Собор в Сантьяго-Де-Компостела (Испания). Кафедральный собор сантьяго-де-компостела

Собор в Сантьяго-Де-Компостела (Испания). Кафедральный собор сантьяго-де-компостела

В городе Сантьяго-де-Компостелла («поле звезды») на том самом месте, где было обнаружено захоронение одного из учеников Христа, сейчас находится собор. Строительство его началось в 1211 году и продолжалось еще 400 лет. К моменту окончания работ собор приобрел черты стиля барокко. Собор Святого Иакова - это не только великий памятник архитектуры, он до сих пор остается христианской святыней, к которой ежегодно совершают паломничества более тысячи верующих со всего света.

В Соборе хранятся мощи святого Иакова. Как они попали в , остается загадкой. Легенда гласит, что тело Иакова было брошено в лодку, которая, долго скитаясь по волнам, приплыла в Галисию, в верховья бухты Виго, и остановилась невдалеке от места, где сегодня находится современная Компостелла.

Будучи захороненными, мощи Иакова 800 лет не привлекали к себе внимания; но вот настал день, когда епископ Ивийский Теодомир увидел на небосводе чудесную звезду, которая освещала часть поля невдалеке от того места, где лежали останки Иакова. Теодомир раскопал освещенную звездой землю и обнаружил мраморную плиту, которая была надгробием, хранившим мощи великомученика.

Произошло это в 835 году. Весть о найденных мощах Иакова быстро облетела весь христианский мир. Вскоре сюда прибыл король Альфонсо II, приказавший возвести над гробом часовню.

Через несколько лет часовня была перестроена в базилику и богато украшена. Однако, вторжение мавров (арабов) на долгое время прервало связь христиан со святыней. В 997 году мавры во главе с Альманзором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Христианская армия была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альманзору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову - столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы сохранности сохранилась до наших дней.

Галисия освободилась от засилья мавров в середине XI века. Тогда же началось строительство нового храма на месте разрушенного. В 1082 году, при короле Альфонсо VI, над местом захоронения Иакова начинают возводить кафедральный собор. Именно это сооружение видят сегодня перед собой все паломники, идущие в город.

Особенности:

К Собору Святого Иакова ведет дорога, протяжённостью около 800 километров. Весь этот путь нужно пройти пешком, проехать на велосипеде или на лошади. Езда на автомобилях здесь запрещена. Такова традиция. С XII века, вдоль «дороги» выросли десятки и сотни церквей, монастырей, убежищ для паломников, придорожных крестов и других памятных знаков. На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой - посох, неотъемлемые атрибуты странника.

Хотя Собор Святого Иакова меньше размерами, чем некоторые другие соборы (например, или Страсбургский), он выглядит довольно внушительным.

Собор построен в форме креста. Его длина 75 метров, ширина - 57. В храме 25 часовен. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Это та самая ограда, которая была построена по приказу правоверного халифа Альманзора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К фигуре Иакова ведут две лестницы. Поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к статуе рукой и поцеловать ее в плечо. Верующие в этот момент просят святого о заступничестве.

Конечно, главной целью паломников является преклонение перед мощами святого Иакова. Хотя здесь еще немало достопримечательностей: например, здесь хранится шип из тернового венца, который был на Иисусе Христе.

В наше время паломничество в Компостелла приравнивается по значимости к хождению в Иерусалим. Множество верующих устремляется в испанский город, где хранятся святые мощи. В сегодняшнем Сантьяго все приготовлено для туристов и пилигримов - рядом с Собором множество гостиниц, недорогих ресторанчиков, больших кафетериев и автостоянок.

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!

В 834 году король Альфонс II Астурийский построил первый храм в честь Святого Иакова. К концу IX века был возведен целый ансамбль церковных зданий.

В 997 году Альманзор, визирь халифа Кордовы, занял Сантьяго и уничтожил его до основания, пощадив только гробницу апостола. В 1075 году епископ Диего Пелаес начал строительство нового романского собора, который был закончен в 1120 году.

Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов.

