Психологическая помощь онлайн. Три признака невротической любви

Психологическая помощь онлайн. Три признака невротической любви

К самой технике не призываю – мне кажется не очень экологична, но содержимое – безусловно полезно. Большая трудность в том, чтобы проработать такую невротическую потребность, заключается в первом шаге – признании таковой. Но если этот шаг сделан, то дальше все прорабатывается стандартно и без проблем.

Еще один комплекс, проявляющийся в психологии жертвы, – это невротическая потребность в любви.
К. Хорни (1997) перечисляет несколько особенностей невротической потребности в любви, отличающей ее от нормальной:

1. Навязчивый характер.
Переживание отсутствия любви для взрослого человека не имеет катастрофического характера.
Он может быть успешен, радоваться, получать удовольствие и даже чувствовать себя счастливым и тогда, когда не чувствует себя любимым.
При невротической потребности человек не может жить без получения свидетельств любви.
Человек настолько зависим от проявления к нему симпатии, что может всерьез расстроиться из-за неприветливого тона в разговоре с малознакомым человеком.

2. Неспособность быть одному, страх одиночества.
Как только человек оказывается в одиночестве, он испытывает достаточно сильную тревожность.
Он старается, чтобы все время кто-нибудь был рядом с ним.
Расставаясь со своим партнером, он не способен ждать, когда на горизонте появится подходящий человек, и останавливает свой выбор на первом попавшемся кандидате, который может совершенно не подходить по своим качествам. Главное, чтобы тот соглашался быть рядом.
Поскольку при таком страхе одиночества любой партнер приобретает сверхценность, жаждущие любви готовы платить за нее чем угодно, вплоть до унижений и отказа от собственных интересов.
Естественно, что в таком случае они не получают удовлетворения от отношений, но и не находят в себе сил их разорвать, не желая вновь оказаться в одиночестве, что для них еще более непереносимо.

3. Манипулятивные способы получения внимания и любви.
Невротическая потребность в любви прибегает к следующим манипулятивным способам ее получения:
● подкуп («Если ты будешь любить меня, я для тебя сделаю все, что ты захочешь»);
● демонстрация беспомощности («Ты не можешь лишить меня своего внимания, ведь я без тебя просто погибну»);
● призыв к справедливости («Я столько делаю для тебя! Ты просто обязан отплатить мне своим вниманием и любовью»; «Я бы на твоем месте проявил больше внимания к человеку, который…»);
● угрозы, шантаж («Если ты настолько невнимателен ко мне, ты не получишь сексуального удовлетворения сегодня»; «Если ты покинешь меня, я убью себя»).

4. Ненасыщаемость.
Невротическую потребность в любви невозможно насытить.
Жаждущий любви никогда не бывает удовлетворен количеством и качеством проявленного внимания.
Поскольку сам он не уверен в собственной ценности, ему нужны постоянные подтверждения своей значимости в глазах близкого человека.
Бесконечные требования внимания приводят к прямо противоположному результату: партнер начинает отдаляться и, стремясь отдохнуть от непомерных требований, все чаще оставляет жаждущего любви в одиночестве или демонстрирует свою холодность.

5. Требования абсолютной любви.
Невротическая потребность в любви оборачивается требованиями абсолютной любви, которые заключаются в следующем:
● «Меня должны любить, несмотря на самое неприятное и вызывающее поведение; а если меня не любят, когда я веду себя вызывающе, значит, любили не меня, а удобную жизнь рядом со мной».
● «Меня должны любить, не требуя ничего взамен; иначе это не любовь, а извлечение выгоды из общения со мной».
● «Если человек меня любит, он должен приносить мне жертвы; если человек ничем не жертвует ради меня, то он не любит меня» (жертвами могут быть деньги, время, убеждения, личные цели, привычки, характер).

6. Постоянная ревность к партнеру.
Невротическая потребность в любви сопровождается постоянной ревностью.
Эта ревность возникает не только при реальной опасности утраты любви, но когда партнер увлеченно занимается другим делом, восхищен другим человеком, уделяет время общению с окружающими.
Как будто все внимание партнера должно принадлежать только одному человеку.
Только он может быть абсолютным владельцем его времени, интересов и симпатий.

7. Болезненное восприятие отказа и возражений.
Испытывая невротическую потребность в любви, такие люди чрезвычайно болезненно относятся к любому возражению или отказу.
Необходимость ждать ответа, желание партнера уделить время самому себе или другим людям отзывается в нем почти невыносимой болью и является для него свидетельством своей незначимости и отвержения. При таких обстоятельствах неизбежно накапливается большое количество обид.
Однако гнев и обиды на партнера сочетаются с невозможностью разорвать отношения.
Поскольку жаждущий любви никогда не удовлетворен количеством и качеством проявленного в его адрес внимания, за которое он платит высокую цену, отказавшись от собственных интересов, подчиняясь и ломая себя, он постоянно чувствует себя обманутым.
Негативные эмоции могут долго скрываться, но затем обязательно проявятся прямым или косвенным путем.

Основным условием для развития ненасытной жажды любви является чрезмерная привязанность ребенка к одному из родителей, от которой он не освобождается и во взрослом возрасте.
Он может ссориться с матерью или отцом, может желать от них избавиться или поступать наперекор их воле. И не потому, что так будет лучше, а потому, что так будет по-другому. Но и в этом он остается зависимым от родителей.
Избавившись, по его мнению, от своей детской зависимости, он продолжает строить свои отношения с партнерами по той же самой схеме.
Люди с подобной историей отношений продолжают оставаться детьми, и поэтому рядом с собой они хотят видеть супруга-родителя.

К формированию данного комплекса могут приводить следующие типы родительского воспитания:

1. Безжалостно-поглощающее отношение родителей (чаще матери) к своему ребенку. Такая мать стремится удержать ребенка около себя. Он не должен быть свободным и независимым. И поэтому она до такой степени окружает его заботой и контролирует каждый его шаг, что у него просто нет никакой возможности стать взрослым.

2. Холодно-вежливые взаимоотношения в семье, когда родители не любят друг друга, но стараются не ссориться и не показывать каких-либо признаков неудовлетворения. В такой атмосфере ребенок чувствует себя неуверенно: он не знает, что чувствуют и думают его родители.
Зато он ощущает холодность, когда ему демонстрируют любовь.
В то время как ребенок чувствует недовольство, напряжение и отчужденность, ему пытаются внушить, что в семье царят мир и покой.
То, что ему говорят, не совпадает с тем, что он видит и переживает, и это влечет за собой развитие сильного беспокойства, которое усиливается еще тем, что за внешним выражением внимания ребенок не чувствует любви и со свойственным детству эгоцентризмом и некритичностью решает, что именно он является причиной холодности, сдерживаемого раздражения и отчуждения.
После этого ему остается только сделать вывод, что он не сумел заслужить желаемой любви.
Развившееся беспокойство можно успокоить только одним способом – получить любовь во что бы то ни стало.
Не зная, как это сделать, он стремится привлечь к себе внимание любой ценой.
Отныне его основная цель – обратить на себя благосклонный взгляд родителей, получить доказательства того, что он им не безразличен.

3. Следующий вариант: ребенок сначала получает достаточно любви и внимания, но потом по каким-либо причинам ситуация изменяется, и ребенку начинают уделять значительно меньше внимания и любви, но зато предъявляют высокие требования.
Такое может случиться, например, когда рождается новый ребенок и все внимание родителей направляется на него.
Старшему же постоянно напоминают, что он теперь уже большой и не должен требовать прежней заботы и теплоты.
Или у родителей могут измениться обстоятельства, вследствие чего они слишком заняты и устают настолько, что на ребенка у них не остается ни сил, ни времени.

При любом варианте развития жаждущие любви – это «недолюбленные» люди, которые вновь и вновь стремятся «исправить» ход событий, вырваться из замкнутого круга недостатка любви.

Карен Хорни

Тема, которую я хочу сегодня предложить вашему вниманию, это невротическая потребность в любви. Я, возможно, не представлю вам новых наблюдений, так как вы уже знакомы с клиническим материалом, который многократно излагался в той или иной форме. Предмет столь обширен и сложен, что я вынуждена ограничиться только некоторыми аспектами. На описании имеющих отношение к этому вопросу явлений я остановлюсь как можно короче, и подробнее - на обсуждении их значения.

Под термином «невроз» я понимаю не ситуационный невроз, а невроз характера, который начинается в раннем детстве и захватывает всю личность, более или менее поглощая ее.

Когда я говорю о невротической потребности в любви, я имею в виду явление, с которым мы встречаемся в наше время в различных формах почти в каждом неврозе, в разной степени осознаваемое и проявляющееся в преувеличенной потребности невротика в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих, их советах и поддержке, также как и в преувеличенной чувствительности к фрустрации этих потребностей.

В чем разница между нормальной и невротической потребностью в любви? Я называю нормальным то, что обычно для данной культуры. Все мы хотим быть любимыми и наслаждаемся, если это удается. Это обогащает нашу жизнь и наполняет нас счастьем. В такой степени потребность в любви, или, точнее, потребность быть любимым, не является невротической. У невротика потребность быть любимым преувеличена. Если официант или газетчик менее любезны, чем обычно, невротику это портит настроение. Если на вечеринке не все настроены к нему дружелюбно - тоже. Нет нужды множить примеры, потому что это явление хорошо известное. Разница между нормальной и невротической потребностью в любви может быть сформулирована так: для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам, или от которых он зависит; невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива.

