Обратный курс в послевоенной японии означал. Экономика Японии во второй половине ХХ в. Экономика ссср в годы нэпа

Обратный курс в послевоенной японии означал. Экономика Японии во второй половине ХХ в. Экономика ссср в годы нэпа


Экономическая ситуация в послевоенной Японии была крайне тяжелой. Хотя ее промышленно-техническая база сравнительно мало пострадала в ходе войны, экономика Японии находилась на грани краха. Япония потеряла все захваченные территории и тем самым лишилась колониальных поставок сырья, топлива, продовольствия. Японские товары были вытеснены с мировых рынков. В стране были высоки инфляция и безработица. В тяжелом положении оказалась промышленность. В 1945г. объемы ее производства составляли лишь 28,5 % от уровня 1935-1937 гг. даже спустя два года после окончании войны – в 1947г. выпуск промышленной продукции был в 3,5 раза меньше, чем в 1938г.

Поскольку Японии было запрещено поддерживать непосредственные связи с другими странами, импорт сырья, топлива и продовольствия в страну был практически прекращен. Вследствие этого, а также общей хозяйственной разрухи производственные мощности, незначительно пострадавшие от военных действий, в течение нескольких лет не могли быть использованы полностью.

Экономическая ситуация в стране осложнялась и тем, что первое время японские монополии прибегали к тактике саботажа восстановления народного хозяйства. Во-первых, бывшие военно-промышленные корпорации отказывались разворачивать производство, пока правительство не возместит им потери, понесенные во время войны, ссылаясь на нерентабельность, отсутствие сырья и финансирования. Во-вторых, нежелание восстановления производства крупным капиталом мотивировалось опасениями репарационных изъятий, т.е. возмещением Японией материального ущерба, причиненного ею в годы войны другим странам посредством передачи технологического оборудования. Однако вскоре выяснилось, что оборудование в этих целях не будет вывозиться из страны.

Существенной особенностью восстановительного периода Японии являлось то, что в соответствии с Потсдамской декларацией она была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени союзных держав и принявшими ряд директив по демократизации и демилитаризации страны. До начала 50-х гг. верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии. Однако США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство.

Для покрытия значительного дефицита государственного бюджета, погашения обязательств перед монополиями национальное правительство встало на путь массовой эмиссии бумажных денег. С 1945 по 1947г. совокупная денежная масса увеличилась в четыре раза. Резко возросла инфляция, снизился жизненный уровень населения. К 1946г. реальная заработная плата рабочих составляла около 13% от довоенного периода.

Восстановление экономики станы требовало разработки принципиально новой стратегии развития. Следовало не восстанавливать разрушенную структуру хозяйства, а переходить от тотального государственного контроля к свободному рынку. Наиболее существенным в экономическом отношении были следующие реформы.

Во-первых, в 1945г. был издан закон о ликвидации дзайбацу, запрещавших образование промышленных картелей. Был введен контроль за слияние фирм, устанавливалась свобода торговых сделок, для всех предпринимателей стали доступными частные источники финансирования. Ликвидация дзайбацу рассматривалась в стране как справедливое возмездие по отношению к тем магнатам, которые были вдохновителями агрессии. Однако крупнейшие дзайбацу (Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда) сохранили свою экономическую и финансовую базу и вскоре вновь заняли господствующее положение в экономике.

Во-вторых, в 1947-1950гг. в Японии прошла аграрная реформа. Государство принудительно выкупало у помещиков земли и продавало ее крестьянам в рассрочку. В результате помещичье землевладение было уничтожено, а крестьяне стали собственниками земли. Эти преобразования завершили осуществление задач революции Мейдзи и носили буржуазный характер. Хотя в стране по-прежнему господствовало мелкое крестьянское производство, реформа способствовала развитию товарно-денежных отношений, росту емкости внутреннего рынка и производства сельхозпродукции. С 1946г. по 1970г. оно выросло более чем вдвое.

В-третьих, были реформированы социальные отношения. Так, по новому трудовому законодательству, устанавливались восьмичасовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, социальное страхование. Эти меры ограничивали произвол предпринимателей и побуждали их к освоению новой техники.

В-четвертых, в 1949г. в Японии была проведена налоговая реформа. Были снижены налоги с корпораций и отменены налоги на сверхприбыль, но значительно повысилось налогообложение населения. Это позволило предпринимателям ускорить накопление капиталов, но при этом росту производства препятствовала низкая покупательная способность населения.

В-пятых, в 1950г. была проведена бюджетная реформа. С этого времени в стране прекращались выплата компенсаций военным заводам за конверсию, безвозмездное субсидирование убыточных предприятий. Эмиссия была поставлена на контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс. Постепенно была остановлена инфляция и снят контроль за ценами. Это означало переход к рыночной экономике.

В-шестых, большое внимание уделялось структурной перестройке экономики. Поскольку в Японии не было своих природных ресурсов, ей пришлось создавать современные перерабатывающие отрасли на основе импортозамещающих технологий.

Обратный курс, или линия Доджи

Проведение в жизнь названных мероприятий проходило при участии американских оккупационных властей. Первоначально США предполагали опереться на Китай. Но поскольку из-за победы коммунистов в Китае в 1949г. сделать это не удалось, американцы переориентировали свою политику. Такая политика получила название обратный курс, или линия Доджа. План экономической стабилизации страны состоял из девяти пунктов:

1. сбалансирование государственного бюджета;

2. увеличение налоговых поступлений;

3. стабилизация заработной платы;

4. существенное ограничение правительственных субсидий;

5. установление контроля над ценами;

6. усиление контроля над внешней торговлей и иностранной валютой;

7. улучшение снабжения сырьем, необходимым для увеличения экспорта;

8. расширение выпуска национальных товаров и разработка местных сырьевых ресурсов;

9. совершенствование системы продовольственных поставок.

Прибыв в Японию в феврале 1949г. и заявив, что «японская экономика как бы стоит на ходулях, одна нога которых представляет собой американскую помощь, другая – механизм внутренних субсидий», Д. Додж дал понять, что необходимо поставить эту экономику на «собственные ноги».

Одни из важнейших направлений плана Доджа было преодоление инфляции, вызванной непроизводительными расходами правительства, низкой эффективностью производства. С этой целью министерству финансов Японии был представлен проект государственного бюджета, предполагавший превышение доходов над расходами. Для реализации этой задачи требовалось отменить правительственные субсидии на поддерживание цен и восстановление производства, которые заменялись банковским кредитованием, резко повысить налоговое сборы. Программа объективно предполагало снижение жизненного уровня населения. Однако иного пути выхода из сложившейся экономической ситуации у Японии не было. Парламент страны принял такой жесткий проект бюджета без поправок.

Проведенная в 1949г реформа бюджетной системы позволило Японии на протяжении 15лет избежать бюджетных дефицитов. Государство стало использовать систему частного кредита, поддерживая его цену на приемлемом для предприятий уровне.

Такая жестокая программа возрождения японской экономики в целом создала условия для ускоренного накопления капитала и промышленного подъема, способствовала снижению инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансированного бюджета, заложила основу высоких темпов дальнейшего хозяйственного развития.

