Воробей — армянская народная сказка на русском языке
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает:
- Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
- Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!
А папа говорит:
- Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
- Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
- Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел.
Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
- Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь — свалился.
Видно, надо его ещё кормить.
На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенёк перелетел.
И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!
1938 г.
———————————————————-
Евгений Чарушин.Короткие рассказы о
животных. Читаем бесплатно онлайн
Главная / Библиотека / Чарушин Е. И.
Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных.
Воробей
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит - кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
Смотри-ка, папа, -- закричал Никита, -- воробей не настоящий!
А папа говорит:
- Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно,
птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит -- есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, -- он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
- Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
- Ты крыльями вот так маши, -- сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.
Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
Плохо ты ещё летаешь, -- говорит ему Никита. -- Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь -- свалился.
Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел. Через пенёк перелетел. И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
Тема: Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей». Цель: учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.
Ход занятия
Ребята, каких птиц вы видели на улице? (Голубь, ворона, воробей, сорока, синица...)
Угадайте, про кого я загадаю загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
Собирает крошки,
Он боится кошки. (воробей)
А как можно назвать детеныша воробья? (Воробышек, воробейчик, воробъишко...)
Хотите, почитаем рассказ про одного такого маленького воробышка и узнаем, что с ним приключилось.
Воробей
Пошел Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит: кто- то чирикает.
Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробышек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик, катится. Хвостику него коротенький, клюв желтый, и никуда он не улетает. Видно, еще не умеет.
Смотри-ка, папа, - закричал Никита, — воробей ненастоящий.
А папа говорит:
Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверное, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробышек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живет воробей у Никиты. Все время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод. Покормили воробья еще денек. Опять посадил его Никита на получить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей! Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на нее и упал.
Плохо ты еще летаешь, - говорит ему Никита. —Давай-ка, я еще тебя денек покормчю.
Покормил-покормил, а назавтра воробышек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь - свалился.
Видно, надо его еще кормить. На другой день Никита взял воробья в сад с собой, да там и выпустил. Воробей через кирпич перелетел. И стал уже через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился. А на следующий день он и через забор перелетел. И через дерево перелетел. И через дом перелетел. И совсем от Никиты улетел. Вот так научился летать.
(Е. Чарушин)
Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ.)
Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробье, который учился летать.)
А как еще можно назвать этот рассказ? («Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)
Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный...)
Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)
Как же воробышек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)
Зачем Никита забрал его домой? (Воробышек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)
Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал птенчика, он его любил.)
Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей - птица, он должен уметь летать, жить на воле...)
Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)
Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? (Нет. Птице лучше жить на воле.)
Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот перелетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)
Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)
Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: «Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».
Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа детьми по частям и в целом.
Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте повнимательнее присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.
Армянская народная сказка
Жил да был один воробей. И была у этого воробья в лапке заноза. Он летал туда и сюда, перелетал с места на место, наконец, высмотрел одну старушку. А старушка та собирала дрова для печи, – хотела развести огонь и испечь свежий хлеб.
- Бабушка, бабушка! – позвал её воробей. – Вынь занозу из моей лапки, а потом занимайся своими делами. Я хоть смогу поклевать спокойно что-нибудь, а то так и с голоду умереть можно.
Старушка вынула занозу из воробьиной лапки, а потом вернулась к своим делам.
Воробей же, тем временем, попрыгал-попрыгал вокруг, а потом вернулся к старушке и стал требовать свою занозу обратно.
- Я бросила её в печной огонь, – ответила старушка.
Воробей начал требовать:
- Или отдавай обратно мне мою занозу, или я заберу твой хлеб.
Отдала старушка воробью свой хлеб, тот и улетел прочь.
Летел-летел воробей дальше и повстречался ему пастух, который обедал одним молоком, без хлеба.
- Пастух, а, пастух! – позвал его воробей. – Что это у тебя на обед одно молоко, а хлеба нет? Вот, возьми мой. Покроши его в молоко и ешь себе на здоровье. А я хоть спокойно поклюю что-нибудь, а то так и с голоду умереть можно.
Воробей попрыгал-попрыгал вокруг, а потом вернулся к пастуху и стал требовать свой хлеб обратно.
- Я уже съел его, - ответил пастух.
- Ну, раз так, то отдавай мне взамен хлеба ягнёнка!
Пастух отдал ягнёнка воробью, тот и улетел.
Летел-летел воробей дальше и повстречались ему люди, собравшиеся праздновать свадьбу. Вот только мяса на столах у них совсем не было.
