ну, поскольку это не редкость, то есть уже какой-то навык. Важно, что выпившие люди идут в храм в состоянии какого-то смутного ожидания, а вдруг батюшка подскажет, что им делать со своей беспросветной жизнью. И это помогает наладить общение. То есть в трезвом состоянии человек отмахнулся, сказал: «Ой, да мне некогда. Столько дел: работа, дети опять чудят, всё не так». А выпил – и вот вроде бы суета оставила, хочется чего-то для души. И когда в таком состоянии человек приходит, а на него не ополчаются, пытаются разговаривать тихо, спокойно – он становится окончательно мирным. Главное, что ему сообщают: хорошо, что ты пришел.

А дальше важно очень аккуратно его из храма вывести. Особенно если человек с улицы, где прохладно, а в храме тепло – его просто развезет. Поэтому сначала: хорошо, что пришел, небольшие разговоры, а потом: «пойдем, пойдем на улицу» и с пожеланием приходить еще его отпускаем.

Три случая было, когда нетрезвые люди в храме засыпали. Один человек даже пытался подойти на исповедь после того, как проспал где-то минут 25-30 во время всенощного бдения. Я предложил поехать домой и приехать в состоянии, когда исповедь возможна.

Я часто предлагаю следующий аргумент: чтобы нам достигнуть полного взаимопонимания, либо вы должны прийти в мое состояние, либо я – в такое же, как и вы.

Если он предлагает мне второй вариант, то я сначала объясняю, что не употребляю алкоголь и это моя позиция, которую никому, впрочем, не навязываю. Если человек не слышит, тогда в ход идут те аргументы, которые он способен воспринять: я – за рулем, жена очень переживает, здоровья не хватает и так далее. Самое плодотворное действие оказывает молитва за такого человека, ведь у него свои переживания, с которыми он не может справиться, потому и пьет. Можно предложить прийти побеседовать, но чаще не приходят, потому что уже получают утешение и большего не хотят.

Я могу бросить

Переживают такие люди, в основном, из-за проблем в семье. Это отношения между супругами, и обиды на родителей, и попытка выйти из-под их опеки, противостояние при вмешательстве в воспитание внуков. Бывают, конечно, и проблемы рабочие, связанные с неуверенностью в завтрашнем дне.

Интересно, что женщины, осознавая, что у них есть проблемы с алкоголем, приходят, как правило, трезвые. Это мужчина может прийти в состоянии опьянения. Причем женщинам проще сказать, что да, у меня трудности в этом плане. А мужчине сознаться гораздо сложнее.

Фраза-маркер: я могу бросить. Это сейчас я выпиваю, потому что у меня такие обстоятельства, а так, в принципе, могу бросить. Вот я сегодня перебрал, потому что компания, повод, но меру свою знаю. Ну и, конечно, даты звучат: 32-го декабря обязательно брошу. Это один из признаков того, что человек уже обороняется. Потому от членов семьи он не раз слышал обвинения: “Сколько можно? Остановись!” или “Почему ты в таком состоянии пришел?”

С одной стороны, некое расстройство души, ее неудовлетворенность привели к употреблению алкоголя. А с другой, регулярная выпивка привнесла дополнительное расстройство души. Такое как чувство вины, стыда. Если человек напивался до бесчувствия и в семье были конфликтные ситуации, он уже заранее готов оправдываться и себя защищать. На беседу он идет в состоянии обороны. И любые аргументы, которые уже использовали родственники, могут звучать как обвинения. Он, соответственно, загораживается от них, уходит.

Человек приходит за взаимопониманием, но к нему не готов. Он может говорить, но не слушать. Это тоже один из симптомов повреждения личности и признак зависимости: невозможность трезво сформулировать мысли и чувства. Он пытается поговорить, но не получается, поскольку сознание уже не подчиняется.

Это большая проблема. Очень помогает возможность прогуляться, например, вокруг храма. Если прохладно на улице, человек немножко вытрезвляется. Плюс чашка крепкого чая.

Я обязательно расспрашиваю об имени, об обстоятельствах жизни, о семье. Рассказываю о себе, приглашаю приходить на молебны об утверждении трезвости. Говорю, что приходит много людей и смотреть на него никто не будет. Просто приди, в уголке постоишь. Мы как раз и молимся о тех, кто попал в беду и находится в употреблении, и о родственниках, потому что они тоже страдают. Или приглашаю на чай. Обязательно, если есть возможность, даю какую-то книжечку. Особенно когда чувствую, что в разговоре затрагивается тема исповеди, греха, личных неправд.

Да, не так много людей приходит снова, потому что они боятся выражать свои чувства. Очень частый вопрос: “А как к вам обращаться?” Они боятся сделать что-то неправильно, будто их осудят. То есть потом, в трезвом состоянии, человек и готов бы прийти, а начинает стесняться: “А что подумают? А вот я в прошлый раз как-то не так сказал”. Тот самый комплекс вины мешает.

Интересно, что выпивший человек идет на контакт с батюшкой охотней. Барьеры разрушаются. Конечно, это не означает, что перед общением со священником надо всегда таким образом снимать психологическое напряжение.

Земля пухом

Чаще всего приходят не сами люди, которые употребляют, это как раз случай исключительный. Обычно обращаются родственники: жёны, матери. И это почти всегда с опозданием: надо приходить, когда человек только начинал выпивать по праздникам, по пятницам, злоупотреблять в семейной обстановке. А в храм идут, когда уже возникают скандалы, взаимонепонимание, трудности с работой, ненависть, обиды. К тому моменту родственникам тоже нужна помощь, поскольку они сами становятся созависимыми. Вся их жизнь начинает, как вокруг некой оси, закручиваться вокруг того, кто находится в употреблении. Это сильно повреждает человека и создает обстановку постоянного ожидания: напьется, не напьется? Зарплату принесет, не принесет?

Наш храм находится в рабочем поселке. Многие жители уехали в соседний город Фрязино, работают на высокотехнологичных производствах. В храме много прихожан из соседних городов, а сами сельчане приходят редко. То есть мы встречаемся только в двух случаях: если кто-то родился или кто-то умер. В первом случае родственники приходят в трезвом состоянии: мама, папа, крёстные, бабушки. А дедушки, папы и остальные друзья уже предвкушают банкет и где-то в другом месте находятся, в храм, как правило, практически не заходят. На отпевание собирается гораздо больше людей. Кто-то ходит около храма, кто-то, покурив, всё-таки заходит, кто-то стоит со свечой, даже пытается креститься, кто-то ждет, что наконец-то вожделенные поминки начнутся и можно будет сказать свои два слова “земля пухом”.

Чаще всего многие уже нетрезвы. Потому что всё-таки похороны связаны с народными традициями: оплакать. И, бывает, плачут очень искренне. Но, тем не менее, некое обезболивание принято совершать еще до отпевания. Люди еще воспринимают отдельные короткие молитвы, а вот то, что поется и читается, уже очень тяжело.

Если бы человек был в силах осознать, что с ним происходит, то мы бы назвали это таким замечательным церковным словом “покаяние”. Он изменил бы ум, образ мыслей, решил бы труднейшие задачи, и незачем было бы напиваться. Но человек ходит по замкнутому кругу.

