Принцип работы моноколеса. Что лучше: купить готовый электровелосипед или сделать самому

Принцип работы моноколеса. Что лучше: купить готовый электровелосипед или сделать самому

А давайте я вам расскажу одну историю. Все началось с этой фотографии. Интересный образец техники правда ли? А судя по снимку сделан очень давно! Почему мы до сих пор не видим на дорогах такие агрегаты? А ведь этот моноцикл (или как их еще называют уницикл) был сделан в Италии в 1931 году и как говорят он развивал скорость до 150 км/ч

Давайте узнаем историю этого транспортного средства.



Сказать, что биография моноцикла «не сложилась», значит согрешить против истины. На самом деле, всё ещё хуже: если не считать партизанских вылазок отдельных изобретателей, серьёзно этим транспортным средством так никто и не занимался. До недавнего времени.



А началось всё, если верить историкам, ещё в 1884 году, когда неизвестный автор предложил концепцию «уницикла», то есть велосипеда с одним колесом.


Однако именно такой уницикл, как изображён в книге Victorian Inventions - «Изобретения Викторианской эпохи», по всей видимости, никогда не был создан.


Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то заметите, что пилот «уницикла» сидит в своём аппарате, словно в клетке, окружённый длинными спицами.


На воздушной тяге.


Хотя, конечно, можно предположить, что сдвоенный обод ведущего и единственного колеса мог раскрываться на две части, словно гигантская устрица... Следующее документально подтверждённое обращение к идее моноцикла произошло ровно через двадцать лет - в 1904 году.



Моно- Карета.


Бензиновый двигатель уже перестал быть диковинкой и автор смог отказаться от использования слабых человеческих ног.


Машина, состоявшая из огромного, почти в человеческий рост, колеса и внутренней рамы с прикреплённым к ней мотором, сиденьем и стабилизирующими колёсиками, была представлена на выставке в Милане и, как писала газета «La Vie de l’Automobile», вызвала восторг почтеннейшей публики. После чего аппарат был благополучно забыт.



Двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия можно с полным правом назвать «золотым веком» моноцикла: с 1923-го по 1937-й были построены и даже запатентованы как минимум шесть конструкций, использовавших бензиновые и даже электрические двигатели.


В 1911 году американец Том Коутс Клинтон запатентовал моноцикл в котором установил толкающий винт.


Самым интересным, пожалуй, можно считать аппарат, названный авторами «Dynosphere» (очевидно, создатели сами испугались грандиозности своего творения). Приняв во внимание слишком низкую устойчивость большинства одноколёсных агрегатов (вспомните, как вы катались в детстве в шинах от грузовиков), они не нашли лучшего решения, чем использовать для его построения как можно более широкую несущую раму.



Колёсико, получившееся в итоге, по всей видимости, стало даже более устойчивым, чем хотелось авторам: редкий двигатель сможет сдвинуть с места такую махину, а уж заставить его свернуть с однажды выбранного направления движения, надо полагать, было вообще невозможно.


Во всяком случае, пилот Dynosphere, изображённый на фотографии, выглядит очень напряжённым...


Короче, старушка Европа и её оторванные от реальности инженеры в очередной раз подтвердили свою полную несостоятельность. Дело продвижения идеи моноцикла снова заглохло на без малого шестьдесят лет, пока за конструирование не взялся американец. Причём, не просто американец, а настоящий байкер! Так сказать, фанатик в полном смысле этого слова. Еще несколько моделей 1920 года.



47-летний Керри Маклин (Kerry McLean) начал с малого: его первый моноцикл, собранный на базе тракторного колеса и оснащённый бензиновым двигателем в сорок «лошадок» с водяным охлаждением, имел внутренний диаметр всего около девяноста сантиметров.


Тем не менее, этот аппарат оказался первым моноциклом, развившим скорость более ста километров в час и первым моноциклом, официально зарегистрированным дорожной полицией штата Мичиган.




Как утверждает сам Маклин, его машина не обнаруживает обычного для других моноциклов недостатка: даже при резком торможении водитель не переворачивается через голову, а лишь немного «клюёт носом». Самую малость.



Конструкция оказалась настолько удачной, что Маклин даже основал собственную компанию McLean Wheel и спроектировал на базе рекордного прототипа менее мощную (всего пять лошадиных сил), но вполне коммерческую модель, которую, заплатив всего $8,5 тысяч долларов, может приобрести каждый любитель экстремальной езды.



