Сознание как высшая ступень развития психики. Слои сознания

Сознание как высшая ступень развития психики. Слои сознания

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания.

Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему наблюдателю и некоторым формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятельности, поступки, отчеты о самонаблюдении.

Бессознательное проявление в психике и поведении человека

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

Психическая деятельность может находится в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Иное освещение вопрос приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.

В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности.

Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу о их существовании. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и в конечном счете быть может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.

Согласно Гербарту, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы». Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

Первое международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых важных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоции, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное обсуждалось ими как объясняющий фактор, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка - это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка - не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.

Установка возникает при «встрече» двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некоторые препятствия, оно прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективизации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как объективному и независимому от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Для их экспериментального исследования предложен метод фиксации, варианты которого применяются при анализе развития:

Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного до настоящего времени построить не удалось.

Как зарождается бессознательное? - этот вопрос также достоин внимания. Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. То. С чем мы познакомились только что - ядро, но не весь его объем. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.

Следует упомянуть известный психологический механизм, делающий возможным распределение психологического материала между сознательным и бессознательным. При столкновении двух антогонистов, например при противопоставлении любви и ненависти, когда оба чувства направлены на один и тот же объект, более слабое должно уйти в бессознание. Бессознательное желание влияет в определенном направлении на важнейшие процессы душевной жизни.

Бессознание как психическое явление - это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.

Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которого связаны между собой. Рассмотрим последовательно некоторые структурные компоненты. Начнем с ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущения. Существуют подсознательные ощущения. Если бы на различные воздействия человек мог бы реагировать только осознанно, он не справился бы с подобной задачей, будучи не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое, или держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одного воздействия и сосредотачиваться на другом, не замечая третьего.

Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.

Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль какие-то впечатления, полученные в раннем детстве, и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики.

Также одной из форм проявления бессознательного является установка. Этот психический феномен, направляющий течение мысли и чувств личности, обстоятельно изучен грузинской школой психологов. Установка - целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общее предрасположение к действию. Если у человека плохая репутация, то любые его поступки вызывают подозрение. Иногда установка принимает негибкий, устойчивый, даже навязчивый характер, который называют фиксацией.

Богатой сферой бессознательной душевной жизни является иллюзорный мир сновидений, в котором картины реальности, как правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики. Известно, что поддавшийся гипнозу человек какое-то время удерживает под порогом своего сознания сложные инструкции и реализует их в объективных условиях, то есть по указанию гипнотизера. Некоторые люди обладают способностью обучаться во сне, причем такую способность можно развить путем внушения и самовнушения.

Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры - Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. Он считал, что привел нас к вершине вулкана и заставил заглянуть в кипящий кратер бессознательного. Согласно Фрейду, душевная деятельность подобно айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и «темные» элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявит себя. Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа, основанный на наблюдении и самоисследовании, на изучении подсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках, описках и т. п. - этих своего рода смотровых окнах в мир бессознательного.

Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры сама по себе не лишена смысла. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Фрейд считал, что именно от «Оно» берет свое начало все, что именуется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Сознание в отношении психики подобно отблескам света прожектора на темной поверхности необъятной реки.

Фрейд особо обратил свое внимание на сексуальные влечения и влечение смерти. Если первые направлены на утверждение в жизни, то вторые ориентированы на разрушение и смерть. Был проведен подробный анализ сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную картину развития сексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детстве, сексуальность проходит через всю последующую жизнь человека. В разные временные периоды она имеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Сознание создает разного рода нормы, законы, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных или прямоненормальных явлениях.

Между сознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт. Согласно концепции Фрейда, бессознательное властвует над сознательным, а разум «плетется на поводу» у влечений и страстей.

Как говорилось выше, велика заслуга Фрейда в разработке терапевтической практики «психоанализе». В случае конфликта с многочисленными социальными запретами нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, для снятия которых необходимо прежде всего осознать сам конфликт и его причины. Переживания вытесняются из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги возбуждения могут сохраняться в заторможенном состоянии очень глубоко и при неблагоприятных один из них может выявиться и оказать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Фрейд сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей практики. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения и, как следствие, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ - процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком.


В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека - метод ребефинга. Ребефинг применяет определенную технику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаг подавления» и преобразует подавленное (то, что человек сделал неправильно) в общее чувство активности, уверенности и хорошего самочувствия.

