Что стало с иродиадой и ее матерью. Легендарный танец Саломеи: миф или реальность, отражение в искусстве. Художественные картины на тему этого сюжета

Что стало с иродиадой и ее матерью. Легендарный танец Саломеи: миф или реальность, отражение в искусстве. Художественные картины на тему этого сюжета

танец Саломеи, голова Иоанна Крестителя, живопись, картина, художники, история
Саломея — иудейская принцесса, дочь Иродиады, падчерица Ирода Антипы. Иоанн Креститель, согласно евангельскому рассказу, «предтеча» (предшественник) Христа. Наиболее пространный рассказ о его жизни содержится в Евангелии от Луки, где говорится, что он родился «в нагорной стране, во граде Иудином» (возможно, Хевроне) приблизительно за шесть месяцев до рождения Христа и что он был сын Захарии, священника из Авиевой чреды, и Елисаветы, также происходившей из священнического рода и состоявшей в родстве с Марией, матерью Иисуса.

***
***
*** Ирод Антипа властвовал в двух провинциях - в Галилее и в Переи. Был он человеком злобным и завистливым. Ироду было за 50, когда он влюбился и решил жениться на жене своего брата Иродиаде, которого он лишил наследства. Честолюбивая Иродиада тяготилась своим унизительным положением и мечтала о власти.
Иоанн Креститель открыто выступал против этого брака. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой. Он не переставал упрекать Ирода и после того, как его заточили в крепость. Поэтому узник был опасным для Иродиады и она искала повода разделаться с ним.
***
*** В день своего рождения Ирод устроил пир. Собралось много почетных гостей от военачальников до старейшин Галилеи. Ирод просит станцевать дочь Иродиады - Саломею ритуальный танец семи покрывал, которым женщина говорит мужчине, что она в его власти, Саломея соглашается за награду, которую объявит после. Она исполнила перед гостями зажигательный сирийский танец и угодила имениннику.
Гости, как околдованные смотрели за нею - так прекрасна она была, так легки и изящны были ее движения. Они просили ее станцевать еще и еще. А когда Саломея закончила, пьяный Антипа воскликнул: «Проси у меня что хочешь!! Клянусь - все, что ты захочешь, будет твоим, хоть половина царства!!!» Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно выполнит любое пожелание царевны.
Саломея решила посоветоваться с матерью.
Мать ненавидя пророка за его слова, которые он осмелился сказать про нее, подсказала: "Голову…..Требуй голову Иоанна! И чтоб принесли ее немедленно!»
Саломея вернувшись в зал произнесла: «Я прошу голову…..голову самого Иоанна Крестителя»
И смолкли гости. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. А теперь онемели от ужаса.
Многие из них были людьми бесчестными. Немало дурных дел совершили они в жизни. Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Но убить пророка! На это из них не решился бы никто.
Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение. Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки.
Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее.
И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Саломея отнесла страшный дар матери. ***
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%8F
***
*** Оригинал взят у sergei_1956 в Саломея, Иоанн Креститель...
*** Изображение о днях минувших ***
*** Горький поцелуй ***
***

Иродиада была внучкой царя Иудеи Ирода Великого - того самого, по инициативе которого произошло избиение младенцев. А по приказу его внучки был убит Иоанн Креститель - праведник и предшественник Иисуса Христа.

Имя иудейского царя Ирода Великого стало нарицательным: слово «ирод» в нашем сознании ассоциируется с жестокостью и бесчеловечностью. Тем не менее, историки оценивают его деятельность не только отрицательно. Этот царь много сделал для строительства Иудеи. А вот о его внучке Иродиаде история не донесла до нас ни одного хорошего слова.

Язык мятежного Предтечи

Иоанн Креститель (Предтеча) был сыном Елизаветы (родственницы Марии, матери Иисуса Христа) и священника Захарии. Он появился на свет за несколько месяцев до того, кого христиане считают Спасителем. И позже в своих проповедях предрекал его появление.

