Самодельный плот для рыбалки с мотором. Как сделать плот из пластиковых бутылок: особенности строения, материалы. Из чего можно сделать плот

Самодельный плот для рыбалки с мотором. Как сделать плот из пластиковых бутылок: особенности строения, материалы. Из чего можно сделать плот

Опубликовано: 18.08.2017 Категория: Авторский очерк

Предпочитаете мелкие водоемы? Задумываясь о речном походе или о том, учитывайте одну возможность. У воды не обязательно стоять. По «водной артерии» лучше передвигаться. Пытаясь «оседлать» реку, не ищите лодку. Согласитесь – места в ней не хватит, если вы отправляетесь с веселой компанией. Рафт? Дорогое хозяйство не оставишь в пункте назначения. Нужна машина на финише. Кто будет вас там ждать?

Ознакомьтесь с советами, как сделать плот своими руками. Найдите «пиратов» – оптимистов. С ними вы соорудите плавательное средство «из ничего».

Как сделать плот своими руками. Дерево

Мы предлагаем сэкономить как время и силы, так и деньги. Узнав на практике, как сделать плот своими руками, вы поймете, что потратили на подготовку к сплаву не более 5 часов, а достигнув цели вашего тура, просто забрали вещи и поехали домой.

Самый древний метод постройки такого транспорта связан с древесиной. Как сделать плот из дерева своими руками? Нужно связать между собой толстые бревна плотной бечевой, а затем соединить их, прибив сверху клеть из досок, которые вы «приобрели» бесплатно (у контейнеров, на стройке, на даче, во время перестилки полов…).

К сожалению, для тех, кто живет в степной местности или в полупустыне, стволы деревьев станут очень дорогим компонентом. Всегда можно насобирать валежника. И все же он не подойдет в качестве «удерживающего» (нижнего) слоя чуда-корабля. Связку кряжистых стволов сухих деревьев (или веток) быстро «порвет» течением или ударом о берег. К тому же они выдержат не более одного пассажира.

Как сделать плот своими руками. Подручные материалы

Продолжая думать, как сделать плот своими руками другим способом, изобретательные представители человечества обратили внимание на кучу предметов, способных удерживать в себе большие объемы воздуха. Главными «специалистами» по таким делам являются автомобильные камеры. Всего два таких кругляша (вынутые из колес грузовика среднего размера) могут свободно удержать на плаву 800 килограмм!

Сделать плот из камер куда проще, чем вам кажется. У кого-нибудь из знакомых они всегда найдутся в гараже… Остается только выложить их таким образом, чтобы клеть из досок равномерно поддерживалась ими снизу (камеры должны быть расположены под всеми углами).

Твердо решив сделать плот из камер, требуется продумать, как прикрепить собранный из подручных материалов «верх» к резиновому «низу». Клеть с настилом (его реально наклепать из любого мусора) обязана прочно монтироваться к «спасательным кругам» прочной веревкой, широким строительным скотчем, капроновыми ремнями (сразу всем).

У вас набралась толпа авантюристов-попутчиков и «тонны» вещей? Надо найти способ все ЭТО не потопить. В таком случае сделать плот из бочек – самая правильная альтернатива. Жестяные бочки из-под горюче-смазочных или прочих материалов в большом количестве валяются в гаражах ваших друзей, на свалке, на складах магазинов и оптовых баз. Главное – тщательно промыть такую тару, нейтрализуя экологически вредные вещества. Потом завинтите крышки. Такую «водную подушку» помещают в деревянные рамки – в распор. Настил монтируется с такими рамками по-разному.

Брать на такой борт можно сотни килограмм. Используя шесть 25-литровых бочек, реально перевозить на плоту от 8 взрослых туристов с поставленными палатками. Бочек должно быть больше на том конце, где стоит ваш «палаточный городок» со всеми вещами.

Бывает ситуация, когда под рукой не оказалось ничего из вышеперечисленного. Что ж, не беда. В каждом доме (в сарае, на даче, в отдельном контейнере на «мусорке») современный горожанин найдет десятки бутылок ПЭТ.

Пластиковый плот наиболее дешев. Есть смысл мастерить ряды из бутылок, вставляя их друг в друга.

Но это долго – верх каждой посудины придется резать… Да и время крепления таких «труб» к «палубе» большое.

