Тоталитарный авторитарный демократический режим сравнение. Сравнительные показатели политических режимов

Тоталитарный авторитарный демократический режим сравнение. Сравнительные показатели политических режимов

Политический режим - одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Он дает представление о сущности государства, способах формирования политических институтов, стиле и метода управления, объемах прав и свобод человека, формах взаимодействия государства и общества.
Итак, чтобы сравнить демократический , авторитарный и тоталитарный режим, нужно разобраться, что они представляют из себя по отдельности:

1. Демократический политический режим - это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на главные его стадии. Самыми первыми понятие "демократия" ввели греки. Сейчас демократия - самый распространенный политический режим. Примеры данного режима - современная Австрия, Швейцария, Швеция.

2. Авторитарный политический режим - это политический режим, основанный на неограниченности власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Понятие авторитаризма ввели в обращение Франкфуртской школы. Примеры данного режима - Чили во время правления генерала Пиночета, тирании Древнего мира, Восточные деспотии.

3. Тоталитарный режим - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Исторически понятие "тоталитаризм" ввел президент Италии XX-го века Бенито Муссолини . Данного режима придерживались такие полит. деятели, как Гитлер и Сталин. Примеры данного режима - итальянский фашизм, советский социализм, китайский маоизм.

Данные политические режимы можно сравнить, по моим подсчетам, по 10-ти критериям:

1)Система закона

2) Права и обязанности человека

3) Полномочия глав государства

4) Принцип разделения властей

5) Представительные органы власти

6) Полномочия местных органов власти

8) Идеология

9) Исполнительные органы власти

10) Оппозиция

Демократический Авторитарный Тоталитарный
Система закона Развитая система демократический законов Система законов развита слабо Система законов минимальна
Права и обязанности человека Строго прописаны в государственных документах. Разрешено все, что не является противозаконным Разрешено все то, что не относится к политике и не является противозаконным Разрешено только то, что указано властью. Без учета закона (т. к. см. выше)
Полномочия глав государства Ограничены законом строго Мало ограничены Не ограничены ничем (практически)
Принцип разделения власти Реализован Формально существует Полностью отвергается
Представительные органы власти Имеют широкие полномочия Марионеточные Марионеточные или отсутствуют
Полномочия местных органов власти Максимальный Формально широкие Минимальные
Партии Многопартийность Массовая политическая партия одна Одна правящая партия, огосударствлена
Идеология Плюрализм Официальная идеология одна Господствует одна идеология
Исполнительные органы власти Строго регламентированы законом Осуществляют тайный политический сыск Осуществляют массовые репрессии
Оппозиция Действует легально Отрицается Официально запрещена

Но политическим режимами есть и сходства. Между демократией и двумя другими режимами я не нашла сходства, за то между авторитарным и тоталитарным режимом они все-таки присутствуют:
1) Для авторитарного режима, как и для тоталитарного как правило характерна малочисленность и неразвитость среднего класса
2) Для всех тоталитарных и авторитарных режимов характерна неразвитость и "недосформированность" рыночных отношений.
Вывод:

В настоящее время большинство государств мира признало демократический политический режим наилучшим , но также оно и признает, что демократизм далеко не идеален. Не случайно крылатой фразой стали слова У. Черчилля: "Демократия - очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего".
Источники информации:
Полный справочник по подготовки к ГИА(ОГЭ) П. А. Баранова,
Сайт "Википедия".

Подавляющее большинство людей прекрасно разбираются в таких понятиях, как демократия и диктатура. Спросите об этом жителя самой глухой деревушки, имеющего среднее образование, и он легко даст определения упомянутых слов и укажет, какая между ними разница. Но далеко не каждый, даже весьма образованный индивидуум сумеет внятно объяснить,чем отличается авторитарный режим от тоталитарного. Для многих людей оба слова являются синонимами. Однако это не так, и в данной статье мы подробно об этом расскажем.

Формулировки

Авторитаризм (авторитарный режим) – явление, суть которого заключается в концентрации власти в пределах одной группы единомышленников или же в руках одного человека. Какая-либо серьезная оппозиционность к власти невозможна или же носит декоративный характер. Однако в неполитических областях жизни государства (культура, частная жизнь, экономика и ряд других сфер) возможно свободное проявление личности и творчества. Главное правило – чтобы эта относительная свобода не затрагивала действующую власть в негативном плане.

