Логико-математическая игра «Кто в домике живет

Логико-математическая игра «Кто в домике живет

Конспект урока

«Кто в домике живёт»

Подготовила воспитатель

Сазонова Галина Геннадиевна

2014год

Программное содержание : Расширять знание об окружающем. Учить детей

громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно), запоминать имена товарищей, обращая внимание на черты характера, особенности поведения. Воспитывать интерес, воображение.

Предварительная работа: На прогулке воспитатель рассматривает с детьми домик, какого он цвета, большой или маленький. Отгадывание загадок. Игра в уголке с куклами. Закрепить времена года. Беседа с детьми, о том, что нужно обращаться друг к другу ласково. Называть по именам (Дашенька, Лизонька, Колечка). Строить из набора строительных деталей домик для зайчика, мишки и т.д. Игры в кукольном уголке с мелкими игрушками (зверюшки, домашние животные). Игра « Солнышко и дождик». Песня «Паровозик» Пальчиковая гимнастика. Разминка «Солнышко и дождик»

Заучивание стихов А.Барто.

Материал: Домик, кукла Катя. Музыкальное сопровождение. Игрушки - зайчик, гусь.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поедем в гости к зайчику. Встанем паровозиком и поедем (ту-ту-ту).

Под музыку дети едут на паровозике.

Песня «Паровоз».

Воспитатель поет, дети помогают.

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Какие ребятишки,

В гости поехали

Мы все к нашему зайчишке.

Воспитатель: Приехали. Вон, посмотрите детки, на полянке стоит домик. Давайте посмотрим, что это за домик и кто в нем живет?

Дети проявляют интерес к домику, пытаются заглянуть в него.

Воспитатель: Детки, послушайте внимательно и отгадайте загадку:

« Длинные ушки,

Быстрые ножки»

Дети. хором - зайчик.

Воспитатель: Так, в домике сидит зайчик! Здравствуй. Зайчик.

Дети радостно рассматривают зайчика, обнимают, даже целуют его.

Дети. - А знаете, почему зайчик спрятался в домик? Так, как на улице Стало холодно, наступила, что дети, какое время года?

Дети. золотая осень.

Воспитатель : Молодцы ребята. вот и зайчик спрятался в домик. Ой, какой красивый. Какого цвета домик?

Дети. Синий

Воспитатель. Что есть у домика?

Ответы детей дверь, окно.

Зайчик - стучит в домик, тук-тук-тук. Кто в домике живет?

Очень громко слышится: «Га - га - га».

Воспитатель: Ой, ребятки, кто там?

Ответы детей это гусь.

Воспитатель: а как он кричит?

Дети все и индивидуально: га-га-га (открывают двери, смотрят гусь).

Воспитатель: Какой гусь?

Дети большой, а клюв - красный

Воспитатель: Как он клювик открывает?

Дети показывают пальчиковую гимнастику

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть наверно хочет.

Воспитатель: Ой, давайте убегайте от гуся, чтобы он нас не щипал.

Дети убегают.

Воспитатель: Молодцы детки. Давайте постучим и скажем:

« Тук-тук-тук». «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»

Воспитатель: В домике находится кукла, у нее светлые волосы, красное платье, она часто приходит к нам на занятия. Назовите имя куклы?

Дети: - Катя.

Воспитатель: Правильно.

Разминка: Игра «Солнышко и дождик». Движения под песню «Солнышко»

Дети сидят на стульчиках.

Смотрит солнышко в окошко, Качают головой вправо, влево.

Смотрит в нашу комнату. « Показывают фонарики»

Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

« Ладушки» (А.Барто)

Воспитатель предлагает спрятаться в домике несколько детей, а остальных детей вместе с зайчиком называть по имени и вызывать из домика, называя черты его характера, особенно поведения.

Воспитатель: Не живет ли в домике, Дашенька? Которая умеет одеваться на прогулку быстрее всех, самостоятельно?; Не живет ли в домике, Артурчик, который быстро бегает, тихий, спокойный. (И так далее)

Воспитатель: Спасибо,зайка, за игрушки. Ребята, а кого мы видели в домике?