Однако этот процесс имел сложный и противоречивый характер. С одной стороны, шло форсированное восстановление и развитие тяжелой и химической промышленности, с другой – снижение государственной поддержки средних и мелких предприятий, что вынуждало их сокращать производство, задерживать заработную плату или даже прекращать свою деятельность.

Экономический подъем 50-х – 60-х гг.

К 1952 – 1953 гг.в основном завершилось восстановление экономики Японии. Она вновь стала среднеразвитой индустриально-аграрной страной. Вместе с тем техническая база японской индустрии была отсталой, 70% станочного парка имело возраст свыше 10 лет. Важным источником финансирования экономики еще оставалась американская помощь. Слабым местом в национальной экономике пока оставалась внешняя торговля.

Промышленное производство к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Поэтому естественно, что восстановление здесь продолжалось дольше, чем в других странах: довоенный уровень производства был восстановлен только в 1952г. Но более существенно другое: восстановление происходило на старой технической основе, т.е. того технического обновления, которое совершилось в ходе восстановления в других странах, здесь не было. Японские промышленники надеялись по-прежнему выигрывать на дешевизне труда и восстанавливали отрасли, не требующие больших капиталов и высокой техники, но много живого труда.

В первые послеоккупационные годы продолжал складываться потенциал для дальнейшего индустриального роста. Приоритет отдавался модернизации производства и стабилизации денежного обращения. В основу послевоенной экономической модели Японии была положена концепция кейнсианства, отводившая государству роль направляющей силы хозяйственного развития, а также внешнеэкономическая ориентация.

Важным источником финансирования экономики еще оставалась американская помощь. В 1952г. «эквивалентный фонд» преобразуется в «Специальный счет для промышленных инвестиций», средства которого использовались как для оплаты американских товаров, так и для финансирования национальной индустрии. Из этого фонда формировалась значительная часть капитала полугосударственных Экспортно-импортного банка, Банка развития, Банка долгосрочного кредита и других финансовых структур, образованных в 1951 -1952 гг.

Укреплялись позиции национального монополистического капитала. Начался обратный процесс слияния раздробленных компаний, принадлежавших ранее концернам.

Вокруг крупных банков в 1952 – 1953 гг. формируются монополистические финансово-промышленные группы «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», а также предприятия бывших концернов «Ниссан», «Асано», «Окура» и др. Однако в отличие от довоенных дзайбацу на смену семейному управлению пришли новые формы руководства: совещания президентов компаний, объединенных в финансово-промышленную группу.

Усиливались механизмы государственного регулирования и планирования хозяйства. В июле 1952г. на базе упраздненного Бюро экономической стабилизации при кабинете министров был создан Совет по вопросам экономики, который занимался прогнозирование экономического развития Японии.

С целью мобилизации финансовых ресурсов, необходимо для модернизации и развития японской индустрии, усиливалось налоговое бремя. В 1952 – 1953гг. налоговые поступления достигали больше 90% общегосударственного и 60% местных бюджетов. Значительными были местные налоги и сборы, косвенное налогообложение. Предоставляя налоговые льготы предприятиям, проводившим реконструкцию, работавшим на экспорт, правительство вынуждено было увеличивать налоговую нагрузку на другие субъекты хозяйствования, население.

Слабым местом в национальной экономики пока оставалась внешняя торговля. В 1952г. отрицательное сальдо составило 755 млн. дол., что объяснялось значительным импортом сырья и сельскохозяйственной продукции, низкой конкурентоспособностью японских товаров на внешних рынках, сравнительно высоким курсом иены, установившимся после прекращения инфляции в 1952г.

Для усиления внешнеэкономического вектора правительство и парламент провели ряд важнейших мероприятий. Так, закон от 1952г. разрешил образование экспортных картелей. Власти широко применяли различные формы поощрения в виде единовременных субсидий и премий. Вводился новый таможенный кодекс, предусматривавший повышение тарифов и дополнительные пошлины. Устанавливался строгий контроль над валютно-лицензионными и экспортно-импортными операциями. Для ограничения экономического иностранного проникновения лицензии предоставлялись только на закупку оборудования и сырья для модернизации производства.

Еще в марте 1952г. вступил в действие Закон о содействии модернизации предприятий, согласно которому им оказывалась значительная государственная помощь, снижались налоги с капитала, особенно с технологического оборудования, предоставлялись другие льготы предприятиям, проводящим техническую модернизацию, расширение и обновление оборудования и т.д. Этот закон предполагал выделение значительных государственных средств на развитие индустриальной инфраструктуры – дорог, портов и др.

Правительство оказывало крупным монополиям широкую поддержку в техническом переоснащении основных отраслей производства, реализуя комплексные планы: трехлетний план модернизации сталелитейной промышленности, годичный план обновления основного капитала судостроительных заводов. В связи с переходом на более дешевое и технологически удобное топливо – нефть предусматривалось существенное сокращение добычи угля. Огромные инвестиции, выделенные правительством, а также частный капитал широким потоком пошли в японскую промышленность.

Важную роль в широкомасштабной перестройке японской экономики играли растущая интенсивность труда, особо выгодные условия производства прибавочной стоимости. Заработная плата японского рабочего сохранялась на более низком уровне, чем в развитых странах. В конце 50-х гг. его труд оплачивался в семь раз дешевле, чем труд американца. В 1950 – 1970 гг. рост ВВП в Японии опережал рост средней заработной платы в 1,8 раза, в то время как в США – в 1,4 раза.

Кроме того, в ходе модернизации производства шло сокращение обслуживающего персонала. Под предлогом слияния предприятий работники нередко лишались преимущества, полагавшихся им за выслугу лет, практиковалась замена работников среднего возраста молодежью с низкой зарплатой. Борьба японских профсоюзов за более выгодные условия продажи рабочей силы блокировались национальным законодательством, ограничивавшим право на забастовки, запрещавшим всеобщие стачки.

Низкий уровень военных расходов позволял сочетать ускоренные темпы модернизации основного капитала с высокой эффективностью его использования. Немалую роль в наращивании темпов экономического роста сыграло и массовое использование зарубежных патентов и лицензий, которых за 1950 -1970 гг. было внедрено больше 15 тыс. Внедрение передовых достижений мирового научно-технического прогресса позволило Японии сэкономить значительные финансовые и материальные ресурсы, совершить индустриальный скачок.

Важнейшей чертой японской модели экономического развития явился акцент на человеческий фактор, раскрытие творческого потенциала личности. Этому благоприятствовали особенности японского национального характера, проявлявшиеся в его высокой адаптивности, тяге к знаниям, способности решать сложные экономические и социальные проблемы наиболее рациональным путем. Этот фактор во многом предопределил и дальнейшее развитие Японии.

Во второй половине 50-х гг. техническое перевооружение японской индустрии прияло всеобщий характер. Шло значительное расширение мощностей в черной металлургии, электротехнике, химической, текстильной, пищевой отраслях промышленности. Бурное развитие получили производство пластмасс, искусственного каучука, химических волокон, приборостроение, радиоэлектроника, судостроение.

Росту национальной экономики в определенной степени способствовало некоторое повышение жизненного уровня японского населения, вызвавшие увеличение его платежеспособности спроса.