Пластиковый плот легче сотворить, равномерно заполнив закрытыми бутылками 25-ти или 50-килограммовые мешки из-под сахара. А сами эти мешки необходимо равномерно привязать в разных углах деревянной клети, прочно стягивая всем, чем только можно.

Как сделать плот своими руками. Подводный парус

Вы уже изготовили «ковчег» нужного вам размера, запаслись веслами и собираетесь спустить его на воду? Не спешите. Мы открыли вам еще не все секреты. Помните – есть реки с настолько сильным течением, что эту стихию преступно не использовать! Поняв как сделать плот своими руками, следует добавить фарта, изучив пользу от такого изобретения как подводный парус. Когда он будет готов, вам только останется подгрести к середине реки и понеслась – ваш счастливый коллектив догонит все «моторки».

Подводный парус – это всего лишь сужающееся книзу полотно не более метра высоты. Оно должно быть изготовлено из плотного брезента или прочного искусственного волокна (ткань из натурального материала порвется о первую же корягу). Желательно его еще и обшить по краям – ведь ему предстоит столько всего испытать.

Подводный парус следует подвязать к прочно привинченному заднему ограждению. Он должен провиснуть в воде. В самом его низу приделайте карман (обшейте образовавшиеся в процессе зауживания складки). Он необходим для булыжника. Груз будет распрямлять ваш подводный «гаджет», в разы увеличивающий скорость. Кстати, если поменять булыжник на тяжелый кирпич (или 2 кирпича – в зависимости от глубины, ветра и скорости речного потока), то получите еще и якорь.

Плот – это достаточно простое средство для передвижения на воде, которое часто используют рыбаки или туристы в походах. Такие приспособления изготавливают из разных материалов. Наиболее популярным и эффективным считается плот из бревен. Конструкция его совершенно доступная, поэтому сделать деревянное устройство для плаванья можно своими руками.

Деревянный плот имеет несложное строение. Основными составляющими элементами его являются:

  1. Понтоны. С помощью такой детали плавсредство держится на поверхности воды. Изготавливаются плавучие понтоны из легкого материала, плотность которого намного меньше чем плотность жидкости.
  2. Каркас. Основа плота представляет собой прочные установленные поперек или вдоль элементы, способствующие соединению всех частей плавучей конструкции. При строительстве каркаса следует учитывать его вес и жесткость. Слишком тяжелые детали основы делают плот неудобным для спускания на воду. Жесткость устройства необходима для сохранения формы каркаса, от которого зависит целостность всего приспособления для плавания.
  3. Механизм управления. Чтобы направить плот в нужную сторону устанавливаются такое элементы регулировки как весла большого размера – греби, киль или шести. Вид механизма управления подбирается в зависимости от того на какой глубине будет использоваться плот и какое течение в водоеме.
  4. Элементы для подстраховки. Во время быстрого хода плота или в случаях удара его об твердую поверхность для обеспечения безопасности пассажиров требуются страховочные приспособления. Это могут быть детали механизма управления, за которые можно держаться руками или специальные опоры препятствующие выпадению людей в воду.
  5. Покрытие плавсредства. Настил на плоту устанавливают не всегда. Такой элемент конструкции используют для внешнего оформления устройства для плавания и с целью создания комфорта. Материал для покрытия плота должен быть достаточно прочный.
  6. Приспособление для вещей. Некоторые плавсредства оборудуют специальным накрытием в виде палатки. Такое устройство позволяет хранить вещи в дождевую погоду. Чтобы багаж не упал в воду, его привязывают веревками.

Все ценные предметы перевозятся ярких в непромокаемых пакетах, чтобы их было легко найти даже в реке.

Выбор и подготовка материала

Бревна – это самый распространенный материал для строительства плота. Дерево обладает прекрасными плавучими характеристиками. К тому же материал довольно доступный.

Древесина для плота должна быть:

  • сухой;
  • ровной;
  • без сучков;
  • легкой.

Дерево с высоким содержанием влаги плохо держится на воде. Чтобы проверить качество бревен следует ударить по ним топором – достаточно сухая древесина издает звонкий звук.

Самым легким материалом считается бальзовое дерево. Его совершенно просто обрабатывать. Но такая порода растет в тропиках. Поэтому чаще всего используется сухая сосна или ель. Бревна подбираются диаметром не меньше десяти и не больше тридцати сантиметров.

Чтобы подготовить дерево для плота следует обрезать топором все ветки и осмотреть на наличие расколов и сучков. При необходимости осуществляется выравнивание древесной поверхности.