Ответы детей - зайку, гуся.

Воспитатель- А теперь нам пора, уезжаем детвора!

Дети встают паровозом, машут зайчику:

«До свидания!» Уезжают .

Дети, вместе с воспитателем поют песню:

« Загудел паровоз и вагончики повез

Чух - чух - чух- чух - чух, далеко я укачу.»

Литература.

1.ДыбинаО.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром М.: Москва 2012

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи М.: Москва 2012г;

3. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет М.: Москва 2005

4.Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 .

Надежда Кудрявцева
Игра-занятие «Кто в домике живет?» (первая младшая группа)

Вид детской деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная; восприятие художественной литературы.

Цель : Учить внимательно слушать и понимать содержание разговора, развивать наблюдательность, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словами и предложениями, состоящими из 3-х, 4-х слов; обогащать и активизировать словарь.

Планируемый результат : Дать детям представление о животных, которые живут в лесу; развить зрительное и слуховое восприятие, координацию движений, любовь к окружающей природе.

Материал и оборудование : Стол, домик , деревья, игрушки животных (заяц, лиса, волк, медведь) . Для игры-картинки с изображением животных.

Игровая мотивация :

Ой,ребята! Что такое!

Гости к нам идут гурьбою!

Петушок, лисица, муха,

Волк, лиса, медведь, зайчишка-

зверь он смелый, не трусишка!

Они мешок с собой несут,

Скорей посмотрим, что же тут!

(Воспит-ль достает домик ) .

Воспит-ль : "Дом с высокою трубой!

(достает деревья)

-"Куст и ёлочка с сосной!

Ребята, из какой же это сказки?"

Дети : "Теремок!"

Воспит-ль :"Что ж, садитесь все быстрее, ну а я начну скорее. " (предлагает ребятам отправиться в сказочный лес. подходит к столу, ставит на него ёлочки, кусты, деревья и домик . Дети рассматривают всё вышеперечисленное.)

Воспитатель спрашивает у деток какого цвета елочка? Какого цвета листочки на деревьях и кустарниках, что еще стоит на полянке, подразумевая домик .)

Дети :"Теремок. "

Воспитатель : "Ребята, правильно-теремок, но в нем никто не живет .

(читает стихотворение)

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Кто в тереме живет ?

(достает фигурку зайчика) .

Я зайчишка длинные ушки,

быстрые ножки (подходит к ребенку)

(ребенок называет свое имя)

Давай с тобой дружить

(отдает фигурку зайца ребенку и берет другую)

А я лисичка-рыжая сестричка, а ты кто?

(подносит фигурку к другому ребенку)

Давай с тобой дружить!

этой же схеме раздает детям фигурки волка, медведя, приговаривая)

Я волчок-серый бочек, зубами щелк-щелк!

А я мишка косолапый, тот что измазал медом лапу!

(Далее воспитатель предлагает ребятам показать как ходят розданные им животные, детки, в свою очередь, имитируют ходьбу и движения животных. А воспитатель расставляет игрушки за деревьями. Проводится игра "Где спрятались".

Воспит-ль :"Ой, ребята, посмотрите-ка, пока мы с вами показывали как ходят животные, они спрятались.

Зайка возле елочки сидит и ушами шевелит. Где зайка?"

Дети :"Возле зеленой елочки"!

Воспит-ль :" Волчок, серый бочек в лес убежал, и деткам до свиданья не сказал. Куда убежал волчок?"

Дети :"В лес!"

Воспит-ль :"А вот куст большой стоит, кто за кустиком сидит и на деточек глядит? Это лисонька-лиса" (дети показывают лисичку) .

Воспит-ль :"Ой, ой,ой! Смотрите, терем-теремок стоит и кто-то сильно в нем храпит. Кто же в тереме сидит и на весь наш лес храпит? "

Дети :"Мишка!"

Воспит-ль :"Как храпит мишка, ребята?"

(Дети имитируют храп мишки, положив ручки к щечкам) .