Он говорит: “Нормально, нормально. Все так живут, у всех проблемы и трудности. Это черная полоса. Пройдет. Наступит когда-нибудь белая”. Опять же, принято перекладывать ответственность на другого: “Это потому, что в стране всё не так. Это потому, что школа не научила”. И, бывает, даже и в храм приходят люди взрослые 40-50-60-ти лет и говорят: «Меня мама и папа не научили в храм ходить». То есть так или иначе снимают с себя ответственность за принятие личного решения о том, как соприкасаются вера и жизнь.

Семейные клубы трезвости

Семейные клубы трезвости – это движение, которое объединяет уже 34 страны мира. Протоирей Алексей Бабурин начал применять эту методику в России в 1991 году, у него огромный опыт как врача, так и священника. Он всё время в контакте с людьми, которые работают в клубах трезвости в Италии, Сербии, Хорватии. Родоначальник метода – Владимир Удолин, известный хорватский психиатр-нарколог.

Семейный клуб трезвости предполагает, что мы не беремся лечить или перевоспитывать отдельного человека, в помощи нуждается вся семья. Мы говорим о том, что вся семья повреждается, даже если один человек употребляет, и поэтому нужно помогать всем. Вместе собираются от 9 до 12 семей. Больше – это уже очень много людей, клуб делится, образуя новый. Семьи собираются вместе раз в неделю на полтора-два часа.

Есть ведущий, который не является жестким модератором или спикером парламента, но помогает организовать беседу. Задает тему, какие-нибудь образы, цитаты, истории – предлагает обсудить. Задача ведущего – постараться организовать беседу так, чтобы не было споров. Нет бесед на общие темы вроде политики или философии, в клубах не говорят о том, что выходит за рамки компетенции присутствующих.

Мы не занимаемся пропагандой, не говорим, как плохо быть пьяницей, не пугаем всякими ужасами: мол, будешь пить – станешь таким-сяким. Нет, мы обсуждаем, как можно в этом мире жить трезвым, принимать решения, нести за них ответственность.

И на этом пути человек не одинок, рядом люди, которые тоже периодически испытывают трудности и кризисы. И мы приглашаем: приходи, посидим, поговорим, хотя бы ты это выскажешь, это никуда больше не пойдет, тебя послушают и отзовутся.

Важный элемент терапии – это мирное и спокойное общение без споров и политики. Человек может прийти и молчать. Заставлять говорить никто не будет. Он может помолчать, попить чаю, послушать, что говорят другие, размышлять над тем, что услышит. У нас был случай, когда два года женщина ходила и молчала. Она говорила только: “здравствуйте”, “до свидания”, “чай черный или зеленый?”, “с сахаром или без сахара?”, “спасибо” – и не более того. Приходила с завидным постоянством.

И на одну из бесед пришел человек с сильным внутренним неустройством. И заразил своим состоянием другого. Дело чуть не дошло до жесткой перепалки. В конце концов, тот, с которого всё началось, не выдержал собственного состояния. На середине беседы он вскочил и ушел. Ее это так потрясло, что она начала задавать вопросы. В тот вечер беседа длилась более двух часов. Вот так человек раскрылся, в ней проснулись до того зажатые внутренние чувства. Хотя она осталась немногословной.

Дорогие, у нас рецидив!

Во время беседы на листочках каждый пишет о том, кто он, дает контактную информацию, которую считает необходимой, а также указывает возраст или день рождения и самое главное – стаж трезвости. Если день – то день. Месяц – так месяц. Сколько есть, столько и пишет честно сам перед собой и перед клубом. Это нужно для самоконтроля. Когда человек видит, что уже не одну неделю, а, допустим, две или три воздержался, значит, это тоже преодоление – я могу, у меня получается.

И когда, быть может, наступит рецидив и человек начнет сначала, он вспомнит: а ведь я же мог и больше воздерживаться, я на это способен. С другой стороны, это вопрос патроната. Допустим, человек пропустил одну беседу. Ну, да, наверно, что-то не получилось. Не пришел на вторую – ведущий уже звонит. Быть может, заболел, или помощь нужна. Если выясняется, что сорвался, тогда на встрече говорят: “Дорогие, у нас такой случай, рецидив, срыв. Помолимся”.

Всё же наши клубы обычно при храмах, приходские семейные клубы. Люди в основном верующие или на пути к вере. И поэтому здесь нет никакого панического ужаса: “Ах, всё! Значит, не работает. Всё плохо”. Нет. Просто человек еще не совсем исцелился, он еще не преодолел. Значит, ему еще помощь нужна. Наша, братская, и, конечно, помощь Божия, чтоб утвердиться в трезвости, изменить образ поведения. Такие случаи – да, бывают.

Все обсуждаемые темы связаны с тем, как жить трезво в этом нетрезвом мире. И не только в плане употребления алкоголя или психоактивных веществ. Человек может быть опьянен гневом, жаждой наживы, любой страстью и прийти в такое состояние, которое приносит ему страдание. “Страсть” – славянское слово – оно переводится на современный русский как страдание. Это то, что человек уже не хочет делать, в чем не готов больше участвовать, но отказаться не может и сам не справляется. Мы говорим на беседах о том, что человека волнует и беспокоит, что для него является трудностью, тяжестью.

Например, семейные отношения. Как отмечает врач-психиатр, профессор, доктор наук Москаленко Валентина Дмитриевна, зависимость – семейная болезнь. Это нарушение и отклонение от нормальной семейной жизни. Соответственно, в семье может произойти и исцеление. Как может развиваться патология, так человек может обрести и исцеление.

Чаще всего спрашивают: что мне делать с моим ребенком? Это один из самых частых вопросов. Особенно когда подросток начинает употреблять алкоголь или наркотики. Как уберечь ребенка, интересуются. Конечно, еще семейные кризисные ситуации с мужем.

С подростками бывает интересней выстроить беседу, чем родителями. У родителей, как правило, есть уже некий шаблон: ребенок должен поступать так и никак иначе. Когда эта установка грубо попирается, это предмет серьезного расстройства. У подростка шаблона еще нет, он только формируется. И поэтому он искренне не понимает, в чем проблема. И бывает гораздо интереснее рассуждать с ним, пытаться найти те аргументы, которые действительно для него будут жизненно важными, содержательными и которые помогут ему укрепиться в трезвой жизненной позиции.

И, конечно, немало вопросов связаны с обретением веры. Потому что приветствуется участие священника на семейных клубах, и хорошо, когда каждый говорит. Врач говорит, что это только физическая зависимость, а священник: нет, это душа и дух, тут глубина, которой врачи иногда могут не видеть. Не все, но достаточно часто.

Настоятель Сергиевского храма села Трубино дает обет трезвости. Фото: mepar.ru

Сидят синие люди и держатся за руки

Я знаю человека, который не скрывает того, что именно семейный клуб помог ему не только отказаться от употребления алкоголя, но и укрепить семью, потому что она была уже на грани разрушения. Достигнув 30-летнего возраста, он употреблял в день бутылку водки, это была норма. Это был минимум, такой норматив. И считал, что он абсолютно не алкоголик, и у него нет проблем, просто вокруг в стране нестабильность. Опять же, у него был творческий потенциал, который не находил выхода. Нетрезвое состояние привело к затяжным конфликтам с женой.

Когда рассказали ему о том, что есть в одном селе семейный клуб трезвости, где люди собираются раз в неделю, беседуют, общаются, он крайне иронично отнесся к сказанному. Представил, что сидят такие «синие» люди, которые держатся за руки и, скрипя зубами, говорят, что “больше не буду, помогите мне бросить” или что-то подобное. Или мрачным тоном сообщают, что “я – алкоголик, и с этим ничего нельзя сделать”.

