Сила души: качества и проявления. Христианская антропология

Сила души: качества и проявления. Христианская антропология

5 (2797) 3 4 6 лет

Сила души в ее качествах. Душа - это часть человека, которая чувствует, любит, заботиться. К людям с развитыми душевными качествами подсознательно тянуться, обычно к таким людям приятно в гости сходить, да и поговорить именно с ними хочется, когда что-то "наболело". Душевный человек выслушает, даст совет, да и просто находясь рядом с ним, становиться легче, стремиться поддержать другого для таких просто естественно.

Сила душ в том, что без их проявлений, было бы совсем тяжко жить. Сами понимаете, человек с развитым рациональными качествами совет дать может, но тепла не будет от него идти.

А душа есть у всех, просто может быть, что она закрыта и поэтому человек не проявляется душевно. В идеальном состоянии мы все душевные:)

    2 0

3 (928) 7 25 6 лет

многие вообще не понимают что такое душа... это не тучка что вылетает из тела... это то какой человек... ещё говорят "душевный человек" добрый, не самолюбивый и т.д. которому не наплевать на других... который редко раздражается и злится на окружающих когда даже есть за что... одним словом добрый... и не просто потому что покормил котёнка во дворе а добрый во всём и по отношению ко всем...

    2 1

6 (5578) 2 5 19 6 лет

попробую быть корректным:

Мозг человека интересный орган. все остальные органы, это способ существовать, контактировать, и тп...

Учёные констатируют что самые развитые люди в мире используют до 10% ресурса от мозга.

Что же такое оставшиеся 90% ? туда же и относиться душа.

У некоторых она в этих 10%, у других в тех 90 что больше не используются.

Теперь ответ на сам вопрос:

Сила души в её скрытых возможностях. Душа это другое понимание материи.

Людям с светлыми помыслами открываются невероятные возможности.

Ярким примером был серб, гражданин мира , Никола Тесла. Который проводил опыты в сознании, и в реальности воплощал идеи, без ошибок, без побочных эффектов.

Возможности души, зависят от силы души конкретного человека.

Душа своего рода наука, которую можно постигать и изучать.

    0 0

7 (35777) 5 21 159 6 лет

Сила в её наличии =)
Ведь душа - непросто что-то обобщённое.
Это наш внутренний голос, советующийся с нашей совестью и различными внешними (приобретёнными) человеческими навыками (например, терпение, трудолюбие, толерантность, чувство справедливости и ответственности).

Высшая степень, соответственно, - гармония. Гармония души и тела.

    0 0

3 (650) 2 3 6 лет

Душа и сознание - одно и тоже. Наш ограниченный мозг и авторитарное воспитание ограничевает проявление нашей души. Люди с правильным воспитанием получают все, что они хотят. В этом и есть сила души - создавать свою реальность.

    0 2

7 (25794) 3 9 38 6 лет

Не претендую на истину, но, по-моему, половина тут ерунду написали. Не надо путать душу с чувствами, эмоциями и тем более просто человеческими качествами. Имхо, у души не может быть какой-то силы. Сила - это способность что-то делать, творить дела. Душа не может что-то делать. Она составляет часть человека, но не является какой-то сокращающейся мышцой, которая сгибает конечности. Бывает вопреки разуму мы делаем нелогичные вещи - "по зову сердца". Сердце, чувства, эмоции могут быть сильными и могут быть мотивами к чему-либо. Душа "не командует" человеком, она слишком тонка для этого. Она просто есть. Или нет.

    В способности не изменить самому себе что бы ни случилось в жизни.

    лёжа человек длиннее на10-15%, но ели его ещё растянуть, то через 10-15 % от длины тела начнут рваться связки, но это ещё не смертельно. соответственно 20-30%

    Укус акулы в 20 раз мощнее человеческого

    Даздрапе́рма - имя, придуманное в СССР в послевоенные годы. Даздраперма - сокращение - расшифровывается как «Да здравствует первое Мая!».

    что копировать поведения собеседника,чтоб создовалось видимость.. что человек вдет в тебе себя.