Физминутка.

Целый день тук да тук,

раздается звонкий стук. (детки стучат кулачками друг по другу)

Молоточки стучат, строим домик для зверят . (стук пальчиком об пальчик)

Будет дом для зайчат (показывают длинные ушки, будет для лисички (виляют задом,

Будет дом для волка (щелкают зубами, будет и для мишки (ходят как мишка) .

Вот какой хороший дом (показывают рукой "класс")

В нем все славно заживем ,

Будем песни распевать

(ручки на пояс, повороты вправо, влево)

Веселиться и плясать (чок-чок, каблучок)

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных, которые спят в своих домиках .

По просьбе воспитателя дети описывают сюжет картинки.

Воспит-ль :"Где живет зайка ?"

Дети :"Под кустом"

Воспит-ль :"Где живет лисичка ?

Дети :"В норе"

Воспит-ль : "Где живет волк ?"

Дети :"Тоже в норе"

Воспит-ль :"Правильно ребята, домик волка тоже называется нора, волчье логово!"

(просит детей повторить всех вместе и отдельно нескольких ребят.)

Воспит-ль :"А где живет и спит мишка ?

Дети :"Мишка живет в лесу и спит в берлоге"

Воспит-ль :"Молодцы ребята! А теперь вы можете поиграть с нашими новыми друзьями и построить им домики ".

Наблюдая за игрой детей, воспитатель может специально переложить медведя под куст, а зайку в берлогу. Дети должны исправить его ошибку.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста-одна из главных задач современного образования. Важным помощником педагога в развитии.

Цель занятия: учить детей различать по внешнему виду птиц и животных; понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать.

Младшая группа. Конспект занятия «Кто в домике живет» (Дети с воспитателем встают в круг, звучит песня «Я хочу построить дом», дети поют и выполняют определенные движения). Я хочу построить.

Цель:Развивать у детей тембровое восприятия, совершенствовать чувства ритма. Способствовать углублению представления детей о средствах.

Тема: «Кто в домике живет?» Цель: Расширять представления детей о диких и домашних животных и названиях их жилищ. Задачи: Учить различать.

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е!», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полу­ченные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется по­ложительное отношение к нему.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возмож­ности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

При обедненном содержании игр педагог обогащает знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры детей оказы­вают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людь­ми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр. Кроме этого, необходимо создавать определен­ные условия для развертывания творческих игр природоведчес­кого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек - животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества матери­алов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, ру­ководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основанием для постанов­ки опытов, которые организуются с целью разрешения возни­кающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других - нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? И т. д.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и живот­ных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т. д.

Ценность природного материала - в возможности его разно­образного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

Вопросы и задания. 1. Какова роль дидактических и подвижных игр в ознакомлении детей с природой? 2. Ка­кова методика обучения природоведческим играм? 3. Ка­кова роль творческих игр в ознакомлении детей с приро­дой? 4. Запишите, в какие дидактические игры играют дети. 5. Подберите картотеку предметных и словесных игр природоведческого содержания для одной из возрастных групп. 6. Изготовьте настольно-печатную игру по образ­цам. 7. Разработайте игры, способствующие экологичес­кому воспитанию детей.

Карточки для игры нарисованы в фотошопе. Пособие размером А4 для индивидуального использования распечатывается на цветном принтере из файла и ламинируется.

Если у вас нет принтера и возможности распечатать карточки, изготовить такую таблицу (для фронтальной работы) очень просто своими руками. Для этого вам понадобится материал: белый картон размером А3 и более, предметные картинки, ножницы, клей. На листе бумаги рисуем фломастером домик. С помощью линейки расчерчиваем клеточки, т. е. этажи и подъезды, вырезаем предметные картинки, соответственно темы занятия (возможны разнообразные варианты классификаций: предметы, животные, птицы, люди, профессии и т. д.) и приклеиваем их на основу, рисуем цифры от 1до 10 или менее, соответственно вашей возрастной группы. Внизу приклеиваем двери, надписываем цифры и начинаем играть.Цель игры: Формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Задачи: Упражнять в порядковом счёте в различных направлениях. Совершенствовать умение пересчитывать клеточки. Закрепить знание детьми “соседей” числа. Развивать умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Развивать логическое мышление, умение классифицировать, память. Учить детей следовать заданной словесной инструкции и выполнять действия соответственно этих указаний.