Он был очень удивлен, когда увидел людей, у которых не одно высшее образование, есть научные степени, они творчески реализованы: режиссеры, актеры, ученые. Оказалось, что у них те же трудности в жизни. Он приехал еще. Потому что такого общения нигде не находил. А здесь он увидел, что это возможно. Приехал проверить и остался.

А вот у другого человека был иной образ употребления: каждую пятницу вечером, идя с работы, он покупал большое количество алкоголя, основную часть употреблял в пятницу, в субботу допивал остальное, то есть плавно выходил, в воскресенье более-менее протрезвлялся и в понедельник шел на работу, и далее по кругу. Пятница была днем профессиональной разгрузки.

И вот его тоже пригласили на беседу. Приехал, попил чайку, прошло пять дней, в пятницу вечером он нашел себя дома и задумался: “Что-то я не сделал из того, что я очень привык делать”. Оказывается, он прошел мимо магазина. Мимо! Но что его отвлекло? На этой беседе прозвучали слова из чинопоследования крещения, одна из молитв совершается новопосвященным воинам Христовым. А этот человек, надо сказать, очень горячего темперамента и действительно по своему характеру воин. Эти слова задели его за живое. И он всю неделю размышлял и так углубился, что совершенно забыл о магазине.

Это было настолько удивительно, что он поехал проверить, в чем дело-то. Приехал на следующую беседу, задал вопрос: “Что происходит? Объясните мне, как это работает?”

Действительно, кажется, ну что такого, простой разговор. Люди сидят за чаем. Но это на самом деле духовно ориентированное собеседование. Здесь задаются векторы, обозначаются ценности, нередко звучат слова евангельские, выдержки из посланий святых апостолов, подвижников благочестия и мыслителей. Мы сообщаем друг другу иное знание, расширяем узкие границы людей, в которых они находятся, когда употребляют алкоголь. Человеку становится интересно. Некоторые люди уже готовятся к беседе. Ищут: “Так, стоп! Говорили, Феофан Затворник какой-то там что-то сказал. А вообще, что он еще сказал?”

Если нет смысла жизни, человек стремится всячески эту жизнь прекратить, потому что если смысла нет, тогда жить эту жизнь очень как-то грустно, скучно. Человек находит замену. Нет счастья? Ну найду себе подделку под счастье такую. Нет радости? Ну вот есть атрибутика радости. Шарики воздушные, застолье, дискотека.

Очень часто люди стараются все атрибуты соблюсти, веселье не получается, и заканчиваются очень часто даже самые светлые поводы, такие как свадьба, дракой, а поминки – песнями.

А в семейном клубе человеку возвращается радость общения. Меняется главное – восприятие жизни. Вместо врагов и недругов, которые что-то хотят и требуют, он вдруг начинает видеть другое отношение и понимает, что можно друг к другу относиться по-другому. Он говорит, и здесь его слышат.

А батюшка выпил, ругался, кричал

У священника есть та область, которой он, конечно, не может делиться. Это вопрос исповедального характера. Конечно, кризис веры у священника, наверное, может быть не менее, а может и более жестоким, чем у мирян. Но мне кажется, это тоже важно, чтобы и прихожане, и люди, может быть, даже далекие от Церкви воспринимали священника как человека.

Я могу на беседе говорить о своих трудностях. Я сам вырос в небольшом поселке: фабрика, заводик и совхоз. Соответственно, все прелести рабоче-крестьянского быта я испытал на своей шкуре. Выпивал, да. Это, конечно, надо сказать, раз уж это было-то, честно. И с курением – да, тоже всё это было в студенческом возрасте. И у нас, скажем так, есть эта беда и среди священства. При Даниловом монастыре есть центр психологической помощи употребляющим. В том числе и священникам. Это не скрывается. То есть эту проблему Церковь осмысливает, осознает, понимает, что есть и батюшки, подверженные такому недугу.

Есть общее правило, что пришедший на беседу подробности своих “подвигов” рассказывать не должен. Даже названия спиртных напитков нельзя называть. Потому что даже само упоминание того или иного напитка возвращает человека мысленно к состоянию, в котором он пребывал, когда употреблял. И общение идет не только с батюшкой. То есть он не является центром.

Например, один человек говорит: “Братья и сёстры, друзья мои, товарищи, у меня такое случилось, таким-то образом я выпил, в драку попал, деньги отобрали, телефон потерял…” А батюшка может сказать: “Да, и я не удержался, выпил, ругался, кричал, такая беда со мной произошла”. Дальше тема, скорее всего, ведущим будет развиваться следующим образом: “Что подтолкнуло? Как ты думаешь, что явилось спусковым моментом? Давай подумаем, а почему ты оказался там? Что подтолкнуло тебя в ту компанию?” – то есть идет попытка осознания пусковых моментов, которые, быть может, стали привычными. Вот пришел домой, матушка, как всегда: “Деньги принес?” – как любая жена. Говоришь: “Что ты мне про деньги? У меня там исповедь была – 150 человек, я еле на ногах стою. Дай поесть”. – “Поесть нету”.

Да, и тут же вспоминается, что есть заначка где-то алкогольная. То есть, как поступить? Люди начинают делиться, кто в каких ситуациях как поступал.

Однажды меня прихожанин мой спросил, когда я ему плакался минут сорок о том, как всё плохо, как тяжело вообще, на приходе не ладится ничего. Он сидел, молча всё это выслушал и тихо спросил в конце: “Батюшка, молиться не пробовал?”

У меня есть знакомый священник, который 12 лет притчу о блудном сыне читал евангельскую вслух во время богослужения, говорил проповеди, хорошие слова говорил, цитировал отцов, и никак не мог соотнести с самим собой – и в какой-то момент вдруг сердце замерло просто, и он почувствовал: это же обо мне! И всё стало на свои места, всё соединилось внутри. 12 лет священник читал эту притчу, и ничего не происходило – нужно было что-то, чтобы внутри выросло и созрело.

Протрезвею и приду

Полагаю на каждом приходе есть прихожане, которые выпивают годами. В немалой степени это смирение для самого батюшки, чтобы не возносился, не чувствовал себя чудотворцем и знал, что распоряжается не своим даром, но Божиим. С другой стороны, зависит очень много от самого человека, насколько активно он борется, как включается в эту борьбу с самим собой, с тем повреждением, которое его привело к зависимости.

Надежда не иссякает. Почему не отталкиваем всё это, хотя с таким человеком крайне непросто бывает наладить отношения, даже когда он в трезвом состоянии? Потому что ждем. Как Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Надеемся, что даже если Господь застанет его нетрезвым, но в борьбе с этим злом, с самим собой, с той первопричиной, которая его привела в состояние опьянения – то Господь его своей милостью не оставит.

Конечно, на таких людей я, бывает, очень сержусь. Но, например, епитимья не работает. Во всяком случае, я пока не смог ни разу применить ее так, чтобы она была не наказанием, а назиданием Я крайне неопытный в этом плане, просил, скорее, что-то делать. Евангелие внимательнее читать, на какие-то особенные главы обращал внимание. Очень хороший покаянный канон иеромонах Василий Росляков составил одному из таких людей – помогает именно чтение этого канона. Видимо, канон содержит созвучные внутреннему состоянию слова. Конечно, когда человек приходит в нетрезвом состоянии и считает, что это нормально, приходится иногда даже воспрепятствовать, не дать ему участвовать в богослужении, а то даже и к чаше попросить не подходить, как бы это больно ни было.

