Жизнь за империю. Как адмирал Нельсон спас Англию от десантников Наполеона. Трафальгарское сражение (1805) 21 октября 1805 какая битва

Жизнь за империю. Как адмирал Нельсон спас Англию от десантников Наполеона. Трафальгарское сражение (1805) 21 октября 1805 какая битва

В этот день 210 лет назад в британской истории произошли два неразрывно связанных между собой события.
Первое из них – Трафальгарское сражение, ставшее торжеством британского орудия и принесшее Великобритании статус хозяйки морей.
Так случилось, что Трафальгарская битва стала последним сражением для командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. Во время боя он был смертельно ранен и в последствие скончался.
Поскольку эти два события, повторюсь, неразрывно связаны между собой, то и рассказ о них мы будем вести одновременно.

Трафальгарское сражение

Итак, немного истории. Краткая справка о Трафальгарском сражении.
Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис между британскими и франко-испанскими морскими силами.
Битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.

Трафальгарское сражение

Для справки
Война Третьей коалиции (в истории известна также как русско-австро-французская война 1805) – боевые действия между Францией, Испанией, Баварией и Италией, с одной стороны и Третьей антифранцузской коалицией: Австрия, Россия, Великобритания, Швеция, Неаполитанское королевство и Португалия – с другой.
Каковы же были итоги исторической битвы?
Испания и Франция, которые выступали в союзе, потеряли 18 кораблей (1 был потоплен, остальные пленены). Эти потери составили практически почти весь флот. Что касается живой силы, то здесь потери составили около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и я в плененными.
Англичане же не потеряли ни одного корабля. Однако, многие из них были повреждены. Например флагманский «Victory» пришлось отремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии. Человеческие потери составили у них около 2 тысяч человек. Это если говорить о военной тактике.
Стратегические же итоги этой битвы были гораздо значительней. Франция и Испания навсегда утратили морское господство. Наполеону пришлось отказаться от планов вторжения в Англию и Неаполитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.


Флагманский корабль «Victory»

Трафальгарская площадь

В честь этой победы британского флота одна из площадей Лондона, носившая прежде имя короля Вильгельма IV, была переименована в Трафальгарскую.
На одном из постаментов, стоящих на площади, установлена огромная копия флагманского корабля «Victory» в гигантской стеклянной бутылке. Также на площади возведена колонна вице-адмирала Нельсона.

Копия корабля «Victory» в бутылке,
установленная на Трафальгарской площади



Колонна Нельсона
на Трафальгарской площади

Горацио Нельсон

Ну а теперь рассказ пойдет о герое сражения (и не только этого) вице-адмирале Горацио Нельсоне.

Детство и юность

Будущий вице-адмирал родился 27 cентября 1758 года. Его отец был приходским священником.
Несколько лет проучившись в школе, в 11 лет он пошел служить юнгой на корабль которым командовал его дядя, капитан Морис Саклинг.
После этого была служба на торговых и военных судах, ходивших в Вест- и Ост-Индию, участие в полярной экспедиции.
Приобретя огромный опыт, в 19 лет он блестяще сдал экзамен на чин лейтенанта, проявил себя в войне с североамериканскими колонистами, и через год был уже капитаном брига, еще через год – капитаном фрегата.

Зрелые годы

Служа в торговом флоте в Вест-Индии, Нельсон постоянно боролся с контрабандой. Большинство чиновников же покровительствовали контрабандистам, поскольку получали от них неплохие взятки. Правдолюбец Нельсон на почве этого часто конфликтовал начальством, требуя строгого соблюдения законности. Таким образом у него появилось немало врагов среди чиновников Адмиралтейства.
Когда он вернулся в Англию из Вест-Индии, то был вынужден 5 лет прожить в деревне, поскольку фактически был отлучен от флота.
Когда в 1793году началась война с Францией, Нельсон был назначен на должность капитана линейного корабля в составе Средиземноморской эскадры. В этом же году он воевал под Тулоном, а в 1794 командовал десантом на Корсике.
13 июля 1795 Нельсон заставил сдаться французский корабль, намного превосходивший по мощи его собственный.
Но настоящая слава национального героя пришла к нему после сражения 14 февраля 1797 года у мыса Сент-Винсент (Португалия). По собственной инициативе он вывел свой корабль из линейного строя эскадры и взял на абордаж два из четырех захваченных англичанами испанских кораблей, за что был удостоен рыцарского креста ордена Бани и чина контр-адмирала.
Для справки
Почтеннейший орден Бани – британский рыцарский орден. Его основал король Георг I 18 мая 1725 года. Название ордену дал древний обряд, во время которого претендентам на получение рыцарства накануне ритуала произведения в рыцари необходимо было ночь не спать, поститься, молиться и мыться в бане (в 1815 году церемония была упразднена).


Орден Бани

1 августа1798 в Абукирском заливе (устье Нила) он 10-ю кораблями атаковал 13 кораблей французов уничтожил 11 из них. При этом всего несколько его кораблей получили незначительные повреждения и нуждались всего лишь в мелком ремонте. Армия Наполеона потерпела поражение в Египте. За это Георг III присвоил Нельсону титул пэра-барона Нила и Бернем-Торпа.
Отремонтировав свои корабли в Неаполе и оказал помощь королю Обеих Сицилий Фердинанду IV в подавлении неаполитанской революции, получил в благодарность титул герцога Бронте.
В 1801 году Нельсон возвращается в Англию получает чин вице-адмирала и должность 2-го флагмана Балтийской эскадры. 2 апреля 1801 сжигает датский флот в гавани Копенгагена и получает за это титул виконта.
В 1803 году возобновляются военные действия против Франции. Нельсон возглавляет британскую Средиземноморскую эскадру и два года буквально гоняется за врагом, уклонявшимся от генерального сражения, которое произойдет 2 октября 1805 года.

