Полюдье в древней руси определение. Полюдье в древней руси - это вид налога. Формирование признаков государственности на Руси

Полюдье в древней руси определение. Полюдье в древней руси - это вид налога. Формирование признаков государственности на Руси

Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до , когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

История полюдья

Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления - продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в. Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.

В данном трактате полюдье описывается следующим образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся , дреговичи, кривичи, северяне и другие . Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).

В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, введя новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах - специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.

Конец полюдья

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича - в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти . Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо . Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в. Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).

Объ-езд князь-я-ми под-чи-нён-ной тер-ри-то-рии со взи-ма-ни-ем различных по-бо-ров с на-се-ле-ния; в XII - начале XVI веков оп-ре-де-лён-ный на-лог с на-се-ле-ния в русских зем-лях и кня-же-ст-вах, Русском государстве.

О полюдье со-об-ща-ет-ся в рас-ска-зах арабских гео-гра-фов X-XI веков, ис-поль-зо-вавших ин-фор-ма-цию, вос-хо-див-шую ко 2-й половине IX века. Под-роб-но полюдье опи-са-но в главе 9 трак-та-та «Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей» (середина X века) ви-зантийского императора Кон-стан-ти-на VII Баг-ря-но-род-но-го. Им-пе-ра-тор упот-реб-ля-ет славянский тер-мин в греческой транс-крип-ции (pol9udia), пе-ре-во-дит сло-во как «кру-же-ние». Со-глас-но его рас-ска-зу, суть полюдья со-стоя-ла в том, что «ар-хон-ты» (кня-зья) и «все ро-сы» (во-ен-но-дру-жин-ная вер-хуш-ка Древнерусского государства) объ-ез-жа-ли зем-ли под-чи-нён-ных Кие-ву восточно-славянских сою-зов пле-мён и «кор-ми-лись» (то есть, оче-вид-но, со-би-ра-ли и по-треб-ля-ли про-до-воль-ст-вие) там с но-яб-ря до ап-ре-ля. Фак-ти-че-ски о полюдье (хо-тя без упот-реб-ле-ния это-го тер-ми-на) го-во-рит-ся в ле-то-пис-ном рас-ска-зе о ги-бе-ли в зем-ле древ-лян ки-ев-ско-го князя Иго-ря (по ус-лов-ной хро-но-ло-гии «По-вес-ти вре-мен-ных лет» со-бы-тие от-не-се-но к 945 году, од-на-ко сам рас-сказ был на-пи-сан не ра-нее начала XI века). Из рас-ска-за сле-ду-ет, что в полюдье «дру-жи-на» со-би-ра-ла не толь-ко про-дук-ты для про-пи-та-ния, но и дань (на-лог по оп-ре-де-лён-ной став-ке) с под-чи-нён-но-го на-се-ле-ния. Упо-ми-на-ния полюдья в ис-точ-ни-ках XII века по-зво-ля-ют пред-по-ла-гать, что во вре-мя этих объ-ез-дов кня-зья ре-ша-ли так-же су-деб-ные, административные и хо-зяйственные во-про-сы.

Ве-ро-ят-но, уже в X веке и сбо-ры, и про-це-ду-ра их взи-ма-ния (мар-шру-ты объ-ез-да, мес-та ос-та-нов-ки и тому подобное) на-ча-ли рег-ла-мен-ти-ро-вать-ся, а кня-зья мог-ли пе-ре-да-вать пра-во на эти сбо-ры сво-им чи-нов-ни-кам и аген-там на мес-тах. Эта прак-ти-ка при-ве-ла к то-му, что полюдье пре-вра-ти-лось в на-лог. В та-ком зна-че-нии полюдье в ис-точ-ни-ках XII - начала XVI веков на-зы-ва-ет-ся так-же «дар» или «да-ров-ное». Этот на-лог вос-хо-дил к ис-кон-но-му пра-ву кня-зя на на-ту-раль-ные сбо-ры с на-се-ле-ния, но в XII-XVI века со-би-рал-ся не-ред-ко в ком-му-ти-ро-ван-ной фор-ме (ме-ха-ми или день-га-ми). Упо-ми-на-ния о полюдье име-ют-ся в ис-точ-ни-ках, от-ра-жаю-щих ис-то-рию прак-ти-че-ски всех русских зе-мель и кня-жеств, в том числе Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки .

Близ-кие ана-ло-гии полюдья об-на-ру-жи-ва-ют-ся в со-сед-них ре-гио-нах: например, поль-ский стан (stan) и скандинавская вейц-ла (veizla). Рас-про-стра-не-ны так-же пред-став-ле-ния о полюдье как о все-мир-но-ис-то-рическом яв-ле-нии (Ю.М. Ко-би-ща-нов и другие).

Исторические ис-точники:

Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный. Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей: Текст, пе-ре-вод, ком-мен-та-рий. 2-е изд. М., 1991;

Пол-ное со-б-ра-ние рус-ских ле-то-пи-сей. М., 1997. Т. 1;

Древ-няя Русь в све-те за-ру-беж-ных ис-точ-ни-ков: Хре-сто-ма-тия. М., 2009. Т. 3: Вос-точ-ные ис-точ-ни-ки.

1) Полюдье - - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях с XII в. фиксированная денежная повинность.

2) Полюдье - - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани, позже сама дань неопределенных размеров.

3) Полюдье - - система сбора дани с восточнославянских племен, использовавшаяся в X в. первыми князьями Киева. Дань собирали княжеские чиновники (тиуны) в специально отведенных для этого местах (погостах), где ее получали князья, совершая во главе своей дружины объезд подвластных им земель.

4) Полюдье - - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже - сама дань неопределенных размеров.

