Различные стадии медитации. Основные правила. Этапы медитации «осознанное дыхание

Различные стадии медитации. Основные правила. Этапы медитации «осознанное дыхание

Если меня спросят, что важнее всего для достижения долгосрочных результатов, я без раздумий отвечу – внутренний контроль. Он не позволит эмоциям взять над вами верх, вы будете чувствовать себя гораздо увереннее и сможете продвигаться к намеченным целям, делая регулярные усилия.

Важнейший инструмент для развития внутреннего контроля – это медитация . Это слово может ассоциироваться у вас с эзотерическими практиками, однако это далеко не так. Медитация – это просто сосредоточение или концентрация на чем-либо. Чтобы овладеть этим инструментом необходимо знать, как медитировать.

Я занимаюсь медитацией уже больше двух лет, поэтому не понаслышке знаю о том, какой эффект она способна принести. Это действительно отличный способ поддержания внутреннего равновесия и развития чувства уверенности. Она помогает , лучше понимать собственные мотивы, а также заметно улучшает способность концентрироваться. Все это приводит к повышению продуктивности и способности не останавливаться на пути к целям.

7 этапов, как научиться медитировать новичку в домашних условиях

Когда вы начнете практиковаться, может сложиться ощущение, что медитация – это очень сложный процесс, который может получиться только у шаолиньских монахов. На самом деле, достичь совершенство в данном упражнении можно, как мне кажется, только через несколько десятков лет занятий, однако и неправильное выполнение несет много пользы.

Поэтому просто поймите, как правильно медитировать, и стремитесь к этому состоянию. А честно признаюсь, что мне самому далеко до идеала , однако я ощущаю огромный положительный эффект. Вы и сами его заметите, если будете сравнивать состояние в те дни, когда медитировали и когда пропускали занятия.

1 этап – примите решение

Психология человека устроена таким образом, что наилучший результат он будет получать только в тех случаях, когда полностью осознает свои действия, то есть понимает, к чему он стремиться и как именно это сделать. Поэтому постановка очень важна для достижения результата, ей не зря уделяют столько внимания.

Что касается медитации, то тут никаких целей ставить не нужно, вы просто должны принять решение о том, что будете ею заниматься. Можете сказать это вслух или просто мысленно представить, что данный инструмент позволит вам решить множество проблем и стать лучше. Важно осознать, зачем вы это делаете – только тогда будет получен действительно хороший результат.

2 этап – выберите место и время

После того, как вы сделаете осознанный выбор, необходимо задать критерии. В большинстве статей про то, как научиться медитировать, говориться о тихих и спокойных помещениях. Я согласен с данной точкой зрения, так как сосредоточиться в обстановке, когда вас ничего не отвлекает, действительно проще.

Однако далеко не у всех есть возможность находиться в таком помещении. Допустим, если вы мама в декрете, которую постоянно отвлекает ребенок или очень многое работаете, поэтому нет свободного времени, чтобы заглянуть в пустынное место. Что делать в таких случаях? Все просто: медитируйте, где будет максимально удобно.

В случае с мамой, это может быть место возле кроватки ребенка, после того, как он уложен спать и необходимо немного подождать. Если это работающий человек, то место медитации может служить общественный транспорт или даже душевая.

Это заметно усложняет задачу, поэтому я рекомендую первую неделю пробовать все-таки классические варианты с отдельной комнатой, где вас никто не отвлекает. Это необходимо, чтобы вы лучше поняли процесс и смогли сосредоточиться в обстановках, где присутствует множество отвлекающих факторов.

Что касается времени, то тут можно ориентироваться на:

  • Свободное время;
  • Время, когда вы только проснулись или ложитесь спать;
  • Время, когда вам нечем заняться (общественный транспорт, ненужные пары и т.д.);
  • Перед началом основной работы (отлично помогает сосредоточиться);
  • Временем между помодоро и т.д.

То есть, тут конкретных рекомендаций нет, но если придерживаться классическим правилам, то лучше всего медитировать с утра и в дневное время. Перед сном многие не рекомендуют это делать из-за прилива сил, связанного с концентрацией и ясностью ума. Однако у меня отлично получается засыпать и в этом случае. Если вы хотели понять, как медитировать дома, то начните с этого варианта, а затем подстройте график.