Иоанн Креститель вел отшельнический образ жизни: носил простую, грубую одежду и питался самой простой пищей. В возрасте около 30 лет он стал ходить по Иудее, проповедуя ее жителям покаяние в грехах. Он крестил людей, омывая их в водах реки Иордан и говоря, что этот обряд принесет покаяние и очищение от грехов. Кроме того, Иоанн утверждал: «Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

Увидев как-то Иисуса, Предтеча сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

Вскоре Иоанн Креститель стал известен всем жителям Иудеи. Он пользовался большой популярностью среди соотечественников, хотя проповедовал явно не иудейскую традицию. Соотечественникам Крестителя явно импонировали аскетизм Иоанна, его желание сделать мир людей лучше, а также бесстрашие. Дело в том, что Предтеча не стеснялся никому говорить правду в глаза. И представителям власти - в том числе. За это ему предстояло заплатить дорогую цену.

Жестокие кровосмесители

В то время Галилеей и Переей, частью Иудеи, где развернулись последующие страшные события, правил сын Ирода Великого - Ирод Антипа. Властительницей же этой местности считалась женщина по имени Иродиада. Она не была законной женой Ирода и вообще приходилась ему племянницей.

С детства Иродиада отличалась не просто склонностью к разврату. Она пренебрегала одним из самых главных правил - запретом на инцест. Эта женщина с ранних лет стремилась к самому высокому положению, поэтому в своих интимных предпочтениях она не выходила за «рамки» династии Иродиадов, основанной ее дедом.

Успех у мужчин собственной семьи сначала привел ее к браку с первым своим дядей Иродом Бефом. От него 20-летняя Иродиада примерно в 5 году нашей эры родила дочь Саломею. Брак между такими близкими родственниками был самой настоящей пощечиной для правоверных иудеев, боявшихся кровосмесительства как огня. Но это замужество Иродиады соотечественники еще как-то переварили.

Однако этот родственник показался недостаточно перспективным честолюбивой женщине. И она обратила свои взоры на следующего. Новым супругом развратницы стал другой дядя - Ирод Филипп. Народ содрогнулся. Но Иродиада плевать хотела на обычаи предков. Ее религией стала жажда власти.

И опять прокол - Ироду Филиппу не светило высокое положение. Ну что делать? Злая и властолюбивая Иродиада ломала руки от досады. Пришлось опять сменить спутника жизни. И не стоит в этом сомневаться - опять стал ближайший родственник. И опять дядя - Ирод Антипа, который к моменту начала совместной жизни с Иродиадой был правителем Галилеи и Переи. Конечно, эти части Иудеи - не целая Римская империя. Но лучше уж так, чем прозябать в рядовых аристократках, думала честолюбивая женщина. Тут следует отметить, что к моменту сближения с Иродиадой Ирод Антипа был женат на дочери Ареты, царя набатеев. Супруга не желала так просто отпускать мужа к разлучнице. Она нажаловалась отцу, и Арета пошел войной на Антипу. Сын Ирода Великого проиграл это сражение. Но к жене не вернулся - уж слишком околдовала его своими чарами красивая племянница Иродиада. Сколько людей погибло в том сражении - неизвестно. А для Иродиады кровь человеческая была жиже воды...

Став женой Ирода Антипы, Иродиада по большей части удовлетворила свои властные амбиции. Она счастливо жила с мужем и своей дочерью Саломеей. Подданных парочка грабила нещадно, облагая иудеев непосильной данью.

Народ пребывал в ужасе. Но, как это часто бывает, безмолвствовал. Алчная кровосмесительница наглела все больше.

Единственным человеком, который открыто выступил против зарвавшейся власти, был Иоанн Креститель. Этот человек, как мы уже писали, вел отшельнический образ жизни. И совсем не походил на холеных представителей местной аристократии. Он открыто клеймил кровосмесительницу и ее мужа, которые обирали свой народ.

Поначалу Иродиада не принимала Предтечу и все, что он говорил, близко к сердцу. «Мало ли что там несет какой-то оборванец», - думала она. Но вскоре Иродиаде стали доносить о том, что Иоанн, несмотря на свой нищий вид, пользуется большим авторитетом у иудеев (притом что некоторые его утверждения шли вразрез с иудаизмом). И она поняла: надо как-то его заткнуть. Но как? Неудачей стало то, что Ирод Антипа, который готов был всегда подчиниться коварной красавице, тут стал сопротивляться. Он утверждал: Иоанн - праведный муж и мудрец. Кроме того, Антипа не хотел казнить Крестителя в страхе перед народным гневом.