    Это психологические приёмы не связанные с гипнозом.

    Типо как вначале копировать собеседника, а потом когда находишь с ним "контакт" начать меняться и человек меняется подстраиваясь под тебя.

    Если тебе кажется, что человек способен воспринять твою точку зрения, то почему бы и не поспорить... По крайней мере - лишняя разминка для ума лишней не будет, простите за каламбур... В споре рождается истина, как известно.
    А вот с людьми недалёкими спор будет пустым занятием.

    количество тупости ограничивается фантазией применения тупости тупостью

    за диплом...Темка,друг..Я ему диплом печатала...это было действительно искренне...А еще самое последнее пока спасибо было не так давно от моей лучшей подруги...она позвонила мне около двух ночи и попросила прийти не называя причину,но сказала,что ей плохо...я написала предкам записку,чтобы не волновались(не будить же их)и ушла из дома...чтобы было если бы спалили это все предки хз,но на тот момент мне было не до этого.воть..по-тихому ушла,вернулась домой часа в 4 вечера,когда все были на работе...никто не спалил..я рада.)

Загадочная человеческая Душа, сколько говорится о ней, сколько пишется, но все ли представляют, что это такое?

Человеческая Душа это тот светлый луч человеческого сознания, который сопровождает каждого в его жизни. Душа - это промежуточное звено между земным сознанием и истинной, Божественной, бессмертной сущностью человека.

Это энергетическая субстанция, сопровождающая каждого, с момента его рождения и до глубокой старости.

С семилетнего возраста, когда человек уже обязан отвечать за...

Мы воспринимаем свои проблемы слишком серьезно. Если мы научимся смеяться над ними, то станет гораздо легче жить.

Чувство юмора – дар божий, которым наделен каждый человек. С возрастом люди перестают относиться к жизни с легкостью и детской непосредственностью.

Они начинают отождествлять себя со своими проблемами, чем отдаляются от Бога и лишают себя возможности наслаждаться реальностью духовного.

Польза смеха в нашей жизни

Смех – это один из самых мощных способов изменить реальность. Он...

Взаимодействие духа и души несет в себе множество возможностей для развития. Если рассматривать дух как божественную искру Жизни, то душа - это вместилище чувств, эмоций, продолжение личности духа. Душа - еще и хранилище неявленной энергии, которая на пути реализовывается в тонких телах человека и выходит в мир в виде проявлений чувств, действий, творчества.

Душа - волшебный ларец многих аспектов силы, тем не менее, "душа" как термин сегодня имеет и другие оттенки, поэтому будем называть...

Души Русских людей рождаются в процессе вечной взаимосвязи между Земными Водами и Небесным Огнём. От этой взаимосвязи рождаются новые Чистые Белые Души, которые готовятся к воплощению на земле в Явном мире. Дева Жива - Богиня Джива, в Чистой Душе создает матрицу, т.е. образную четырехсотовую энергетическую структуру русской человеческой Души. В первую соту Богиней Дживой закладываются Мудрые знания о жизни на обитаемых землях, о мерностях пространств, набор чувств, желание созидать на благо рода...

Душа это шар духа, который формируется внутри тела. Если на физике человек живёт трёхмерно, то душа на астрале – вышестоящем плане развития по отношению к физике, живёт четырёх или пятимерно, там действуют другие законы.

Принцип астрала – сгущение материи внутри оформленного пространства. Душа собирает все атомы и молекулы, которые человек получает из окружающей среды, связывает их между собой и таким образом рождаются чувства или эмоции. Вот это движение частиц и называется душевной жизнью...

«Душа - это та часть человека, которая созерцает внутреннее „я”, видит истину и воспринимает дух и которая навечно возвышает человека над уровнем животных. Самосознание, как таковое, не есть душа. Нравственное самосознание - истинное самоосознание человека - образует основу для человеческой души, и душа является той частью человека, которая представляет собой потенциально непреходящую ценность человеческого опыта.

Характеристиками души являются нравственный выбор и духовное обретение...

