Японский художник хокусай картины. Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Ранние годы Хокусая Кацусико

Японский художник хокусай картины. Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Ранние годы Хокусая Кацусико

Кацусика Хокусай — великий японский художник, непревзойдённый мастер укиё-э. Родился в Эдо (Токио) в 1760 году. Занимался иллюстрацией, гравюрой, ксилографией. Наиболее известен серией своих работ «100 видов горы Фудзи », которые считаются шедеврами мирового значения.

Кацусика Хокусай за свою жизнь сменил более 30 псевдонимов. Знатоки искусства этого художника используют эти псевдонимы для обозначения разных этапов творчества художника. Настоящее имя — Токитаро. В детстве и юношеские годы, когда Кацусика стал увлекаться изобразительным искусством, на него оказали влияние такие граверы как Харунобу, Кацугава Сюнсё и Утагава Тоёхару. Его первым учителем стал художник в стиле Кацукава Сюнсё. Не смотря на то, что в этой стилистике он стал очень известен, ему всегда недоставало свободы самовыражения. Именно стремление создать нечто новое послужило тому, что Кацусика Хокусай, на основе различных школ японской живописи, а также приёмов европейской перспективы, разработал новый стиль — Суримоно, который стал очень популярен в Японии и за её пределами.

Считается, что Кацусика Хокусай оказал огромное влияние на всё мировое искусство, в особенности на европейское искусство 19 века. Искусство Хокусая оказало большое влияние на развитие таких жанров, как Ар-Нуво и французский импрессионизм. Великий японский художник умер 10 мая 1849 года. Его работа стала бесценным достоянием всего мирового искусства. Кацусика Хокусай вошёл в историю как гениальный мастер изобразительных искусств, чьими работами до сих пор восхищаются люди на всей планете и вдохновляются художники всего мира.

Интересуетесь техникой для активного отдыха? Отличным выбором для вас станет интернет-магазин мототехники «Актив-Мото». Мотоциклы, квадроциклы, снегоходы, лодки и многое другое.

Большая волна в Канагава

Вид на Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава

Внезапный дождь под горой

Водяная мельница в Ондене

Горный перевал Инуме, Косю

Ёсида в Токайдо

Кадзикадзава в Косю

Канал Усибори в провинции Хитачи

Местность Умэдзава в Сосю

Кацусика Хокусай - один из самых широко известных японских художников, прославившийся главным образом в искусстве графики, но оставивший богатейшее наследие также в живописи, рисунке, иллюстрации книг. Он был писателем и поэтом, постоянно интересовался научными достижениями своего времени, был неутомимым путешественником.

Но самое главное состоит в том, что Хокусай был художником-философом, и все, что открывалось его проницательному взору и фиксировалось на бумаге его кистью, осмыслялось им с точки зрения всеобщих законов мироздания, вечной и постоянно изменчивой жизни. Его интересовало многообразие явлений, их внутренние взаимосвязи, подчиненность закономерностям общего порядка. Он не просто старался запечатлеть то, что видел, но постоянно размышлял над виденным, будь то сценки городской жизни, зарисованные им то с лирической, то с гротескной точки зрения, или природа с ее сменой времен года, погоды, освещения. Все было для него частью живой жизни.

Хокусай жил в сложную, противоречивую эпоху, на переломе от позднего Средневековья к Новому времени, что отразилось в необычайном многообразии его творчества, в значительности и непреходящей ценности его художественных открытий.

В японском искусстве конца XVII - начала XVIII века ярко обозначились две основные тенденции. Одна была направлена на сохранение прежних, имевших многовековую историю традиций, сложившихся в период господства феодального сословия. Другая, зародившаяся еще на рубеже XVI и XVII веков, была связана с появлением на исторической сцене нового городского сословия, которое постепенно вырабатывало собственные формы культуры, отвечавшие их запросам и идеалам. Лишенное политических и социальных привилегий, городское сословие направило свою энергию в сферу культуры, частично используя традиции феодального периода, но создавая и принципиально новые ее формы: проникнутый народным духом театр Кабуки, повести с сюжетами из городской жизни, поэзия трехстиший - хайку, гравюра на дереве - укиё-э.