Единственное, чего добилась Иродиада, стало заключение Иоанна в крепости Махерон. Вот как описывает историк это страшное место: «Сама крепость образована была скалистым холмом, поднимающимся на чрезвычайную высоту и потому трудно досягаемым, но природа еще позаботилась о том, чтобы он был недоступен. Со всех сторон холм окружен невероятной глубины пропастями, так что переход через них практически невозможен. Западная горная впадина простирается на 60 стадий и доходит до Асфальтового озера, и как раз на этой же стороне Махерон достигает наибольшей высоты. Северная и южная впадины хотя и уступают в длине только что упомянутой, но тоже делают невозможным нападение на крепость. Что касается восточной, то она имеет не менее 100 локтей глубины, но примыкает к горе, противоположной Махерону».

Не стоило сомневаться в том, что заключение не стало серьезным испытанием для Иоанна - человека мудрого и аскета по своему складу. Это Иродиада поняла сразу же. И она решила во что бы то ни стало уничтожить Крестителя.

Казнь на день рождения

Шел 28 год нашей эры. В одну из ночей во дворце Ирода Антипы праздновали день рождения правителя. И гости, и хозяева после полуночи были пьяны настолько, что уже не помнили себя от веселья и нетрезвой удали.

В этот момент в голове Иродиады созрел коварный план. Она попросила свою юную дочь Саломею станцевать перед гостями развратный танец в обнаженном виде. Это предложение очень понравилось Антипе. Но тут испорченная с юных лет Саломея, как и надоумила ее мать, решила немного поломаться. Пьяный Антипа заявил: он готов заплатить любую цену за танец. И Саломея «по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:8-11).

Иоанна умертвили. Его голову принесли на блюде Саломее - та позвала мать, и Иродиада в бешенстве исколола иглой язык человека, который столько правды сказал народу о ней...

Что было потом? Согласно одной версии, Антипа с Иродиадой потеряли власть и умерли в бедности примерно в 40 году нашей эры. Согласно другой, земля разверзлась под ногами убийц и поглотила их...

Гибель Саломеи также была страшна - ее насмерть затерли льдины реки, которую она переходила зимой. Две льдины сомкнулись у нее на шее и оторвали ей голову так же, как некогда нож убийцы отрезал голову Иоанна Крестителя.

Мария Конюкова

Многие наслышаны о танце Саломеи или "Танце семи покрывал". Даже не читавшие Библию. Образ Саломеи веками служил источником вдохновения художников, поэтов, драматургов… Почему?

Виктория Тенета "Танец семи покрывал "

Начнем с краткого описанию сюжета Нового Завета.

Ирод Антипа царствовал в Иудее, которая в 6-7гг н.э. стала римской провинцией. Когда Ироду было 50 лет, он фактически отобрал у своего родного брата жену Иродиаду и женился на ней. Иоанн Креститель, когда известность и популярность в народе достигла апогея, критиковал такой союз. Иродиада была дамой властной и мстительной.

Когда Ирод в честь своего дня рождения устроил пир, Иродиада послала свою дочь Саломею исполнить зажигательный сирийский танец. Гости были прямо-таки околдованы ее танцем, просили станцевать еще и еще, а, когда она закончила, пьяный Ирод сказал: "Проси, что хочешь!" Саломея посоветовалась с матерью и та подсказала ей просить голову Иоанна Крестителя. Антипа не смог отвертеться от данного обещания и голову принесли на большом блестящем блюде. Саломея отнесла страшный дар матери.