Я могу сказать: «Считаю, что тебе не нужно причащаться в этом состоянии. Не потому что ты не достоин, но не нужно, потому что это не даст доброго плода». Я не отталкиваю насовсем, нет, я говорю, что именно его нераскаянное состояние является препятствием. Кстати, когда человек искренне раскаивается, он без обиды и отходит: «Простите, я не подумал. Конечно, я протрезвею и приду». Хотя, бывает, и права качают: «Я же пришел!»

Хорошо, когда приход целиком формирует свое отношение к потреблению алкоголя. В Сергиевском храме в этом году престольный праздник прошел трезво. Не то чтобы я запретил, просто сказал: «Давайте не будем выставлять. Если кто-то попросит, пусть сходит и возьмет, знает, где сухое вино есть, но выставлять не будем». На самом деле сидели, ели, песни пели, общались, и никто не пожелал, не сказал: «Давайте принесем, или давайте я схожу». Абсолютно. Гости подъезжали, уезжали и разошлись где-то к полуночи, спокойно пережив безалкогольный вариант празднования.

Прихожане Сергиевского храма села Трубино, давшие обет трезвости, со священником. Фото: mepar.ru

Обет трезвости

8 марта этого года 10 человек в нашем храме дали обет трезвости. Практика семейных клубов предполагает, что человек может дать такой обет, но не сразу – через полгода-год. Это давняя церковная традиция. Обет дается обычно во время постов.

Человек решается на трезвую жизнь и понимает, что исполнить обещание не в его человеческих силах. Поэтому изъявление и совершается во время особого молебна, в котором просят помощи Божией, чтобы человеку дать силы, укрепить к несению вот такого нелегкого, особенно в наше время, трезвого состояния.

Сначала такой обет дается на небольшой срок – например, на время поста. Человек говорит так: «Я в этот пост, благослови, Господи, не буду употреблять алкоголь, воздержусь». И воздерживается. Укрепляется так постепенно. Когда чувствует, может попробовать и большее время, просит благословения духовника, об этом в клубе сообщает и уже тогда принимает решение. Община клуба его поддерживает в этом случае.

Человек осознает, что это его беда, а не вина. Это то, что отравляет ему жизнь, причем все стороны – это био-, психо-, социо-, духовное повреждение. И даже небольшое потребление вызывает часто не те реакции, которые человек ожидает. Человек думает: «Я чуть-чуть выпью и расслаблюсь, утешусь, мне станет легче». Он действительно что-то пытается употребить немножко, а эйфории этой, которая была в дни начала его употребления – нет. Он выпил чуть-чуть, а у него внутри уже эта страстишка говорит: «Еще!» У него внутри всё начинает гореть, тяга еще больше, еще сильнее, еще, еще.

Задача обета – освободить человека от рабства. Это не внешний запрет, а это решение человека об изменении поведения, об изменении образа жизни: «Я решаюсь, что это время я проживу по-другому. Я не знаю, удастся ли это время мне так прожить, но я изъявляю желание и прошу на это помощи Божьей».

Если нарушил – скорее всего, потому, что сильно понадеялся на свои силы. Какое может быть возмездие страдающему человеку? Он сам уже наказал самого себя тем, что он к привычному для него чувству вины от употребления алкоголя добавил еще чувство вины от нарушения обета. И так у него всё внутри оборвалось, и он не знает, как вновь быть: «Я же нарушил, что теперь делать?» Конечно, лично я испытываю в таких случаях сочувствие.

Вставать и не отчаиваться

Еще в древнем патерике мы можем прочитать, когда к одному из старцев пришел молодой монах и исповедался в каком-то грехе. Патерик не приводит название этого греха, но говорит, что это было падение, человек впал в грех, опять упал и говорит: «Что мне делать, отче?» Он говорит: «Вставай». Приходит через некоторое время и говорит: «Отче, я опять пал». – «Вставай». Опять приходит через некоторое время и говорит: «Отче, я опять пал». – «Вставай». И тот уже в изнеможении от своего такого состояния говорит: «Сколько же так может продолжаться?» – «Может и до смерти».

Человек может падать и до смерти самой, то есть всю жизнь. Наша задача – помочь человеку подняться, укрепить его, чтобы у него были силы – вставай и опять делай.

Наверное, самое важное для людей церковных и не церковных – не пытаться только своими силами действовать, потому что человеку в одиночестве это не победить. Все истории, которые связаны с этим, чаще всего поддерживают тот миф, что человек сам может с этим справиться, нужно только пережить, как-то перебороть себя. Это миф. Те люди, которые стали абстинентами или воздержанниками, они либо не имели зависимости, хотя, может быть, и крепко употребляли, либо это случай из ряда вон, когда действительно происходит такое чудо, когда человек раз, и по какой-то причине отказался, и это получилось. Бывают люди очень мощной силы воли, она еще не разрушилась грехом – раз, сказал слово, и как отрезало, переломался и всё. Но чаще всего надо искать помощь, не бояться просить, признаться, что да, мне эта помощь нужна.

Бог, как мы знаем, действует через людей очень часто. Чаще всего так и есть, не напрямую, а через такие семейные клубы, через общины трезвости, через тех неравнодушных людей, которые организовывают дома трудолюбия, дома милосердия, то есть такие же общины, где люди тоже живут трезво, трудятся, работают, приобретают новые навыки, другие специальности осваивают. То есть не бояться признаться, что у меня есть трудности, поискать помощь.

Не быть одному, искать, как Иоанн Златоуст говорил еще в IV веке: «Составляй человек, товарищество для того, чтобы истреблять страсть к пьянству».

Преимущества трезвой жизни. Итак, дорогие друзья, в этой статье я расскажу вам о тех преимуществах, которые мы будем получать, будучи, живя трезво и осознанно.

Сразу хочется сказать, что я не буду говорить о вреде пития, как это часто любят делать некоторые деятели.

Безусловно, все это важно и правильно, но здесь же я всего лишь приведу 5 аргументов, почему же всё-таки трезвая жизнь является намного лучше, чем в бесконечных выпивках по праздникам, да и просто так.

Ещё хочется подчеркнуть, что сам я не пью уже почти год, и вряд ли начну это делать в будущем. Мы никогда не можем быть ни в чем уверенным – это факт.

Однако когда ты действительно осознаешь те преимущества, которые тебе дарит жизнь на трезвую голову – тебе перестает хотеться снова идти в пьяный дурман.

Более того, ты начинаешь смотреть с сожалением на тех людей, которые ещё это не осознали.

Но хватит воды, и перейдем к делу. Сейчас я перечислю 5 плюсов трезвой жизни, и вы поймете, почему же алкоголь является не только вредным и ядовитым веществом, но и тормозящим фактором к любому жизненному достижению.

Будь это занятие любимым делом, семейной гармонии или материальной независимости.

Итак, поехали:

Самый банальный плюс, на котором я не буду долго останавливаться, потому что вы все его прекрасно знаете. Вы остаетесь более здоровым, без похмелья, и у вас намного меньше риск заработать себе тяжелые болезни в будущем. Это позволяет вам жить намного здоровее и продуктивнее.