Кстати, обычно любой авторитарный режим рано или поздно приходит к формату единоличной диктатуры, даже если он начинался с власти определенной группы лиц. Государства с авторитарным строем существовали всегда и в больших количествах. Не исключение и сегодняшнее время, например: Марокко, Саудовская Аравия – яркие представители абсолютистских монархий; военные режимы недавнего прошлого – генерал Перон в Аргентине, Чили во главе с Пиночетом.

Тоталитарный режим можно образно назвать «сыном авторитаризма», так как практически он является дальнейшей стадией его (авторитарного режима) развития. В тоталитарном государстве у власти всегда находится один человек, обладающий правами «бога», и неважно, как его называют – диктатор, царь, вождь, фюрер или генеральный секретарь. Хотя внешне может существовать некое подобие коллективного управления. Яркий пример– ЦК КПСС в нашем недавнем прошлом, где вся реальная власть на деле была сосредоточена в руках генсека партии.

При тоталитаризме власть стремится к полноценному контролю над всеми сферами жизни общества, вплоть до мыслей. Любое инакомыслие, мнение, отличное от «царского», рассматривается как преступление против государства и карается властью, причем зачастую с крайней жестокостью. Классическими представителями тоталитаризма считаются политические режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии, и это далеко не полный список.

Приведем два типичных примера, характеризующих данные политические режимы.

Германия, Германия превыше всего

В середине 20-го столетия к власти в разбитой и разоренной Германии (после поражения в 1-й Мировой войне) пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП). В первые несколько лет власть национал-социалистов представляла собой авторитарное правление, главной целью которого было поднятие экономики и укрепление военной мощи государства. Однако очень быстро власть сосредоточилась в руках одного человека – фюрера (вождя) партии Адольфа Гитлера. С этого момента стартовала стадия стремительного перерождения авторитаризма в тоталитаризм. Интересно, что сам период авторитарного правления был настолько невнятным и смазанным, что историки обычно его упоминают вскользь, как факт, не заслуживающий серьезного научного исследования.

Началось повсеместное и насильственное насаждение нацистской идеологии, создание мощнейшего полицейско-идеологического аппарата для тотального контроля над гражданами Германии, причем проживающими не только на территории Рейха, но и вне его пределов. В стране регламентировалось и контролировалось практически все возможное и невозможное. Культура, медицина, спорт – все области деятельности человека попали под жесткий, неусыпный надзор. Германия превратилась в хорошо отлаженную машину, где каждый винтик знал свое место и свою задачу. К счастью, этот монстр просуществовал очень недолго, но бед всему человечеству принес немало.

В Сантьяго идет дождь

В 1973 году 11 сентября с этой кодовой фразы в Чили начался военный мятеж под предводительством генерала Аугусто Пиночета. Мятеж был кровавым и успешным. В южно-американской республике на долгие годы воцарилась военная хунта. Однако режим Пиночета никоим образом нельзя назвать тоталитарным. Да, это была диктатура; да, группа военных полностью присвоила себе право распоряжаться судьбой целой страны; да, любые попытки сопротивления жестоко подавлялись. Но в то же время была дана полная свобода экономике. Частному бизнесу включили зеленый свет. Разрешалось все, что шло на пользу государству. Появился даже термин «чилийское чудо». Сейчас идет много споров по поводу того, была ли эффективна чилийская экономическая модель или это была обычная «пирамида», которая в конце концов рухнула. Однако речь в нашей статье идет не об этом. Главным остается тот факт, что власть не вмешивалась в бизнес, экономику, медицину, спорт, что совершенно невозможно при тоталитарном режиме.

Сравнение. Окончательный вердикт.

Идеология

Тоталитарному режиму нужна четкая и всеобъемлющая идеология. Она требуется для обоснования преступлений, очень часто совершаемых «вождями-фюрерами» против собственного народа. Она должна подводить оправдательную базу под преступления, которые зачастую совершаются против других народов. Она нужна для зомбирования людей в нужном ключе. Без идеологии такой политический строй долго не протянет.

Оппозиция

Люди, думающие иначе, не нравятся ни одному из описываемых режимов власти. Однако авторитаризм позволяет иметь оппозицию, если она напрямую не угрожает существующим порядкам. Такие оппоненты получили название «карманная оппозиция». В большинстве случаев это деятели, которые в молодости искренне хотели «перевернуть мир», но со временем власть доказала им бесперспективность борьбы против нее. И бывшие «потрясатели основ» тихо и мирно перешли на содержание правящего политического режима, регулярно проводя безобидные акции протеста и подавая голос по команде сверху.