3 этап – определитесь с частотой занятий

Начинающие часто задают вопрос о том, как часто нужно заниматься. Нужно понимать, что медитация – это не спорт и тут нет периода суперкомпенсации, чтобы говорить о каких-то более или менее точных прогнозах. Опять-таки, в классическом варианте рекомендуется медитировать два раза в день по 10-20 минут. Обязательно ли соблюдать это правило? Конечно, нет.

Я рекомендуют вам начать с 5-10 минут один раз в день. Поверьте мне, даже такой частоты на начальном этапе хватит, чтобы вы прочувствовали результат. Позанимайтесь хотя бы неделю и сами все увидите. Затем попробуйте медитировать дважды в день, а также увеличивать время нахождения в медитативном состоянии. Вы сможете принять окончательное решение только после практики.

Лично я стараюсь медитировать каждый день, но делаю это не по расписанию, а когда мне необходимо сосредоточиться на каком-либо деле или принять решение. Также я стараюсь погружаться в это состояние с утра, чтобы настроить на весь день. Но, стоит отметить, что даже если я медитирую днем, разницы особой нет. А вот прекращение занятий сказывает практически моментально: 1-3 дня. Сразу наступает какая-то апатия, ничего не хочется делать, я больше откладываю дела на потом и т.д. Кстати, я заметил это только после 2 лет практики, так что данный опыт очень важен.

Также многие рекомендуют заниматься в одно и то же время. Якобы мозг будет настраиваться на занятие в выбранный временной промежуток. Я бы оспорил это утверждение, но оно не лишено смысла с другой точки зрения – вы выработаете привычку и вам будет гораздо легче заставлять себя медитировать. Если бы я писал книгу о том, как медитировать для начинающих, я бы тоже включил данный совет. Опять-таки, если у вас нет проблем с самодисциплиной, то можете проигнорировать его.

4 этап – окончательно подготовьтесь

Теперь более подробно рассмотрим процесс подготовки. Это важно, чтобы понять, как медитировать дома для начинающих. Вам необходимо поставить таймер. Это рекомендуется делать для того, чтобы самостоятельно отслеживать результаты и выявлять оптимальную продолжительность. Во время медитации время летит по-другому, поэтому позанимавшись полчаса вы с удивлением можете обнаружить, что прошло всего 10-15 минут (так было со мной вначале).

Конечно, можно обойтись и без таймера. Однако я рекомендую это делать хотя бы через месяц после начала занятий. Когда вы уже точно сможете понять, что достигли того эффекта, какого желали. Лучше все-таки фиксировать и анализировать продолжительность и результаты. Так у вас будет больше мотивации, и вы действительно сможете прочувствовать эффект.

Кстати, скоро выйдет просто очумительная статья о том, как сделать очень много дел и при этом не испытывать чувства лени. Если вы не хотите пропустить ее — подпишитесь на обновления .

Я рекомендую заниматься в тишине, однако подходящая музыка также может вам помочь. Что значит «подходящая музыка» — это классические композиции, обязательно без слов и желательно со спокойным мотивом. В интернете можно найти специальные треки, а также можно просто найти традиционные азиатские мотивы. Музыка очень важна, если вы, например, медитируете, пока едите в общественном транспорте на работу или учебу.

Также я рекомендую проветривать помещение. Дело в том, что во время медитации необходимо следить за дыханием. Если будет слишком душно, то результат может получиться негативным. Свежий воздух позволит вам расслабиться, охладиться и легче дышать. Конечно, данный пункт подходит только в тех случаях, когда нужно понять, как медитировать в домашних условиях.

5 этап – примите позу или как начать медитировать

Перейдем к практике. Займите максимально удобное положение. В классическом варианте предполагается поза лотоса (сидя на седалищных косточках, выпрямить спину, направить подбородок вперед, а ноги сложить таким образом, чтобы колени находились на бедрах). Однако это сложное положение, особенно для неподготовленного человека, да и не во всех местах можно позволить себе такое положение сидя, поэтому я предлагаю несколько альтернатив:

  • Сидя на ступнях (подогнуть под себя и сесть на пятки);
  • Сидя на стуле с прямой спиной;
  • Стоя, расправив плечи и выпрямив плоскость подбородка;
  • Просто удобное сидячее положение с прямой спиной;
  • Самое главное в позе в рамках статьи о том, как медитировать, это ровная спина и устойчивое положение.