Хокусай происходил из семьи ремесленника в Эдо (современный Токио), в детстве увлекался рисованием, а с тринадцати лет стал учиться искусству гравюры. Особенно большое влияние на его творческую судьбу оказало пребывание в мастерской известного художника Кацукава Сюнсе, где он пробыл с 1778 по 1795 год.

Гравюра стала самой плодотворной сферой деятельности Хокусая. Большой период его творчества после ухода из мастерской Сюнсе (около 1797 по 1810 год) был посвящен работе над особым видом гравюр - суримоно, издававшихся в виде поздравительных открыток, часто с благопожеланиями - фигурами богов счастья и богатства, растениями и животными, вызывавшими такие же ассоциации. Однако Хокусай скоро вышел за пределы традиционных сюжетов и стал изображать сценки из городской жизни, нередко сопровождая их стихотворными шутливыми и остроумными надписями, а также цветы, птиц, насекомых. Работая на малом пространстве открытки-суримоно, Хокусай добивался точности композиции, цветовых соотношений, красоты конкретных простых вещей и их сочетаний.

В 1814 году Хокусай выпустил первую книгу своего многотомного труда Манга, задуманного как пособие для художников. На протяжении многих лет он издал 15 томов Манга, где содержались рисунки с самыми разнообразными сюжетами - от пейзажей и зарисовок природных мотивов до сцен из городской жизни, физиономий людей с самыми разными выражениями, фигур борцов и танцоров, персонажей исторических хроник, мифов и легенд.

Не удивительно, что точность поз и движений, переданных часто лишь одной выразительной линией, поразили европейских художников, когда они в середине XIX века впервые увидели эти альбомы Хокусая.

Двадцатые и тридцатые годы XIX века - период расцвета творчества Хокусая, когда им были созданы серии больших станковых гравюр как результат длительных путешествий по стране. Это "Виды замечательных мостов различных провинций" (1827-1830), "Путешествие по водопадам различных провинций" (1827-1833), "Поэты Китая и Японии" (1830), "Тридцать шесть видов Фудзи" (1823-1829), "Сто видов Фудзи" (1834-1835). Побывав во всех концах страны, Хокусай открыл новую красоту Японии, которую как будто не замечали до него другие художники, хотя пейзажный жанр в гравюре не был его открытием. Известно, что пейзажные серии создавали Хиросиге, Кунисада, Куниеси и другие мастера.

Однако в своих пейзажах, как и в рисунках Манга, Хокусай отказался от разделения мотивов на достойные внимания и недостойные, на красивые и некрасивые. В природе все представлялось ему прекрасным - и величественный горный хребет, и улитка на пожелтевшем листе.

Если в пейзажах, исполнявшихся мастерами монохромной живописи суйбокуга, главными были размышления о мироздании, о сущности Природы-Космоса, то в работах Хокусая с изображением конкретных мест и их особенностей - горных ущелий и водопадов в определенных провинциях, морских бухт, лесистых склонов холмов - отражался взгляд простого человека, воспринимавшего природу как естественное окружение его жизни. Недаром пейзажи Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», считающейся одним из шедевров мастера, населены людьми, занятыми своими обыденными делами: это бочары и пильщики бревен, рыбаки и путники с тяжелой поклажей. Тут пейзаж и жанр оказываются слитыми, составляя единство, где человек соразмерен природе. Именно в таком органичном единстве человека с природным миром заключена высокая философская мысль художника. Она получает здесь особенно большую значительность и даже символический смысл повторяющимся на каждом листе гравюры силуэтом горы Фудзи. Эту гору как священный символ страны и одновременно как идеальный образ красоты изображали многие художники до Хокусая и его современники.

