Что такое бессоюзное сложное предложение. Конспект урока "бессоюзное сложное предложение" Занятия по бсп

Что такое бессоюзное сложное предложение. Конспект урока "бессоюзное сложное предложение" Занятия по бсп

    3. Развивающие

    1. Запись на доске:
      • тема урока;
      • дополнительное задание.
      • таблица
      • тренировочные упражнения
    2. Мультимедийный проектор
    3. Презентация к уроку
    4. Работа во флипчарте

    Структура урока:

    1. Организационный этап.
    2. Проверка домашнего задания
    3. Работа с эпиграфом к уроку.
    4. Подведение итогов урока.
    5. Домашнее задание

    I Ход урока

    I. Организационный этап

    1. Работа с журналом.

    Хочу узнать

    Узнал (-а)

    Из чего они состоят?

    2.Работа с эпиграфом к уроку


    Всё, на что сердце твоё откликается.
    Живи беспокойно, живи с маетой:
    С доброты человек начинается.

    Маета — собственно русское образование от существительного мая — «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.


    (С доброты человек начинается )


    Доброта

    Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

    Добро — всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).

    Подберите синонимы: доброта — отзывчивость, сердечность, душевность.

    Подберите антонимы: доброта — злость, ненависть.

    Слова — «Друзья» — слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота .

    — Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:

    Существительные

    Прилагательные

    Глаголы

    добродушный

    доброжелательность

    доброкачественный

    одобрить

    добрососедство

    добросовестный

    — Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
    (2-ое предложение — сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)

    — Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
    (Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

    Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).


    Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
    Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

    4. Тренировочные упражнения.


    2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
    3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
    4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
    5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
    6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
    7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
    8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
    9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.


    2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
    3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
    4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
    5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
    6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
    7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
    8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
    9) Едешь на день, хлеба бери на& nbsp;неделю.
    10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.


    (это сложносочиненное предложение)

    2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
    (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое — знаем)


    (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

    4.Работа с учебником

    Упр.391, стр. 176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения — бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.

    5.Собери пословицу.

    Получив добро — помни, сделав — забудь.
    Жизнь дана на добрые дела.
    Добрые умирают, да дела их живут.
    Добро желаешь — добро делай.
    Помогай не словами, а делом


    2. Держится мир на доброте…
    3. Хочешь изменить мир к лучшему…

    Хочу узнать

    Узнал (-а)

    Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

    Что такое сложные бессоюзные предложения?

    БСП - это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

    Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

    Из чего они состоят?

    Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

    В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

    Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

    Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

    При помощи каких знаков в них соединяются простые?

    IV. Подведение итогов урока

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: БСП»

Тема: Бессоюзные сложные предложения.

Цель урока : Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.

Задачи :

1. Образовательные : познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

2. Воспитательные :

    формировать их личностную позицию;

    воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.

3. Развивающие : развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока (средства обучения):

    Запись на доске:

    • тема урока;

      стихотворный текст для анализа;

      дополнительное задание.

    • тренировочные упражнения

    Мультимедийный проектор

    Презентация к уроку

    Работа во флипчарте

    На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки и карандаши.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Проверка домашнего задания

    Сообщение темы урока и постановка целей.

    Работа с эпиграфом к уроку.

    Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание

I Ход урока

I. Организационный этап

    Подготовка учащихся к работе на уроке.

    Взаимное приветствие учителя и учащихся.

    Визуальный контроль готовности к уроку.

    Работа с журналом.

II. Проверка домашнего задания

Сделать опорный конспект по теме «Сложные предложения»; по Толковому словарю Ожегова найти значение слова доброта, подобрать к нему синонимы и антонимы; подобрать высказывания известных людей о доброте, небольшие рассказы или притчи, стихотворения.

Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.

III. Сообщение темы урока и постановка целей.

Бессоюзные сложные предложения (Тема урока записана на доске)

1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним таблицу, которая состоит из трех столбиков.

Хочу узнать

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

2.Работа с эпиграфом к уроку

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета - собственно русское образование от существительного мая - «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.

Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается )

Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.

1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта

2. Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Добро - всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).

Подберите синонимы: доброта - отзывчивость, сердечность, душевность.

Подберите антонимы: доброта - злость, ненависть.

3. Находим родственников и друзей:

Слова - «Друзья» - слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота .

Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

добродушный

доброжелательность

доброкачественный

одобрить

добрососедство

добросовестный

Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)

Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

3.Понятие сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).