Очень важно, чтобы поза было осознанной и ровной. То есть, выбрав какое-то положение, старайтесь придерживаться его в течение всего времени. Не сгибайте спину, даже если будет все болеть и ныть (со временем привыкните), не расслабляйте ноги и так далее. Это также важно и даже будет помогать вам, хоть вы и не сразу поймете это.

Йога сама по себе является медитационной техникой. Конечно, ее классическое представление, а не современные вариации для ленивых и особо ленивых. В отличие от других техник, здесь основная концентрация идет на теле и позах. Именно поэтому эффект от йоги сравнивают с эффектом от длительной медитации. Можете попробовать этот вариант, если есть возможность и желание. Скорее всего, я рассмотрю эту тему более подробно. Если не хотите пропустить – обязательно подпишитесь на обновления .

6 этап – как правильно медитировать для начинающих

Теперь подробнее поговорим о самой технике. Их существует огромное множество и при желании они все легко находятся в интернете. В рамках данной статьи я рассмотрю лишь основные и те, которые подходят для начинающих. Допустим, далеко не каждый сможет представить в уме огонь и полностью визуализировать эффект от него, однако такая техника есть.

Итак, в классическом варианте того, как медитировать в домашних условиях, необходимо следовать следующим шагам:

  1. Закрыть глаза;
  2. Глубоко вдохнуть;
  3. Очистить разум от всех мыслей;
  4. Сделать медленный выдох;
  5. Продолжить дыхательный процесс, концентрируя внимание на вдохах и выдохах;
  6. Следить за тем, чтобы разум оставался чистым;
  7. Если возникают какие-то мысли, их необходимо зафиксировать и убрать из разума;
  8. Вначале можно проговаривать про себя «вдо-о-ох» и «вы-ы-ыдох», однако лучше сосредотачиваться чисто на процессе;
  9. Внимательно отслеживайте ощущения, которые у вас возникают;
  10. Следите за тем, как поднимается живот и ребра, как очищается разум;
  11. Чтобы лучше понять, как медитировать новичкам, попробуйте вначале считать количество дыхательных цифрах – это позволит легче очищать разум;
  12. После того, как прозвенит таймер, сделайте еще несколько вдохов и выдохов и откройте глаза.

В идеале, после этого вы должны расслабиться и полностью очистить разум. Хотя так бывает далеко не всегда. Однако даже если вам кажется, что у вас ничего не получилось, ЭТО НЕ ТАК. Даже самые неудачные медитации приносят огромный эффект по сравнению с тем, если вообще не медитировать.

7 этап – постоянно улучшайте результат

Используйте технику концентрации на дыхании хотя бы неделю, перед тем, как перейти к другим варианта – концентрации на мантре, на теле или на какой-то мысли. Это позволит лучше понять и осознать процесс. Также вы можете:

  • Увеличить время нахождения в медитации;
  • Увеличить количество повторений в течение дня;
  • Постараться добиться лучшего эффекта;
  • Попробовать сменить место для медитации;
  • Отслеживать результаты для выявления лучшего варианта и т.д.

Помните, что нет какого-то конечного результата, который позволит сказать, что вы полностью освоили медитацию. Нет, это просто инструмент вроде того же «помодоро», с помощью которого вы сможете добиться гораздо большего и стать более спокойным, уравновешенным и уверенным в себе человеком.

Выводы

Чтобы понять, как правильно медитировать дома, необходимо сделать осознанный выбор, найти место и время для занятий, определиться с частотой, подготовиться, принять позу, выполнить сам процесс и сделать анализ результатов. В принципе, ничего сложного, необходимо лишь применять данную технику на практике.

Помните, что отсутствие видимого результата не означает, что его нет совсем. Возможно, я сейчас говорю, как какой-нибудь эзотерик, но эффект действительно есть. Особенно его заметят те, кто никак не может сосредоточиться или взять себя в руки. Пробуйте, пытайтесь и у вас обязательно все получится.

Если у вас остались вопросы о том, как научиться медитировать в домашних условиях, задавайте их в комментарии. Возможно, я что-то упустил и написал неправильно? Также отметьте это под данным постом. И не забывайте подписываться на обновления блога . Пока!

Первой стадией вполне оправданно можно считать сам факт начала занятий медитацией. Это объясняется тем, что человек, выделяя время на медитацию, уже тем самым предпринимает сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. И такая позиция является антиподом душевной лености, апатии и безразличия, которые ведут к регрессу духовной составляющей человеческой личности.