Душа представляет собой внутренний мир, сознание и самосознание человека. Душа – это наши психические явления и стремления. Душа – это то, что присутствует в каждом живом организме, некоторые религии даже отождествляют душу и жизнь.

Отсюда вера в то, что душа может существовать вне тела: когда тело умирает, остается душа. Кроме того, в русском языке есть еще ряд значений слова «душа». Это и вдохновитель – «душа компании», и метонимическое обозначение индивидуума – «в помещении ни души», а в...

Всё ниженаписанное это результат небольшой охоты на самого себя. Всё ниженаписанное воспринимайте просто как гипотезу. Впрочем, как и любое чужое утверждение.

Душа – это даже не высокая частота, не так называемый тонкий план.

Частота присуща энергии, а душа это не энергия – это генератор энергии. Это то, что рождает всё. То есть душа не только не материальна, но и не энергетична и т. п. Мы не можем применить к душе ни одну из известных нам характеристик - как физических, так и духовных...

Предисловие

Дух и душа - это два полностью различных органа: первый принадлежит Богу, в то время как другой принадлежит человеку. Какими бы именами не называть их, они полностью отличны в сущности.

Ф. Б. Мейер когда-то сказал в собрании незадолго до своей смерти. Вот этот отрывок: "Удивительный факт, что никогда не было так много спиритизма вне церкви Христовой, как сегодня..., Разве не факт, что в более низкой части нашей человеческой природы возбуждение души весьма преобладает? В настоящее время атмосфера так заряжена всеми видами подделки, что Бог, кажется,призывает церковь прийти в более высокое место".


1. Скрытая сила души.

Что такое дух? Это то, что делает нас сознающими Бога и связанными с Богом. Что такое душа? Это то, что связано с нами непосредственно и дает нам самосознание. Что такое тело? Оно связывает нас с миром. Скоуфилд в своих коментариях к Библии, объясняет, что дух дает сознание Бога, душа дает нам самосознание, сознание мира дает нам тело. Лошадь и вол не ощущают Бога, потому что они не имеют духа. Они только ощущают себя. Тело дает нам сознаие мира, типа нашего наблюдения материальных объектов, ощущение горячего или холодного, и т.д. Вышеупомянутое относится к функциям духа, души и тела.

В нашем исследовании этим способом мы не излишне любопытны; мы только желаем знать то, что Бог фактически дал Адаму. "И Бог сказал: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..." (Быт.1:26). Слова "образ" и "подобие" могут казаться схожими по значению и могут поэтому показаться повторяющимися. Но в еврейском слово "образ" не указывает на физическое сходство, но означает моральное или духовное подобие. Некто пояснил это как: "преображение в подобие"; то есть "быть сообразованным подобию." Цель сотворения человека Богом - это преобразить человека в Его образ. Бог хотел, чтобы Адам был подобен Ему. Дьявол сказал: "будете как Бог." Но первоначальное намерение Бога состояло в том, что Адам должен быть преображен, чтобы стать подобным Ему. Из этого мы заключаем, что перед падением Адам имел в себе потенциал становиться подобным Богу. Он обладал скрытой способностью, которая делала возможным для него становиться подобным Богу. Он был уже подобен Ему внешне, но ему было назначено Богом стать подобным Ему нравственно (я использую слово "нравственно", чтобы указать, что это выше материального, то есть не просто указывает на хорошее поведение человека). Таким образом, мы показали, как много человечество потеряло через свое падение. Размер ущерба, вероятно, превосходит наше воображение.