Совсем иное отношение к таким товарищам у тоталитарной власти. Мысль о том, что кто-то может что-то сказать против существующей «линии партии», приводит режим в ярость. Любой «смутьян» немедленно наказывается, причем очень часто с крайней жестокостью – «чтобы другим неповадно было». Поэтому появление оппозиции, даже «карманной», при тоталитаризме невозможно. Она просто не успеет вырасти.

Свобода

И здесь оба режима очень схожи. Однако отличие авторитарного режима от тоталитарногов этом вопросе имеет место, и довольно существенное.

Авторитаризм допускает определенную независимость личности в частной жизни и по направлениям, которые никак не связаны с политикой и порядками, установленными властью. Это касается в первую очередь экономики, спорта, медицины и некоторых других областей деятельности человека. Однако культура, духовные сферы уже подвергаются жесткой цензуре на предмет критики существующей власти.

Тоталитарный режим все держит под жесточайшим контролем. Сама его суть не позволяет, чтобы обычный гражданин вышел за рамки жестко установленных правил и порядков. Все должно быть строго расписано и зарегламентировано. Режим растит безынициативных и тупых исполнителей его, порой самых чудовищных, приказов.

Вождь

Вожди присутствуют и там и там. Однако в авторитарном формате роль лидера не таквелика, как при тоталитарном режиме. Главное поле деятельности авторитаризма – политика, политическое устройство государства. И, поскольку «царь» не вмешивается в частную жизнь граждан, его влияние на их умы не слишкомсильно – соответственно и отношение сограждан к своему лидеру гораздо более критично, чем у его оппонента (при тоталитаризме). Известны случаи, когда граждане искренне презирали своего лидера и смеялись над ним. Кстати, это явление встречается и на постсоветском пространстве, где некоторые республики развалившегося СССР представляют собой типичные авторитарные формирования, лидеры которых не особо пользуются уважением народа.

В тоталитарном государстве вождь – это совсем другая ипостась. Мы не зря употребили этот религиозный термин, ведь зачастую лидеры таких государств обожествляются еще при жизни. Достаточно вспомнить Сталина и Гитлера. Обязательная черта вождей тоталитаризма – сильная харизма. Народ должен искренне любить своего вождя-фюрера и верить в него. Именно на этом основано построение тоталитарной власти. Вспомните любое тоталитарное государство. Всегда в первом акте тоталитарного спектакля на сцене присутствует сильный, авторитетный лидер, который закладывает основы будущей абсолютной власти и берет под контроль всю страну в прямом и переносном смысле. В дальнейшем лидеры начинают слабеть и вырождаться, в результате финальная сцена у всех подобных режимов одинакова – полный крах.

Закон

Закон и порядок являются залогом благополучия любого государства. К сожалению, эта аксиома очень плохо воспринимается обоими режимами. Правда, авторитарная система еще более-менее поддерживает законность в областях, которые не затрагивают ее прямых интересов, – о них мы уже не раз упоминали, поэтому не будем повторяться. В сокровенной области для любого авторитарного государства – в политической системе – конституция, юридическое право отходят на десятое место. На первое место выходят политические интересы правящей элиты и ее лидера. И они соблюдаются без всякой оглядки на законы.

У любителей тоталитаризма дела обстоят еще хуже. Здесь закон является не более чем ширмой, дымкой, прикрывающей абсолютное беззаконие. В любой области, в любом вопросе, если власть сочтет вас потенциальной угрозой, вы будете беспощадно раздавлены. Причем любое, самое чудовищное решение будет прикрыто идеологией, сказками об угрозе безопасности государству, вождю (любимая тема тоталитарного режима). Пытки, казни, похищения и убийства неугодных – вот далеко неполный арсенал «законных» действий тоталитарной системы. Увольнение с работы без права на трудоустройство, психиатрическая больница, высылка из страны, лишение всех материальных и социальных благ считаются уже чуть ли не демократическим воздействием на преследуемых. Личность, подвергшаяся таким наказаниям, должна быть счастлива и благодарить власть за проявленную мягкость.

Действия подобных режимов в исполнительной части законодательства уже давно получили меткую характеристику – государственный терроризм. Ну что же, сведем все вышеописанное в одну краткую таблицу.