Определение грузоподъемности плота

Чтобы плот надежно держался с пассажирами на воде, следует перед сооружением сделать проверку характеристик будущего плавсредства. Такие расчеты позволяют узнать необходимое для строительства количество древесинного материала.

Основной целью вычисления является определение грузоподъемности плота. Для расчета необходимо:

  1. Установить суммарный вес всех пассажиров и снаряжения. Полученную величину умножить на коэффициент запаса плавучести. Такой показатель немаловажен при расчетах. При его достаточном значении плот не преклоняется во время перемещения по нему членов группы, а также без проблем проходит по бурным участкам реки и водоворотам. Оптимальным коэффициентом запаса плавучести считается 1,5. Для водоемов с сильным течением и наличием больших камней, создающих препятствия показатель увеличивается до 2,5.
  2. Выявить диаметр. Для пяти человек достаточно подбирать бревна с диаметром тридцать сантиметров. При перевозке большего числа пассажиров требуется более крупное дерево с диаметром сорок сантиметров.

Грузоподъемность плота можно определить с помощью такого уравнения:

В такой формуле D – это длина бревен, N- их количества и A – грузоподъемность погонного метра бревна. Последняя величина берется из специальных установленных таблиц.

Произвести подсчет объема бревен согласно формуле Q = G/ (1 – U). При этом Q – это объем древесины в метрах кубических, G – требуемая грузоподъемность и U – удельный вес деревянного материала. Последний показатель для сосны составляет 0,19- 0,35, а для ели – 0,3-0,44.

Технология строительства

Соорудить плот из бревен достаточно несложно. Плавсредство может сделать своими руками практически каждый имеющий небольшие навыки в плотницком деле.

Необходимые инструменты и материалы

В процессе строительства плавсредства из бревен не обойтись без таких инструментов по дереву:

  • топор;
  • молоток;
  • пила;
  • острый нож.

Также требуется приобрести элементы крепления:

  • лианы;
  • гвозди;
  • веревки.

В качестве материалов используются:

  • сухие бревна;
  • деревянные балки.

Для настила можно взять фанеру, доски или кору.

Установка бревен

Сооружение плота лучше всего осуществлять возле водоема, так как конструкция, особенно для большого количества человек может быть очень тяжелой.

Чтобы сделать простой плот самостоятельно необходимо:

  1. Разложить подобранные бревна возле воды так чтобы тонкий материал был в середине, а более толстый по краям. Такое размещение позволит повысить прочность всей конструкции.
  2. Сверху установить поперек деревянные балки. Закрепить их можно с помощью гвоздей, лиан или обвязать предварительно намоченными в воде веревками. Балки фиксируются как сверху, так и снизу уложенных в ряд бревен. При этом следует внимательно следить, чтобы не было в конструкции щелей и зазоров. Поперечные балки должны быть немного длиннее бревен.

После этого крепится рулевой механизм и по необходимости устанавливаются небольшие ограждения по краям плавсредства.

Закрепить бревна можно также специальным стальными скобами. При этом не требуется сооружение каркасной основы.

Крепление настила

Настил монтируется на уже зафиксированные бревна. Листы подобранного материала крепятся так, чтобы получилась ровная гладкая поверхность.

Спуск плота на воду

При строительстве плота возле водоема совершенно несложно спустить его воду. Рекомендуется начинать выкладку бревен на одном уровне с берегом. Это позволит без затруднений передвинуть плавсредство к реке.

Легче всего проводить спуск на воду плота сооруженного на подпорах, расположенных параллельно руслу водоема. Такую конструкцию следует просто подкатить реке.

Маленький плот для троих

Сделать небольшой плот можно из бревен диаметром до тридцати сантиметров. Сооружение его состоит из таких этапов:

  1. Подобрать ровные бревна длиной около трех с половиной метров. Все очищенные от веток и обрезанные древесные стволы должны точно совпадать по размеру так чтобы при укладке их в ряд получилась ровная поверхность.
  2. Два отдельных бревна уложить параллельно к устью реки в качестве направляющих. Такие опоры должны быть достаточно ровные и одинаковые по объему.
  3. С двух концов и сторон бревен вырезать пазы. Они должны у каждого бревна находиться на одном расстоянии от края так, чтобы при выложенной конструкции образовался одна сплошная линия. Расположение верхних пазов должно быть недалеко от края, а нижних немного направлено к середине бревна.
  4. Подготавливаются деревянные перемычки длиной на тридцать сантиметров больше ширины выложенных бревен.
  5. Перемычки просовываются через пазы сначала в нижней части конструкции, а после устанавливаются сверху плота.
  6. Производится обвязка лианами или веревками выдувающих краев перемычек. Такую фиксацию выполнять необязательно, так как при спуске на воду дерево набухает и крепко фиксируется в вырезанных пазах.