Невротические реакции лучше всего выявляются при анализе, так как в отношениях пациент - аналитик присутствует одна характерная черта, отличающая их от других человеческих отношений. При анализе относительное отсутствие эмоциональной вовлеченности врача и свободное ассоциирование пациента создают возможность наблюдать эти проявления в более ярком виде, чем это случается в повседневной жизни. Невротические расстройства могут различаться, но мы видим снова и снова, сколь многим пациенты готовы пожертвовать, чтобы заслужить одобрение аналитика, и как они щепетильны во всем, что может вызвать его неудовольствие.

Среди всех проявлений невротической потребности в любви я хотела подчеркнуть одно, весьма обычное для нашей культуры. Это переоценка любви. Я имею в виду, в частности, тип невротических женщин, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными всегда, пока рядом нет никого бесконечно им преданного, кто любил бы их и заботился о них. Я имею в виду также женщин, у которых желание выйти замуж принимает форму навязчивости. Они застревают на этой стороне жизни (выйти замуж) как загипнотизированные, даже если сами абсолютно неспособны любить и их отношение к мужчинам заведомо скверное. Такие женщины, кроме того, обычно неспособны развивать или реализовать свои творческие возможности, даже если они талантливы.

Существенная характеристика невротической потребности в любви - это ее ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: «Ты обязан (а) любить только меня!» Мы наблюдаем это явление у множества супружеских пар, в любовных интригах и даже дружбах. Под ревностью я понимаю здесь не реакцию, основанную на действительных фактах, а именно ненасытность и требование быть единственным предметом любви.

Еще одно выражение ненасытности невротической потребности в любви - это потребность в безусловной любви. «Ты обязан (а) любить меня независимо от того, как я себя веду». Это очень важный фактор, который нужно особенно учитывать при начале анализа. В это время у аналитика может возникнуть впечатление, что пациент как бы провоцирует его, но не с помощью прямой агрессии, а, скорее, всем свои видом вопрошая: «Ты все еще любишь меня, даже несмотря на то, что я такой (ая) противный (ая)?» Такие пациенты реагируют на малейшей изменение голоса аналитика, как бы ища доказательства; «Вот видишь, все-таки ты меня не выносишь». Потребность в безусловной любви выражается также в их требовании, чтобы их любили, даже если они ничего не дают взамен: «Любить того, кто тебе отвечает взаимностью, не так уж сложно, а поглядим-ка, сможешь ли ты полюбить меня, не получая взамен ничего». Даже тот факт, что пациент должен платить аналитику, служит для него доказательством, что изначальное намерение терапевта вовсе не помогать: «Хотел бы помочь - не брал бы денег». Аналогичные взгляды обнаруживаются и в их отношении к собственной любовной жизни; их типичные представления: «Он (а) любит меня только потому, что получает от меня половое удовлетворение». Партнер обязан постоянно доказывать свою «настоящую» любовь, жертвуя своими нравственными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т. п. Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство.

Наблюдая ненасытность невротической потребности в любви, я спрашивала себя - добивается ли невротическая личность любви к себе, или на самом деле всеми силами стремится к материальным приобретениям? Не выступает ли требование любви только прикрытием тайного желания что-то получить от другого человека, будь то расположение, подарки, время, деньги и т. п.? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Существует чрезвычайно широкий спектр отношений: от действительно страстного желания дружбы, помощи, признания и т. п. до тех случаев, когда вообще отсутствует какая-либо заинтересованность в эмоциональных привязанностях, а налицо лишь стремление воспользоваться другим, вытянуть из него все, что только удастся. И между этими двумя крайностями - все виды переходов и оттенков.

Здесь будет уместно сделать такое замечание. Есть люди, которые сознательно не признают любви, говоря: «Все эти разговоры о любви - просто ерунда. Вы дайте мне что-нибудь реальное!» Как правило, эти люди очень рано столкнулись с жестокостью жизни, и считают, что любви просто не бывает. Они полностью вычеркивают ее из своей жизни. Верность этого предположения подтверждается анализом таких личностей. Если они проходят анализ достаточно долго, они иногда все же соглашаются, что доброта, дружба и привязанность действительно существуют. И лишь тогда, как бы изменяя соотношения в системе сообщающихся сосудов, исчезает их ненасытная страсть к материальным доказательствам чувств. Подлинное желание быть любимым начинает одерживать верх, сперва потихоньку, а затем все явственней и явственней. Существуют случаи, в которых связь между ненасытной потребностью в любви и общей жадностью очень хорошо просматривается. Когда люди с такой характерной невротической чертой ненасытности вступают в любовные отношения, а потом отношения рвутся по внутренним причинам, некоторые начинают очень много есть и никак не могут наесться, набирая за короткий период по двадцать фунтов и даже более. Но они же легко теряют лишний вес, заведя новые любовные отношения. И так повторяется снова и снова.

Другой признак невротической потребности в любви - чрезвычайная чувствительность к отвержению, которая так часто встречается у истерических личностей. Любые нюансы и в любых отношениях, которые можно было бы истолковать как отвержение, они воспринимают только так, и отвечают на это проявлениями ненависти. У одного моего пациента был кот, который иногда позволял себе не реагировать на его ласку. Однажды, придя из-за этого в ярость, пациент просто шмякнул кота об стенку. Это достаточно демонстративный пример ярости, которую может вызвать у невротика отвержение.

Реакция на реальное или воображаемое отвержение не всегда настолько очевидна, нередко ее скрывают. В процессе сеансов скрытая ненависть может проявиться в недостатке «отдачи» от пациента, выражаться в форме сомнений в целесообразности анализа или в других формах сопротивления. Пациент может начать сопротивляться, потому что воспринял ваши интерпретации как отвержение. Вы думаете, что дали верное истолкование, а он не видит ничего, кроме критики и осуждения.

Пациенты, у которых мы встречаем непоколебимое, хотя и бессознательное убеждение, что любви не существует, обычно страдали от жестоких разочаровании в детстве, которые заставили их вычеркнуть из своей жизни любовь, привязанность и дружбу раз и навсегда. Такое убеждение одновременно служит укрытием от реального переживания отвержения. Вот пример: у меня в кабинете стоял скульптурный портрет дочери. Пациентка призналась, что давно хочет спросить, нравится ли мне он. Я сказала: «Поскольку это изображение моей дочери, то нравится». Пациентку потрясли мои слова, потому что она - не осознавая этого - считала любовь и привязанность пустыми словами. В то время, как одни пациенты защищают себя от реального переживания отвержения тем, что решают заранее, что их нельзя полюбить, другие защищаются от разочарования сверхкомпенсацией. Они воспринимают реальное отвержение как своеобразное выражение высокой оценки. Вот три недавних примера из моей практики. Один пациент нерешительно обратился в какое-то учреждение в поисках места, где ему сказали, что эта работа - не для него - типичный американский вежливый отказ. Он воспринял это как то, что он слишком хорош для этой работы. Другая пациентка фантазировала, что после сеансов я подхожу к окну, чтобы проводить ее взглядом. Позднее она призналась в сильном страхе перед отвержением с моей стороны. Третий пациент был одним из тех немногих, к которым мне было трудно испытывать чувство уважения. В то время, как у него были сновидения, которые ясно указывали на его убеждение в том, что я его осуждаю, сознательно он вполне преуспел в самообмане и считал, что ужасно мне нравится.

Если мы уже осознали, как велика невротическая потребность в любви, сколько жертв хотела бы невротическая личность принять от других и как далеко готов зайти невротик в своем иррациональном поведении, чтобы быть любимым и ценимым, встречать всеобщее одобрение, получать советы и помощь, то мы должны спросить себя теперь, почему ему так трудно добиться всего этого.

Ему никогда не удается достичь того накала любви, в котором он нуждается. И причина одна - ненасытность его потребности в любви, для которой - за редким исключением - всегда будет мало. Если мы пойдем глубже, то мы найдем и другую причину. Это неспособность невротической личности любить.

Любви очень трудно дать определение. Давайте здесь ограничимся общим и ненаучным определением любви, как способности и желания спонтанно отдаваться другим людям, делу или идее, вместо того, чтобы в эгоцентрической манере подгребать все под себя. Невротик к этой отдаче неспособен из-за тревоги и сильной скрытой и явной вражды к окружающим, которую он чаще всего приобрел очень рано и, обычно, из-за дурного с ним обращения. Эта враждебность в ходе развития становилась все больше. Однако невротик из страха перед ней вытеснял ее. В результате, то ли из-за страха, то ли из-за враждебности, он никогда не способен «отдать себя на милость победителя». По той же причине он никогда не способен встать на место другого. Он не задумывается над тем, сколько любви, времени и помощи может или хочет дать ему другой человек - он хочет только всего времени и всей любви! Поэтому он принимает за оскорбление любое желание другого иногда побыть одному или интерес другого к чему-то или кому-то еще, кроме него.