Осознанность. Вы не избегаете реальности, а принимаете её. И если у вас есть какие-либо трудности, ваш мозг всегда будет искать решения.

Конечно, вы можете уйти в иное забытье, вроде игр и других наркотиков, но если говорить исключительно об алкоголе, то вы всегда будете потихоньку двигаться вперед.

А вот если вас будет каждый вечер ждать очередная рюмка, то вам больше ничего не будет надо. И это печально.

Вы всегда общаетесь только в хорошей компании. Посудите сами, если вы любите изрядно выпить, то окружение у вас будет такое же – собутыльники и даже закоренелые алкоголики.

А это всегда повышает риск различных драк, преступлений и даже насильственной смерти. Оно вам надо? Вам решать.

Искренность. Хотя и говорят “Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке”, но я мыслю немного иначе. Представьте, что вы сидите в своей компании и выпиваете. Неважно, сколько вы пьете, так как речь сейчас не об этом.

Скорее всего, вас будут изрядно перехваливать, и говорить, как вас сильно уважают. Знакомая ситуация, не правда ли?

Причем, если в этот момент попросить этого человека повторить ему все на трезвую голову, он даже может обидеться и сказать: – “Да я тебе всё повторю в любой момент, я что, разве пьяный что ли?!”

Проблема в том, что он вряд ли это повторит, когда хорошенько выспится. Потому что, протрезвев, у этого человека будут совсем другие мысли, а именно – как поскорее избавиться от похмелья. Какое уж тут уважение…

То есть мы с вами уяснили, что человек, в состоянии алкогольной эйфории, будет говорить вам совершенно неискренние слова.

Может оно и будет правдой, но если он не сможет повторить вам сказанное в трезвом виде, то мне кажется всё это, мягко говоря, странным.

Да, есть стеснительные люди, но кто им мешает измениться? Разумеется, им мешают страхи, которые проще всего залить рюмкой-другой.

Самоуважение. Пьяные люди себя не уважают, особенно когда находятся в трезвом состоянии.

Если им напомнить про выпивку с ноткой упрёка, то они быстро уйдут от темы, потому что ненавидят себя настолько сильно, что поскорее захотят напиться, чтобы хоть на время полюбить своё травмированное ЭГО.

Трезвый же человек, если и недолюбливает себя, в плане личности или фигуры – он будет всегда над этим работать.

Даже если не хочет, он все равно рано или поздно поймет, что жизнь не стоит на месте, а получать удовольствие от чего-то надо. Разумеется, не от алкоголя.

Конечно, это далеко не весь список, и вряд ли по этому тексту люди резко бросят пить. У меня не было задачи сделать так, чтобы народ пересмотрел своё отношение к выпивкам, хоть по праздникам, хоть когда.

Я лишь хотел показать вам, что живя трезво, вы получаете от жизни гораздо больше, чем, если бы вы употребляли алкоголь.

Ведь по сути, люди пьют по трем причинам: доступность выпивки, вера в то, что алкоголь им что-то даёт и, разумеется, физическая зависимость.

Все остальное является поводами, которые люди придумывают самостоятельно, чтобы хоть как-то себя оправдать. Поняв это один раз, вы переосмыслите многие вещи на всю оставшуюся жизнь.

А мне остается пожелать вам осознанности и здоровья, и, конечно же, наслаждения жизненными красками, глядя на них ясными, трезвыми глазами!

Народные средства лечения прыщей
Лечение прыщей народными средствами. Самой распространенной проблемой, встречающейся в жизни каж...

Анализ уходящего года
Новый год: время подводить итоги и загадывать желания. Канун Нового года – время особенное, волш...

Причины пародонтоза и лечение
Пиорея – гнойные десны. Пиорея считается общим распространённым состоянием зубов, ко...

Народные методы лечения молочницы у женщин
На сегодня все чаще среди женщин встречается такое заболевание, как...

Как бороться с женой – транжирой
Многие мужчины обращаются к психологам с проблемой, когда обвиняют свою жену в...

Русский покер - правила игры
Для игры в русский покер используется колода из 52 листов. Партию лучше всего в...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пособие для классных руководителей и учителей предмета

«Основы здоровья», преподающих в 8–9 классах

ТРЕЗВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Симферополь

УДК: 613.83/84-053.6 ББК: 51.1(2)44

для использования в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым

(решение № 2/11 от 24.04.2013)

Одобрено для использования классными руководителями и учителями предмета «Основы здоровья» в 8–9 классах

(Протокол заседания Учёного совета Крымского республиканского института последипломного педагогического образования № 3 от 09.04.2013)

T-66 Трезвый образ жизни: пособие для классных руководителей и учителей предмета «Основы здоровья», преподающих в 8–9 классах // Отв. ред. Козуля С.В. - Симферополь - 2013 - 72 с.

Пособие составлено врачами и педагогами - участниками общественного трезвенного движения. Проект реализован в рамках Всеукраинской информационно-профилактической акции «Ответственность начинается с меня». Положение о данной акции утверждено приказом Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины №567 от 11.05.2012 в соответствии с указом Президента Украины №6 «О некоторых мероприятиях по содействию решению актуальных вопросов молодёжи» от 6 января 2010 года. Согласно «Положению», акция проводится с целью пропаганды и утверждения здорового образа жизни в молодёжной среде, формирования ответственного отношения молодёжи к своему здоровью, профилактики таких социально опасных явлений как употребление алкоголя, табакокурение и наркомания.

Издание предназначено для классных руководителей и учителей, преподающих предмет «Основы здоровья» в 8–9 классах, но будет полезно также для психологов, медицинских работников, активистов трезвенных организаций и всех, кто заинтересован в отрезвлении нашего общества.

Рецензенты:

Игнатенко С.В. , к. пед. н., старший преподаватель Глуховского национального педагогического университета им. А. Довженко, г. Глухов, Сумская обл.;

Одинец Н.В. , учитель-методист школы № 262, г. Киев;Бридко В.В. , главный врач КРУ «Центр здоровья», г. Симферополь;

Строевский В.А. , главный врач КРУ «Наркологический диспансер», г. Симферополь.

Козуля С.В. (отв. ред.), к. мед. н., доцент кафедры общей гигиены с экологией, ГУ «Крымский Государственный Медицинский Университет имени С.И. Георгиевского», г. Симферополь;

Гринченко Н.А. , к. пед. н., доцент факультета дополнительных педагогических профессий, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Липецкая обл., Российская Федерация;

Почекета А.А. , м. н. с. Института математики НАН Украины, г. Киев;

Козуля Т.А. , врач-стоматолог, Гвардейская школа-интернат I–II ст, пгт Гвардейское, Симферопольский район;

Ващенко Д.В. , ЛОР-врач, УЗ «7-я городская клиническая больница», г. Симферополь.

Корректор: Дружинина В.А.

Предисловие для учителя

Формирование трезвого образа жизни (ТОЖ) у подрастающего поколения - трезвенное воспитание - является самым эффективным видом первичной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ), к которым относятся алкоголь (включая пиво), табак, другие табачные изделия и электронные сигареты. Именно алкоголь и табак являются сегодня самыми доступными, а следовательно - самыми опасными для детей. Именно с алкоголя и табака в 99% случаев начинается вовлечение в употребление других наркотиков.