Примеры предложений с различной интонационной связью:

Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

4. Тренировочные упражнения.

1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.

2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на& nbsp;неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.

3.Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)

2. Мы знаем: главное предназначение человека - оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое - знаем)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

4.Работа с учебником

Упр.391, стр. 176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения - бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.

5.Собери пословицу.

Получив добро - помни, сделав - забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь - добро делай.
Помогай не словами, а делом

6. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

1. С детских лет постигаем мы истину…
2. Держится мир на доброте…
3. Хочешь изменить мир к лучшему…

7. После данных предложений предлагается заполнить колонку «Узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке «Хочу узнать».

Хочу узнать

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

8. Ребята, проверим ваше последнее домашнее задание. Прочитайте стихотворения, высказывания известных людей, небольшие рассказы или притчи о доброте.

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание. Пр.17 выучить правило, упр.394

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Конспект

урока русского языка по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

9 класс

с аспектным анализом

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 13 п. Искра Будённовского района

Панькина Галина Борисовна

Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение»

Цели: образовательные:

Дать понятие о БСП, формирование умений устанавливать

смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

Формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;

- употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Развивающие:

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

- развитие умения аргументировать, доказывать;

Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

Воспитательные:

Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

- активизирование познавательной деятельности учащихся;

- обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип : комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин», раздаточный материал с текстом « Летний вечер»

Ход урока

1 Организационный момент

Эпиграф.

Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; так, подобны они гвоздям и клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. М.Ломоносов

2. Актуализация знаний -Сегодняшний урок мы с вами, ребята, посвящаем повторению материала о бессоюзном сложном предложении. Вспомним…

- Какие предложения называются бессоюзными сложными?

- Чем отличаются бессоюзное сложное предложение от сложносочиненного и сложноподчиненного?

- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

Между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражаются разные смысловые отношения: перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и т.д.

- Где используется это свойство бессоюзных сложных предложений?

3. Изучение нового материала

Анализ фрагментов из отдельных глав романа « Евгений Онегин»

Обратимся к 5 главе романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин», в частности к эпизоду « Сон Татьяны».

« И снится чудный сон Татьяне…»

Чтение данного эпизода (читает подготовленный ученик)

Какова роль сна Татьяны в структуре произведения?

Сон Татьяны реалистичен и символичен одновременно. Приоткрывая для нас внутреннюю психологическую характеристику героини, он выполняет и композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с теми трагическими событиями, которые разыграются в 6 главе.

То, что мы узнаем о будущей драме чуть раньше, характеризует Татьяну как умного, чуткого человека. Она стоит значительно выше своей среды. То зверье, увиденное во сне, напоминает соседей Лариных, только внешне похожих на людей. Увиденное во сне говорит о том, что она могла верно оценить окружающих её людей.

Анализ 11 строфы:

Ей снится, будто бы она

Идёт по снеговой поляне

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Какой знак БСП здесь используется? (точка с запятой )

Анализ 12 строфы.

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился,

И кто ж из – под него явился?

Почему и здесь Пушкин использует точку с запятой?

Анализ 14 строфы.

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

Почему точка с запятой ставятся между столь короткими предложениями?

Как называется такой прием намеренного пропуска члена предложения?

Анализ 16 строфы.

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут на капли толку,

Глядит она тихонько в щелку;

И что же видит? … за столом

Сидят чудовища кругом.

Один в рогах, с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Почему в этой строфе поэт ставит двоеточие?

Какой еще знак стоит в бессоюзном сложном предложении?

Сравните два эпизода: «Сон Татьяны» и « Именины Татьяны»

Кого напоминают вам гости на именинах в доме Лариных?

Чтение фрагмента письма Татьяны « Другой, …нет, никому на свете не отдала бы сердца я..»

Как называется такой прием сравнения образов?

Чем еще интересен данный отрывок?

Что достигается этим?

Анализ 18 строфы.

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьет - все пьют и все кричат;

Он засмеется – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

Почему в данном фрагменте в БСП стоят тире?

Выводы.

Почему А.С.Пушкин так много использует бессоюзных сложных предложений в данных фрагментах.