Следующая стадия определяется тем, что человек, медитируя, начинает ощущать все более выраженную, полную релаксацию. Далее идет уже стадия, характеризующаяся достижением способности отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом «покоящимся в себе зрителем». Это состояние пассивное, и характеризуется оно, прежде всего безличностью наблюдения, при котором медитирующий сосуществует с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому как аналитический компонент сознания выключен. Наконец, высшей ступенью медитативного опыта является достижение просветления, или «состояния сверхсознания», которое в индийской духовной традиции именуется «сатори».

Можно привести сумму характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени - суть внешние, не главные проявления. Интенсивность этих переживаний не поддается словесным формулировкам, но можно выделить целый ряд общих моментов:

  • хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность);
  • ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части Вселенной;
  • изменение пространственно-временных соотношений;
  • обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности;
  • легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

Очень важно, таким образом, усвоить, что медитация - это веками сложившаяся система духовной практики, которая позволяет человеку сначала взять на себя ответственность за содержание своих мыслей, а далее и овладеть полной властью над состоянием своего сознания. Медитация создает в человеке центр тишины и спокойствия - ее нередко называют «нулевой точкой». Из этой точки вы сможете отстранено наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений. Нельзя с уверенностью сказать, сколько времени пройдет, все зависит от ваших индивидуальных особенностей, но, проявив достаточное постоянство в стремлении познать себя, вы непременно на каком-то этапе обнаружите, что не просто наблюдаете поток, но видите его истоки, перед вами раскрывается скрытый смысл того, что происходит вокруг вас. Собственно говоря, само слово «медитация» происходит от латинских слов «двигаться к центру». Как показано выше, именно это и происходит в процессе медитации - без напряжения, не прилагая никаких чрезмерных усилий, вы вдруг оказываетесь в самом центре себя. Словно с какого-то возвышения вы отчетливо видите происходящее и можете ясно осознать, что для вас по-настоящему важно, а что нет.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений.

Медитация и аура

Собственно говоря, сегодня никто не знает точно, каким именно образом действуют на человека медитативные методики. Тем не менее, достаточно глубокого понимания данной проблемы можно достигнуть, проанализировав именно то общее звено, которое присуще всем без исключения формам медитации, то есть объекта, предназначенного для концентрации внимания. Такой объект, как стимул для сосредоточения, можно рассматривать, как наиболее принципиальную характеристику процесса медитации. Его роль заключается в том, чтобы дать возможность интуитивному типу мышления, который в науке принято соотносить с активностью коры правого полушария головного мозга, выйти на первый план и занять место активного рационального сознания (обусловливаемого активностью коры левого полушария) и стать доминирующим. Объект концентрации может осуществлять блокировку продуктивной активности левого полушария путем вовлечения его в какую-то монотонную деятельность - сосредоточение на мантре, на дыхании и т. д., что приводит к торможению активности левого полушария. То есть при эффективном использовании объекта концентрации меняется весь характер процесса обработки информации головным мозгом. Когда рациональный ум молчит, интуитивный путь приводит к исключительному познанию.

А исключительное познание может осуществляться исключительно через посредство тонких энергий. Таким образом, задействуется уже аура. Выражаясь в общих чертах, вполне допустимо сказать, что медитация есть один из способов тренировки ауры, сродни гимнастике для тела физического.

Виды медитации многообразны. Некоторые из них обращены к внутренним силам, внутренней энергии, самосознанию. Другие - к внешним предметам, таким как слова, свет или звуки. Методология может быть различной, но в любом случае медитация - это значимый для человека опыт внутреннего развития и самосовершенствования. И не надо отчаиваться, если на первых порах вам будет трудно: нередко должно пройти несколько недель периодической медитативной практики, прежде чем человек ощутит первые результаты.

В отношении самой медитации важно понять, что всякая методика есть лишь инструмент, средство для установления контакта с собственным внутренним миром. В частности, приятные ощущения при медитации не должны стать самоцелью - медитативная техника изначально предназначена для чего-то куда более важного. Кроме того, необходимы настойчивость и труд. Не менее важно знать и о том, что практика медитации приносит человеку поистине огромную пользу независимо от того, как далеко он продвинулся на своем пути духовного развития.

Существует поистине огромное количество свидетельств о том, что аура человека, погруженного в медитацию, претерпевает значительные изменения, причем бесспорно положительные: ее сияние усиливается, цвета становятся более насыщенными, и т. п.