В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось). Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

В течение всего периода Средневековья кафедральный собор оставался третьим по величине христианским святилищем после храмов в Иерусалиме и Риме. В 1161 году был даже создан испанский рыцарский орден Сантьяго-де-Компостела, который должен был заниматься храмом и паломниками.

Базилика Святого Иакова - это старинный, местами поросший мхом, прекрасный храм. Он хранит бесценные реликвии - мощи святого апостола.

Большое кадило.

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка.

Ботафумейро (гал. Botafumeiro; «испускающий дым») — самое большое в мире кадило, которое уже в течение 700 лет используется в соборе Сантьяго-де-Компостела. (см.фото ниже) Оно прикреплено канатом к потолку, имеет 160 см в высоту и весит не менее 80 кг. Для его наполнения требуется 40 кг угля и ладана.

Кадило движется от свода с одной стороны храма до свода с другой стороны. Паломники, сидящие в первых рядах, часто не в состоянии удержаться от криков ужаса, когда “ботафумеро” приближается к ним.

Путь Святого Иакова

Путь Святого Иакова - это название паломнической дороги к собору в Сантьяго-де-Компостела. Существует много маршрутов, ведущих в этот город. Один из самых известных - путь , обозначенный морской раковиной.

В качестве доказательства совершенного путешествия древние паломники, дойдя до Финистерры ("Края Земли") - Сантьяго де Компостела находится в нескольких километрах от океана - подбирали раковины, которыми изобилует побережье.

Эта раковина Святого Иакова стала символом паломничества по Пути Сантьяго. В Испании её называют vieira ("гребешок") или concha ("ракушка").

Дорога, обозначенная этим знаком, насчитывает более тысячи лет. В городах и деревнях вокруг дороги сохранились многочисленные памятники средневекового искусства. В октябре 1987 года Путь Святого Иакова был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Почитаемый во всей Испании апостол Иаков Старший был рыбаком и жил на Тивериадском озере, скорее всего, в Вифсаиде. В апокрифах говорится, что после сошествия Святого Духа апостол Иаков совершил паломничество в Испанию, чтобы провозгласить Благую Весть.

Он первым из апостолов стал мучеником Церкви - в 44 году Ирод Агриппа I велел обезглавить Иакова. Согласно легенде, святой поцеловал своего палача, который был так поражен, что обратился в христианство и тоже претерпел за это мученическую смерть.

Останки апостола-мученика чудесным образом были перенесены в испанскую землю, в Сантьяго-де-Компостела. Так Святой Иаков стал покровителем Испании и всех паломников.

В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.


Сантьяго-де-Компостела — Испанская Мекка

Собор Святого Якова в городе Сантьяго-де-Компостела является одной из крупнейших романских построек в Европе и самой крупной такой церковью в Испании

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!

На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой — посох, неотъемлемые атрибуты странника. Если проследить за его взглядом — откроется здание величественного собора, окруженного старинными многоэтажными зданиями монастырей. Колокола его слышны на 15 километров вокруг!