С середины 50-х гг. японская экономика вступила в период высоких темпов хозяйственного роста, продолжавшийся более 15 лет. Только с 1953 по 1960г. объем промышленного производства увеличился в 2,6 раза. В целом за 1951 – 1968гг. среднегодовой темп роста промышленной продукции составил 14,6% против 5,5% всего капиталистического мира, в том числе 4,5% для США, что позволило заговорить о «японском экономическом чуде».

Экономический бум, особенно усилившийся в 60-е гг., в основном прошел за счет интенсивных факторов роста, активного включения Японии в НТР. Наряду с усовершенствованием прежней номенклатуры товаров развернулось производство цветных телевизоров, видеомагнитофонов, ЭВМ. В машиностроении наблюдался переход к выпуску специализированных станков, автоматов и полуавтоматов. К 60-м гг. в Японии была создана новая отрасль – производство легковых автомобилей, выпуск которых за 1959 – 1969 гг. вырос в 33 раза.

Бурное развитие промышленного производства привело к структурным изменениям в японской экономике. Произошло снижение удельного веса сельского хозяйства, лесоводства, рыболовства в национальном доходе с 12,7% в 1960г. до 6,3% в 1970г. несмотря на увеличение объема производства с 2,1 млрд. иен в 1960г. до 4,6 млрд. иен в 1970г.

В сельском хозяйстве рост товарности происходил за счет концентрации земли в руках фермерства. До начала 60-х гг. здесь преобладали ручные методы обработки земли. Затем началось внедрение мини-тракторов и другой приспособленной к обработке мелких земельных участков техники. Механизация в первую очередь затронула основную отрасль сельского хозяйства – рисоводство.

В 1961г. был принят «Основной сельскохозяйственный закон», поставивший задачу перевести аграрный сектор экономики с мелкотоварного на рельсы крупного рыночного хозяйства, увеличить производство продуктов животноводства, сократив рисоводство, требующее значительных государственных субсидий.

Интенсивный экономический рост Японии сопровождался усилением концентрации производства, значительным укреплением монополий. В 1970г. крупные компании с капиталом свыше 50 млн. иен составляли лишь 2,3% общего числа компаний, и они давали 2/3 всей выпускаемой продукции.

Таким образом, на рубеже 60 - 70-х гг. Япония обладала мощным экономическим потенциалом, что позволило ей значительно упрочить свои позиции в мировой хозяйственной системе. В течение 60-х гг. Япония перегнала по объему ВНП сначала Италию и Францию, а затем Англию и ФРГ и в 1968г. вышла на второе место в капиталистическом мире после США. Удельный вес Японии в мировом капиталистическом производстве в 1970г. достиг 13,3%.

Слабости японской экономики

Несмотря на явные успехи, японская экономка имеет т свои слабости. Конечно, обрабатывающая промышленность Японии успешно выдерживает конкуренцию со стандартами мирового рынка. Речь идет, прежде всего, о продукции трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в части сборки, и высокотехнологичном производстве. Другие же отрасли и секторы хозяйства Японии и по уровню производительности труда, и по техническому уровню производства, как правило, существенно отстают от США и стран Западной Европы. В первую очередь это относится к сельскому хозяйству, пищевой, бумажной, цементной, химической, алюминиевой, добывающей, фармацевтической, авиационной отрасли промышленности. То же можно сказать т относительно большинства отраслей сферы услуг.

Помимо сказанного для Японии характерны так называемые врожденные слабости: прежде всего определенные перекосы в структуре экономики, сравнительная угроза внутреннего рынка, развитие которого хронически отстает от роста производства. В результате усиливается зависимость страны от внешнего рынка, что еще больше усугубляется из-за отсутствия собственной сырьевой и энергетической базы, недостаточного развития сельского хозяйств и растущего импорта продовольствия. Отрицательное влияние на японскую экономику оказывает неразвитость жилого фонда и социальной инфраструктуры, слабая социальная поддержка со стороны государства в области пенсий, пособий, здравоохранения, продолжительный рабочий день.

В связи с некомплексностю структуры экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка Японии отличается невысокими показателями социального благополучия. Сложился низкий размер пенсий по старости, растет число разводов и обращений в полицию, наблюдается, высокий уровень преступности, особенно детской. По числу самоубийства Япония занимает едва ли не первое место в мире.

Отметим также огромную скученность населения и недостаток рекреационных зон в стране. Не решается жилищная проблема. Дело не только в том, что жилая площадь в расчете на одного человека по японским традициям крайне мала. Качество самих строений и внутренней планировки, а также оборудование японских жилищ существенно уступают уровню, типичному для США и стран Западной Европы.

По сравнению с другими развитыми странами в Японии весьма короткий оплачиваемый отпуск и высокая интенсивность труда.



Роцесс финансовой стабилизации был немыслимым без сокращения бюджетных расходов. В результате правительство в конце 50-х гг. урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широкого потребления, сокращает дотации убыточным предприятиям.В январе 1960 г. вводится новая денежная единица - новый франк, равный 100 старым.

Экономическая политика голлизма вывела страну из экономического кризиса 50-х гг. с наименьшими потерями и сделала значительный шаг в модернизации экономики страны. В результате Франция вернула себе одно из ведущих мест в мире и сделала шаг к экономической интеграции. Экономической политике голлизма, основанной на необходимости вмешательства государства в хозяйственную жизнь, пришла на смену либеральная концепция экономического развития.

7.5. “Обратный курс” Дж.Доджа - К.Шоупа в Японии

Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Война унесла жизни 2 млн. человек. Отрасли легкой промышленности пришлось практически создавать заново. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935-1937 гг. Восстановление осуществлялось медленно. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%.В отличие от стран Западной Европы Японии не была предоставлена помощь по плану Маршалла. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл., что равнялось вливаниям в Западную Германию. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после Второй мировой войны.В Японии проводилась приватизация предприятий, поскольку военный контроль, введенный в 1939-1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Поэтому в первые послевоенные годы здесь сохранилось прямое распределение ресурсов. Существовали и черный рынок, и инфляция. Причем ее размеры были чрезвычайными - к 1952 г. 1500% от послевоенного уровня. Даже денежная реформа 1946 г. не приостановила этот процесс.Программа “обратный курс” получила свое название из-за следующих событий. Первоначально в послевоенный период США предполагали опереться на гоминдановский Китай. Но поскольку осуществить такое намерение не удалось, США изменили направление своих действий. Цель “обратного курса” состояла в обеспечении стратегического союза с японской буржуазией и превращении Японии в “мастерскую Азии”.Программа “обратного курса” была разработана представителями американского монополистического капитала Дж.Доджем и К.Шоупом.Реформированию в годы оккупации (1946-1952) подвергались все стороны общественно-экономической жизни: хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Предстояло демилитаризовать и демократизировать Японию, осуществить переход от тотального контроля к рыночной экономике.Главной из демократических реформ стал роспуск дзайбацу, т.е. холдингов (1947-1948), державших акции закрытых концернов. Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании. Из-под контроля холдингов таким образом вышло много фирм, благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. В 1947 г. был издан антимонопольный закон о закреплении картельных соглашений и создании жестких монопольных структур. Это значит, что были запрещены холдинги, введен контроль над слиянием фирм, ограничено взаимное держание акций. Свобода торговых сделок и доступ к источникам финансирования получили правовую защиту. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.Послевоенные преобразования включали земельную реформу 1947-1950 гг. Она состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались до 1 га. Так как происходила гиперинфляция, то реальная ценность выкупных сумм падала. К 1950 г. к крестьянам перешло 80% арендной земли. Таким образом, в Японии была перераспределена земельная собственность и сформировался слой свободных мелких фермеров. Дворянство (помещики) как класс перестало существовать. С этого времени в Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка и высвободила значительные трудовые ресурсы.В 1950 г. по рекомендации управляющего Детройтским банком Д.Доджа была осуществлена радикальная бюджетная реформа. В соответствии с нею вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Реформа предусматривала прекращение выплат компенсации военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям больше не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс. Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке. В японской экономике полностью утвердились рыночные отношения.В рамках реформы Доджа действовал такой инструмент структурной политики, как полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили: распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами, ограничения притока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий.Поддерживая техническое обновление, контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал страну от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы. Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года.Таким образом, за 30 послевоенных лет Япония, бедная, с гипертрофированной военной индустрией страна, превратилась в великую экономическую державу. Она занимала одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни населения.Названные реформы позволили стране к 70-м годам выйти на второе место в мире. В это время японская экономика преодолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы роста - на уровне 4-5% в год. В 1988 г. валовый национальный продукт на душу населения Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5-6% против 0,9% США.