Сверху укладывается настил. По желанию делаются из реек опоры для накрытия шалаша.

Хранение и уход за деревянным плотом

Чтобы плавсредство из бревен можно было спускать на воду не один раз следует придерживаться правил хранения и ухода за ним:

  1. Не оставлять плот длительное время в воде. После использования устройства для плавания следует сразу вытаскивать его на берег. Для этого используют направляющие бревна. Они облегчают передвижение конструкции по суше, и предотвращают от налипания грязи на нижнюю часть плавсредства.
  2. После каждого плавания проводить просушку. Чтобы дерево не портилось, следует, перед тем как поместить плот на хранение дать ему полностью просохнуть. Чтобы древесина не гнила, рекомендуется обрабатывать ее специальными водоотталкивающими пропитками.
  3. Хранить плот следует в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для этих целей хорошо подойдет сарай. Если нет такой возможности, то плавсредство размещают на улице, при этом укрыв его полностью брезентом. Снизу плота подкладываются доски или бревна для создания вентиляции.

При правильной эксплуатации плавательное приспособление прослужит долгие годы, не изменив своих первоначальных характеристик.

Плот из бревен является удобным плавсредство, которое позволяет надежно передвигаться по различным водоемам. Сделать его можно самостоятельно придерживаясь точной технологии строительства. Если оборудовать верхнюю часть в как укрытие от дождя, установить управляющий механизм и позаботится об элементах безопасности, то можно смело отправляться в небольшое путешествие с друзьями по реке.

Порой в голове рождаются просто сумасшедшие идеи. Одной из таких может быть спуск по реке на самодельном плоту. Не нужно сразу же откидывать подобные мысли, ведь они могут перерасти в замечательное приключение, которое можно будет потом вспоминать всю жизнь. В общем, стоит серьезно задуматься над такой затеей. Но для такого путешествия понадобится хоть какое-то плавательное средство. Есть одно решение - это плот. Многие задаются вопросом: ""Как сделать плот своими руками?". Благодаря ему можно легко и быстро спускаться по воде. Как сделать плот, из каких материалов - ответы на эти и другие вопросы в данной статье.

Что такое плот?

Наверняка все в детстве знали, как сделать плот из бумаги. На нем можно было перевозить камушки и фигурки, устраивать соревнования: кто первый проплывет и так далее. Но теперь можно и самому отправиться в путешествие по реке, воплотив детскую мечту.

Плот - это простейшее плавательное средство, благодаря которому можно довольно быстро перебраться на другой берег или спуститься по течению. Его можно использовать в разных целях: для выживания, развлечения, участие в любительских соревнованиях, в каких-то экологических акциях. Спектр применения плота довольно-таки велик. В чем его преимущество перед лодкой? В том, что сделать его очень просто, а удовольствия получаешь не меньше. Плот легкий, поэтому его проще перевозить или переносить. Итак, как сделать плот своими руками?

Немного про материалы

Как сделать плот, когда нет никаких материалов? А для создания и не нужно много всего. Нужно подумать: какой материал очень легкий, одновременно дешевый и распространенный? Пластиковые бутылки прекрасно подходят под все параметры. Их можно найти даже на берегу той самой реки. После отдыхающих остается много мусора, который бы пригодился для такого дела.

Для придания еще большей плавучести можно использовать пенопласт. Он тоже легкий и дешевый. Наверняка у каждого остались коробки из-под телевизора или холодильника, в которых завалялись куски пенопласта.

Дерево - прекрасный материал для плота. В старину, когда не было пластиковых бутылок, такое плавательное средство делали только из него. Но в наше время делать плот только из дерева необязательно, если есть пластиковая тара. Характеристики этого замечательного материала пригодятся для "палубы" самого плота.

Как сделать плот из пластиковых бутылок?