- Не беспокойтесь, - говорит им воробей. – Берите моего ягнёнка, зарежьте его и приготовьте что-нибудь вкусное для праздника. А я пойду, поклюю немного, а то так и с голоду умереть можно.
Попрыгал-попрыгал воробей туда-сюда, а затем вернулся и стал требовать ягнёнка обратно.
- Так мы его уже съели, - ответили люди. – Как же мы его тебе вернём?
- Или возвращайте моего ягнёнка, - прикрикнул на них воробей, - или я забираю вашу невесту.
Схватил он невесту и улетел прочь.
Летел-летел воробей, смотрит: идёт по дороге менестрель, - бродячий музыкант, народный любимец.
- Менестрель, а, менестрель, - позвал его воробей. – Возьми себе невесту, а я хоть пойду, поклюю что-нибудь, а то так с голоду умереть можно.
Попрыгал-попрыгал воробей туда-сюда, а затем вернулся и стал требовать невесту обратно.
- А невеста ушла домой, к своему возлюбленному, - ответил менестрель.
- Или возвращай невесту, или отдавай свой саз, - потребовал воробей.
Менестрель отдал воробью саз. Тот повесил его себе на плечо и улетел.
Выбрал воробей местечко поудобнее, да по пригляднее, уселся там на ветке дерева, достал саз и давай играть и напевать:
Чарк-чварк! Чирк-чвырк!
Я обменял занозу на хлеб,
А хлеб я поменял на ягнёнка.
Ягнёнка я отдал за невесту,
А невесту уступил за саз.
У меня теперь есть саз,
А я теперь – сладкоголосый менестрель!
Чарк-чварк! Чирк-Чвырк!
***********************
Сказки Армении
НАТАЛЬЯ МАХМЕТОВА
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тематическая неделя : «Зимующие птицы»
Тема : Чтение рассказа Е . Чарушина «Воробей » .
Возраст : старший дошкольный
Направления развития : Познавательно-речевое.
Образовательная деятельность : «Чтение художественной литературы» , «Здоровье» , «Познание» , «Художественное творчество»
Задачи :
Формировать умения слушать рассказ , беседовать по ее содержанию, оценивать поступки героев. (Чтение художественной литературы)
Закрепить знания у детей зимующих птиц, умение собирать целое из частей. Развивать внимание, мышления у детей. (Познание)
Развивать двигательную активность у детей. (Здоровье)
Закрепить умения лепить птичку из целого куска по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разные приемы лепки. Развивать эстетическое восприятие. (Художественное творчество)
Методы и приемы :
Практические : Д/У «Собери картинку» , лепка птички, физминутка «Птички крыльями махали»
Наглядные : Показ способа лепки птички из целого куска, рассматривание птичку дымковской с развернутым хвостом
Словесные : Беседа по содержанию рассказа
Материалы, инструменты, оборудование : Д/И «Собери картинку» , глина, стеки, дощечки для лепки, рассказ . Е Чарушина «Воробей » , птичка, вылепленная из глины с развернутым хвостом (дымковское изделие)
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Д/у «Собери картинку Дети собирают разрезные картинки, называют птицу, которая у них получилась
Формировать знания о зимующих птицах, умение собирать разрезные картинки.
2 Д/У «Вылепи птичку»
Рассматриваем птичку .
Назовите части у птички их форму, размер.
Дети рассматривают птичку , называют ее части их форму, размеры.
Показывают приемы и последовательность лепки птички.
Лепят птичку Закрепить знания у детей о способах лепки птички из целого куска.
3 Физминутка «Птицы крыльями махали»
Птички крыльями махали – все летали и летали,
Птички в воздухе кружились,
На дорожки опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки искали.
Дети проговаривают слова, выполняют действия с гласно текстом
Развивается двигательная активность у детей.
4 Чтение рассказа Е . Чарушина «Воробей »
Что я прочла : рассказ , сказку или стихотворения? Как вы узнали, что рассказ ? О чем говорится в этом рассказе ? Как бы вы назвали это рассказ ? Расскажите , как выглядел воробей . Какое сравнение вы заметили? Как Никита учил воробья летать ? Как летал воробей сначала ? Как можно о нем сказать? С чем сравнить? А каким потом стал воробей ? Какими словами можно о нем сказать?
Что вы можете сказать о поступке Никиты?
Дети слушают сказку.
Отвечают на вопросы.
Развивается умение слушать литературное произведения, отвечать на вопросы по ее содержанию