Япония - пример проведения гибкой государственной политики, однако постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к “дерегулированию”.

Контрольные вопросы 1. Когда был принят план Маршалла и какие страны участвовали в нем? Цель плана.2. В чем состояла главная задача Комитета европейского экономического сотрудничества?3. Какие условия выдвигались планом Маршалла для стран - его участниц?4. Кто осуществлял контроль за реализацией плана Маршалла?5. Источники финансирования плана Маршалла?6. Основная цель экономических реформ ФРГ.7. Как проходила денежная реформа 1948 г. в ФРГ?8. В чем сущность индикативного планирования Франции?9. Назовите основные задачи планов развития Франции.10. Как называлась экономическая политика Франции, ее отличительные черты?11.Почему голлистская экономическая политика называлась “индустриальным императивом”?12. Почему программа экономического развития Японии получила название “Обратный курс”?13. Главная демократическая реформа Японии 1947-1948 гг.14. Какие преобразования включала земельная реформа Японии 1947-1950 гг.?

15. Сущность бюджетной реформы Японии 1950 г.

8. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКОГС РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА

8.1. Экономические проблемы современного этапа

Современный этап экономического реформирования ведущих капиталистических стран обусловлен радом объективных причин. Если экономический кризис 1969-1971 гг. не был глубоким и продолжительным, то крупные экономические кризисы 1973-1975 гг. и 1980-1982 гг. можно было сравнить с великой депрессией 1929-1933 гг. Эти кризисы отличались всеобщностью, так как практически захватили все ведущие капиталистические страны. При этом циклические кризисы переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего, сырьевым, энергетическим и структурными кризисами.Экономические кризисы тесно связаны с появлением новых производств и технологий, старением ряда производственных отраслей, например, сталелитейной, машиностроительной, угледобывающей, текстильной в 70-80-е гг. Кризис 1973-1975 гг. сопровождался мировым валютным кризисом, неустойчивостью кредитно-денежной системы, усилением инфляции.Каковы же факторы, вызывающие разбалансированность экономики? К ним, прежде всего, можно отнести новый виток научного прогресса, который в середине XX века перерос в научно-техническую революцию. Это означало переход к принципиально новой технике и технологии на основе достижений науки и охватило все сферы труда и отрасли производства.Вторым фактором, прямо вытекающим из первого, можно назвать возникшее к этому времени в ведущих капиталистических странах несоответствие производительных сил и сложившихся производственных отношений. В послевоенные годы в ряде стран - Австрии, Франции, Великобритании, Италии, США, Японии - была реализована широкая национализация промышленности, банков, транспорта. Получило повсеместное огосударствление экономики, проявившееся в государственном регулировании и увеличении доли валового национального дохода, распределяемого государством, во многих странах был введен контроль над зарплатой и ценами. На определенном этапе эти меры способствовали экономическому развитию, повышению благосостояния народа.Однако с середины 1970 - начала 1980 гг. темпы экономического развития замедлились, стала нарастать инфляция, что обострило конкурентную борьбу. Прежняя модель государственного регулирования исчерпалась. Основными задачами в экономике стали рационализация производства и усиление эксплуатации наемного труда. Это связывалось с сокращением социальных государственных программ, снижением вмешательства государства в экономику путем проведения приватизации и разгосударствления.Приватизация на макроуровне призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и одновременно снижение бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы отдельных предприятий.Как целенаправленную систему приватизацию впервые стало проводить правительство М.Тетчер в Великобритании (“тетчеризм”). Эти процессы быстро распространялись в Европе, а затем и в других странах. Явление приватизации - это, по сути, реализация неолиберальной хозяйственной политики. К концу 80-х гг. более 80 государств - от Латинской и Северной Америки до Южной Кореи - приняли программы сокращения государственного сектора. В большинстве стран, где была проведена приватизация, экономическое положение улучшилось.В процессе приватизации возрастает роль частной собственности, которая выступает как в новых формах, например, собственность различного рода институтов, доля которых постоянно растет, так и в традиционных - мелкая индивидуальная акционерная собственность. Принципиально новой является форма трудовой акционерной собственности.Намного возросла роль мелкого и среднего бизнеса, развитие которого послужило одним из факторов активизации экономики многих стран. Так, Италия за несколько десятилетий превратилась из аграрно-индустриальной в высокоразвитую индустриальную страну, идущую по пути постиндустриализма. Большую роль сыграл мелкий бизнес в ФРГ, где в конце 80-х гг. было около 1,9 млн. мелких и средних фирм (крупных предприятий - 3600), в которых работало 2/3 всего занятого населения страны и производилось около половины всего национального дохода страны.Одним из наиболее интересных явлений в экономике США стало венчурное, или рисковое предпринимательство. Венчурная компания, или рисковое предприятие, относится к малому бизнесу. Это небольшие компании, занятые созданием и производством нововведений. В настоящее время в США насчитывается около 125 основных фирм венчурного капитала и несколько сот более мелких региональных фирм. Их цель - получение средств от крупных финансовых институтов и инвестирование их в новые, быстро растущие рисковые предприятия. Обычно вклад венчурных фирм невелик - 1% общего капитала, при этом они становятся генеральным партнером. Основной фонд формируется за счет крупных финансовых институтов, которые вносят 99% и становятся ограниченными партнерами без права распоряжения фондом. Генеральный партнер - венчурная фирма - получает 2% годовых от подписного капитала и 20% от итоговой прибыли. Такое распределение прав и обязанностей обоюдовыгодное. Венчурные компании инвестируют в основном ведущие школы бизнеса, крупнейшие университеты и другие научные центры. Примерно 80% венчурного капитала поступает в новейшие отрасли НТП.Складывающиеся соотношения между государственным и частным капиталом не являются окончательно установленными. Они могут изменяться в поисках более эффективного сочетания, проникая друг в друга. В процессе экономических реформ не только увеличивается число разновидностей различных форм собственности, но меняется их содержание. В зарубежной практике приватизация в чистом виде зачастую заменяется созданием смешанных предприятий. В настоящее время в передовых капиталистических странах наблюдается многообразие типов смешанной экономики.Основные черты современной смешанной экономической системы - многосекторность, полиформизм, взаимодействие - обеспечивают гибкость и целостность этой системы, ее относительную устойчивость и стабильность.Теоретической базой, обосновывающей происходящие трансформации в экономической сфере ведущих капиталистических стран, выступают новые и обновленные теории - кейнсианство и неоклассический синтез. Теория Дж.М.Кейнса (макроэкономика) направлена.на стабилизацию и стимулирование экономического роста, поддержание высокого уровня занятости и ценовой стабильности за счет государственного регулирования. Неоклассическая теория (микроэкономика) опирается на рыночное регулирование цен, в ней рассматривается взаимодействие отдельных потребителей и фирм. Представители этого направления выступают.за строгое ограничение государственного вмешательства в экономику. Но это не означает, что они полностью отвергают значение государственного регулирования. В соответствии с неоклассической теорией одна из важнейших целей государственного регулирования состоит в достижении более эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике, даже в годы полной свободы рынка оставалось вмешательство государства.Пример Японии показывает, что и при относительно низкой доле государственной собственности вмешательство в экономику может быть достаточно эффективным. В ФРГ под контролем находилась половина цен, в Японии централизовано более половины финансирования. Во всех странах со смешанной экономикой, даже в тех, где политика дерегулирования осуществляется наиболее последовательно (США, Великобритания), важнейшей функцией государства остается социальная защита населения.За глубокими кризисами середины 70-х - начала 80-х гг. и относительно незначительным подъемом между ними последовал самый продолжительный за послевоенное время экономический подъем (1983-1990 гг.), которому способствовала государственная политика, направленная на сужение международного кредита, сокращение потребления определенных видов сырья, ужесточение таможенных преград.Экономический кризис 1990-1992 гг. привел к снижению спроса, вызвавшего уменьшение роста производства. Реальный валовой внутренний продукт в Западной Европе в 1990 г. вырос на 2,7% (против 3,2% в 1989 г.), а в 1991 г. - всего на 0,9%. Абсолютное уменьшение этого продукта в 1991 г. наблюдалось в Великобритании - 2,2%, в Финляндии - 6,2%, Швеции - 0,7%, Швейцарии - 0,5%. В большинстве других стран Западной Европы прирост промышленного производства резко замедлился: в 1990 г. - 2,1% против 3,9% в 1989 г., а в 1991 г. вообще прекратился.Специальные антикризисные программы в рамках европейских экономических организаций не разрабатывались. Проводилась фискальная политика, направленная на снижение налогообложения в интересах стимулирования наиболее эффективных и перспективных производств. Это привело к серьезным структурным сдвигам в производстве, выпускаемой продукции и распределении ресурсов. Во второй половине 1992 г. экономика Западной Европы выходит из экономического кризиса. Стал повышаться спрос, растут процентные ставки. По оценке экспертов Организации экономического сотрудничества и развития прирост ВНП в 1992 г. должен был составить 2,0%, а в 1993 г. - 2,7%, темпы инфляции - снизиться в 1992 г. до 5,1%, а в 1993 г. - до 4,5% (против 5,8% в 1991 г.). В настоящее время рост производства идёт более активно в англоязычных странах и Северной Европе, медленнее - в США. К 1995 г. ожидается рост производства во всех странах.