Для Хокусая это тоже национальная святыня, и именно поэтому он хотел показать ее из разных мест и с разных точек зрения, в различное время года: то чуть видной за островом Цукуба, то наблюдаемой при закате у моста Регоку путниками на переправе, то как будто всплывающую среди бушующих волн океана. Только один лист этой серии, названный мастером "Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)" лишен присутствия человека, и гора выступает во всей своей неповторимой красоте и символической значительности. Этот образ стал центральным в серии, обобщенным выражением мировосприятия художника, понимания им задач искусства и красоты как выражения истины, что было национальной особенностью японской культуры на протяжении веков.

Новаторство Хокусая не только в том, что он освоил некоторые приемы европейского искусства, ставшие известными в Японии. Его художественное открытие - в новом взгляде на мир и место в нем человека со всей сферой его чувств и его созидательной деятельностью. Хокусай увидел жизнь как единый процесс, где все взаимосвязано - природа, человек и все им создаваемое. В этом он опережал свое время, открывая еще неведомые пути развития японского искусства.

Надежда Виноградова

Общее представление о Хокусае Кацусике

Хокусай Кацусика (葛飾北斎) (прибл. 31 октября 1760 - 10 мая 1849) - художник укиё-э (японской гравюры на дереве), расцвет творчества которого пришёлся на период Эдо. Он является характерной фигурой позднего периода Эдо и эпох Бунка и Бунсэй (Культуры Касэй).

Кодзикисава, провинция Каи, Кацусика Хокусай 1831, 24.6×36.8 см

Его главными работами были «Fugaku sanju rokkei» («Тридцать шесть видов горы Фудзи») и «Hokusai Manga» («Манга Хокусая»), и во всем мире был знаменит как художник.

Хокусай рисовал синрабансё (всё в природе, всё мироздание) и многое другое, и за всю свою жизнь опубликовал более 30,000 работ. Он был выдающимся не только с точки зрения его ксилографий, но и в оригинальных рисунках.

Кроме того, он сделал большой вклад в распространение техники живописи и образования для обычных людей за счёт введения новшеств в йомихон (книги для чтения) и саси-э (иллюстрация), публикуя много иллюстрированных книг, например «Мангу Хокусая» и показывая свои способности в изображении форм волосяными кистями.

Он основал школу Кацусики, а позже оказал влияние не только на западных художников-импрессионистов, таких как Винсент ван Гог, но и ремесленников и музыкантов. Его великие достижения высоко ценятся, особенно за рубежом. Он был единственным японцем, который в 1999 году вошёл в список журнала Life «100 людей мира, которые сделали одно из самых важных достижений за последние 1000 лет».

Сумо , Кацусика Хокусай 1806, 39.7×50.6 см

Биография и этапы становления:

Хокусай Кацусика родился приблизительно 31 октября 1760 года в семье Садаёси (定義), бедного фермера, в провинции Хондзё Варигесуи (Honjo Warigesui), район Кацусика, провинция Мусаси (Хондзё Варигесуи в Эдо, теперь часть современного района Сумида в Токио). В детстве его имя было Токитаро. Позже он поменял его на Тецудзо.