Воспитывать интерес к играм математического содержания.

Варианты использования пособия:

Сколько дверей в нашем домике? Это – двери в подъезды. Сколько дверей? Давайте посчитаем их. Сколько этажей? Давайте поднимемся на лифте на самый верх и посчитаем этажи.

А теперь пойдём в гости. Кто живет в 1 квартире на 5 этаже? Кто живёт на 7 этаже в квартире №6? Какая птица живёт во втором подъезде? Какие домашние животные живут на 8 этаже? Какой этаж находится сверху, снизу? Кто живет в 5 подъезде? Кто живет в квартире, справа от медвежонка? Кто живет сверху над рыбкой? Какой это этаж? Какая квартира? Где живет зайчик? Кто живёт в квартире, слева от поросёнка? Кто живет на последнем этаже в крайней квартире справа? Назовите адрес. Кто живёт между улиткой и кротом? Сколько животных живёт на 4 этаже? Сколько животных во втором подъезде? Почему жираф живёт сразу в двух квартирах? Почему в квартирах справа и слева от акулы нет жильцов? Сколько квартир занимает мамонт? И т. д.

Для детей старшего возраста.

Воспитатель называет, с какого этажа и с какой квартиры начинается игра. Например: Кто живет в 2 квартире на 7 этажа? Идем в гости. Два шага вправо, три шага вниз, два влево. В какую квартиру мы попали? Кто в ней живёт?

Игру может вести и ребенок после определенной практики. Детям очень нравится играть самостоятельно. Игру можно упрощать и усложнять соответственно возрасту и уровню развития детей. Моделируйте вопросы и задания.

Предметные рисунки можно вырезать и использовать как фишки. Ребёнок может самостоятельно расселять их по квартирам и передвигать соответственно заданию воспитателя.

«Господи, ну почему я так волнуюсь?»

С вечера выгладила новую, ну, почти новую юбку. Черную, со шлицей, прямую, строгую – как раз в меру. И любимую кофточку в горошек. Долго выбирала, роясь в не богатом гардеробе. Выложила на спинку дивана все блузы, в которых было не стыдно пойти на работу, и отметала по одной. Очень хотелось надеть самую новую, красную: купила только месяц назад с последних декретных выплат, еще не надевала её, всю кружевную, но на не прозрачном топе. Потом по здравому размышлению решила: слишком агрессивный цвет для первого раза. Первого? Ведь всёе уже было: и первый день в новой школе, и первое групповое занятие, и первые –- самые-самые, до сих пор любимые подопечные. И вечно чумазый Ванечка Белоусов, и Леночка Зырянова с комплексом отличницы, и Петя Чурков. Ах, этот Петя, кругом поспевал и умудрялся нашкодить. Сколько с ними всеми возни было!

«Ну, вот почему я так волнуюсь? Туфли. Да, белые аккуратные лодочки, набойки поменяла, молоком протерла, блеск и красота. Так, ничего не забыла?» –- эти мысли хаотично носились в аккуратно причесанной головке молодой психологши Маши Рыжак. Точнее, - Марии Ивановны Рыжак. Сегодня ей впервые предстояло явиться пред ясные очи директрисе в новой для себя школе. После двух декретных и почти шести лет "простоя".

Первая школа и первая практика у неё былиа в маленьком селе. Всего-то 180 учеников. Все всё и про всех знали: и кто с кем вчера пил, и кто кому морду бил, и как разошлись. Много ли событий в жизни захолустного украинского села? Маша попала туда совсем молоденькой: в родном областном центре мест, как обычно, не было. Вот и пришлось ехать в дальнюю сельскую школу. Добиралась каждый день туда-назад в основном на попутках. Мерзла зимой и маялась от жары летом. Часто опасалась за свою молодую жизнь, но вот не жалеет. Совсем. Ни капельки. Та школа её многому научила. Только поможет ли это теперь? Директриса новой школы после отпуска приболела и Машу еще не видела.