Таким образом, процесс экономических реформ в развитых промышленных странах в последние годы проходил неравномерно, с отклонениями от традиционных форм. Наметившаяся дальнейшая глобальная трансформация мирового хозяйства приведет к еще более радикальным изменениям, в том числе и в положении современных развитых капиталистических стран.

8.2. “Рейганомика” и ее результаты На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели в этих странах начала создаваться во многом отличная от нее неоконсервативная модель. Основные постулаты неоконсервативной теории сформировали платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р.Рейгана (род. в 1911 г.).Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения, которая ставит во главу угла не расходы (частные и государственные), как это делало кейнсианство, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.Важнейшая черта теории предложения - выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Сторонники теории предложения, пересмотрев взгляды кейнсианцев на экономический механизм бюджетного регулирования, пришли к выводу, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов, в особенности сокращения предельных налоговых ставок на прибыль корпорации и личные доходы.Следующий важный элемент фискальной политики неоконсерваторов - снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором “трудовых усилий” и сбережений.Эти мероприятия фискальной политики являлись центральным элементом “рейганомики”. В 1981 г. был принят закон о налогообложении, который предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности на 23%, сокращение с 70% до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала, значительное сокращение сроков амортизационных списаний, увеличение инвестиционной налоговой скидки.За пять лет налоговые сокращения в совокупности должны были уменьшить поступления федерального бюджета почти на 750 млрд. долл. Предполагалось, что в соответствии с теорией предложения эти меры усилят стимул к работе, сбережению, инвестированию. Отсюда импульс экономическому росту, уменьшение безработицы, увеличение производительности труда и конкурентоспособности американских товаров на мировых рынках.

Япония проиграла вторую мировую войну, капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика находилась в состоянии хаоса. В 1948 г. объем производства составил 52% от довоенного уровня. Японии не коснулся план Маршала, ей была предоставлена только гуманитарная помощь в размере 2,2 млрд. долл, что равнялось вливанию в Западную Германию. Впервые послевоенные годы здесь сохранилось прямое распределение ресурсов. Существовал черный рынок и инфляция. К 1952 г. инфляция составляла 1500% от послевоенного уровня.Путь национализации промышленности был отвергнут оккупационной администрацией и осуществлялся «обратный курс». Цель «обратного курса» состояла в обеспечении стратегического союза с японской буржуазией и превращении Японии в «мастерскую Азии». Программа «олбратного курса» была разработана американцами Дж. Доджем и К. Шоупом. Реформированию подвергались все стороны общественно-экономической жизни: хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Предусматривалось демиллитаризировать и демократизировать Японию. Осуществлялся переход от тотальноговоенного контроля к рыночной экономике. Было реорганизовано правительство, через которое действовала оккупационная администрация союзных сил во главе с генералом Д. Макартуром (1880-1964 гг.).

Главной из демократических реформ стал роспуск дзайбацу (1947-1948 гг.), т.е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Дыла осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукреплены гигантские

Тема 7. Экономическое развитие ссср

    Политика «Военного коммунизма».

Экономическая политика правительства большевиков, провордимая ими в период гражданской войны 1918-1920 гг. и получившая название «военного куммунизма», не имела четкой программы и носила характер реагирования на происходящее. Основные черты этой политики следующие:

Все возрастающая роль государства в руководстве экономикой;

    отказ от коммерческих и денежных форм распределения в пользу снабжения по твердым ценам или бесплатно;

    введение карточной системы, оплата труда товарами, производство для непосредственного потребителя.