5) Полюдье - - в Киевской Руси объезд князем подвластных земель для сбора дани; в X-XII вв. - фиксированная феодальная рента.

6) Полюдье - - сбор дани древнерусским князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял (IX - перв. пол. XII вв.). Размер дани первоначально не был фиксированным, что привело к столкновению князя Игоря с древлянами (945). Княгиня Ольга установила точный размер дани (" уроки ") и места ее сбора (" погосты "). В ходе полюдья князь выступал как военный предводитель, адресат дани, верховный судья и законодатель.

7) Полюдье - – в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря (подробнее см. хрестоматию, раздел «Первые русские князья ») во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты. С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

Полюдье

В Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях с XII в. фиксированная денежная повинность.

В Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани, позже сама дань неопределенных размеров.

Система сбора дани с восточнославянских племен, использовавшаяся в X в. первыми князьями Киева. Дань собирали княжеские чиновники (тиуны) в специально отведенных для этого местах (погостах), где ее получали князья, совершая во главе своей дружины объезд подвластных им земель.

В Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже - сама дань неопределенных размеров.

В Киевской Руси объезд князем подвластных земель для сбора дани; в X-XII вв. - фиксированная феодальная рента.

Сбор дани древнерусским князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял (IX - перв. пол. XII вв.). Размер дани первоначально не был фиксированным, что привело к столкновению князя Игоря с древлянами (945). Княгиня Ольга установила точный размер дани (" уроки ") и места ее сбора (" погосты "). В ходе полюдья князь выступал как военный предводитель, адресат дани, верховный судья и законодатель.

– в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря (подробнее см. хрестоматию, раздел «Первые русские князья ») во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты. С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...

ПОЛЮДЬЕ ПОЛЮДЬЕ - в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ("людей") для сбора дани; затем - сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПОЛЮДЬЕ" в других словарях:

    Ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля

    Объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 дань (12) объезд (… Словарь синонимов

    В Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия

    - «Собирают дань». Рерих Н. К. 1908г. Полюдье способ сбора дани с восточнославянских … Википедия

    ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения (людей) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь

    - («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история

    Ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия

    - (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (хождение по людям) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Русская история в картинах. Клавдий Лебедев , Сто лет назад в издательстве И. Д. Сытина вышла серия плакатов, посвященных русской истории, с иллюстрациями Сурикова, Васнецова, Маковского, Лебедева и других русских художников. К 100-летию… Категория: Путеводители Серия: Галерея русской живописи Издатель: БЕЛЫЙ ГОРОД , Производитель: БЕЛЫЙ ГОРОД ,
  • Русская история в картинах. Выпуск 1. Русь Легендарная , С новым проектом издательства`Галерея русской живописи` у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полныетематические подборки… Категория: История и теория искусств Серия: Галерея русской живописи Издатель: Журнал Воскресный день , Производитель:

О полюдье на Руси рассказал известный историк XIX века автор «Истории России с древнейших времен» М.С. Соловьев, изучавший древние монастырские летописи, исторические труды Византийского императора Константина Багрянородного (905-959г. от Р.Х).

Полюдьем в Древней Руси называли метод княжеского правления над удаленными городами и областями, включавший сбор дани, судебные разбирательства, которыми также занимался князь. Как только приближалась зима, и устанавливались санные пути, Князь со своею дружиной выезжал в подвластные ему, удаленные области.

В те области, которые находились в стороне от княжеского маршрута, и посещение которых не входили в княжеские планы, направлялся боярин из особо уважаемых и доверенных членов его дружины, со своими людьми для охраны.

Вместе с князем или его боярином едут тиуны – приказчики (или данщики), которые занимались сбором самой дани. Они знали, кто, что и сколько должны были сдать из каждой области, поселка, двора. Тиуны выезжали раньше князя и организовывали сбор дани со смердов – жителей подчиненных князю областей. Данщики следили за качеством собираемой дани. В те годы денег еще не было, поэтому дань собиралась натуральными продуктами: пушниной, медом, воском, зерном.

Часть дани шла на торговлю с иностранными государствами. На них закупались дорогое оружие, заморские ткани, вина.

Часть дани шла в кладовые князя и дружинников на собственные нужды. Особо ценные и качественные меха откладывались на подарки иноземным послам. Русские меха ценились во всей Европе и Азии.

Так все зимние месяцы князь со своей дружиной проводил в разъездах. Исследователи рассчитали, что во время полюдья князья проходили до 8 км в сутки. В среднем на каждый поселок князь тратил по 2-3 дня, в течение которых, собиралась дань, и вершился суд. Люди, подчиненные княжеской власти, обращались к нему с судебными тяжбами. Примечательно, что обе стороны должны были сами доказывать свою правоту – находить свидетелей свершившихся краж, или напротив способных подтвердить алиби обвиняемого.

Полюдье, представлявшее собою дань, за которою ездил князь с дружиною, была первоначальным, можно сказать, зародышевым видом подчинения племен общей, княжеской власти, связью с другими соподчиненными племенами.

Из летописей известно, что князь Игорь был убит непокорными древлянами во время его поездки в соподчиненные земли. Древляне не участвовали в походах князя Игоря на Византию, и поэтому князь по требованию своих дружинников, недовольных содержанием, отправился к древлянам. Он увеличил размер дани с каждого «дыма». Дружинники бесчинствовали, грабили жителей, творили насилие. Наконец, дружина, подобно пиявке, насосавшейся крови, решила уйти домой. Но на пути князь решил вернуться. Ему показалось, что его доля чрезвычайно мала. Он взял малую часть своей дружины и вернулся к древлянам. Не выдержав подобной наглости от князя, и без того обобравшего людей до нитки, жители собрались на совет со своим князем Малом, и решили убить Игоря, воспользовавшись малочисленностью его войска.



просмотров