  • В 1764 году Хокусая усыновил Исе Накадзима, художника бронзовых зеркал (докё) официального дела сёгуната, но позже Накадзима передал семейное имение своему настоящему сыну, поэтому Хокусай покинул семью. Впоследствии он испытал трудности в качестве помощника книго-прокатного магазина и ученика скульптора ксилографических клише и, таким образом, вернулся в свой семейный дом.
  • В 1778 год он стал учеником Сюнсё Кацукавы, художника укиё-э. Он изучил такие методы живописи, как школа Кано, живопись кара-э и западная живопись, и рисовал много пейзажей укиё-э. Примерно в это время он использовал го (прозвище) «Сюнро», которое происходило из имени его учителя Сюнсё и его другого го, Кёкуросэй.
  • В 1779 год Хокусая выгнали от школы Кацукавы. Говорят, что это произошло из-за того, что он имел разногласия с Харуёси, самым старшим учеником, или потому, что тайно изучил манеру школы Кано, но правда не известна.
  • В 1795 году он использовал го «Хокусай Сори».
  • В 1798 году он дал го «Сори» своему ученику Содзи и начал использовать го «Хокусай», «Како» и «Токимаса».
  • В 1802 году Хокусай начал публикацию кёка (комической танка), книги с картинками Ehon Azuma Asobi.
  • В 1805 году он начал использовать го «Хокусай Кацусика».
  • В 1810 году он использовал го «Тайто».
  • В 1814 году он опубликовал первое издание «Манги Хокусая».
  • В 1820 году он использовал го «Иицу». В 1823 году он приступил к созданию первого издания «Fugaku sanju rokkei» («Тридцать шесть видов горы Фудзи»), начал публиковать его в 1831 году и заключил в 1833 году.
  • В 1834 году Хокусай использовал го «Гакё Родзин» и «Мандзи». Он начал создавать «Fugaku hyakkei» («Сто видов Фудзи»).
  • В 1844 году он отправился в Обусе, округ Такаи, провинцию Синано, и пробыл там до 1848 года. Он рисовал «Angry Waves» («Бушующие волны») и т. д. (оригинальный рисунок находится в Обусе в Синсю).
  • 10 мая 1849 года он умер во временном доме в стенах храма Хендзо-дзи (ответвление храма Сенсо-дзи), который находился в Асакуса Шотен-тё в Эдо. На момент смерти ему было 90 лет. Его посмертное хайку (японское стихотворение) было таким: «Мне интересно побывать на летних полях, чтобы развлечься как душа; (人魂で 行く気散じや 夏野原) (Я смогу стать истинным эдакуми [художником])».

Тридцать изменений «го» (прозвища) художника

Он часто менял своё го, 30 раз за всю свою жизнь.

Го, которые он использовал были: «Сюнро», «Хокусай», «Сори», «Како», «Какёдзин», «Тайто», «Иицу», «Какёродзин», «Мандзи» и другие, а также их комбинации.

Го «Хокусай», которое хорошо известно сегодня, было сокращением от го «Хокусай Токимаса». Его он взял после того, как начал верить в Хокутацу Мёкен Босацу в секте Нитирэн, которые обожествляли Полярную звезду и семь звёзд Северного ковша.

Причина, по которой это имя было распространено по сравнению с другими, заключалось в том, что оно использовалось в таком стиле, как Hokusai arateme Iitsu (Иицу, ранее Хокусай) или Hokusai arateme Taito (Хокусай, ранее Тайто).

Кроме того, некоторые люди говорят, что причина, по которой он часто менял своё го, заключался в том, что это был один из способов получить доход, необходимый для передачи го его ученикам.

Японские призраки , Кацусика Хокусай 1801, 16.9×30.6 см

Девяносто три переселения в его жизни

Также хорошо известно, что Хокусай очень часто переезжал, что как говорили, было 93 раза.

Говорят, что однажды за день он переехал три раза. Это произошло потому, что он и его дочь Ои (Ои Кацусика), которая развелась и жила с отцом Хокусаем, посвятили себя исключительно живописи, таким образом, они переезжали, когда их комнаты становились грязными или в диком беспорядке.

Наконец, после девяносто третьего переселения, когда он переехал в арендованный дом, в котором он жил ранее, дом остался в диком беспорядке, как и в прошлом. Говорят, что после этого он перестал переезжать.

Разумеется, его питание также было в беспорядке. Говорят, что причина, по которой он достиг долголетия в 90 лет, заключалась в том, что он ежедневно ел большеголовую рыбу-молот.

Клест и чертополох , Кацусика Хокусай 1834, 46.9×36.1 см

Художник-иллюстратор

Помимо работы в укиё-э Хокусай процветал как художник иллюстраций.

Он нарисовал много саси-э для гесаку (литературное произведение в игривой, насмешливой, шутливой, дурачливой или легкомысленной манере), таких как кибёси (иллюстрированная книга популярной фантастики, обложка которой имела жёлтый цвет), сяребон (непристойный роман) и йомихон. Однако, поскольку он не придерживался дизайнов, предложенных авторами, он часто с ними сорился.