Откроем замечательную и увлекательную книгу известного польского библеиста Зенона Косидовского "Сказания евангелистов" . Библеистика - научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов библейской литературы, изучая ее не с позиции веры или религии, а с чисто научной позиции. Применяются методы: археологии, филологии, логики, сравнение разнообразных копий одних и тех же текстов, изучение трудов историков - современников описываемых в Библии событий и пр. Зенон пишет, что в Евангелиях дочь Ирода не названа по имени, лишь из внеевангельских источников мы узнаем, что ее звали Саломеей. Косидовский анализирует произведения историков, живших в то время. Еврейский историк Иосий Флавий (родился в 37г.н.э.) объясняет казнь Ирода совсем не по-библейски.

По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего с лаву нового пророка, мессии. Тревогу вызывали толпы экзальтированных людей, осаждавшие Иоанна. Могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением. Так что у Ирода были все основания желать смерти новому пророку, что не исключает и дополнительный мотив личной мести, в связи с резкой критикой со стороны бывшего отшельника. Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной романтической истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя. "Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его". (З.Косидовский "Сказания библеистов",М.1981,стр.180-181).

Если мы вспомним, что, прежде чем быть записанной, Библия десятилетиями передавалась от поколения к поколению в устной традиции, и даже когда ее зафиксировали, результат получился, так скажем, слишком разнообразным. То собрание книг, которое мы сейчас имеем, - результат значительно более позднего сознательного отбора церковью в соответствие с интересами этой организации в 16 веке. Первый, документально подтверждённый канон установлен лишь с Тридентского собора, созванного во время Реформации в 1545 году и длившегося до 1563 года. А что бывает с историями пусть и о реально существующих людях, какими были Иоанн Креститель и царь Ирод Антипа, после многократной передачи? Сказатели, рассказчики любят приукрасить истории, сделать их красивее и драматичнее.

Сомнительно, что при всех "домостроевских" с Вашего позволения сказать нравах евреев той поры, незамужняя дочь царицы, пускай даже и падчерица для царя, могла публично танцевать, соблазняя всем присутствующих пьяных мужчин. Не те были порядочки тогда . Женщины были практически за железным забором. Тогда как элементарная логика подсказывает, что Ирод имел свои причины для устранения главы новой религиозной секты. Сейчас в наше довольно стабильное время среди населения, где доля атеистов огромна, сектанты, закапываясь группой под землю доставляют, хлопоты лишь МЧС. Но в смутное время религиозные секты, новые религиозные движения, имеющие харизматичного лидера, вполне могут создать беспорядки в стране с "верующим большинством".

Конечно, никто не может абсолютно точно сказать, что эта история с танцем - вымысел, но никто и не может ее подтвердить. Если отстраненно взвешивать доводы "за" и "против", то чаша с выводом "вымысел" явно перевешивает . Но эта история так привлекательна для деятелей искусств, что вряд ли о ней когда-нибудь перестанут упоминать и перестанут эксплуатировать этот образ. На фоне благолепных положительных и поэтому, увы, мало запоминающихся образов Нового завета, Саломея с Иродиадой привлекают внимание. Представьте: женщина сексуально танцует, взволновывая мужчину так, что он готов на все. И результат - выплеск кровожадности и смерть связаны с сексуальностью кровавыми узами. Можно сказать, первый образ женщин-вамп , роковых женщин, тем более, что еще и мать плюс дочь - то есть преемственная коварность женщин, которые завлекают, чтобы убить все святое. Сексуальная привлекательность, лишающая мужчину воли, ведущая к кровопролитию. Какое богатое поле для творчества! Во времена, когда изображение библейских сюжетов было нормой и поощряемой церковью и обществом тенденцией, понятно, почему этот сюжет стал популярен. Вроде и из Библии, но и "клубничка" в некотором смысле.

Художественные картины на тему этого сюжета

Невозможно описать и даже перечислить все художественные картины на тему Саломеи, их слишком много. Часть сосредоточена на обворожительном танце, часть - на кровавом финале - получение головы на подносе, а часть - на решающем моменте, где сразу после танца Саломея ждет "приз", а Ирод думает, можно ли отвертеться. Нас будет интересовать те, где она все-таки танцует.