Направления реализации политики «Военного коммунизма» состояли в следующем:

    борьба с частной собственностью в виде конфискации капиталов, монополизации внешней торговли, национализации промышленности и транспорта;

    продразверстка – принудительное отчуждение продуктов сельскохозяйственного производства сверх потребления и семенного фонда;

    система неоплачиваемого подневольного труда (всеобщая трудовая повинность);

    замена товарно- денежных отношений карточной системой и разработка заменителей денег;

    прямой товарообмен между городом и деревней;

    новые организационные формы объединения крестьян (комитеты деревенской бедноты, сельскохозяйственные коммуны, совхозы).

Россия не была готова к первой мировой войне прежде всего экономически. В первый же год войны начались перебои в работе транспорта, приведшие к серьезным проблемам со снабжением промышленных городов продовольствием, а армии боеприпасами и техникой. Дефицит государственного бюджета покрывался с помощью эмиссии рублей, которые вскоре потеряли золотое обеспечение, инфляция возросла до 50 % в год. С середины 1915 года единое экономическое пространство Российской империи начинает разваливаться. Губернаторы запрещают свободный вывоз из своих губерний хлеба, скота, льна, топлива.

Параллельно идет возрастающее ограничение рыночных товарно-денежных отношений. Появляются фиксированные цены, которые по губерниям могли различаться в 2-3 раза, что закономерно вызывает всплеск спекуляции, а в начале 1916 года в крупных городах вводятся продуктовые карточки и нормирование выдачи муки и круп. 30 июня 1916 года был принят закон о четырех мясопустных днях в неделю, а с января 1917 года объявляется принудительная хлебная разверстка.

25 марта 1917 года Временным правительством вводится хлебная монополия, в соответствии с которой весь хлеб будущего урожая за вычетом посевного фонда и нужд крестьянского хозяйства должен быть сдан государству. Для реализации этого решения была создана Хлебармия снабжения.

Летом 1917 года из продажи исчезли папиросы, кофе,мыло, чай, гвозди, проволока, подковы, обувь. Количество денег в обращении к концу 1917 года возросло в 10 раз. По сравнению с 1913 г. Цены на мясо за этот период выросли в 5 раз, на хлеб – в 16 раз, на картошку – в 20 раз, на сахар – в 27 раз. Покупательная способность рубля уменьшилась в 1,5 раза. Упала производительность труда и урожайность, что впоследствии привело к голоду, от которого умерло более 5 млн. человек.

В середине 1918 года была национализирована крупная промышленность, в начале 1919 года- вся остальная. Упраздняется торговля, замененная прямым государственным распределением товаров, опять вводится продовольственная разверстка, более жесткая чем при Временном правительстве. Формируются продотряды, столкновения которых с зажиточными крестьянами постепенно перерастает в Гражданскую войну, сопровождающуюся массовым террором, растрелами заложников, насилием над мирным населением, созданием концлагерей, в которых содержалось более 200 тыс. человек. Устанавливается всеобщая трудовая повинность. Для строительства оборонительных сооружений организуются трудовые армии из представитеей непролетарских слоев населения. К концу 1919 года хозяйственные отношения в сфере производства и распределения натурализуются.

В 1919 году выпускаются заменители денег- учетные трудовые и енергетические единицы. Кроме того в обращении находятся церские деньги различных годов выпуска, «керенки» (их печатало и советское правительство), чеки, марки, облигации казначейства, боны, иностранная валюта. Всего на территории бывшей Российской империи обращалось свыше 2000 разновидностей денежных знаков. Разрушение денежного обращения по мысли революционеров должно было способствовать быстрейшей победе коммунизма.

В конце 1920 года проявились явные признаки кризиса политики военного коммунизма. Промышленность производила в 7 раз меньше продукции, чем в 1913 г. Численность промышленных рабочих за это же время уменьшилась в 2 раза. Зимой 1920-21 гг. в Центральной России прокатилась волна крестьянских беспорядков. В сельской местности в поисках пропитания бродили банды демобилизованных солдат, грабивших крестьян.

    Экономика СССР в годы НЭПа.

Программа новой экономической политики (НЭПа) была представлена на Х съезде ВКП(б) в марте 1921 года. По своей экономической сути НЭП являлся политикой государственного капитализма, т.е. использованием частного капитализма под контролем государства. Продразверстка была заменена продналогом, а затем- денежным налогом. НЭП стал поощрять возвращение богатого хозяина –«кулака» – к ключевым позициям в деревне, бедный же крестьянин продолжал потреблять все, что производил. После голода 1921-1922 гг. сельское хозяйство быстро ожило. Началось восстановление и других отраслей экономики. Натуральный товарообмен уступил место купле-продаже. В промышленной политике проводились следующие изменения:

    руководство промышленностью осуществлялось на трех уровнях (союзном, республиканском и местном). Союзное управление представил ВСНХ СССР, республиканское – ВСНХ республик, областное и раайонное – совнархозы. Каждый уровень наделялся значительной степень автономности. На более низком уровне допускалось частное владение предприятиями. Предприятия с численностью менее 20 человек не подлежали националитзации. Более крупные предприятия мсожно было сдавать в аренду частным лицам;

    отменено прямое управление промышленностью через главки. В различных отраслях стали появляться тресты, которые не финансировались из госбюджета. Прибыль после некоторых отчислений использовалась предприятиями самостоятельно.

    Денежная реформа 1922-1924 гг.

Денежную реформу 1922-1924 гг. связывают с именем наркома финансов Г.Я. Сокольникова. На первом этапе денежной реформы были проведены две деноминации денежных знаков. В 1922 г. выпускаюся «совзнаки», обращавшиеся в течение года. Новый рублю приравнивался к 10 тыс. старых. Совзнаки образца 1923 г. приравнивались к 1 млн. старых и к 100 руб. образца 1922 г.

Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. появляется червонец, обмениваемый на золото. Червонец сордержал золота на уровне 10 руб. 1913 г. Устойчивость червонца обеспечивалась Госбанком на 25% драгметаллами, а на 75% - высоко ликвидными товарами, векселями и другими обязательствами.

Утверждение государственного суверенитета Японии и политика "обратного курса". Послевоенная государственная политика декартелизации и демократизации Японии очень скоро сменилась политикой "обратного курса", ужесточением политического режима. После принятия Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи. Первая, внешнеполитическая задача, - упорядочение отноше­ний с оккупационными американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидация всех его ограничений. И вторая задача - восстановление и развитие японской эконо­мики, опоры сильного и независимого, политически стабиль­ного государства, с четкой социальной ориентацией.

Обе эти задачи начали решаться одновременно еще в переходный период, со времени принятия Конституции до середины 50-х гг., когда постепенно снимались ограничения японского суверенитета вместе с тесным включением Япо­нии в систему "западного мира", создавался налаженный механизм государственного регулирования экономики.

Правовые основы для изменения курса демократиза­ции, жестких мер обеспечения политической стабильности были созданы двумя документами оккупационных властей: Декретом о действиях, вредных целям оккупации, и Поло­жением о надзоре за общественными организациями, дея­тельность которых угрожала политической стабильности.