Возвращаясь к теории Фрейда, в дополнении следует отметить, что научного внимания заслуживает его концепция вытеснения - особого защитного механизма психики. К защитным механизмам он отнес такие явления, как рационализм (обеспечение аргументами инстинктивных влечений), вымещение, выражающееся в переориентации определенного чувства, навязчивой идеи на другого человека или объект, обращенные реакции (противоположная, обратная той реакции, которую можно было бы ожидать в данной ситуации).

Недостатки теории З.Фрейда

Представление бессознательного как самого психического начала, которое живет в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;

Преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;

Научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они - ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.

Во многих традиционных и современных философских учениях считается, что рассудок состоит из ряда накладывающихся слоев, каждый из которых имеет свое предназначение. Эти слои, в конечном счете, представляют собой строение нашего собственного разума и, следовательно, при правильном подходе, они могут быть разобраны, когда нам необходимо пересмотреть и скорректировать наши сокровенные мотивы, мечты, страхи, печали и заботы. Самопознание является ключом к постижению наших сокровенных мыслей и разложению по полочкам наших внутренних слоев. Потребуется время, чтобы познать себя, так что наберитесь терпения и практикуйтесь, чтобы достичь этой наивысшей точки сознания.

Шаги

Часть 1

Исследуем внутренний разум

Постигаем правильное мышление

Инструкции, представленные в этом разделе, помогут вам расслабиться, чтобы начать самоанализ. Если вы хотите постичь искусство правильно самоанализа, то читайте дальше.

    Найдите подходящее место. Погружение в глубины сознания не может происходить, выпивая кофе по дороге на работу. Тщательный самоанализ требует времени и концентрированности. Прежде чем начать медитацию, найдите безопасное, комфортное и тихое место, где вас не смогут потревожить в течение какого-то времени. При необходимости, выключите все отвлекающие звуки или свет.

    Очистите разум от отвлекающих мыслей. Освободитесь от всех проблем и забот, беспокоящих вас. Поймите, что все, что отвлекает вас от концентрации на самопознании это всего лишь мысль, которую можно отбросить в пользу более важной мысли. Не беспокойтесь ни о чем.

    • Вовсе не означает, что вы должны притвориться, что проблемы не существует. Наоборот, нужно распознать проблему и принять ее, чтобы начать думать и о других вещах.
  1. Медитируйте. Найдите удобное положение и закройте глаза. Восстановите дыхание, сделайте глубокий вдох. Держите спину прямо, чтобы не заснуть. Отпустите свои мысли, чтобы не осталось места для напряжения и беспокойства. Когда появятся беспокоящие мысли, просто признайте их. Осознайте, что они являются частью вашего подсознания и отложите их.

  2. Мысленно загляните внутрь себя. Отвлеките себя от эмоций. Осознайте, что весь ваш опыт, ваши ощущения и чувства, все это творения вашего внутреннего я. Все, что существует внутри вас и вне вас это продолжение вашего разума. Все, что окружает вас - всего лишь образы, созданные и интерпретируемые вашим внутренним я. Таким образом, исследуя слои своего разума, вы постигните более глубокое понимание мироздания.

    • Вы не пытаетесь исследовать или критиковать себя. Всякого рода чувства, вызывающие боль или дискомфорт свидетельствуют о том, что вы не освободились от эмоций.
  3. Если вы не в состоянии медитировать, то расширьте горизонты. Некоторые люди считают, что они могут достичь сверхъестественных состояний самосознания, если будут заниматься чем-то, что в нормальных условиях не приемлют. Преимущества такого метода имеют длительный эффект и помогут достичь самоанализа. Вы можете попробовать один из таких способов, вместо медитации. Однако убедитесь, что это безопасно. Ниже приведено несколько примеров:

    • Выполнить силовые упражнения
    • Отправиться в путешествие по девственной местности
    • Выступить перед аудиторией
    • Рассказать кому-то о тайных воспоминаниях или чувствах
    • Написать в дневнике о своих сокровенных чувствах
    • Совершить прыжок с парашютом или бандж-джампинг

    Распознаем слои нашего разума

    Инструкции этого раздела предназначены в качестве общего руководства для самоанализа. Заметьте, что нет двух одинаковых людей и что не все инструкции, описанные в данном отделе, могут подойти вам .