Самой старинной из рассматриваемых нами картин будет произведение Беноццио Гоццоли "Танец Саломеи" (1472г.). Пред нами смешение частей истории, можно сказать ее конспект: тут и Саломея танцует, и над Иоанном уже замахнулись, а на заднем плане еще одна фигурка Саломеи предъявляет матери трофей. Реализм тогда еще не был в цене, такое вот изображение разных фрагментов события было в порядке вещей, тем более, что все были в курсе сюжетов. В позе танцующей Саломеи есть удивительное продуманное противоречение, ярко очерчивающее суть истории: в изящно отведенной ноге и летящих складках платья - сама грация, изящество и гармония, тогда как от руки и головы исходит угроза.

Самым популярным иллюстратором Библии был Гюстав Доре . И у этого художника есть впечатляющая картина Саломеи, держащий подгос с головой. Но мы обратимся к Гюставу Моро , у которого на картинах саломея танцует. Здесь приведены три иллюстрации Саломеи: на одной (1976г) она одета дорого и красиво, как царская дочь, на другой (1874г) - практически нагая, ее одежда - почти как узор боди арта, на третьей (1876г) завлекательно расходятся полы юбки, обнажая стройные ноги. Везде позы исполнены грации, но практически статичны, хотя подразумевается, что это танец. Сказывается манера художника изображать сюжеты благообразно, задумчиво, словно все участники действия задумались и решили позировать художнику. Что не лишает особого очарования его иллюстраций.

Гюстав Моро "Соломея" - три картины

На картине Готтлиба "Танец Саломеи" (1879г) перед нами явно очень энергичный танец, еще и топлесс.

Фигура танцовщицы просто таки излучает животную сексуальность, ее тело светится, а в каждом движении - искрящаяся радость жизни.

А праздник похож на разгульную вечеринку. Пожалуй, это - самая танцевальная Саломея в нашей подборке картин.

Картина Альфонса Муха "Саломея" (1897г.) рисует нам девушку в современных художнику одеждах.

Ее изображение условно, ничто не напоминает нам о коварной роковой женщине.

Как будто Саломея - это просто повод нарисовать полуголую танцовщицу.

Столь же отстраненная и даже меланхоличная (1907).

Зато на картине Франца фон Штука "Танцующая Саломея" (1906г) мы видим волнующие изгибы тела в танце, жар страсти, исходящий от танцовщицы. Здесь представлена картина целиком и ее фрагмент.

Интересные работы на эту тему попадаются и сейчас. Вот два примера: Андрей Лидмиц "Танец Саломеи" (2008) - черно-белая картина, на которой танцовщица запечатлена в напряженной позе и охваченным страстью лицом.

Яркая цветная картина Виктории Тенета "Танец семи покрывал" (изображение - в самом начале статьи) напоминает отчасти картины Врубеля. Поза танцовщицы наполнена негой, изяществом и грацией. Кстати "танец семи покрывал" как танцевальный номер разработали танцовщицы 19 века., когда в моду вошло увлечение востоком. В процессе танца от одежды отделяются по очереди семь покрывал. С каждой отделяемой вуалью танцовщица обращается, проявляя свою фантазию. В конце она остается в минимальном костюме.

Дочь царя Ирода Саломея причастна к убийству Иоанна Крестителя. Человек, утверждающий подобное, скорее всего связан с деятелями культуру, нежели священнослужителями. Расхожий сюжет, многократно растиражированный в искусстве, когда красавица за свой танец требует головы Иоанны Предтечи, превратил ее в роковую женщину.

Сюжет об участии Саломеи или Саломии в гибели Иоанна Крестителя — расхожий сюжет западно-европейского искусства нескольких столетий. Тициан и Пикассо, Гейне и Уайльд, художники и скульпторы, поэты и драматурги увековечили образ этой femme fatale . В православной иконописной традиции сюжет известен под названием "Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи".

Напомним этот известный сюжет. Саломея танцевала перед Иродом во время празднования его дня рождения. Танец юной девушки настолько понравился Ироду, что он пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал обезглавить Иоанна Предтечу и принести его голову на блюде.

