Сердце вены австрия собор святого стефана. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности. Скульптурные портреты и алтари

Сердце вены австрия собор святого стефана. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности. Скульптурные портреты и алтари

Собор Святого Стефана на площади Штефансплатц является символом Вены и одной из самых главных достопримечательностей всей Австрии.

История собора

Храм расположен в центре старого города на площади Святого Стефана (Штефансплатц). Первый собор на этом месте построен в 1137—1147 годах. В нынешних границах это культовое сооружение построено в XIII-XV веках и приобрело современный вид только к 1511 году.

Возведение и основание

Епископ Пассау Регинмар совместно с маркграфом Леопольдом IV в 1137 году заложили первую венскую церковь. Через десять лет постройка в романском стиле была завершена. В 1230—1245 годах ее расширили к западу, с тех самых пор сохранилась романская (западная) стена храма с порталом и двумя башнями. Позже их перестроили в готическом стиле. Эта церковь сгорела в 1258 году.

На ее месте в 1263 году была выстроена вторая венская церковь, использовался тот же романский стиль. 23 апреля совершилось освящение собора, это событие празднуется по сей день. При Альберте I и Альберте II в 1304—1340 годах были пристроены трехнефные Альбертовы хоры - они заняли весь трансепт. Деве Марии посвятили северный неф, святому Стефану и всем святым - средний неф, а двенадцати апостолам - южный.

На месте современной южной башни Рудольф IV в 1359 году заложил первый камень новой церкви, выполненной в готическом стиле. В планах архитекторов XIV столетия стены нового сооружения ставились снаружи от уже существующей церкви, и только после этого можно было разобрать стены старой. На перекрытие свода нового храма потребовалось почти тридцать лет. В 1450 году заложили Орлиную башню.

Ее строительство прекратилось в 1511 году, когда наступили трудные времена и финансирование оскудело. Так она и осталась недостроенной до сих пор. Ее высота в два раза меньше южной, и она едва превышает 68 метров.

Существует легенда, что когда-то башни были одинаковыми. Согласно этой сказке руководящий работами по строительству башни мастер продал душу дьяволу, чтобы тот поспособствовал быстрейшему завершению дела. Когда тот помог, строитель отказался выполнять свои обязательства и разозленный дьявол обрушил половину башни.


Историческая судьба

В течение трех столетий церковь Святого Стефана оставалась приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить епископскую кафедру в Вене, а епископы Пассау (духовные владыки Австрии на то время) всячески этому сопротивлялись. Только в 1469 году была учреждена Венская епархия под давлением императора Фридриха III. В ходе этих событий собор стал кафедральным. В 1476—1487 годах композитор и скульптор Вильгельм Роллингер установил уникальные резные хоры внутри церкви, а в 1513 году в храме был установлен орган.

Мало изменили сооружение наполненные религиозными и австро-турецкими войнами XVI-XVII века. В ту эпоху в Австрии главенствовала идеология Pietas Austriaca, барочная по форме и католическая по духу, и интерьеры храма переработали в стиле барокко. Работы начались в 1647 году с нового барочного алтаря. Его изготовили Йоганн Якоб и Тобиас Покк. Два образа Девы Марии датируются 1693 и 1697 годами, два боковых алтаря установлены в 1700. После изгнания турок из-под Вены в 1722 году статус собора и епархии был повышен до архиепископского.


Восстановление и реставрация

Во время Второй мировой войны здание не пострадало при бомбардировках и выдержало первые дни советской венской наступательной операции, начавшейся 2 апреля 1945 года. Генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии при отступлении из Вены уничтожить центр города.

Приказ выполнен не был, но собор все равно пострадал: местные мародеры по 11 апреля 1945 года подожгли разграбленные лавки, а уже от них огонь перекинулся на церковь Св. Стефана. Сохранились только кафедры и ценнейшие реликвии, так как они находились под защитой кирпичных саркофагов.

Повреждения, полученные в ходе пожара:

  • кровля рухнула от огня;
  • крупнейший колокол «Пуммерин» сорвался и обрушился внутрь башни, в результате чего разбился;
  • интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены;
  • сгорел большой романтический орган фирмы «Walcker».

На восстановление крыши организовывался сбор средств, в 1950 году ее облицевали керамической плиткой. Окончательно восстановительные работы завершились только в 1960. В восьмидесятые годы стартовал следующий этап реставрации, который продолжается и в наши дни.

Главной проблемой церкви Св. Стефана является разрушение стен и статуй. Мастера-реставраторы вынуждены постоянно заменять фрагменты камней. Усложняет процесс необходимость пользоваться оригинальными инструментами средневековья, хотя часть работ выполняют станки под управлением компьютера.


Современное положение

Сегодня это один из наиболее красивых готических храмов Европы, который жители Вены называют душой своего города. Возведенная в XII столетии, на сегодняшний день церковь является наиболее значительным и хорошо сохранившимся готическим сооружением в Австрии. Его южная башня в высоту достигает почти 137 метров - это третья по высоте башня центральной Европы. Венцы ласково прозвали ее Steffl.