    1. Сосредоточьтесь на том, как вы себя позиционируете для окружающих. Первый, поверхностный слой разума вы используете, чтобы представить себя другим (особенно людям, которых вы не хорошо знаете). Этот слой часто используется для создания сложного фасада, который будет скрывать ваши истинные мысли и чувства за "достойным", "приемлемым" состоянием. Подумайте о том, каким вас воспринимают другие люди . Чтобы получить контроль над своими слоями разума, нужно распознать эти характеристики, затем только искать их источник.

      • Для начала, вам могут помочь эти мысли:
      • "Меня зовут..."
      • "Я живу в..."
      • "Я работаю в..."
      • "Мне нравиться тот-то, не нравится тот-то..."
      • "Я делаю то-то, не делаю того-то..."
      • "Мне нравятся эти люди и не нравятся те люди..."
      • ... и так далее.
      • Воспоминания, опыт и личные ценности вот, что вы найдете, выполняя этот шаг. Вы можете записывать каких-либо серьезные идеи, которые возникнут в ходе выполнения этих упражнений, особенно после того, как вы погрузитесь в глубины вашего сознания. Если вы не хотите записывать, то можете воспользоваться цифровым диктофоном.
    2. Изучите свои привычки и установившийся режим. Размышления о повседневных занятиях могут натолкнуть вас на неожиданные идеи, особенно если смотреть через интроспективную рамку сознания. Подумайте про себя: "что я чувствую, делая эту рутину? Почему я это делаю? Цель данного упражнения увидеть, насколько чувство ваше собственного я окунается в эти повторяющие действия.

      • Вот несколько примеров. Заметьте, что это на удивление бытовые мысли. Если вы похожи на большинство людей, то превалирующее большинство вашим мыслей будет о незначительных вещах.
      • "Когда я просыпаюсь?"
      • "Где я покупаю продукты?"
      • "Что я обычно ем в течение дня?"
      • "Чем я занимаюсь в каждый конкретный отрезок времени в течение дня?"
      • "С какими людьми я предпочитаю проводить время?"
    3. Задумайтесь о ваших мыслях относительно прошлого и будущего. Как вы попали туда, где находитесь сейчас? Куда вы идете? Это упражнение может быть очень поучительным. Впечатления, люди, цели, мечты и страхи обычно это не те мысли, которые волнуют нас в течение одного единственного момента. Скорее, они простираются из настоящего в прошлое и будущее, формируя наше я, в течение долгого времени. Таким образом, понимание "кем я был" и "кем я буду", поможет лучше разобраться в вашей сущности.

      • Вот несколько вопросов, на которые можно ориентироваться:
      • "Что я делал в ходе своей работы в прошлом? Что, в конечном итоге, я хочу делать?"
      • "Кого я любил? Кого я полюблю в будущем?"
      • "На что я потратил свое время в прошлом? Как я хочу распорядиться отведенным мне временем?"
      • "Как я ощущал себя в прошлом? Как я хочу ощущать себя в будущем?"
    4. Докопайтесь до своих истинных желаний и надежд. Теперь, когда вы разбили важные аспекты своего самосознания, у вас появился шанс лицезреть свою настоящую внутреннюю сущность. Постарайтесь найти те сокрытые слои вашего бытия, которые вы не демонстрируете остальным. Это могут быть размышления, которые смущают вас или поступки, в которых вы не хотите признаться другим. Все, что вы не показываете в своей повседневной жизни.

      • Например, вы можете воспользоваться этими примерами вопросов:
      • "Что я на самом деле чувствую относительно того, чем занимаюсь целыми днями?"
      • "Насколько я уверен относительно моих планов на будущее?"
      • "Какие воспоминания или чувства, которые я скрываю от всех, гложут меня большую часть дня?"
      • "Есть ли что-то, чего у меня нет, но я тайно хочу иметь?"
      • "Хочу ли я уметь чувствовать определенным образом?"
      • "Если ли у меня тайные чувства о близких мне людях?"
    5. Рассмотрите ваше восприятие мироздания. Как вы действительно смотрите на мир, ваше мировоззрение - является одним из самых глубоких слоев самосознания. В некотором смысле ваше мировоззрение является самой важной частью вашей личности, так как оно влияет на способ взаимодействия почти со всем, начиная от взаимодействия с людьми, животными, природой и, заканчивая взаимодействием с самим собой.