На страницах Святого Писания нет упоминания ее имени в связи со смертью Иоанна. Ни в Евангелии от Марка, ни в Евангелии от Матфея имя девушки не называется. "И когда праздновали день рождения Ирода, дочь его танцевала перед гостями…". Но имя ее не названо. Только у историка Иосифа Флавия, на страницах его "Иудейских древностей" встречается это имя.

Французский историк и писатель, эзотерик и оккультист Робер Амбелен в книге "Иисус, или смертельная тайна тамплиеров" предлагает свою версию того, почему Саломея не могла быть на том зловещем пиру. Ирод Великий умер в 5 году до н. э. После его смерти, старший сын, Архелай, отплыл в Рим, чтобы император Август утвердил его на троне Иудеи. Брат его, Ирод Антипа, возвращаясь из Рима, склонил Иродиаду, жену своего брата Ирода Филиппа, к сожительству с собой. В "Иудейских древностях" Иосиф Флавий сообщил, что Иродиада согласилась на это вскоре после рождения дочери Саломеи.

"Следовательно, — пишет Амбелен, — означенная Саломея уже появилась на свет в 5 году до н. э., и к тому времени ей было около года. Смерть Крестителя имела место в 32 году нашей эры, значит, к тому времени Саломее было (5 + 32) не менее тридцати семи лет".

Согласно все тому же Иосифу Флавию первый раз Саломея вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа, сына Ирода Антиппы, который одновременно был ее родным дядей и вследствие брака с Иродиадой) отчимом. После смерти Филиппа Антиппы, не оставив потомства от брака с Саломеей, она вторично вышла замуж за Аристобула, брата Агриппы. В этом браке она родила троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Сохранились монеты с ее изображением, датируемые 56-57 гг. На аверсе изображение Аристобула, на реверсе — Саломеи.

В своем дворце в Тивериаде Ирод Антипа устраивает большой пир. Допустим, Саломея восседает за столом, где собрались высшие сановники Иудеи, вместе со своим вторым супругом — Аристобулом. Историк Р. Амбелен задается вопросом: "Насколько правдоподобно, чтобы идумейский тетрарх попросил Саломею, мать семьи, танцевать перед своим супругом?"

И сам отвечает: "На Востоке в те времена не танцевали, как внаше время в европейских дансингах, "в своем кругу" и "для своего удовольствия". Существовали танцовщицы, для которых это было ремеслом, и ремеслом весьма презренным. И попросить у своей падчерицы, которая в то же время была его племянницей, начать выделывать соблазнительные антраша на глазах супруга и перед всем двором было вещью немыслимой: это значило бы нанести тяжкое оскорбление обоим. Тем более речь идет о женщине 37 лет, которая, как бывает на Востоке и с учетом эпохи, скорее всего, преждевременно расплылась".

Сомнительно, чтобы тетрарх предложил Саломеи награду в размере, как пишет евангелист Марк, вплоть до половины своего царства? Не станет лучше, если попытаться заменить Саломею Иродиадой, которой в то время было пятьдесят лет.

Представляется, что не обделенные талантом писатели Марк и Матфей решили представить казнь Иоанна Крестителя не как рядового политического заключенного, а как жертвы любовной интриги. И в этом качестве сюжет упал на благодатную почву искусства и запомнился многим поколениям. Противопоставление танца и смерти оказалось олицетворением и древних мифов и исторических анекдотов. Страсть и преступление фигурировали в самой Библии: Самсон и Далила, но особенно Юдифь с головой Олоферна. В реальной истории достаточно вспомнить имена шотландской королевы Марии Стюарт или шпионку Мату Хари.

Следуя логике Робера Амбелена, Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в Махеронте, в пустыне Моав, чтобы лишить его всякого влияния на еврейский народ. Год спустя он повелел обезглавить его в той же крепости Махеронт, когда восстание зелотов стало приобретать опасный размах. К личности члена Французской Академии и Всемирной Ассоциации франкоязычных писателей, мартинисту Амбелену и его книге можно относиться как к беллетристике, а не как к научному труду, но трудно не согласиться с выводом, сделанным им по поводу Саломеи и ее участия в гибели Крестителя.