Храм назван именем первого христианского св. Стефана - иерусалимского мученика, до смерти забитого камнями за веру. Храм стал символом многовековой стойкости. Церковь Св. Стефана в Вене расположена в историческом средневековом квартале и вмещает в себя уникальные распятия, витражи, скульптурные композиции и кафедру епископа. Вместе с тем храм известен своими катакомбами, где захоронены останки австрийских императоров.

Месторасположение церкви

Фактический адрес собора Святого Стефана: Австрия, Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

Места поблизости:

  • ресторан Do and Go;
  • Hotel Am Stephansplatz Vienna;
  • Дом Хааса;
  • Govienna City Apartments;
  • Wien;
  • Кертнерштрассе.

Как добраться

В Вену можно добраться на поезде или самолетом. В самом городе проложено множество маршрутов общественного транспорта, а также метро.

На нем добраться до собора нужно следующим образом: необходимо выйти на станции Stephansplatz на пересечении первой (красной) или третьей (оранжевой) линий.

Сам храм ни за что нельзя пропустить, так как он возвышается над остальными зданиями площади, и его башни видны отовсюду. На них ориентироваться можно и при пешей прогулке.


Архитектура и убранство сооружения

Романский костел, носивший имя Святого Штефана (Стефана), начали перестраивать в 1230 году. Планировалось возведение храма в позднероманском стиле. Когда случился пожар, большая часть постройки уже была закончена. Стиль храма остался готическим, но черты строения позднее менялись в ходе реконструкций. Только при Рудольфе IV Штефансдом приобрел вид, сохранившийся до нашего времени.

Внешний вид

Многовековая история отразилась на облике собора. К началу девятнадцатого столетия он настолько обветшал, что представлял собой жалкое зрелище. При восстановительно-реставрационных работах максимально старались сохранить его средневековый готический облик.

Размеры здания (в метрах):

  • высота южной башни - 136,44;
  • высота северной башни (еще строится) - 68,3;
  • высота стен боковых нефов - 60;
  • длина и ширина собора на уровне земли - 198,2×62;
  • высота сводов центрального нефа - 28.

Собор представляет собой квадратное сооружение, фасад которого состоит из ступенчатых контрфорсов и узких арочных окон. В Вене он является одним из наиболее показательных примеров позднеготической архитектуры, скульптурные оформления внутренних залов и фасада являются уникальными. Также архитектуру храма отличают узоры черепичной кровли - одна из самых ярких и запоминающихся частей храма.

История узорных крыш уходит корнями в средневековье. Узоры, надписи и даты украшали в основном главные строения Вены - соборы и ратуши. Подобная облицовка была делом дорогостоящим - многие дома в то время были покрыты и вовсе соломой.

Историки не могут назвать точную дату возникновения узоров, но уже к концу пятнадцатого столетия орнамент из разных оттенков красного покрывал крышу. Со временем в рисунки добавлялись новые узоры и цвета.

Полностью покрыть крышу пришлось после ее обрушения во время пожара 1945 года. Вместо деревянных стропил установили металлические, на новых скатах уложили черепицу. Дату окончания работ можно видеть тут же на панно с гербом - это цифры 1950. Лучше всего крышу разглядывать с башни собора.


Южная башня

Во времена Габсбургов ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни Св. Стефана - ее высота составляет 136 метров, на нее ведут 343 ступени. Она играла важную роль в жизни города.

При военной угрозе стражники на ней организовывали дежурство и отслеживали сверху передвижения противника, а в мирное время на ней совершалось дежурство другого рода - следили за возгораниями и начинавшимися пожарами. Раннее реагирование было особенно важным в средние века, когда весь город мог быть уничтожен от возгорания одного дома. Колокольный звон с башни оповещал о радостных событиях и несчастьях.


Северная башня

Знаменитый Ганс Пуксбаум, создатель северной башни, планировал повторить в ней формы южной, чуть больше вытягивая пропорции и меняя детали. Орлиная башня так и осталась незаконченной после его смерти. Г. Пуксбаум был также и талантливым художником: в строительной мастерской собора сохранилось около пятидесяти исполненных им рисунков. Внутри башни находится еще одна его работа - капелла Святой Барбары.

На западной стороне находится статуя Христа. Изображен он с таким выражением лица, что в народе скульптуру называют «Господь, страдающий от зубной боли». Однажды на нее пришли посмотреть несколько парней. Они стояли и посмеивались, как вдруг у всех так сильно разболелись зубы, что они не могли ни пить, ни есть, а облегчение наступило только после покаянной молитвы.

Существуют документы об отливке колоколов в XIII-XV веках. Они уничтожались пожаром, падали и раскалывались, но их снова отливали и ставили на место утраченных. К XIX веку все башни выступали колокольнями, у каждой имелся свой набор колоколов. Колокола имеют свои имена, отражающие их первоначальные функции. Самый известный - Пуммерин, символ свободы и борьбы за нее. Его отлили из трофейных пушек в 1711 году в честь избавления от турецкой осады.

Весил он двадцать одну тонну, звучал только несколько раз в году по особенным случаям. Пуммерин упал и разбился в результате разрушительного пожара 1945 года. Осколки собрали и добавили к ним еще металла - так и отлили копию. В 1952 году ее поместили на прежнее место. На текущий момент это второй по величине колокол Европы и седьмой - в мире. Он вступает в дело только несколько раз в году, как и раньше.