Невротик не отдает себе отчета в своей неспособности любить. Он обычно даже не знает, что он не умеет любить. Иногда, правда, этот факт до некоторой степени осознается. Некоторые невротики даже признают открыто: «Нет, я не умею любить». Однако, гораздо чаще невротик живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и способен на величайшую самоотдачу. Он будет уверять нас: «Мне легко все делать для других, я не умею делать этого лишь для себя». Но даже если это действительно так, это происходит не из-за природной склонности к материнской заботливости о других, как он считает, а по другим причинам. Это может быть обусловлено его жаждой власти или страхом, что другие не будут его принимать, если он не будет им полезен. Более того, у него может быть глубоко укоренившийся запрет на то, чтобы сознательно желать чего-нибудь для себя, или на то, чтобы желать быть счастливым. Эти табу в сочетании с тем, что по вышеупомянутым причинам невротические личности могут иногда что-то сделать для других, укрепляют их иллюзию, что они умеют любить и любят глубоко. Они держатся за этот самообман, так как он выполняет очень важную функцию оправдания их претензий на любовь. Именно этот самообман позволяет невротику требовать все больше любви от других, а это было бы невозможно, если бы он действительно осознавал, что на самом деле ему на них наплевать.

Эти рассуждения помогают понять иллюзию «великой любви», на которой я не буду сегодня останавливаться.

Мы начали обсуждать, почему невротическим личностям трудно достичь любви, помощи, привязанности, которых они жаждут. Пока мы обнаружили две причины: ненасытность желания быть любимым и неспособность любить самому. Третья причина - непомерный страх отвержения. Этот страх может быть так велик, что часто не позволяет им подойти к другим людям даже с простым вопросом или участливым жестом. Они живут в постоянном страхе, что другой человек их оттолкнет. Они могут бояться даже преподносить подарки - из страха отказа.

Мы имеем много примеров того, как реальное или воображаемое отвержение порождает усиленную враждебность в невротических личностях этого типа. Страх быть отвергнутым и враждебная реакция на отвержение заставляют невротика все больше и больше удаляться от людей. В некоторых случаях участие и дружелюбие облегчают на какое-то время его состояние. Более жестоко невротизированные личности уже не могут принять человеческое тепло. Их можно сравнить с умирающими от голода, которые могли бы взять еду, если бы руки не были связаны за спиной. Они убеждены, что их никто не сможет полю бить - и это убеждение непоколебимо. И проявляется не только в любовных отношениях, а в любой ситуации. Вот пример. Один из моих пациентов хотел припарковаться перед отелем, швейцар подошел ему помочь. Увидев, что к нему идет швейцар, мой пациент в страхе подумал: «Господи, я, должно быть, припарковался не там!». Когда какая-нибудь девушка проявляла дружелюбие и шутила с ним, он считал это сарказмом. Аналитики знают, что если такому пациенту сделать искренний комплимент, например, о его уме, он будет убежден, что вы действуете только из терапевтических побуждений и не поверит вашей искренности. Недоверие это может быть в большей или меньшей степени сознательным.

Дружелюбие может вызвать особенно сильную тревогу в случаях, близких к шизофрении. Мой коллега, имеющий большой опыт работы с шизофрениками, рассказывал мне о пациенте, который иногда просил его о внеочередном сеансе. Имея определенный опыт, мой друг каждый раз делал недовольное лицо, рылся в записной книжке и ворчал: «Ну хорошо, так и быть, приходите…». Он играл эту роль каждый раз, потому что знал, какую тревогу может посеять дружелюбие в таком человеке. Подобная реакция часто бывает и при неврозах.

Пожалуйста, не путайте любовь с сексом. Одна пациентка как-то сказала мне: «Я совсем не боюсь секса, я ужасно боюсь любви». И в самом деле, она едва могла выговорить слово «любовь», и делала все, что было в ее силах, чтобы держать внутреннюю дистанцию от людей, проявляющих это чувство. Она легко вступала в сексуальные отношения и достигала оргазма. Эмоционально, однако, она оставалась очень далека от своих мужчин и говорила о них с такой степенью отстраненности, с которой обычно обсуждают автомобили.

Этот страх перед любовью заслуживает более подробного обсуждения. По сути, такие люди защищаются от своего страха перед жизнью - их основной тревоги, поэтому они запирают все двери и сохраняют свое ощущение защищенности тем, что отказываются выйти наружу.

Часть проблемы - это их страх перед зависимостью. Так как эти люди действительно зависят от любви других и нуждаются в ней, как в воздухе, опасность попасть в мучительное зависимое положение действительно очень велика. Они тем более боятся любой формы зависимости, что убеждены во враждебности к ним других людей. Одна молодая девушка до начала анализа несколько раз завязывала любовные отношения более или менее сексуального характера, и все они кончались ужасным разочарованием. Всякий раз она была глубоко несчастна, погружалась в ощущение собственного ничтожества, чувствовала, что может жить только для этого человека и вся ее жизнь потеряна без него. На самом же деле она совершенно не была привязана к своим мужчинам и не испытывала к ним никаких особых чувств. После ряда таких переживаний ее позиция изменилась на противоположную, на сверхтревожный отказ от любой возможной зависимости. Чтобы избежать этой опасности, она полностью отключила свои чувства. Все, чего она хотела теперь - это получить власть над мужчинами. Иметь чувства или показывать их стало для нее слабостью и подлежало осуждению. Этот страх распространялся и на аналитика. Я начала работать с ней в Чикаго, потом я переехала в Нью-Йорк. Не было причин ей не отправиться со мной, так как она могла работать и в Нью-Йорке. Однако то, что ей пришлось отправиться туда из-за меня, так мучило ее, что она три месяца донимала меня, постоянно жалуясь, какое мерзкое место Нью-Йорк. Мотив был такой: никогда не уступать, никогда ничего не делать для другого, потому что это означает зависимость и потому опасно.

Есть и более важные причины, по которым невротику так трудно найти удовлетворение. Но я хотела бы прежде перечислить те типичные для него пути к удовлетворению, которые, думаю, хорошо вам знакомы. Основные средства, которыми невротик пытается достичь удовлетворения своей потребности в любви - это: привлечь внимание к своей собственной любви, воззвать к жалости к себе и…угрожать.

Первое означает: «Раз я так тебя люблю, то и ты должен любить меня» [что, как мы знаем, вовсе не является обязанностью - М. Р.]. Форма может быть разная, но занимаемая позиция почти общая. Это очень распространенная установка на любовь.

Все мы знакомы с их взыванием к жалости. Оно предполагает полное неверие в любовь и убежденность в базисной враждебности всех людей вокруг, поэтому невротик исходит из того, что только подчеркиванием своей беспомощности, слабости и жалкой участи можно чего-нибудь добиться.

Последний довод - это угроза. Как в берлинской поговорке: «Люби меня, а не то убью». Мы сталкиваемся с таким отношением достаточно часто, как при анализе, так и в повседневной жизни. Это могут быть открытые угрозы причинить вред другому или себе; сюда же относятся угрозы самоубийства, угрозы подорвать репутацию и т. п. Они могут быть замаскированными - выражаясь, например, в форме болезни - когда какое-то из любовных желаний не удовлетворено. Бессознательно реализуемые угрозы могут приобретать самые замысловатые формы.

Мы наблюдаем их бесчисленное разнообразие в любовных связях, браках и отношениях врач - пациент.

Как может быть понята эта невротическая потребность в любви с ее постоянной преувеличенностью, патологической навязчивостью и ненасытностью? Есть различные возможности истолкования. Многие считают, что это не более, чем инфантилизм, но я с этим не согласна. По сравнению с взрослыми, дети действительно больше нуждаются в поддержке, помощи, защите и тепле - Ференци написал много хороших статей на эту тему. Это естественно, потому что дети беспомощнее взрослых. Но здоровый ребенок, растущий в доме, где с ним хорошо обращаются и он чувствует себя желанным, где по-настоящему теплая атмосфера - такой ребенок вполне сыт любовью. Если он упал, он пойдет к маме за утешением. Но ребенок, намертво вцепившийся в мамин передник, - уже невротик.

Можно подумать, что невротическая потребность в любви - это выражение «фиксации на матери». Это вроде бы подтверждается сновидениями, в которых прямо или символически выражается желание припасть к материнской груди или вернуться в материнскую утробу. История детства таких лиц действительно показывает, что они или не получили достаточно любви и тепла от матери, или что они уже в детстве были вот так компульсивно к ней привязаны. В первом случае невротическая потребность в любви - выражение упорно сохраняющегося желания во что бы то ни стало добиться материнской любви, которая не была в детстве предоставлена им свободно. Это, однако, не объясняет, почему такие дети не принимают другое возможное решение - удалиться от людей, а настойчиво выдвигают требование любви. Во втором случае можно подумать, что это прямое повторение цепляния за мать. Такое толкование, однако, просто отбрасывает проблему в более раннюю фазу, не решая ее. По-прежнему требуется объяснение, почему ребенку с самого начала это было так необходимо? Какие динамические факторы поддерживают в дальнейшей жизни установку, приобретенную в детстве, или делают невозможным уход от инфантильной установки? В обоих случаях вопрос остается без ответа.

Во многих случаях очевидным истолкованием кажется то, что невротическая потребность в любви - это выражение особенно сильных нарциссических черт. Как я указывала ранее, такие люди реально неспособны любить других. Они настоящие эгоцентрики. Я думаю, однако, что слово «нарциссический» надо употреблять очень осторожно. Есть большая разница между себялюбием и тревожной эгоцентричностью. Невротики, о которых я говорю, имеют какие угодно, но только не хорошие отношения с самим собой. Как правило, они относятся к себе как к злейшему врагу и нередко открыто бранят себя. Как я покажу позже, они нуждаются в любви для того, чтобы ощутить себя в безопасности и поднять свою заниженную самооценку.