Авторитарный режим Тоталитарный режим
Идеология может быть, а может и не быть. В любом случае она не приоритет Обязательное наличие идеологии. Причем это один из «китов» режима
Оппозиция –нежелательный, но вполне допустимый элемент, при условии ее политической беззубости Оппозиции не может быть в принципе
Разрешение некоторой независимости от власти в неполитических сферах Тотальный контроль «всего и вся». Никаких свобод, ни в каких областях
Лидер может быть, как глубокоуважаемый, так и глубокопрезираемый На начальном этапе обязательное наличие харизматичного лидера, пользующегося истеричной «всенародной любовью»
Жесткое отношение к гражданам, но без излишней жесткости и беспредела, с соблюдением минимальной законности Государственный терроризм как основной инструмент воздействия на инакомыслящих. Законность носит чисто декоративный характер

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе - военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу - "западный" и "восточный"; по характеру взаимоотношений государства и церкви - теократический (клерикальный) и светский режимы. Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов. Однако всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений - авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо "пропорции", установленной некоторой теоретической схемой.

Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, назвав:

социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;

характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

соблюдение принципа законности и защиты прав личности;

идеологическое оформление властных отношений.

Руководствуясь приведенной схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом следует учитывать, что полученные таким образом "идеальные" модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.

В политологии выделяются четыре основных типа политических режимов:

тоталитарный - всепроникающий, всеподчиняющий;

либеральный - свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;

демократический - вовлекающий народные массы в процессы политического управления.

На практике способ реализации государственной власти выступает чаще всего в таком симбиотическом проявлении: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.

В отличие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современная политология использует понятия "авторитаризм" и "тоталитаризм" применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью "поглощает" общество, неограниченно вмешиваясь не только в области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан, является отличительной чертой тоталитарного режима.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства - как правило пожизненно - становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные "избирались" нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше "эмиссарами" либо утрачивают самостоятельность.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур - армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.

Для "идеального" тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и "официальных" профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору - в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

Характерная особенность тоталитарного режима - отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными "высшим" интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

Авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, нередко используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой. Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, направляется на поддержку национального капитала, способствует экономическому развитию.

Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления - абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

Авторитарно-тоталитарный режим может принимать форму диктатуры каких-то классов, социальных сил (разновидность - хунта, военная диктатура), а также выступать в виде культа личности. Общим для такого режима является отчуждение граждан и их организаций от самостоятельного участия в политике; отношения между обществом и государством принимают извращенную форму - общество всецело и безраздельно подчиняется государству.

Авторитарно-тоталитарный режим, объективно являясь антиподом демократии, всегда выступает ее противником, хотя на словах - в программах, заявлениях, призывах - широко использует демократическую фразеологию, лозунги свободы и всеобщего равенства. При этом следует указать на весьма распространенный, но всегда завуалированный факт: никто и никогда открыто не обосновывает естественность и правомерность тоталитаризма. Совсем напротив - все прикрывается мерками демократии, ее требованиями.

Другие начала организации и функционирования государственной власти лежат в основе либерального, демократического режима. Причем если главным в характеристике либерального политического подхода является свобода для граждан, общества в решающих сферах жизнедеятельности, не говоря уже о частной жизни, то при демократическом самое существенное - это вовлечение населения, граждан в государственные дела посредством их разнообразного участия в осуществлении власти. И, конечно, в соответствии с этим государство использует совершенно другой арсенал средств и методов в своей деятельности. Открытость и гласность, характерные для демократического государства, создают совершенно новые возможности и для формирования, обновления властных органов, и для выработки внутренней и внешней политики с учетом интересов человека, общества.

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой.

Характерные черты демократических режимов:

признание народа в качестве источника власти;

выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям;

подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

провозглашение основных демократических прав и свобод;

равенство всех граждан перед законом;

легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности;

государственное устройство по принципу "разделения властей";

создание необходимых условий для развития "среднего класса", выступающего социальной основой демократического режима.

В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней, в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.

Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной "экстремальной" ситуаций авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба "народных избранников" в конечном счете зависит от воли избирателей, и для того, чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

Политический и идеологический плюрализм, который при демократическом режиме реализуется через легальную, закрепленную в законодательном порядке многопартийную систему, способствует тому, что правящая партия или коалиция постоянно находится в поле конструктивной критики сторонниками альтернативных подходов и мировоззрений, и в случае соответствующего волеизъявления народа по итогам голосования на очередных выборах властные полномочия "мягко" перейдут к готовым для их исполнения оппозиционным силам.

Важнейшим принципом политического режима является конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свобода печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовой информации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу этой печатной продукции несовершеннолетним.