–- Маргарита Львовна очень компетентный педагог, Машенька, –- по- доброму подсказывала знакомая из районо инструкторша Светлана Федоровна. –- Она строга, но в меру. Справедлива. Старой закалки, понимаете?

Маша кивала и внимала каждому слову. Шутка ли, - для неё нашлось место в её городе! Почти под боком: всего-то пол часа езды маршруткой в один конец. Решались проблеммы с детьми: няню при зарплате школьного психолога не больно-то наймешь. Маша ликовала и одновременно боялась спугнуть удачу. «Школа № 18, та самая –- центральная! Старая школа, как называли её в Житомире. Теперь МОЯ школа», –- и Маша улыбалась сквозь слезы, всё еще боясь поверить в своё счастье.
–- Место декретное, но это и так удача, вы ведь понимаете, Машенька? –- елейный голос Светланы Федоровны совершенно не раздражал. За всёе было уплачено: неделю назад Маше позвонила бывшая однокурсница Лизка Савельева и сказала, что уходит в декрет и об этом еще никто не знает. Маша подсуетилась, сумела одолжить нужную сумму и сунуть кому надо. И место теперь было её! На целых три года. «А если повезет и Лиза Савельева еще одного надумает родить? Ну бывает ведь чудо! Ведь она сама, собираясь в первый декрет, совсем не планировала через два года опять понести и родить. Но вот ведь получилось. Пусть и Лизке повезет: тем более, что та так поздно вышла замуж, долго искала своего принца. Вот пусть теперь и займется своей прямой «репродуктивной функцией», пока еще не поздно», –- с улыбкой желала всего и сразу Маша своей старинной подруге. «Главное –- удержаться, понравиться директрисе, вписаться в коллектив, найти контакт с учениками. В общем: влиться, влиться, наконец, в желанный процесс РА-БО-ТЫ», –- по слогам, смакуя слово, почти пропела Маша. Внутренне пропела, но инспекторша, поняв настроение Маши, вдруг разулыбалась и просто потрепала по плечу:
–- Да не бойся ты так, Маш. Можно на «ты»? –- и, не дождавшись ответа, продолжила: –- Маргарита тебя не съест, опыт у тебя уже есть. Диплом красный, да на стационаре. Детей любишь. Отзывы самые положительные. Если понравишься, может, Львовна для тебя еще одну ставку пробьет, чтоб уже навсегда.

И Маша почти задохнулась от возможных перспектив:
–- Ой, спасибо вам, Светлана Федоровна, как вы меня выручили, как выручили-то. Вы даже представить не можете, как бы мне было трудно с прошлой работой. Точнее, не с ней, не с работой, нет, там школа хорошая и дети..… Дети, вы знаете какие там чудные дети? Просто далеко, так далеко, а у меня ведь крохи у самой. В сад –- из сада, пять Миленке моей и всего три Алеше. Вы ведь понимаете? –- говорила Маша сбивчиво, волнуясь. Достала смятый платочек, чтобы вытереть покрасневшие от не пролитых слез глаза. –- Еще раз спасибо вам за участие и тепло.
И вышла таки, лаская в груди трепетную бабочку радости.

« Ну вот, как всегда –- чуть каблук не сломала», – кусая губы, ругала себя Маша. Едва не опоздала на маршрутку: добегала последние пару метров и зацепилась за кусок, отодранной бордюрины. Хорошо, что не упала. Колготки-то последние. В маршрутке была куча-мала: из бантов, школьных форм, букетов астр и хризантем вперемешку с розами, мамашами и бабушками, сопровождающими своих взволнованных чад. Немногочисленными, немного обескураженными папашами и уж совсем редкими дедами, украшенными, зачастую, орденами и орденскими планками. Первое сентября, однако. День, неповторимый во всех отношениях.