Литературовед Б.В.Томашевский писал, что « у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

4. Первичное закрепление

Мы рассмотрели случаи употребления бессоюзных сложных предложений в поэтической речи. А сейчас обратим внимание на употребление БСП в прозе. Многие русские писатели поднимали вопрос о роли прозы и поэзии в жизни человека. И. А.Бунин часто размышлял об эстетической природе разных родов словесного искусства. В 1912 году он высказался по тому вопросу на редкость убежденно: «…не признаю …деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устаревшим. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в прозаической форме». Сам художник весьма быстро достиг такого мастерства, осуществив свое же пожелание: Анализ предложения:

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелеста утра, до первых росинок зари.

Какие знаки бессоюзного сложного предложения поставлены в данном предложении?

Что особенного в данном предложении?

Сравнение ночи с мягким пологом, именно мягким, а не тяжелым,

который, конечно, давил бы, а не лежал на заснувших полях.

Лексический повтор:

Ещё долго было еще много времени до первого лепета, до первых

шорохов, до первых росинок.

5. Самостоятельная работа учащихся с коллективной проверкой:

Задание : расставить недостающие знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, объяснить условия их постановки на индивидуальных листах.

Летний день .

В летние туманные дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из- под ног, тотчас же исчезнет в беловатой мгле неподвижного тумана. Всё проснулось, все молчит. Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Вы видите длинную черную полосу и принимаете ее за близкий лес; вы подходите – лес превращается в высокую грядку полыни на меже.

Вот ветер мягко шевельнётся, и клочок бледно – голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар;

Золотисто – желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, и опять все заволоклось. Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет торжествует, а последние волны разогретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. И.С.Тургенев

6. Подведение итогов урока.

    1. Какова роль тире в предложении

Высоко над нами прошумел ветер - предвестник бури.

А) разделяет подлежащее и сказуемое

Б) обозначает пропуск члена предложения

В) разделяет части бессоюзного сложного предложения

Г) отделяет приложение

2. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

Б) предложения рисуют быструю смену событий

В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие

из того, о чем говорится в первом предложении

3.Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном

предложении Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

А) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом

Б) второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание

В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения

Домашнее задание: выписать из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин» примеры на все случаи постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Бессоюзное сложное предложение

Цели:

    Изучение бессоюзного сложного предложения: смысловые отношения,

знаки препинания, средства связи в БСП.

    Развитие связной устной и письменной речи, синтаксической,

пунктуационной грамотности; умения сворачивать информацию в опорную схему, таблицу.

    Воспитание культуры речи, нравственное воспитание.

Тип урока:получение новых знаний

Методы:проблемный,поисковый,словесный

Оборудование: таблица сложных предложений,презентация

Ход урока:

    Организационный момент. Психологический настрой. Формулировка цели урока, сообщение о лексической теме урока, предусматривающей размышления: «Умение держать язык за зубами – признак культуры человека»

    Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

1) Составление схемы классификации сложного предложения (запись на доске), ее рассмотрение, обсуждение.

Сложное предложение

Союзное Бессоюзное

Учитель с подачи учащихся на доске чертит схему, по ходу задавая вопросы:

Охарактеризуйте сложное предложение.

Ответ:

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных двумя способами:

1) при помощи интонации и союзов или союзных слов;

2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. На какие группы делятся союзные предложения?

Союзные предложения делятся на две группы:

1) сложносочиненные;

2) сложноподчиненные.

В чем их отличие?

Какие предложения называются бессоюзными?

Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

3. Работа над новым материалом. Исследование проблемной ситуации.

Работа с текстом

Учащимся (предварительно) раздаются листы с текстом легенды.

Чтение текста учащимся.

День был ясный, летний. Cверху пекло. Возле поскотины клони­лись к земле рябенькие кукушкины башмачки; на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, на­верное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в го­лубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, вы­ставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Бере­зовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало, и сквозь это мерцание едва проглядывали красные трубы известковых печей, по­лыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размывало, рвало в клочья, будто старое тряпье.

Железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в яс­ную погоду, колыхался тонким кружевцем, и, если долго смотреть на него, он истончался и кружевце истончалось и рвалось.

Вдруг за ближним каменным мысом защелкали по дну кованые шесты, и из-за мыса показалась лодка; трое мужиков разом выбрасыва­ли из воды шесты. Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по края в реку, рвалась впе­ред, откидывая на стороны волны. Взмах шестов, перекидка рук, тол­чок - и лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед, к берегу.

(По В. Астафьеву)

К какому стилю речи вы относите этот текст?

Работа по плану:

    Нахождение в тексте БСП.