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демокра-тично либо недемократично). Политический режим характеризуется сис-темой методов осуществления государственной власти, степенью ре-ализации демократических прав и свобод личности, отношением госу-дарственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Типы политических режимов:

· демократический – широкие гражданские права и свободы человека;

· тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

Признаки политического режима:

· степень участия народа в механизмах формирования полити-ческой власти, а также сами способы такого формирования;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

· гарантированность прав и свобод личности;

· характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

· степень реализации политической власти в государстве непос-редственно народом;

· положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

· место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

· соотношение между законодательной и исполнительной вет-вями власти;

· характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

· тип политического поведения;

· характер политического лидерства;

· учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

· доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

· степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;


· принципы взаимоотношения общества и власти;

· политическое, юридическое положение и роль в обществе “си-лових” структур государства (армии, полиции, органов государ-ственной безопасности и т. д.);

· мера политического плюрализма, в том числе многопартий-ности;

· существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших .

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории “политический режим”.

Тоталитаризм. Тоталитаризм – это феномен XX века. В его ста-новлении и осуществлении значительную роль играют массовые полити-ческие движения. Предшествующие диктатуры имели довольно узкую социальную базу в обществе. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и по-давления, массовой пропаганды и коммуникации.

Тоталитаризм – это политический режим, в котором государство стремится к целостному, всеобъемлющему контролю за жизнью всего общества в целом и каждому лицу отдельно. Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова totalitas , что значит "целостность", "полнота". Он возник и получил распространение в 20-е – 30-е г. XX в. и использовался для обозначения политических систем в фашистской Италии, нацистской Германии и большевистском СССР. Одним из первых этот термин употреблял итальянский автор левой ориентации Дж. Амендола, который в своей речи 20 марта в 1924 г. заявил, что фашизм, как и коммунизм, является "тоталитарной реакцией на либера-лизм и демократию". Часто употреблял этот термин итальянский политический деятель Б. Муссолини, который называл свой режим не иначе как “lo stato totalitario” , то есть тоталитарное государство. Что касается А. Гитлера и его соратников то, они, во всяком случае сначала, при характеристике своего режима считали за лучше употреблять термин "авторитарный". В 1929 г. английская газета "Тайм" употребила этот термин относительно режима, который сложился в Советском Союзе.

В 1956 г. американськие политологи – К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основне признаки тоталитарного режима:

· официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотится совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т. д. – подчинены идеологии;

· монополия на власть единой партии, строящейся по олигар-хическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. При этом партия практически ‘‘поглощает’’ государство, выполняя его функции;

· система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за врагами народа, но и за всем общес-твом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этничес-кие группы;

· партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми СМИ – прессой, радио, кино, литературой и др.;

· всеобъемлющий контроль над вооруженными силами;

· централизованный контроль экономики и система бюрок-ратического управления экономической деятельностью .

Принято выделять две разновидности тоталитаризма – левый и правый.

Левый тоталитаризм возник в коммунистических странах – СССР, странах восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Вьетнам), на Кубе. Этот режим основывался на идеологии марксизма-ленинизма утверждающей:

· возможность построения коммунистического общества, где будут полностью удовлетворятся потребности всех индивидов;

· необходимость отмены частной собственности и создание пла-новой, регулируемой экономики;

· ведущую роль пролетариата;

· возможность построения коммунизма в каждой стране.

Социальной основой левого тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат. Построение светлого будущего предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

Правый тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии и основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения этой идеологии сводились к следующему:

· воссоздание германского рейха;

· борьба за чистоту немецкой расы;

· истребление всех инородных элементов;

· антикоммунизм;

· ограничение капитализма.

Социальной основой правого тоталитаризма являлись экстремистки настроенные средние слои общества.

Обладая важнейшими характеристиками диктатуры, авторитаризм и тоталитаризм в ряде аспектов существенно различаются. Так, для тоталитаризма, как было выше сказано, характерны полное слияние в единое целое общества и государства; общества, государства и партии; их вместе и единой идеологии; экономики, политики и идеологии и т.д. Авторитаризму также присущи и доминирование государства над обществом, и примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями. Но здесь такое доминирование не приобретает жесткость и всеохватывающий характер, которое типично для тоталитаризма. Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его. При нем сохраняются значительная степень самостоятельности экономики, плюрализм социальных сил. Авторитаризм может уживаться и сочетаться как с государственной, так и с рыночной экономикой. Допускается разграничение между светской и религиозной, личной и публичной сферами жизни. В ряде случаев формально в государстве функционируют Парламент и политические партии, но их деятельность ограничена. Допускается "дозированное инакомыслие". Сохраняются классовые, сословные, клановые, племенные различия. Если сосре-доточием власти при тоталитаризме является политическая партия, поглощающая государство, то при авторитаризме таким сосредоточием является государство. Поэтому переход от авторитаризма к демократии нередко означает смену политического режима без радикального переустройства экономического строя. Переход тоталитаризма на рельсы демократизации предполагает коренное изменение всей общественной системы.