Смерть

Несколько раз она подкрадывалась к Нельсону совсем близко. Но он, можно сказать, отделывался легким испугом.
В 1794, когда он был командиром десанта на Корсике, при осаде крепости Кальви он остался без правого глаза,
В июле 1797 во время неудачной попытки захватить порт Санта-Крус (остров Тенерифе) он потерял правую руку.
Смерть дождалась его 21 октября 1805 года.
И вновь несколько слов о ходе сражения. Морские сражения в те времена велись по одной схеме: эскадры во время боя проходили бортами друг к другу и вели огонь из всех пушек одного борта.
Нельсон решил отойти от этой схемы. Готовясь к Трафальгарскому сражению, поистине гениальный вице-адмирал решил сосредоточить сначала удар на пятом или шестом корабле вражеского строя, уничтожить его, разорвав таким образом боевой порядок противника, и затем уже расправиться с остальными кораблями.


Трафальгарская битва. Диспозиция

Его задумка удалась, и франко-испанский строй оказался разрушенным. Когда флагманский корабль «Victory» оказался рядом с одним из французских кораблей, Нельсон находился на капитанском мостике. В какой-то момент он остановился, чтобы отдать приказ убрать в безопасное место портрет его любовницы леди Гамильтон, висевший в каюте. (вице-адмиралу был очень дорог этот портрет, не только как мужчине, но и как флотоводцу, ведь Эмма Гамильтон была не просто его любимой женщиной, но и вдохновительницей его побед). Внезапно Нельсон упал. Подбежавший адъютант услышал следующие слова;
- На этот раз, Харди, они убили меня!
- Надеюсь, что нет, сэр!
Но надеяться было не на что. Пуля, ранившая Нельсона, была выпущена сверху, с мачты. Она пробила эполет, вошла в левое плечо, прошла через легкое и позвоночник и застряла в мышцах спины.


Гибель Нельсона

Матросы отнесли умирающего вице-адмирала в специальную каюту, где были размещены раневые. За ним ухаживал корабельный врач, пытаясь облегчить его страдания. Но и на смертном одре командующий флотом думал только об исходе сражения. Харди постоянно докладывал командиру о ходе боя
Уже через час после ранения Нельсона Харди доложил, что французский флот дрогнул. Через некоторое время сдался флагманский корабль союзного флота. Само собой, сдался и главнокомандующий французов адмирал Вильнев. Еще через несколько часов англичанами была одержана полная победа.
У Нельсона была возможность – передать командование адмиралу Коллингвуду, но он до самой смерти не хотел этого делать. В вахтенном журнале адмиральского корабля «Victory» в тот день была сделана запись: «Редкий огонь продолжался до четырех о половиной часов, когда, после доклада лорду виконту Нельсону о победе, он преставился от своей раны».

Транспортировка тела Нельсона в Англию

Существует старый морской обычай: всех моряков, умерших или погибших на корабле в открытом море, в море и хоронят, выбрасывая тело за борт.
С детства ходившему в море Нельсону этот обычай, конечно же, был хорошо известен, но по каким-то причинам, вице-адмирал не хотел быть погребенным таким способом, а потому написал в завещании, что, где бы он ни умер, похоронить его должны в Лондоне. Само собой, не выполнить волю своего командира моряки не могли. Тело необходимо было транспортировать в Англию. Встал вопрос: как?
Конечно, ни о каких холодильниках для транспортировки в начале XIX века речи идти не могло, поэтому для сохранности тело вице-адмирала поместили в винную бочку и до краев залили ее бренди, которым в те времена в обязательном порядке снабжались все корабли. Таким образом тело сохранили и во время ремонта «Victory», и во время транспортировки в Англию.

Посмертная маска Нельсона

Похороны

Торжественные государственные похороны командующего британским флотом вице-адмирала лорда Горацио Нельсона состоялись в Лондоне 9 января 1806 года.
Накануне состоялась необычная траурная процессия.
По Темзе шел большой королевский катер, на нем под балдахином стоял гроб с телом вице-адмирала. Борта катера были задрапированы черным бархатом, над балдахином развевался траурный плюмаж. Команда лодки: десять гребцов, рулевой и впередсмотрящий были одеты во все черное. Катер сопровождали более 60 различных гребных судов. Под гром пушечных салютов эта траурная процессия медленно продвигалась вверх по Темзе, и в конце концов остановилась у причальной лестницы на Уайтхолле.
На следующий день Горацио Нельсон обрел вечный покой в склепе собора Святого Павла, где похоронены многие известные люди Соединенного Королевства.


Собор Святого Павла в Лондоне

На могиле вице-адмирала установлен черный гроб. У этого гроба очень интересная история. Его изготовили при Генрихе VIII для останков кардинала Уолси. Но кардинал попал в немилость короля (в немилость Генриха VIII попасть было очень легко). Король отдал приказ не хоронить Уолси в изготовленном гробу, который все это время простоял в Виндзорском замке. В итоге было принято решение поставить его на могиле Нельсона.