Исполинские ворота

Главный вход в венский собор и его портал являются самыми старыми и исторически интересными частями этого удивительного сооружения. В облике фасада сочетаются романский и готический архитектурные стили. Хоть его и перестраивали в XV столетии, в самом портале присутствуют стрельчатые и круглые арки.

Раньше главный вход открывали далеко не для всех, а только для королевских особ. Встречаются разные названия, такие как: «Большие врата», «Исполинские врата» или «Врата Гигантов», но у всех наименований один смысл - отразить огромный размер. Постройка проходила в период между 1230 и 1250 годами.


Внутреннее оформление

Здание венского собора украшают великолепные витражи. Особенно они роскошны внутри помещения. Сквозь них проникают солнечные лучи, отбрасывающие разноцветные блики. Оригинальные витражи были созданы в 1340 году, однако хранятся они в городском музее Вены, а здесь представлены туристам в виде копий.

Из оригиналов тут расположены пять витражей пятнадцатого столетия. На них изображены разнообразные сцены из Библии. Самые красивые картины располагаются непосредственно над соборным алтарем.


Скульптуры и алтари

Главный алтарь расположен в хорах, оформленных сиденьями в барочном стиле. Он сделан из черного мрамора Йоганном Якобом Поком. Над ним висят картины «Успение Марии» и «Святой Стефан, побиваемый камнями», написанные Тобиасом Поком. Другой алтарь, который называется Винер-Нойштадским, подарил император Фридрих Третий.

Скульптур в соборе очень много. В основном они относятся в XIV-XV векам. Особенно впечатляет статуя Мадонны, созданная в 1320 году. Она располагается рядом с колонной кафедры и называется «Мадонна для прислуги».


Ажурная кафедра

Является наиболее великолепным памятником позднеготического стиля Средневековья. Кафедру создал Николаус Герхардт в 1515 году. Она стоит на одной из колон, ее высота равняется четырем метрам. Мраморные перила лестницы украшают узоры из ящериц и жаб, олицетворяя символы борьбы добра со злом. Себя мастер увековечил в виде автопортрета «Оконный зевака» у подножья кафедры.

Кафедра оформлена и статуями церковных учителей:

  • Августина Блаженного;
  • Амвросия Медиоланского;
  • Иеронима Стридонского;
  • Григория Великого.


Органы

Три органа устанавливались в разные годы вместо изначального, сгоревшего в пожаре. Самый большой из них имеет четырехрядную клавиатуру и десять тысяч трубок. На службах чаще играет средний орган, расположенный около алтаря. Он имеет 55 трубочных рядов.

В венском соборе постоянно устраивают концерты классической или органной музыки, билеты на них можно купить на Площади Штефансплац или прямо в кассе собора. Чаще всего концерты идут в вечернее время, но приходить стоит за полчаса до начала мероприятия.


Усыпальницы

В отдельной комнате захоронены 72 члена семьи Габсбургов. С точки зрения оригинальности традиции погребения, члены этой монархической семьи «перещеголяли» даже фараонов Египта. Из тел фараонов тоже вынимали органы и помещали в отдельные урны, но хоронили все части тел правителей Египта в одной гробнице.

Габсбурги пошли дальше, их части тел хоронили в разных местах. Храм - традиционное место погребения внутренних органов членов монаршей семьи. Сердца и тела (без органов) хоронили в других монастырях и церквях Австрии. Собор является традиционным местом захоронения высших иерархов австрийской церкви, их тела и по сей день находят упокоение в соборе.

В самом соборе похоронены:

  1. Рудольф IV (князь, строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале - символическое, тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  2. Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта.
  3. Евгений Савойский (умер в 1736).
  4. 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» - символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела - в Капуцинской церкви, a сердца - в церкви Св. Августина.
  5. Настоятели собора.


Реликвии и святыни храма

Внутри собора находятся шесть отдельных капелл, среди них и реликварий Св. Валентина, где покоятся его мощи, черепа святых Космы и Дамиана, а также лоскут скатерти Тайной Вечери. Главная священная реликвия - Печская икона Девы Марии - является чудотворной.

Согласно легенде, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, которые происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в собор Св. Стефана в Вену, а в Печ оставил только копию.


Катакомбы собора

Площадь перед венской церковью в прямом смысле построена на костях. С древних времен вокруг храма велись захоронения. Считалось очень важным быть похороненным как можно ближе к собору, в самом здании хоронили только самых почитаемых. Первые упоминания о кладбище датируют серединой XII века. В XVI столетии погребения временно были прекращены. Причиной тому послужил ужасный запах, наполнявший храм, возникающий из-за разложения тел, закопанных на незначительную глубину.

Окончательно кладбище вокруг венского собора прекратило свое существование в 1732 году. Кости перенесли в подземные захоронения, так называемые новые катакомбы. Старые созданы еще в XIV веке прямо под храмом, в них хоронили королевских особ и высшее духовенство. Новые предназначались для простых людей: выкапывались отсеки на сотни тел, туда их складывали по 300-400. Когда отсек наполнялся, его засыпали и приступали к новому. Так за 60 лет было погребено 11 000 человек.