Первичная профилактика - это комплекс социальных, педагогических, медицинских и психологических мер, предупреждающих формирование вредной привычки, т. е. предотвращающих приобщение к алкоголю и табаку, а следовательно - ко всем остальным наркотикам. Трезвенное воспитание ставит перед нами более конкретные цели:

формирование отрицательного отношения детей и молодёжи к употреблению самых распространённых ПАВ - алкоголя и табака;

предотвращение вовлечения детей и молодёжи в употребление ПАВ путём обоснования преимуществ трезвого образа жизни;

воспитание личной ответственности за своё поведение;

снижение спроса на ПАВ в обществе.

Если в официальных документах говорится об антиалкогольной и антитабачной пропаганде, то для общения с подростками, а также с их папами и мамами на родительских собраниях словосочетания «трезвенное воспитание», «трезвенное обучение», «уроки трезвости» подходят лучше. Ведь положительная терминология в любой аудитории воспринимается с б´ольшим желанием, чем отрицательная. Она повышает как мотивацию учащихся, так и шансы заручиться пониманием и поддержкой их родителей, что необходимо в процессе трезвенного воспитания.

Трезвость - это естественное качество, жизненно важная ценность, данная каждому человеку с рождения. Это не просто «непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ» (определение ВОЗ). Трезвость - это свобода от навязываемых нам стереотипов о якобы традиционной необходимости алкоголя, табака или других наркотиков в нашей жизни, и она является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни.

Дискуссионная форма, кроме диалогового построения урока, предполагает диспуты и беседы. Можно предложить темы «Свобода», «Я - взрослый», «Мужественность и женственность», «Любовь», в названиях которых нет ни малейшего упоминания о психоактивных веществах, но вопрос употребления алкоголя или курения обязательно возникнет в процессе обсуждения как нечто, не способствующее успеху.

Деятельная форма - это самостоятельная подготовка коротких сообщений, рефератов и докладов, составление стенгазет, выставок, изготовление и раздача листовок о трезвом образе жизни, участие и организация конкурсов и учебно-познавательных игр.

Данный цикл уроков представляет собой целостную систему трезвенного воспитания и обучения, охватывающую различные аспекты трезвого образа жизни и рассчитанную на продолжительное время. Уроки трезвости можно проводить в рамках курса «Основы здоровья» и/или во время классных часов. В пособии предусмотрены как закрепляющие, так и упреждающие домашние задания (рассчитанные на то, чтобы заранее заинтересовать учащихся следующим уроком и привлечь их к самостоятельному исследованию). Одновременно с первыми уроками цикла желательно провести беседу с родителями - см. Раздел 15.

В общении с учащимися уже со второго урока рекомендуется использовать терминологию, закрепляющую отрицательное отношение к алкоголю и табаку: «отравлять ядом свой организм» ,«отравлять воздух» ,«одурманиваться алкоголем» ,«отравляться табачным дымом» . Поскольку вред курения более очевиден (табак имеет противный запах), больше внимания следует уделить именно профилактике употребления алкоголя. Для достижения положительного результата в трезвенном воспитании важно, чтобы предлагаемая правдивая информация преподносилась ребёнку в виде дружеского разговора, но не в виде назидания .

Условные обозначения:

? Вопросы к аудитории, требующие короткого ответа.

Вопросы и задания для группового обсуждения. На протяжении 2–5 минут команды (рабочие группы) из 2–5 человек формулируют свои ответы, после окончания работы ответ каждой команды зачитывается.

1. Что такое трезвость и зачем она нужна?

Методические рекомендации. На первом занятии важно настроить учащихся на положительное восприятие цикла бесед о трезвости и трезвом образе жизни. Учитель должен быть готов к неожиданным вопросам и возражениям о предполагаемой пользе алкоголя. Ответить можно так: «Запишите этот вопрос: “Правда ли, что...?”, и мы его обязательно обсудим на следующих занятиях».

ЦЕЛИ. Учебная: формирование первичных представлений о потерях человека в настоящем и в будущем от употребления алкоголя; о вредных привычках человека (курение, употребление пива); об основных факторах, воздействующих на физическое и психосоциальное здоровье; о преимуществах ТОЖ и его актуальности в современном обществе.

Развивающая: формирование навыков общения; развитие умений анализировать, строить умозаключения и участвовать в групповом обсуждении. Воспитательная: формирование положительного отношения к понятию «трезвость».

Сопутствующие задачи: установить положительное взаимодействие с учащимися; развенчать миф о совместимости здорового образа жизни и вредных привычек (курения и употребления алкоголя).

Ход урока

На наших уроках мы будем говорить о трезвом образе жизни, сокращённо - ТОЖ. Это очень важно в сегодняшнем мире, поскольку трезвости противостоит опасное орудие разрушения - нетрезвый образ жизни (запишите сами соответствующее сокращение).

Давайте обсудим, что такое ТОЖ и НОЖ. (Например, после уроков кто-то идёт в

? спортивную секцию, в музыкальную либо художественную школу, в библиотеку, а кто-то распивает пиво, курит и т. д. Желательно, чтобы каждый высказался.)

Все, наверное, согласятся, что ТОЖ - это неупотребление алкоголя и табака. Это правильно, однако на самом деле понятие трезвости несколько шире. Согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой, «трезвый» означает также«отличающийся здравой рассудительностью, свободный от иллюзий, самообмана» (вспомним выражения«трезвый взгляд на вещи» ,«трезвый ум» ).

Трезвость - это фундамент здоровья. В начале ХХ столетия русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев писал, что человек, который не заботится о своём здоровье, подобен плохому мастеру, который не заботится о своих инструментах.

Также говорят: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто». Учёные считают, что человек «обречён» быть здоровым, потому что природой ему для здоровья дано всё. Но нужно знать несложные рекомендации, которые позволяют сохранить здоровье и вести себя в соответствии с ними.

Вы наверняка знаете о внешних и внутренних факторах физического здоровья. Назовите

? их. (Внешние - это солнце, воздух, вода, свет, тепло. Внутренние - гигиена, режим дня, физическая активность, здоровое питание и, конечно же, трезвость.)

Здоровье человека зависит от того, что он видит, слышит и чувствует. Внешними факторами здоровья являются также информационные воздействия. Папа читает малышу добрую сказку, мама поёт колыбельную - это примеры положительных информационных воздействий. Но в окружающем нас мире они, к сожалению, в основном отрицательные. Это разрушительные примеры одурманенного, аморального образа жизни, которые навязываются посредством телевидения и массовой «культуры».

Когда человек ведёт трезвый (в широком смысле этого слова) образ жизни, он надёжно защищает от разрушения своё сознание, душу и тело.

Без трезвости быть здоровым невозможно. Грозную опасность для здоровья представляют одурманивающие вещества (термин предложил русский писатель Лев Николаевич Толстой).

Приведите примеры одурманивающих веществ. (Алкоголь, табак, все алкогольные и ? табачные изделия, а также другие, нелегальные наркотики.)

Алкоголь, табак и все другие наркотики входят в список психоактивных веществ (сокращённо ПАВ). Они вредны для здоровья не только потому, что разрушают организм. Они мешают распознавать деструктивные информационные воздействия и принимать правильные решения относительно своего поведения.

Поэтому говорят, что ПАВ разрушают человека:

1) физически, потому что эти яды действуют на всех уровнях организма - от молекул и генов до органов и систем;

2) на уровне психосоциальной организации личности (души и сознания).