Могила вице-адмирала Нельсона


Трафальгарское сражение - известнейший морской бой наполеоновской эпохи у одноименного мыса чуть южнее Кадиса, у входа в Гибралтарский пролив со стороны Атлантики. Английская эскадра из 27 линкоров и 4 фрегатов под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона разгромила франко-испанский флот из 33 линкоров и 7 фрегатов под командованием французского адмирала Пьера Шарля Вильнёва. 47-летний Нельсон, чьи личная отвага и искусство флотоводца сыграли решающую роль в сражении, был смертельно ранен (мушкетная пуля раздробила ему позвоночник) на своем флагманском корабле Victory. Вильнёв, в свою очередь, попал в плен. Трафальгарский триумф принес Англии более столетия безраздельного мирового господства на морях.

Le Redoutable (F) vaincu par le Téméraire (UK) à Trafalgar - Auguste Mayer (1805-1890). Oil on canvas, 105 cm x 162 cm. 1836

Заключение Амьенского мира в марте 1802 года не разрешило противоречий между Англией и Францией. Стремясь захватить французские колонии и установить безраздельное господство в Европе, Англия в мае 1803 года снова объявила войну Франции. В декабре 1804 года на стороне французов выступила Испания. После провала плана сокрушения Англии путем захвата ее колоний на Среднем Востоке и в Индии Наполеон, принявший 2 декабря 1804 года титул императора Франции, изменил свой план борьбы против Англии. На этот раз он решил нанести главный удар непосредственно по Англии путем вторжения своих войск на Британские острова.

К началу военных действий объединенные силы франко-испанского флота насчитывали около 85 линейных кораблей против 105 английских. Корабли союзников базировались в Текселе, Бресте, Рошфоре, Ферроле, Кадисе, Картахене и Тулоне. Существенным недостатком базирования франко-испанского флота являлось то, что он был разделен двумя театрами - Атлантическим и Средиземноморским, и в случае необходимости его трудно было сосредоточить на нужном направлении, так как этому препятствовала английская морская крепость Гибралтар, контролировавшая вход и выход из Средиземного моря в Атлантический океан.

Английский флот занимал более выгодную позицию. Базируясь в Плимуте, Портсмуте, Гибралтаре и на Мальте, он мог блокировать франко-испанский флот как в портах Атлантического, так и Средиземноморского побережья, а в случае необходимости сосредоточиться в нужном для него направлении.

Блокируя базы и порты противника в Атлантическом океане и Средиземном море, англичане стремились не допустить сосредоточения франко-испанского флота в Ла-Манше, без чего, по их мнению, Наполеон не мог решиться на вторжению в Англию. Блокадные действия английского флота начались в 1803 году и продолжались до 1805 года включительно. Для осуществления блокады были использованы основные силы флота. Исходя из дислокации неприятельского флота, англичане установили постоянную блокаду Текселя, Бреста, Рошфора, Ферроля, Кадиса и Тулона, причем основное внимание обратили на блокаду Бреста и Тулона, главных баз французского флота в Атлантическом океане и Средиземном море.

Вице-адмирал Горацио Нельсон. худ. Lemuel Francis Abbott (c. 1760 – 1802)

Получив приказание Наполеона о переходе в Средиземное море, франко-испанская эскадра вышла из Кадиса и направилась к Гибралтарскому проливу. Союзная эскадра имела 18 французских и 15 испанских линейных кораблей против 27 английских линейных кораблей, которые под командованием адмирала Нельсона блокировали Кадис. Во главе союзного флота стоял нерешительный адмирал Вильнев. Полную противоположность ему представлял командующий английским флотом адмирал Нельсон. Это был весьма энергичный и хорошо подготовленный флагман, имевший большой боевой опыт. Отказавшись от шаблонной линейной тактики, он одним из первых западноевропейских флотоводцев стал применять новые, более решительные способы ведения морского боя.

Адмирал Вильнев, не веривший в свои силы и в саму возможность победы над англичанами, при выходе из Кадиса не разработал плана боя на случай встречи с английским флотом, ограничившись лишь общим указанием о необходимости взаимной поддержки в бою. Иначе поступил Нельсон. Предвидя неизбежность сражения с франко-испанским флотом, он заранее разработал сценарий предстоящего сражения. Тактический замысел Нельсона сводился к тому, чтобы атаковать противника из походного порядка без перестроения в боевой с кратчайшей дистанции путем прорезания его строя и нанесения главного удара по флагманским кораблям. В соответствии с этим планом Нельсон построил свой флот в две колонны. Первой колонной, состоявшей из 15 линейных кораблей, командовал младший флагман Коллингвуд, второй, насчитывавшей 12 линейных кораблей, - Нельсон. Согласно плану, главный удар по противнику должна была нанести колонна адмирала Коллингвуда; ей предстояло прорезать строй франко-испанского флота между 12-м и 13-м кораблями с конца, окружить отрезанные корабли арьергарда, а затем уничтожить их или пленить. Колонна Нельсона должна была обеспечить удар на главном направлении путем одновременной атаки центра неприятельского флота. Против авангарда противника Нельсон не выделил никаких сил, так как, зная слабую подготовку франко-испанского флота, считал, что его центр и арьергард будут разбиты раньше, чем к ним на помощь придут корабли авангарда. Разработав в общих чертах план атаки и поставив перед младшим флагманом и командирами кораблей задачи, адмирал Нельсон предоставил им право действовать самостоятельно, исходя из конкретных условий. Таким образом, тактический замысел Нельсона был основан на принципе сосредоточения основных сил своего флота (27 линейных кораблей) против части сил франко-испанского флота (23 линейных корабля).


The Battle of Trafalgar von Clarkson Stanfield

Встреча противников произошла утром 21 октября на параллели мыса Трафальгар, в 10 милях от Кадиса. Франко-испанский флот шел на юг со скоростью 3-4 узла. Адмирал Вильнев, обнаружив на горизонте английскую эскадру, в 8 часов повернул на обратный курс, чтобы в случае неудачного исхода сражения иметь возможность укрыться в Кадисе. Поворот союзной эскадры продолжался около двух часов. Из-за слабого ветра и плохой подготовки командиров кораблей строй кильватерной колонны после поворота нарушился, и это в дальнейшем не позволило многим кораблям использовать свое оружие в бою.