К таким простым людям относили и великих архитекторов: подобным образом был захоронен и Фон Хильдебрандт и Фон Эрлах. Моцарт, кстати, был тоже погребен в общей могиле на кладбище.

При строительных работах была открыта капелла «Виргилькапелле», относящаяся к XIII столетию. Когда-то она находилась в подземелье кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесенной в 1871 году.


Богослужения и другие возможности посещения

Воскресные мессы в Штефансдоме начинаются:

  • в 10:30 утра с сентября месяца по июнь;
  • в 9:30 - в июле-августе.

Посетить венский собор можно в любой день.

Для посетителей он открыт ежедневно:

  • с 6:00 до 22:00 в будни и субботу:
  • по воскресеньям и в праздничные дни - с 7:00 до 22:00.

Собор можно посетить в составе экскурсионной группы. Для осмотра и посещения открыты все достопримечательности на территории храма (сам собор, усыпальницы, обе башни, сокровищница). Возможно посещение с аудиогидом.


Видео

В данном ролике представлен краткий обзор истории и архитектуры венской церкви.

Собор Святого Стефана является главным храмом австрийской столицы. Его изображения стали появляться на картинах с видами Вены еще в Средние века. Эта историческая была заложена епископом Пассау в начале XII века и освящена в 1147 году. Но еще долгие десятилетия спустя собор достраивался, перестраивался и подновлялся.

Собор Святого Стефана в Вене, история возведения

Первоначально храм представлял собой трехнефную базилику с сильно выступавшим трансептом, отделявшим от основной части здания узкую алтарную часть. После сильного пожара 1258 года собор фактически пришлось строить заново. От первоначальной постройки уцелел только западный фасад здания с монументальным порталом, носящим название «Исполинские врата». Два других портала, сооруженные позднее, также имеют свои названия: южный - «Певческие врата», северный - «Епископские врата».

В 1304-1340 годах была заново возведена алтарная часть собора и расширена основная часть здания. В 1359 году мастерами Микаэлем Кнабом, отцом и сыном Петером и Гансом фон Прахатицами была сооружена главная вертикаль собора - Южная башня высотой 137 м, на вершину которой ведет лестница в 312 ступеней. Жители Вены называют башню «Старый Стефан». Это одно из лучших произведений австрийской готики.

В середине XV века мастер Ганс Пукспаум, назначенный в 1440 году главным строителем собора, начал возводить Северную башню. Достраивали ее уже после его смерти, и она так и осталась незавершенной. Предание рассказывает, что для того чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против вмешательства в его сложившийся облик.

Окончательно строительство собора завершил знаменитый архитектор и скульптор Антон Пильграм, и произошло это только в начале XVI столетия. С XII века собор Святого Стефана является главным храмом Вены, а с 1469 года - епископской кафедрой (с 1723-го - архиепископской).

Венский собор Святого Стефана, архитектура и интерьер

Несмотря на затянувшееся на несколько веков строительство, собор Святого Стефана сохранил архитектурную целостность, и его облик в основном выдержан в готическом духе. Окруженный со всех сторон городской застройкой собор почти невозможно охватить взглядом в полной мере, а с близкого расстояния можно увидеть только его уходящую в небо громаду.

Стены собора подпирают мощные контрфорсы. Многочисленные готические детали подчеркивают устремленность ввысь тяжелого монументального здания. Крыша собора покрыта многоцветной черепицей, которой выложены, в частности, гербы Австрийской республики. Гладкие стены фасада выложены из крупных блоков тесаного камня и довольно скупо украшены резными масками и скульптурами.

Среди них выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

«Исполинские врата», главный вход в собор, в прежние времена открывались только во время торжественных церемоний, например когда собор посещали короли и императоры. В обычное время прихожане входили в собор через боковые входы - северные «Епископские врата», украшенные порталом XIV века, или через южный вход, называемый «Певческие врата». Певческие врата украшают каменные фигуры герцога Рудольфа IV и его супруги Катарины. Их окружают оруженосцы. В руках герцог держит модель собора Святого Стефана.

Интерьер храма украшают многочисленные скульптуры и алтари. Но, несмотря на это, внутреннее пространство собора не загромождено и выглядит просторным. Его длина составляет 108 м, ширина - 35 м, а высота - 28 м. Пять пар мощных столбов поддерживают теряющиеся в высоте своды главного нефа. Свет попадает из высоко расположенных боковых окон, и в пасмурный день в соборе царит полумрак.

До наших дней чудом сохранились цветные средневековые витражи на окнах храма. Алтарь собора - так называемый Винер-Нейштадтский алтарь - относится к XV веку и является одним из самых значительных памятников подобного рода в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Резной высокий алтарь выполнен мастером Якобом Поком.

В интерьере собора находится немало образцов скульптуры XIV-XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. Другую большую статую Мадонны, изваянную в 1320-1330-х годах (ее причисляют к лучшим образцам немецкой пластики), можно видеть около епископской кафедры.

Сама кафедра, выдающийся памятник средневекового искусства, изготовлена мастером Антоном Пильграмом около 1515 года. Помимо буйной готической резьбы ее украшают четыре потрясающие по реализму и мастерству исполнения фигуры Отцов Церкви, высеченные из камня. Пильграм является и автором подножия органа. Здесь, среди причудливой каменной резьбы, можно видеть автопортрет самого скульптора. Второй его автопортрет находится в нижней части епископской кафедры.