Практика

Существует множество различных приемов медитации, но нет и не может быть какой-то единой «правильной» техники. Поэтому, переходя к практической части, следует напомнить: любая методика имеет и достоинства, и недостатки. Поэтому из них необходимо выбрать (в самом идеальном случае - чисто интуитивно) ту. что оптимально подходит именно вам. При этом, если целью изначально является укрепление или развитие ауры. это должно постоянно оставаться в центре внимания. Не забывайте о том, что уже только размышляя о своей ауре, мы в значительной степени укрепляем ее - и в этом нет никакой мистики. Судите сами: что есть мысли, образы? Все это формируется энергиями тонкого плана, из которых состоит и аура. А при размышлении о ней создается своего рода «подпитывающий ток» этих энергий. Таким образом, практическая польза налицо.

Основные правила

Существует несколько таких правил, которым желательно следовать, обучаясь медитации.

Прежде всего необходимо найти спокойную обстановку, лишенную как внешних, так и внутренних раздражителей. Очень важно иметь (особенно в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный момент не медитирует. Снимите трубку с телефонного аппарата и вообще сделайте все, что можно, для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, включите запись с тихой инструментальной музыкой, или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже записей, имитирующих различные природные шумы. Как уже отмечалось, даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно замаскировать внешний шум. Вы можете также уменьшить или совсем выключить освещение в комнате. Теперь, когда внешняя среда стала более спокойной, следующим шагом должно стать обеспечение спокойствия и внутренней среды. Один из способов состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте некоторое время на то, чтобы расслабить мышцы.

Релаксация

Перед началом упражнений необходимо научиться произвольно, приводить себя в такое состояние, когда тело максимально расслаблено, но ум остается активным. Сказать, как обычно, просто - куда труднее добиться этого на практике. Тем не менее, приведенные ниже упражнения могут помочь вам. Нужно только помнить о том, что каждый человек индивидуален, и рассматривать любые конкретные рекомендации не как служебную инструкцию, но как примерное руководство, предназначенное для творческой интерпретации или даже подлежащее полной переработке с целью «подстроить» его под себя.

Главное заключается в том, что с напряженным телом невозможно добиться ни расслабления, ни концентрации. И задача сложна: полностью освободиться от повседневных забот, сфокусироваться на вхождении в измененное сознание, но при этом раскрепостить свой разум.

Но прежде всего, учитесь эффективно расслаблять тело. Возможно, эти упражнения окажутся полезными для процесса установления самого начального этапа взаимопонимания не только с вашим телом, но и с внутренним Я.

Упражнения

  • Лягте на жесткую поверхность. Если не можете лечь, сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию. Сосредоточьтесь на своем дыхании, дайте ему углубиться. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, плавно перемещая диафрагму на вдохе вниз так, чтобы живот подался вперед, и наполняя легкие воздухом снизу вверх. Выдохните и расслабьтесь так, чтобы вместе с выдохом ушло напряжение.
  • Последовательно напрягите и расслабьте каждую мышечную группу. Поочередно напрягите и затем расслабьте все мышечные группы своего тела. Начните с ведущей руки. Согните руку в запястье, как будто вы хотите положить тыльную сторону кисти на предплечье. Подержите ее в таком положении от 5 до 10 секунд. Обратите внимание на возникшее напряжение. Опустите кисть и расслабьтесь. Отметьте разницу. Снова напрягите и расслабьте руку. Далее пауза в 30 секунд, во время которой сделайте медленный вдох животом и выдох. Повторите эту процедуру с другой рукой. Потом повторите в следующей последовательности: напряжение - расслабление - напряжение - расслабление для мышц:
предплечий,
верхней части рук,
лба,
челюстей,
шеи,
груди,
живота,
спины,
ягодиц,
ноги ступней.

Между каждой парой мышечных групп делайте глубокий вдох и выдох, с каждым разом все больше расслабляясь.

  • Избавьтесь от всякого напряжения. Поработав со всеми мышечными группами, дайте им окончательно расслабиться. Если какие-то мышцы не окончательно избавились от напряжения, проведите с ними еще один цикл напряжение - расслабление. Представьте себе, как напряжение вытекает из вашего тела, подобно невидимой жидкости. Каждый раз при напряжении и расслаблении напоминайте себе, что расслабление сильнее, чем предшествующее напряжение.