Адам есть душа. Его дух и тело соединены в его душе. Та чудесная сила, которую мы только что упомянули, присутствует в душе Адама. Другими словами, живущая душа, которая является результатом соединения духа и тела, обладает невероятной сверхествественной силой. При падении, тем не менее, сила, которая отличала Адама от нас, была потеряна. Все же это не подразумевает, что больше нет такой силы; это только означает, что, хотя эта способность все еще в человеке, она тем не менее "заморожена" или приостановлена. Согласно Бытию 6, после падения, человек стал плотью. Плоть окутала все существо и поработила его. Человек был первоначально живой душой; теперь, пав, он становится плотью. Его душа, как предполагалось,должна была подчиниться управлению духа; теперь она подчинена власти плоти. Следовательно, Господь сказал: "Не всегда Мой Дух будет бороться с человеком, ибо он есть плоть" (Быт.6:3). Когда Бог здесь упомянул человека, Он назвал его плотью, поскольку в Его глазах, он был теперь именно таков. Следовательно, в Библии говорится, что "всякая плоть развратила путь свой на земле" (Быт.6:12); и еще "на плоть человека (имеется в виду святое миро помазания, представляющее прообраз Святого Духа) не изливай его" (Исх.30:32); и далее "делами закона неоправдается перед Ним никакая плоть" (Рим.3:20).

Почему я отмечаю это? В Откровении, 18 говорится о том, как будет в последние дни. Я указал в самом начале, как душа человека станет товаром в Вавилоне, как то, что может быть продано и куплено. Но почему с душой человека обращаются как с товаром? Потому, что сатана и его марионетка, Антихрист, желают использовать человеческую душу как инструмент для своих действий в конце этого века. Когда Адам пал в саду Едемском, сила оставила его. Но он не потерял эту силу совсем, она только теперь была похоронена внутри его. Он стал плотью и его плоть теперь сильно стеснила эту изумительную силу внутри него. Поколение следовало за поколением, так что в итоге эта исконная способность Адама стала "скрытой" силой в его потомках. Она превратилась в своего рода "скрытую" силу. Она не потеряна для человека, она просто связана плотью. Сегодня в каждом человеке, который живет на земле, скрывается эта Адамова сила, хотя она заключена в нем и не способна свободно выражаться. Все же такая сила находится в душе каждого человека также, как это было в душе Адама в начале. Так как сегодняшняя душа находится под осадой плоти, эта сила также как и дух заключена плотью. Работа дьявола в настоящее время состоит в том, чтобы возбудить душу человека и выпустить эту скрытую силу изнутри, как подделку духовной силы. Причина упоминания мною этого состоит в том, чтобы предупредить нас относительно особых отношений между душой человека и сатаной в последние дни.

Это происходит не только в Христианстве. Вавилоняне, Арабы, Буддисты, таоисты и Индусы все пытались их собственным способом выпустить силу, которую Адам оставил в нашей душе. В любой религии, используя разные средства или пути наставления, придерживаются общего принципа за всеми очевидными различиями. Этот общий принцип состоит в стремлении к внешней победе над плотью, чтобы освободить силу души от всех видов неволи для ее более свободного выражения. Некоторые уроки наставления, данные в этих религиях, направлены на разрушение преграды тела, некоторые на объединении тела и души, в то время как некоторые нацелены на укрепление души через учение, и таким образом на ее спсобность победить тело. Независимо от того, какие бывают пути, принцип позади них все тот же самый. Важно знать это, а иначе мы будем обмануты. Я не знаю, как люди информированы относительно изумительной энергии, бездействующей в душе человека, особождение которой, теперь связанной плотью, выразится явлением удивительной силы даже с достижением статуса "феи" или "Будды". Вероятно, все они информированы дьяволом, злым духом. Их разъяснения могут изменяться, однако основной принцип - тот же самый, то есть использование специальных средств, выпускающих силу души. Они не могут и не использовать тойже терминологии силы души, какая используется нами; но все же факт безошибочен. Например, в Буддизме и таоизме и даже в некоторых сектах Христианства, особая сверхествественная сила доступна каждому для исполнения чудес в исцелении болезней и в предсказании будущего.