Как она доехала до школы, Маша помнила смутно. Её захватило это плещущееся вокруг волнение и нетерпение, наполнило, словно воздушный шар воздухом, и подняло куда-то вверх, ввысь. Туда, где белозубыми улыбками сверкали облака и у каждого было свое лицо: лицо её бывших и будущих, но уже горячо любимых подопечных. Да, именно, подопечных. Ну не пациентами же их считать? Таких милых, теплых, пахнущих вкусно яблоками, молоком и детством.

Очнулась Маша уже при входе в класс:
–- Мария Ивановна, это третий «Б». Их учительница Любовь Карловна сегодня перенервничала, капли пьет. Третий урок, учебники уже выдали, вы бы просто познакомились с детками. Позанимались. Да и я посмотрю, как у вас это получается. Хорошо? –- полуутвердительно спросила Маргарита Львовна.

Маша внутренне собралась, пытаясь справиться с вихремь впечатлений от свежевыбеленной и выкрашенной школы. От эха гулких и таких длинных коридоров. От старинной лепнины на потолке и медных канделябров, так странно не гармонирующихей со всей атрибутикой стандартной школы. От решеток на окнах: старых, литых, тяжелых решеток в глубине арочных окон-бойниц в концах коридора.

Маша почему-то с трудом, урывками вспоминала свое знакомство в учительской с новым коллективом. Бесконечная череда лиц и имен промелькнули, не задев её. Почти интуитивно она отметила доброжелательность многих и внутреннюю напряженность иных при виде её: еще такой молодой и с виду хрупкой. Она что-то отвечала на приветствия, жала десятки рук. Крутила головой, чтобы ответить улыбкой на улыбку. Всё знакомилась и знакомилась, так и не запомнив ни одного имени с новыми фигурантами водевиля вокруг неё. Но прекрасно понимала, что завтра придется всё повторить, но уже на свежую голову: и знакомство и представление, а сегодня, да, уже сегодня она узнает главное –- сможет ли наладить контакт с детьми. Не утратила ли она этот дар – видеть их боль, уметь извлечь её из глубин подсознания и помочь. Сумеет ли она опять раствориться в их улыбках и оттаять, забыть о беспросветной хронической нищете. О своем убогом существовании и кочевании по съемным квартирам с двумя детишками на руках. О постоянных изменах до сих пор до боли любимого мужа. Сумеет ли обрести себя, излечить себя, помогая детям? Наверно, только славянки умеют лечиться работой. В этом и сила и слабость наших женщин.

В первый день у Маши не должно было быть групповых занятий, которые она по привычке называла уроками. Маша просто хотела чуть обжить свой новый кабинет, разобраться с записями Лизы. Просто присмотреться к коллективу, к детишкам, весело чирикающим и носящимися, как стайки галчат вдоль коридора. Но Маргарита Львовна огорошила её новостью о плохом самочувствии учительницы третьего «Б» класса и попросила провести групповое занятие сразу. Без подготовки. После почти шести лет совершенно других занятий. И Маша здорово струсила.