Разумеется, американец не остановился на достигнутом и построил ещё пару агрегатов, теперь уже оснащённых V-образной восьмёркой от автомобиля Buick: McLean V8 и McLean V8 Rocket Roadster, который больше напоминает маленький, но злобный вертолёт.


К сожалению, мощность двигателя не указана, но автомобили Buick Wildcat, комплектовались V-образными восьмёрками мощностью от 325 до 370 лошадиных сил.Так что, если всё пойдёт успешно, то в скором времени Керри поставит ещё один мировой рекорд для моноциклов: 160 км в час!


А вот какие мечты были у прошлых поколений конструкторов



Вырезка из журнала 1925 года.



Управляемый с помощью компьютера.



Моно - Автобус.



Представляли даже военное применение этих агрегатов!



Начиная с 1867 года и до настоящего времени, было зарегистрировано и запанетновано порядка 40 основных проектов моноциклов - транспортных средств с одним колесом. Некоторые конструкции были настолько «гениальны» с технической точки зрения, что реализовать их не возможно даже сейчас. И лишь немногим конструкциям моноциклов было суждено выйти в свет. Одним из них, воплощенных в «железе» стал моноцикл Эдисона-Путона (Edison-Puton Monowheel), который был построен в 1910 году во Франции.



Естественно, главной проблемой для моноцикла является его устойчивость. В некоторых современных конструкциях используются гироскопические стабилизаторы, взять например: RYNO, но стоит отметить, что на высоких скоростях такая система вряд ли поможет, тем более, что RYNO всего лишь скутер с максимальной скоростью в 20 км/ч. В любом случае, пока моноцикл не будет оснащен интеллектуальной системой балансировки, езда на нем будет сродни цирковому трюку, с большой вероятностью происхождения несчастного случая, в чем Вы сможете убедиться, глянув видео.



Но, вернемся к нашей основной теме. Моноцикл Эдисона-Путона был восстановлен немцем Фердинандом Шленкером (Ferdinand Schlenker) и в настоящее время находится в полностью работоспособном состоянии. Его единственное колесо приводится в движение бензиновым двигателем De Dion, объемом 150 кубических сантиметров и мощностью 3,5 лошадиных силы.

Дизайнер Бен Уилсон представил на выставке «Человек 21-го века» в Токио свой вариант одноколесного велосипеда. Выставка предполагала решение тех проблем, которые не были решены в прошлых веках и велосипед Бена полностью подходит под условия выставки.



«Я понимаю, что человечество не перейдет разом на одноколесные велосипеды взамен старых, двухколесных. Мое изобретение скорее доказывает, что человек сможет решить любую задачу, за которую ни возьмется» - говорит Бен.





Судя по схеме и фото, используется глухая передача. По идее, без нее невозможна продольная балансировка (?). Также, интересно как дела у него с поперечной балансировкой - на фото он упирается рулем в стену. Центр тяжести низкий, думаю проблем не должно быть. Вообщем, интересный концепт.







Вот смотрите, да это почти половинка обычного мотоцикла! И так может выкрутиться конструкторское решение. Это итальянская модель.



Привет из России.



Например, существует одноколесник RIOT Wheel, который выглядит совершенно потрясающе - такое впечатление, что он только что побывал на съемках какого-нибудь фильма на постапокалиптическую тему. Видеть водителя в таком необычно расположенном месте еще не приходилось.



Джек Льялл (Jake Lyall) из США изобрёл колесо заново («Re Invention Of The Wheel» - «переизобретение колеса»), придав ему функционал моноцикла. Это экзотическое средство передвижения в стимпанковском стиле, Джек продемонстрировал в 2003 году на ежегодном фестивале Burning Man, где такой полет фантазии очень приветствуется.


Во время просмотра видео кажется, что сиденье с водителем удерживается в поднятом положении за счет ускорения. На самом деле, внутри колеса находится тяжелый противовес, а также мотор от скутера Хонда, которые могут менять свое положение внутри колеса, добиваясь баланса. Благодаря перемещению двигателя внутри колеса и принципу "белки в колесе", RIOT Wheel может набирать скорость 46 км/час.Устойчивости одноколеснику придает не только ширина колеса и вес конструкции (почти полтонны), но и установленный гироскоп. Повороты на RIOT Wheel представляются с большим трудом, но какие-то наработки в управлении есть - за счет наклонов гироскопа и сиденья.