В момент обнаружения франко-испанского флота английская эскадра шла в двух колоннах. Разгадав намерение Вильнева уклониться от сражений и укрыться в Кадисе, Нельсон принял решение немедленно атаковать противника, тем более что погода вполне благоприятствовала этому: дул слабый вест-норд-вест и с запада шла крупная океанская волна. Английские корабли, сближаясь с противником почти под прямым углом, шли более полным ветром, чем корабли союзников, которые к тому же принимали крупную океанскую волну бортом, что затрудняло управление кораблями и ведение прицельной стрельбы. В свою очередь, движение английских кораблей, сближавшихся с противником под курсовым углом, близким к 90 градусам, ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как они почти лишались возможности использовать свою артиллерию в период сближения, тогда как неприятель мог поражать их продольными залпами. Это было особенно опасно для флагманских кораблей "Виктори", на котором держал свой флаг Нельсон, и "Ройал-Соверен", где находился Коллингвуд, шедших в голове колонн. Только слабая артиллерийская подготовка союзных кораблей не позволила им воспользоваться своим благоприятным положением для нанесения эффективного удара по англичанам на этапе сближения.


Nelsons Flaggschiff "Victory" um 1900 in Portsmouth

В 12 часов Нельсон поднял сигнал начать сражение. Флагманский корабль Коллингвуда "Ройал-Соверен" первым сблизился с противником вплотную и около 12 часов 30 минут прорезал его строй под кормой 16 корабля с конца колонны. Вслед за ним со значительными интервалами по времени поочередно стали прорезать строй союзного арьергарда и остальные корабли его колонны. При прорезании строя английские корабли с дистанции нескольких десятков метров давали с обоих бортов продольные залпы, причиняя кораблям противника серьезные повреждения в корпусе и нанося большие потери в личном составе. Английские комендоры вели огонь по противнику примерно в три раза быстрее, чем союзники. Это, безусловно, сказалось на результатах боя, в котором решающую роль играла артиллерия. Но, несмотря на эти, казалось бы, благоприятные условия, намечавшееся планом сосредоточение превосходящих сил английского флота на направлении главного удара (15 кораблей против 12 союзного арьергарда) из-за просчета адмирала Коллингвуда в маневрировании не удалось. Вследствие ошибки в маневрировании 15 английским кораблям, действовавшим на главном направлении, пришлось вести бой с 16 союзными кораблями. Кроме того, англичане не смогли добиться и одновременности атаки. Их корабли вступали в бой поодиночке и с большими промежутками по времени, что ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как противник получал возможность сосредоточивать против них превосходящие силы. Однако союзники не использовали и этой возможности.

На фото - табличка на палубе HMS Victory (1765), обозначающая место, где упал смертельно раненный в Трафальгарской Битве Нельсон.
Автор фото - Matt Sellers, Birmingham, England

В 13 часов вступила в бой колонна Нельсона. Первым прорезал строй линейный корабль "Виктори", который шел за кормой флагманского корабля Вильнева "Бюсантор" и дал по нему продольный залп. Вслед за ним один за другим вступили в бой и остальные корабли колонны, давая продольные залпы по союзным кораблям. После прорезания строя флагманский корабль Нельсона подвергся ожесточенному артиллерийскому и ружейному обстрелу одновременно с нескольких кораблей противника, окруживших его. Во время боя адмирал Нельсон был смертельно ранен и умер еще до окончания боя. С этого момента боевые построения кораблей окончательно нарушились. Командиры по своему усмотрению выбирали корабли противника и вели с ними артиллерийский бой на предельно коротких дистанциях, исчисляемых десятками метров, а иногда несколькими метрами. В этих условиях превосходство английских комендоров и скорострельность артиллерии имели решающее значение для исхода сражения.

К 15 часам, когда бой достиг наибольшего напряжения, англичане успели ввести в действие только 14 кораблей против 23 кораблей противника. Несмотря на то, что англичане к этому времени добились известного успеха, захватив в плен несколько союзных кораблей, все же положение их было трудным. Многие английские корабли получили настолько серьезные повреждения, что уже не могли продолжать бой. Если бы авангард союзной эскадры вовремя пришел на помощь своему центру, а арьергард, где в основном находились испанские корабли, проявил бы больше упорства и настойчивости в достижении поставленной цели, то неизвестно, как бы закончилось сражение. Но этого не произошло. Авангард союзного флота, несмотря на неоднократные сигналы Вильнева повернуть на обратный курс и идти на помощь центру, фактически не выполнил этого приказания и подошел к месту боя с частью своих кораблей уже после того, как исход сражения был решен в пользу англичан. Одиннадцать кораблей арьергарда союзного флота, воспользовавшись ошибкой Коллингвуда, направившегося со своими кораблями навстречу приближающемуся с севера авангарду противника, вышли из окружения и вместо оказания помощи своему центру ушли в Кадис.

HMS Victory being towed into Gibraltar by HMS Neptune after the battle of Trafalgar

К 17 часам 30 минутам сражение закончилось полной победой англичан. Союзники потеряли 18 кораблей (из них 1 был уничтожен и 17 взято в плен) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли до 2 тысяч человек, а их корабли были настолько повреждены, что не смогли привести в свои базы захваченные в плен союзные корабли. Некоторые из них затонули, а другие на следующий день были отбиты французами.