"Это была лишь простая и жестокая мера предосторожности, но ни Иродиада, ни Саломея тут ни при чем. Это и объясняет, почему отцы церкви ничего не знали о пресловутом "танце Саломеи", эпизоде, который следует отнести к сфере легенд", — заключает Амбелен.

(Pieter Fransz de Grebber, ок.1600-1653). Семья художника имела тесные связи с духовенством и все дети Гребберов воспитывались в строгих католических традициях. Питер де Греббер высоко ценится как мастер исторической живописи и портретист. Этот голландский живописец явился одним из предтечей школы «Гарлемского классицизма», характерными чертами которой являются использование светлых оттенков и четкой, ясной композиции. На его стиль живописи повлияли Рубенс (его учитель) и Рембрандт.

Картина «Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей » была написана в 1640 г. Согласно Евангелию Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) является не только ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, но и реальной исторической фигурой. Свою аскетичную жизнь он провел в пустыне, проповедовал покаяние для иудеев, крестил Иисуса Христа в водах Иордана. Праведная жизнь Иоанна Крестителя закончилась арестом и казнью, и к этим событиям имели прямое отношение те две женщины, что изображены на картине. Обратимся кратко к истории жизни и их личностям до того, как судьбы этих трех людей пересекутся.

Иродиада (ок 15 до н.э.-после 39 н.э.) - иудейская царевна, была внучкой Ирода I Великого и дочерью Аристобула. Иродиада вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа I, в браке с ним она родила дочь Саломею. Ее мать Иродиада вступила в связь с единокровным братом своего мужа — Иродом II Антипой - тетрархом Галилеи. Эта преступная связь была поруганием иудейских законов, и Иоанн Креститель стал именно тем иудеем, который выступил в их защиту. Он явился к Ироду II Антипе и смело указал ему на греховность связи с Иродиадой. За это Иоанн Креститель был заключен в крепость Махерон на Моавитском нагорье. Эта женщина не смогла простить ему таких высказываний, и помимо ареста стала добиваться казни Иоанна Крестителя. Но Ирод II Антипа не спешил его казнить, так как Иоанн и его проповеди были очень известны среди иудеев, и его убийство могло вызвать волнения среди народа. Но не зря у современного человека имя Саломеи рисует в сознании образ роковой женщины. На праздновании дня рождения Ирода II Антипы Саломея так очаровала и заворожила царя своим танцем, что он пообещал ей выполнить любое ее желание. Наученная своей матерью Саломея попросила принести ей отрубленную голову Иоанна Крестителя. К Иоанну Крестителю был послан спекулатор, он отсек голову проповеднику и принес ее на блюде Саломее, а та отдала ее Иродиаде.

На картине мы видим, как Саломея держит отрубленную голову Иоанна Крестителя, в то время как Иродиада пронзает его язык толстой иглой. Саломее не слишком приятно это зрелище. Эта сцена не соответствует Библейскому сюжету, но указывает на то, что Иродиаде даже так не удалось скрыть истину: как оказалось, Иоанн Креститель был прав, когда говорил, что брак с Иродиадой принесет конец царству Ирода II Антипы. Он потерпел поражение в сражение со своим бывшим тестем Аретом IV, королем Набатеи, из-за поруганной чести своей дочери, которую Ирод оставил ради Иродиады. Калигула сослал Ирода II Антипу вместе с семьей в 37 г. в Галлию, где он умер два года спустя в нищете и безвестности. Многие усматривают в этом Божье наказание Ироду за казнь Иоанна Крестителя.

Как же дальше сложилась судьба Саломеи? Известно, что Саломея вступила в брак со своим дядей Иродом Филиппом II, а после его смерти она стала женой своего двоюродного брата Аристобула (сына Ирода Халкидского) и родила ему троих сыновей. Таким образом, Саломея стала царицей Халкиды и Малой Армении. Надо сказать, что танец Саломеи и ее личность были изображены и воспеты многими художниками; они видели в ней и ее танце не только порочную красоту, но и всевластие женского обольщения.

Лень готовить или идти в кафе/ресторан? Лучшим выбором для вас станет доставка еды на дом москва от ITUNA. Большой выбор блюд по самым удобным ценам.



просмотров