Психоанализ. Теория личности. Зигмунд Фрейд. Теория психоанализа Согласно психоанализ учению фрейда

Психоанализ. Теория личности. Зигмунд Фрейд. Теория психоанализа Согласно психоанализ учению фрейда

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг.

Психоанализ был предложен Фрейдом , как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение, некоторые даже причисляют его к псевдонауке. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Понятие психоанализа

  • Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии - см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
  • Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.
  • Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
  • Психоаналитическая техника работы и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Топическая модель психического аппарата

  • Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
  • Сознание - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Структурная модель психики

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:

  • Эго («Я»)
  • Суперэго («Сверх-Я»)
  • Ид («Оно»)

Защитные механизмы

  • Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:
  • Замещение
  • Реактивное образование
  • Компенсация
  • Вытеснение
  • Отрицание
  • Проекция
  • Сублимация
  • Рационализация
  • Регрессия

Позднее Анна Фрейд, а за ней и другие психоаналитики, существенно расширили этот список, который на данный момент насчитывает около 30 различных механизмов психологической защиты.

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта:

«отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической структуры, «отбрасывание» (Verwerfung) – психотической и «отказ» (Verleugnung) – перверсивной.

  • невроз - отрицание (Verneinung)
  • психоз - отбрасывание (Verwerfung)
  • перверсия - отказ (Verleugnung)

Комплексы

  • Эдипов комплекс
  • Кастрационный комплекс
  • Комплекс Электры
  • Комплекс неполноценности

Техники

  • Метод свободных ассоциаций
  • Толкование сновидений
  • Интерпретация (как толкование источников конфликтной проблемы)
  • Анализ сопротивления и переноса

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  • 0 - 1.5 года - Оральная фаза, в личности проявляется только Ид - желание;
  • 1.5 - 3.5 года - Анальная фаза, формируется сверх-Я - социально обусловленные запреты;
  • 3.5 - 6 лет - Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, фаза достигает апогея в резолюции Эдипова комплекса;
  • 6 - 12 лет - Латентная фаза, время сексуального затишья;
  • с 12 лет - Генитальная фаза, или взрослая стадия.

Литература

Большой толковый психологический словарь/Ребер Артур: Пер. с англ. - Москва:Вече, АСТ, 2000. - ISBN 5-7838-0606-4

Melman C. Pour introduire a la psychanalyse aujourg’hui. Seminaire 2001-2002. - Paris: A.L.I., 2005

Групповой психоанализ. Теория - техника - применение / Перевод М. М. Сокольская, научная и общая редакция Д. М. Шанаева. - Москва: Издательство Verte, 2009. - 504 с. (Серия «Психотерапия новой волны»). ISBN 978-5-903631-03-2 (РФ)

Гринсон Ральф Р. Техника и практика психоанализа /пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 478 с. (серия Университетское образование). ISBN 5-89353-088-8

* Вейкко Тэхкэ (фин.)русск. Психика и ее лечение: психоаналитический подход = Mind and Its Treatment, a Psychoanalytic Approach / Под общей редакцией М. В. Ромашкевича - М.: Академический Проект, 2001. - 576 с. - (Концепции). - 3000 экз. - ISBN 5-8291-0112-2.

Хельмут Томэ (нем.)русск., Хорст Кэхеле Современный психоанализ. Т. 1. Теория: Пер. с англ. = Psychoanalytic Practice. Principles / Общ. ред. А. В. Казанской - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 576 с. - 10000 экз.

Хельмут Томэ (нем.)русск., Хорст Кэхеле Современный психоанализ. Т. 2. Практика: Пер. с англ. = Psychoanalytic Practice. Clinical Studies / Общ. ред. А. В. Казанской - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 776 с. - 10000 экз.

Психоанализ как метод психотерапии зародился в Европе в конце XIX в. и с самого начала подвергался жесточайшей критике современников З. Фрейда, в основном из-за ограниченного сведения личности человека к влечениям: Эросу (жизни) и Танатосу (смерти), но были и последователи и ученики, раскрывшие психоанализ с совершенно других сторон.

Что такое психоанализ?

Кто основал психоанализ – этим вопросом задаются разве что люди далекие от психологических знаний. Основатель психоанализа – австрийский психоаналитик З. Фрейд, явившийся для своего времени смелым новатором. Психоанализ (нем. Psychoanalyse, греч. psyche – душа, analysis – решение) – метод лечения пациентов с психическими расстройствами ( , истериями). Суть метода в вербализации мыслей, фантазий и снов, которые интерпретируются психоаналитиком.

