Как глубокое чтение влияет на наш мозг. Вдумчивое чтение

Как глубокое чтение влияет на наш мозг. Вдумчивое чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному курсу «Вдумчивое чтение» для 1-го класса разработана на основе программы «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В.

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
  • Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2020 учебные годы ОУ.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2013г

Цели и задачи

Цель:

  • возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования.

Задачи:

  • совершенствование навыка чтения обучающихся;формирование читательской компетенции младших школьников;формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами; формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежныформирование основ читательской культуры, литературного вкуса младши

Межпредметные связи : русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка
Формы контроля обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность ); в ходе обучения обучающиеся участвуют в викторинах, литературных играх, утренниках и праздниках (игровая деятельность ); школьники посещают литературные музеи своего города, театры и кинотеатры с целью просмотра спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, поставленных по мотивам изучаемых художественных произведений, создают собственные литературные произведения (художественно-эстетическая деятельность ); многопредметность внеурочной деятельности в рамках программы «Вдумчивое чтение» позволяет совместить также познавательную деятельность с проблемно-ценностном и досуговым общением младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области - Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом и нравственном воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, поиск, извлечение и преобразование информации. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, на занятиях курса ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) , обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Использование ТДМ на занятиях курса создает условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС.
Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения; словесное, графическое и музыкальное рисование; разные формы творческого пересказа; создание собственных текстов; коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и театрализации; библиотечные уроки, экскурсии, устные журналы; оформление книжных выставок; составление книжек-малышек для детей дошкольных образовательных учреждений; выпуск литературных газет; выступления в ДОУ; праздники («Посвящение в читатели», «Читающая семья»); конкурс презентаций («Моя любимая книга», «Самая старая книга в нашей семье»); презентация книг для самостоятельного чтения; читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно - читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники. Помимо этого, идет ознакомление с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка; формируются следующие умения: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием; определение особенностей научно-познавательного текста; определение темы и главной мысли текста; поиск опорных (ключевых) слов; выделение главного в содержании текста; построение схемы, модели текста, построение плана; воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему (подробный, частичный и выборочный пересказ текста). Также учащиеся получают библиографические знания: об элементах книги (обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации); учатся ориентироваться в характере книги по ее обложке; выбирать книгу на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке. Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность). Для этого на каждом занятии проводятся разминка (дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики). Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом формируются с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: упражнения, направленные на развитие четкости произношения, регулирования дыхания, на развитие подвижности речевого аппарата, увеличение поля бокового зрения; упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, логическое мышление, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух. Самое главное в данной работе не длительность, а частота выполнения тренировочных упражнений. Для качественной работы по формированию читательской компетентности педагогу также необходимо организовать в кабинете.

Места курса в учебном плане

Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся 1-4-х классов начальной общеобразовательной школы увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 30-40 мин. Программа рассчитана на 4 года (1-4-й класс), 1а класс - 1 часа в неделю, всего 22 часа (с третьей недели второй четверти)

Планируемые результаты

Личностные результаты Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы. Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей. Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе. Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные результаты: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Использование знаково-символических средств представления информации. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий)Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе

1. «Русские народные сказки» Чтение сказок учителем. Пересказ учащимися. Творческие задания по сказкам. (11 час)

2. Вводное занятие. Знакомство с «читательским портфелем» Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Заполнение читательских анкет «Я и мои любимые занятия», «Мои любимые детские книги», «Какой я читатель». Начальная диагностика уровня сформированности читательских интересов и умений первоклассников. (1час)

3. Тема №1. «Я расту...»

Занятие 2. «Что со мною происходит, когда я расту?»

Выставка книг В. Лунина и А. Барто. Слушание стихотворений В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу», стихотворения А. Барто «Я расту». Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Беседа. Самостоятельное чтение. Пробы выразительного чтения.

Занятие 3. «Игры со словами»

Слушание и самостоятельное чтение стихотворения В. Левина «Случайное стихотворение». Графическое иллюстрирование, игровое задание на внимательность. Работа с анаграммами, соревнование. Работа в парах.

Занятие 4. «Легко ли придумать свою сказку?»

Выставка книг Р. Погодина. Слушание и самостоятельное чтение глав из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Первичная характеристика персонажей по их словам и поведению. Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку».