На основе указания оккупационных властей в 1948 г. правительством принимается Закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, на основании которого рабочие этих предприятий, почты, телеграфа, железных до­рог и т. п. были ограничены в своих трудовых и профсоюз­ных правах. Резко ужесточались требования к их участию в забастовках, к ведению коллективных переговоров с прави­тельством и пр. С целью пресечения на этих предприятиях забастовок создавался новый орган - Национальное управ­ление по личному составу. В его компетенцию входило раз­решение всех споров по найму, увольнению, заработной пла­те, а также выработка рекомендаций правительству и пар­ламенту по социальным проблемам, затрагивающим сферу его деятельности. Вслед за этим в 1948 г. вводится новый Закон о контроле над рабочими организациями, предусмат­ривающий разрешительный порядок их создания и переда­чу значительной части профсоюзных полномочий комиссиям по урегулированию трудовых отношений. В 1949-1950 гг. проводится первая широкая послевоенная кампания "чистки красных", сопровождавшаяся арестами и увольнениями ком­мунистов из различных служб, радио, печати, запрещением ряда периодических изданий КПЯ и др.

В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный до­говор между США и Японией, а также "договор безопасно­сти", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специаль­ным Административным соглашением. На основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право окку­пационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский дого­вор вместе с тем давал США право размещать свои назем­ные, воздушные и морские силы в Японии, а также преду­сматривал использование американских вооруженных сил для подавления "крупных внутренних бунтов и беспоряд­ков в Японии". При этом специально оговаривалось, что Япония будет все в большей мере принимать на себя "от­ветственность за собственную оборону". Так открывался путь к восстановлению военной силы страны.

На основе специального Административного соглашения американские войска, размещаемые в Японии, получали на­звание "гарнизонных войск", чье пребывание в "независи­мой стране" оправдывалось договорно-правовыми основания­ми. На личный состав вооруженных сил США распростра­нялся в силу этого экстерриториальный статус, они были изъяты из-под действия японских законов, получали льготы на пользование железнодорожным транспортом, телефонными и телеграфными средствами связи и пр. Только в 1953 г. япон­ские власти "отвоевали" право привлекать в ограниченном числе случаев американских солдат и офицеров, совершив­ших преступление, к уголовной ответственности.

"Обратный курс" в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, уси­лил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и др. Они лишь измени­ли свою организационную и производственную структуры. Отменена была в 1951 г. чистка экономических органов, про­водившаяся ранее на основе требований демилитаризации. Была ликвидирована Комиссия по упорядочению дочерних держательских компаний, непосредственно ведавшая демо­нополизацией, роспуском головных компаний бывших "дзай-бацу". Государство вновь начинает принимать непосредст­венное участие в развитии военного производства. Укреп­ляется взаимодействие государства с "высшими органами" финансово-промышленного капитала, призванными устра­нять разногласия между отдельными предпринимательски­ми группами, вырабатывать основы политики в сфере экономики. Это Федерация экономических организаций, Федерация предпринимательских организаций Японии, Японская торгово-промышленная палата, Общество экономических единомышленников и пр. Важным звеном непосредственно­го сотрудничества и совместной работы представителей крупного капитала и государственного аппарата становится Консультативный совет при премьер-министре по вопро­сам экономики.

В 1960 году в обстановке широкого движения за отмену "договора безопасности", ликвидации американских воен­ных баз на японской территории, вывода из Японии амери­канских вооруженных сил был заключен новый договор "О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности", фак­тически оформивший японо-американский военный союз. Этим договором предусматривались обязательства Японии усилить свой военный потенциал в целях "отражения об­щей безопасности", а также продлевался еще на 10 лет срок существования американских баз на японской территории. Впоследствии этот договор стал продлеваться автоматиче­ски. Новые положения договора о расширении экономиче­ского сотрудничества (в частности, о предоставлении Япо­нии американских лицензий для производства новейшего вооружения) сопровождались изъятием старых статей, по­зволяющих США принимать участие в подавлении "круп­ных беспорядков". "Охрана мира и независимости страны, обеспечение ее национальной безопасности" были возложе­ны на Управление национальной обороны Японии.

Не имея возможности опираться впредь на военную силу США в наведении внутреннего порядка, правительство в 1952 г., несмотря на массовое сопротивление демократиче­ских сил, принимает новый репрессивный Закон о предот­вращении подрывной деятельности, предусматривающий уголовную ответственность за "внутренние восстания", "гра­жданские беспорядки" и подстрекательство к ним. Закон устанавливал также административно-правовые санкции в отношении "подрывных организаций", даже тех, "которые осуществляли подрывную деятельность в прошлом, а сей­час вызывают опасения, что повторят ее". К этим организа­циям могла быть применена одна из двух "мер регулирова­ния": ограничение деятельности организации или ее рос­пуск. Предусматривалось законом и создание двух специ­альных органов: Управления по расследованию и Бюро об­щественной безопасности. Первому вменялось в обязанность расследовать подрывную деятельность (как соответствующей комиссии США по расследованию антиамериканской деятельности), второму - непосредственно применять “меры регулирования”.

“Обратный курс” был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса в составе 75000 человек, преобразованного в 1952 г. в "охранные войска", с восстановления ее военно-морских и военно-воздушных сил. В 1952 г. при Управлении национальной обороны создан Комитет по планированию развития вооруженных сил. Им был разработан трехлетний план развития вооруженных сил, предусматривающий создание основ сбалансированной системы сухопутных, военно-морских и военно-воздушных войск, оснащаемых американским оружием, поставляемым в порядке безвозмездной помощи. Дальнейшее развитие вооруженных сил Японии происходило на основе пятилетних планов, предусматривающих пополнение армейского вооружения за счет развития отечествен­ного производства.

Качественно новый этап "оборонной политики Японии" обозначился в начале 80-х гг. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осу­ществлении американских военных программ, в расшире­нии не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.

В бюджете на 1987 г., например, военные расходы впер­вые за послевоенные годы превысили 1% от валового на­ционального продукта страны, что свидетельствовало об отказе правительства от традиционного верхнего лимита их роста, установленного в 1976 г. Кабинетом министров. Это означало, что новым "ограничением" военных бюджетов становилась лишь сумма, запрошенная Управлением нацио­нальной обороны на осуществление очередного пятилетнего плана наращивания вооружений. В настоящее время Япо­ния обладает военной силой, формируемой на контрактной основе, оснащенной всеми видами современного вооруже­ния, кроме атомного.

Вместе с формальной отменой ограничений националь­ного суверенитета началось и окончательное оформление политической системы Японии, которое завершилось в се­редине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой социалистических партий Японии, восстановлено единство Коммунистической партии, сложилась на основе объедине­ния Либеральной и Демократической партий доминирую­щая политическая сила в лице Либерально-демократиче­ской партии, на долгие годы монополизировавшая государ­ственную власть. Формирующиеся в последние годы коали­ционные кабинеты существенно не затронули этой монопо­лии, которая держится на особой системе "сбора голосов", главным образом, в сельских районах.

В этой системе ключевую роль играют финансовые воз­можности ЛДП как правящей партии, зависимость префек­тур, особенно сельских, от государственного бюджета. Под лозунгом "Хозяйственного развития провинций" правитель­ство выделяет средства местным органам власти, поддер­живающим кандидатов ЛДП, а через организации с правом "особого юридического лица" * (банк Японии, Центральный сельскохозяйственный фонд и пр.) финансирует своих не­посредственных избирателей, представителей мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственных предприятий, ры­баков, то есть тех, кому закрыты кредиты частных банков.