Психоанализ в психологии

В период расцвета психоанализа (XIX – нач. XX в.) терапия длилась несколько лет и была по карману далеко не каждому, современный психоанализ – это относительно краткосрочный (15 – 30 сессий 1 – 2 р. в неделю) метод. Раньше психоанализ использовался только в медицинских учреждениях (психиатрической направленности) для лечения неврозов, в наши дни при помощи этого метода можно работать с разным спектром психологических проблем.

Основные положения психоанализа:

  • поведение индивида основывается на бессознательных иррациональных влечениях, часто берущих начало на раннем этапе развития (травматичные ситуации детства);
  • осознание этих влечений запускает защитные механизмы сопротивления;
  • конфликт между сознательным и вытесненным материалом в бессознательное приводит к неврозам, депрессии;
  • осознание того, что происходит в бессознательном, с помощью психотерапевта освобождает пациента от влияния бессознательного материала и ведет к выздоровлению.

Психоанализ Фрейда

В результате многолетнего наблюдения за своими пациентами З. Фрейд отметил насколько подавленное бессознательное влияет на психическое состояние, поведение человека. Фрейд разработал в 1932 г. схематическую структуру психики, выделив в ней следующие компоненты:

  1. Ид (оно) – область бессознательных влечений к жизни и смерти.
  2. Эго (Я) – сознательное мышление, выработка защитных механизмов).
  3. Суперэго (Сверх-Я) – область самонаблюдения, моральный цензор (интроекция системы ценностей родителей).

Методы психоанализа Фрейда на начальном этапе заключались в использовании гипноза для того, чтобы выявить бессознательные механизмы, впоследствии психиатр отказался от них и разработал другие, с успехом применяющиеся в современном психоанализе:

  • исследование мотивов поведения через свободные ассоциации пациента;
  • интерпретация;
  • анализ «сопротивления» и «переноса»;
  • проработка.

Психоанализ Юнга

Юнгианский психоанализ или аналитическая психология К.Г. Юнга (любимого ученика З. Фрейда, с которым произошел болезненный разрыв из-за взглядов на психоанализ) основана на следующих принципах:

  1. Бессознательное человека в нормальном состоянии находится в равновесии.
  2. Проблемы возникают из-за нарушения равновесия, это приводит к возникновению комплексов, несущих негативный эмоциональный заряд, который вытесняется психикой в бессознательное.
  3. Индивидуация – процесс осознания пациентом своей уникальности и (способствует исцелению), «путь к себе», осуществляется при помощи психоаналитика.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – французский психоаналитик, неоднозначная фигура в психоанализе. Лакан называл себя фрейдистом и постоянно делал акцент, что учение Фрейда не до конца раскрыто и важно постоянно перечитывать его труды, чтобы постичь его идеи. Обучение психоанализу Ж. Лакан предпочитал проводить в устном виде, на семинарах. Схему «Воображаемое – Символическое – Реальное» Лакан считал базовой:

  • воображаемое – самоидентификация человека (стадия зеркала);
  • символическое – различия, и осознание по другую сторону образа Другого, вмещающего в себя символическое;
  • реальное – Лакан считал, что встреча с реальным возможна через травму.

Экзистенциальный психоанализ

Классический психоанализ – основные идеи были подвергнуты французским философом и писателем Ж.П. Сартром, основателем экзистенциального психоанализа критике и фрейдовское либидо было заменено на первоначальный выбор. Основной смысл экзистенциального анализа заключен в том, что человек – целостность, с определенным смыслом, в каждую минуту совершающим выбор самого себя по отношению к бытию. Выбор – это и есть сама личность. Из выборов складывается судьба.

Методы психоанализа

Современный психоанализ претерпел изменения как в ведении пациентов, так и в применяемых видах терапии, но базовые методики с успехом продолжают использоваться:

  1. Метод свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке и озвучивает все пришедшие на ум мысли.
  2. Метод толкования сновидений. Любимый метод З. Фрейда, о котором он сказал, что сны – это царская дорога к бессознательному.
  3. Метод интерпретации. Эта методика позволяет вывести бессознательные процессы на уровень сознания. Пациент (анализанд) говорит, а психоаналитик анализирует и доносит смысл, который либо подтверждается, и вспоминаются какие-либо связанные со смыслом события, либо не принимается пациентом.

Классический психоанализ

Ортодоксальный психоанализ личности или фрейдизм строится на базовых методиках З. Фрейда. На современном этапе в чистом виде в терапии используется редко, в основном это неофрейдизм – синтез методик различных направлений. Цель классического психоанализа разрешить внутренние конфликты, комплексы, сформировавшиеся в раннем возрасте. Основной метод фрейдизма – поток свободных ассоциаций:

  • пациенту предлагается без участия логики говорить все, что придет ему в голову, даже те вещи, которые вызывают стыд;
  • терапевт расшифровывает дериваты бессознательного, и в понятной форме доносит истинный смысл пациенту.