Занятие 5. «Поэтическая разминка». «Удивительные стихи детских поэтов»

Литературные игры с рифмами «Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я - поэт», «Рассыпавшиеся строчки». Слушание и самостоятельное чтение стихотворений Н. Кончаловской «Удивительный огород» и В. Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова.

Занятие 6. «Веселые и грустные стихи о детстве»

Выставка книг Э. Мошковской. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел», беседа. Работа над выразительным чтением. Словесное и графическое иллюстрирование стихов. Игровые задания.

Занятие 7. «Кем стать?»

Антиципация и слушание рассказа А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Беседа. Характеристика главного героя. Перечитывание рассказа с карандашом в руке. Литературная игра. Литературно-творческое задание № 2: «Кем я мечтаю стать».

Занятие 8. «Поэтическая разминка»

Литературные игры со стихотворениями В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи». Поиск выразительных средств языка художественной литературы.

4. Тема №2. «Кладовая природы»

Занятие 9. «Маленькие открытия в природе»

Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов-миниатюр М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка». Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Создание устных и изобразительных иллюстраций к рассказам писателя. Пробы выразительного чтения.

Занятие 10. «Веселые и грустные стихи о природе»

Выставка книг И. Токмаковой. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений о природе И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова». Определение ведущего настроения стихов. Поиск красочных выразительных средств языка стихотворений. Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения. Конкурс чтецов.

Занятие 11. «Познавательные сказки о природе»

Антиципация и самостоятельное чтение сказок-миниатюр Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки». Словесное и графическое рисование. Пересказ и вдумчивое перечитывание текста.

Занятие 12. «Красота и душа природы»

Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Слушание и самостоятельное чтение рассказов Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом». Деление текста на части, определение ведущего настроения и идеи текста. Беседа по проблемному вопросу. Пробы выразительного чтения. Работа в парах

5. Тема №3. «Сказочная страна»

Занятие 13. «Сказочная поэзия Г. Цыферова»

Путешествие в сказочный мир Г. Цыферова. Самостоятельное чтение сказок-миниатюр Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили». Озаглавливание и иллюстрирование текста. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы.

Занятие 14. «Сказки-загадки»

Слушание и самостоятельное перечитывание народной сказки «Три розы», сказки В. Берестова «Честное гусеничное». Обсуждение проблемного вопроса. Работа над образом персонажем. Творческое задание: нарисуй портрет героини сказки.

Занятие 15. «Удивительные сказки Н. Абрамцевой»

Знакомство со сказочным миром Н. Абрамцевой. Слушание и самостоятельное чтение сказок Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря». Первичная характеристика персонажей сказки по авторскому описанию. Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Первичная характеристика образа автора.

Занятие 16. «Странные сказки К. Каспаравичюса»

Слушание и чтение сказок К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги». Беседа о героях и языке сказок. Определение ведущего настроения текстов. Литературно-творческое задание № 3: «Необычная история об обычных вещах».

Занятие 17. «Сказки по телефону» Д. Родари

Выставка книг Д. Родари. Слушание и самостоятельное чтение сказок Д. Родари «оладная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону». Творческое задание: посоревнуйся с писателем. Соревнования в парах.

Занятие 18. «Разноцветные сказки С. Могилевской»

Слушание и самостоятельное чтение сказок С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки». Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок

6. Тема №4. «Хочу всё знать»

Занятие 19. «История вещей»

Антиципация и самостоятельное чтение рассказов «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало и жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…». Литературный диктант, тесты.

Занятие 20. Итоговое занятие

Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих будущих успехов». Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и олассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами. Выставки литературно-творческих работ учеников, выполненных в рамках годового изучения программы

Календарно-тематическое планирование
«Вдумчивое чтение» 1-й класс

Тема занятия

Кол-во час.

Дата

(плановая)

Дата

(фактическая)

«Русские народные сказки» - 11 ч.

Чтение сказок учителем. Пересказ сказок. Творческие задания по сказкам.

«Читательским портфелем» - 1ч

Знакомство с «Читательским портфелем». Вводное занятие.

(Анкеты «Я и мои любимые занятия», «Мои любимые детские книги», «Какой я читатель»)

Тема 1. «Я расту...» - 7 ч.