Он использовал го «Хокусай Кацусика», среди многих других, когда работал вместе с Бакином Кёкутеем, писателем гесаку. В то время они опубликовали такие произведения, как «Shinpen Suikogaden», «Kinsei Kaidan Shimoyo no Hoshi» («Современная история о привидениях в звёздную ночь») и «Chinsetsu yumiharizuki» («Полумесяц»), которые сделали его имя известным вместе с Бакином.

Говорят, что он был человеком, который значительно повысил ценность саси-э, который ранее была только дополнением книги.

Кроме того, в свое время Хокусай временно жил в доме Бакина.

«Я смогу стать настоящим эдакуми (художником)».

10 мая 1849 года был последним днём жизни для Хокусая, который на тот момент находился в возрасте соцудзю (90 лет). Ситуация в то время была описана следующим образом.

Когда Хокусай умирал, он глубоко вздохнул и сказал: «Если небеса заставят меня жить ещё десять лет», а через некоторое время продолжил: «Если небеса заставят меня жить ещё пять лет, я обязательно смогу стать истинным эдакуми», запнулся, а затем умер.

Его посмертное хайку было таким:

«Мне бы хотелось побывать на летних полях, чтобы развлечься как душа».

Произведения Хокусая Кацусики

«Манга Хокусая» состоит из 15 томов. Она представляла собой печатную книгу, в которой, как считалось, было 4000 изображений (книжка с цветными рисунками). Её впервые опубликовали, когда Хокусаю было 54 года, а его имя было Таито (первое издание было опубликовано в 1814 году). Первоначально её выпустили как этехон (художественное пособие, книга для студентов, изучающих живопись). Однако книга приобрела высокую репутацию и получила широкое распространение, например, в качестве руководства по дизайну для ремесленников. Она имела различное содержание, начиная от людей разных профессий, инструментов, смешных лиц, призраков и до представлений перспективы.

«Хякумоногатари (100 историй)»

Серия состояла из изображений призраков, которые были взяты из Хякумоногатари. Они имели средний размер нисики-э (цветной гравюры на дереве). Среди пяти изображений были особенно известны две гравюры «Ёцуя Кайдан» («Истории призрака Ёцуи») и «Сарайасики» («Дом тарелок»). Подпись и печать на этих изображениях были Иицу. Нарисованы приблизительно в 1831-1832 годах. Считается, что когда их впервые опубликовали, было запланировано стать одной из 100 картин сороимоно. Однако сегодня существуют только следующие пять картин: ««Призрак Оивы», «Дом тарелок», «Смеющаяся Хання», «Годовщина памяти», «Кохада Кохейдзи».

Призрак Оивы

«Тридцать шесть видов Фудзи»

Серия представляет собой сороимоно из 46 крупных нисики-э с пейзажем, темой которой была гора Фудзи. Состояло оно из 36 основных картин и десять других, которые были добавлены из-за их хорошей репутации. Создание первого издания началось приблизительно в 1823 году; опубликовали его в 1831 году, а завершили в 1833 года. Подпись и печать на этих изображениях была Хокусай аратамэ Иицу (Хоусай изменивший своё имя на Иицу). Ханмото (издатель) был Ёхати Нисимурая (издательство Эйдзюдо).

Особенно знамениты «Gaifu kaisei («Победный ветер. Ясный день»)» (также известная как «Красная Фудзи») и «Kanagawa oki nami ura («Большая волна в Канагаве»)», работы, наилучше представляющие Хокусая. «Большая волна в Канагаве» имела большое влияние на западных художников, как например Винсент ван Гог, который увидел гравюру и позже похвалил её в письме к своему другу-художнику; и Клод Дебюсси, который получил идею и написал симфоническую поэму «La Mer («Море»)». «Обычно, сцена прибойной волны не может рассматриваться никак иначе, кроме как абстрактное выражение. Однако по сравнению с фотографией волны, сделаной с помощью высокоскоростной камеры, она окажется чрезвычайно графически неподвижным изображением. Кроме того, эта картина заимствована как мотив логотипа QUICKSILVER, бренда товаров для сёрфинга.