Колесо своё Льялл построил специально к очередному (2003 года) ежегодному фестивалю Burning Man, который проходит в течение недели в американской пустыне Black Rock.Тут не избежать и пары слов о фестивале, прекрасно характеризующем автора изобретения.На этот форум съезжаются десятки тысяч людей, у которых, как мы бы сказали «шило в одном месте». Скучно им быть такими, как все. Нужно им самовыражение. В творческой и конструктивной, заметим, форме.Вот и появляются раз в году в пустыне диковинные светящиеся замки и необычные скульптуры, загадочные машины и прочие продукты деятельности неуспокоенных личностей.


В отличие от известных моноциклов, водитель RIOT Wheel сидит не внутри колеса, а снаружи. Впереди. Со стороны кажется, что он должен упасть. Что при резком разгоне он опрокинется на спину, а при торможении - уткнётся носом в землю. Но ничего подобного не происходит, как нетрудно догадаться, из-за противодействия хитрой системы грузов, упрятанных внутри колеса.


Собственно, главных противовесов два. Один - специальный груз (204 килограмма) на конце «крана» - системы рычагов, автоматически занимающих нужное положение.


Второй противовес - это двигатель (ДВС, 80 «кубиков», 4 такта, 6 лошадиных сил, Honda), способный менять своё положение внутри колеса независимо от первого противовеса.


Ещё есть гироскоп (весом 30 килограммов), вращающийся в вертикальной плоскости, но способный отклоняться по горизонтальной оси, отзываясь на поворот рукояток управления. Он служит в роли «руля».Также управлению машиной способствует кресло водителя, отклоняемое в стороны на 15 градусов.Основной противовес занимает такое положение, чтобы уравновесить сидящего водителя. Независимо от того - стоит колесо на месте или едет.


Заметим попутно, что весьма широкая шина (наряду с гироскопом) также способствует устойчивости конструкции в «стартовом» положении, когда кресло водителя на специальной раме отрывается от земли. ДВС же сам отклоняется вперёд (при разгоне) или назад (при торможении), пропорционально развиваемому крутящему (тормозному) моменту.


Схема моноцикла Льяллы. A - рама, B - сиденье, C - ручки контроля над двигателем, гироскопом и «краном», D - ДВС, E - трансмиссия, F - тормоз, G - главный противовес, H - гироскоп, I - бензобак, J - шина шириной 50 сантиметров (иллюстрация с сайта popsci.com).Вся механика рассчитана так, чтобы автоматически удерживать центр тяжести всей системы в нужной точке: перед осью колеса во время разгона и равномерного движения, позади оси при торможении или под осью - во время остановки без опускания кресла на землю.


Отклонения центра тяжести, говорит инженер, достаточно для реализации полного крутящего момента ДВС и интенсивного торможения вплоть до юза. Вес всей машины составляет 500 килограммов, скорость - примерно 46 километров в час.


Положение центра тяжести системы (красная точка), водителя, двигателя (синий квадрат) и противовеса (зелёный сектор) при посадке, положении готовности, разгоне и торможении (иллюстрации с сайта theriotwheel.com).Сейчас под «завесой тайны», как шутит изобретатель, Льялл строит RIOT 2 и RIOT 3.


Они будут существенно (примерно вдвое) легче, чем первый образец, и приводиться в движение уже не слабеньким ДВС, а здоровенными электродвигателями мощностью 30 и 200 лошадиных сил соответственно. Один из этих аппаратов (третий) должен стать самым быстрым в мире моноциклом. Кстати, насколько нам удалось узнать, действующий рекорд для моноциклов - 85 километров в час.


На этом снимке можно разглядеть кое-что из начинки RIOT Wheel.


К слову, об испытаниях другого американского монстра - моноцикла McLean V8 monowheel, с восьмицилиндровым двигателем от легкового бьюика, на полную скорость - пока что-то не слышно.



Один испанец, увлекавшийся историей создания велосипедов, решил воссоздать моноцикл образца 1873-го года. Для этого он изучил массу информации и документов 19-го века, и использовав технологии тех времен, смог воплотить свою мечту в реальность, создав свой потрясающий шедевр – точную копию моноцикла 1873-го года, изобретенного во Франции



Для создания этого уникального транспортного средства были использованы стальные и бронзовые детали, дерево (дуб), кожа. Интересно и то, что на нем можно ездить, т.е. девайс полностью функционален. Изобретатель выставил свое произведение на продажу, стартовая цена – 13 тыс. долларов.