– Ну так что, Мария Ивановна, мы тут до перемены будем стоять? Или начнем занятие? –- голос директрисы вывел Машу из ступора, и она наконец вошла в класс.
Пока открывалась дверь, Маша слышала веселый щебет детишек. Но шум почти мгновенно стих, когда она, тоненькая и высокая, вошла, в своих белых лодочках и блузке в горошек.
–- Здравствуйте, дети, –- низкое контральто Маргариты Львовны заполнило класс до последнего сантиметра и, поднявшись вверх, расшиблось об потолок.
–- Здав-ствуй-те! –- не дружным хором ответили ребятишки.
–- Это наш новый психолог –- Рыжак Мария Ивановна, прошу любить и жаловать, –- и тут же, развернувшись к Маше, продолжила уже для неё, –- а это наш третий « Б» .
–- Вот и познакомились, –- услышала Маша собственный уверенный голос, –- знаете, у меня дома двое чижиков-пыжиков живут. Одному из них пять лет, а второму три года. Вы-то уже большие, а с ними еще столько возни. Так, что с вами я буду отдыхать от них. Хорошо? Вы ведь мне поможете?
Дети разулыбались и закивали в ответ. Маргарита Львовна поджала губы, осуждая не педагогический прием. Но Маша вдруг почувствовала, что все волнения и страхи испарились. И ей стало глубоко наплевать, понравится она высокой и статной директрисе с лицом бывшей примадонны захудалого театра и телом дородной крестьянки, или нет.
–- Давайте знакомиться по списку? –- предложила Маша и открыла журнал, но, увидев, что директриса подпирала стену, не будучи в силах уместиться за крохотной партой, участливо, поднесла единственное кресло начальству, а сама начала перекличку:
–- Алабян Дмитрий.
–- Волошина Инна.
–- Гринюк Наташа.
Дети поднимались один за другим и улыбались ей в ответ. Окончив перекличку, Маша спросила:
–- У вас есть при себе карандаши и альбом? –- дружное «да» было ей ответом.
–- Мы будем рисовать домики. Один – радостный домик, второй – грустный.
–- А какими они должны быть, Мария Ванна? –- решил выяснить рыженький лопоухий мальчик. (Маша заглянула в журнал, вспоминая его имя.)
–- В первом домике, Андрей, должно быть всё самое хорошее, что у тебя было, а во втором – всё самое плохое. Ну вот, например, смотрите.

И Маша нарисовала цветными мелками на доске дом, полный цветов и красок, и второй – простенький, с грустным дымком над крышей.
Дети принялись за работу. Маша проходила вдоль рядов и смотрела на то, что получается. Домики были разными, как и рисовавшие их. У одних ровненькие, под линейку, в горошек и солнышка, у других - кривоватые. Домик грусти у всех одинаково кривобок и несуразен. А у рыженького «солнышка», как уже про себя окрестила Маша Андрюшу Драгуна, второй дом был похож на поломанную церквушку, или скорее даже на колоколенку. Или, быть может, на сгоревшую церквушку –- трудно понять. Столько было дыма и копоти, и этот колокол над остовом развалин. Маша ощутила внезапное дуновение холодного ветра.
–- Все справились?
–- Аха, да, умгу, –- вразнобой ответили малыши.
–- А теперь мы будем заселять наши домики. В добрый и светлый домик мы поселим всех, кого мы любим и кто любит нас, всех-всех!
–- И кошку можно?
–- И собаку?
–- И черепашку? –- посыпались градом вопросы.
–- Да, да, да! Всех-всех, кто дарит вам радость.
–- А как? А как это сделать? Их там надо нарисовать?
–- Можно и просто написать внизу имена всех, кто там живет. Вы ведь писать не разучились за лето?
–- Неееееет, –- дружно отвечали дети.
Детишки начали подписывать, кто живет в их добром домике. Мамы и бабушки, дедушки и коты-собаки и всякая прочая-прочая живность, братики и сестрички, иногда тети и дяди.
–- А теперь мы поселим во второй домик всех, кто причинил нам боль, обидел нас, всё-всё плохое, что только у вас было.
Через пару минут Маша начала обходить класс, проверяя, кого и чего боятся её дети. Почти у всех во втором домике жил... папа.

«Так, Машка, взяла себя в руки. Это просто совпадение. Это пол беды. Сговорились, что ли, шалуны?»

Она подошла к парте, где сидел лопоухий солнечный Андрейка, под домиком, похожем на сожженную церквушку с покосившейся колокольней, была надпись: «ТАМ ПАПА, ОН УШЕЛ ОТ НАС»...
В классе вдруг стало очень холодно, и где-то еле слышно звякнул расколотый колокол, Маша, зябко передернула плечами, и быстро собрала рисунки. Это для деток просто рисунки - для неё – материал для работы. По этим картинкам она будет точно знать, что радует и огорчает её новых подопечных. Рисунок Андрейки она положила сверху с умыслом.
–- А теперь мы нарисуем пасхальное яичко, для мамы. Каждый свое. Все помнят, как красили яички на Пасху? Вот и нарисуйте самые красивые яички, с любым узором.