Групповой психоанализ

Психоанализ в группе – эффективный вид терапии, использующий психоаналитические методы. Групповая психотерапия способствует:

  • развитию через сопереживание другим членам группы, делящимся своей болью и психологическими травмами;
  • душевному исцелению;
  • принятию человеком себя.

Групповой психоанализ – понятие было введено психоаналитиком Т. Барроу в 1925 г. Современная групповая психотерапия – это встречи раз в неделю по 1,5 – 2 часа. Цели групп-анализа:

  • создание безопасного пространства для членов группы, где можно свободно рассказать о наболевшем;
  • выявление скрытых аутентичных аффектов;
  • через глубину общения разрешение внутренних противоречий и конфликтов.

Системно-векторный психоанализ

Современный психоанализ личности с ходом времени претерпевает изменения. Советский психолог В.А. Ганзен разрабатывает системные матрицы восприятия, на основе которых его ученик В.К. Толкачев разрабатывает 8 векторов (типов) психики. На сегодняшний день, в этом направлении работает Ю. Бурлан. Исходя из системно-векторного психоанализа каждому человеку присущ преобладающий, один из 8 векторов:

  • мышечный;
  • оральный;
  • анальный;
  • зрительный;
  • обонятельный;
  • кожный;
  • звуковой;
  • уретральный.

Книги по психоанализу

Изучение психоаналитических приемов и техник невозможно без прочтения соответствующей литературы. Лучшие книги по психоанализу:

  1. «Гуманистический психоанализ » Э. Фромм. Хрестоматия, составленная немецким психоаналитиком будет интересна студентам гуманитарных ВУЗов, изучающих психоанализ. Э. Фромм пересматривает такие известные явления в психоанализе, как комплекс Электры и Эдипа, нарциссизм, мотивы бессознательных побуждений.
  2. «Эго и механизмы психологической защиты » А. Фрейд. Книга дочери знаменитого психоаналитика, продолжившей дело отца в сфере детского психоанализа. В произведении описан новый подход в раскрытии внутренних эмоциональных травм ребенка.
  3. «Архетип и символ » К.Г. Юнг. В каждом человеке скрыты архетипы коллективного бессознательного: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость и Эго.
  4. «Бегущая с волками » Женский архетип в мифах и сказаниях.К.П. Эстес. Психоаналитическое направление, основанное на анализе сказок. Автор предлагает женщинам заглянуть внутрь себя и найти ту естественную, дикую и необузданную часть, которая была предана забвению.
  5. «Лжец на кушетке » И. Ялом. Талантливый психоаналитик успешен и в писательском ремесле. Тонкий юмор и драматические моменты, взятые из собственной практики – читатель видит, что психоаналитик такой же человек со своими проблемами.

Фильмы про психоанализ

Психоанализ – тема, интересная для многих именитых режиссеров и у любителей познать себя психологические киноленты вызывают немалый интерес, часто после просмотра таких фильмов возникают собственные инсайты, помогающие распутать клубок проблем. Фильмы о психоанализе, достойные внимания:

  1. «Комната сына / La stanza del figlio» . У итальянского психоаналитика Джованни в жизни все налажено, он востребован в своей профессии, но случилась беда – погиб сын, и Джованни пытается найти смысл.
  2. «Психоаналитик / Shrink» . Генри Картер преуспевающий психоаналитик, к нему на прием очередь из знаменитостей, но в личной жизни не все так гладко. Жена Генри кончает самоубийством, и психоаналитик приходит к выводу, что он не может больше помогать своим пациентам.
  3. «Опасный метод / A Dangerous Method» . Сценарий фильма основан на имевших место реальных и противоречивых отношениях между З. Фрейдом, его учеником К. Юнгом и пациенткой Сабиной Шпильрейн.
  4. «Пациенты / In Treatment» . Сериал, каждая серия в котором это сеанс психотерапии, с применением разных классических техник и психоанализ в их числе. Фильм будет полезен как для психологов, так и для людей интересующихся психологией.
  5. «Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept» . Фильм о становлении психоанализа в Европе, снят по одноименному роману известного венгерского психоаналитика Ирвина Ялома.

Берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда - метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого - катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных - труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ".