    Замена БСП сложными предложениями с союзами.

    Объяснение расстановки знаков препинания.

    Вывод учащихся:

Бессоюзные сложные предложения можно заменить:

А) сложносочиненными предложениями с сочинительными союзами

В) сложноподчиненными предложениями с подчинительными союзами.

    Составление схем:

БСП , сочинительные союзы и, а, но .

БСП , подчинительные союзы (так как, потому что,

поэтому, если, когда, так что).

    Работа с текстом учебника с.126, с.130, с.133

    Первичное закрепление.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Конструирование БСП, выбор знаков препинания (: или -).

Стоит жара.

День будет жаркий.

Все краски в природе поблёкли.

Дождик прошёл по садовой дорожке.

К вечеру, по-видимому, соберется гроза.

Солнце сильно палит.

Всё ожило и засмеялось.

К полудню на горизонте появились тучи.

6. Рефлексия деятельности(итог)

Какую тему мы рассмотрели сегодня?

Назовите знаки препинания в БСП.

Чем можно заменить БСП?

Какова главная мысль лексического материала?

Какие пословицы, связанные с нашей темой, вы знаете?

6 . Оценки за урок.

7. Домашнее задание п.31-33, правило с.190-191, у.193.

Вид: урок-исследование.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

Устная аналитическая работа с текстом;

3. Изучение нового. Исследовательская деятельность:

Работа по группам;

Аналитическая работа с текстами;

Цифровой диктант.

4. Обобщение изученного.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с текстами для команд.

Образовательные:

Закрепить знания по теме «Сложные предложения»;

Познакомить с бессоюзными сложными предложениями (БСП);

Учить строить ответ с опорой на теоретические знания;

Отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания.

Развивающие:

Способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;

Учить применять полученные знания на практике;

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;

Учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к художественной литературе.

Воспитательные:

Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

Формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.

I. Организационный момент.

Предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке выступить в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со сложными предложениями познакомиться с новой группой предложений – бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому мы распределились на 2 группы, каждая из которых будет не только пытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и зарабатывать тем самым баллы за правильные ответы. (При ответах внимательно слушайте друг друга, чтобы успешно справиться с заданиями). Так пройдёт наш урок – турнир. Вы сможете не только познакомиться с новой темой, но проявить свои знания, которые принесут вам победу.

II. Повторение пройденного. (Слайд 3)

Разделите тетрадный лист на 2 колонки, одна из которых называется сложносочиненные предложения (ССП), другая - сложноподчиненные предложения (СПП). Прочитайте данные предложения. Среди них найдите и напишите номера тех, которые являются ССП и СПП.

1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.
6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.
7.Ей снится будто бы она поёт.

(ССП - 3, 5, 6 предложения; СПП- 1,2, 4, 7 предложения)

Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП? СПП?

Вспомните, какие виды СПП вам известны? (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).

По каким признакам СПП делятся на эти группы? (По вопросу и определяемому слову)

Как вы думаете, чем будут отличаться ССП и СПП от БСП? (Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).

Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного? (Запятыми).

Так ли это? Проверим сказанное, проведя несколько исследований.

Запишем тему урока: Бессоюзные сложные предложения.

III. Изучение нового. (Работа в группах).

Предлагаю провести исследования в группах. Та команда, которая правильно отвечает на поставленный вопрос, получает бонусный балл. Все полученные балы в конце суммируются и дают возможность учителю оценить работу учеников.

Исследование №1. (Слайд 4)

Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Назовите номера этих предложений.

1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо вводе.
3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
4. Буран стих, зато установился сильный мороз.
5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
7. Раздался крик – он бросился бежать.

Назовите, какие номера предложений выписала 1 группа? 2 группа?

(Бессоюзные сложные предложения - 1, 3, 5, 7)

Что теперь вы можете сказать о знаках препинания в БСП? (Простые предложения в составе БСП могут отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием, тире). (Слайд 5)

Исследование № 2.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая. (Слайд 6)

Метель не утихла, небо не прояснилось.

Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А.Гончаров)

точка с запятой.

Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)

Проверим ваши выводы. (Слайды 7, 8)

Исследование № 3.

Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире. (Слайд 9)

1. Семь раз отмерь – один отрежь. (Пословица)

2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.А.Крылов)

3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (И.С.Тургенев)

4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. (А.П.Чехов)

5. Посмотрит - рублём подарит. (Н.А.Некрасов)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие.