А вот например такой вот концепт.



Унициклы разрабатываются и проектируются уже достаточно давно. Отличие концепт от Yamaha от многих других ему подобных – в принципе и в размере. Здесь пилот сидит не НА, а В этом самом одноколесном транспортном средстве.


Колесо очень большое. С гладкими зеркальными элементами. Выглядит очень и очень футуристично. Существует пока только на картинке и в дизайнерских программах.
Автор проекта – японский дизайнер Юдзи Фудзимура (Yuji Fujimura). Причем в Yamaha отмечают, что заказали этому авторитетному человеку разработать дизайн этой ультрасовременной модели не просто так, а с прицелом на коммерческое использование – чтобы когда-нибудь в будущем подобные колеса действительно смогли начать колесить по улицам!


Вот где то в Японии придумали такой вариант.







Иранский художник и дизайнер Mohammad Ghezel представил футуристический концепт электромобиля. eRinGo выглядит как передвижная бочка с пивом и напоминает вращающегося воина-друида из первых серий звездных войн.


В eRinGo, который пока еще является только компьютерной моделью, по идее должны размещаться два человека. Электромотор вращает три кольца по окружности этой гондолы. Аналогично Segway интегрированный гироскоп обеспечивает стабильность eRinGo во время движения.


В движение это устройство приводится с помощью одного – центрального кольца, диаметр которого больше, чем у боковых, обеспечивающих дополнительную стабильность, а также позволяют круто войти в поворот.



В Иране Ghezel уже известен. За свои две предыдущие работы он получил награду дизайнерского конкурса Iran Khodro Design Competition, на котором выставляются самые большие иранские производители автомобилей.


"Я люблю футуристичный дизайн и верю в то, что в принципе все возможно", - рассказал Ghezel американскому Интернет-изданию "Wired". "Актуальные технологии легко можно обнаружить в современных автомобилях, но мы можем сами создавать будущее. Возможно, это подвигнет инженеров и ученных к разработке наших идей"

Самодельное мотор колесо: как его изготовить и дорого ли это обойдется?

Думаете сделать веломотор своими руками? Ведь это самый дешевый способ сделать ваши поездки или велопутешествия более комфортными. Для изготовления мотор колеса вам необходимо проанализировать условия, в которых будет эксплуатироваться данный агрегат, подобрать определенные инструменты и материалы. Вполне вероятно, что некоторые детали будут заводскими или уже бывшими в употреблении. Для того, чтобы создать мотор-колесо, вам понадобятся также некоторые знания из области механики и электротехники. Но прежде, чем вы начнете собирать данный агрегат, мы хотим дать вам несколько довольно полезных советов и рекомендаций.

В первую очередь следует помнить, что качество материалов и уровень их износостойкости должна находиться в соответствии с задаваемыми оборотами и мощностью мотор колеса.

Хорошее состояние уже использовавшихся деталей, а также высокий уровень качества обработки новых значительно снизят энергопотребление и уменьшат износ элементов.

При точном расчете на прочность и обкатке новых деталей значительно снижается риск поломок и возможность выхода из строя вашего мотор колеса.

Задумав сделать веломотор своими руками, прикиньте для начала, насколько целесообразным будет такое предприятие. Вероятно, вы встретите на своем пути ряд сложностей или непредвиденных трат. Ведь исход дела зависит от ваших возможностей и ожидаемых результатов. Может случиться так, что самодельное мотор колесо не будет, на ваш взгляд, достаточно эстетичным.