психологических

Такое истолкование помогает нам понять некоторые случаи к злейшему врагу и нередко открыто бранят себя. Как я покажу позже, они нуждаются в любви для того, чтобы ощутить себя в безопасности и поднять свою заниженную самооценку.

Есть еще одно возможное объяснение - это страх утраты любви, который Фрейд полагал присущим женской психике. Действительно, страх потерять любовь у женщин очень велик. Возникает, однако вопрос, не нуждается ли в объяснении само явление такого страха? Я считаю, что оно может быть понято, только если мы узнаем, какое значение придает человек тому, что его любят.

Наконец, мы должны спросить, не является ли преувеличенная потребность в любви реальным либидонозным феноменом? Фрейд, несомненно, ответил бы утвердительно, для него сам по себе аффект - результат недостижимости сексуальной в своей основе цели. Хотя мне кажется, что эта концепция, мягко выражаясь, не доказана. Этнологические исследования указывают на то, что связь между нежностью и сексуальностью сравнительно позднее культурное приобретение. Если рассматривать невротическую потребность в любви как явление, в своей основе сексуальное, трудно будет понять, почему оно встречается и у невротиков, живущих вполне удовлетворительной половой жизнью. Более того, эта концепция неизбежно приведет нас к тому, чтобы рассматривать в качестве сексуальных феноменов не только стремление к дружеской привязанности, но также стремление получать советы, защиту, признание.

Если мы подчеркиваем ненасытность невротической потребности в любви, то все явление представляет собой, в терминах теории либидо, выражение «оральной эротической фиксации» или «регрессии». Эта концепция говорит о готовности свести сложнейший комплекс психологических явлений к физиологическим факторам. Я считаю, что такое предположение не только несостоятельно, но и затрудняет наше понимание психологических явлений.

Не говоря даже о валидности таких объяснений, следует признать, что все они страдают однобокостью, фокусируясь только на одной стороне явления, будь то стремление к привязанности или ненасытность, зависимость или эгоцентризм. Нам трудно при этом увидеть явление в целом. Мои наблюдения в аналитической ситуации показали, что все эти многосложные факторы - только разные проявления и выражения одного явления. Мне кажется, что мы сумеем понять явление в целом, если увидим в нем один из путей защиты себя от тревоги. Все эти люди, как правило, страдают от повышенной базальной тревоги, и вся их жизнь показывает, что их нескончаемый поиск любви - только еще одна попытка смягчить эту тревогу.

Наблюдения, проведенные в аналитической ситуации, ясно показывают, что увеличение потребности в любви наступает, когда на пациента давит какая-то особая тревога, и исчезает, когда он осознает эту связь. Так как анализ неизбежно пробуждает тревогу, пациент пытается снова и снова вцепиться в аналитика. Мы можем наблюдать, например, как пациент, находясь под прессом вытесняемой ненависти против аналитика, переполняется тревогой и начинает в такой ситуации искать его дружбы или любви. Я считаю, что большая часть того, что называют «позитивным переносом» и интерпретируют как первоначальную привязанность к отцу или к матери, на самом деле - желание найти защиту и успокоение от тревоги. Девиз такого поведения: «Если ты любишь меня, ты меня не обидишь». Как неразборчивость при выборе объекта, так и навязчивость и ненасытность желания становятся понятны, если мы увидим в них выражение потребности в успокоении. Я считаю, что значительной части зависимости, в которую так легко иногда попадает пациент при анализе, можно избежать, если выявить эту связь и раскрыть ее во всех деталях. По моему опыту, мы быстрее подойдем к реально волнующим пациента проблемам, анализируя потребность пациента в любви именно как попытку оградить себя от тревоги.

Очень часто невротическая потребность в любви проявляется в форме сексуальных заигрываний с аналитиком. Пациент выражает через свое поведение или сновидения, что он влюблен в аналитика и стремится к некоторого рода сексуальной вовлеченности. В некоторых случаях потребность в любви проявляется прямо или даже исключительно в сексуальной сфере. Чтобы понять это явление, мы обязаны помнить, что сексуальные стремления не обязательно выражают половую потребность как таковую - проявление сексуальности может также представлять вид ориентации на контакт с другим человеком. По моему опыту, невротическая потребность в любви тем охотнее отливается в форму сексуальности, чем тяжелее складываются эмоциональные отношения с другими людьми. Когда сексуальные фантазии, сновидения и т. п. появляются на ранних стадиях анализа, я принимаю их как знак того, что этот человек полон тревоги и его отношения с другими людьми никак не складываются. В таких случаях сексуальность - один из немногих, а может быть и единственный мост, перекинутый к другому человеку. Сексуальные стремления к аналитику быстро исчезают, когда их интерпретируют как потребность в контакте, основанную на тревоге, и это открывает путь к проработке тревог, которые и явились причиной прихода к аналитику.

Такое истолкование помогает нам понять некоторые случаи преувеличенных сексуальных потребностей. Излагая проблему кратко, я лишь скажу, что люди, чья невротическая потребность в любви выражается через сексуальность, склонны вступать в одну связь за другой, как будто под принуждением. Они и не могут вести себя по-другому, потому что их отношение с другими людьми слишком разлажены. Поэтому они так тяжело переносят половое воздержание. Все, что я до сих пор говорила о людях с гетеросексуальными наклонностями, применимо и к людям с гомосексуальными и бисексуальными тенденциями. Большая часть того, что кажется гомосексуальными склонностями, или интерпретируется таким образом, на самом деле нередко является выражением невротической потребности в любви.

И, наконец, связь между тревогой и преувеличенной потребностью в любви приводит нас к новому пониманию Эдипова комплекса. Фактически, все проявления невротической потребности в любви можно обнаружить в том явлении, которое Фрейд описал как Эдипов комплекс: привязанность к одному из родителей, ненасытность потребности в любви, ревность, чувствительность к отвержению и сильная ненависть в ответ на отвержение. Как вы знаете, Фрейд считал Эдипов комплекс филогенетически детерминированным в своей основе. Наш опыт работы со взрослыми пациентами, однако, заставляет нас задуматься над тем, насколько эти детские реакции, прекрасно описанные Фрейдом, обусловлены тревогой, возникающей уже к этому периоду времени. Этнологические наблюдения позволяют усомниться, что Эдипов комплекс - биологически детерминированное явление (учитывая факты, на который уже указывали Бем и другие). История детства невротиков, у которых особенно сильна привязанность к отцу или к матери, всегда полна таких обстоятельств, которые вызывают у ребенка тревогу. Чаще всего в таких случаях ребенка запугивают, а это пробуждает в нем враждебность и одновременно - снижает его самооценку. Я не могу сейчас подробно обсуждать причины, по которым вытесненная враждебность легко приводит к тревоге. В самом общем смысле можно сказать, что у ребенка возникает тревога, потому что он чувствует, что выражение его враждебных побуждений угрожало бы его безопасности и всему существованию.

Этим последним замечанием я вовсе не отрицаю существования и важности Эдипова комплекса. Я хотела бы только понять, насколько универсально это явление и до какой степени оно обусловлено невротичностью родителей.

И, наконец, я хочу кратко пояснить, что я понимаю под повышенной базальной тревогой. В смысле «тревоги живого существа» (Angst der Kreatur) - это общечеловеческое явление.

У невротика эта тревога преувеличена. Кратко ее можно описать, как чувство беспомощности во враждебном и всесильном мире. По большей части, человек не осознает эту тревогу как таковую. Он отдает себе отчет в ряде тревог самого разного содержания: страх перед грозой, страх перед улицами, боязнь покраснеть, страх заразиться, страх перед экзаменами, страх перед железной дорогой и т. п… Эти страхи, конечно, жестко определяются спецификой каждого конкретного случая. Но если мы посмотрим глубже, мы увидим, однако, что все эти страхи происходят от повышенной базальной тревоги.

Есть различные пути защитить себя от базальной тревоги. В нашей культуре чаще всего встречаются следующие способы. Первый - невротическая потребность в любви, девиз которой, как уже упоминалось: «Если ты любишь меня, ты меня не обидишь». Второй - подчинение: «Если уступать, всегда делать то, что от тебя ждут, никогда ничего не просить, никогда не сопротивляться - никто тебя не обидит». Третий путь был описан Адлером и в особенности Кюнкелем. Это компульсивное стремление к власти, успеху и обладанию под девизом: «Если я всех сильнее и выше, меня не обидишь». Четвертый путь - это эмоциональное дистанцирование от людей, как способ достижения безопасности и независимости. Одна из важнейших целей такой стратегии - стать неуязвимым. Еще один путь - это судорожное накопительство, которое в таком случае выражает не патологическое стремление к обладанию, а желание обеспечить свою независимость от других.

Полное собрание материалов по теме: невротическая любовь лечение от специалистов своего дела.

В статье уделяется внимание одному из часто задаваемых вопросов о не совсем обычной любви, а также приводятся типичные ситуации и возможное их решение.