«Радостный мир детства» В. Лунина (Стихотворения В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу»)

«Я расту». «Игры со словами» (Стихотворение А. Барто «Я расту». Пробы выразительного чтения. Стихотворение В. Левина «Случайное стихотворение», анаграммы. Графическое иллюстрирование)

«Легко ли придумать свою сказку?» (Главы из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку»)

«Поэтическая разминка» «Удивительные стихи детских поэтов»

(«Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я - поэт», «Рассыпавшиеся строчки». Стихотворения Н. Кончаловской «Удивительный огород», В. Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова)

«Веселые и грустные стихи о детстве» (Стихотворения Э. Мошковской «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Пробы выразительного чтения)

«Кем стать?» (Рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Литературно-творческое задание №2: «Кем я мечтаю стать»)

«Поэтическая разминка» (Стихотворения В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи»)

Тема 2. «Кладовая природы» - 4 ч.

«Маленькие открытия в природе» (Рассказы-миниатюры М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к рассказу.

Пробы выразительного чтения)

«Веселые и грустные стихи о природе» (Стихотворения И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Пробы выразительного чтения)

«Познавательные сказки о природе» (Сказки Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки».

«Красота и душа природы» (Рассказы Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом»

Пробы выразительного чтения)

Тема 3. «Сказочная страна» - 6 ч.

«Сказочная поэзия Г. Цыферова» (Сказки-миниатюры Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке)

«Сказки-загадки» Народная сказка «Три розы», сказка В. Берестова «Честное гусеничное»)

«Удивительные сказки Н. Абрамцевой» (Сказки Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря».Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке.

Пробы выразительного чтения)

«Странные сказки К. Каспаравичюса» Сказки К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги».

Литературно-творческое задание №3: «Необычная история об обычных вещах»)

«Сказки по телефону» Д. Родари (Сказки Д. Родари «Шоколадная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону». Творческое задание: посоревнуйся с писателем)

«Разноцветные сказки» С. Могилевской

(Сказки С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки». Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок)

Тема 4. «Хочу все знать» - 4 ч.

«История вещей» (Рассказы «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало или жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…».

Литературный диктант, тесты)

Итоговое занятие

(Литературный праздник «Наши любимые книги».

Выставка литературно-творческих работ учеников)

  1. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
  2. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. - М., 2011.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. - М., 2011.
  5. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
  6. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
  7. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  9. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005,
  10. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю

Размышляя о причинах всё растущего охлаждения подростков к классической литературе, учителя отмечают их нежелание читать её. В пёстром развале книг, предлагаемом рынком, ребят интересуют приключения, фантастика, бульварные романы – всё, что не требует от них особых мыслительных затрат. То, что изучается в школе, порой, воспринимается как занятие унылое и бесперспективное, в результате чего образуется устойчивый иммунитет к классике, а надежды на возвращение к ней в зрелом возрасте становятся всё иллюзорнее.

Во-первых, необходимо сконцентрировать усилия на исследовании текста с обязательной функцией наблюдений, предельно краткое обобщение которых представит своеобразную словесную формулу. Рассмотрим это на примере изучения повести Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Повесть воспринимается школьниками с большим интересом, они хорошо усваивают содержание, но впереди их ждёт работа над замыслом писателя, то есть им необходимо будет подняться на более высокую ступень анализа. Главная задача учителя – помочь ребятам. Уместно здесь вспомнить о том, кто такой “идеальный читатель”? Это тот, кто всё время спрашивает себя: всё ли мне понятно? Такой вопрос имеет особое значение. Он позволяет учащимся осознать, что в тексте ему ясно, что нет. Это помогает не пройти мимо трудностей и в какой-то степени избежать иллюзии понимания. “Идеальный читатель” выделяет в тексте непонятные слова и выражения и выясняет их значение. Для этого он обращается к словарям, справочникам, дополнительной литературе и к тем людям, которые могут дать нужные разъяснения. Теперь предлагаем школьникам выписать сравнения, которые есть в повести, в тетрадь. Такие выписки – необходимое условие начала постижения тайны слова и загадки произведения. Учащиеся совместно с учителем отмечают удивительную неожиданность сравнений. Эмоциональная реакция от такой работы тоже важна: школьники начинают чувствовать слово. А работа над выписками углубляет состояние удивления, продлевает его, ведь невозможно равнодушно переписывать такие строки: “Они (взрослые) кажутся сами себе величественными, как баобабы”, “Она (вода) была как подарок сердцу”, “Этот смех для меня – точно родник в пустыне”, “Змейка тихо струилась по песку, словно умирающий ручеёк”. Так работа над словом помогает почувствовать необычность мира, соприкоснуться с художественным даром писателя. Смотрим и на то, что писательское слово несёт в себе какую-то тайну, которую автор доверит только внимательному читателю. Обратимся ещё раз к сравнениям, выписанным из текста, и увидим один постоянный элемент. Ищем его: “(Змея) обвилась вокруг щиколотки принца, словно золотой браслет”, “На рассвете песок становится золотой , как мед”. Лис в повести утверждает, что золотая пшеница будет напоминать ему золотые волосы принца. Наверное, и золотой шарф принца – не случайная деталь!