На самом деле здесь нет ничего сложного. Но перед тем как сделать плот, нужно решить, сколько людей на нем поплывет. Это важный вопрос. Лучше всего ехать одному, так как сделать плот для одного человека проще, чем на двоих. Чем меньше плавательное средство, тем оно будет крепче и надежнее. Меньше шанс, что развалится.

Приступаем к работе

Вариантов того, как сделать плот из бутылок, довольно много. Поэтому каждый вправе дорабатывать свою конструкцию так, как ему удобно. Первым делом нужно подготовить материалы. У нас это пластиковые бутылки. Нужно тщательно их осмотреть на предмет дырок. Они должны быть целыми, иначе в них попросту наберется вода. Каждая пластиковая бутылка должна быть крепко закручена крышкой и наполнена воздухом. Это означает, что она не должна быть сплюснутой. Чем больше в таре воздуха, тем более плавучим будет сам плот. Когда все будет готово, можно приступать к работе по созданию плавательного средства.

Создаем плот

Одной единицей при строительстве будет блок из бутылок. Сделать его очень просто. Для этого понадобится четыре бутылки. При соединении их между собой получается квадрат. Именно он нам и нужен. Конструкция из таких вот блоков получится очень крепкой и надежной. Самое главное - способной к быстрому ремонту. Если что-то случится с блоком, то он легко вынимается и заменятся на новый. Поэтому такая легкая схема очень проста в обслуживании и эксплуатации.

Скреплять бутылки в блок нужно с помощью водостойкого скотча. Для большей безопасности лучше всего подстраховаться веревкой. Главное - скрутить их плотно, чтобы было жестко, иначе блок опять-таки развалится.

Теперь нужно сделать просто делать блоки. Сколько их понадобится, зависит от размера плота и его грузоподъемности. Но лишние не пропадут. После того как будет изготовлено достаточное количество блоков, можно приступать к образованию секций. Это уже следующий этап в делении плота. Одна секция состоит из нескольких блоков. Формируется она по ширине плавательного средства. Если в ширину оно будет как четыре блока, то одна секция будет объединять в себе их. Такое деление тоже облегчит соединение всех элементов между собой и замену испорченных бутылок.

Таким образом, блоки объединяются в секции, которые потом скрепляются в плот.

Как сделать палубу плота?

То, что расположено сверху, можно назвать палубой. Это важная часть, на которой будет находиться человек со всем своим снаряжением. Основа состоит из двух больших деревянных балок, подходящих под длину плота. Затем сверху крепятся поперечные доски. Их можно устанавливать через каждые сорок-пятьдесят сантиметров. К этим поперечинам потом нужно будет с помощью веревок и скотча прикрепить часть из бутылок. Для большего удобства лучше всего положить листик ДСП или фанеры, чтобы он покрыл всю площадь плота. Таким образом, получилась ровная поверхность, на которой комфортно сидеть. Чтобы все не промокало, лучше всего застелить этот листик плотным брезентом. Также хорошо будет соорудить себе что-нибудь наподобие шалаша, чтобы не испечься на солнце.

Для того, чтобы ответить на вопрос как сделать плот из бревен вам потребуется приготовить сухую сосновую или еловую древесина. Если вы постучите по ней топором, от неё будет исходить звонкое звучание. Для этого дела совершенно не годятся сухие элементы со старой древесиной. Так дерево стремительно отсыреет, а сам плот пойдёт ко дну. Чтобы вычислить удельную массу, надо с торца дерева пилой устраняется небольшой кусок – порядка 10 см. Затем поместить плашмя в воду. Если этот кусок углубится на 5-6 см, то эта древесина оптимальна для сооружения плота.

Для того, чтобы узнать как сделать плот используем брёвна, чей максимальный диаметр — 25-30 см, а наименьший — 10 см.

Чтобы грядущий плот из бревен имел превосходную стойкость, тонкие лесины сосредотачиваются в средней зоне, а толстые – по бортовым сторонам. Если брёвна для плота кривоватые, то они ставятся кривыми местами вниз.

Допустимые пустоты между брёвнами – 2-4 сантиметра. В противном случае плавсредство получится слабоустойчивым и инертным к всплыву и правильно сделать плот не получится.
Брёвна укладываются на стапеле, затем они раскатываются в стороны, и обозначаются их верхушки.

На минимальной отдалённости в 80 сантиметров от торца на центральном бревне создаются пазы (пилятся и вырубаются). Обязательная позиция нижних пазов – нахождение на одном уровне. По глубине они должны доходит к середине бревна – важнейший критерий. В обратном случае, забивая клин, вы рискуете сколоть запиленную древесину. Для образца применяется особый торец. Она вытёсывается из сырой берёзы. Она своим серединным участком ложится в уже предназначенное бревно.

