Рассказ о одном из экспонатов египетского зала. Египетский зал в эрмитаже. Мумия жреца Па-ди-иста

Рассказ о одном из экспонатов египетского зала. Египетский зал в эрмитаже. Мумия жреца Па-ди-иста

Мумия египетского жреца Па-ди-иста в Эрмитаже (X в. до н. э.) в Эрмитаже
Мумия (араб. и перс.), труп, предохранённый от разложения искусственным способом. Стремление сохранить тело после смерти у многих народов было связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии души. Мумификация трупов людей и священных животных широко применялась в Древнем Египте. Древнейшая из известных М. - мумия египетской царицы Хетепхерес (3-е тыс. до н. э.). Сохранение трупов умерших путём прокапчивания было известно древним народам Перу, Мексики, Канарских островов. На территории СССР мумии были обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае (5-4 вв. до н. э.). Погребения с мумиями содержат обычно богатый инвентарь, и их раскопки дают ценные материалы по быту, культуре, искусству и религии древних обществ.

Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта - прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура ни до ни после не существовали такое продолжительное время - более четырех тысячелетий, причем в практически неизменном виде. Для сравнения достаточно вспомнить Грецию, от истоков до падения которой прошло около двух тысячелетий. За это время греческая цивилизация впервые появилась на мировой сцене, прошла через ряд драматичнейших изменений, нередко сотрясавших ее до основания, была завоевана римлянами, покорила их души, и наконец, уступила место христианской культуре. А царство фараонов вошло в историю уже окончательно сформировавшимся, просуществовало почти сорок веков, и лишь потом сошло на нет, растворившись в более молодых культурах.

Богатейшая культура, высокий уровень искусства, полная тайн и жестоких загадок мифология и история - вот неполный список того, что привлекает к древнеегипетской цивилизации умы ученых, исследователей, писателей вот уже не один век.

Египет - одна из древнейших мировых цивилизаций, чью историю удалось воссоздать по многочисленным оставшимся письменным документам. Еще в 4-м тысячелетии до нашей эры первые правители Древнего Египта объединили племена, обитавшие в Северной Африке вдоль плодородной долины реки Нил. Только благодаря Нилу людям удавалось выжить в суровых иссушающих песках африканских пустынь. В Египте очень редки дожди. Единственная вода, несущая жизнь этой земле - вода Нила. Как в древности, так и сегодня пустыни занимают 96% страны. Плодородные земли лежат лишь по берегам Нила, каждый год во время разлива наполняющего колодцы и покрывающего прибрежные поля слоем питательного ила. Пока в Египте не были построены современные плотины, жизнь в стране в течение долгих веков и тысячелетий зависела только от одной реки, ее капризов и прихотей.

Древние египтяне верили в воскрешение душ и потустороннюю жизнь. Это верование подкреплялось окружающим их миром – каждый вечер Солнце заходило на западе, и каждое утро перерождалось на востоке, новая жизнь пробивалась через ростки, проросшие сквозь землю, луна сокращалась и увеличивалась. Пока сохраняется порядок, все в мире взаимозависимо, и жизнь после смерти, по-видимому, тоже должна подчиняться определенным законам. Так, например, тело должно пройти процесс мумификации и храниться в могиле, оформленной соответствующим образом и содержащей все необходимое для жизни в потустороннем мире.

Процесс мумификации – консервации тела – был описан в древних Текстах пирамид: со смертью Осириса – бога мертвых – вселенную поглотил хаос, а слезы богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан.

До возникновения мумификации, телу умершего предавали позу зародыша и клали в яму, вместе с личными вещами (например, украшениями и глиняными горшками). Яму закапывали песком, который поглощал всю воду из тела, тем самым сохраняя его. Иногда захоронения обкладывали глиняными кирпичами и покрывали крышей, а покойников одевали в животную шкуру или предавали земле в глиняном сосуде, корзине или деревянных гробах. «Благодаря» этим способам, разложение тела происходило быстрее, так как тело больше не вступало в контакт с песком. Для того, чтобы решить эту проблему, внутренние органы умерших стали извлекать из тела, а внутрь клали иссушающие субстраты для мумификации.