Малыши засопели. Маша решила бегло просмотреть еще раз предыдущие рисунки и не мешать полету творчества ребятишек. Двое-троей детей в классе рисовали очень прилично,- чувствовалась школа, как минимум художественная и не первый год, если такая по карману их родителям. Пару деток были самородками –- явно без выучки, но с чувством формы. Это Мария, бегло отмечала, вглядываясь в картинки. Но не это интересовало Машу: её интересовал смысл картинок. Кто-кто в белом домике живет? Что будит в хозяине картинки позитивные эмоции? Кто-кто в черном домике живет? Что будит в ребенке негатив?

Перед самым звонком Маргарита Львовна вышла из состояния статуи и чуть слышно кашлянула.
–- Дима Алабян соберет рисунки, и всем хорошего дня и домика, полного радости и смеха. Пусть плохое останется в другом домике, –- попрощалась Маша с детьми и с охапкой работ пошла к двери.
–- Андрейка, помоги мне донести до кабинета рисунки, – попросила она «рыжика» и дала ему пару листков.
И совершенно не обратила внимания на возвышающуюся за её спиной директрису.
В кабинете, положив на девственно -пустой стол стопку рисунков, Маша подняла глаза на лопоухое «солнышко»:
–- Андрюш, а куда твой папа ушел?
« Ну, мало ли, может, в плавание ушел, может, мусор вынести, а для ребенка ушел..… Они же совсем крохи», –- успокаивала себя Маша.
–- Папа нас бросил, Маша Ванна. Он теперь живет в Киеве с другой тетей.
–- Андрюш, так тоже бывает. Взрослые иногда расстаются друг с другом, но это не значит, что папа тебя больше не любит. Понимаешь?
–- Нет, Маша Ванна, папа и меня тоже бросил. Два года уже ни слуха ни духа. И ни копья... –- грустно сказал малыш, явно цитируя чужие слова, но с такой неподдельной болью. А потом поднял глаза, где на рыжих длинных ресницах предательски заблестели слезинки. И столько не детского горя было во взгляде. Столько непонимания всего произошедшего. Столько немого крика, что Маша враз просто обняла кроху, забыв про все психологические приемы.
–- Но вот второй домик, он ведь у тебя такой красивый, и я вижу там маму и кошку Мурку, и бабушку. А Чебурашка – это кто?
–- Моя морская свинка, мне её мама подарила.
–- Ясно, Андрюш, ты иди, сейчас урок начнется, но заходи ко мне, пожалуйста, хорошо?
–- На большой перемене?
–- Да на любой, Андрейка, на любой перемене и после уроков. Договорились?
–- После уроков - только если мама разрешит и бабушка, чтоб не волновались, –- рассудительно заметил маленький мужчина.
–- Конечно-конечно, Андрюш. Я сама поговорю с твоей мамой, она ведь забирает тебя сегодня?
–- Да, сегодня вместе с бабушкой. Ведь Первое сентября, –- расплылся в улыбке всеми конопушками «рыжик».

Когда за мальчишкой хлопнула дверь, Маша из вороха рисунков достала картинку малыша, чтобы поглядеть на его «крашанку». На листке, подписанном Андреем, не было ничего похожего на пасхальное яйцо. Огромный букет алых роз был выписан почти профессионально: каждый лепесток на своем месте и даже полутона нанесены. А под ним пара строк: «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МАМОЧКА! И НИКОГДА НЕ БРОШУ!»

Маргарита Львовна нашла своего нового психолога через час в кабинете. Маша рыдала над двумя рисунками маленького рыжего «солнышка». Рыдала от боли предательства, испытанного им так рано, и от гордости за этого маленького, но уже НАСТОЯЩЕГО мужчину. Строгая директриса обняла Машу за плечи, и, глядя на рисунки, сама прослезилась.

Когда Лизка Савельева вышла из декрета, Львовна выбила еще одну вакансию для психолога.



просмотров