Невротическая любовь у женщин к мужчине признаки, как избавиться, лечение

Невротическая любовь или по-другому потребность в любви. Симптомы таковы, что мир для человека теряет краски без любимого рядом. Женщина относится к мужчине как к ребенку, сдувая с него пылинки, замечая одно лишь хорошее. Контроль всех действий, чтобы не дать ошибиться. Избранник быстро начинает задыхаться от этой гиперлюбви. Лечение производит опытный психолог.

Невротическая любовь Литвак, по Хорни

По его мнению, невротическая любовь носит навязчивый характер.

Невротическая любовь по Фромму, Фрейду психология, симптомы и причины, пример

По Фромму причина такой любви ненасытность, потребность в любви, для которой всегда мало. Симптомы кроются в заниженной самооценке, часто эта форма любви проявляется в заигрываниях с психотерапевтом.

По Фрейду невротическая любовь происходит из-за отсутствия взаимности. Страдая от невозможности удовлетворить стремления, испытывая сильную необходимость в этом.

Таня влюбилась в Максима с первого взгляда, но после нескольких месяцев встреч Максим заметно к ней охладел, когда она стала рассказывать о взаимоотношениях, телефонных звонках не меньше 7 раз в день. Ему надоели и постоянные выпытывания подробностей о том, как он провел день. Проявляла заботу как о маленьком ребенке. В конце концов, Максим стал задыхаться от такого количества внимания и заботы.

Невротическая любовь у мужчины

У мужчин, как правило, проявляется в излишней ревности, страхе потерять любимую. Контроль всех действий.

Тема, которую мы хотим здесь обсудить это невротическая потребность в любви. Речь идет о хорошо знакомой каждому психотерапевту преувеличенной потребности некоторых пациентов в эмоциональной привязанности, позитивной оценке со стороны окружающих, их советах и поддержке, также как и в преувеличенном страдании, если эта потребность не удовлетворяется.

Однако в чем разница между нормальной и невротической потребностью в любви?

Все мы хотим любить и быть любимыми, если это удается, мы чувствуем себя счастливыми. В такой степени потребность в любви или, точнее, потребность быть любимым, не является невротической. У невротика потребность быть любимым преувеличена. Если окружающие люди менее любезны, чем обычно, невротику это портит настроение. Для психически здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам; невротическая потребность в любви навязчива и не разборчива.

Подобные невротические реакции очень отчетливо выявляются в процессе психоанализа, так как в отношениях пациент-психоаналитик присутствует одна особенность, отличающая их от других человеческих отношений. В психоанализе относительно дозированная эмоциональная вовлеченность психотерапевта создает возможность наблюдать эти невротические проявления в более ярком виде, чем это случается в повседневной жизни: мы видим снова и снова, сколь многим пациенты готовы пожертвовать, чтобы заслужить одобрение своего психотерапевта, и как они щепетильны во всем, что может вызвать его неудовольствие.

9. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ, ЕЕ ИСТОЧНИКИ

Чтобы получить хоть какой-то прок от исследования невротической любви, нужно сначала определить, что мы понимаем под словом «невротический». Еще недавно мы использовали это слово с большой легкостью применительно к другим. На любое нестандартное или неприятное поведе­ние мы реагировали фразой: «О, он невротик» или «Она невротичка». Но мы почти никогда не говорили: «Ты не­вротик», если не были готовы потерять друга. И крайне редко человек говорил самому себе: «Я невротик». Если и говорил, то только своему психоаналитику. Перефразируя слова Квейкера , сказанные жене: «Все в мире невротики, кроме тебя и меня», мы могли бы про себя добавить: «Да и ты тоже немного невротик».

Сегодня ситуация стала хуже. Мы сами себя называем невротиками, но не с диагностической откровенностью, которая свидетельствует о попытке помочь себе. Люди ис­пользуют это слово как пароль, дающий доступ в фешене­бельный модный круг. Это одновременно хвастливое ут­верждение собственной честности и тайное признание сво­ей беспомощности.

В целях вежливости следовало бы начать с заявления, что, говоря о невротиках, мы не имеем в виду присутствую­щих. Но мы этого делать не будем, потому что речь пойдет именно о вас и обо мне. Нам, возможно, нелегко будет уз­нать себя на этих страницах, потому что каждый из нас тщательно скрывает свои невротические тенденции от са­мого себя, так что ни один из нас точно не представлен в историях болезни.

Но невротические тенденции есть у всех. Как никто из нас не может похвастать совершенным физическим здоровь­ем, точно так же ни у кого нет совершенного психологичес­кого здоровья. Мы не испытываем замешательства, обсуж­дая свои физические болезни и недостатки. Напротив, люди испытывают определенное удовольствие, рассказывая о сво­ей головной боли, боли в спине, нарушениях пищеварения и особенно о перенесенных операциях. Им даже нравится слушать об этом при условии, что потом у них будет воз­можность рассказать о своих увлекательных болячках. Одна­ко редко кто из нас рассказывает с таким же пылом о своих психологических нарушениях. Мы говорим о том, что нас раздражает, о людях, которые нам не нравятся, о ситуации, вызывающей депрессию, но редко видим во всем этом при­знаки собственных психологических отклонений от нормы. Однако сегодня мы получаем все больше сведений по пси­хологии, и, возможно, будущие поколения станут с большей откровенностью говорить о своих личных проблемах.

Это совсем не означает, что мы должны быть поглоще­ны своими психологическими трудностями. Их нечего бо­яться, но нечем и гордиться. Они просто есть, они суще­ствуют. Несколько лет назад один психиатр написал попу­лярную книгу «Радуйся: ты невротик». В предисловии ав­тор по существу говорит: «Видите, я невротик и пишу эту книгу. Значит, невроз может приносить прибыль». Книга стала бестселлером, и в этом смысле автор оказался прав. Многие захотели узнать что-нибудь хорошее о своих не­врозах и потому покупали книгу. Но радоваться тому, что вы невротик, значит, радоваться тому, что вы несчастны, радоваться тому, что вы платите исключительно высокую психологическую цену за все, что получаете от жизни.

Мы должны проводить различие между понятиями «быть невротиком» и «иметь невротические тенденции». Такие тенденции есть у всех. Все мы уязвимы в какой-то области, точно так же, как уязвимы к определенным физическим заболеваниям. У некоторых часто болит голова, другие лег­ко простужаются, третьи не могут усваивать определенные виды пищи. С другой стороны, невротик не просто уязвим. Он уже болен. Невротик не человек, у которого есть не­вроз, - невроз владеет этим человеком. Больной одержим своим неврозом.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Тэхкэ Вейкко

Из книги Невроз и личностный рост [Борьба за самоосуществление] автора Хорни Карен

Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ При всех своих бешеных усилиях достичь совершенства и при всей своей вере, что оно достигнуто, невротик не достигает того, в чем отчаянно нуждается самоуважения и уверенности в себе. Богоподобный в своем воображении, он лишен обычной земной

Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм

Здоровая и невротическая уверенность в себе Для молодого человека, достигшего половой зрелости и обладающего сексуально-энергетической структурой, оргастический контакт с женщиной является приятной связью, которая возвышает партнёра и устраняет любое стремление

Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора

Невротическая депрессия

Из книги Душевные болезни: православный взгляд. автора Авдеев Дмитрий Александрович

Невротическая депрессия Значительная часть депрессивных состояний – следствие греховного образа жизни, следствие губительного действия греха на душу человека. В первую очередь, эти слова относятся к невротическим депрессиям, которые, как будет показано ниже, сродни

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

Нормальная и невротическая тревога Феноменологическое описание тревоги, приведенное выше, относится к различным типам тревоги, а не только к тревоге невротической. Его можно применить, например, к реакции на катастрофическую ситуацию у пациентов с повреждениями

Из книги Невротическая личность нашего времени автора Хорни Карен

Невротическая тревога и средний класс И последний вопрос возникает в связи с тем, что все молодые женщины из первой группы - то есть с невротической тревогой - принадлежали к среднему классу, а девушки из второй группы, которые подвергались отвержению, но переносили его

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Глава 6. Невротическая потребность в любви и привязанности. Нет сомнения в том, что в нашей культуре перечисленные ранее четыре способа защиты собственного «Я» от тревожности могут играть решающую роль в жизни многих людей. Это люди, главным стремлением которых является

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

НЕВРОТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Пациенты с симптоматическими неврозами и расстройствами характера непограничного типа способны в начальной фазе структурного интервью осмысленно рассказать о том, что заставило их обратиться за помощью, в чем их главные трудности,

Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г.

10. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ: ЕЕ ПОВСЕДНЕВНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ Нет сомнения в том, что в нашей культуре перечисленные ранее четыре способа защиты собственного «Я» от тревожности могут играть решающую роль в жизни многих людей. Это люди, главным стремлением которых является желание любви или

Из книги 50 оттенков боли. Природа женской покорности автора Фрейд Зигмунд

Невротическая личность В развитии невротической личности важнейшую роль играет тревога, которая и подпитывает симптомы недомогания. У невротиков очень хорошо развита и, возможно, избыточно активна совесть, или сверх-«Я». Невротики склонны испытывать сильное

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Невротическая потребность в любви (Лекция на собрании Немецкого Психоаналитического Общества 23 декабря 1936 года)Тема, которую я хочу сегодня предложить вашему вниманию, это невротическая потребность в любви. Я, возможно, не представлю вам новых наблюдений, так как вы уже

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

2.4. Невротическая депрессия Симптоматика Невротическая депрессия проявляется в следующих симптомах: депрессивное дурное настроение, скука, вялость, отсутствие или недостаточно высокий уровень спонтанной активности и более или менее сильная тенденция к уединению. К

Из книги Тревожность у детей автора Астапов Валерий Михайлович

Нормальная, невротическая и экзистенциальная вина Так же как и тревога, вина является частью человеческого существования. Можно провести различие между нормальной и невротической виной. В основе невротической вины лежат воображаемые проступки, направленные якобы

Из книги автора

Нормальная и невротическая тревога Психологическая проблема тревоги имеет еще один аспект исследования – установление различия между нормальной, рациональной тревогой и патологической, невротической тревогой.Психиатры до недавнего времени рассматривали любую

Невротическая потребность в любви – хорошо знакомая каждому психотерапевту преувеличенная потребность некоторых людей в эмоциональной привязанности, позитивной оценке со стороны окружающих, их советах и поддержке, также как и в преувеличенном страдании, если эта потребность не удовлетворяется.

В чем разница между нормальной и невротической потребностью в любви? Все мы хотим любить и быть любимыми, если это удается, мы чувствуем себя счастливыми. В такой степени потребность в любви или, точнее, потребность быть любимым, не является невротической. У невротика потребность быть любимым преувеличена. Если окружающие люди менее любезны, чем обычно, невротику это портит настроение. Для психически здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам; невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива.

Подобные невротические реакции очень отчетливо выявляются в процессе психоанализа, так как в отношениях "пациент-психоаналитик" присутствует одна особенность, отличающая их от других человеческих отношений. В психоанализе относительно дозированная эмоциональная вовлеченность психотерапевта создает возможность наблюдать эти невротические проявления в более ярком виде, чем это случается в повседневной жизни: мы видим снова и снова, сколь многим пациенты готовы пожертвовать, чтобы заслужить одобрение своего психотерапевта, и как они щепетильны во всем, что может вызвать его неудовольствие.

Среди всех проявлений невротической потребности в любви хочется выделить одно, достаточно распространенное в нашей культуре. Это переоценка любви, свойственная, прежде всего, определенному типу женщин. Мы имеем в виду невротических женщин, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными всегда, пока рядом нет никого бесконечно им преданного, кто любил бы их и заботился о них. У таких женщин желание выйти замуж принимает форму навязчивости. Они застревают на этом желании как загипнотизированные, даже если сами абсолютно не способны любить и их отношение к мужчинам заведомо скверное.

Другая существенная черта невротической потребности в любви – это ее ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: "Ты обязан(а) любить только меня". Под ревностью мы подразумеваем здесь не реакцию, основанную на действительных фактах, а именно ненасытность и требование быть единственным предметом любви.

Еще одно выражение ненасытности невротической потребности в любви – это требование безусловной любви. "Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду". Даже тот факт, что в психоанализе пациент должен платить психотерапевту, служит для невротика доказательством, что изначальное намерение психотерапевта вовсе не помогать: "Хотел бы помочь – не брал бы денег".

В их отношении к собственной любовной жизни господствуют аналогичные представления: "Он(а) любит меня только потому, что получает сексуальное удовлетворение". Партнер обязан постоянно доказывать свою "настоящую" любовь, жертвуя при этом своими моральными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т. п. Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство.

Другой признак невротической потребности в любви - чрезвычайная чувствительность к отвержению. Любые нюансы в отношениях, которые можно было бы истолковать как отвержение, невротик воспринимает только так, и отвечает на них ненавистью.

В конце концов, возникает главный вопрос, почему невротику так трудно удовлетворить свою потребность в любви?

Одна причина – ненасытность его потребности в любви, для которой всегда будет мало.

Другая причина - это неспособность невротической личности любить.

Невротик не отдает себе отчета в своей неспособности любить. Он обычно даже не знает, что не умеет любить. Чаще всего невротик живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и способен на величайшую самоотдачу. Он держится за этот самообман, так как он выполняет очень важную функцию оправдания его претензий на любовь. Именно этот самообман позволяет невротику требовать все больше любви от других, а это было бы невозможно, если бы он действительно осознавал, что на самом деле ему на них наплевать.

Еще одна причина, почему невротику так трудно почувствовать себя любимым – это непомерный страх отвержения. Этот страх может быть так велик, что часто не позволяет ему подойти к другим людям даже с простым вопросом. Он живет в постоянном страхе, что другой человек их оттолкнет. Он может даже бояться преподносить подарки из страха отказа.

Страх быть отвергнутым и враждебная реакция на отвержение заставляют невротика все больше и больше удаляться от людей. Таких людей можно сравнить с людьми, умирающими от голода, которые могли бы взять еду, если бы руки не были связаны за спиной. Они убеждены, что их никто не сможет полюбить, и это убеждение непоколебимо.

Страх перед любовью тесно связан со страхом перед зависимостью. Так как эти люди на самом деле зависят от любви других и нуждаются в ней как в воздухе, опасность попасть в мучительное зависимое положение действительно очень велика. Они тем более боятся любой формы зависимости, поскольку убеждены во враждебности других людей.

Как же может быть понята эта невротическая потребность в любви с ее постоянной преувеличенностью, патологической навязчивостью и ненасытностью?

Можно подумать, что невротическая потребность в любви – это выражение инфантильной "фиксации на матери". Это подтверждается сновидениями таких людей, в которых прямо или символически выражается желание припасть к материнской груди или вернуться в материнскую утробу. История их детства действительно показывает, что они или не получили достаточно любви и тепла от матери, или что они уже в детстве были к ней чрезвычайно сильно (навязчиво) привязаны. В первом случае невротическая потребность в любви – выражение упорно сохраняющегося желания, во что бы то ни стало добиться материнской любви, которую они недополучили в детстве. Во втором случае, похоже, что это прямое повторение цепляния за мать.

Во многих случаях очевидным истолкованием кажется то, что невротическая потребность в любви – это выражение существенных дефицитов в самооценке. Заниженная самооценка, отношение к себе самому как к злейшему врагу, нападения на самого себя – типичные спутники таких людей, которые нуждаются в любви для того, чтобы ощутить себя в безопасности и поднять свою заниженную самооценку.

Часто невротическая потребность в любви проявляется в форме сексуальных заигрываний с психотерапевтом. Пациент выражает через свое поведение или сновидения, что он(она) влюблен в психотерапевта и стремится к некоторого рода сексуальной вовлеченности. В некоторых случаях потребность в любви проявляется прямо или даже исключительно в сексуальной сфере.

Чтобы понять это явление, мы обязаны помнить, что сексуальные желания не обязательно выражают половую потребность как таковую – проявления сексуальности могут также представлять собой вид ориентации на контакт с другим человеком. Невротическая потребность в любви тем скорее выразится в форме сексуальности, чем тяжелее складываются эмоциональные отношения с другими людьми. В таких случаях сексуальность – один из немногих, а может и единственный мост, перекинутый к другому человеку.

Обсуждение

Ура!Сегодня только нам и совершенно бесплатно открыли Истину,и теперь мы будем бдительны!А фсех невротиков-на костер))... вместе с хитрыми психотерапевтами!)))

25.12.2007 05:45:44

орошо, что есть люди подымающие эти вопросы. Я, как начинающий психотерапевт сталкиваюсь в своей практике с такими случаями. Спасибо Вам, уважаемый коллега, за просветительскую деятельность.
Ксения, Одесса.

25.12.2007 05:45:11, Ксения

Позвольте, это же глава из книги Карен Хорни! Господин Куракин? Вы не ожидали?

30.08.2007 18:33:14, Ольга

Да, верно, однако ситуация действительно кругом не дружественная, вспомните выражения "жизнь такая", "надо бороться", "жизнь - война". Да пирожок это в десятку. Ну чтож если я не умею любить, то всёравно нате пирожки, а я рад и этому с меня хватит. А там уж подружке решать. Пирожков обещаю много, не веришь, припомни сколько было. А что до любви, то она есть хоть бы потому что это слово есть. Что до любви во мне, я просто как бы ни крутил вижу что по другому это назвать не могу, хоть в и чую себе вину, что если получу ответ опять свобода выбора, хочу продолжаю, хочу нет. Вроде бы представление получается, соответствующее реальности.

03.04.2007 16:01:37, Роман

Да, тяжело все это...Про себя тоже..Мучительно...Но все же!,сново по той же линии, без изменений.Я знаю, что да, я такая..и.. ничего не делаю, ничего не меняю.Эта зацикленность только на себе.... БРЕД!!! Сколько можно???Как мне справиться с этой проблемой?Просто начать!Любить,ценить,желать!! Вот он человек- подруга,друг,муж.
Зацикленность на себе-эгоизм,это не есть любовь,любовь к себе.Любить себя-принимать себя.
ДРУЖИТЬ!!!
Через себя я прихожу к кому-то.Прихожу,открываю,-вот тебе пирожок.Спасибо,что тебе было вкусно!
Любит ли он меня?А я?Я люблю его,какая она моя любовь, что я ДЕЛАЮ для НАШЕЙ любви?
Любовь-это действие.ПЛОДОТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ.
Любовь-это давать.
Спасибо,что тебе было вкустно!