Победа английского флота в Трафальгарском сражении объясняется следующими основными причинами. Англичане имели хорошо подготовленные экипажи, особенно комендоров; во главе флота стоял опытный и энергичный командующий, который хорошо знал слабые стороны франко-испанского флота и умело использовал их для достижения победы; разработанный им план сражения основывался на применении новых, более решительных способов атаки и тактических приемов использования корабельной артиллерии; командиры кораблей пользовались в бою широкой инициативой.

Трафальгарское сражение является одним из крупнейших боев западноевропейских флотов периода парусного флота. Однако это сражение не оказало существенного влияния на изменение обстановки и планов войны Наполеона.

Журнал "Вокруг света"
рубрика "Хронограф"
Использованы материалы книги: "Сто великий битв", М. "Вече", 2002
www.hrono.ru
редактор Вячеслав Румянцев

Это морское сражение у берегов Испании оказалось решающим для судеб Европы. В случае победы франко-испанских морских сил Франция лишила бы Англию ее основного оружия защиты – флота, и тогда высадка наполеоновских войск на остров была бы предрешена, как, возможно, и судьба Великобритании. После же поражения у Трафальгара Наполеон отказался от планов десанта и сосредоточился на сухопутном театре военных действий – там, где ему не было равных. В дальнейшей перспективе было намерение ударить по Индии – главной колонии англичан – с суши, о чем Наполеон уже было договорился с русским царем Павлом в 1800 г. Планы завоевателя мира поломал английский вице-адмирал Горацио Нельсон – яркая личность, опытный и талантливый флотоводец. Он сумел подстеречь франко-испанский флот, когда он по приказу Наполеона вышел из порта Кадис с целью пройти в Средиземное море и соединиться там с кораблями, находившими в Тулоне и в испанских портах. Корабли союзников под командой адмирала Вильнёва имели численное превосходство над англичанами и шли кильватерной колонной курсом на юг, к Гибралтару. Недалеко от мыса Трафальгар Нельсон увидел вражеские суда. Английский флот, не перестраиваясь в линейную боевую колонну, двинулся двумя колоннами на сближение с кораблями союзников с запада перпендикулярно их движению. В мировую военно-морскую историю навсегда вошел мужественный флажный приказ Нельсона, вывешенный на его флагмане – корабле «Виктори»: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Вильнёв, заметив маневр англичан, решил вернуться в Кадис, его корабли сделали поворот «все вдруг» на 180 градусов фордевинд (т. е. с попутным ветром) и пошли обратно, но при этом сбили строй и замешкались, опасаясь столкновения друг с другом. Корабли Нельсона «взрезали» колонну Вильнёва, вклиниваясь между идущими на север кораблями противника и ведя огонь двумя бортами. Канониры англичан были подготовлены лучше французов и испанцев – на каждый выстрел пушки противника они отвечали тремя выстрелами, причем били преимущественно по нижним палубам, подавляя расчеты тяжелых пушек. Затем «Виктори» вступил в абордажную схватку с флагманом французов. В этот момент стрелок с марса французского корабля заметил блестящий парадный мундир и ордена Нельсона и смертельно ранил его. Тем временем Вильнёв спустил флаг и сдался противнику. Строй везде поломался, начались сражения кораблей один на один, причем 11 кораблей арьергарда союзников не стали ввязываться в бой и прошли мимо бьющихся с англичанами товарищей в Кадис, бросив их на произвол судьбы. В итоге результат сражения был невероятный: союзники потеряли один потопленный противником корабль, а 17 (!) сдались англичанам, которые, в свою очередь, не потеряли ни одного корабля. Потери в людях тоже были в их пользу: 2 тыс. человек против 7 тыс. у союзников. Но зато англичане потеряли адмирала Нельсона, который один стоил целых флотов: он умер еще до конца сражения. «Виктори» был в ужасном состоянии и пошел на ремонт в Гибралтар, а тело великого адмирала положили в бочку с ромом (по другой версии – с бренди), где оно и пролежало до возвращения в Англию.

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги Описание примечательных кораблекрушений, претерпенных русскими мореплавателями автора Головнин Василий Михайлович

Крушение военного брига «Диспач» (под начальством капитан-лейтенанта Касливцова) у берегов острова Рюгена в ночь с 5 на 6 октября 1805 года Контр-адмирал Сарычев летом 1805 года начальствовал небольшой эскадрой, которая плавала в Балтийском море для окончания

Из книги Всемирная история. Том 4. Новейшая история автора Йегер Оскар

Из книги Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор автора Мощанский Илья Борисович

Из книги Неизвестная война автора Мощанский Илья Борисович

Танковая битва у Эль-Аламейна (23 октября - 27 ноября 1942 года) Танковое сражение в районе Эль-Аламейна стало крупнейшей операцией подобного рода, проведенной в течение Второй мировой войны вне советско-германского фронта. На пустынных просторах Северной Африки

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

№ 10 Программа партии "Союз 17 октября" Воззвание "Союза 17 октября" Высочайший манифест 17 октября 1905 года, являющийся дальнейшим развитием закона 6 августа 1905 года о Государственной Думе, приобщает народ русский к деятельному участию, в согласии с Царем, в государственном

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА Уильям Тернер. Трафальгарская битваС начала Великой французской революции одной из основных противниц Франции была Великобритания. Здесь не столько переживали по поводу судьбы французского короля, сколько боялись торгового, промышленного,

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Наступление ислама и битва при Пуатье (25 октября 732 года) Именно вторжение Ислама послужило Карму поводом для похода в Аквитанию, который не удалось осуществить его отцу. Следует напомнить, что в 507 году в результате битвы при Вуйе франки распространили свое господство на