«Chie no umi (Тысяча видов моря)»

Серия представляет собой сороимоно из десяти средних нисики-э, на которых люди ловят рыбу в разных местах. Они изображают пейзажи, меняющейся водной поверхности и рыбаков. Их нарисовал Дзэн Хокусай Иицу (前 北 斎 為 一) примерно в 1833 году.

  • «Kinugawa Hachifuse» («Ловля рыбы на реке Кину»)
  • «Soshu Choshi» («Тёси в провинции Фуса»)
  • «Miyatogawa Naganawa» («Ярусный лов рыбы на реке Миято»)
  • «Machi - ami» («Ловля сетями»)
  • «Soshu Tonegawa» («Река Тоне в провинции Фуса)
  • «Koshu Hiburi» («Ловля рыбы с факелом в провинции Кай»)
  • «Порт Урага в провинции Сагами»
  • «Goto Kujira - tsuki» («Охота на кита недалеко от острова Гото») (как изображено в «Культуре китобойного промысла»)
  • «Ноборито в провинции Симосу»
  • «Kabarinagashi» («Ловля рыбы на крючок»).

«Водопады в разных провинциях»

Серия представляет собой сороимоно из восьми укиё-э с пейзажами, как крупные нишики-э, которые изображали знаменитые водопады по всей стране с упором на появление падающей воды. Ханмото был Йохатти Нисимурая (Эйдзюдо), тот же что и для «Тридцати шести видов Фудзи». Нарисовано Дзэн Хокусай Иицу (前 北 斎 為 一) приблизительно в 1833 году.

Водопад Тота Аой-га-Oкa , Кацусика Хокусай 1830, 38×26 см

  • «Shimotsuke Kurokami-yama Kirifuri no Taki» («Водопад Кирифури на горе Куроками в провинции Симоцукэ»)
  • «Soshu Oyama Roben no Taki» («Водопад Робэн на горе Ояма в провинции Сагами»)
  • «Toto Aoigaoka no Taki» («Водопад Аоигаока в Восточной столице»)
  • «Tokaido Sakanoshita Kiyotaki Kannon» («Кийотаки Каннон в Саканосите на дороге Токай»),
  • «Водопад Йоро в провинции Мино»
  • «Водопад Амида в глубине дороги в Кисо»
  • «Kiso Kaido Ono no Bakufu» («Водопад Оно на дороге из Кисо в Кайдо»)
  • «Kiso Kaido Ono no Bakufu» (оно падает на дороге Kiso Kaido)
  • «Водопад Йосицунэ на горе Йосино в провинции Ямато»

Водопад на Кисокаидо, Кацусика Хокусай 1835, 56.3×36.2 см

«Захватывающие виды на известные мосты в разных провинциях»

Серия представляет собой сороимоно из укиё-э с пейзажами, состоящая из 11 изображений с уникальными мостами по всей стране в качестве сюжетов. Это нисики-э большого размера. Нарисовано Дзэн Хокусай Иицу приблизительно в 1833 - 1834 годах. Многие мосты, нарисованные в этой серии, действительно существуют, а некоторые являются легендой.

Кинтай в провинции Суо , Кацусика Хокусай 1834, 25×37.1 см

  • «Гора Тенпо в устье реки Адзи в провинции Сэтцу»
  • «Kameido Tenjinsha Taikobashi» («Арочный мост в храме Камэйдо Тэндзин»)
  • «Мост Кумо но Какехаси на горе Гёдо в Асикаге»
  • «Suo no Kuni Kintaihashi» («Мост Кинтай в провинции Суо»)
  • «Мост Тгецу на горе Арасияма в провинции Ямасиро»
  • «Мост Цукумо в провинции Этидзэн»
  • «Мост Тенман в провинции Сэтцу»
  • «Hietsu no Sakai tsurihashi» («Подвесной мост Сакаи на горе Хиэцу»)
  • «Старое изображение Сано Фунахаси в провинции Кодзукэ»
  • «Мост Яхаги на горе Окадзаки на дороге Токай»
  • «Старое изображение моста Яцухаси в провинции Микава»

Кацусика Хокусай (1760, Эдо (ныне Токио) - 10 мая 1849, там же) - великий японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, примечательнейший мастер завершающего периода японской ксилографии.