Со времен Средневековья собор служил местом погребения королей, императоров, епископов, знатных людей. Здесь погребено множество деятелей не только австрийской, но и мировой истории - например выдающийся полководец, генералиссимус принц Евгений Савойский. Многие надгробия выделяются искусной работой и являются произведениями искусства. Среди них выделяется саркофаг императора Фридриха III, изготовленный в 1467-1513 годах.

В апреле 1945 года во время ожесточенных боев в Вене собор был охвачен пожаром, длившимся трое суток. Обрушились верхние части здания, рухнул большой колокол, сильно пострадал интерьер собора. Жители города и советские солдаты потушили пожар, но многие детали собора безвозвратно погибли. Спустя семь лет после реставрационных работ собор был снова освящен, но восстановительные работы продолжались еще более десяти лет. Сегодня собор Святого Стефана полностью восстановлен.


Собор Святого Стефана (Штефансдом) является символом Вены, а Святой Стефан - покровителем столицы Австрии. Вот таким он представляется ночью...

собор Святого Стефана не так давно отпраздновал свое 850-летие. Он пережил не одну войну и не одну катастрофу и - несмотря ни на что - выстоял, говорят что в его шпиль вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в собор во время турецкой осады города в XVI в.

Конечно же собор - это великая незавершенка - вместо стройной готики получилось немного совсем не то, хотя внешняя дисгармония не мешает внутренней красоте....

Собор перестраивался три раза. Первая церковь была освящена в честь покровителя города Святого Стефана в 1147 году. Она находилась за пределами городских стен, и от нее почти ничего не сохранилось. В 1263 году состоялось освящение второй, романской церкви. Последняя, готическая церковь строилась 150 лет. Южная башня высотой 136,7 метра, которую венцы любовно называют "Штефль", была завершена в 1433 году.

Северная часть из-за нехватки средств так и осталась незавершенной. В 1579 году на высоте 68,3 метров её увенчал ренессансный купол.

к большому сожалению собор со все сторон обступили здания современные, что не дает возможность сфотографировать целиком....


кровля состоит из 230 000 цветных черепиц. Ими выложены огромные изображения национального герба и герба города Вены.

Ну что, теперь войдем в собор и осмотрим его....



Эти снимки наполнены солнечным светом....

продолжение следует....

Штефансдом - символ Вены

Собор Святого Стефана является символом Вены и наиболее значительным готическим сооружением Австрии

Собор Святого Стефана , или Штефансдом, строился в течение нескольких веков, начиная с XII века. Покровитель Вены — Святой Стефан — первый христианский мученик, днем памяти которого является 26 декабря. В этот день австрийцы совершают визиты к друзьям и родственникам и обмениваются подарками.

Первый храм на месте собора был построен в 1137—1147 годах. Собор в нынешних границах был построен в XIII—XV веках. 7 апреля 1359 года Рудольф IV заложил на месте современной южной башни первый камень новой, готической церкви. По планам архитекторов XIV века, стены нового собора ставились снаружи от существующей церкви, и лишь затем следовало разобрать стены старой (это произошло лишь в 1430 году). Альбертовы хоры, достаточно широкие, были сохранены. В 1433 году были завершена южная башня, а на строительство перекрытия свода новой церкви ушло почти 30 лет. Постройка Северной башни, заложенной в 1450 году, была прекращена в 1511 году — башня так и осталась недостроенной. Таким образом, современный вид собор приобрёл к 1511 году.

На стенах Собора Святого Стефана можно увидеть меры длины, размера и веса, по которым в средние века проверяли товар при покупке, ведь раньше перед собором находилась торговая площадь. Ткани отмерялись по длине, и любой покупатель мог потом подойти и проверить, не обсчитал ли его хитрый торговец. Мера для хлеба представляет собой круг диаметром полметра. И если обнаруживался обман, то нечестных торговцев сажали в огромную корзину и на глазах у всех окунали в Дунай. А торговать дальше с “подмоченной репутацией” было весьма проблематично, поскольку на такое увлекательное зрелище собиралась большая толпа народа.

Самая высокая часть Собора Святого Стефана — Южная башня. Во времена Габсбургов, ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни святого Стефана. Здесь находится смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на Дунай и Вену. Планировалось построить Северную башню, но она так и осталась незавершённой.


Мастер Ганс Пукспаум начал возводить Северную башню в середине XV века. Предание гласит, что для того, чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против такого вмешательства в его привычный облик. В северной части находится самый большой колокол Австрии — “Пуммерин”, чей гул раздается по всей Вене 31 декабря.

Собор не пострадал при бомбардировках второй мировой войны и выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, начавшейся 2 апреля 1945. При отступлении из Вены комендант города генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. 11 апреля 1945 года местные мародёры подожгли разграбленные лавки; на следующий день пожар перекинулся на собор. Кровля рухнула от огня; колокол провалился внутрь Северной башни и разбился; интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены. Кафедры и ценнейшие реликвии сохранились, так как были защищены кирпичными саркофагами. Собор был восстановлен трудом добровольцев — к 19 декабря 1948 была восстановлена кровля над главным нефом, 23 апреля 1952 (в 689-летия собора) возобновились службы. Послевоенное восстановление завершилось только в 1960 году. Быстрое восстановление собора после войны жители Австрии воспринимали как символ возрождения страны.