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты - защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства - основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше - они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ". И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле - пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда кратко.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия - это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап - это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений - очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент во время сеанса должен лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, находиться позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений, и уж тем более не оказывать влияния на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ - это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда - от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

  • Общая характеристика восприятия
  • Тема 16. Характеристика мнемической деятельности
  • 1. Длительность сохранения
  • Виды памяти и их особенности
  • Тема 17. Мышление как высший психический познавательный процесс
  • Основные формы мышления
  • Тема 18. Понятие интеллекта в психологии
  • . Основные виды умственных операций
  • Тема 19. Общая характеристика речи
  • Тема 20. Воображение и его виды. Роль воображения в психической деятельности
  • . Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
  • Воображение и творчество
  • Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса
  • Тема 21.Основные понятия психологической диагностики.
  • Тема 22. Классификация современных психодиагностических методов и методик
  • Тема 23. Этические аспекты и основные принципы в работе психолога-психодиагноста
  • 1.Ответственность:
  • 2. Компетентность:
  • Тема 24. Требования к построению психодиагностических методик
  • Тема 25. Диагностика когнитивной сферы.
  • Тема 26. Диагностика психологической готовности к школе
  • Тема 27. Диагностика мотивационной сферы и направленности личности
  • Тема 28. Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • 2 Модель Терстоун многофакторная
  • Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • Методика исследования интеллекта д. Векслера
  • Тема 29. Диагностика психофизиологических особенностей человека.
  • Тема 30. Диагностика межличностных отношений в коллективе.
  • Тема 31. Диагностика межличностных отношений в семье
  • Принципы и методы диагностики межличностных отношений в семье.
  • Методики изучения и оценки межличностных отношений в семье (опросник для родителей (асв) Анализ семейного воспитания э.Г.Эйдемиллер, тест-опросник родительского отношения а.Я.Варга, в.В.Столин).
  • Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений. Кинетический рисунок семьи (крс) в. Хьюлса, с.Кауфмана. Проблема интерпретации данных.
  • Тема 32. Интерпретативные проективные методики.
  • . Интерпретативные проективные методики.
  • Тема 33. Экспрессивные (рисуночные) проективные методики.
  • Дом. Дерево. Человек (Дж. Буком).
  • Тема 34. Импрессивные (методики предпочтения) и аддитивные проективные методики.
  • Тема 35. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты
  • Тема 36. Диагностика черт и типов личности
  • Тема 37. Психодиагностика характера
  • Тема 38. Диагностика профессиональной направленности.
  • Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.
  • Тема 40. Диагностика эмоциональной сферы личности Особенности методик исследования эмоциональной сферы человека.
  • Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.
  • Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы.
  • Тема 42. Организация психологической консультации.
  • Тема 43. Оценка деятельности психолога-консультанта.
  • Виды деятельности психолога-консультанта
  • Оценка деятельности психолога-консультанта
  • Тема 44. Этапы психологического консультирования.
  • Тема 45. Техники психологического консультирования.
  • Встреча клиента в психологической консультации.
  • Начало беседы с клиентом.
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций.
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
  • Тема 46. Супервизия как вид профессионального сотрудничества.
  • Работа супервизора состоит в анализе представляемого материала (предварительно или по ходу наблюдения) и заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым.
  • Материалом для данного варианта супервизии являются доклады, аудио-, видеозаписи сессий (индивидуальной, семейной, групповой), проведенной или проводимой супервизируемым.
  • Виды и формы супервизии
  • 1. Самый простой и распространенный - это групповое обсуждение:
  • 2. Балинтовские группы
  • 3. Ролевая игра
  • 4. Парная супервизия на группе.
  • 5. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии.
  • 6. Супервизия по принципу «Аквариум».
  • 2 Групповая супервизия с супервизором (или несколькими супервизорами).
  • 3 Один на один, супервизия с равным коллегой.
  • Тема 47. Личностно-центрированный подход в психологическом консультировании.
  • Перцепционная или субъективная система взглядов
  • Почему люди ведут себя неадекватно
  • Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.
  • Построение консультативного процесса.
  • Кратко о психоанализе
  • 2.) Работа психолога с механизмами защиты:
  • 1.Изменение представлений о переносе и контрпереносе
  • 2. Толкование сновидений
  • Тема 50. Индивидуальный стиль консультирования и феномен «спасательства» в консультативной практике.
  • 1.Проблема выбора стиля ведения консультирования.
  • 2. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта.
  • 3. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента.
  • 2.Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.
  • Тема 51. Групповое консультирование и психотерапия.
  • I.D.Yalom (1985) выделяет 3 важнейших этапа психотерапевтической группы –
  • 4 Основные стадии развития группы (Кочюнас):
  • Тема 52. Психологическая помощь в добрачный период.
  • Тема 53. Психологическая помощь на этапе выбора брачного партнера.
  • 1.Социально-демографич.Хар-ки членов семьи (соиограмма, генограмма)
  • Тема 54. Диагностика в семейном консультировании и требования к проведению.
  • Тема 55. Помощь психолога-консультанта семье, находящейся в ситуации развода.
  • Тема 56. Виды психотерапевтического вмешательства в консультировании.
  • I этап - идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
  • II этап когнитивной психотерапии - отдаление
  • III этап терапии - проверка истинности неадаптивной мысли
  • Виды игровой психотерапии: Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:
  • Тема 57. Индивидуальная и групповая психотерапии в консультировании семьи.
  • Тема 58. Понятие бизнес-консультирования, его цели, задачи и методы.
  • Тема 59. Оказание психологической помощи по телефону, этика телефонного консультирования.
  • Тема 60. Техники оказания психологической помощи по телефону.
  • Кратко о психоанализе

    1) в узком смысле слова - психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии . Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество.