Существует легенда о том, как Апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришел проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций Испании. По возвращении в Палестину он был обезглавлен Иродом. Его останки, положенные верными учениками в суденышко, оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья, недалеко от нынешнего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Альфонс II распорядился построить базилику и провозгласил Иакова Старшего покровителем королевства. Позже на месте этой временной часовни в IX веке выросли друг за другом два каменных собора. В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур, а ворота и колокола церкви увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Тот собор Святого Иакова (часто именуемый собором Сантьяго-де-Компостела, по названию города), который мы видим сегодня, был заложен в 1075 году королём Альфонсо VI. Тогда стены его состояли из гранита и строился он по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. Архитектором проекта стал испанский мастер Бернард старший, разработавший четкий план, которому следовало несколько поколений зодчих. Согласно этому плану собор состоит из трех нефов, трехчастного трансепта, алтарной части, окруженной деамбулаторием, который является продолжением боковых нефов. К наружной стене алтаря примыкают пять капелл, центральная из которых квадратная, а остальные четыре — полукруглые. Еще по две капеллы располагается на восточной стене каждого крыла трансепта. По всему зданию — даже по стенам выступающего трансепта — проходят высокие галереи. Таким образом, собор состоит из двух ярусов. Центральные нефы главной церкви и трансепта перекрыты цилиндрическими сводами, укрепленными поперечными арками, которые лежат на столбах. В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось) Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов. Это становится особенно заметно при сравнении ее с французскими постройками. Столбы в Сантьяго тоньше и выше, чем во Франции, имеют крещатую форму и квадратные базы. Они чередуются с крещатыми столбами с круглыми базами, что придает аркадам ритмичность и позволяет избежать однообразия внутри весьма просторного здания. С каждой стороны столба встроен полукруглый полупилон, причем три полупилона несут поперечные арки боковых нефов и главных аркад, а четвертый поднимается вверх до самой пяты свода и прерывается лишь узким карнизом. Высокие главные аркады перекликаются с аркадами галерей в следующем ярусе: пара колонн, стоящих одна за другой, разделяет каждую слепую арку на два проема.

Благодаря разнообразию наружного убранства собор уже издалека производил грандиозное впечатление на паломников. Особую роль играют щипцы крыльев трансепта, повторяющие очертания триумфальных арок, особенно северный щипец (южный был закончен гораздо позднее), поскольку с этой стороны идущие с севера пилигримы попадали в помещение над мощами святого. В одном описании паломничества рассказывается, что перед собором располагался передний двор с навесом и большим фонтаном со львами, где паломники омывали себя перед входом в святое место.

Наружное убранство также претерпело ряд изменений. В XVII веке к нему были пристроены башни в стиле барокко, а в наше время перестроен внутренний двор. К сожалению, все элементы собора, за исключением щипцов трансепта, почти полностью утратили первоначальный облик в результате многочисленных переделок.

Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, — El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова — Azabacheria — был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова. Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.

Прежде об искусном внутреннем строении собора можно было судить уже снаружи. Но из-за того, что внешность его претерпела множество изменений и уже не производит прежнего впечатления - внутреннее убранство гораздо более, чем раньше, поражает воображение. Стены северного и южного фасадов с их высокими галереями расчленены несколько грубыми слепыми аркадами, сильно напоминающими ровную конструкцию акведука, тогда как восточная часть с алтарем отличается более богатым и детальным членением. В нижнем ярусе капеллы украшают частые полупилоны, перемежающиеся с глубокими лепными оконными проемами. В двух верхних ярусах алтарной части проходят слепые аркады. В то же время восточная стена трансепта, за исключением капелл, выглядит плоской. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Эта ограда была построена по приказу правоверного халифа Альмансора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К Иакову ведут две лестницы — поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к фигуре рукой и поцеловать ее в плечо. Паломники в этот момент просят Святого о заступничестве и об исполнении заветного желания, ради которого они проделали этот долгий путь. Каждое воскресение в соборе проходит торжественная служба, перед которой оглашается информация о вновь прибывших паломниках: сколько их прибыло, из каких стран, откуда начали свой Путь.

Внутрь собора свет проникает через окна в боковых нефах и галереях, а также через центральную башню. Таким образом, огромный неф не освещается напрямую. Ряд окон есть только в венце капелл, и этот прямой свет вносит немалую лепту в мистическое освещение санктуария и святых мощей мученика. К сожалению, в результате последующих перестроек невозможно было полностью воспроизвести первоначальное естественное освещение собора, но даже тот эффект полумрака, которого удалось добиться — поражает.

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах — скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!

От ботафумейро валят клубы благовонного дыма — по всей видимости первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников) Средневековое кадило, изготовленное на средства Людовика XI, было серебряным и поражало паломников избыточным декором, но в 1809 году его похитили и переплавили солдаты Наполеона. Нынешнее кадило было изготовлено местными умельцами в 1851 году из сплава латуни и бронзы, и покрыто слоем серебра.

В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.

Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места – «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор остается местом массовых паломничеств. Его называют «христианской Меккой». Здесь, в Сантьяго-де-Компостела, находится величайшая реликвия Испании – мощи святого Иакова, небесного покровителя страны.

Само название города – Сантьяго – связано с именем святого Иакова (по-испански – Сант Яго). Апостол Иаков Старший – «сын грома», как его именуют в Испании, был, как и его брат, апостол Иоанн, простым рыбаком и одним из первых учеников Христа. Рассказывают, что когда двенадцать апостолов двинулись во все концы Земли нести Благую весть, Иаков отправился проповедовать Евангелие в Испанию. В ту пору это была отдаленная римская провинция. Пройдя по дорогам Испании и создав здесь первые христианские общины, Иаков вернулся в Палестину. Там он был схвачен по приказу царя Ирода Агриппы и в 44 году обезглавлен. Ученики святого Иакова положили его останки в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.

Эта лодка чудесным образом была выброшена на испанский берег в устье реки Улья, на том месте, где ныне находится город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году живший здесь монах отшельник по имени Пелайо, ведомый путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. Не смотря на прошедшие восемь веков, они оставались нетленными. В 896 – 899 годах по распоряжению короля Альфонса III на месте находки над ковчегом была сооружена небольшая церковь, а само это место получило название Компостела – от латинского Campus Stellae – «место, обозначенное звездой».

Обретение мощей святого Иакова состоялось в чрезвычайно трудную и опасную для Испании пору: мавры покорили практически весь Пиренейский полуостров, в руках христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. И явление мощей святого Иакова было воспринято испанцами как знак свыше. Действительно, с этого момента началось движение мавританского завоевания вспять – Реконкиста. В результате арабы были изгнаны с Пиренеев, а святой Иаков стал считаться покровителем Испании. Старинные хроники рассказывают, что во время битв с маврами не раз видели святого Иакова в образе Белого Рыцаря, который с мечом в руках и боевым кличем «¡Santiago y cierra España!» обращал в бегство многочисленные толпы арабов. Таким в Средние века чаще всего и изображали святого Иакова испанские скульпторы: верхом на коне, поражающим мавров.

Со дня обретения мощей святого Иакова Компостела стала особо почитаемой святыней Испании. Эту традицию, как считают, установил император Карл Великий. Папа римский Каликст II даровал Сантьяго-де- Компостела привилегию на индульгенцию (полное отпущение грехов), тем самым приравняв этот город к Риму и Иерусалиму. Сюда нескончаемым потоком шли паломники из Франции, Португалии, Италии, Польши, Ирландии, Англии и других европейских государств. Путь из Европы на Пиренейский полуостров, который пешком преодолевали богомольцы, чтобы попасть в Святой город, получил название «Путь Святого Иакова». Его главная магистраль берет свое начало на юге Франции и через Пиренеи, минуя испанские города Логроньо, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, Белорадо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада и Вильяфранка-дель-Бьерсо, ведет в Сантьяго-де-Компостела. Ныне «Путь Святого Иакова» на всем своем протяжении объявлен памятником всемирного значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО.

Святого Иакова Компостельского, который первым предпринял дальнее странствие в Испанию, считали покровителем паломников. В средневековом искусстве он предстает то в образе путника в украшенной ракушками шляпе, с посохом и сумой, то как апостол в тоге и со свитком в руке, в окружении верующих. Подобно евангельским волхвам, ведомым путеводной звездой, идущие в Компостелу паломники по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании называют «дорогой святого Иакова». Согласно народному поверью, святой начертал его в небе, чтобы указать Карлу Великому в походе против сарацин.

Удивительный природный и культурно-исторический ландшафт, через который проегает «Путь Святого Иакова», сохранился до наших дней практически в неприкосновенности – с арочными мостами, переброшенными через горные потоки, поклонными крестами, паломническими церквами и часовнями, замками и крепостями, гостиницами и постоялыми дворами, старинными деревнями и городами, по улицам которых и в наши дни неторопливо шагают паломники с посохами, держащие путь в Компостела.