Ещё в XIX веке выдающийся русский психиатр, академик Владимир Михайлович Бехтерев в своей статье «Личность и условия её развития и здоровья» указывал, что для здорового развития личности необходимо устранить распространение спиртных и иных опьяняющих изделий («напитками» мы их называть не будем, потому что они не питают, а повреждают организм).

Работа в группах. Все мы слышали, что алкоголь и сигареты - это вредно. Сейчас мы разделимся на команды и проведём соревнование, цель которого - записать как можно больше ответов на вопрос: в чём конкретно заключается опасность спиртного и табака? (Теряется здоровье; деньги тратятся напрасно; нарушается способность логически мыслить; становится узким кругозор; страдают окружающие люди; разрушается семья; проблемы в учёбе, на работе; большой риск аварий, несчастных случаев; пьющие и курящие быстрее стареют и раньше умирают; государство, в котором употребляются ПАВ, слабеет; народ деградирует и может вовсе исчезнуть с лица Земли, как, например, американские индейцы...)

Алкоголь, табак и другие ПАВ опасны ещё и тем, что человек не замечает опасности. При повреждениях тела (рана, царапина,

синяк, боль) у нас появляется тревога, страх, и мы идём к врачу либо сами принимаем меры по оздоровлению. А вот если у человека сформировалась привычка к употреблению алкоголя, его мышление постепенно нарушается, способность анализировать утрачивается, слабеет воля, притупляется совесть, хотя человек остаётся уверен, что с ним всё в порядке! При этом он незаметно для себя может опуститься до безнравственного, порочного образа жизни.

В чём заключаются преимущества ТОЖ? (Трезвый человек всегда владеет собой, не

? совершает неосторожных и необдуманных поступков, меньше болеет, дольше и интереснее живёт...)

У пьющего человека практически никогда не сбываются мечты. Трезвый же умеет мечтать, ставить цели и достигать их.

Пьющий постепенно теряет взаимопонимание с окружающими, его не уважают. Трезвого, принципиального человека уважают всегда, он способен выражать свои мысли и понимать других.

Пьющие люди со временем становятся равнодушными к своим интересам, своему хобби. У трезвых - наоборот, всё время появляются новые интересы.

У пьющих в худшую сторону меняется характер. Они теряют настоящих друзей, а приобретают собутыльников.

Чем отличаются «друг», «знакомый» и «собутыльник»? (Друг - очень близкий человек,

? ему можно доверять. Знакомый - тот, кого ты знаешь. А собутыльник - просто человек, с которым распивают алкоголь.)

Известно, что собутыльники вместо разнообразных, интересных и ценных подарков в день рождения дарят друг другу лишь разнообразные бутылки с ядом.

Трезвые люди - наоборот, постоянно развиваются и самосовершенствуются, содержательно проводят время, находят таких же трезвых и интересных друзей.

Трезвый отдых, в отличие от «химического», укрепляет человека и восстанавливает его силы. Трезвое общение заряжает нас положительными эмоциями.

Пьющего человека легко сделать послушным исполнителем, зависимым от других людей, которые ему «наливают». Трезвый всегда принимает решение сам, он не зависит от поставщиков дурмана.

По статистике пьющие люди чаще становятся соучастниками преступлений. Трезвого человека гораздо сложнее вовлечь в дурную компанию, в «грязные» дела.

Убеждённому трезвеннику не грозят алкогольные расходы, в то время как приверженцы нетрезвого образа жизни вынуждены на протя-

жении всей своей жизни, а особенно перед каждым праздником выбрасывать на изделия из этилового спирта крупные суммы денег.

Трезвость - залог успешности в учёбе и будущей карьере, а также создания и сохранения семьи, семейного счастья. Трезвый, здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть. Он доволен своими достижениями. Он - хозяин своей жизни, а не жертва.

Хотя трезвость и не делает человека автоматически здоровым, она является фундаментом, без которого невозможно обеспечить ни физическое, ни духовное, ни социальное благополучие.

Мы обязательно продолжим наши беседы о трезвости, ну а сегодняшний урок хочется завершить таким стихотворением:

Формула жизни проста: Здоровье, мораль, красота, Созидание, трезвость и воля - Человека достойная доля.

Роза Нажипова, подростковый врач-психиатр, Татарстан, Российская Федерация.

1. Существует два образа жизни - трезвый и нетрезвый.

2. Трезвость - это естественное и жизненно важное качество, данное каждому человеку с рождения.

3. ТОЖ даёт человеку множество преимуществ, а НОЖ - источник горя, болезней и проблем. Алкоголь и табак вредят не только в настоящем, но и в будущем.

Домашнее задание:

1. Запишите в тетрадь преимущества ТОЖ и недостатки НОЖ.

2. Найдите высказывания историков о нравах на Руси, начиная с XIII века . Что было нормой - трезвость или употребление алкоголя?

2. Трезвость в истории человечества

Методические рекомендации. Важно показать, что человеческая история является, преимущественно, трезвой. При изложении исторических фактов необходимо опираться на известный материал из курса истории. Если какая-то тема учащимся не знакома, нужно сделать необходимые комментарии. Материал этого урока объёмный, поэтому групповые обсуждения не предусмотрены. Следует напомнить учащимся, что вопросы, которые им интересны, нужно записывать в тетрадь для обсуждения на следующих занятиях.

ЦЕЛИ. Учебная: формирование понятия о месте трезвости и основных этапах алкоголизации в человеческой истории, о мотивах алкоголизации; Развивающая: развитие умений анализировать информацию, строить умозаключения и участвовать в групповом обсуждении.

Воспитательная: показать значение трезвой, нравственной (и наоборот - нетрезвой, безнравственной) жизни народных масс в историческом процессе. Сопутствующие задачи: опровергнуть миф о том, будто «наш народ всегда пил»; пробудить интерес к дальнейшим беседам о трезвости.

Ход урока

Давайте вспомним, о чём мы говорили в прошлый раз.

Что такое ТОЖ и НОЖ? О каких вредных привычках мы говорили? Чем опасен алко-

Д голь? Здоровый образ жизни - это трезвый образ жизни? (Да.) Почему? (Трезвость - необходимое условие здоровья.) Назовите преимущества ТОЖ и недостатки НОЖ, которые вы записали в тетрадь.

Теперь поговорим о значении трезвости в человеческой истории. Выясним, насколько древней является история употребления алкоголя, и правда ли, что «наш народ всегда пил».

Возраст человека разумного - Homo sapiens - около 40 тыс. лет. По сравнению с ним время потребления отдельными народами слабоградусного алкоголя, получившегося вследствие естественного брожения, коротко: от 4 до 10 тысяч лет. Ещё короче время широкого употребления крепкого алкоголя - не более 500 лет.

Выразите в процентах эти периоды. (4000: 40 000 · 100% = 10%, 10 000: 40 000· 100% =

? = 25% - минимальное и максимальное время знакомства человечества с алкоголем; 500:40 000 · 100% = 1; 25% - время широкого употребления крепкого алкоголя)

Таким образом, период потребления слабоградусных алкогольных изделий по времени составляет не более 10–25% от возраста «человека разумного», а крепких алкогольных изделий - не более 1,25% от этого возраста. Изобразим результат на временной оси:

Т Р Е З В О С Т Ь

алкоголь

Трезвость, как и здоровье, ценилась с древнейших времён. У всех народов складывалось отрицательное отношение к одурманивающим веществам.