      • Для определения вашего мировоззрения, воспользуйтесь примерами вопросов общего характера о человечестве, о мире, как, например:
      • "Считаю ли я, что в основном люди хорошие? Или считаю, что они плохие?"
      • "Верю ли я, что люди могут преодолеть свои недостатки?"
      • "Верю ли я в существование высшего разума?"
      • "Верю ли я, что в жизни каждого есть свое назначение?"
      • "Смотрю ли я в будущее с надеждой?"
    6. Подумайте о вашем восприятии себя самого. Наконец, позвольте своим мыслям обратиться внутрь, пока не обнаружите, что действительно думаете о себе. Этот слой разума является одним из самых глубоких. Не часто мы тратим время в раздумьях о своем отношении к самому себе, однако подобные глубокие мысли могут больше, чем что-либо еще повлиять на когнитивные особенности характера и качество нашей жизни.

      • Не бойтесь докопаться до истины, которая может поразить вас. Такое глубокое погружение в дебри собственного сознания, как правило, очень поучительно, хотя и чрезвычайно волнительно. После сеанса такой медитации вы научитесь лучше понимать себя.
      • Вот несколько советов, которые вам пригодятся. По мере того как вы будете отвечать на ниже следующие вопросы, держите в уме ответы, которые вы давали на предыдущие.
      • "Слишком ли часто я критикую себя? Восхваляю себя?"
      • "Есть ли качества, которые мне нравятся или не нравятся в себе и в других людях?"
      • "Хочу ли я обладать определенными качествами, которые есть у других?"
      • "Хочу ли я быть личностью, которой являюсь?"

Исходной предпосылкой структурирования сознания как предмета исследования должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном культурно-историческом образовании. В науке существуют представления о сознании и как о эпифеномене, и как о сущности, редуцированной к подсознанию, - они формировались соответствующими типами культурного развития общества. Согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву, развитое сознание человека характеризуется психологической многомерностью, при этом имеет смысловое строение. Смыслы укоренены в бытии, существенными аспектами которого являются человеческая деятельность и общение, они опредмечиваются в действиях и языке. Говоря о структуре сознания, Л.С. Выготский, отталкиваясь от идеи Л. Фейербаха, выделял в нем две составляющих: сознание для бытия и сознание для сознания, образующих два слоя - бытийный и рефлексивный. Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Бытийный слой сознания представлен миром реальных представлений, воображения, культурных символов и знаков, производственной, предметно-практической деятельности. Бытийный слой является истоком рефлексивного слоя, ибо значения и смыслы рождаются в бытийном слое, и наоборот - испытывает на себе влияние рефлексивного слоя, т.к. смысловая оценка присутствует в чувственной ткани образа и биодинамической ткани действия.

А.Н. Леонтьев выделил в структуре сознания три составляющих. Ими являются:

Чувственная ткань образа.

Значение.

Личностный смысл.

Чувственная ткань - это обобщенное наименование для различных перцептивных образов. В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается. Она состоит или из актуально воспринимаемых, или всплывающих в памяти, или воображаемых образов, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и прочим характеристикам. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его, объективно, как объект деятельности индивида.



Природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессе деятельности, связывающей субъекта с внешним предметным миром. Чувственные впечатления служат толчком, приводящим в действие познавательные процессы и способности человека, «добывающие» дополнительные, скрытые от непосредственной перцепции, сведения о действитель­ности. У человека чувственные образы приобретают новое качество - собственную означенность.

Значения - следующий важнейший компонент человеческого сознания. Значения - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Они преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык. Он фиксирует в идеальной форме предметы и явления материального мира, их свойства и отношения, общественно выработанные действия, нормы жизни и поведения, традиции, культуру. Значения классифицируют как:

Операциональные (связанные с биодинамической тканью);

Предметные (связанные с чувственной тканью);

Вербальные (связанные со смыслом).