Не менее важным является выбор ключевого слова, которое определит дальнейший ход исследования авторского текста. Итак, чем же объяснить частое употребление слова “золотой”? Чаще всего школьники предполагают, что автор привлекает тем самым к нему наше внимание. Теперь необходимо выяснить значение слова “золотой”. Золотой – сделанный из драгоценного металла, стоящий дорого. Можно поинтересоваться у ребят: “А какой смысл вкладывает мама, говоря ребенку: “Ах, мой золотой !” Школьники и здесь быстро догадываются, что это - самый любимый, неповторимый, единственный, самый дорогой.

Новый этап работы – составление предположительной цепочки, которая фиксирует ход мысли и требует обобщения, вывода: золотой – драгоценный – дорогой – любимый – единственный – неповторимый > требующий бережного отношения к себе . Какой же вывод напрашивается? Все люди бережно относятся к драгоценностям, но для родителей их дети дороже всех сокровищ. А разве мир вокруг нас не величайшая ценность? А разве автор не стремится показать, что человек должен бережно относится ко всему живому и неживому? Пока пусть это останется нашим предположением. А мы попробуем найти ответ в самой повести Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Продолжим нашу работу, обратившись к описанию спящего принца: “Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит…И я понял, что он ещё более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…” Значение слова “беречь” совпадает с последним звеном нашей цепочки, и ребята это должны почувствовать. Так мы приблизились к мысли о том, ради чего была написана повесть: берегите детей, берегите друг друга, берегите планету. Всё в этом мире очень хрупко, всё неповторимо, всё удивительно и потому драгоценно. Этот вывод можно записать в тетради учеников, но исследование ещё не закончено.

Вновь возвращаясь к цепочке слов, спросим ребят: “А разве не бывает фальшивых драгоценностей, которые иногда невозможно отличить от настоящих?” Продолжаем рассуждать о том, что многие люди не замечают в своей жизни фальши: вспомним короля, честолюбца, пятницу, делового человека, географа и всех мечущихся по жизни в поисках чего-либо. Кто же способен отличить подлинные ценности от мнимых? Ответ, оказывается, есть в тексте повести. Обращаемся к словам Лиса: “…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Тогда что же получается: людей с зорким сердцем очень мало, гораздо больше тех, кто заблуждается. Как же им помочь? Как сделать так, чтобы сердце каждого человека было зорким? Возможно ли это? Возможно, если человек будет следовать определённым правилам. Тогда он обретёт некую сверхчувствительность, она то и не позволит человеку обмануть себя.

Следующим этапом работы будет подбор афоризмов, представляющих собой своеобразный нравственный кодекс. Результаты можно представить в виде словесной формулы.

Кто отличит настоящее от фальши?

(Выписываются в столбик афоризмы)

Большую помощь при осмыслении художественного текста оказывают не только выписки, о которых было сказано выше, но и подчёркивания. Кто-то скажет, что это совсем нереально. Реально и даже очень. Подчёркивание существенного, важного в тексте помогает его усвоению и пониманию сюжета.

При воспитании интереса к чтению играют заметную роль закладки. Хороший читатель (ученик) всегда подмечает подобное у учителя и невольно заставляет себя делать тоже самое. Кстати, именно закладки были присущи стилю работы А. С. Пушкина. Исследуя его библиотеку, содержащую несколько тысяч томов, современные учёные нашли в книгах и подчёркивания, и закладки, и разные значки на полях. Свой стиль чтения Пушкин приписал Евгению Онегину:

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражён,
В чём молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

После того как диалог с текстом любого произведения закончен, можно организовать работу по составлению плана. Возможно, кто-то проигнорирует этот вид работы, но и он, если вдуматься, стимулирует школьников к углублённому исследованию текста, к желанию прочитать его внимательно. Устный или письменный план должен отражать в сжатом виде смысловую структуру изучаемого произведения. Особенно удачный план обосновывает и доказывает основную мысль автора. В преподавании литературы и в формировании внимательного и зоркого читателя составление планов встречается при изучении произведения И. С. Тургенева “Бежин луг”, при работе с текстом произведения Н. С. Лескова “Левша”. План становится дорожкой через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Хороший план поможет школьникам понять основное содержание текста, сделает его легко обозримым и компактным, удобным для хранения в памяти.

