Современный интерьер в египетском стиле. Как создать египетский стиль в интерьере: советы дизайнеров и традиционные черты. Текстиль и освещение

Современный интерьер в египетском стиле. Как создать египетский стиль в интерьере: советы дизайнеров и традиционные черты. Текстиль и освещение

В IV тысячелетии до н.э. как самостоятельное государство, был основан Древний Египет. Его развитие тесно связано с долиной реки Нил, покрытой плодородным илом благоприятным для земледелия. В долинах Нила росли небольшие рощи платана, грецкого ореха, финиковой пальмы, инжира, тамарикса, тополя, смолистого дерева. Но этого было не достаточно для полноценного комфорта. Необходимым было создание садов, приносивших прохладу и тень. "Он беден, у него нет тени" - так говорят древние тексты. Отсутствие тени - одно из тягчайших бедствий неимущего населения этой страны. Устройство садов в условиях жаркого климата требовало искусственного орошения. Инжир, шелковица, миндаль, финиковые пальмы, виноград выращивали вдоль правильной, прямоугольной сети каналов, диктовавшей создание прямоугольных, симметрично распланированных садов.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что овощи и цветы занимали практически все свободное пространство между деревьями. Египетские садовники занимались не только культивацией, но и выгонкой ландышей, левкоев и роз. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни, из него добывали благовонное масло. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки и гирлянды. А в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.) особое внимание уделялось выращиванию разнообразных роз.

Заупокойные храмы Ментухотепов (2160-2000 гг. до н. э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н. э.) были первыми известными нам храмово-парковыми комплексами Древнего Египта. Именно они обеспечили ему прочное место в истории всемирной культуры.

Храмовые террасы украшали садами, в которых пруды часто были центром композиции. Портики храмов покрывали рельефами, из которых видно, что, помимо большого количества сокровищ, из дальних странствий привозили деревья в кадках, диковинные плоды и другие редкости. В период расцвета Фив - древней столицы Египта, садовое строительство достигло особого размаха. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами. Центром композиции являлся прямоугольный бассейн, иногда довольно внушительных размеров (60X120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы. Главное здание всегда помещалось на центральной композиционной оси. Все элементы сада - аллеи, пруды, цветочные клумбы, виноградники, открытые павильоны - были связаны в единый композиционный ансамбль. Это позволяет предположить, что сады создавали по заранее разработанному плану. Строителями египетских садов учитывались соотношения не только между отдельными элементами сада, но и между шириной аллеи и высотой деревьев. Городские улицы были прямыми, узкими, плотно застроенными. Пальмы и другие растения зачастую высаживали на крышах домов. Но были в столицах Египта и улицы для религиозных процессий, шириной от 40 до 60 м (улица Великого жреца в Ахетатоне). Эти улицы, ведущие к храму, всегда обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку. Вдоль главных улиц Ахетатона находились вырытые прямоугольные ямы, по которым мы можем судить о наличии пальмовых аллей. Поскольку город лежал на песочных холмах, ямы перед посадкой деревьев наполняли плодородной землей, доставленной с берега Нила. Помимо прочего, для поливки деревьев и кустарников в Ахетатоне были устроены колодцы.

Существовало два основных типа египетских садов: при храмах и при жилых домах. Прославление неограниченной власти фараонов было идеологической целью садово-храмового строительства. В основе композиции - регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. В садово-парковом строительстве Древнего Египта использовалось большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники.

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в IV тысячелетии до н.э. Развитие государства плотно связано с долиной Нила, несущего свои воды с юга на север в Средиземное море. В долине естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки. Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет, - гранита, известняка, песчаника и др., возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся до наших дней.

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью. В качестве примера приводится план строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;
- наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Древнейшая культура из всех известных – это египетская. Неудивительно, что первым возник именно египетский стиль в интерьере. Ему присуща роскошь и величие фараонов, богатство египетской культуры. До сих пор мы с восхищением и замиранием рассматриваем воссозданные интерьеры дворцов фараонов. Что уж говорить о шедеврах архитектуры – египетских пирамидах.

Как все началось

Египетская культура в 4-м веке до нашей эры уже существовала в своем великолепии, в то время как Африка, Америка и Европа все еще находились в каменном веке. Искусство Египта было настолько совершенно, что с течением времени оно не претерпело значительных изменений. Упор был на геометрические линии, лаконичные формы, сочетание контрастных цветов.

Вспомните пирамиды, имеющие идеальную форму конуса, дворцы и храмы, оформление которых считается культовым. Роскошные фрески, изображающие жизнь египтян – благодаря живописи мы узнали их историю. Внутренний интерьер гробниц, присутствующие предметы интерьера, обихода и мебели – так мы познакомились с бытом египтян.

Да, египтяне верили в то, что загробная жизнь существует, и готовились к жизни после жизни заранее: возводили усыпальницы, украшали их, добавляли предметы, которые, по их мнению, понадобятся им в загробной жизни. К слову, усыпальницы, пирамида оказались гораздо прочнее, нежели любые дворцы, башни и тем более современные дома, над ними не властно ни время, ни вражеские нашествия.

Египтяне в своих интерьерах сочетали роскошь и практичность. Арки и колонны соседствуют с подиумами и невысокими ложами, простые стены с потолками, украшенными сине-золотой росписью, практичная посуда с роскошными головными уборы.

Характеристика и цветовое решение

Стены в Египте за неимением обоев украшались иероглифами и орнаментами, потолок в помещении по всему периметру имел узор в виде листьев и цветов камыша, лотоса, пальм и папируса. Сам потолок зачастую был выполнен в синем цвете и украшен золотыми стрелами, символизирующими лучи солнца, или золотыми звездами.

Мебель была удобной и практичной. Лицевые фасады украшались резьбой, росписью, инкрустацией драгоценными камнями.