Возьмем случай аскетических методов и дыхания в таоизме или даже самую простую форму абстрактной медитации: все они построены согласно одному принципу порабощения тела душе с целью освобождения силы последней. Неудивительно, что случается много чудес, которые мы не можем просто отклонить как суеверие. Буддизм был первоначально атеистическим. Гаутама Сидхарта был атеистом. В этом сошлось много ученых и критиков по учению Буддизма. Он верил в переселение души и также в нирвану. Не имею никакого намерения читать лекций по Буддизму; я только желаю показать почему и сколько чудес было в этой религии. В Буддизме есть учение о избегании мира. Те, кто принимают клятву Буддиста должны воздерживаться от брака и мяса. Они не должны убивать никаких животных. Через аскетические методы они могут в конечном счете достигать устранения всей пищи. Некоторые монахи высокой степени могут даже проникать в неизвестное прошлое и предсказывать будущее. Они делают много чудес волшебством Буддиста. Когда то, что они называют своей "сердечной кровью" течет, они способны предсказывать будущее. Привлечение всех этих различных способов воздержания и аскетических методов течет из одного единственного управляющего принципа: Буддист пытается сломать все физические и материальные оковы, чтобы высвободить свою силу души. Я знаю некоторых людей, моих сверстников, которые вступили в Клуб Единства. Их практикой и их товарищей по клубу является медитация и т.д. Они говорят мне, что каждая степень, в которую они вступают, имеет свою собственную величину света. Свет, который они чувствуют, следует за истиной, в которую они проникают. Я верю тому, что они говорят, поскольку они способны быть свободными от диктата тела и так высобождать силу, которой Адам обладал перед падением. В этом нет в действительности ничего экстраординарного.

Современная Церковь Христа наукологии, основанная госпожой Мэри Бейкер Эдди, отрицает существование болезни, боли, греха, и смерти (хотя Госпожа Едди уже умерла). Так как согласно ее учению нет ничего такого как болезнь, то всякий раз, когда кто-то заболевает, ему только нужно применять свой разум против любого признания боли и он будет исцелен. Это означает,что, если человек не верит в болезнь, то он не будет болеть. Также, если он не верит в грех, он не будет грешить. Тренируя волю человека, разум, и эмоции до абсолютного отрицания существования этих вещей, считая их как ложные и вводящие в заблуждение, он найдет их действительно несуществующими. Когда это учение было провозглашено, ему противостали многие. Врачи особенно выступали против него, поскольку, если бы это было истинно, то не было бы никакой нужды во врачах. Все же после их экспертизы исцеленных Христианской наукой, эти доктора были не способны объявить это ложным. Следовательно, все больше и больше людей верит этому; и даже многие известные ученые и врачи охвачены этим учением. Это нисколько не удивительно, тем не менее, так как есть резервуар огромной силы в душе, только ожидающей высвобождения из уз плоти.

Посмотрим теперь на это с научной точки зрения. Область психологии предприняла беспрецедентное исследование в этом веке. Что такое психология? Само это слово есть комбинация двух греческих слов: " psyche ", что означает душа и "logia", что означает говорить. Следовательно психология есть "наука о душе." Исследование, которым заняты современные ученые всего лишь исследование в части души нашего существа. Она ограничена этой частью, духа не касаются. Современная парапсихология началась с Франца Антона Месмера. Его первое открытие, сделанное в 1778, теперь известно как гипноз (гипноз практиковался самим Месмером). Его ученики превзошли его своими собственным открытиями, также как зеленый цвет, который извлечен из синего, превосходит синий. Некоторые из их экспериментов почти невероятны по результатам. Их метод не случайно состоит в том, чтобы освободить от уз ту скрытую силу в душе человека. Например, в ясновидении (сила видеть находящееся вне естественного диапазона человеческих чувств) или телепатии (общение, с научной точки зрения неизвестными или необъяснимыми средствами, такими как применение мистической силы), люди способны видеть или слышать или обонять вещи, находящиеся за тысячи миль от них. Говорят, что гипноз "является скалой, из которой были высечены все разумные науки."