В 1980-е годы был начат второй этап полномасштабной реставрации, продолжающийся по сей день. Основная проблема собора Св. Стефана — поверхностные разрушения известняковых стен и статуй. Реставраторы вынуждены заменять отдельные камни и статуи, пользуясь как средневековыми инструментами, так и управляемыми компьютерами камнерезными станками-копирами.

Крыша Собора Святого Стефана покрыта многоцветной черепицей, которой выложены так же гербы Австрийской республики.

Несущий каркас кровли Штефансдома был первоначально выполнен из дерева (свыше 2000 м³), а после пожара 1945 года — из стали (около 600 тн). Всё покрытие кровли состоит из 230 000 цветных черепиц.



Стены фасада украшены разными масками и скульптурами, среди которых выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но, если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

Возле главного портала в “романской стене” расположена кафедра Св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок

Самые старинные части Собора Святого Стефана, доступные для осмотра, — Языческие башни, часть внутреннего убранства и западный портал с его Исполинскими вратами XIII века, которые открывались только во время торжественных церемоний, например, когда собор посещали короли и императоры.


Внутри собора сохранился Винер-Нейштадский алтарь XV века, который является одним из самых значительных памятников в этом роде в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Главный художественный памятник — резная каменная кафедра начала XVI века, изображающая отцов церкви.


В интерьере Собора Святого Стефана находится немало образцов скульптуры XIV-XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. И здесь не обошлось без легенды. Много лет назад жила в Вене богатая графиня, слывшая очень набожной, у нее в доме была даже своя маленькая часовня. Однако если она не молилась, это был сущий дьявол, перед которым трепетали все слуги. Среди этих слуг была сирота, которой доставалось больше всех. Однажды у графини из шкатулки пропало ценное жемчужное колье. Графиня тут же обвинила бедную служанку в краже. В отчаянии, девушка бросилась к часовне, пала на колени перед Мадонной и воскликнула: “Матерь божья, помоги мне!”. Графиня, следившая за служанкой, усмехнулась: “Это моя Богоматерь, ей не нужны молитвы слуг!”. Но девушка не унималась и продолжала просить о помощи. Вахмистра, наблюдавшего за этой сценой, охватили сомнения, и он приказал обыскать дом. Вскоре драгоценность нашлась среди пожиток конюха, и девушка была отпущена. Графиня, не желавшая более иметь у себя Богоматерь, помогающую слугам, подарила ее церкви. Слава о чудесном спасении девушки распространилась по всему городу, и за Мадонной укрепилась слава защитницы слуг, сохранившаяся по сей день.

Лестница, ведущая к кафедре Собора Святого Стефана, с которой священник читает мессы, выполняет очень важную функцию. На перилах ее высечены ящерицы и лягушки, символизирующие Добро и Зло. Любящие тепло и солнце ящерицы обозначают все хорошее в человеке, а предпочитающие сырость и мрак лягушки — все плохое. А на верху лестницы сидит собака, которая “не пускает” дальше лягушек и ящериц. Считается, что когда священник доходит до собаки, все внутренние противоречия оставляют его, и он подходит к кафедре духовно чистым.

Под восточной половиной Собора Святого Стефана расположены катакомбы — подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землей. “Катакомбами”, на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви.


Штефансплатц, площадь вокруг собора Святого Стефана — своеобразный развлекательный центр Вены: здесь обитают шарманщики, фокусники, живые статуи, прогуливаются туристы и прогуливают учебу студенты=)

На площади Святого Стефана расположен Венский собор Святого Стефана , который венцы называют душой своего города. Его южная башня в высоту достигает почти 137 метров — это третья по высоте башня в центральной Европе. Венцы ласково называют её Steffl. Собор Святого Стефана — символ города. Он назван именем первого христианского святого Стефана — иерусалимского мученика, которого до смерти забросали камнями за веру. Собор стал символом многовековой стойкости. Начиная с 9 века, когда на его месте стояла более скромная церковь, центр города пережил нападения и буйства множества захватчиков.

Во времена чумы 1679-го года здесь находилось кладбище, в этом месте похоронено около ста тысяч человек. Поначалу посреди кладбища стояла небольшая часовня в римском стиле. Останки её нашли во время реконструкции в XX веке. В 1258-м году здание уничтожил пожар — уцелел лишь фундамент. Новый собор был построен в1304-м году, но на этот раз — в готическом стиле. С каждым веком её увеличивали. Фундамент первой башни был заложен в 1359-м году, а вторая была окончена почти 100 лет спустя, потому что главный архитектор Ганс Пукспаум упал с подмостков. Деревянная кафедра — работа Антона Пильграма, который увековечил свой образ в одной из статуй собора.

Надгробный памятник Фридриху III из красного мрамора высекали на протяжении 30-ти лет и закончили лишь потому, что он срочно понадобился заказчику. Из известных исторических личностей здесь похоронены Фридрих III, Рудольф IV и Евгений Савойский.