можно создать практически в любой квартире. Узнайте у нас, как именно этого добиться.

Как может быть оформлена кухня с балконом, чтобы пространство использовалось с пользой и толком — смотрите

В интерьере использовались цвета песка и солнца: цвет охры и слоновой кости, светло-желтый и бежевый. Разбавлялись теплые оттенки голубыми и синими тонами.

Обои в египетском стиле изображают или истории из жизни древних египтян, или же дренеегипетские иероглифы.

Искусственные красители египтянам были недоступны, поэтому они использовали природные цвета, которые наносили в чистом виде, не смешивая их для получения полутонов.

Сам интерьер был выполнен в сдержанных тонах. Цветовые акценты расставлялись на мебели и декоративных предметах: красный, черный, желтый, голубой, зеленый. Для придания интерьеру роскоши использовали золото.

Предметами интерьера в египетском стиле служили скульптуры, вазы, светильники с большими свечами, фигурки сфинксов, жуков-скарабеев, змеи-уреуса, ястреба.

Современный стиль в интерьере

Если вы любите комфорт и уют, сочетание холодных и теплых оттенков – египетский стиль в интерьере непременно понравится вам. Конечно, ложе ставить просто на земляном полу, украшать интерьер сфинксами и ястребами, пользоваться жестяной посудой и в качестве осветительных приборов свечи крайне неудобно и некомфортно, но взять из египетской культуры все самое красивое и роскошное можно.

Потолки, полы и стены

Полы у бедных египтян были земляные, у богатых фараонов, знати, жрецов они были из мрамора, натурального камня, использовались плиты из золота и серебра. В современном интерьере можно использовать напольную плитку, имитирующую египетскую роскошь. А чтобы было тепло – установить теплые полы с подогревом, постелить ковры с узором в египетском стиле или с иероглифами, циновки из тростника или ротанга, натуральные шкуры животных белого или коричневого цвета.

Стены лучше сделать однотонными приглушенных оттенков: песочного, бежевого, светло-желтого цвета. Углы на стыке стен стоит сгладить. А под потолком пустить бордюр с изображением сцен из жизни египтян в характерной для того времени манере: руки и тело стоят прямо, голова и ноги повернуты в сторону. Уместен также бордюр с растительным орнаментом, узором в виде лучей солнца или звезд.

Такие же золотистые звезды можно расположить на потолке, выкрашенном в синий или голубой цвет.

На стенах можно сделать имитацию колонн с верхушкой в виде лотоса или пальмы. Стены должны быть ничем не облицованы, но можно нанести штукатурку и расписать стену египетскими иероглифами.

Добавьте открытые ниши, которые могут служить полками для книг или подставками для статуэток.

Двери и окна

Для окон выбирайте шторы с египетскими узорами, иероглифами, которые вешаются на резные карнизы. Двери обычно массивные, выполнены из кедра, ореха или венге и богато украшены инкрустацией.

Форма самого дверного проема должна быть не прямой, а в виде арки. Такую же форму желательно повторить и на оконных рамах. Египет – страна солнца, поэтому из всех геометрических форм отдайте предпочтение полукруглым, овальным и круглым.

Мебель

Мебель для интерьера в египетском стиле должна быть, прежде всего, удобной. Массивные кровати, сундуки из черного дерева вместо платяных шкафов, низкие табуреты и банкетки на ножках в виде звериных лап, кресла и диваны с широкими подлокотниками, высоким изголовьем и прямой спинкой, шкафы и стеллажи простой формы.

Цвет мебели может быть и темным, и светлым. Все зависит от назначения комнаты и ее площади. Но она должна быть деревянной.

Украсить интерьер в египетском стиле могут фрески из разноцветного стекла, золотой потали, имитации драгоценных камней, картины с изображением жизни египтян, несколько статуэток черной кошки, высокие напольные вазы в сине-золотом цвете с стебли тростника и папируса, картины на папирусе. И не скупитесь на инкрустированные предметы интерьера.

Хочется сразу предостеречь от покупки дешевых подделок папирусов на египетских базарах. Продающиеся там товары не имеют исторической и дизайнерской ценности, они хороши лишь в качестве сувенира. А вот стилизованная посуда, небольшие египетские пирамиды, кальяны, фигурки животных, бюст царицы Нефертити впишутся в созданный интерьер.

Текстиль и освещение

Для интерьера в египетском стиле характерны натуральные ткани: хлопок, шерсть, лен. Поэтому покрывала, обивка мебели, шторы, подушки должны быть выполнены из этих тканей.

Повесьте льняные или хлопковые шторы шоколадного, молочного или бежевого цвета, украшенные по краям золотой вышивкой. Узор – растительный или геометрический. Над кроватью в спальне или детской установите балдахин.

Источников освещения должно быть несколько и они должны передавать и подчеркивать роскошь и сдержанность. Используйте потолочные люстры, настенные бра, настольные светильники с абажуром из разноцветного стекла.

Абажуры могут быть и текстильными, имитирующими папирус, и украшены сценами из жизни, иероглифами.

Итог

Египетский стиль в интерьере подойдет тем, кому удастся грамотно сочетать роскошь и комфорт, величие египетской культуры и современные реалии. Примечателен тот факт, что египетский стиль одинаково хорошо смотрится и в малогабаритных квартирах, и в просторных помещениях.

Что касается египетских сувениров, привезенных из туристической поездки, то лучше поставить в доме два-три предмета, в которых отражены история и культура Древнего Египта.

Гораздо хуже и безвкусней на каждой полке, в каждой нише расставить статуэтки черной кошки или египетской царицы, украсить стены и шторы иероглифами, не до конца понимая их значение, не уважая и не принимая величие древнего народа и его культуры.



просмотров