Положительные и отрицательные стороны изготовления веломотора своими руками в домашних условиях:

1. Из-за неправильно произведенных расчетов мотор колесо может очень быстро выйти из строя. В этом деле очень важно грамотно рассчитать узлы и детали агрегата на надежность и прочность. Большую роль играет безопасность компоновки. Ведь именно при таких условиях исключаются всякого рода заклинивания и затиры колеса. При нарушениях безопасности компоновки вы можете столкнуться не только с замыканиями, но и с разрушением деталей, которое может стать причиной как поломки электровелосипеда, так и травм водителя и его пассажиров.
2. При изготовлении и сборке самодельного веломотора можно использовать старые детали. Ничего страшного в том, что элементы будущего мотор колеса некогда были в употреблении. Главное, чтобы они подошли вам по всем характеристикам. Если же вы планируете изготовить новые детали, вам понадобится сырье и определенные заготовки. Желательно, чтобы и то, и другое было высокого качества. Если некоторые элементы вы не можете выполнить самостоятельно по ряду причин, обратитесь за помощью в специализированные мастерские. Однако это станет еще одной статьей расходов. Например, установка спиц на мотор колесо обойдется вам в сумму от 1500 до 2200 рублей.
3. Создание веломотора своими руками предполагает определенные затраты. Ведь в момент изготовления, компоновки и сборки электромотора вы не должны забывать об электроизоляции определенных элементов. Немаловажную роль играет также защита деталей конструкции от воздействия внешних факторов (таких как песок, вода, соль, дорожные реагенты). Мощные и высокооборотные электромоторы нуждаются в минимизации зазоров трущихся деталей. Перед изготовлением мотор колеса придется обзавестись немалым количеством инструментов. Ведь благодаря им процесс пойдет значительно быстрее. Без расточного станка и дрели в этом вопросе делать нечего. Втулки и валы нужно будет вытачивать при помощи токарного станка. А стоит весь инструмент недешево. И если его приобретать специально для однократного использования, то затраты на него вы не окупите.

Что лучше: купить готовый электровелосипед или сделать самому?

Вопрос, конечно, спорный, но все же мы приведем пару аргументов в пользу самодельного электровелосипеда, так как:
1. Если использовать готовый комплект «мотор колеса», вы сможете установить его на свой велосипед всего за несколько часов.
2. По цене электромоторы для велосипедов выйдут значительно ниже нежели покупка уже готового, собранного электровелосипеда;
3. Готовый электровелосипед будет намного тяжелее за счет стандартных деталей и самых простых аккумуляторов;
4. Готовый электровелосипед будет иметь малую мощность, так как если Вы захотите сами собрать электровелосипед, то сможете подобрать интересующие Вас компоненты индивидуально.



Герой данной заметки - Gotway MCM2, некогда топовое колесо, которое будучи новым и в максимальной комплектации проезжало до шестидесяти километров с максимальной скоростью около тридцати километров в час. Нынче же в этом колесе не осталось ничего, что не было бы заменено или починено. Батарея от колеса марки Kingsong, контроллер, ежели мне память не изменяет, от Gotway MCM2s+, в моторе стоят подшипники от гпз, а корпус был не раз паян, шпатлеван и покрашен. Заметка основана на не всегда качественных фотографиях, которые были сделаны во время ремонтов и переделок. Тех, кого не пугают много букв, прошу под кат.

Нашу разборку мы начинаем с того, что отворачиваем все саморезы, которые скрепляют две половины корпуса. Затем нам необходимо открутить винты, которые соединяют корпус и дропауты (стойки педалей)


Винты эти вечно выпадают несмотря на фиксаторы резьбы, посему были заменены на болты.

Как вы могли заметить, корпус колеса сужается к низу, крепко прижимаясь к дропауту. При сборке половинки корпуса сначала прикручивают к дропаутам, при этом сверху между ними остается зазор в пару сантиметров. Скручивая корпус мы намертво прижимаем его к дропаутам. Это техническое решение приводит к тому, что мы не можем просто сдернуть корпус вверх дабы заклеить камеру, для этого нам приходится практически полностью разбирать колесо. Самое же неприятное, что ежели потерять верхний винт крепления к дропауту то прикрутить его на место без разбора колеса зачастую бывает невозможно, ибо отверстие в корпусе может не совпадать с отверстием в дропауте.

У более современных колес этот узел выполнен уже по-человечески. Но стоит отметить, что у колеса на фотографии оторвался магнит фиксации педали, который был приклеен где-то под гайкой, и закоротил расположенный рядом контроллер.

Источник: electrotransport.ru
Итак, мы наконец разобрали корпус. Как видим, по бокам у него расположены два отсека для 16s2p батарей. К слову, у дешевых колес эти отсеки чаще всего рассчитаны на более тонкие батареи 16s1p. Наше же колесо выпускалась в двух модификациях, с одной батарей в 340Втч и двумя батареями общей емкостью в 680Втч. В первом случае один боковой отсек занимает батарея, а во втором вольготно располагался вертикальный контроллер. В максимальной комплектации батареи занимают оба боковых отсека, а контроллер ютится в тесном и неудобном отсеке под крышкой.