1. Я несчастлив: каждый день гости. (А.П.Чехов)

2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (А.С.Пушкин)

3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. (М.Пришвин)

Проверим ваши выводы. (Слайды 10, 11)

IV. Обобщение изученного.

Исследование № 4.

Какие предложения мы будем называть бессоюзнми сложными? (Такие сложные предложения, в которых простые объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и со юзных слов).

Попробуйте самостоятельно (группа 1 и 2) создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП.

Знаки препинания в БСП

Последовательность, одновременность, перечисление.

Точка с запятой:

- предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые .

Двоеточие:

Вторая часть имеет значение причины (= потому что, так как);

Вторая часть имеет значение пояснения (= а именно);

- вторая часть имеет значение изъяснения (= и вижу, и слышу, как).

Противопоставление (= а, но);

Сравнение (= словно, будто)

Быстрая смена событий; (= и вдруг, и сразу)

Первая часть имеет значение времени или условия (= когда, если);

Вторая часть имеет значение следствия, вывода, результата (= поэтому, следовательно);

Проверим ваши памятки-таблицы, которые нам пригодятся для дальнейшей работы по данной теме. (Слайд 12). Перенесите их в тетрадь (можно раздать заранее распечатанные таблицы).

Исследование № 5. (Цифровой диктант). (Слайд 13).

Завершающее исследование поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Разделите тетрадь на 4 столбика, назовите столбики: точка, точка с запятой, тире, двоеточие . В них вы выпишите цифры тех предложений, в которых поставите соответсвующие знаки.

1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.

2. Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская показавшееся солнце; трава блестит.

3. Наверху журавлиный крик: птицы улетают на юг.

4. Степь весело пестреет цветами: ярко пестреет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.

5. Проснулся – пять станций убежало назад.

6. Лес рубят – щепки летят.

7. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

(Точка - 1; точка с запятой - 2, тире - 5, 6, 7; двоеточие - 3, 4 предложения)

V. Подведение итогов. (Слайд 14).

С какой темой мы сегодня с вами познакомились?

Что нового вы узнали о сложных предложениях?

(Слайд 15). (Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются).

Оценки за урок командам исследователей.

VI. Домашнее задание. (Слайд 16).

Параграф 31-33, выполнить упражнение 191. Ваши отзывы об уроке-исследовании (устно).

Тармакова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №8
Населённый пункт: Город Бор Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" с элементами ФГОС
Дата публикации: 07.12.2016
Раздел: среднее образование

Технологическая карта.
Уроке русского языка в 9 классе (с элементами ФГОС) Учитель: Тармакова Е.В. Тема урока: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». Тип урока: Урок открытия новых знаний УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные № п\п Этапы урока Цель и содержание учебного материала. Функции и виды деятельности учителя Формы и виды деятельности учащихся Планируемые результаты УУД Оценка результатов деятельности ученика 1
Мотивация к

учебной

деятельности

Цель:
выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности –Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник. - Готовы к работе? Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1.Сравнительный анализ предложений. 2. Самопроверка
Цель
: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом.(Слайд 2) Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП. Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему? - Проверьте себя. (Слайд 3) И оцените. Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке. -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К. Устная оценка учителя. Самооценка учащихся. 3 Выявление места и причины затруднения.
Цель:
поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель Самоопределение – Л; Смыслообразование –Л; Мыслительные
Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны? - Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? (Слайд 4) -сформулируйте свои, важные д л я в а с, ц е л и у р о к а. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …(Слайд 5) -Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) (Слайд 6) тему урока. своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. Ведут записи в тетради. операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р; Выдвигают гипотезы и обосновывают их-П; Развитие монологической речи -К 4 Построение проекта выхода из затруднения. Работа с теоретическим материалом учебника.
Цель:
построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение. - Где мы с вами можем получить более подробную Учитель выступает в роли организатора. Следит за хронометрией урока. Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения. Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей Устная оценка учителя
информацию о БСП? Из каких источников? (из книги) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.). с.94-95 - Что вы будете выяснять? (что такое БСП). - Делимся на группы -эксперты -поэты -художники -картографы -символисты -навигаторы -плановики Презентуют свои «проекты» -П; 5 Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
определить роль интонации в БСП, реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. - В БСП, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения. Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за хронометрией урока Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. Формирование критического и творческого мышления Умение сверять свои действия с целью- Р Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К Самостоятельное создание способов решения проблем Устная оценка учителя
-Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией.(слайд 7) Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.(Слайд 8) Вывод: При бессоюзной связи смысловые отношения между частями СП не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего. Схема: (Слайд 9)Виды интонации и смысловые отношения в БСП. Виды интонации и смысловые отношения в БСП
перечислительная