До Месмера психическое исследование не было независимой отраслью науки; оно занимало только незначащее место в естествознании. Но из-за этих удивительных открытий оно стало отдельно стоящей системой. Я желаю привлечь ваше внимание не к изучению психологии, а к факту, что все эти удивительные явления получены через высобождение скрытой силы души человека, способности, которая была скрытой в человеке после падения. Почему она называется "скрытой" силой? Поскольку после падения Адама Бог не отнял у него этой "сверхествественной" силы, которой он когда-то обладал. Вместо этого, эта сила пала вместе с ним и стала заключенной в его теле. Сила была в нем; только она была невыраженной. Вот почему это скрытая сила. Феномены нашей человеческой жизни типа речи и мышления являются способностями, которые являются весьма замечательными; но скрытая сила, которая скрыта в человеке, также поразительна. И если бы эта сила была активизирована, то намного больше замечательных явлений проявилось в нашей жизни. Многие удивительные случаи, которые современные парапсихологи обнаруживают, никоим образом не связаны с их сверхествественным характером. Они просто доказывают, что скрытая сила души может быть высвобождена соответствующими средствами.

Список некоторых "открытий", которые были сделаны Месмером о элементарных знаниях таинственных сил, скрытых в человеческой оболочке, показывает, как удивительно это движение продвинулось и однажды человек обрел ключ. В 1784 году ученик Месмера открыл "ясновидение" как результат гипнотического сна и случайно пришел к "чтению мысли".

Телепатия, будучи общением между разумом и разумом средствами отличными от известных каналов чувств, позволяет человеку использовать его собственную психическую силу, чтобы установить мысль другого, не говоря ни слова. Гипноз, неврология и психометрия... и бесчисленные другие открытия следовали с годами. Теперь гипноз это искусственно вызванное подобное сну состояние, в котором индивидуум чрезвычайно восприимчив к внушениям гипнотизера. Не только человек, но даже и низшие животные могут также быть загипнотизированы. И психометрия является открытием в том, что разум может действовать вне человеческого тела и что "психометрически чувствительный" может читать прошлое как в открытой книге. Затем было открытие, называемое статуволизм, показывающее специфическое состояние, произведенное желанием, в котором субъект может "перебросить свой разум" в любое отдаленное место, смотреть, слушать, чувствовать, обонять и чувствовать вкус того, что происходит там. Затем пришло открытие называемое "патетизмом". Такразум может удалиться от сознания боли и исцелять болезни. В начале ученые только считали эти "открытия" как отрасли естествознания, но из-за умножения этих удивительных явлений, парапсихология скоро стала отдельной наукой. Для практикующих эту науку многие удивительные явления весьма естественны. Для нас верующих они даже более естественны, поскольку мы знаем, что они есть просто последствия высобождения скрытой силы души. Физиологи заявляют, что внутри человека существует огромная сила: сила самообладания, творческая сила, восстановительная сила, сила веры, сила оживления, сила возвращения к жизни. Все они могут быть высвобождены людьми. Одна книга по психологии даже идет намного дальше, заявляя, что все люди - боги, только, что этот бог заключен в тюрьму внутри у нас. Высвобождая бога изнутри, все мы становимся богами. Как подобны эти слова словам сатаны в Едеме!

Мы, наученные Богом, знаем, что эта способность - скрытая сила души человека, которая теперь связана в плоти через падение Адама. Эта сила пала с человеком так, чтобы по воле Божией она не могла использоваться в дальнейшем. Но воля сатаны в том, чтобы развить эту скрытую способность, чтобы дать почувствовать человеку, что он столь же богат как и Бог, как сатана и обещал. Таким образом человек начинает поклоняться себе, хотя косвенно это поклонение сатане. Следовательно сатана стоит за всеми этими исследованиями парапсихологии. Он использует все лучшее, чтобы извлечь скрытую энергию души для выполнения своей цели. По этой причине, все, кто развивают свою силу души, не могут избежать контакта и использования злым духом.