Биография Кацусика Хокусай

Родился в сентябре 1760 года в Эдо (современный Токио) в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацусика, - бедном городском предместье. Его настоящее имя - Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Считается, что его отцом был Никадзима Исэ, изготовлявший зеркала для сёгуна. Хокусай не стал наследником своего отца, поэтому его матерью предположительно была конкубина.

Творчество Хокусай

С четырнадцати до девятнадцати лет Хокусай работал в мастерской гравера, где тщательно изучил ремесло резьбы и, подражая рисункам заказчиков, сам стал пробовать свои силы в изготовлении гравюр.

Уйдя из мастерской гравера, он поступил учеником к известному художнику Кацукава Сюнсё (1726–1793).

Одаренность и трудолюбие юноши были отмечены, он получил право на самостоятельную работу.

Уже через два года гравюры молодого мастера с портретами актеров в ролях стали пользоваться большой популярностью. Однако узкие рамки, ограничивавшие спектр интересов и творческих возможностей, его не устраивали, он ушел от Сюнсё и стал независимым художником.

Молодой мастер изучал китайскую и европейскую живопись, использовал опыт японских школ Тоса, Кано, Римпа.

На протяжении долгого творческого пути Хокусай всегда критически относился к своим достижениям и постоянно стремился к совершенствованию, посвящая этому почти все время.

Художник оставил огромное наследие - около 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг.

Geisha reading a book

Всего у него было около 50 псевдонимов, что свидетельствует, в частности, о напряженной творческой работе и упорном поиске, потому что псевдонимы, как правило, менялись с изменением стиля и характера творческой манеры.

Влияние художника на искусство и культуру

Хокусай, как и японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX века: ар-нуво (югендстиль) и французский импрессионизм.

В характерных для югендстиля напряжённых и извилистых линиях, названных критиками «ударом бича» (нем. Peitschenhieb) заметно влияние мотивов Хокусая.

Тематика гравюр Хокусая присутствует в работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

В честь Кацусикаи Хокусая назван кратер на Меркурии Хокусай (en).

Библиография

  • Коломиец А. С. Манга: Сборник рисунков Хокусая / Отв. ред. Н. И. Конрад. - М.: Наука (ГРВЛ), 1967. - 136 с. - 3 000 экз.
  • Воронова Б. Г. Искусство суримоно Кацусика Хокусая (рус.) // Сообщения Музея изобразительных искусств им. Пушкина. - 1966. - В. 3. - С. 66-73.
  • Белецкий П. А. Одержимый рисунком / Платон Белецкий. - Л.: Детская литература, 1970. - 176 с. - (В мире прекрасного). - 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Воронова Б. Г. Кацусика Хокусай. Графика. - М.: Искусство, 1975.

Когда мы говорим о Японии, то сразу представляем традиционную чайную церемонию, лицо утонченной гейши и пытаемся понять изысканное искусство страны восходящего солнца. Его богатая история создавалась многочисленными творцами, об одном из которых далее пойдет речь. Но прежде настоятельно советуем заварить кружку вкусного чая и не пугаться сложных слов. Поверьте, они будут проще, чем меню в японском ресторане.

Кацусика Хокусай (Katsushika Hokusai) – один из величайших художников Японии, который известен не только тем, что дал развитие новым направлениям искусства своей страны, но и страстью к постоянной перемене имен. За всю творческую деятельность мастер создал «коллекцию» из 30 псевдонимов.

Настоящее и малоизвестное имя художника – Токитаро. Так назвали его родители, о личных отношениях которых ходило много слухов. Авторитетный исследователь Мунесигэ Никадзима считал, что Никадзима Исэ не был настоящим отцом Токитаро. По одной из версий, мальчика отдали зеркальных дел мастеру для обучения ремеслу. Поэтому подрастающий художник стал увлекаться изобразительным искусством в шесть лет, когда помогал Исэ расписывать изделия.