Из книги Испытание огнем автора Мощанский Илья Борисович

Битва за Балканы Боевые действия в Южной Европе 28 октября 1940 года - 1 июня 1941 года Из всех южноевропейских стран только Греция и Югославия посмели сопротивляться германо-итальянскому нашествию. Силы противоборствующих сторон были неравны, однако подвиг солдат «малых»

Из книги Русь меж двух огней – против Батыя и «псов-рыцарей» автора Елисеев Михаил Борисович

Битва за Чернигов 18 октября 1239 г. Слыша же Мстислав Глебович нападение иноплеменных на град и приде на ня с своим воем, бившеся им крепко, лют бо бе бой у Чернигова. Пискаревский летописец В этой главе будет рассказано о событии, которое, на мой взгляд, явилось центральным

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1813, 16–19 октября Битва народов под Лейпцигом Эта битва решила судьбу Германии и привела к тому, что французы были вынуждены отступить во Францию. После провального похода в Москву Наполеон быстро оправился, создал две армии и, несмотря на переход Пруссии на сторону

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Битва при Лепанто 7 октября 1571 г. Дон-Хуан Австрийский с испанской эскадрой прибыл, наконец, 24 августа в Мессину, где Вениеро и Колонна давно его ожидали. Вскоре отношения между честолюбивым и вспыльчивым главнокомандующим, опыт которого в морском деле был еще очень,

Из книги Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812 автора Мэхэн Алфред

Глава XVI. Трафальгарская кампания (окончание) – Изменения в плане Наполеона – Движения флотов – Война с Австрией и Аустерлицкая битва – Трафальгарская битва – Существенная перемена в политике Наполеона, вынужденная результатом морской кампании За объявлением войны

Из книги Два ракурса времени в истории Ричарда III автора Стратиевская Вера Израилевна

50-8. Битва при Ладфорд Бридж (12 октября 1459 года) Ещё большие неприятности обрушились на графа Солсбери через месяц, когда после победы при Блор - Хите, объединив свои силы с основными войсками йоркистов, он вышел из Ладлоу и направился в Вустер. Здесь, по пути следования,

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1805 Начато строительство…

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Дева Мария и римлянка Вергиния Куликовская битва описана как Вторая Латинская война Рима и как битва при Клузии (Битва Дмитрия Донского с Мамаем отразилась в Библии как борьба Давида с Авессаломом, а у Ливия - как война Тита Манлия с Латинами) Еще раз вернемся к

21 октября 1805 года на Атлантическом побережье Испании у мыса Трафальгар около города Кадис произошло историческое морское сражение между британскими и франко-испанскими морскими силами. В ходе восьмичасового боя британская эскадра адмирала Горацио Нельсона, не потеряв ни одного корабля, полностью разгромила союзный флот, уничтожив и захватив половину его судов. В этом сражении сам Нельсон погиб.

В 1805 году ведущей сухопутной силой в Европе являлась армия французской империи во главе с Наполеоном. А на море главной силой был английский королевский военный флот, который и ввел во Франции морскую блокаду, влияющую на ее торговлю и мобилизацию морских сил. Несмотря на несколько достаточно удачных походов, французам не удавалось окончательно прорвать блокаду. И тогда Наполеон перешел на ту же политику, основав континентальную блокаду, воспрещающую всем зависимым от него странам торговать с Великобританией. Это, в свою очередь, нарушило связь Британских островов с Европой.

Не ограничиваясь своими планами по захвату английских колоний, Наполеон намеревался высадиться крупным десантом на территории Туманного Альбиона, а подготовку к этой операции назвал «булонской экспедицией». Собственно это и стало причиной Трафальгарского сражения. Английская эскадра адмирала Нельсона заблокировала франко-испанский флот в гавани Кадиса. Французский адмирал Вильнев получил от Наполеона приказ прорвать окружение и вырваться в воды Средиземного моря для воссоединения с находящимся там силами.

Английская эскадра насчитывала 27 линкоров и 4 фрегата, в составе франко-испанского флота было 33 линкора и 5 фрегатов. Вильнев, используя традиционную тактику, выстроил корабли в линию. Нельсон же применил революционный прием - построил эскадру в две колонны, которые используя попутный ветер, ринулись на малоподвижные корабли противника.

Первый залп этой битвы раздался в 11 часов, а в 17.30 сражение завершилось полным разгромом союзного флота. В результате битвы Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время, как Великобритания - ни одного. Победа британцев была омрачена гибелью их адмирала: 47-летний Нельсон, чьи личная отвага и искусство флотоводца сыграли решающую роль в сражении, был смертельно ранен на своем флагманском корабле «Victory» - мушкетная пуля раздробила ему позвоночник. Французский же адмирал Шарль Вильнёв попал в плен.

Трафальгарский триумф принес Англии более столетия безраздельного мирового господства на морях. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.

Сегодня в Великобритании День Трафальгарского сражения является государственным торжеством - в его честь ежегодно проходят праздничные мероприятия.

Начало XIX века в Европе проходило под знаком наполеоновских войн. Революционная Франция, отразив атаки контрреволюционеров всех мастей, сменила установившийся было республиканский строй на диктатуру, а затем и на новую монархию под властью Наполеона Бонапарта .

Новоявленная Французская империя теперь уже сама выступала в роли захватчика, намеренного перекроить карту мира по своему вкусу.

Для того, чтобы утвердить господство в Европе, Франции требовалось нейтрализовать своего давнего заклятого противника — Англию.