В имеющийся на нём паз она беспрепятственно внедряется сверху. Так сделать плот своими руками будет гораздо легче. Её нижний широкий участок заполняет верх паза. Между её наклонной стороной и пазовой стенкой вбивается клин. Критерии по клину: деревянный и сухой. Ронжины должны помещаться в одну плоскость. Для того, чтобы наглядно понять как делать плот можно посмотреть видео ниже:

Применив образцы, можно сделать аналогичные пазы на оставшихся брёвнах. Они по очерёдности крепятся клиньями к центральному бревну. Перед укладкой крайних брёвен в них создаются несколько иные пазы, предназначенные для ваг. Ещё вырезаются три специальные стойки с наибольшей толщиной 10-12 см, высотой – 60-70 см.

На них затем натягивается основная верёвка. Вместо верёвки можно полагаться на вариант с проволочными скрутками или верёвочными стяжками. Сделать плот таким образом гораздо легче.

На спокойных реках лучше задействовать конструкцию «П» подобного образца. Предварительно в рабочие брёвна вертикально врезаются две стойки. Затем на них надевается подушка. Её необходимо расклинить и выпилить в ней участок для гребли. Чтобы исключить сколы этих стоек, их лучше сосредоточить на 50 см от кормы и носа.

На буйных и сложнопроходимых реках рекомендуется воспользоваться вариантами, имеющими металлические каркасы. Для их создания применяются модули и муфты. Длина модулей допускается различная. Тип муфт – фасонный. Для того, чтобы сделать плот понадобится много усилий. Придётся немало сверлить. Есть необходимость в навыках токаря и сварщика.

Зато сделать плот из бревен удастся легким в плане сборки и разборки. Для упаковки его каркаса нужна пара байдарочных чехлов. Для упаковки весел понадобится отдельная тара.
Интересно, что такой каркас можно преобразовать в два небольших плота, даже катамаран. К нему можно присоединять автокамеры и рабочие зоны. Последние ставятся на 30 см ниже рамы. Так снижается центр тяжести.

Интересен и вариант если сделать плот , на конструкции которого поперечно устроены поплавки. Создавать его довольно просто. Ему свойственна отличная остойчивость. На нём можно использоваться всякие настилы и сетки. К нему можно присоединять и какие-нибудь надувные компоненты. Этот тип плотов задействуют для плавания по различным рекам.

Его каркас создаётся с применением троса с параметром 6 мм и модулей с длиной 200 см. Соединительными элементами этих модулей являются шарниры. Здесь получается прогиб на 20 градусов. По массе каркас доходит до 80 кг. На значительных валах вероятны разрывы тросов.

Когда вы затеваете летний отдых на озере или реке, задумываете досуг на тамошнем берегу или скромные водные прогулки, вам можно соорудить мелкосидящий плот на 5-6 персон. При этом учитываются и их рюкзаки. Подобный плот из бревен также будет характеризоваться прекрасной стойкостью и на крутых волнах.

Главные составляющие для того, чтобы сделать плот с поплавками:

Резиновые покрышки (или бочки). Число: 6-10, диаметр – 100-150 см;
элементы алюминиевых частей и трубок;
древесина, число – 7 штук, по длине 3 — 500 см, 4– 170 см, диаметр всех – минимум 6 см;
стальные листы шириной 1 см.

Итак, как сделать плот такой конструкции? Обозначенные шесты меньшей длины (170 см, 4 штуки) расположите параллельно друг другу. Дистанция между первым и вторым, третьим и четвёртым шестом – 150 см, между вторым и третьим – 200 см.

На них перпендикулярно ложатся три более длинных шеста (500 см). Дистанция между ними 50-60 см. Эти шесты крепятся к другим шестам гвоздями.
Далее следует создавать основную палубу с мостиками. Здесь такие мостики – это три щита из организованных в подбор стволов дерева.

Палуба основана двумя шестами в 170 см, на них ложатся обрезки досок. Их толщина – 2 см. Они также соединяются с шестами гвоздями. По такому же принципу делают и «капитанские» мостики.

Опорные элементы для тента здесь – это ивовые прутья. И собирается сам плот из бревен только после установки этих элементов. Сделать плот таким образом не так уж и сложно.