Немного повзрослев, Токитаро устроился разносчиком в книжную лавку, уютно расположившуюся в районе Ёкомотё, и назвался Тэцудзо. Здесь юноша изучал китайский язык и постигал японскую грамоту. А через восемь лет он стал подмастерьем известного Кацукавы Сюнсё, и для Токитаро начался «Период Сюнро». Таким именем молодой человек подписывал свои работы в стиле укиё-э с 1778 года. Кацукава лично позволил помощнику взять этот псевдоним, потому что был благосклонен к трудолюбивому ученику, отменно выполнявшему самые сложные заказы.

Подающий надежды художник уже к 1779 году мастерски выполнил большую серию театральных портретов, а через десяток лет Сюнро ушел из школы, когда во главе мастерской встал другой ученик Кацукавы. Многие думали, что авторитетный Сюнро не смирился со второстепенной ролью и отправился в свободное плавание. Но по другой версии, художника изгнали за измену. Сюнро было тесно в рамках, установленных еще Кацукавой, и он понимал, что больше не может работать в традициях школы. С тех пор художник находился в поиске собственного пути, изучал искусство Кано и писал картины в китайском стиле.

После ухода из школы Сюнро столкнулся с первыми трудностями самостоятельного существования: он жил впроголодь, едва сводя концы с концами. Художник зарабатывал «на хлеб» мелкой торговлей и усиленно занимался живописью. В это время началось его развитие в качестве самодостаточного и профессионального художника. Он не собирался угождать запросам публики, требующей хлеба, зрелищ и картин в стиле укиё-э, и открыто заявил о том, что отныне будет вырабатывать индивидуальную манеру, бросая взгляд на японскую культуру через европейскую перспективу.

Надо сказать, что Сюнро добился успеха во всем, что планировал. Настоящий прорыв в сфере искусства он совершил, создав 15 выпусков «Манга», что в переводе означает «рисунки или зарисовки Хокусая». Каждое изображение рассказывало о городском быте и раскрывало особенности периода Эдо в Японии. «Манга» была для художника путевым дневником, в котором он описывал свои впечатления и мысли посредством картин. С 1878 года «Манга» считается уникальным памятником «золотого века» японской культуры.

Отлично получались у художника и суримоно – прообразы поздравительных открыток. На раннем этапе он создавал маленькие по размерам, но удлиненные суриномо, которые подписывал всегда по-разному: Хякурин Сори, Хякурин Хисикава или Могура Сюиро. Затем художник работал над длинными горизонтальными суриномо, и на этот раз он назывался Гакёдзином Хокусай.

Отличие всех открыток заключалось в усиленном внимании художника, которое он заострял на каждом изображенном человеке и окружающем его предмете. Персонажи выполнены так, словно мастер поймал удачный момент в объектив фотоаппарата. Люди «взаимодействуют» с природой, то щурясь на солнце, то поднимая руки в небеса. На суриномо с легкой подачи Хокусая появился интерьер, к изображению которого художник шел очень долго. Так он подготовил почву для становления себя как великого мастера, которого сегодня знают любители искусства по всему миру.

Псевдоним, под которым художник нам известен, происходит от названия сельского пригорода Токио, а «Хокусай» стало говорящим именем, и в переводе с японского означает «одержимый живописью».

Это сочетание слов закрепилось за мастером в 1807 году, когда он разменял пятый десяток лет. Тогда художник впервые подписался как Кацусика Хокусай под работами «36 видов Фудзи».

Эта серия состоит из 36 основных и десяти дополнительных гравюр по дереву, трудиться над которыми художник начал в 1830 году. Поверьте, после этих картин для вас больше не останется неизведанных сторон могучей горы Фудзи. Кацусика был уверен в том, что эта серия гравюр стала лучшим произведением, созданным за всю его долгую жизнь.

А то, как ему удавалось делать настолько детальные работы, и что помогло добиться ошеломляющего успеха в искусстве, Кацусика Хокусай объяснял очень просто:

«Если хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей»



просмотров