Медитировать нужно, сидя в комфортной для вас лично позе. Но желательно при этом держать голову, шею и спину по одной вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения медитации.

по материалам из книги: Бубличенко Михаил - "Ваша аура - путь к духовному совершенству"

С помощью этой техники вы научитесь сосредоточивать своё внимание на различных аспектах, в частности на дыхании, сюжете или мысли для создания положительного чувства расслабленности, мира и благополучия, а также развития навыка вызывать эти ощущения, в любой момент времени и получения других позитивных преимуществ медитации. Не спешите, не следует ожидать быстрых и легких результатов. Необходимо время, чтобы научить ваш разум контролировать мысли, прежде чем вы сможете направлять его на конкретные намерения.

Первый уровень медитации:

Первый этап медитации представляет собой технику концентрации. Как только вы расслабитесь, сосредоточьтесь на дыхании в течение нескольких минут. После того, как вы обнаружите, что вы полностью расслаблены, сосредоточьте внимание на звуках вокруг вас. Постарайтесь не формировать мысли о звуках, а просто слушать их, позвольте своему разуму просто течь вокруг и через звуки, без уточнений и определений этих шумов. Проделайте это упражнение от 15 до 20 минут за раз, направляя ваше внимание на звуки и сосредотачиваясь на дыхании, когда вы будете лучше осведомлены о вашем теле.

Повторяйте это упражнение до тех пор, пока вы не сможете легко следовать известным звукам, звукам, ожидаемым и незнакомым, столь же спокойным, сфокусированным вниманием. Вы можете начать упражняться с любимой, успокаивающей музыкой. Далее, после того, как вы освоите технику концентрации на известных звуках, вы можете сосредотачиваться на классической музыке, которая вам не слишком знакома. Когда вы будете чувствовать себя комфортно, концентрируя внимание на этих мелодиях, без отвлечения на неконтролируемые мысли, вы можете перейти к окончательному упражнению с музыкой.

Окончательная концентрация на звуках, представляет собой концентрацию на необычных звуках, таких как песня китов, вой волков и цифровые звуки. Когда вы сможете следовать за этими звуками без ухода вашего внимания от источника, вы готовы ко второму уровню. Уровень второй может занять несколько недель для того, чтобы вы могли оставаться сосредоточенным от 15 до 20 минут без странствия вашего разума. Дайте себе время. Помните, практика концентрации мыслей с помощью этого упражнения, подобна созданию новых мышц.

Второй уровень медитации:

Второй уровень этой техники для улучшения ваших навыков медитации представляет собой концентрацию, построенную на воображении и возможностях визуализации. После прохождения процесса релаксации и принятия удобной позы, сосредоточьтесь на дыхании на несколько минут, до тех пор, пока вы полностью не расслабитесь. Теперь вы должны создать в вашей голове сцену вашего любимого места. Это любимое место может существовать в реальности или же только в вашем разуме. Не пожалейте времени для тщательного построения детального изображения этого места, так, чтобы вы смогли ощутить воздух, услышать звуки и ощущать запахи, окружающие вас, когда вы поместите себя в центр этого любимого места. Проводите время в этом месте снова и снова, пока вы не сможете быстро и чётко призвать это изображение в нужное вам время. Наряду с изображением придут все чувства благополучия, радости, мира и счастья, которые связаны с вашим любимым местом.

Третий уровень медитации:

Третий уровень развития навыков медитации представляет собой сосредоточение внимания на структурированных мыслях, таких как любимое изречение или афоризм. Выбор широк. Используйте одно из изречений, которое заставляет вас генерировать разведывательные мыслительные процессы. В отличие от предыдущих упражнений, в этом упражнении вы должны позволить своим мыслям свободно течь. Следуйте мыслям посредством образов, чувств и осознания, пока вы не поймёте, что полностью впитали в себя смысл этого афоризма. Это удивит вас глубиной и широтой понимания даже простых изречений.

Использование этих методов откроет перед вами мир управления мыслей, направленного внимания и более глубокого понимания себя и других людей. Сосредотачивая внимание на дыхании во время выполнения медитации, вы начнёте подсознательно ассоциировать появляющееся чувства мира и расслабления, которые приносит медитация, с процессом обращения внимания на процесс дыхания. И в тот момент, когда вы столкнётесь со стрессовой ситуацией, вы сможете вызвать эти чувства простым замедлением дыхания и сознательной релаксацией мышц. С помощью этой техники, расслабление и чувство благополучия будет доступно всегда, когда это будет действительно необходимо.