Собор Святого Стефана постоянно украшали и куда бы Вы не посмотрели, находясь в нём или рядом с ним, Вы всюду увидите чудеса: и удивительную каменную кладку, и скульптурные рельефы, а если у Вас хватит сил подняться на смотровую площадку, преодолев 246 ступеней, — наградой станет потрясающий вид на его крышу и на австрийскую столицу, раскинувшуюся внизу.

Огромный колокол изготовлен из медных пушек, которые турки оставили здесь после осады. Колокол оставался невредимым до следующей осады — его разрушили в 1945-м году. Интересный факт, металлический прут возле входа — венский эль, которым покупатели в прежние времена измеряли длину ткани, проверяя точно ли им отмеряют продавцы. Удивительную мозаичную крышу собора покрывают 250 тысяч глазурованных плиток. Она была восстановлена после того, как во время Второй мировой войны собор был поврежден пожаром.

Так как собор построен из песчаника, который разрушает окружающая среда, здание почти всё время окружено строительными подмостками.

Вена, собор Святого Стефана — видео

Венский собор Святого Стефана ‒ режим работы, стоимость билетов

Посетить Венский собор Святого Стефана можно в любой день. Для посетителей он открыт ежедневно с 6:00 до 22:00, по воскресеньям и в праздничные дни с 7:00 до 22:00. Собор можно посетить в составе экскурсионной группы: экскурсии проходят в 10:30 и 15:00, а по праздникам — в 15:00.

Для взрослого посещение собора обойдется в 4 евро, а детям до 14-ти лет — 1,5 евро.


Венский собор Святого Стефана ‒ как добраться

Венский собор Святого Стефана находится по адресу Stephansplatz 1. Добраться сюда можно на метро по линиям U1 и U3, выходить следует на одноименной станции.

Собор Святого Стефана на карте

Оказавшись в Вене, я, конечно, захотела обойти все достопримечательности. Но в первую очередь направилась в собор Святого Стефана – один из самых ярких символов города. Здание высотой 136 метров выполнено в двух архитектурных стилях: позднероманскаом и готическом.

Собор, известный многим как Штефансдом (Stephansdom), расположен на площади Св. Стефана (Stephansplatz).

Он был возведен в 1137-1141 годах, но в настоящем облике существует с 1511 года.

  • Церковь несколько раз достраивалась:
    1. В 1147 году маркграф Леопольд IV заложил церковь в романском стиле.
    2. В начале XIII века территория церкви была расширена к западу. С тех пор сохранилась западная («романская») стена собора с порталом и двумя башнями, позже перестроенными в готическом стиле.
    3. В 1258 году церковь сгорела, но через несколько лет она была выстроена вновь в романском стиле.
    4. В первой половине XIV века к церкви были пристроены трехнефные Альбертовые хоры, которые и сегодня мы можем там увидеть;
    5. После этого архитектура церкви начала приобретать черты готики. Башни неоднократно сносились и переносились, но в 1511 году собор перестали изменять (что интересно, башни не были достроены). Именно таким его видят сегодня жители Вены и приезжающие туристы сегодня.
  • Долгое время церковь была не более чем приходским храмом, и только в 1469 году она стала кафедральным собором.
  • Собор не пострадал во время бомбардировок Второй Мировой войны и даже выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, но затем его разграбили и подожгли мародеры. К концу 1948 года собор был восстановлен группой добровольцев, однако реставрационные
    работы идут и в наши дни.
  • Под собором находятся катакомбы – подземное кладбище времен Карла VI, который запретил хоронить людей на старых кладбищах на территории города.
  • В еписковском склепе, находящемся в соборе, до сих пор хоронят высших иерархов. Последнее захоронениебыло проведено в 2014 году.

И действительно, дойдя до площади Святого Стефана, я увидела собор, в архитектуре которого преобладает готический стиль: острые башни, устремленные далеко в небо, высокие узкие окна и массивные двери – это первое что бросилось в глаза.

На крыше можно заметить черепицу, выложенную причудливым узором, а на одной из сторон герб, который является символом Австрии и Вены.

Забегая вперед, скажу, что со Стефансплатц открывается не самый лучший вид на панно. Гораздо лучше любоваться им с одной из башен.

Что посмотреть на Стефансплатц

Перед собором стоят:

  • кафедра Святого Иоанна Капистрана, с которой он призывал к крестовому походу на Турцию;
  • распятие с «зубной болью» (название появилось якобы ввиду выражения лица на лике Спасителя, но, честно говоря, я сама так и не поняла причину этого «прозвища»);
  • две железные меры, которые являлись средневековыми эталонами Венами;

  • солнечные часы.

Внутри Собора Святого Стефана

Собор хорош не только снаружи, но и внутри: это огромное, великолепно обставленное помещение! Как и в большинстве католических соборов на окнах витражи, изображающие сцены библейских сюжетов. Особо богатые узоры размещены над алтарем. Всего пять витражей XV века были сохранены. Остальные были переделаны.

Чтобы по-настоящему проникнуться красотой интерьеров, прочувствовать их, я рекомендую не торопиться к другим достопримечательностям, а тихонько пройтись по по собору.