21.11.2006 00:22:39, Ольга

Прочитала, увидела своё зеркальное отражение.Пожалуйста помогите,я измучила всех окружающих меня людей.Я вымотала себя так этой ревностью,вечным недовольством собой,что просто схожу с ума!ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСОВЕТУЙТЕ.СПАСИБО,АННА 29 ЛЕТ.

02.11.2006 16:33:12, Анна

Хотел бы венсти уточнение с слова коллеги.
Есть невроз - как преходящее состояние психики, возникшее под действием стресовых факторов.
Есть невротические типы развития личности - это формы психопатий. в которых невротические реакции. Это не психиатрическая проблема в чистом виде, так как в среднем человек 2 месяца в году находится в неврозе.
закрплены "намертво" как нормальная форма реагирования на действительность. Это уже патология относящаяся к психиатрии.

Если же у тебя именно невротическая реакция - то надо прост выходить из стресса.

Это я к чему - не все так плохо:=)))

И что нам делать?

как будто с меня писали......:(
действительно это только констатация, а что с этим делать?вот вопрос, к психиатру?

Мировая история, рассказывает нам о том, что все известные психотерапевты, были несчастны в личной жизни. Может быть потому, что были оторваны от реальности и изучали процесс без практики)).Психология говорит о том, что легко заменить проблему, выдуманной проблемкой,все будет не так страшно и жизнь наладится.Человек всегда желает быть самым, самым, если не для всех, то для кого-то конкретного человека. По простому, любить и быть любимым, что уже есть патология. Так как любовь на деле самопожертвование. И есть всегда +и – ведомый и ведущий.И не всегда каждый занимает свое место. Но это и есть жизнь, идеальный человек он неинтересен, так как предсказуем. А если о статье,не понял, с вами кто-то заигрывает из пациенток и вы не знаете что делать? Тогда совет такой,делайте то что еще можете, удачи и меньше пустых статей не преследующих не какой конкретной цели, лишь повторяющую мысли уже высказанные в 1974 году.

Полностью согласна, и что же теперь делать? Эту потребность вообще возможно удовлетворить, хоть как то привести в норму? Ведь и этот человек страдает, не просто так мучает себя и других!!! Статья только констатирует факт.

30.10.2006 00:16:20, Наталья

Комментировать статью "Невротическая потребность в любви"

Издательство "ЭКСМО" считает, что лучший подарок для женщины на 8 марта - это книга: книга о любви, о женской судьбе - и женском счастье. И предлагает подборку из 8 новинок. 1. ...судьбоносная... Сара Райнер "Один момент, одно утро" Британская писательница Сара Райнер в своих книгах избегает заведомо сказочных сюжетов, рассказывая о героинях, в которых многие из женщин могут узнать себя, но при этом оставляет за ними право на счастье. «Один момент, одно утро» - это история трех сильных...

Женские тренинги Хотите быть одновременно женственной и успешной? Желаете повысить женскую самооценку и полюбить себя? Мечтаете перестать быть "ломовой лошадью"и жить легко и радостно как прекрасная бабочка? Тогда Центр психологической помощи “Будь Собой” предлагает Вам пройти женские тренинги в Москве. Зачем нужны женские тренинги? "Быть хранительницей Любви и семейного очага" - вот истинная природная задача Женщины. Постижение "искусства любви", науки...

1. Прекратите критиковать. Критика никогда никого не меняет. Откажитесь от критики себя. Примите себя именно такими, как вы есть. Когда вы критикуете себя, ваши перемены негативны. Когда вы одобряете себя - вы меняетесь позитивно. 2. Прекратите запугивать себя, терроризировать себя своими же мыслями. Это ужасный способ жизни. Найдите для себя такой образ, который приятен вам (для меня - это желтая роза), и немедленно переключайтесь от пугающих вас мыслей к приятным. 3. Будьте великодушны...

Мы с детства задумываемся над тем, кто станет нашей второй половиной. Рисуем романтические образы таинственного незнакомца и представляем, как это произойдет, когда настанет время. Время идет, наши представления меняются, а любовь не приходит, в соответствии с нашими планами.Проходит еще некоторое время, и мы понимаем, что мы одиноки. Потребность любить и быть любимым – естественное человеческое желание, поэтому без близких отношений человек живет только наполовину.Любовь – вещь...

В масштабном опросе "Любимые бренды россиян" в десятку брендов-лидеров в категории «Товары для детей» вновь вошел российский бренд «Мир детства». В течение нескольких лет бренд «Мир детства» регулярно входит в топ-список называемых россиянами любимых брендов в категории «Товары для детей», и даже обгонял в 2010 году по числу «признаний в любви» потребителей таких монстров мировой детской индустрии, как Lego и Johnson& Johnson. Сравнение результатов последнего исследования с опросом прошлого...

Отношения сохраняются, когда двое не сковывают друг друга играми в зависимость и подчинение. Чем в отношениях меньше требований, условий и навязанных обязательств, тем комфортней людям пребывать друг с другом, тем стабильней будут такие отношения. Человеку необходима психологическая свобода, когда он знает, что у него есть время и пространство для личных интересов. И здесь речь вовсе не о «свободных отношениях», когда каждый спит, с кем хочет. Просто, для сохранения здоровых отношений, даже...

Сегодня много нуждающихся людей во всём мире, чем любовь может им помочь? Нужды могут быть физического (здоровье, усталость, тяжёлая работа и т.д.), психологического (отношения, страхи и т.д.) или финансового(деньги, потребности) характера. Вы должны знать что у человека ровно столько здоровья, денег и правильных отношений - сколько у него есть любви. Ни больше, не меньше. если увеличить количество любви в душе, тогда прибавятся и деньги и здоровье и правильные отношения. Это кажется...

Неврозы – наиболее распространенная форма детских расстройств. Термин «невроз» предложил шотландский врач Вильям Куллен в 1776 году. До этого в практике безраздельно доминировала истерия. Невроз – греч. – нерв – нервное расстройство. Неврозы – это своего рода плата за прогресс, поскольку нагрузки на психику значительно возрастают. Дело в том, что эмоции человека изначально были направлены на мобилизацию организма и приспособление к условиям существования. Но в процессе эволюции происходит...

Обсуждение

Во многом согласна с автором статьи. Могу сказать, что действительно, очень много зависит от мамы и ее состояния. А также от тех, кто воспитывает(воспитатели, учителя, бабушки)Вот здесь можно еще узнать немного о воспитании детей: www.prozwetanie.ru/pp/2076p.php

«Мы что, хуже других? Сейчас мы им докажем!» Кому не приходилось слышать таких речей? Но почему-то самыми рьяными сторонниками этой «теории успеха» оказываются люди, которым пока особо нечем похвастаться. Недавно в одном модном издании меня попросили написать статью о том, «как стать звездой». Мол, каждый, кто захочет, может быть первым, например в своей профессии. Нужно просто верить в себя и настойчиво двигаться к цели. Но так ли это? Довольно часто результат не оправдывает ожиданий. По...

Тогда что ребенка заставляет быть ближе к родителям? Папа удовлетворяет мамину потребность в любви и привязанности? А вообще, неплохо бы к психологу, проблемы имеют разные корни и решения.

Современный мир не видит различия между сексуальным влечением и чувством любви. Сексуальное влечение относиться к физиологической потребности каждого человека и является неотъемлемой частью здорового образа жизни, способствует продолжению рода человеческого. Любовь тоже является одной из ведущих потребностей человека, но далеко не физиологической. Чувство любви рождается в душе человека и гораздо сильнее сексуального влечения. Мы испытываем сексуальное влечение к многим представителям...

Да, и тоже важно, нам психолог сказала, что хоть и по интеллекту и возрасту ребенок достиг уровня 7и лет, но психологически/эмоционально ребенок на уровне 5и лет максимум, а может и еще младше, поэтому у нас эта потребность в любви может восполняться больше...

Ведь потребность много съесть сладкого - это завуалированная потребность в любви. "Мне кажется, что тот факт, что покупается еда лично ему, что его не ругают, если он съест всё сразу, помогает Руслану удовлетворить его потребность в любви и внимании.

Обсуждение

Такие девочки лет с 13-14 начинают в тихую от родителей подрабатывать на панели, деньги и "цацки" они любят не только больше мамы/папы и т д, но и больше самой себя.

06.05.2010 01:16:57, даaaaaaaaaa

Если Вы не против, напишите мне в личку, пожалуйста

А Дженни почему бегала? Потому что у нее была созависимость как по учебнику: в детстве ее трахал папа, он же бил ее, пил, поэтому ее потребность в любви и защите была систематически депривирована.

Обсуждение

Много раз смотрела Гампа. Он хороший человек, и не идиот. Я бы жила с ним. А Дженни почему бегала? Потому что у нее была созависимость как по учебнику: в детстве ее трахал папа, он же бил ее, пил, поэтому ее потребность в любви и защите была систематически депривирована. И как следует из тех же учебников, Дженни была обречена жить с наркоманами, алкашами и садистами, не уметь строить отношения, подцепить вич и умереть - ведь девиантное поведение является следствием психических травм. Мне Дженни жаль. В России очень много таких женщин, которых в детстве не любили и которые позволяют мужчинам плохо к себе относиться - бить, не уважать, пить, унижать и т.д. и т.д.