интонация
при соединительных отношениях между частями БСП
пояснительная интонация
при причинно- пояснительных отношениях между частями БСП
результативно-

следственная

интонация
при противопоставлении или времени, условии и следствии творческого и поискового характера
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Цель:
усвоение учащимися новых способов действия.
(Слайд 10) Алгоритм

анализа БСП:
найти грамматические основы; определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП; поставить необходимый знак препинания; построить схему БСП.
Для слабых учащихся:
подписать карточку; подчеркнуть грамматические основы, построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП. Для сильных учащихся: Заменить ССП и СПП БСП. (См. Приложение) Организовывает работу на новый способ действия Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Выполняют предложенные учителем задания. Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. Мыслительные операции –П Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р + все ЛУУД: умение преодолевать трудности Самооценка. Устная оценка учителя. 7 Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов, раннее сформированных Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. Оценивают свои результаты в Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р, формирование критического и творческого мышления, Самооценка.
Задание, аналогичное 13 в тестах ОГЭ Самопроверка. изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - Где нам может понадобиться эта тема? - А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями. (Слайды 11 -15) (СЛАЙД 16) - Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? доведением их до автоматизма. освоении нового способа действия. 8 Домашнее задание - Ребята, над чем вы будете работать дома? Выучить понятие о БСП, упр.214(А), 215 (В) Слайд 17 Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. Выбор задания Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. Самооценка 9 Рефлексия учебной деятельности 1.Обмен мнениями 2.Оценивание Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности, осознание методов построения и границ применения нового способа действий - А теперь давайте поделимся Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности- Самооценка. Устная оценка учителя.
деятельности впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. Что можно было сделать по- другому? - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? (слайд 18) - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. (Листы оценивания на партах) - Кто получил 5? Почему? 4. Почему?...... урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? деятельности. Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

Работа на карточках.
А Фамилия, имя
________________________________________________Вариант 1.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Расставьте, где нужно, запятые. ОБРАЗЕЦ:

последовательность событий

, , .
1.Под окном зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом. 2.Царь ступил на двор широкий, там, под ёлкою высокой, белка песенки поёт золотой орех грызёт. 3. За селом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал. 4. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. А Фамилия, имя
________________________________________________Вариант 2.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте запятые. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. ОБРАЗЕЦ:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

(последовательность событий)

, , .
1. В глазах у меня потемнело голова закружилась. 2. Трескался лед снег шуршал о каменную стену сторожки и скрипел под ногами. 3. Снег слепил лицо порошил глаза ветер вертел его седыми вихрями вокруг труб миноносца. 4. Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.

Для сильных учащихся: В

Заменить ССП и СПП БСП.
Фамилия, имя________________________________________________
Вариант 3.
Прочитайте предложения. Определить их вид. Замените ССП и СПП бессоюзными сложными. Подумайте, какой знак нужно поставить между частями БСП. Подчеркните грамматические основы в записанных предложениях, составьте схемы, укажите смысловые отношения между частями. Образец
: Если с

кучно тебе жить, займись чем-нибудь. (СПП). - Скучно тебе жить –

займись чем-нибудь.
– .
(Условие)
1.В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. 2.Однако пора спать, потому что уже без четверти шесть. 3.Когда ехал сюда, рожь только начинала желтеть.
ЛИСТ ОЦЕНКИ___
(фамилия, имя)
_________________________________________________

1 задание:
Распределить предложения по группам.
2 задание:
Индивидуальное задание.
3 задание:
Нахождение БСП.
За урок я

поставлю

себе

оценку:

« »
Сегодня на уроке: Я понял(а)………………………… ……………………………………… ………………………………………… ………………………………………….. Я узнал(а)…………………………. …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………. Лучше всего у меня получилось………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………….. Я испытал(а) затруднение в… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… Думаю, что этот материал мне пригодится…………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………

Литература
1. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2008.Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Научный редактор: - академик РАО, доктор филологических наук Н.М.Шанский. 2. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005 3. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2010г. 4. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000. 5. Русский язык. Поурочные планы. 9 класс. Т. И. Ермоленко. Издательство «Учитель», Волгоград 2007



просмотров