Здравствуйте. Меня зовут Евгений, мне 36 лет и я – алкоголик. Вот уж не думал, что я когда-нибудь так про себя скажу.

Я пил 20 лет. Спиртное всюду окружало меня, и зачастую определяло многое в моей жизни.

Как и многие, начал я в юности. В старших классах школы у меня была отличная компания друзей – нами гордились учителя, мы хорошо учились и подавали надежды. Но мы не были ботаниками, любили тяжелую музыку, сколотили школьную рок-группу. А какой же рокер без спиртного? Кроме того, в этом возрасте начали понемногу приобщаться к родительским застольям, где нам «давали попробовать». Так все и началось. Место, где я впервые с другом выпил баночку пива на двоих, я помню до сих пор.

После школы я уехал за тысячу километров от дома. Решив пойти по стопам родителей, поступил в железнодорожный вуз. Студенческая пора была веселой и бурной. Вокруг меня снова сколотилась группа единомышленников, в основном таких же приезжих. И пили мы часто и помногу. Да, это мешало учебе, но мы боролись. Уже в то время я начал замечать, что некоторые студенты спиваются. Алкоголь ломал их, они за короткое время менялись до неузнаваемости. Но мы не делали из этого выводов – мы же не такие, не алкоголики, нам это не грозит…

Окончив вуз, я вернулся домой и пошел работать на железную дорогу. Привез из Омска будущую жену. У меня появилась работа, стабильная зарплата, повстречал старых друзей. Пить я не прекращал. Я не был запойным пьяницей, но выпивал часто. Поводы находились сами собой. Самое интересное, что в отношении алкоголя наши с женой мнения полностью совпали – мы были хорошей парой)))

В то самое время я очень полюбил пиво. Крепкие напитки мне не нравились, а пиво можно было пить где угодно и как угодно, оно не требовало обильной закуски и отлично шло в компании. Мы собирались с друзьями, с женами и весело проводили время – дома, на природе, в бане, в кафе. И пили, пили, пили. Уже тогда я начал замечать, что алкоголь приносит не только хорошее – то телефон потерял, то глупостей спьяну наговорил, то с женой поругался, то проспал. Но, опять же, выводов не делал – мы же не такие...

Когда родился старший сын, мы думали, что пить прекратим. Но… не тут-то было. Мы, конечно, сбавили обороты, выпивки стали реже, но и тянуть стало сильнее. Примерно в это время в моей голове начали звучать первые звоночки – а может, хватит? В круге знакомых появились один-два спившихся, которые все еще делали вид, что все в порядке, но на деле уже перестали себя контролировать. Впрочем, моя жизнь текла в устойчивом русле. Я даже предпринял попытки поступить в аспирантуру, но потом отбросил эту идею и пошел получать второе высшее для «прикрытия тыла».

Однажды я открыл для себя небезызвестную книгу Аллена Карра «Легкий способ бросить пить», и в голове щелкнуло. Я решил, что с меня хватит. За какое-то время прочел книгу полностью, в самом конце сделал все так, как он рекомендовал (кто читал, поймет), и поставил точку. Встречи с друзьями продолжались, но с пива я перешел на сок. Сначала это вызывало недоумение, но со временем все привыкли. Я был трезвенником-одиночкой без твердых целей в устоявшейся алко-компании, и хватило меня на семь месяцев. На свадьбе друга «раскодировался».

Затем было небольшое повышение на работе и переезд в другой город. Вскоре родилась дочь. Связи с друзьями оборвались, и мы с женой стали неплохими собутыльниками. Честно говоря, такой вариант семьи мне видится гораздо более крепким, чем в случае, когда пьет кто-то один, а другой его из-за этого пилит.

Понемногу увязая в бытовом пьянстве, я все больше переставал нравиться себе. У меня полностью остановилось личностное саморазвитие, скорее, оно даже пошло в обратную сторону. Ухудшилось здоровье. По утрам я проклинал себя за вчерашнее, но вечером снова шел в ларек и покупал столько же, сколько было накануне. И самое главное – все это на глазах у подрастающего сына.

Естественно, мысли бросить посещали меня регулярно. Однажды мне пришла идея: записывать каждую нашу попойку в календарь мобильника. Примерно за полгода набралась неплохая статистика – где, когда и сколько было выпито, сколько потрачено, сколько потеряно… Это дало определенный результат. Несколько раз я пытался завязать, но – с неправильной целью, думая лишь о временном уменьшении спиртного, а не о полном отказе от него. Параллельно начал читать форумы в интернете. И в голове четко сложилась мысль – да, я зависимый алкоголик, это плохо, но надо что-то делать дальше.

В это время произошло несколько знаковых для меня событий. Во-первых, мой хороший друг бросил пить. Полностью. По состоянию здоровья. И он показал своим примером, что радоваться жизни можно без алкоголя. Мы с ним трезво встретили Новый год 2016/17 (правда, после этого я еще несколько раз бросал и начинал). Во-вторых, прямо под балконами моего дома построили и открыли тренажерный зал. В-третьих, я наткнулся на блог Юлии Ульяновой, который хоть и имеет женскую направленность, но зацепил меня и увлек. И тогда в голове сложилась окончательная мысль, что бросать пить нужно полностью, бесповоротно и без раздумий. В конце мая я отпраздновал выпускной сына из младшей школы (он закончил четвертый класс), где напился – причем шампанским. Больше с того времени я не пил. То застолье провело черту, разделив мою жизнь на «до» и «после».

В начале лета я придумал #моетрезвоелето. Завел аккаунт в Инстаграм и стал записывать свои трезвые дни, свои мысли и поступки. Поначалу было даже страшно – ничего себе, это ж 92 прекрасных летних дня, и без выпивки! Не лишаю ли я себя чего-то важного и нужного? Но в голове уже настойчиво росли новые мысли – эй, парень, ты молодец, ты спрыгнул, ты стал свободным от яда, ты крут!

Начал ходить в спортзал. И, как ни странно, втянулся. Никогда не любил спорт, но тренажерный зал стал для меня отличной «отдушиной», заменой унылым пивным застольям. Чуть изменился внешне, пересмотрел питание, завел знакомства с ровесниками, коих в зале было несколько. И понял, что иду правильным путем. Привел в спортзал и сына, ему нравится, и это очень здорово.

После лета началась #моятрезваяосень. Мысли в голове заметно очистились и посвежели, отражение в зеркале начало радовать. Я стал забывать, каково это – болеть с похмелья. Открыл для себя удивительный и ароматный мир зернового кофе, самостоятельно сделал некоторые ремонтные работы в доме и в автомобиле. Заметил, что повысилась работоспособность, стал менее раздражительным. Пиво заменил на фрукты, соки, витамины, молоко и кофе.

Сейчас и трезвая осень закончилась. Что будет впереди, я уже решил. Будет и моя трезвая зима, и моя трезвая весна. Полгода – это ведь так мало для алкоголика с 20-летним стажем. Впереди много времени. У меня растут прекрасные дети, и я намерен подать им правильный личный пример. Я сделаю все, что от меня зависит, чтобы моя дочь никогда не сказала: «папа пьяный».

Друзья, если статья вам понравилась, вы можете Спасибо всем, кто с нами! 💛



просмотров