На что стоит обратить внимание

Одна из святынь собора – чудотворная Печская икона Богоматери. Ее вы найдете юго-западной части Собора. Она появилась здесь благодаря венгру Ласло Шингли. Он заказал её в селенье Пёч в память об освобождении из турецкого плена, а затем Император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию.

Считается, что она способна исцелять любые недуги, если у неё попросить об этом. Также существует легенда, что 11 сентября 1697 года шла битва при Зенте у реки Тисы. Австрийцы во главе с принцем Евгением Савойским бились с турками. И все две недели из глаз Богоматери текли слезы.

Также Штефансдом славится тремя(!) великолепными органами. Они были установлены в разное время, но все три являются своеобразной «заменой» сгоревшего когда-то инструмента. Самый большой орган – это 4 ряда клавиатуры и 10 тысяч труб!На мессах, как правило, используют средний орган, имеющий 55 рядов труб и находящийся рядом с алтарем.

Действительно завораживает кафедра XV века. На ее перилах восседают мраморные жабы и ящерицы. Принято считать, что эти «твари» – аллегория добра и зла, где ящерицы несут добро, а жабы зло. Саму кафедру украшают горельефы первых учителей школы, существовавшей при этой церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Григория Великого. Если вы захотите посмотреть, кто был автором такой искусной тонкой работы, то загляните подлестницу – там вы обнаружите автопортрет Николауса Герхардта. Стоит заметить, что кафедра сделана из цельного камня.


Я не частый гость в сооружениях культа, вероятно поэтому меня поразили захоронения внутри собора, а не снаружи. Здесь покоятся строитель собора Рудольф IV, Фридрих II, принц Евгений Савойский и чуть меньше сотни членов династии Габсбургов. Но большинство могил символические, то есть в соборе мы увидим лишь надгробия (все они разные и выглядят довольно внушительно), а прах находится в коридорах под собором.

Что можно сказать о самих катакомбах? Мне не удалось туда спуститься, хотя вы сможете это сделать, вход для посетителей открыт. Но я узнала, что кладбище находится не под всей церковью, а только под ее восточной частью, а далее оно захватывает небольшую часть домов, прилегающих к собору с этой стороны. Мне стало даже как-то не по себе от мысли, что мы буквально ходим по кладбищу в центре Вены.

Вид сверху

О крыше

После хорошо подняться на башни храма, имеющие свои особенности. По устоявшимся правилам башнидолжны быть одинакового размера, но первую так и не достроили, остановившись на отметке 68 метров. Вторая же башня устремляется в небо на 136,5 метров – она почти в два раза выше!

Из обеих башен открывается прекрасный вид на город и красочные панно крыши собора. Здесь то их и нужно разглядывать! Два удивительных огромных изображения с орлами – два герба, и цифры – 1831 и 1950. Их смысл я узнала позже у одного из служителей церкви. На мозаике отмечали даты ее завершения. То есть получается, что строительство одной части крыши завершили в 1831 году, а второй – только к 1950 году.

У крыш собора есть еще одна менее очевидная, но существенная для сохранения панно особенность. Она заключается в крутом наклоне крыши (80 градусов), благодаря чему капли дождя, как и редкий снег, который иногда выпадает в городе, не задерживаются на покрытии, а сразу спадают вниз.

Но это еще не все! В Соборе Святого Стефана по-прежнему проходят службы и, конечно же, есть своя действующая колокольня, которая находится в северной башне.

Про колокола

В звоннице всего 23 колокола, но используются только 20 из них. У каждого колокола – своя роль. Самый большой колокол (второй в Европе после Кёльнского собора) – Новый Пуммерин (весом 21,4 тонны).

Звонит он одиннадцать раз в год и только по великим праздникам: в рождественскую ночь, в день интронизации папы и венского археипископа (а в день их кончины можно услышать самый длинный десятиминутный звон), на Пасху и т.д. Одиннадцать колоколов (весом от 35 до 57 кг), находящиеся в южной башне, звонят ежедневно во время службы.

Как добраться

Адрес: Штефансплатц, 3 (Stephansplatz, 3).

Лучше и проще всего добираться на метро до остановки Штефансплатц. Сама остановка находится в 100 м от собора.

Часы работы, экскурсии и билеты

Собор открыт ежедневно:

  • с 9.00 до 16.30 по будням;
  • с 13.00 до 16.30 по выходным.

Собор можно посетить как самостоятельно, так и воспользоваться услугами гида или взять аудиогид на различных языках (русский, английский, немецкий, итальянский, французский языки и так далее. Доступно около 10 различных языков). Эти услуги оплачиваются отдельно.

Цены на входные билеты:

  • посещение катакомб от 2 до 5,5 евро (здесь и далее цена зависит от поситителя: ребенок, школьник или взрослый);
  • подъем на Пуммерин – 0,5–5,5 евро;
  • осмотр южной башни от 1,5 до 2,5 евро.

Расценки на услуги гида:

  • экскурсия по собору от 2 до 5 евро;
  • вечерние экскурсии с прогулкой по крыше – 4 (для детей), 10 (для взрослых) евро за билет.

Так как я приходила в дни, когда в церкви не было никаких выступлений и концертов, на все билеты у меня ушло около 10 евро.



просмотров