    В теорет. плане классический психоанализ реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам "ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной среде .

    Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками - А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

    Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

    Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на "жизнь его чувств" и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире". В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

    Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю, следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор,

    З. Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов.

    Самый нижний и самый мощный слой - "Оно" (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это "Я" (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - "Сверх-Я" (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что собственное "Я" - сознание человека не является "хозяином в собственном доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

    Человек - это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

    Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти", противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

    Фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

    Основоположник психоанализа австрийский врач - психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.) , "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.) , ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека - бессознательное.

    Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.

    Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений - чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. Выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.

    Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи "сверх-Я". Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

    Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

    Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов . Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества.

    Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза.

    Психодинамическая теория

    Исторический период, в который была создана: 1890-1939 гг.

    Фрейд создавал свою теорию на основе естественно­научных знаний, а обоснование эмпирической валидности теории выводил из клинических наблюдений над клиента­ми в процессе терапии.

    Определение личности. Личность есть генетически обус­ловленный результат динамического бессознательного вза­имодействия всех его составляющих: ид, эго, суперэго, подчиняющийся законам природы наравне с другими жи­выми организмами.

    Структура личности.

    1. Ид (оно) - примитивные, инстинктивные, врожден-. ные аспекты личности. Является посредником между пси­хическими и соматическими процессами в организме.

      Эго (Я) - отвечает за принятие решений. Пытается удовлетворить желания Ид через соотнесение их с обстоя­тельствами внешнего мира.

      Суперэго (сверх-Я) - морально-этический компо­нент личности. Состоит из двух подсистем - совести и его-идеала. Суперэго формируется в процессе социализа­ции. Процесс формирования можно считать полностью законченным, когда родительский контроль заменяется са­моконтролем.

    Основные тезисы, ключевые концепции и принципы.

      Уровни сознания, инстинкты являются движущей силой человеческого поведения; основными инстинк­тами являются инстинкты жизни - Эрос и смерти -Танатос.

      Наиболее мощными из числа жизненных инстинк­тов являются сексуальные инстинкты.

      Источником инстинктов является потребность, ко­торая вызвала существующее на данный момент со­стояние организма.

      Развитие личности проходит пять психосексуаль­ных стадий: оральную - 0-18 мес, анальную - 1,5-3 года, фаллическую - 3-6 лет, латентную - 6-12 лет, генитальную - пубертат (половое созре­вание).

      Следствием неадекватной разрядки сексуальной энер­гии является тревога.

      Источник первичной тревоги лежит в неспособности новорожденного справиться с внутренним и внешним возбуждением.

      Виды тревоги: реалистичная, невротическая, мораль­ная.

      Основной психодинамической функцией тревоги яв­ляется помощь человеку в избегании осознанного вы­явления у себя неприемлемых инстинктов и импуль­сов и поощрение их удовлетворения приемлемыми способами в удобное время.

    Осуществлению данной функции помогают защит­ные механизмы эго: вытеснение, проекция, замеще ние, рационализация, реактивное образование, рег­рессия, сублимация,отрицание.

    Основные положения относительно природы человека.

      Все проявления человеческой активности биологи­чески детерминированы, то есть подчинены определенным законам и детерминированы инстинктивным силам, в ча­стности, агрессивным и сексуальным. Отсюда следует, что Фрейд рассматривал людей механистически.

      Иррациональность играет важную роль в поведении человека, поскольку люди подчиняются неконтролируе­мым инстинктам, находящимся по большей мере вне сфе­ры сознания.

      Фрейд считал, что изучение человека возможно толь­ко как единого целого - поведение человека невозможно понять вне динамического взаимодействия всех его состав­ляющих: Ид, Эго, Суперэго.

      Несмотря на длительный временной отрезок, в кото­рый была создана теория, Фрейд никогда не меняла свое­го основного направления - конституционализма: Ид - в теории представляет собой врожденную конституциональ­ную основу личностной структуры и развития, то есть то, чем является человек, представляет собой результат гене­тически наследуемых факторов.