К 1805 году Наполеоном был полностью разработан план вторжения на Британские острова. Согласно ему, готовились две волны десанта. В первой 1700 барж должны были перевезти 113 тысяч человек и 5600 лошадей. Во второй к ним должны были присоединиться 48 тысяч солдат и 3400 лошадей, для перевозки которых были подготовлены 590 барж.

Армия, уже получившая наименование «Английской», готовилась к форсированию Ла-Манша в специально созданном Булонском лагере. Наполеон несколько раз посещал войска, чтобы проверить их состояние и укрепить моральный дух бойцов.

Плохой командующий неважного флота

К форсированию Ла-Манша было всё готово. Однако осуществить эту операцию мешал английский флот, стороживший пролив.

Военный флот был главной надеждой и опорой Британской империи, и для осуществления планов вторжения Франции необходимо было если не разгромить его, то хотя бы вынудить ослабить своё присутствие в районе Ла-Манша.

Проблема заключалась в том, что французский флот серьёзно пострадал в период революции. Костяк его офицерского состава составляли выходцы из аристократических семей, которые в массе своей либо погибли, либо вынуждены были бежать из страны.

Командующим французским флотом являлся адмирал Пьер-Шарль Вильнёв , также выходец из аристократов, пострадавший за происхождение, но избежавший худшего. За плечами у него было поражение от англичан в битве при Абукире, что не настраивало на оптимистический лад, но флотоводца лучше у Наполеона не было.

Французский император отдавал себе отчёт, что его флот не чета британскому, и поэтому ставил перед ним вспомогательные задачи. В марте 1805 года адмирал Вильнёв получил приказ от Наполеона совершить поход в район Карибского моря. Расчёт был на то, что англичане, встревоженные судьбой своих колоний, отправят основные силы своего флота вслед за Вильнёвом и тем самым позволят форсировать Ла-Манш.

Карибский поход Вильнёва. Март - октябрь 1805 года. Источник: Public Domain

Боевой поход под угрозой отставки

Англичане, однако, замыслы противника разгадали и продолжали держать корабли у Ла-Манша.

Французский император потребовал, чтобы Вильнёв повёл свои корабли к Ла-Маншу, чтобы сделать ещё одну попытку отвлечения британского флота.

Адмирал Вильнёв же, ссылаясь на болезни и плохое состояние кораблей, привёл эскадру в испанский Кадис, где встал на якорь для ремонта. Французов сопровождали союзные испанские корабли.

Стоянка в Кадисе растянулась на два месяца, чем воспользовались англичане. Британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона организовал блокаду Кадиса, лишив противника возможности манёвра.

17 сентября 1805 года Наполеон послал Вильнёву приказ со всем союзным флотом сняться с якоря, идти к Картахене, чтобы там соединиться с испанским контр-адмиралом Сальседо , а оттуда — к Неаполю, чтобы высадить там войска, находящиеся при его эскадре, в подкрепление генералу Сен-Сиру , который должен был с севера вторгнуться в Неаполитанское королевство.

Адмирал Вильнёв медлил, считая, что столкновение с англичанами обернётся катастрофой. Его поддерживал испанский командующий Антонио де Эсканьо , полагавший, что франко-испанским силам следует укреплять оборону Кадиса, а не идти на прорыв.

Во второй половине октября адмирал Вильнёв узнал, что потерявший терпение император готовит ему замену, и отдал приказ эскадре выйти в море. 19 октября 1805 года франко-испанские силы вышли из Кадиса навстречу англичанам.

Источник: www.globallookpress.com

Английский план

В распоряжении союзного флота было 18 французских и 15 испанских линейных кораблей против 27 английских. Перевес этот, однако, был нивелирован нерешительностью адмирала Вильнёва.

У французского командующего не было никакого чёткого плана сражения. После Абукира Вильнёв, кажется, уверовал в английскую непобедимость и не верил в возможность благополучного исхода боя.

Горацио Нельсон был человеком решительным и деятельным. К столкновению с противником он подошёл с тщательно продуманным планом действий. Отказавшись от классической на тот момент линейной тактики морского боя, Нельсон намеревался атаковать противника из походного порядка без перестроения в боевой с кратчайшей дистанции путём прорезания его строя и нанесения главного удара по флагманским кораблям. В соответствии с этим планом, Нельсон построил свой флот в две колонны. Первой колонной, состоявшей из 15 линейных кораблей, командовал младший флагман Коллингвуд , второй, насчитывавшей 12 линейных кораблей, — сам Нельсон. Согласно плану, главный удар по противнику должна была нанести колонна адмирала Коллингвуда; ей предстояло прорезать строй франко-испанского флота между 12-м и 13-м кораблями с конца, окружить отрезанные корабли арьергарда, а затем уничтожить их или пленить.

Риск — благородное дело

Около 5:30 утра 21 октября 1805 года примерно в 10 милях от мыса Трафальгар французские сигнальщики увидели приближающуюся с запада английскую эскадру. Адмирал Вильнёв снова заколебался. В конце концов, он отдал приказ лечь на обратный курс, чтобы в случае неудачного исхода сражения иметь возможность укрыться в Кадисе. Поворот союзной эскадры продолжался около двух часов. Из-за слабого ветра и плохой подготовки командиров кораблей строй кильватерной колонны после поворота нарушился, и это в дальнейшем не позволило многим кораблям использовать своё оружие в бою.

Нельсон, обнаружив противника, понял намерения Вильнёва и приказал немедленно начать атаку. Ветер и океанская волна в этих условиях выступали за англичан. В то же время движение английских кораблей, сближавшихся с противником под курсовым углом, близким к 90 градусам, ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как они почти лишались возможности использовать свою артиллерию в период сближения, тогда как неприятель мог поражать их продольными залпами.