Применяемые автокамеры обязательно накачиваются. К основанию они привязываются верёвками. Далее следует установка основной палубы. Борта получаются их обтесанных шестов (4 штук). Тент творится из полиэтилена.

Опорные части рулевых вёсел сосредотачиваются диагонально именно на мостиках. Здесь процесс движется по такой схеме: на мостик сзади кладётся опора по левой стороне, а на мостик спереди – по правой.

После чего в дело вступают три указанные трубы (дюралюминиевые). Из них и выгибаются опоры. Для закрепления нужны стальные полоски.
Гребни производятся из других шестов, чья длина составляет 250 см. Лопасти творят из фанерных, либо алюминиевых листов. С их параметрами нужно определяться самостоятельно.

Плот - это прежде всего средство сплава или переправы. Он менее маневрен, тихоходен и может использоваться только на достаточно глубоких реках, с быстрым течением, на которых нет непроходимых завалов. Обладая такими положительными качествами, как плавучесть, прочность, остойчивость, стойкость к волне, плот позволяет успешно преодолевать сложные естественные препятствия, характерные для горных и таежных рек.

Среди многих конструкций плотов, используемых в путешествиях, можно выделить несколько типов которые отличаются размерами, способами связывания и основными материалами, обеспечивающими плоту необходимый запас плавучести.

Наибольшее распространение получили плоты, основание которых вяжется из сухих стволов ели, лиственницы, кедра, пихты и др. Для постройки такого плота достаточно иметь пилу, хороший плотничий топор и необходимые навыки работы с инструментами. При наличии подходящего строительного, материала даже немногочисленной группе вполне по силам изготовить прочное и надежное судно, способное не только поднять их вместе с грузом, но и послушное в управлении.

Для плавания по небольшим, несложным рекам строятся легкие плотики, рассчитанные на двух-трех человек. Плотики могут быть использованы также для рыбной ловли, переправ и при прохождении участков реки, ограниченных завалами или непроходимыми порогами. К постройке плотика часто прибегают в целях экономии времени: связать пять - семь бревен длиной 3-4 м - дело не такое уж сложное. Иногда здесь преследуется и другая цель: в верховьях реки, там, где глубина незначительная, такой плот более удобен для плавания, так как имеет меньшую осадку.

Для плавания по порожистым, горным, таежным рекам используются более прочные и тяжелые плоты, обладающие значительной грузоподъемность» остойчивостью и надежностью связей. Управление ими - дело сложное и возможно лишь при наличии специальной оснастки.

Прежде чем приступить к постройке такого плота надо определить размеры его става: длину, необходимое число бревен, их диаметр. Задача сводится к тому, чтобы не только рассчитать объем древесины, необходимой для обеспечения грузоподъемности, но и найти наиболее выгодные соотношения между его размерами.

Для того чтобы плот обладал хорошими ходовыми качествами, его ширину и длину следует подбирать таким образом, чтобы их отношения равнялись 1: 3. При этом надо учесть, что большая ширина нарушает остойчивость плота, а при большей длине он теряет управляемость.

Прочность плота, его способность в течение длительного времени противостоять большой волне, ударам и подводные камни, скалы зависят в значительной степени от надежности связей между отдельными бревнами. На практике используются два способа связывания бревен: ронжинами (при помощи петель) и стрелами (в открытый или закрытый паз).

При связывании става ронжинами материалом для петель служат крепкая пеньковая веревка диаметром не менее 20 мм, капроновая веревка, стальной трос с антикоррозийным покрытием, а также вицы - эластичные жгуты, изготовленные из веток и тонких молодых деревьев путем их раскручивания, распаривания и т. д.

Размер петли подбирается таким образом, чтобы она свободно охватила два смежных бревна и, перекинута затем через ронжину, позволила нагелю с большим усилием зайти в гнездо, полностью выбрав зазор.