      Фрейд больше, чем иные исследователи, придержи­вался идеи неизменности, считая, что взрослый человек есть результат опыта раннего детства. Иначе: структура личности взрослого есть психосексуальная стадия, на ко­торой произошла фиксация.

      Фрейд склонен был придерживаться мнения о пре­валировании субъективности, но это не является ключе­вым положением его теории.

      Поскольку Фрейд при объяснении причин поведе­ния придерживался традиционной модели изучения внут­реннего мира индивида, то он может быть причислен к теоретикам, проповедующих проактивный взгляд на при­роду человека. Однако проактивность Фрейда весьма ог­раничена и может быть охарактеризована как умеренный уклон в сторону проактивности, поскольку с его позиции индивидуумы не являются проактивными полностью: они реактивны в той мере, в какой их инстинкты направляеттся на внешние объекты, а последние, в свою очередь,выступаю в качестве стимулов, провоцирующих определенный тип поведения.

    8. Фрейд занимал гомеостатическую позицию: в психодинамической теории человек, в основном, побуждаем ид к «удовлетворению инстинктов» и никогда не ищет возкможностей для нарушения данного гомеостатического баланса.

    9. Поскольку Фрейд рассматривал человека как биологически детеминированный организм, настаивая на том,что человек подчиняется законам природы наравне с другими живыми организмами, мы можем сделать вывод о том, что Фрейд придерживался мнения о научной познаваемости сущности человека.

    Применение:

      психоаналитическая терапия - исследование бес­сознательного с целью осознания скрытых мотивов, управляющих поведением;

      антропология, криминалистика, искусство и любая другая сфера, в которой возникает необходимость в объяснении человеческого поведения.

    Основные понятия и идеи фрейдизма

    Психоанализ (от греч. psyche -душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом д л я диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическ ую доктрин у, направленн у ю на изуч е ние скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В дейс тв ии таких вытесненных "комплексов " видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий) , и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе (" анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий) , а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (" либидо ") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

    Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

    1. психоанализ - как метод психотерапии;

    2. психоанализ - как метод изучения психологии личности;

    3. психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

    Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировоззренческой системе.

    В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) , Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

    Под Оно (ид) понималась на и более примит и вная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

    Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

    Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

    Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго) , которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид) , но в противовес сверх-Я (супер-эго) , то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов"" - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

    Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, " преисподнюю " психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций ". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что " сценарий " сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

    Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

    Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

    В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Танатос как антипод Эросу) , по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Танатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

    Особенности построения консультативного процесса: цели, консультаия и его процедуры. Согласно точке зрения Фрейда (возникшей на основе исследования истерии) функция невротического симптома состоит в защите личности пациента от неприемлемой для нее бессознательной тенденции мышления и в то же время в некотором удовлетворении этой тенденции. Из этого следовало, что при исследовании аналитиком бессознательной тенденции, ее раскрытии и информировании пациента о ней (то есть когда он делает бессознательное сознательным) исчезает raison d"etre симптома и, соответственно, сам симптом. При этом возникают две трудности:

    - прежде всего обнаруживается, что часть психики пациента препятствует этому процессу и оказывает сопротивление аналитику, когда последний пытается раскрыть бессознательную тенденцию. Легко догадаться, что это та же самая часть психики пациента, которая ранее отвергла бессознательную тенденцию и тем самым способствовала появлению данного симптома.

    - даже если удастся преодолеть это препятствие, и аналитик сможет сделать вывод о характере этой бессознательной тенденции, привлечь к ней внимание пациента и предоставить ему исчерпывающую информацию о ней, то и в этом случае чаще всего не удается справиться с симптомом. Осознание этих трудностей имело большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане стало очевидным, что пациент неоднозначно осознает бессознательную тенденцию: он может получить от аналитика интеллектуальное представление о ней, не осознавая ее «реально».

    Для объяснения данного явления Фрейд прибег к образной аллегории. Он представил психику в виде карты . Первоначальная бессознательная тенденция находилась в одной области этой карты, а новая информация о ней, сообщаемая пациенту аналитиком, - в другой. Лишь в том случае, если оба эти впечатления можно было «собрать вместе» (независимо от того, что при этом имелось в виду), бессознательная тенденция «реально» становилась сознательной. Этому препятствовала сила внутри пациента, своего рода барьер, очевидно, то же самое «сопротивление», которое противодействовало попыткам аналитика исследовать бессознательную тенденцию и способствовало возникновению симптома. Преодоление этого сопротивления было важной предпосылкой «реального» осознания пациентом бессознательной тенденции. В этом месте появлялся и практический результат: наша главная задача как аналитиков заключается не столько в исследовании данной бессознательной тенденции, сколько в устранении оказываемого пациентом сопротивления.