Значения существуют объективно вне индивидуального сознания человека. В процессе интериоризации происходит присвоение предметных значений, знаковых систем. Интериоризация укорачивает путь постижения значений (ничего не изобретается вновь). Это явление позволяет присваивать человеческий опыт в свернутом обобщенном виде. Первоначально овладение значениями происходит во внешней деятельности ребенка с реальными предметами, где он усваивает непосредственно предметно отнесенные значения. Позднее он усваивает логические операции, помогающие интериоризировать предметные значения, превратить их в отвлеченные, используемые в идеальном (умственном) плане. Итак, интериоризуясь, значения становятся достоянием индивидуального сознания, превращаясь в личностный смысл.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Характерной особенностью значений на уровне личностного смысла является их пристрастность, их особая субъективность. Важно.отметить, что -значения при этом не утрачивают своей объективности и общественно-исторической природы (разумеется, речь идет о сохранном сознании). Понятие смысла в. равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не является безличным знанием, оно всегда принадлежит живому субъекту, включенному в систему деятельностей, и потому всегда связано с отношением. Таким образом, можно считать, что понятие значения выражает подключенность индивидуального сознания к общественному, а понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека. Значения и смыслы взаимно трансформируемы: в сознании человека постоянно случаются, означения смыслов и осмысление значений (В.П. Зинченко). При подобных взаимопереходах возможны элементы недопонимания, вызванные недосказанностью или сложностью постигаемых значений. При этом подобное непонимание не следует расценивать только негативно, оно может стать и позитивным моментом в развитии уровня познания человека, в его творчестве.

В.П. Зинченко, развивая традицию отечественной психологии, дополнил структуру сознания. Им введено понятие биодинамической ткани движения и действия. В его видении сознание образовано двумя слоями: бытийным, состоящим из чувственной ткани образа и биоди­намической ткани живого движения и действия, и рефлексивным - куда входят значение и смысл.

Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия. По мере их построения и формирования более сложным становится и их внутреннее содержание, заполняясь когнитивными, эмоционально-оценочными образованиями. Произвольность и целесообразность движениям и действиям задает слово, придающее им внутреннюю форму. В чистом виде, без внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать в хаотических движениях новорожденных, в импульсивных действиях взрослых.

Чувственная ткань представляет собой строительный материал образа. И динамическая, и чувственная ткань обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Кроме того, они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другую. Так, движение, развернутое во времени, способно обратиться во вневременной образ пространства. «Остановка может рассмат­риваться как накопленное движение» (И. Мандельштам). И пространст­венный образ может развернуться в динамичный.

Рефлексивный (оценочный) слой сознания представлен значениями и смыслами. Содержанием рефлексивных актов становится сопоставление ситуации с промежуточными результатами действий и возможностью их продолжения. Между бытийным и рефлексивным слоями существует живая связь и взаимопереходы: рефлексивный слой присутствует в процессе реализации бытийного, а бытийный - является условием включения рефлексивного.

В обобщенном виде сказанное может звучать следующим образом: идеи, понятия, житейские и научные знания соотносятся со значением как компонентом рефлективного слоя сознания; человеческие ценности, переживания, эмоции, аффекты соотносятся со смыслом, также входящим в рефлективный слой; производительная, предметно-практическая деятельность соотносима с биодинамической тканью движения и действия как компонентом бытийного слоя; представления, воображение, культурные символы и знаки соотносимы с чувственной тканью, входящей в бытийный слой сознания.

В подобной структуре сознания все компоненты могут развиваться гармонично, или какой-либо компонент может взять на себя доминирующую роль. При вовлечении в деятельность сознания всех компонентов оно приобретает бытийный и рефлексивный опыт и соответствующие ему черты.

Разумеется, выделение слоев сознания и его образующих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Каждый акт сознания, по словам Г.Г. Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт могут быть вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В.П. Зинченко).

Самосознание

Формирование личности осуществляется по трем основным направлениям: деятельность, общение, самосознание.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовер­шенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием, многочис­ленных социальных влияний и включает 4 компонента (по B.C. Мерлину):

сознание отличия себя от остального мира;

Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

Сознание своих психических свойств, эмоциональные
самооценки;

Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

По мнению Л.Д. Столяренко, в современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом геле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Несознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко).

Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым полушарием.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности - «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это
может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего
внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непре­рывность таких переживаний и дает человеку возможность интег­рировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я»
(«Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я»
и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как
наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:

Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г. Юнгом и основана на противо­поставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов челове­ческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я» - субъекта и «Я» - объекта, все же необходимо их различать - принято называть первую сторону личности «Я», а вторую - «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать - и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенап­равленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

Непосредственно-чувственный уровень - самоощущение,
самопереживание психосоматических процессов в организме и
собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате
достигается простейшая самоидентификация личности;

Целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как
деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоакгуализация, отрицательная и положительная идентификация и
поддержание аутоидентичности своего «Я»;

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень -
осознание личностью содержания собственных мыслительных
процессов личности, в результате возможно самонаблюдение,
самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

Целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез
трех рассмотренных уровней, в результате выполняются рёгулятивно-
поведенческие и мотивационные функции через многочисленные
формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации,
самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики,
самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная
проекция).

Осознание отношения к другим людям бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как
самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне
помогают, то - хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек
принадлежит к моей группе, он - хороший»);

3) просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность,
уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с
другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

4) эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек
находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом.
Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому
человеку»).

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания - формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека входит определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - замечал К. Маркс.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений , познание и переживание . Следовательно, сюда включены еще мышление и эмоции. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а эмоции - создание субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания эти формы и виды отношений синтезируются и определяют затем как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Рис. 4.1.

Сознание складывается у человека только в социальных контактах. В филогенезе оно развивалось лишь в условиях активного воздействия на природу - при трудовой деятельности. Сознание возможно лишь тогда, когда существует язык, речь, возникающая одновременно с ним в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка проходит сложный, опосредованный путь. Психику младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную. С самого начала существует устойчивая ее связь с психикой матери. В пренатальный и в постнатальный периоды эту связь можно назвать психической (чувственной). Однако ребенок является сначала только пассивным ее элементом, воспринимающей субстанцией, а мать, обладающая психикой, оформленным сознанием, передает не просто психофизическую, но и оформленную благодаря сознанию информацию.

Другой момент - это сама деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и прочем организуются и удовлетворяются извне ее любовным отношением к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности детского организма и постепенно, любя отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития, как и материнства, уже присутствуют в человеческом обществе. Так любовью к ребенку мать как бы вытягивает его из органической реактивности, бессознательности и втягивает в человеческую культуру, в сферу сознания людей. 3. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка»; она «вкладывает» свою любовь (отношение) в его психику, поскольку материнский образ является для детских чувств и восприятия действительным центром всех актов, благ и неприятностей.

Следующий этап развития можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , когда он пытается поставить себя на ее место, подражать и уподобиться ей. Это представляет собой, по-видимому, первичное человеческое отношение, материнской любовью прорубленное для ребенка окно в культуру, начальный акт сознания.

Первичное отношение сознания (а не предметное) - это идентификация с культурным символом, поскольку мать выступает как культурный образец социального поведения, а ребенок всего лишь выполняет его. Такова отправная точка жизненного пути человека, развития сознания. И именно идентификация с символами культуры организует человеческое сознание, делает человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но реализация смысла культурного символа, образца влечет за собой активизацию рационализированного им слоя сознания, который может относительно самостоятельно развиваться благодаря рефлексии, анализу (мыслительная деятельность). В некотором смысле осознание противоположно рефлексии. Если оно постигает целостность ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит целое - например, ищет причину затруднений, анализируя ситуацию, исходя из цели деятельности. Таким образом, осознание - это условие рефлексии, но последняя, в свою очередь, необходима для более высокого, глубокого и верного понимания ситуации в целом.

Наше сознание в своем развитии связано со множеством идентификаций, но реализуются далеко не все. Эти нереализованные потенции и составляют то, что мы обычно обозначаем словом душа , которая есть по большей части несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания невозможно до конца реализовать и поэтому сознание периодически возвращается к себе.

Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания - осознавание невыполненного желания. Так круг развития замыкается, и все возвращается к своему началу.

Рис. 4.2.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

  1. Бытийное сознание (сознание, касающееся бытия), - это:
    • биодинамические свойства движений, опыт действий;
    • чувственные образы.
  2. Рефлективное сознание (сознание, касающееся сознания), включающее в себя:
    • значение;
    • смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения.

Смысл - субъективное понимание ситуации, информации и отношение к ней. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и требующейся двигательной программы. Способ действия должен вписываться в образ мира.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций - со смыслом (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности - с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков - с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание имеет отношение ко всем этим мирам и присутствует во всех них.