Приступая к разметке, очищенные от сучьев бревна укладывают на поперечные слеги и выравнивают по высоте, Надо сказать, что именно эта предварительная операция решает успех дела. Чем мощнее плот, чем больше бревен предстоит связать, тем тщательней следует производить разметку, обращая особое внимание на сохранение одинакового размера между пазами у каждого брёвна. Если этот размер не будет выдержан в жестких пределах, то при сборке может оказаться, что плот собирается только на одну стрелу, а для того, бревнами. Чтобы избежать истирания о камни, петля утапливается в пазы, прорезанные в нижней части бревна. Снимать кору с ронжины не следует, так как в противном случае обвязка будет скользить. Этот способ связывания бревен используется главным образом для постройки плотика, а также плотов, предназначенных для плавания по относительно спокойным рекам. Окончательную сборку плота, как правило, производят на воде. Бревна поочередно нанизывают на обе стрелы. Если используют открытый паз, то сначала заводят два средних бревна и, закрепив их клиньями, наращивают плот от середины. Закрытый же паз позволяет вести сборку к крайнему бревну, то есть бревна последовательно нанизываются с одной стороны става.




В сравнении с другими типами туристских судов плот - сооружение громоздкое, тяжелое, обладающее большой инерцией, имеющее незначительную собственную скорость относительно потока. Управление им фактически сводится к поперечному перемещению по поверхности реки в те части потока, которые обеспечивают ему наиболее рациональный и безопасный путь. На небольших, мелких реках при сплаве на плотиках часто обходятся шестами, упираясь о дно или камни.

Однако для серьезного плавания по сложным рекам необходимы греби, которые устанавливаются на носу и на корме плота и при помощи которых можно управлять судном независимо от глубины и скорости течения. Опорами для гребен служат подгребицы.

Плоты, связанные из бревен, используются для сплава в таежных или горно-таежных районах, то есть там, где имеется в достаточном количестве лес, пригодный для связывания става. Для постройки деревянного плота пригоден только отборный строевой лес, не подверженный гниению, способный длительное время сохраняться на плаву. А как быть в том случае, если для сооружения плота нет строительного материала?

Широкое распространение получили судна, основанием которых служат резиновые камеры, наполненные воздухом. Они не только пригодны для плавания по рекам различной сложности, но и с успехом могут конкурировать с деревянными ввиду целого ряда преимуществ. При сооружении таких плотов значительно сокращается время на их постройку, они долго сохраняют запас плавучести (деревянные плоты, как известно, в процессе плавания впитывают воду), отличаются небольшим собственным весом, незначительной осадкой и легкостью управления.

Для постройки надувного плота не требуется строевой лес, как известно представляющий большую ценность.

Различают два типа надувных плотов: плоты, собранные из автомобильных (тракторных) или волейбольных камер (последние иногда называют катамаранами или тримаранами).

При расчете грузоподъемности плота здесь так же, как и при постройке деревянного, учитывают вес не только экипажа и груза, но и всех надводных сооружений. Несмотря на то что грузоподъемность камер во время плавания остается постоянной, всегда нужно иметь достаточный запас плавучести на случай прокола одной, а может быть» и двух камер сразу.

При постройке плота часто обнаруживается, что площадь, занимаемая камерами, значительно меньше площади, необходимой для размещения людей, груза и управления. В таких случаях камеры рассредоточивают.

Основанием плота служит жесткая рама, собранная из поперечных и продольных деревянных элементов, прочно скрепленных между собой. В ячейки рамы вставлены автомобильные камеры (в два ряда), которые привязаны к продольным элементам тонкой капроновой веревкой и упираются в поперечно уложенные брусья, скрепленные с рамой ронжинами и веревочными петлями. В местах контакта с брусьями камеры связаны также капроновой веревкой. Сверху плот закрывает настил, собранный из тонких стволов деревьев, кустарника и т. д, Конструкцией предусмотрена возможность ремонта (или замены) отдельных камер без разборки плота в целом. Управление плотом осуществляется при помощи гребей, установленных на П или М-образных подгребицах.

Отправляясь в плавание, нужно обязательно своевременно позаботиться об обеспечении судов (будь то плот или лодка) надежными спасательными средствами, необходимыми для соблюдения безопасности плавания.

К сожалению, обычные стандартные средства: спасательные круги и нагрудники, наполненные пластинчатой пробкой или пенопластом, выпускаемые промышленностью и используемые при плавании на катерах и моторных лодках, - малопригодны для плавания на лодках, так как весьма тяжелы и громоздки. Поэтому изготовление индивидуальных спасательных средств почти целиком зависит от фантазии самих сплавляющихся, их возможностей и наличия подручного материала.

Для этой цели можно использовать надувные волейбольные или футбольные резиновые камеры, которые заключаются в оболочку из рыболовной сети и связываются попарно. Грузоподъемность такой связки может достигать 15-25 кг.



просмотров