    Техники психоанализа.

    Метод свободных ассоциаций

    Показание: наличие у клиента неосознаваемой им про­блемы.

    Цель: осознание проблемы.

    Алгоритм:

      клиент в свободном порядке высказывает возникаю­щие у него мысли по поводу его переживаний;

      анализ последовательности и содержания высказы­ваний;

      анализ блоков;

      осознание неосознанной проблемы.

    Анализ сновидений (с позиции Фрейда)

    Показание: прояснение скрытых от сознания пережи­ваний.

    Цель: интерпретация подавленных переживаний в при­емлемой для сознания форме.

    Алгоритм:

      рассказ клиентом значимого для него сновидения из прошлого («вспомнившегося») или настоящего;

      инициирование специалистом клиента к свободному ассоциированию по поводу содержания рассказанного им сновидения;

      раскрытие латентного содержания сновидения и его интерпретация специалистом;

      осознание клиентом событий, спровоцировавших сно­видение и раскрытие их подлинного значения.

    В современной психологии под психоанализом подразумевается психологическая теория, разработанная З. Фрейдом в конце XIX - начале XX вв., а также основанный на ней метод лечения психических расстройств. Позднее психоанализ развивался коллегами и учениками Фрейда, такими, как А. Адлер, Г. Юнг, затем - нео-фрейдистами: Э. Фроммом, Ж. Лаканом и другими. Теория начала зарождаться тогда, когда Фрейд отказался от гипноза и стал пользоваться техникой свободных ассоциаций для лечения пациентов, то есть совершенно новым методом, ранее в психологии не использовавшимся.

    Основные положения психоанализа:

    • § человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
    • § эти влечения преимущественно бессознательны;
    • § попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
    • § помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
    • § конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
    • § освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

    Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе ХХ столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное.

    Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека и, наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

    Неопределенность в трактовке понятия психоанализа отчасти вызвана неадекватной интерпретацией со стороны многих исследователей тех или иных идей и концепций, которые в свое время были выдвинуты З. Фрейдом. Однако не только этим объясняется многозначность данного понятия. Дело в том, что в работах самого З. Фрейда содержатся многочисленные определения психоанализа. Они не только дополняют друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой, что затрудняет адекватное понимание психоанализа как такового.

    В различных работах З. Фрейда встречаются следующие определения психоанализа:

    • · психоанализ - часть психологии как науки и представляет собой незаменимое средство научного исследования, способ исследования психических процессов, учение о психически бессознательном;
    • · психоанализ - это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно; любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать психоанализом;
    • · это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; психоанализ, не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием;
    • · это один из видов самопознания;
    • · психоанализ - искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний;
    • · он - нечто среднее между медициной и философией;
    • · это работа, при помощи которой в сознание больного вводится вытесненное им в его душевной жизни;
    • · психоанализ - метод лечения нервнобольных.

    Таким образом, диапазон трактовок термина «психоанализ» у З. Фрейда довольно обширен. Для большей ясности в этом вопросе ему самому понадобилось уточнение в определении этого понятия, что и было сделано им в энциклопедической статье «Психоанализ» и «теория либидо» (1923г.). В этой статье он подчеркнул, что психоанализом называется:

    • 1. способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию;
    • 2. основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств;
    • 3. возникший в результате этого ряд психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

    Если за исходное определение взять данную З. Фрейдом какую-то одну трактовку, то другие автоматически затрудняют понимание первой, а то и противоречат ей. Поэтому среди различных исследователей до сих пор ведутся дискуссии по поводу трактовки значения, смысла и определения психоанализа.

    Прежде всего надо выяснить, что представляет из себя психоанализ. Из вышесказанного можно выделить две его функции. Первая: это самостоятельная наука, способная к изучению и развитию, а также объяснению бессознательных влечений и желаний человека. Вторая: это один из методов лечения, использующихся в современной психотерапии.

    Однако и первое, и второе утверждения не являются в полной мере верными, так как даже сегодня актуальным остается вопрос о научном статусе психоанализа, несмотря на усилия последователей Фрейда научным, экспериментальным путем подтвердить психоаналитические теории и концепции. Психологии, выступающие за присвоение психоанализу статуса науки, утверждают, что психоанализ является эффективным средством лечения там, где оказывается бессильной психиатрия, ориентированная на медикаментозное лечение. Их оппоненты полагают, что психоанализ - дорогостоящее удовольствие, не приносящее какого-нибудь заметного эффекта. Тем не менее, надо отвлечь внимание от спорного статуса психоанализа и перейти к непосредственному рассмотрению его как науки и метода.