Центром сознания является сознание собственного Я. Сознание:

  • рождается в бытии;
  • отражает бытие;
  • творит бытие. Функции сознания:
  • отражательная;
  • порождающая (креативная);
  • регулятивно-оценочная;
  • рефлексивная (основная, она характеризует сущность сознания). В качестве объекта рефлексии может выступать:
    1. отражение мира;
    2. мышление о нем;
    3. способы регуляции человеком своего поведения;
    4. сами процессы рефлексии;
    5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного, поскольку значения и смыслы рождаются в нем. Выраженное в слове значение содержит:

  1. образ;
  2. операционное и предметное значение;
  3. осмысленное и предметное действие.

Слова не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые и выражаются посредством самого языка.

В зоне ясного сознания отражается малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Те из них, что попали в эту зону, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные также учитываются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

Исследования психологов показали, что в зону ясного сознания попадают незамедлительно те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но, как только они будут найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.

Эта непрерывная передача управления, дающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Первое привлекается к объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты, когда имеется недостаток информации. Недаром известный психиатр К. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться.

Типовые же, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно. Благодаря такому автоматизму сознание освобождается от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, которое остается непонятным как для самого человека, так и для окружающих. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами - вербализовать.

Выделяют:

  1. подсознательное : те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом вернуться в него;
  2. собственно бессознательное : такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, - такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

В оптимальном, т.е. относительно сформированном виде структура сознания складывается из двух основных компонентов - это так называемые бытийный и рефлексивный слои сознания (в формулировках Л. С. Выготского - "сознание для бытия" и "сознание для сознания" соответственно). Первый направлен на отражение внешнего мира, второй обращен внутрь, па собственный субъективный мир. Основное направление возрастного развития как раз и определяется формированием указанных слоев сознания, их взаимопроникновения. Последнее особенно важно, так как оно обеспечивает целостность процесса отражения в единстве объекта и субъекта. Взаимодействуя с предметами внешнего мира, ребенок отражает как их свойства, так и свои собственные.

Неразрывное единство бытийного и рефлексивных слоев проявляется уже в актах восприятия, в процессе которого человек одновременно осознает и то, что он воспринимает, и то, что субъектом восприятия является он сам. В этом смысле можно сказать, что бытийный слой сознания является одновременно и сорефлексивным, а рефлексивный - событийным.

Отсюда понятно, что ни одно сколько-нибудь серьезное нарушение в сфере бытийного слоя сознания не может пройти бесследно для функционирования и развития рефлексивной его стороны, и наоборот. Сами эти нарушения могут касаться структурных компонентов, из которых в свою очередь складываются бытийный и рефлексивный слои сознания.

Основными элементами, образующими бытийный слой, являются чувственная и биодинамическая ткань сознания. Чувственная ткань представляет собой совокупную сенсорную основу перцептивных образов и их свойств. Биодинамическая ткань воплощается в живом человеческом движении, являющемся основой предметных действий.

В свою очередь, рефлексивный слой сознания складывается тоже из двух компонентов - эго значения и смыслы. Значение часто трактуется как содержание понятия, выраженного в слове. В значениях в обобщенной форме фиксируется исторический опыт. Сфера значений связана с речемыслительной деятельностью человека. Наличие смысловой сферы указывает на несводимость индивидуального сознания к безличному знанию. Это знание всегда принадлежит живому субъекту и в силу этого оно пристрастно. Смысл - это внутренняя сторона значения, связывающая его с реальностью жизни конкретного человека. Смысловая сфера воспроизводит себя в эмоциях, отношениях, ценностях.

В рамках бытийного сознания существует тесная связь между чувственной и биодинамической тканями. Чувственная ткань формируется в процессе живого движения, составляя се внутреннюю сторону и управляя ей. Не менее тесные связи формируются между значениями и смыслами: значения могут осмысливаться, а смыслы - означиваться.

Чувственная и биодинамическая ткани сознания придают реальность объективной картине мира, который выступает для человека как нечто внешнее по отношению к сознанию, как объект его предметной деятельности. Благодаря функционированию рефлексивного слоя такую же реальность обретает и внутренний субъективный мир личности. Связь бытийного и рефлексивного слоев осуществляется через взаимодействие составляющих их компонентов. Так, смыслы и значения - это всегда смыслы и значения конкретных образов и действий. При этом чувственная и биодинамическая ткани всегда включают в себя элементы рефлексии.



просмотров