Эти удивительные явления в религии и науке - всего лишь проявление скрытой силы человека, которая в свою очередь используется злым духом. Они все следуют за одним общим правилом: прорваться через заслоны плоти и выпустить силу души. Различие между нами (Христианами) и ими находится в факте, что все наши чудеса выполнены Богом через Святого Духа. Сатана использует силу души человека, чтобы явить свою силу. Сила души человека - это рабочий инструмент сатаны, через который он совершает свой злой замысел. Бог же никогда не действует через силу души человека, поскольку она непригодна Ему. Когда мы возрождены заново, мы возрождены от Святого Духа. Бог действует Святым Духом и нашим обновленным духом. Он не имеет никакого желания использовать силу души. Начиная с падения Бог запретил человеку снова использовать его первоначальную силу души. По этой причине Бог, Иисус часто заявляет, как мы должны потерять нашу жизнь души, то есть нашу силу души. Бог желает, чтобы мы сегодня не использовали эту силу души вообще.

Мы не можем говорить, что все чудеса в мире ложны; мы должны подтвердить, что многие из них реальны. Но все эти явления произведены скрытой силой души после падения Адама. Как Христиане мы должны быть очень осторожны в этом последнем времени, чтобы не вызвать скрытую энергию души преднамеренно или невольно. Возвратимся снова к Священному Писанию в начале. Мы видим, что в конце веков специфическая работа, которую сатана и злые духи под его началом будут делать, состоит в торговле силой души человека. Цель состоит в том, чтобы просто наполнить этот мир скрытой силой души. Один корреспондент журнала «Победитель» сделал следующее сравнение: "силы psyche (душа) выстраиваются против сил pneuma (духа)." Все, кто имеют духовную проницательность и чувствительность, знают действительность этого заявления. Сила души мчится за нами подобно потоку. Используя науку (психологию и парапсихологию), религию, и даже неосведомленную церковь (в своем поиске чрезмерных сверхествественных проявлений и в ее неконтролировании сверхествественных даров согласно водительству Библии), сатана наполняет этот мир силой тьмы. Это всего лишь последняя и заключительная подготовка сатаны к появлению Антихриста. Те, кто по истине духовны (которые отклоняют силу души) ощущают как все вокруг них ускоряет оппозицию злых духов. Вся атмосфера так затемнена, что им трудно продвигаться. Однако, это также подготовка Божия к торжеству победителей.

Мы должны понять то, что такое сила души и что эта сила души может делать. Позвольте мне сказать, что перед возвращением Господним, вещи подобные этим весьма увеличатся, возможно даже больше, чем в сотни раз. Сатана совершит много удивительных вещей, используя эту силу души, чтобы обмануть Божиих избранных. Мы приближаемся ближе к времени великого отступления. "Времябыстро летит",- заметила миссис Пенн-Льюис. "Рука архиврага Божиего и человека находится на руле, и мир мчится к темному часу, когда на короткое время, сатана станет фактически "богом этого века", управляя миром через суперлюдей, чье появление не может задержаться."

Что такое сила души? Придя к Священному Писанию и под просвещением Святого Духа, верующие должны понять, что эта сила столь пагубная, что распространится по всем народам на земле и обратит весь мир в хаос. Сатана теперь использует эту силу души, чтобы подменить ею евангелие Божие и его силу. Он пытается ослепить человеческие сердца через чудеса силы души, чтобы они приняли бескровную религию. Он также использует открытия психических наук, чтобы бросить сомнение на ценность сверхъествественных случаев в Христианстве, заставляя людей считать последние аналогичными, и ни чем иным как только скрытой силой души. Он стремится заменить Христово спасение психической силой. Современная попытка заменять злые привычки и плохой характер гипнозом есть предшественник этой цели.

«Сила души против силы Духа - вот поле битвы сегодня. Тело Христа силой Святого Духа внутри себя, стремится ввысь. Атмосфера мира ожирела психическими потоками, за которыми сосредоточены воздушные противники. Единственная безопасность для дитя Божьего - это опытное знание жизни в союзе со Христом, в котором он живет в Боге выше ядовитого воздуха, в котором князь силы воздуха продолжает свою работу.