Вопрос: Какие существуют стадии медитации?

Шри Чинмой: Есть три стадии: концентрация, медитация и созерцание. Они как три ступени лестницы, лестницы устремления.

Мы начинаем с концентрации. Концентрируясь, мы фокусируем свое внимание на конкретном предмете и становимся полностью одним с этим предметом. Если концентрация очень глубокая, тогда не может быть ни мысли, ни йоты мысли внутри и вокруг. Человек и объект его концентрации - одно.

Концентрация - это динамичная воля ума, которая действует в нас для немедленного принятия света и отвержения тьмы. Она также пробуждает внутри нас планы сознания, которые еще не пробуждены. То, что способна сделать концентрация в жизни устремления, - невообразимо. Она может легко отделить Небеса от ада, чтобы мы могли жить в бесконечном восторге Небес, а не в постоянных волнениях, беспокойствах и муках ада, пока мы здесь, на земле. Если есть способность хорошо концентрироваться, мы совершим быстрый прогресс. Если фокусировать все свое внимание на определенном объекте, если войти в него умом, можно раскрыть и проявить скрытую, конечную Истину внутри этого объекта. Сейчас мы жертвы темных, мрачных, разрушительных и злых мыслей, но придет день, когда в силу своей концентрации мы почувствуем, что беспокоящие мысли боятся нас. В концентрации мы работаем ради немедленного результата, но медитация не заботится об успехе в этом смысле. Медитация лишь хочет войти в Простор и плавать в безбрежном море Покоя, Света и Блаженства. Медитируя, нужно чувствовать, что входишь в нечто безбрежное и бесконечное: безбрежный океан или бесконечное, голубое небо. Мы стараемся погрузиться в безграничное и безмерное. Все вокруг нас - бесконечное голубое небо, где царствует всевышний Покой. Сначала нужно почувствовать это, а затем стать полностью одним с самим Простором. Концентрируясь, мы до определенной степени используем ментальную силу воли. Но в медитации мы пользуемся психической силой воли, силой воли души. В медитации мы идем за пределы царства ума, потому что ментальная способность очень ограничена. В высшей, глубокой медитации деятельность ума приостанавливается.

Концентрация подобна стреле, поражающей цель. Концентрируясь, мы нацеливаемся на что-то с динамичным отношением. Но медитация - спокойная, божественная, одухотворенная и возвышенная. Медитируя, мы достигаем тихого, спокойного и безмятежного ума - без мыслей. В это время нужно полностью контролировать появление мыслей и не позволять ни единой нездоровой мысли входить в ум. Ум свободен и спокоен, ни хороших, ни плохих мыслей, совсем ничего. Все существование человека становится пустым сосудом. Когда этот сосуд абсолютно пуст, всем своим внутренним существом призываешь бесконечный Покой, Свет и Блаженство, чтобы они вошли в этот сосуд и наполнили его. Это медитация.

Затем следует созерцание - последняя стадия перед осознанием Бога. С созерцанием входишь в самадхи и трансцендентальное Сознание. Созерцание - нечто чрезвычайно трудное для начинающих в духовной жизни, но в конечном счете начинающий становится опытным и тоже знает, как созерцать, поскольку без созерцания никто не может осознать Высшее. В созерцании находишься одновременно в глубокой концентрации и высокой медитации. Мы утрачиваем так называемое внешнее существование, которое связывает. В это время здесь нет ума, как будто физический ум и не существовал. В созерцании становишься всецело единым с универсальной Волей Бога, трансцендентальной Волей, которая играет роль и действующего, и действия. Когда находишься в созерцании, действующий и действие становятся всецело одним. Познающий, знание и познанное становятся одним.

В созерцании сливаешься с внутренним потоком, все - один поток сознания. Сознание струится от основания стоп до макушки головы. Ты чувствуешь поток сознания всем телом, чувствуешь себя самим сознанием. Ты становишься неотъемлемой частью бесконечного Сознания, вечного Сознания, бессмертного Сознания. В высшей стадии созерцания ты становишься всецело одним с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием.