Продолжая говорить о воспитании интереса к чтению через исследование текста и разных видах работы при этом, нельзя не упомянуть работу с таблицами, схемами, отражающими содержание того или иного произведения. В виде схем, как правило, отражаются события, ход рассуждения, разного рода понятия. Очень полезно записывать и обдумывать те схемы, которые даны в учебной литературе или предлагаются учителем. Но гораздо важнее научиться составлять схемы, рисунки к тексту, таблицы самостоятельно. Что это даёт? Они помогают увидеть и понять структуру текста, взаимосвязь его элементов. Пример таблицы можно рассмотреть, обратившись к изучению творчества А. С. Пушкина.

Творчество поэта – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с судьбой, общественно-политической и литературной жизнью России в первой половине XIX века. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. Изучая повесть Н. В. Гоголя “Шинель”, учащиеся, например, могут оформить таблицу, левая сторона которой заполняется совместно , а правая – самостоятельно (с дополнениями после обсуждения).

Вопросы для анализа

Как научиться читать на английском? Казалось бы, ответ очевиден: просто больше читать и навык разовьется сам собой. Но тот, кто хоть раз в жизни сдавал экзамен по английскому сталкивался с такой проблемой: текст прочитал, все понял, а ответить на вопросы не можешь, сформулировать главную идею сложно, а выбрать заголовок для текста вообще не представляется возможным. Оказывается, существуют специальные приемы, которые позволяют научиться читать осознанно, анализировать прочитанное и извлекать из чтения максимум пользы. Об этих приемах рассказала на очередном семинаре преподаватель из США Дженнифер Депто.

1. Подготовка к чтению - половина успеха

  • Вопросы перед текстом. Они подготавливают нас к чтению, знакомят с темами и главными героями рассказа.
  • Предсказания. Попробовать угадать и пофантазировать, о чем пойдет речь в тексте, всегда полезно и даже весело. А интереснее всего потом сравнить, на сколько вопросов удалось угадать ответы.
  • Работа с новыми словами. Новые слова, которые встретятся в тексте, можно подавать ученикам в игровой форме: пусть проведут мозговой штурм и набросают как можно больше слов на заданную тему. Например, если в тексте речь пойдет о футболе в США, то задание может звучать так: «Разделитесь на 2 группы и за 5 минут напишите как можно больше слов на тему футбола.»

    2. Картинки и схемы облегчают понимание

  • Если текст сопровожден картинками, то можно их обсудить и описать перед началом чтения
  • Если картинок нет, не беда - можно нарисовать свои. Представлять основные идеи прочитанного в виде разноцветных схем и mind-maps - это навык, который не только помогает анализировать прочитанное, но и развивает так необходимое в современном мире критическое мышление.
  • Для самых маленьких можно использовать flash-cards с незнакомыми словами и иллюстрациями к ним.

3. Вдумчивое чтение

Для того, чтобы стать вдумчивым и внимательным читателем нужно:

  • Вооружиться карандашом. Очень полезно подчеркивать и отмечать идеи, которые кажутся интересными, удивительными, непонятными или связанными как-либо с вашим личным опытом. Все это разнообразие вы можете помечать звездочками, восклицательными и вопросительными знакам и т. д. Приучайте детей читать так же.
  • Читать текст несколько раз. Или читать по ролям, или слушать как читает учитель.
  • Рассуждать вслух и обсуждать прочитанное. можно в группе, парах или всем вместе. Можно устроить круглый стол или дружеский обмен мнениями, которые могут варьироваться от Strongy agree до Strongly disagree. Если для дебатов ученикам не хватает словаря, то можно ограничится открытыми вопросами. Например, спросить согласны ли они с тем, как поступил главный герой? Как бы они сами поступили в описанной ситуации? и т. д.