Сверху мы можем видеть как раз такой контроллер. Обращают на себя внимание замятые об корпус конденсаторы, это хроническая проблема таких колес. Снизу, без конденсаторов и ВТ-модуля, лежит старый вертикальный готвеевский контроллер. Рядом с ним мы видим тоже вертикальный контроллер, но от старого ноунэйма.

Отложив в сторону корпус, принимаемся за мотор. Ежели вы использовали колесо

примерно в таких условиях

То и ваш мотор рискует выглядеть столь же неприглядно. Пользуясь случаем, передаю привет сотрудникам московской мэрии и желаю им всю жизнь питаться тем что они сыпят на дороги, заедая эту пакость собянинской тротуарной плиткой и обломками сломанных магазинчиков.

Теперь нам необходимо снять педальный узел. Вал имеет с двух сторон фрезерованные поверхности, к которым прилегают сухарики. Сверху вся эта конструкция фиксируется шайбой и прижимается имеющей тенденции к самопроизвольному отворачиванию ступичной гайкой.



Снимаем крышку колеса, любуемся на давно уже не родной подшипник

И выбиваем статор, который, что забавно, занимает привычное место ротора.

Статор с другой стороны:

Отложив в сторону разобранный мотор примемся за батарею:

Плата сверху - штатная БМС. Заметим, что выход на контроллер идет в обход БМС, которая имеет только один полевик, да и тот на зарядном канале. Несмотря на это, она у меня сдохла

потом батарея была пересобрана вот с такой БМС:

Точнее говоря, эту БМС я убил при сборке. Запомните, кто не знал: сначала к БМС припаивается минусовой провод, и только потом вставляется балансировочный шлейф!

Затем была куплена вот такая БМСка:



В итоге эта многострадальная сборка переехала в бокс для велосипедного аккумулятора, и используется как внешняя батарея.

Пока я ждал БМС для первой батареи я купил себе вторую батарею в сборе). До сегодняшнего дня она не требовала к себе внимания, однако я случайно обнаружил что нижние ее банки немного замялись об корпус. Вывод: при установке батареи в колесо между ней и корпусом надобно помещать резину/термоклей/герметик.



Что же, мы разобрали колесо по компонентам, остались токмо элементы управления.

Слева мы видим разъем GX16 для зарядки, посредине расположился индикатор заряда. Я не стал его снимать, ибо там нет ничего интересного, к нему от контроллера идет шлейф из пяти проводов. Окромя показа заряда АКБ это табло изображает из себя елочную гирлянду при сильном разряде батареи и пытается что-то сказать при неисправностях колеса. Правда, кодов ошибок куда меньше чем возможных неполадок). Справа мы видим кнопку включения. Ее можно нагуглить по запросу «кнопка металлическая антивандальная» и купить сразу горсть про запас. Они бывают с фиксацией и без оной и любят любить мозг, особливо после поездок под ливнем. В кадр не попала пищалка, ее можно лицезреть, например,

  • Старое железо ,
  • DIY или Сделай сам ,
  • Транспорт
    • Tutorial

    Герой данной заметки - Gotway MCM2, некогда топовое колесо, которое будучи новым и в максимальной комплектации проезжало до шестидесяти километров с максимальной скоростью около тридцати километров в час. Нынче же в этом колесе не осталось ничего, что не было бы заменено или починено. Батарея от колеса марки Kingsong, контроллер, ежели мне память не изменяет, от Gotway MCM2s+, в моторе стоят подшипники от гпз, а корпус был не раз паян, шпатлеван и покрашен. Заметка основана на не всегда качественных фотографиях, которые были сделаны во время ремонтов и переделок. Тех, кого не пугают много букв, прошу под кат.

    Нашу разборку мы начинаем с того, что отворачиваем все саморезы, которые скрепляют две половины корпуса. Затем нам необходимо открутить винты, которые соединяют корпус и дропауты (стойки педалей)

    Винты эти вечно выпадают несмотря на фиксаторы резьбы, посему были заменены на болты.