Открывающаяся перед глазами путника панорама города в один миг пленяет его, заставляя забыть об усталости и трудностях пройденного пути. Старинная Компостела – один из самых красивых ансамблей Европы, сохранившихся до наших дней. Сантьяго-де-Компостела называют «городом ста башен», «светочем христианского мира». А над его многочисленными башнями и шпилями ослепительно сверкают золотом купола сказочно прекрасного собора Святого Иакова.

Первый храм на могиле апостола Иакова был построен королем Альфонсом II и епископом Теодомиром в 829 году. Король Альфонсо III Великий в конце IX столетия заменил его на более красивую и значительную по размерам базилику, но в 997 году мавры под предводительством Аль-Мансура во время очередного набега разрушили церковь.

В 1078 году под руководством французского архитектора-монаха Бернара из Клюни началось сооружение нового собора. Оно имело несколько этапов (1077/78 – 1088 гг.; 1100 – 1128 гг.) и продолжалось несколько столетий. К 1521 году собор был в основном завершен.

Собор в Сантьяго-де-Компостела – наиболее важная постройка средневековой Испании. Его интерьер сохранил свой романский характер, хотя перестройки XVII – XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676 – 1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738 – 1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора – он носит название «Обрадорио» — и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля барокко в его испанском варианте – чурригереско. Восточный фасад, известный под именем «Асабаче» (завершен в 1770 г.), — работа архитектора Луиса Монтеагудо.

В центре западного фасада, в глубокой нише, установлена фигура святого Иакова. Порталы, обрамляющие входы в собор, богато украшены скульптурами XI – XVI веков. Наиболее древние рельефы можно увидеть на южных вратах – Пуэрта-лас-Платериас. Но самые значительные памятники искусства украшают «Портик Славы» — Портико де ля Глория, находящийся на западном фасаде, который мастер-резчик по имени Матео создавал на протяжении 20 лет (1168 – 1188 гг.). Это вершина романской пластики в Испании. Мастеру Матео, судя по всему, были хорошо известны скульптурные порталы Бургундии и Иль-де-Франса.

Портик увенчивает большое скульптурное изображение Бога Отца, держащего на коленях распятого Сына, посланного Им в мир во имя любви к людям. На колонне, на высоте поднятой руки, имеется пять углублений – их считают следом руки Иисуса Христа. Существует поверье, что на паломника, который вложит в эти углубления пальцы своей руки, снизойдет благодать Святого Духа.

Главные ворота собора – Святые ворота («Пуэтра Санта») – открываются только в «Святой год» — т.е. в год, когда 25 июля, день поминовения святого Иакова, приходится на воскресенье. Входящего внутрь храма изумляют его громадные размеры. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа – 24 м. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней – гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора – крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение.

В соборе действует музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX – XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

В соборе и вокруг него всегда многолюдно. За тысячу лет его существования здесь побывали миллионы паломников, в числе которых было и множество мировых знаменитостей – от святого Франциска Ассизского и папы Иоанна Пвыла II до писателя Пауло Коэльо и голливудской звезды Ширли Маклейн. Помимо гласного, Французского пути, существует еще несколько путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну Басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский – этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке – в Сантьяго-де-Компастела, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек – как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старая испанская пословица: «Все пути ведут в Компостела».

Статья из книги «Величайшие храмы мира». А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 576 с.

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Этот собор настолько изумителен и богато отделан, что на описание всех особенностей его экстерьера и интерьера потребовалась бы отдельная книга. Как минимум собор Сантьяго - это конечная точка паломнического пути св. Якова, одного из апостолов Христа, и место его последнего упокоения. Плюс к тому при длине внутреннего помещения в 97 м это самая большая романская церковь в Испании и одна из крупнейших в Европе.