Программы Liberal Arts в свое время вывели многие американские университеты в мировые лидеры: суть в том, что есть небольшое количество обязательных предметов, а из оставшихся дисциплин каждый студент формирует собственный учебный план. В России только два вуза основываются на этих принципах - факультет Liberal Arts РАНХиГС и факультет свободных искусств и наук СПбГУ . Особое внимание уделяется курсу вдумчивого чтения: студенты разных специальностей и профилей за четыре года должны прочитать и проанализировать около двух десятков произведений - романов, философских сочинений и документальных книг. «Теории и практики» поговорили с создателями уникального курса Great Books, разработанного специально для РАНХиГС, и публикуют список книг, которые нужно прочитать полностью, чтобы считаться образованным человеком.

О мощной гуманитарной базе, мировой культуре и общении с бывшими одноклассниками

Леонид Клейн

старший преподаватель, заместитель зав. кафедрой общественных и политических коммуникаций в ИОН РАНХиГС

Главная проблема школьного образования в том, что оно принципиально фрагментарно. Учеников заставляют бездумно готовиться к ЕГЭ или к написанию сочинения. У них нет времени просто поговорить о тексте. Мы же на один роман тратим от шести до восьми пар. Конечно, это не много для филфака, этого недостаточно для написания научной работы, но это дает возможность использовать текст в качестве источника аргументов.

Вообще, образование в рамках Liberal Arts - это мощная гуманитарная база для студентов, а академическое чтение - это часть идеологии. Вы можете быть управленцем, журналистом, политологом и так далее, но у вас в любом случае должна быть гуманитарная подушка. Курс помогает убедиться, что студенты могут читать большие тексты в полном объеме. Иначе возникает вопрос: готовы ли они вообще получать высшее образование, если они не состоянии осилить 400 страниц?

В нашем списке есть как фикшн, так и нон-фикшн. На первых курсах мы даем художественные произведения, потому что они в любом случае легче философии. Например, первокурсникам мы предлагаем два художественных романа: «Ярмарка тщеславия» и «Бесы» либо «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». Дальше планка повышается и появляются более серьезные произведения: «Государь» Макиавелли, «Государство» Платона, «Об общественном договоре» Руссо. Если студент честно прочтет эти пять книг, то он уже будет на голову выше тех, кто не прочел. Даже если после прочтения он ничего не поймет, этот опыт все равно будет ему на руку. После первого года академического чтения некоторые наши студенты признаются, что им тяжело общаться с одноклассниками, которые таких книг не читали.

Книги, которые мы называем Great Books, дают понимание мировой культуры. Еще Пастернак писал: «Он управлял теченьем мысли, и только потому - страной». Это теченье мысли как раз можно найти только в текстах, именно на нем будут строиться все размышления. Не так давно мы запустили лекторий , который базируется на трех китах: тексты, эпохи, институты. Мы рассказываем и дискутируем о важных произведениях, стараясь показать, что любая культура выстраивается вокруг текстов.

Об интеллектуальном вкусе, качественном чтении и ущербности любого такого списка

Евгений Миронов

заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, кандидат исторических наук

Мы пытаемся воспитать у наших студентов интеллектуальный вкус к чтению качественных текстов, чтобы они сами понимали, какие книги заслуживают внимания. Важно, чтобы студенты не заучивали основные идеи автора, а анализировали их. Мы ведь читаем конкретных авторов не потому, что они правы, а потому, что они задали вопросы, ответы на которые до сих пор не найдены. Но это, конечно, и прикладные навыки: умение сопоставлять разные концепции, систематизировать знания, вырабатывать свою точку зрения.

Курс устроен следующим образом: мы читаем примерно по одной книге в месяц. В итоге получается около 20 книг за весь период обучения. Внутри курса возможна вариативность: студенты в начале обучения самостоятельно выбирают, какие книги им хотелось бы изучить. Мы сделали курс на четыре года, чтобы для студентов академическое чтение стало постоянным процессом, своего рода интеллектуальным спортом. Чтобы они привыкли, что у них в руках всегда должна быть такая умная книга. Практически рефлекс: нет с собой книги - это неправильно. Тут дело даже не в количестве чтения, а в его качестве: такой опыт формирует масштабность и системность мышления. Хотя регулярность также влияет на формирование такой привычки.