· монополия на власть одной группы, партии или коалиции, кото-рая ни перед кем не подотчетна;

· полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

· сильно централизованная монистическая структура власти;

· сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифферен-цированных отношений между обществом и государством;

· наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;

· отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

· использование силовых структур для удержания власти;

· рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы

Существует множество типов авторитарных режимов. В основном эти режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки и редко в капиталистических странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских революций середины 70-х годов), отстающих в своем развитии от главных индустриальных стран. Здесь выделяют традиционные авторитарные режимы олигархического типа и гегемонистский авторитаризм новой олигархии. В первом случае власть сосредоточена в руках нескольких богатейших семейств, которые контролируют экономическую и политическую жизнь страны. Смена лидеров, как правило, происходит в результате переворотов, закулисных договоренностей или манипуляций с выборами. Такие режимы характерны, прежде всего, для Латинской Америки, где господствующая олигархия тесно связана с католической церковью и военной верхушкой. Авторитаризм новой олигархии вырастает в резу-льтате выдвижения на господствующие позиции национальной компра-дорской буржуазии, которая устанавливает тесные связи с военными. Типичными примерами этого типа являются режимы Камеруна, Туниса, Алжира и др. Во многих развивающихся странах установлены (как правило, путем военных переворотов) режимы военной диктатуры. Здесь в большинстве случаев армия служит главной опорой государства. Этот тип режимов представлен военной диктатурой А. Пиночета в Чили, установленной в сентябре 1971 г., и режимом "черных полковников" в Греции, установленным в середине 60-х годов и существовавшим до 70-х годов XX в.

В современном мире существуют также режимы, которые являются монархическими по форме, но авторитарными по содержанию. Они, прежде всего, основаны на принципе наследования власти. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от европейских монархий, которые по сути дела превратились в демократические парламентские режимы, восточ-ные монархии в большинстве своем придерживаются все-таки основных принципов авторитаризма. Различаются монархии теократические, такие как в Саудовской Аравии, где король является одновременно светским и религиозным главой государства, и светские монархии типа хашимитского королевства Иордания, где формально глава государства не ведает вопросами веры.

Авторитарные также различаются большей или меньшей жесткостью, или "либеральностью", в организации властной вертикали. Например, военно-политическая диктатура А. Пиночета в Чили отлича-лась от авторитарного режима Чон Ду Хвана в Южной Корее более откровенной опорой на репрессивный аппарат в государстве, большей интенсивностью террора и подавления и т.д.

Демократия. В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos – народ, cratos – власть). Развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи 1863 г. Согласно этому определению демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия, республиканский Рим, городские демократии средних веков, парламен-тские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.д.). Современные демократии наследуют многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.

Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). Едва ли возможно описать сегодня все современные теоретические модели демократии. Концептуализация демократии породила огромное множество вариантов: по некоторым данным, можно говорить о существовании 550 ‘‘подтипов’’ демократии. Но, суммируя различные подходы, можно, однако, выделить ряд моделей, которые чаще всего попадают в поле зрения исследователей. Всё многообразие теоретических моделей современной демократии, если говорить об их мировоззренческих основах, так или иначе тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли XVII –XIX веках. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической теориях.

Обе теории возникают, как попытка разрешить так называемую проблему Томас Гоббса о том, как сохранить свободу человека в общественном состоянии. Следовательно, теоретическая задача заключалась прежде всего в обосновании границ деятельности госу-дарства, обеспечивающих сохранность свободы человека. Предста-вители этих двух направлений были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали её основания.

Более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению". Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.

Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.

1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция и форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается на основе честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация основопологающего политического принципа "один гражданин – один голос" раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода – это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

Контрольные вопросы

1. Понятие и структура политической системи.

2. Сравнительный анализ демократического и тоталитарного политических режимов.

3. Охарактеризуйте условия политической стабильности и методы ее обеспечения.

4. Современные концепции демократии.

стимулирование развитию отечественных партий на пути эволюции атомизированной партийной системы в систему поляризованного плюрализма; 4) способствование партийной структуризации парламента; 5) обеспечение формированию устойчивого парламентского большинства; 6) стабилизация депутатского корпуса.



просмотров