22.05.2009 22:31:03, мое имхо

именно _любовь_ - нет. Друг - да.

Говорю ему: "Я тебя люблю", а в ответ либо тишина, либо какие-то дурацкие шуточки. В свой адрес я признания в любви слышу только от нашего ребетенка... Ваша потребность в ласке- прелюдия к сексу. Вам его стало не достаточно.

Обсуждение

Я не специалист.. но мой опыт подсказывает что почти все пары проходят через подобное.
Другое дело как все это воспринимать.
А вы посмотрите на ситуацию с другой стороны.
Это сейчас у Вас ребенок подрос, не требует к себе много внимания как прежде и Вы вдруг вспомнили что вы Женщина готовая к продолжению рода и новому зачатию и рождению рода. Нужен флирт, влюбленность,гуляние под луной и как результат зачатие и т.д. Так природа заложила в нас женщинах.А вы не рожаете. А природа свое требует....
А теперь вспомните себя пять лет назад. Реб. маленький. Вам от мужа нужна стабильность в отношениях, поддержка, уверенность и спокойствие. И даже порою лишние ласки раздражают потому как валитесь от усталости.И какой уж тут флирт?
Некогда Вам. Вам бы выспаться и потомство взрастить.
А может муж сейчас в такой фазе жизненной находится.Устал. Ему не до ревности и флирта.Ему надо кормить Вас и подросшего реб-ка. Ему нужна стабильность и уверенность в Вас а не глупая ревность. Может быть поддержка от Вас.
Увы.. не совпадение потребностей.. в том числе и сексуальных. Это почти у всех рано или поздно возникает.
Ваша потребность в ласке- прелюдия к сексу. Вам его стало не достаточно.
Это ВАШИ ПРОБЛЕМЫ!
И как всегда БОГ шлет нам испытание. Рядом куча самцов которые просто чувствуют(простите за грубость) самку, которая хочет...
Ну хоть один то всегда найдется. Знаете есть такая поговорка- курица не захочет- петух не вскочет.
Так вот мужики чувствуют женщин неудовлетворенных. Начинают ухаживать- завоевывать.Возможен даже и секс при ее согласии. Только дальше то что? Ничего...
Потому что не нужны никому лишние обязательства.
ОТСЮДА у ВАс и ПРИТЕНЗИИ к МУЖУ. ДРУГИЕ МУЖИКИ МЕНЯ ХОТЯТ- а ОН -ГАД не ХОЧЕТ.
(хи..хи. как в Камеди клаб)А у Вас природа требует- гормоны.

На Вашем месте я бы попыталась освежить чувства с мужем- встряхнуть.Простым разговором ничего не добьетесь. Мне кажется мужчины не любят такие разговоры.
Вызвать ревность явную, тем более изменять- тоже чревато кризисом в отношениях и разводом. А вот стать ЗАГАДКОЙ и непредсказуемой и желанной. Это самое трудное.
Напомнить ему что ВЫ не его собственность и у Вас такая бурная и интересная жизнь. Вы лучше знаете своего мужа.
Во все времена женщины боролись за внимание мужчин, а не упрекали их в этом.
И одной хорошей внешностью тут не обойтись....

Но это ИХМО мое мнение...

25.04.2008 11:32:36, Местная

мой семейный кризис именно так и начался. Очень жалею теперь, что не ответила взаимностью другому МЧ. Кризис так и длится уже 5 лет...и становится все хуже и хуже...сил на развод нет...А вот как подумаю, что если бы тогда изменила, то и самооценка повысилась бы как минимум. А если бы даже и семья тогда распалась, то только к лучшему...надоело 5 лет биться за любовь и внимание мужа...ждать комплементов, помощи, понимания. Конкретно в моей ситуации надо было рвать отношения при первых признаках...

25.04.2008 10:41:26, и у меня так было

И вдь обижаеться, если не отвечаешь. у меня вот какие мысли: почему он стал все чаще и чаще требовать от меня признаний в любви. А потребность в любви - она базовая потребность. Как в воздухе и воде.

Обсуждение

Варианты такие видятся.

Можно признаваться в любви ребенку очень много, но в удобное для Вас время, свободное от колясок, ключей и прочего. Прямо-таки посчитать: ага, спросил десять раз в день, значит буду говорить "я тебя люблю" раз в час. Раз в час ведь можно найти минуту? Надо только не забывать, но ради такого дела... Тогда можно и говорить это в нужном Вам стиле: с присаживаниями, смотрением в глаза, обниманием и прочим.

Это предложил мой муж. А мне кажется более удобным другое: изменить стиль этих признаний. Запросто отвечать на этот вопрос, в процессе открывания двери, жарки блинов, залезания в переполненый транспорт: "А как же!" или "Еще бы", или "Ужасно!". Расклеить плакаты на зеркало в ванной, холодильник в кухне и входную дверь "Вася, я тебя люблю! Мама". Делать ребенку мелкие приятности со словами "это оттого, что я тебя люблю". И т.п.

Зависит, конечно, от того, что требуется ребенку, внимания ли (контакта глазами, обнимания и т.п.), или само слово "люблю". Вам лучше знать.

А вообще коляска как-то не согласуется с отсутствием глобальных изменений:)) Ревность и борьба за любовь как вариант нормы жизни?

Я, проанализировав свои ощущения на эту тему, пришла к тому же выводу:)).
Мои эмоции на тему связаны как раз вот с этим дуализмом: с одной стороны, я сочувствую идее самореализации, меня тоже тревожит, так сказать, муза дальних странствий; с другой - краем уха:)) я чувствую, что его возможность саморелизовываться (использованная на всю катушку) во многом как раз и обуславливает невозможность того же для меня, как матери его ребенка, и для нынешней жены:(.
С третьей стороны... вот тут я не вполне с тобой согласна... Понимаешь, неизвестно же, кто чего пожнёт. Можно разные варианты рассматривать.
Очень грубо говоря, тот же Бродский тоже уехал из страны, оставив сына (по соверщенно другим причинам, конечно). Что не помешало ему на закате дней обрести и любовь, и тепло, и плечо.
А, напротив, моя последняя по счету свекровь всегда себе отказывала во всем, никогда не отвлекалась от детей ни на книжки, ни на выставки, ни на путешествия... ну и чего?... И сын вырос изнеженный не в меру, и - главное - с ней нестерпимо скучно.

Поэтому я не могу ручаться, что моей Сашке в её 25 лет отец будет чужим, а я - лучшей подругой. Всяко бывает, всяко...

Посему выход один - самореализовываться параллельно с паханием "за маму и за папу" :-)))))))

Физиологические потребности; - Потребность в безопасности; - Потребность в принадлежности и любви; - Потребность уважения; - Познавательные потребности; - Эстетические потребности; - Потребность в самоактуализации.

Обсуждение

В Японии практически нет ясельных групп(за исключением немногих,когда матери действительно не могут не работать)Детки до 3-4 лет находятся с мамами дома,поле этого они поступают в дошкольные учереждения,где проводят время с 9до 12(14)дня,все школьные каникулы эти учереждения отдыхают.Политика направлена на то,что детки в этом возрасте еще очень малы для социализации.У меня сын 2.8г. посещает дет.группу 2 дня в неделю по полдня.Он очень общительный мальчик,но иногда я вижу как он устает.И потом дети от детей перенимают не всегда хорошее.Так что будте готовы.
Обсуждение

Мне кажется, что измена в обычном понимании - тайные или нескрываемые отношения с другим(другой), будь то больше духовная или физическая связь. Часто в подобной ситуации для "обиженной стороны" главным становится вопрос:"А что, меня мало?". Как будто он в чем-то проиграл, кто-то иной в чем-то его превзошел. Думаю, что в данной ситуации человек заклинивается на своей обиде и желании обладать другим безраздельно, но это больше похоже на эгоизм, чем на любовь.

Если человека любишь, то желаешь ему доброго и хорошего (прежде всего - хорошего с его точки зрения); думая о другом - прогоняешь собственнические инстинкты.

Если не воспринимаешь другого как "мое" - вопросов измены не возникает. Я сомневаюсь, что со вступлением в брак разумно "запрещать" себе и супругу дружбу, влюбленность и даже более серьезные чувства по отношению к другим. Разве Вы можете обещать, что никогда не испытаете желания или любви к кому-то, кроме супруга(супруги)?.. А ведь многие считают изменой даже чувство к другому.

Просто... относиться к этому можно по разному. Можно хлопнуть дверью и развестись, а можно порадоваться, что у любимого в жизни стало чуть больше радости. В конце концов, любовь приходит и уходит, а жить, тем не менее, стоит:).

07.02.2000 23:40:44, An-Ju

А я считаю, что можно любить сразу двоих мужчин (и я не про секс в данный момент) и не изменять ни одному, ни другому. Как в известном итальянском фильме - "тот, кто считает, что можно любить сразу нескольких, обманывает свою жену. А кто считает, что можно любить только свою жену - обманывает самого себя..." ну или что-то в этом роде.

Я думаю, что для каждого человека понятие "измена" - свое. Это даже не понятие, а душевное состояние. Мне кажется, что ты сам всегда знаешь, когда изменяешь - что-то начинает "плохо пахнуть" внутри. Совесть начинает шевелиться. Вот это измена.

07.02.2000 22:44:21, Алена

просмотров