Процесс мумификации стали практиковать в Египте с 2400 до н.э. вплоть до Греко-римского периода. Во времена Древнего Царства люди верили, что только фараонам суждено познать бессмертие. Однако, около 2000 до н.э. воззрения изменились: каждый мог попасть в загробный мир, при условии, если его тело мумифицировано, и соответствующие предметы присутствуют в гробнице. Но, так как мумификация была далеко не всем по карману, воспользоваться этим преимуществом могли только состоятельные люди. Хотя мумификация и не была обязательным условием для воскрешения души в потустороннем мире, вероятно, ее рекомендовали как наиболее верный способ достижения цели. Также, для того чтобы помочь усопшему совершить успешное перемещение в мир иной, использовались молитвы в Книге Мертвых.

Искусство мумификации усовершенствовалось в Третьем Переходном Периоде (1070-712 до н.э.). Около 450 до н.э. (Поздний Период), греческий историк Геродот задокументировал процесс.

Мумия жреца в Эрмитаже.
Он лежит под футляром из специального стекла - ему противопоказано общение с воздухом музея, его нельзя фотографировать - это смертельно для него. Для жреца созданы особые условия жизни в Эрмитаже. Время от времени поднимают его футляр, саркофаг "дезинфицируют", проверяют состояние мумии. Оно зависит и от влажности воздуха, и от туманов или обилия солнечных лучей, хотя зал Египта находится на первом этаже окнами на север. От всего перечисленного и целой кучи сопутствующих проблем, плесень на его животе то расползается, то уменьшается. Практически всегда жрец улыбается, грустно или насмешливо, а иногда и злобно.

"По количеству старинных и не очень старинных мумифицированных трупов Петербург – мировой рекордсмен. Самая же знаменитая петербургская мумия – это, безусловно, замурованное в эрмитажной витрине голое, почерневшее от времени тело древнеегипетского жреца.

Но даже после массированной многовековой охоты за ними, иссохших древнеегипетских тел до нас дошло столько, что мумиями украшена коллекция практически каждого крупного музея. В Эрмитаже, например, их не меньше пяти.
Они хранятся в запасниках музея. Не исключено, что с бирочками на больших пальцах ног. За всех приходится отдуваться одному жрецу.
Запрокинув голову и закусив верхнюю губу, жрец Па-ди-ист который год лежит и покрывается пылью в замурованной пуленепробиваемой витрине. Выглядит он усталым. Чтобы толпящиеся вокруг туристы не попортили экспонат, к нему приставлен смотритель.

Не все хранящиеся у нас останки могут похвастаться столь древним происхождением."

Жизнь египтянина была подготовкой к загробному существованию, и все его силы были устремлены на то, чтобы обеспечить достойную жизнь души после смерти. Фараоны начинали готовиться к смерти и торжественному погребению, едва взойдя на трон. Знаменитые египетские пирамиды, где хоронили правителей, строились порой не один десяток лет.
Практика мумифицирования достигла своего пика в XI и XII веках до н.э. в Фивах, где располагались сохранившиеся и по сей день Луксор и Карнак. Целью мумификации стало сохранение тела невредимым для его транспортировки в загробный мир.

Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца. Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.)

Египетский Зал Эрмитажа удивителен. Собрание древнеегипетских памятников Эрмитажа позволяет представить облик величайшей древней культуры на протяжении практически всей ее многовековой истории с IV тысячелетия до н.э. по VI век н.э. Первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем1, была монументальная статуя богини Сохмет-Мут, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. На сайте Государственного музея Эрмитажа представлено значительное количество фото экспонатов находящихся в Египетском зале Эрмитажа и описание.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Египетские находки Государственный музей Эрмитаж Город Санкт- Петербург Воспитатель ГБДОУ№34 Соколова Наталья

Египетский зал Эрмитажа Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца. Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.) Египетский Зал Эрмитажа удивителен. Собрание древнеегипетских памятников Эрмитажа позволяет представить облик величайшей древней культуры на протяжении практически всей ее многовековой истории с IV тысячелетия до н.э. по VI век н.э. Первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем1, была монументальная статуя богини Сохмет-Мут, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. На сайте Государственного музея Эрмитажа представлено значительное количество фото экспонатов находящихся в Египетском зале Эрмитажа и описание.

Мумия египетского жреца Па- ди - иста в Эрмитаже

Саркофаги древнеегипетского жреца Па- ди -ист. Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище). Дерево. X век до н.э Па- ди -Ист. Он прожил долгую и интересную жизнь, сделал неплохую карьеру, умерев, был, как положено, похоронен… а через три тысячи лет извлечен из могилы и, в комплекте со всеми саркофагами и погребальными полотенцами, прикуплен русскими царями. Для коллекции.