Первая церковь на этом месте была выстроена в 829 г. до н. э. по приказу короля Альфонсо III Леонского, и уже тогда пилигримы потянулись к могиле святого. Церковь была разрушена до основания в 997 г. войсками кордобского халифа, и то здание, которое мы можем увидеть сегодня, датируется 1075 г. Точнее, основная его часть, которая строилась по архитектурному плану собора Сен-Сернена в Тулузе, одного из величайших шедевров романского архитектурного стиля во Франции. Строительство было долгим, и церковь освятили только в 1211 г., а впоследствии расширяли и дополняли в 16, 17 и 18 вв.

Внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной - но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган.

Надо сказать, что романскую постройку весьма оживляют более поздние дополнения, выполненные в готическом и барочном стилях. Каждый фасад может похвастать уникальным дизайном: барочный фасад на площади Обрадойро был завершен Фернандо де Казас Нова в 1740 г., другой барочный фасад Ачибекария был выполнен Ферро Кааверо и Фернандесом Сарелой, а впоследствии модифицирован Вентурой Родригесом. Фасад Пратариас, созданный мастером Эстебаном в 1103 г., и еще более интересный Портик славы с раннероманскими скульптурами были доделаны мастером Матео в 1188 г.

Портик славы, одна из наиболее прекрасных частей собора, создавался по заказу короля Фердинанда II Леонского. Он включает три полукруглые арки, которые ведут в три нефа церкви. Колонны арок венчают изумительные скульптуры фантастических животных и апостолов, а над центральной аркой можно увидеть замечательный скульптурный тимпан. На нём изображен господь-вседержитель в окружении евангелистов, ангелов и символических фигур и предметов.

Барочный фасад, который выходит на площадь Обрадойро, датируется 18 в. Его отличают большие окна и невероятное количество скульптурных украшений, включая статуи святых. Ко входу этого фасада ведет лестница 17 в., выполненная в ренессансном стиле по мотивам работы Джиакомо Виньола в палаццо Фарнезе. Две рампы лестницы окружают вход в старую романскую крипту 12 в., сработанную мастером Матео и носящую имя «Старый собор».

Именно фасад Обрадойро стал символом Сантьяго-де-Компостела, и в этом качестве его изображение помещено на задник испанских евроцентов.

Название южного фасада Пратариас переводится с галисийского как «ювелирно дело», «серебряные изделия». Это единственный романский фасад, сохранившийся в соборе. Он был выстроен в период с 1103 г. по 1117 г. и выходит на площадь, окружённую клуатром. По скульптурам этого фасада сразу можно определить его более раннее происхождение, хотя многие рельефы были добавлены сюда позднее, в 18 и 19 вв. В частности, в их числе детали разобранного фасада Ачибекария.

Последний же фасад отличается романским порталом, выполненным казначеем храма, Бернардо, в 1122 г. После пожара 1758 г. ворота были разобраны, и новый фасад возводился сперва в барочном, а затем в неоклассическом стиле. Венчает фасад статуя св. Якова 18 в.

Также два входа в собор - Порта-Реал и Порта-Санта - есть в восточном фасаде, который выходит на площадь Куинтана. Через первый в собор входили короли Испании.

Особенное восхищение вызывают башни собора, а среди них - Часовая башня, которую также называют башней Троицы или Беренгуелой. Она возвышается над местом встречи площадей Пратариас и Куинтана. Считается, что строительство башни началось в 1316 г. и затем продолжалось из века в век до конца 17 в., когда башня достигла высоты 75 м. Часы с четырёх сторон башни были помещены в 1833 г. и соединены с двумя колоколами (увы, сегодня на их месте висят реплики, сделанные в Нидерландах в 1989 г.).

Кадило собора - самое большое в мире. Оно весит 80 кг и достигает 160 см в высоту. Его спускают с потолка с помощью специального блочного механизма только по большим праздникам.

Интерьер собора заслуживает не меньшего внимания, нежели внешний вид. Здесь сохранились оригинальные сводчатые потолки и ряды очень высоких арок и полуарок. В целом относительно экстерьера внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной - но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган. А содержимое боковых часовен можно приравнять к собранию хорошего музея: статуи, картины и реликвии собирались в них столетиями.