Есть два типа сознания. Одно - связанное землей сознание, другое - безграничное сознание, бесконечное Сознание. Когда мы ограничены, мы остаемся едиными со связанным землей сознанием. Здесь мы видим «мы» и «мое». Но безграничное Сознание, которое струится внутри твоего существа, - одно с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием. Созерцая, ты чувствуешь, что имеешь дело не с той Бесконечностью, что вокруг тебя, а с той, что внутри тебя.

Вы скажете: «Мое тело - всего лишь пять футов восемь дюймов высотой, как же я могу вместить в себя Бесконечность? Это полный абсурд». Но нет, вы не должны чувствовать себя телом, вы - душа. Наши индийские священные писания говорят, что душа не имеет ни рождения ни смерти, ни начала ни конца. Это то, что постоянно движется - движется, струится, проявляет бесконечную Истину. В созерцании мы всецело отождествляемся со своей душой и идем к высшему, и простираем свои крылья. Из конечного мы входим в бесконечное, мы входим в мир Покоя, Света и Блаженства, где есть прямое единство с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием.

Бесконечность. Слово, казалось бы, приходит из вашего воображения. Что такое Бесконечность? Постарайтесь почувствовать то, что собирается освободить вас от невежества. Сейчас мы барахтаемся в удовольствиях невежества, но Бесконечность это нечто, что освобождает нас из сетей невежества.

Вечность, что это? У нас есть две жизни - обычная человеческая жизнь, где мы остаемся на земле пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет, и вечная Жизнь. Вечная Жизнь существовала до нашего рождения; она существует в этот короткий отрезок нашей жизни; она проходит через черный тоннель смерти. Затем она снова входит в свой собственный Источник. Когда вы думаете о Вечности, чувствуйте, что это то, что предшествует всему и в то же время будет сменять все.

Бессмертие. Ничто не постоянно на земле. Сегодня кто-то очень красив, завтра его красота поблекнет до незначительности. Сегодня кто-то очень известен в мире, завтра его известность будет забыта. Неважно, как велики мы или возвышенны, пасть смерти рано или поздно поглотит нас. Что же делать? Мы должны чувствовать Бессмертие Сознания. Когда конечное сознание становится единым с бесконечным, оно становится бессмертным. Когда конечное сознание становится бессмертным, тогда здесь, на земле, может происходить божественная игра Бога, и Бог может быть реально исполнен.

Когда вы созерцаете, вы чувствуете, что имеете дело с тремя возвышенными, значительными истинами: Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием. В созерцании ваше тело, витал, ум и сердце не действуют раздельно. Они становятся одним целым. Они полностью едины и, как послушные дети, прислушиваются к велениям души. Когда они прислушиваются к душе, вы становитесь самой душой, и это истинное созерцание.

– основная духовная практика, ведущая к состоянию Будды. В этой статье я кратко изложу основы буддийского учения «Вишуддхи магга» – о восьми стадиях медитации . Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена – «Многообразие медитативного опыта».

Путь очищения

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие-сознание-блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке – как символ высшей исконной реальности чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами используют духовные имена в связке с термином «ананда». Например, Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой», Муктананда - освобождением, Брахмананда - Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. у него нет привязанностей и соответственно - нет цепляний за конкретные состояния. Умалчивают, как я полагаю, чтобы искатели двигались хотя бы ради попутных временных целей. Ведь настоящая цель - это избавление от страданий.

Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации – в нирване присутствует тончайшее блаженство. Вряд ли это так, потому что мастера о нирване говорят, как о явлении за пределами всех возможных переживаний и характеристик. Даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно – есть оно или нет, потому что как только начинаешь им увлекаться, медитация обращается в блуждания ума, и блаженство уходит.

«Вишуддхи Мага» можно перевести как «путь очищения». Это учение – один из главных буддийских текстов по медитации. Практика в нем разделяется на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, которые сопутствуют медитации практикующих в той последовательности, в какой они перечислены ниже.

Стадии медитации

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации. Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне». Практика становится устойчивой.

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны - это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Восьмая стадия медитации - состояние «ниродхи» - ни существования, ни отсутствия существования.

Разночтения

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, т.к. полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, т.к. на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

Одно можно сказать наверняка - теоретическая сторона не столь важна, как практическая - она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. . Путаница в терминологии не должна вызывать волнений. В практике разных людей в зависимости от данных подсознания могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой.

Говорят, что высший пилотаж осознанности и медитации – это «сахаджа самадхи» - пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации – даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к простым смертным.

Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства - все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.



просмотров