    Основным догматом психоанализа, как было сказано выше, является разделение психики и ее продуктов на сознательное и бессознательное. Приверженец психоанализа не считает сознание сутью психики. Именно бессознательное, по его мнению, является ключевым для мышления и поведение человека. Уходя своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, порождая внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных» влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и рано или поздно дают знать о себе. Благодаря механизмам сублимации (переключения сексуальной энергии на социально одобренные цели) они могут выливаться в художественное творчество. Однако далеко не все люди обладают подобной способностью. Вытесненные влечения и желания могут подтолкнуть человека к возникновению психических расстройств, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, предопределившими невротический способ разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни.

    Главной задачей психоанализа как научной теории было и остается (в классическом течении психоанализа) выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, открытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. Этому способствуют различные психоаналитические предположения, допущения, гипотезы и идеи, согласно которым:

    • · в психике нет ничего случайного; психическая жизнь является функцией аппарата, ответственного за расположение психических процессов в пространстве;
    • · ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека;
    • · события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни;
    • · эдипов комплекс является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры;
    • · психический аппарат состоит из трех сфер или областей -

    Ё бессознательного Оно (включающего в себя все то, что наследуется, присутствует при рождении и заложено в конституции, то есть прежде всего влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявления в неосознаваемых формах),

    Ё сознательного Я (наделенного функцией самосохранения и контроля над требованиями Оно, стремящегося к избежанию неудовольствия и получению удовольствия) и

    Ё гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные идеалы, совесть;

    · основополагающие влечения человека - влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; мышление и поведение человека осуществляется под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются такие, как вытеснение, подавление, регрессия, проекция, идентификация, сублимация и некоторые другие.

    Если же говорить о психоанализе как о методе лечения, то главной его задачей является устранение невротических симптомов. Они включают в себя осознание пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов, что предполагает терпеливую работу аналитика по выявлению различных видов подавления, вытеснения, сопротивления, переноса, «потребности быть больным и страдающим», возникающих как в повседневной жизни анализируемого, так и в процессе психоаналитической терапии.

    По мере развития теории и практики психоанализа менялась и его техника. Первоначально во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем вместо разъяснения симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основной задачей психоаналитического лечения стало выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроз, психоз, шизофрения, нарциссический невроз и другие), преобладающих влечений у больных и их структуры характера.

    Психоаналитическая работа осуществляется на материале, получаемом из различных источников, включая информацию, предоставляемую пациентом и его свободными ассоциациями, почерпнутую из анализа его сновидений и ошибочных действий (промахов), выявленную на основе того, что обнаруживается в его переносах. Этот материал дает возможность аналитику создавать конструкции того, что случилось с пациентом в прошлом и было забыто, и то, что неосознанно происходит в нем в настоящее время, то есть «здесь и сейчас». Поскольку знание аналитика и знание пациента не совпадают друг с другом, то от первого требуется терапевтическое искусство по истолкованию полученного материала, изложению своих конструкций и объяснению того и другого пациенту в подходящее время и в нужный момент, то есть не ранее того, как тот оказывается готов к восприятию их, но и не позднее того, как у него возникнет столь сильное сопротивление, что пациент прервет анализ и покинет аналитика. Окончательный исход аналитического лечения зависит от количественного отношения, а именно от доли энергии, которую аналитик может мобилизовать в пациенте в пользу выздоровления (уменьшения деструктивных и увеличения конструктивных сил) по сравнению с количеством энергии сил, работающих против аналитика и поддерживающих состояние болезни.

    При определении, рассмотрении и оценке психоанализа не следует упускать из виду рекомендации, данные в свое время З. Фрейдом. По его собственным словам, психоанализ возник как терапия. Но он рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько из-за содержащихся в нем разъяснений и связей. Он имел в виду те разъяснения, которые психоанализ дает о том, что касается человека прежде всего, а именно его сущности. Говоря о связях, З. Фрейд подразумевал те из них, которые психоанализ вскрывает в самых различных областях жизнедеятельности человека и в разнообразных сферах знания, включая философию, социологию, мифологию, религию, литературу, культуру в целом.

    Не стоит упускать из виду и то, что З. Фрейд проводил различие между научным и прикладным (используемым в медицине и за ее пределами) психоанализом, неоднократно высказывал опасения по поводу того, что со временем психоанализ может превратиться «в служанку психиатрии», и выступал за «самоценность психоанализа и его независимость от медицинского применения».

    Далее речь пойдет о теориях и течениях неофрейдизма, созданных наиболее известными последователями Фрейда, а именно К.Г. Юнгом и А. Адлером. Каждый из них создал свои собственные школы психоанализа, положив в основание теории Фрейда, однако используя их исключительно как базис своих собственных разработок и идей.



    просмотров