Статуя фараона XII династии Аменемхета III, правившего в Египте - замечательный образец древнеегипетского царского скульптурного портрета эпохи Среднего царства.

Статуя писца счета зерна Маа -ни- амона (известняк)

Боги Древнего Египта. Осирис и Исида. Осирис - бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира. Исида - богиня женственности и материнства.

Фрагмент саркофага с изображением гробницы и богини Хатхор в образе небесной коровы. Дерево

Египет. Древнее царство. Глиняные сосуды. VI тыс до н.э

Амулеты. Украшения. Инкрустации. Сосуды. Из алебастра, яшмы, сердолика, лазурита, шифера

Статуэтка Кошка. Бронза.

Египетское древнее царство. III тыс. до н.э. Каменные печати - цилиндры с древнейшими иероглифическими надписями.

Государственный Эрмитаж. Город Санкт-Петербург. Экспозиция Древнего Египта разделяется на три зала, которые относятся к Древнему, Птолемеевскому и Римскому периоду Египта. Экспонатов – 26 Статуэтки Папирус Разное

Статуэтки Аменемхет III Кошка Богиня Сохмет Исида с сыном Гором Клеопатра VII Бог Амон-Ра Статуя писца Статуэтка жреца Богиня Мут Бог Онурис Бог Бес Бог Тот Осирис- Ях Священный бык Апис Ибис Бог Херишеф Богиня Бастет Богиня Нейт Статуя Аменеминта Нейт, кормящая грудью двух крокодилов

Папирус и разное Суд Осириса Разное Стела Ипи Стела Хекаиба Гробик для свящ. змеи Гробик для свящ. ихневмона Гробик для священного жука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...


Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Искусство Древнего Египта (Эрмитаж) - известная в России и Европе коллекция древностей Египта в музее Эрмитаж.


1. История формирования коллекции

1.1. Предыстория

Почти 90 лет Императорский Эрмитаж не имел значимого коллекции древностей Египта. Заинтересованность пришла только после шумной кампании Наполеона в арабский Египет и вывоз оттуда древностей, скульптур, произведений древнего искусства.

Но древности далекой страны в Петербург привозили. В 1826 г. Петербургская Академия наук приобрела египетскую коллекцию Карло Оттавио Кастильоне в городе Милан и перевезла в столицу.

Алексей Норов привез хорошо сохранившуюся скульптуру левоноголовои богини Сехмет с некрополя города Фивы в Петербург. Но скульптура никого из чиновников не заинтересовала и ее безразлично поставили под лестницу в Академии художеств. Зато два египетских сфинксов фараона Аменхотепа ИИИ украсили набережную у Академии художеств еще в 1932 году.

Свою сборник древностей Египта имела петербургская Кунсткамера , но она была небольшой.

Частные сборки древностей Египта в столице империи имели также графиня Александра Лаваль и герцог Максимилиан Лейхтенберзький.


1.2. 1851.

Часть Императорского Эрмитажа со стороны Миллионной улицы в 1852 сделали открытой для посещения богатыми слоями населения. Коллекции для этого Публичного музеуме формировали лично. Среди них была сформирована и коллекция древностей Египта. К ней передали долю египетских собраний с Кунсткамеры, из Академии наук. Приобрели частные коллекции графини Александры Лаваль и герцога Максимилиана Лейхтенберзького. Доля вещей пришла как дары русских купцов и приобретена у торговцев старинными произведениями искусства в Каире. Только бывшая коллекция Кастильоне дала более 900 памятников египетской культуры. В 1853 из Академии художеств забрали скульптуру богини Сехмет.


1.3. Период 1852-1917 гг

В начале 1980-х гг Эрмитаж имел возможность принимать археологические находки из гробницы фараона Тутанхамона.


1.5. Экспозиции

Все лучшие вещи представлены в зали.Колекция имеет как археологический материал Древнего Египта, так и вещи эллинистического Египта, коптского периода, раннехристианского и средневекового арабского периодов.