Моя надежда сегодня в том, чтобы помочь вам знать источник и действия скрытой силы души. Пусть Бог наставит нас фактом, что где есть сила души, там также есть злой дух. Мы не должны использовать силу, которая исходит от нас, мы должы использовать силу, которая исходит от Святого Духа. Будем особенно отрицать скрытую силу души, чтобы не пасть в руку сатаны. Ибо сила души через грех Адама уже подпадала под власть сатаны и стала его рабочим инструментом. Поэтому мы должны иметь великую осторожность против обмана сатаны.

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.

Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души

(Выписки из «Добротолюбия»)



Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной (святого Григория Паламы).

Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия сатаны. «Гневайтеся, сказано, и не согрешайте» (Пс. 4, 5). Это значит: гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на Диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестаем повелевать, чтобы разум правил ими (Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского О трезвении и молитве).

Разумная душа действует сообразно с своим естеством, когда пожелательная ее часть стремится к добродетели, раздражительная подвизается за нее, а мыслительная прилежит созерцанию сущего.

Душа тричастна, по словам нашего мудрого учителя (святого Григория Нисского). Когда добродетель бывает в мыслительной части, тогда называется осмотрительностью, сметливостью и мудростью; когда бывает она в пожелательной части, тогда называется целомудрием, любовью и воздержанием; когда бывает в раздражительной части, тогда называется мужеством и терпением. Дело осмотрительности есть воевать с противными нам силами, добродетелям покровительствовать, а пороки гнать. Дело сметливости есть все, способствующее нашей цели, устроять достодолжно, а дело мудрости созерцать телесные и бестелесные твари по всем отношениям. Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания; дело любви такою почти являть себя в отношении ко всякому лицу, носящему образ Божий, какою бывает она к Первообразу, хоть демоны покушаются иного унизить пред нами; дело воздержания с радостью отвергать все, услаждающее гортань. Дело терпения и мужества не бояться врагов и охотно переносить всякие неприятности (аввы Евагрия Главы о деятельной жизни).

Отцы сказали: «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную увядь воздержанием, разумную окрыли молитвою, и свет ума никогда не помрачится в тебе. Гневу узда благовременное молчание; пожеланиям неразумным умеренная еда; неудержимости помыслов единомысленная молитва» (Каллиста и Игнатия Ксанфопулов Наставление безмолвствующим).

Все Божественные заповеди полагают законы для троечастности души и делают ее здравою посредством того, что повелевают. Кто строго следует им, у того сия троечастность соделывается истинно здравою. Но против этой же троечастности души день и ночь ведет войну и диавол. Если же сатана ведет войну против троечастности, ясно, что он воюет чрез то против заповедей Христовых, ибо Христос чрез заповеди облагает законом троечастность души, то есть раздражительную, пожелательную и мыслительную силы души. И смотри: угроза, что «гневающийся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф. 5, 22) и следующие затем Его заповедания се врачевания раздражительной части. Эту заповедь и прочие, положенные вместе с нею, враг покушается низвратить внутри посредством помыслов любопрительства (склонности к словопрениям, спорливости), злопамятства и зависти. Знает этот противоборец (наш и Божий), что правитель раздражительной части есть сила мысленная. Почему в нее прежде и пускает стрелы посредством помыслов, подозрения, зависти, любопрения, сварливости, лукавства, тщеславия и склоняет мысленную силу сложить с себя свойственную ей власть и, отдав бразды самому раздражению, оставить его без всякого управления. Тогда раздражение, отбросив своего управителя, без удержи износит чрез уста в словах все, что прежде вложено было в сердце, что усокровиществовано было в нем дотоле посредством вражеских помыслов, при нерадении ума. (Затем сделано подобное описание брани в пожелательной и мысленной части души и в заключение говорится): Добре управляемая тричастность удерживает чувства от всего безместного. И тогда ум, пребывая в тишине, при управлении прочих сил по Божьему и при послушности их, удобно одерживает верх в мысленной брани. Когда же по невниманию допустит он прийти в смятение прочим силам, тогда, будучи преодолеваем прилогами лукавого, преступает он Божественные заповеди. За преступлением же заповедей всячески следует или соответственное покаяние, или мука в будущем веке (Преподобного Филофея Синайского 40 глав о трезвении).



просмотров