Горацио Нельсон шёл на этот риск сознательно. Зная о неважном уровне подготовки французских военных моряков, он был уверен, что огонь пушек противника не нанесёт существенного ущерба.

Источник: www.globallookpress.com

Пуля для адмирала

Сражение началось около полудня. Первая колонна английских кораблей прорезала строй французов и испанцев. Англичане с нескольких десятков метров давали с обоих бортов продольные залпы, причиняя кораблям противника серьёзные повреждения в корпусе и нанося большие потери в личном составе. Английские комендоры вели огонь по противнику примерно в три раза быстрее, чем союзники.

Замысел Нельсона тем не менее едва не погубил адмирал Коллингвуд. Ошибка в маневрировании вынудила 15 английских кораблей драться с 16 кораблями противника, в то время как Нельсон рассчитывал, что на главном направлении у англичан будет перевес «15 против 12». К тому же атака получилась неодновременной — корабли англичан вступали в бой с продолжительными интервалами, что давало французам возможность использовать свой численный перевес. Однако нерешительность Вильнёва и плохая подготовка французских командиров привела к тому, что шансы эти были упущены.

В час дня в бой вступила колонна Нельсона. На флагманский корабль английского адмирала «Виктори», шедший первым, обрушился мощный артиллерийский и ружейный огонь.

Одна из пуль с французского корабля пробила золотой эполет адмирала Нельсона, прошла через плечо, раздробила позвоночник и вошла в лёгкое, наполнив его кровью. Ранение оказалось смертельным — английский главнокомандующий умер ещё до окончания битвы.

Источник: www.globallookpress.com

«Милорд, этот день за вами»

Смертельное ранение Нельсона окончательно перевело сражение в схватки отдельных кораблей друг с другом. Здесь на первый план вышла лучшая выучка английских моряков.

Около двух часов дня флагманский корабль адмирала Вильнёва спустил флаг и сдался в плен. Ещё несколько кораблей французов и испанцев были настолько серьёзно повреждены, что не могли продолжать сражение.

Многие английские корабли также были серьёзно повреждены, однако в действиях британцев было больше упорства, решительности и профессионализма.

Адмирал Нельсон скончался около четырёх часов дня. Перед смертью один из офицеров доложил ему: «Милорд, этот день за вами», — давая понять, что свою последнюю битву флотоводец выиграл.

В отличие от Вильнёва, испанский адмирал Федерико Гравина , возглавлявший аръергард союзников, флага не спустил. Он продолжал руководить боем, даже когда его руку раздробила картечь. Именно адмирал Гравина сумел вывести уцелевшие корабли союзников из боя и укрыться с ними в Кадисе, избежав английского преследования.

Личное мужество Гравины не могло изменить общий итог битвы, которая прекратилась примерно в половине шестого вечера. Союзники потеряли 18 кораблей (из них 1 был уничтожен и 17 взято в плен) и, по разным данным, от 7 до 14 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли до 2 тысяч человек убитыми и ранеными, а их корабли были настолько повреждены, что не смогли привести в свои базы захваченные в плен союзные корабли. Некоторые из них затонули, а другие на следующий день были отбиты французами.

Рождение «адмиральской крови»

Разница заключалась в том, что потери английского флота были восполнимы, в то время как для франко-испанских сил поражение при Трафальгаре стало полной катастрофой.

Поражение в Трафальгарской битве заставило Наполеона отказаться от планов вторжения в Англию и снова переключиться на своих противников в континентальной Европе. Британская империя была спасена.

Главный герой битвы Горацио Нельсон был похоронен в Лондоне в соборе Святого Павла 9 января 1806 года. Флагманский корабль «Виктори» получил настолько серьёзные повреждения, что в течение долгого времени ремонтировался в Гибралтаре. Всё это время тело погибшего Нельсона ради сохранности держали в бочке с бренди.

По легенде, охочие до спиртного английские моряки не брезговали тайком цедить алкоголь из бочки, где находилось тело Нельсона. Возможно, это всего лишь миф, однако с той поры ром, выдаваемый на кораблях английским морякам, получил неофициальное наименование «адмиральская кровь».

Есть и ещё одна известная легенда о Трафальгарском сражении. Согласно ей, перед началом битвы Нельсон поднял на флагмане флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». Эта фраза стала крылатой в Британии, однако скептики настаивают, что никаких доказательств ей нет, а сигнал, поднятый адмиралом, гласил обычное в таких случаях «Следовать за мной».

Одним почести, другим позор

На долю проигравших, разумеется, не выпало славы, доставшейся Нельсону. Адмирал Федерико Гравина, чьё мужество позволило испанцам и французам сохранить честь, так и не пережил последствий тяжёлого ранения, полученного при Трафальгаре, и умер в марте 1806 года.

Адмирал Вильнёв находился в английском плену до апреля 1806 года и был отпущен под честное слово, что не будет более воевать против Британской империи.

Понимая все последствия поражения при Трафальгаре, французский адмирал не перенёс ожидания решения своей участи императором. 22 апреля его тело было найдено в одной из комнат постоялого двора, где он остановился в ожидании приказов Наполеона. Полиция сообщила, что Вильнёв покончил с собой.

Победа в Трафальгарском сражении и поныне почитается в Великобритании как один из самых выдающихся военных триумфов в истории страны.

В день 204-летия битвы, 21 октября 2009 года, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении при Трафальгаре. При начальной заявленной цене в 14 000 фунтов флаг был продан за 384 000 фунтов.



просмотров