Среди них

  • Левиноголова богиня Сехмет
  • кувшины из полупрозрачного алебастра
  • вазы-канопы с масками животных
  • глиптика (резьба по полудрагоценным камням) Древнего Египта
  • скульптурные портреты (фараон Аменемхет ИИИ, фараон Тахарка, скульптура в полный рост Арсинои, голова юноши из дерева и т.д.)
  • два черных саркофаги из базальта
  • египетские мумии
  • коптский текстиль
  • изделия из египетского стекла
  • известняковые стелы и т.д..

Источники

  • Bolshakov, Andrey O. Studies on Old Kingdom Reliefs and Sculpture in the Hermitage. Wiesbaden: Harrassowitz, 2005. ISBN 3447051841 .
  • Gol?nischeff, Wladimir. Ermitage Imp?rial. Inventaire de la collection ?gyptienne. Leipzig, 1891.
  • Lieblein, Jens Daniel Carolus. Die ?gyptischen Denkm?ler in St. Petersburg, Helsingfors, Upsala und Copenhagen. Christiania, 1873.
  • "Эрмитаж за 200 лет", Л.-М., 1966
  • Лапис И.А., Матье М.Э. "Древнеегипетская скульптура в собрании Государственно Эрмитажа." Москва: Наука, 1969.

Этот большой выставочный зал был создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
Сейчас в зале расположена выставка, посвященная культуре и искусству Древнего Египта. Cобрание памятников Древнего Египта - монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла - позволяет представить облик великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Статуя Аменемхета III (19 в. до н.э.) - единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа - является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства.
К числу шедевров музея относятся огромная гранитная статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах (конец XV в. до н.э.) и деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV вв. до н.э.)

Зал Древнего Египта


Зал Древнего Египта


тела начальника гончаров Пепи
Описание:
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы.
Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы. Стела Пепи происходит из Абидоса.


Боги Древнего Египта. Амон, Хонсу и Мут
Описание:
Асон - бог Фив, впоследствии Амон-Ра, верховное божество Египта.
Хонсу - бог луны.
Мут - супруга Амона, мать Хонсу.


Заупокойные статуэтки
Описание:
Слева - заупокойная статуэтка госпожи дома Мутри (дерево, XV в. до н.э.)
В центре и справа - заупокойные статуэтки Кен-амона, управителя царским хозяйством фараона Амменхотепа II (алебастр, базальт, XV в. до н.э.)


Боги Древнего Египта. Осирис и Исида
Описание:
Осирис - владыка загробного мира.
Исида с Хором.


Статуэтки из зала Древнего Египта


Статуя фараона Аменемхета III
Описание:
Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.


Статуя бога Осириса
Описание:
Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора, Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его.
Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.
Настенная роспись с Осирисом

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.


Царица Клеопатра VII
Описание:
Статуя Царицы Клеопатры VII.
Базальт. Вторая половина I в. до н.э.

Клеопатра VII (др.-греч. Κλεοπάτρα, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).
Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа — так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу — несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.

Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий. В большинстве своем древняя историография ей неблагоприятна; существует мнение, что она инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися очернить царицу, представив её опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония.
Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.

Саркофаги Древнего Египта
Описание:
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище).
Дерево. X век до н.э.

Писец Маа-ни-амон
Описание:
Статуя писца счета зерна Маа-ни-амона (известняк).
Середина XV в. до н.э.


Богиня Мут-Сохмет

Богиня Мут-Сохмет
Описание:
Статуя богини Мут-Сохмет (базальт). XV в. до н.э.

Сехмет (Сохмет) — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.

Сехмет ("могучая")- богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона.
Обладала характером не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове ее изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой (в частности, об Исиде говорили, что она любезна как Баст, но страшна как Сехмет).
В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только приготовленное богами пиво, на которое Сехмет набросилась и от которого опьянела, заставило ее прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.
В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с мечом в руках.
Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют ее создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная».
Носила имена Великая и Владычица пустыни. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов.
Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Стела с изображением управителя царским хозяйством,царского опахалоносца Ипи перед богом Анубисом. Время правления фараона Тутанхамона
Время правления фараона Тутанхамона - I-я пол. XIV в. до н.э.
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым" имена и титулы владельцев стел и их близких нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела статуя статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.


Бог Птах и Богиня Сохмет


Скульптурная группа: Писец Шери с женой и сыном.


Зеркало


Стела с изображением военачальника Хар - ем - хеба (впоследствии фараона) перед богами: Амутом,Осирисом,Птахом - Сакаром.



просмотров