    Как вы могли заметить, корпус колеса сужается к низу, крепко прижимаясь к дропауту. При сборке половинки корпуса сначала прикручивают к дропаутам, при этом сверху между ними остается зазор в пару сантиметров. Скручивая корпус мы намертво прижимаем его к дропаутам. Это техническое решение приводит к тому, что мы не можем просто сдернуть корпус вверх дабы заклеить камеру, для этого нам приходится практически полностью разбирать колесо. Самое же неприятное, что ежели потерять верхний винт крепления к дропауту то прикрутить его на место без разбора колеса зачастую бывает невозможно, ибо отверстие в корпусе может не совпадать с отверстием в дропауте.

    У более современных колес этот узел выполнен уже по-человечески. Но стоит отметить, что у колеса на фотографии оторвался магнит фиксации педали, который был приклеен где-то под гайкой, и закоротил расположенный рядом контроллер.

    Источник: electrotransport.ru
    Итак, мы наконец разобрали корпус. Как видим, по бокам у него расположены два отсека для 16s2p батарей. К слову, у дешевых колес эти отсеки чаще всего рассчитаны на более тонкие батареи 16s1p. Наше же колесо выпускалась в двух модификациях, с одной батарей в 340Втч и двумя батареями общей емкостью в 680Втч. В первом случае один боковой отсек занимает батарея, а во втором вольготно располагался вертикальный контроллер. В максимальной комплектации батареи занимают оба боковых отсека, а контроллер ютится в тесном и неудобном отсеке под крышкой.

    Сверху мы можем видеть как раз такой контроллер. Обращают на себя внимание замятые об корпус конденсаторы, это хроническая проблема таких колес. Снизу, без конденсаторов и ВТ-модуля, лежит старый вертикальный готвеевский контроллер. Рядом с ним мы видим тоже вертикальный контроллер, но от старого ноунэйма.

    Отложив в сторону корпус, принимаемся за мотор. Ежели вы использовали колесо

    примерно в таких условиях

    То и ваш мотор рискует выглядеть столь же неприглядно. Пользуясь случаем, передаю привет сотрудникам московской мэрии и желаю им всю жизнь питаться тем что они сыпят на дороги, заедая эту пакость собянинской тротуарной плиткой и обломками сломанных магазинчиков.

    Теперь нам необходимо снять педальный узел. Вал имеет с двух сторон фрезерованные поверхности, к которым прилегают сухарики. Сверху вся эта конструкция фиксируется шайбой и прижимается имеющей тенденции к самопроизвольному отворачиванию ступичной гайкой.



    Снимаем крышку колеса, любуемся на давно уже не родной подшипник

    И выбиваем статор, который, что забавно, занимает привычное место ротора.

    Статор с другой стороны:

    Отложив в сторону разобранный мотор примемся за батарею:

    Плата сверху - штатная БМС. Заметим, что выход на контроллер идет в обход БМС, которая имеет только один полевик, да и тот на зарядном канале. Несмотря на это, она у меня сдохла

    потом батарея была пересобрана вот с такой БМС:

    Точнее говоря, эту БМС я убил при сборке. Запомните, кто не знал: сначала к БМС припаивается минусовой провод, и только потом вставляется балансировочный шлейф!

    Затем была куплена вот такая БМСка:



    В итоге эта многострадальная сборка переехала в бокс для велосипедного аккумулятора, и используется как внешняя батарея.

    Пока я ждал БМС для первой батареи я купил себе вторую батарею в сборе). До сегодняшнего дня она не требовала к себе внимания, однако я случайно обнаружил что нижние ее банки немного замялись об корпус. Вывод: при установке батареи в колесо между ней и корпусом надобно помещать резину/термоклей/герметик.



    Что же, мы разобрали колесо по компонентам, остались токмо элементы управления.

    Слева мы видим разъем GX16 для зарядки, посредине расположился индикатор заряда. Я не стал его снимать, ибо там нет ничего интересного, к нему от контроллера идет шлейф из пяти проводов. Окромя показа заряда АКБ это табло изображает из себя елочную гирлянду при сильном разряде батареи и пытается что-то сказать при неисправностях колеса. Правда, кодов ошибок куда меньше чем возможных неполадок). Справа мы видим кнопку включения. Ее можно нагуглить по запросу «кнопка металлическая антивандальная» и купить сразу горсть про запас. Они бывают с фиксацией и без оной и любят любить мозг, особливо после поездок под ливнем. В кадр не попала пищалка, ее можно лицезреть, например,



    просмотров