Список, конечно, разрастается - и благодаря студентам, и благодаря новым преподавателям. Ведь у любого хорошего вузовского преподавателя есть список книг, которые, по его мнению, необходимо прочитать, чтобы лучше понимать тот или иной предмет. Наш список сформировался еще пять лет назад. Этому, естественно, предшествовала большая дискуссия. Путем диалога и экспертного обмена мы выбрали тот минимум, который, на наш взгляд, должен быть знаком образованному человеку. Конечно, любой такой список ущербен: можно добавлять туда произведения бесконечно.

После первого курса мы опрашиваем студентов, чтобы узнать, что им нравится больше всего. Как правило, им нравится, что обучение совсем не похоже на то, что было в школе. Мне кажется, этот эффект во многом вызван курсом Great Books, потому что это, действительно, для них новый опыт и они больше не чувствуют себя школьниками.

При невнимательном чтении велика возможность упустить значительный элемент содержания или неверно понять его. Дело в том, что строится на взаимосвязи мельчайших фактов. В множества сюжетных линий невнимательное отношение к какой-либо мелочи приведет к тому, что вы запутаетесь в этих тонких причинно-следственных цепочках. А , неверно поймете или вообще не поймете суть происходящего на книги. Во втором случае придется возвращаться к тому месту, на котором вы оступились. Плавный ход повествования будет нарушен, вы «вынырнете» из книжной реальности, и эмоциональное воздействие этого будет уже не таким сильным.

Важная часть литературного или публицистического произведения – это подтекст. Заметить его можно только при вдумчивом чтении. С помощью такого «подводного течения» автор может изменять смысл сказанного до противоположности или обогащать простую фразу дополнительными смыслами. Этот прием придает всему произведению объем и значимость.

Еще один способ обогащения смысла – интертекстуальность. Только внимательно вчитываясь в каждое , вы заметите, что автор вплетает в текст явные и скрытые намеки на другие книги, факты современности и прошлого.

Внимание при восприятии информации позволяет не только принимать ее к сведению, но и анализировать. Причем при вдумчивом чтении процесс анализа начинается еще до того, как вы отложите текст. В противном случае возникает лишь один эффект: «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

В процессе есть возможность узнать не только то, о чем написано, но и как именно это написано. Внимание к , способу изложения информации позволит вам получить дополнительные сведения. Речевые характеристики зачастую формируют героя. Стиль изложения автора делает его узнаваемым для вас. Совместив информацию о личности автора, времени создания текста и языковые особенности произведения, вы получите характеристику определенной эпохи и страны (в которых текст был создан или происходит действие произведения). Постепенно набирая подобные , вы сформируете свой собственный стиль или манеру изложения и значительно расширите словарный запас.

Навык внимательного чтения пригодится вам и в самых заурядных, бытовых ситуациях. Ведь именно вдумчивое восприятие всех документов обезопасит вас от юридических ошибок.

Видео по теме

Художественной литературы в наше время стало довольно редким видом досуга. Многие предпочитают чтению фильмы, телевизионные программы, компьютерные игры и общение в социальных сетях, а ведь книги, кроме развлечения, имеют и множество других полезных качеств.

Люди читают книги по самым разным причинам. Чтение может быть средством получения новой информации необходимой для работы или в быту. Однако чаще всего за книгой от забот, стараются отвлечься от повседневной рутины. В течение дня современный человек испытывает серьезные стрессовые нагрузки и переживает множество негативных эмоций. Полчаса или час с книгой перед сном помогут расслабиться, перенестись мысленно в вымышленный мир героев художественного произведения, отрешиться на время от проблем сегодняшнего дня.

Читать художественную литературу необходимо для того, чтобы совершенствоваться во владении родным или иностранным языком. Чтение способствует увеличению словарного запаса, обогащает речь новыми и помогает правильно выстраивать сложные синтаксические конструкции. Кроме того, орфографические и пунктуационные усваиваются на уровне подсознания при частом общении с книгой.

Литературные произведения способствуют эффективному развитию словесно-логического мышления, базирующегося на языковых средствах. В широком смысле под словесно-логическим мышлением понимают способность рассуждать, выводы, переходить от частного к общему и наоборот. Читатель, погружаясь в сюжет книги, вслед за автором переживает происходящие события, анализирует их причины и следствия.

Все знают, что читать полезно для развития кругозора. Обычно под развитием кругозора понимают общие знания, которые человек может почерпнуть из художественного произведения о мире, культуре разных народов или истории. Однако значительно важнее тот факт, что хорошая



просмотров