* "Особое юридическое лицо" - организация, общество, создан­ное на основе специально принятого закона, для выполнения опреде­ленных государственных или общественных задач.

Ведущие функционеры Либерально-демократической партии вместе с высшими чиновниками государственного ап­парата, а также представителями крупного бизнеса пред­ставляют собой те крепко связанные круги правящей элиты, в руках которой и сконцентрирована вся государственная власть в стране. Сам премьер-министр лишен возможности принять то или иное решение, не согласованное с мнением "правящей триады", но он выполняет функции своего рода политического арбитра, если в ней возникают разногласия.

В современной глобальной экономике Япония занимает почётное третье место, пропуская вперёд только США и Китай. Причём особо сильный рывок вперёд японцы сделали именно в послевоенное время, хотя Вторую мировую войну Япония проиграла с большими потерями. Как мы помним, в августе 1945-го года американцы сбросили на Хиросиму и Нагасаки ядерные бомбы, приведшие к огромным людским потерям.

Как же японцы смогли восстановить и приумножить свой экономический потенциал, осуществить мощный технологический рывок за послевоенные десятилетия, опередив большинство стран-конкурентов? И это при том, что в Японии почти нет полезных ископаемых, нефти, металлов, древесины, прочего сырья, которое можно было бы экспортировать или использовать для внутреннего производства. Для понимания этого обратимся к фактам.

Вторая мировая война нанесла значительный ущерб японской экономике. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составлял 28,5% от уровня 1935-1937 гг. Если в 1948 г. в других побежденных странах объём производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%. Чрезвычайными были размеры инфляции. Японии не была предоставлена помощь по плану Маршалла, а оказана только гуманитарная помощь на общую сумму в 2,3 млрд долл.

В послевоенный период политика союзных держав по отношению к Японии была определена Потсдамской декларацией. Япония была оккупирована войсками США, которые выступали от имени всех союзных держав и практически осуществляли верховную власть в стране: формировали государственный бюджет, контролировали финансы, внешнюю торговлю, органы правосудия, полицию и т. п. США начали проводить в Японии политику демилитаризации в соответствии с американскими стандартами, а правящие круги Японии видели в США не только своего союзника в мирное время, по и потенциального помощника. Запрет на обладание собственной армией стал для Японии полочкой-выручалочкой, так как теперь все денежные потоки потекли в реальный сектор экономики .

В 1947 г. была принята новая Конституция Японии, в соответствии с которой страна стала конституционной парламентской монархией. Император стал «символом государства и единства нации», а его власть была ограничена парламентом. В новой Конституции была закреплена антимилитаристская направленность, был введен запрет на производство, хранение и использование ядерного оружия. Конституция провозгласила отказ от войны как средства решения международных конфликтов и формирования собственных вооруженных сил. Предусматривалось лишь формирование сил самообороны и выделение на эти цели всего лишь 1% ВВП, что позволило переориентировать финансовые средства на ускорение перестройки экономики.

После принятия новой Конституции Японии США стали проводить в Японии политику, получившую название «обратного курса » (1946-1949 гг.), основным разработчиком которой был крупный банкир и предприниматель Дж. Додж (экономический советник американской администрации). Этот план предусматривал не только простое оказание финансовой помощи Японии. Политика «обратного курса» была направлена на реформирование экономики Японии на основе ее демократизации, формирования либеральных ценностей и свободной конкуренции, ликвидации излишнего монополизма при сохранении регулирующей и организующей роли государства. Начался первый этап модернизации экономики Японии, что позволило ей превратиться в крупнейший центр современного мирового хозяйства.

В соответствии с политикой «обратного курса» в Японии был проведен ряд мероприятий, направленных на восстановление и модернизацию экономики.

Демонополизация экономики . Для японской экономики был характерен высокий уровень монополизации. В 1947 г. девять крупнейших концернов контролировали более 32% всего акционерного капитала. Проводимая политика денационализации фактически означала изменение институциональных условий хозяйствования, трансформацию всей системы корпоративного управления, развитие рынка ценных бумаг. Были распущены дзайбацу — крупнейшие холдинги Японии закрытого типа, а их акции и другие ценные бумаги пущены в свободную продажу. Преимущественное право на покупку акций компании получили работники компаний и жители региона, в котором работала компания. Для предотвращения концентрации собственности величина покупаемых акций не могла превышать 1%. В результате частным лицам было продано почти 70% акций.

В 1947 г. начал действовать закон о запрете чрезмерной концентрации производства. Запрещалось образование холдингов и монополистических объединений. Максимальный уровень владения акциями других компаний составлял 25%, проводился контроль над слиянием фирм, гарантировалась свобода торговых сделок.

Демонополизация экономики позволила сформировать на внутреннем рынке конкурентную среду и привела к развитию малого предпринимательства. Антимонополистические мероприятия дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению методов руководства производством при сохранении накопленного потенциала. Однако крупнейшие дзайбацу («Мицуи», «Мицубиси», «Сумимото», «Ясуда») сохранили свою экономическую и финансовую базу и вскоре вновь заняли господствующее положение в экономике.

Бюджетная реформа (1950) предполагала строгое сбалансирование статей бюджета. Были прекращены выплаты компенсаций военным заводам за конверсию, а убыточным предприятиям не предоставлялись субсидии. Был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены).

Реформа налоговой системы . Одновременно с общим повышением налогов происходил процесс их перераспределения: снижались налоги на корпорации на основе переоценки стоимости основного капитала, были отменены налоги на сверхприбыль при увеличении налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала, повышения темпов экономического роста.

Денежная реформа 1947 г. жёстко ограничила обмен банкнот. Старые банкноты можно было положить на депозиты с последующим их «замораживанием». Эти средства могли быть использованы для уплаты налогов и расчетов между предприятиями.

Земельная реформа (1947- 1950) проводилась на основе принудительного выкупа государством помещичьей земли с последующей ее продажей арендаторам. Такой механизм выкупа земли снимал проблему ведения сложных переговоров между собственниками земли и арендаторами. Принудительному перераспределению подлежало более 70% земли. В результате земельной реформы численность собственников земли возросла более чем на 70%, а численность арендаторов сократилась в 5 раз. К 1950 г. крестьянам перешло 60% всей арендованной земли, сформировался слой свободных фермеров. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, повысила товарность сельского хозяйства, высвободила значительные трудовые ресурсы. С 1946 по 1970 г. производство сельскохозяйственной продукции выросло более чем в два раза.

Реформы в социальной сфере . В соответствии с новым законодательством был установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введено социальное страхование и оплачиваемые отпуска. Были легализованы организации трудящихся, которым предоставлялось право на забастовки, вводилась охрана труда и т. д.

При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства. В Японии сочетались механизм рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях.

В течение трех послевоенных десятилетий менялись приоритеты экономического развития и соответственно структура экономики. Если в 50-е гг. в центре внимания находились базовые отрасли: металлургия, химическая промышленность, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот, то в 60-х гг. — автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия, электротехническая промышленность. Структурная перестройка проходила в Японии при сверхвысоких темпах — за 1955-1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышал 11%, норма валового накопления приближалась к 35% и была самой высокой из всех ведущих капиталистических стран.

Подробнее см. на https://studme.org



просмотров