Одна из самых священных реликвий находится в Капела-до-Реликарио, часовне Мощей: это золотое распятие 874 г., которое содержит частицу Истинного креста.

Конечная точка паломнического пути св. Якова - это крипта собора, расположенная под главным алтарём. Здесь можно увидеть фрагменты постройки 9 в. В крипте помещены мощи святого и двух его последователей, св. Теодора и св. Афанасия.

Практическая информация

Адрес: Praza do Obradoiro.

Время работы: собор открыт круглый год с 7:00 до 20:30. Музей при соборе работает ежедневно с апреля по октябрь с 9:00 до 20:00, с ноября по март с 10:00 до 20:00.

Кафедральный собор Святого Иакова в Риге является четвертой по величине церковью Риги расположенной в самом центре старого города (Вецриги), в двух шагах от исторического , по адресу: улица Екаба (Якова), 9 (Jekaba iela 9).

Церковь Святого Иакова стоит на узкой улице центра Риги и из-за того, что стены собора тесно примыкают к другим зданиям старого города, сделать полноценную и хорошую фотографию задача крайне сложная.

Рижская церковь Святого Иакова самая маленькая из церквей Вецриги. Но, не смотря на это, она знаменита своей устремленной в небеса стройной 80-ти метровой башней с зеленой верхней частью, увенчанной шпилем с наконечником в виде золотого петушка. Башня собора Святого Иакова имеет пирамидальную форму, характерную для башен рижских средневековых храмов. Это единственная подлинная готическая башня в городе, которая никогда не меняла своего первозданного облика.

В старой Риге есть несколько, а точнее три храма, чьи башни создают характерный, ни с чем ни сравнимый и величественный силуэт Старой Риги. Одним из этих храмов является конечно же сам собор Святого Иакова, второй, это самая красивая и знаменитая церковь Риги - , а третий - рижский . Именно три башни трёх этих Соборов возвышаются над всем старым городом, их видно из любой точки Вецриги, и совместно они образуют самый известный символ латвийской столицы. Исторический центр Риги просто невозможно представить без шпилей этих трех Соборов.

По своим размерам Церковь Екаба меньше двух других соборов - Домского Св. Петра. А всё потому, что два других собора строились для епископа и горожан и располагались непосредственно в городе, а вот собор Св. Якова изначально был возведен за пределами средневекового города для жителей предместья.

Собор Святого Иакова, латышское название Sveta Jekaba katedrale, немецкое Jakobskirche, также называют церковью Святого Екаба (Якова). Почему его так называют? Это понятно из латышского названия церкви.

Собор выполнен из кирпича бурого цвета. В своей архитектуре собор скрестил в себе готические черты и элементы романского стиля.

Собор Святого Якова является главным католическим храмом Латвии. Предположительным годом постройки Яковлевской церкви считается 1225 год. С момента постройки и до Реформации церковь принадлежала католикам. На протяжении нескольких веков, начиная с периода шведского владычества и заканчивая серединой 20-х годов прошлого века, Собор являлся кафедральной лютеранской церковью и служил центром духовной жизни латышского населения города Риги.

Если снаружи архитектура церкви сравнительно однородна для общего облика Риги, то внутри можно видеть смешение нескольких стилей, различных направлений средневекового зодчества.

Уникальным считался алтарь храма, созданный в 1680 году и перестроенный за ветхостью в 1902 году. Это самый ранний барочный алтарь во всей Латвии.

Помимо самой архитектуры и алтаря уникальным и довольно редким явлением для церквей выступает то, что в оформлении некоторых деталей присутствуют растительные орнаменты и цветы в виде клумб

Церковь Святого Иакова в Риге хоть и не велика, но красива, особенно её внутреннее убранство, производящее впечатление. До посещения данного Собора мы редко встречали цветы в церквях, а так чтобы присутствовали целые клумбы, воссоздающие сад, такого мы ещё не видели никогда.

Кафедральный собор Святого Иакова в Риге, мы со стопроцентной уверенность рекомендуем посетить всем гостям города.



просмотров