А. Архангель­ский – выдающийся русский духов­ный композитор и хоровой дирижер. Александр Архангельский. Биография. Книги. Телевизионные фильмы Дворец под колпаком

А. Архангель­ский – выдающийся русский духов­ный композитор и хоровой дирижер. Александр Архангельский. Биография. Книги. Телевизионные фильмы Дворец под колпаком

Кандидат филологических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. В прошлом - автор и ведущий телевизионных программ «Против течения», «Хронограф». С 2002 года - автор и ведущий программы «Тем временем». Соучредитель Академии русской современной словесности. Автор научных и научно-популярных книг «Стихотворная повесть А. С. Пушкина „Медный Всадник“» (1990), «Беседы о русской литературе. Конец ХVIII - первая половина XIX века» (1998), «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии» (1999), сборников литературно-критических («У парадного подъезда», 1991), публицистических статей. Автор книг прозы «1962. Послание к Тимофею» (последнее издание - 2008), «Цена отсечения» (2008), «Музей революции» (2012) и др. Книга «Александр I» выдержала несколько изданий в России, переведена на французский и китайский языки. Автор школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе. Автор фильмов «Фабрика памяти: библиотеки мира», «Отдел», «Жара», «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен» и др.

Не тот герой нашего времени

Как Лермонтов, написав роман в двух частях, обманул Николая I и других читателей

Возвращение философии

Кто, как и почему в сталинское время стал заниматься философией - спустя четверть века после того, как ее традиции были уничтожены

Дворец под колпаком

Как выпускники философского факультета МГУ создали территорию свободы в журнале - рупоре коммунистических партий в начале 1960-х годов

Невероятный институт

Как в советском академическом институте читали передовые буржуазные газеты, изучали театр, движение хиппи и современную западную философию

Удавка сжимается

Как советские танки, вошедшие в Прагу в 1968 году, положили конец существовавшим прежде возможностям заниматься гуманитарной наукой

Перед шлагбаумом

Что сделали философы для школьников, слепоглухонемых людей, для литературы, кинематографа и для изменения мира

Победа и разочарование

Что подарили миру советские философы: осознание невозможности изменить действительность или возрожденный язык философствования?

Заболоцкий. «Прохожий»

Как поэт растянул мгновение, преодолел смерть и написал самыми простыми словами загадочное стихотворение

Трифонов. «Дом на набережной»

Как Трифонов переступил через совесть, затем беспощадно осудил себя, а заодно осмыслил механизмы политического террора

«Архангельский прислушивался к тем таинственным глаголам,
которые звучат в душе человека, обуреваемой волнами житейского моря.
В своих лучших произведениях он вводит нас в тайники души страдающей
и ищущей смирения в Боге».

Александр Андреевич Архангель-ский - выдающийся русский духов-ный композитор и хоровой дирижер. Хоть он прожил более 20 лет в XX в., все же он остается ярким представителем Петер-бургской композиторской школы конца XIX в.

В сочинениях Архангельского проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды. Александр Андре-евич одним из первых русских композиторов трактовал песнопения Литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармо-нические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних рас-певов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов.

По оценкам исследователей, составить пол-ную «картину» жизнедеятельности Александра Андреевича не удастся уже, видимо, никогда: к великому сожалению, часть архива Архангельского была утеряна при разграблении его петербургской квартиры в 1924 г.

«Мне редко приходилось встречать людей, так радостно, до конца своих дней воспри-нимавших жизнь. Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах Александра Андреевича в нерадостную пору бо-лезни, поймет, почему он никогда не заканчивал музыкальную мысль на печальном стихе псалма, а всегда приводил ее к успокаивающему разреше-нию. Поэтому не кажется случайностью, что многие из своих сочинений Александр Андреевич начинал простой и умилительной молитвой: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя"» (из воспоминаний современников).

Александр Андреевич Архангельский родился 11 (23) октября 1846 г. в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской гу-бернии, в семье священника Андрея Иванови-ча Архангельского. Мать, Елизавета Федоровна, устраивала дома в минуты отдыха домашние концерты. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей.

Крестьянский быт и внезапная потеря отца с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве и начал проявляться главный интерес Александра - к музыке.

В возрасте десяти лет мальчик поступил на обучение в Краснослободское духовное училище. К концу первого года обучения в училище прибыл епи-скоп Пензенский и Саранский Варлаам (Успен-ский). Певческие способности юного Алексан-дра привлекли внимание Владыки - осенью 1859 г. талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор. А после успешного оконча-ния училища в 1862 г. Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию. Архангельский быстро приобрел необ-ходимые профессиональные навыки и уже в шестнадцать лет успешно заменял заболевше-го регента, но, несмотря на это, остро ощущал недостаток знаний. Для того чтобы восполнить пробелы, он активно занимался самообразованием и тратил свой скромный заработок на уроки по теории музыки, композиции и гармонии; в течение семи лет учился играть на скрипке у концертмейстера оперного театра Рубиновича. В это же время он познакомился с известным пензенским музыкальным деятелем и композитором духовной музыки Николаем Михайловичем Потуловым. Летом 1870 г., на 24-м году жизни, молодой регент отправился в Петербург и осенью этого же года стал вольнослушателем хирургическо-го отделения Военно-медицинской академии. Но не забывал и о музыке, параллельно нака-пливая и углубляя свои музыкально-профессиональные знания. Он брал частные уроки по фортепиано и сольному пению. Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих. Не проучившись и года в Медицинской академии, Александр Архангельский перешел в Техно-логический институт. Но и тут он понял, что такая жизнь не соответствовала его духовным интересам и физическим возможностям. И тогда 26-летний студент подал прошение ди-ректору Певческой капеллы Николаю Ивано-вичу Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента. После получения аттестата повышенного разряда Архангельский устроился на должность регента Саперного батальона, потом - Конногвардейского полка и наконец - Придворно-конюшенной церкви. В связи со сложными материальными условиями регент-ство приходилось сочетать с государственной службой бухгалтера при Контрольной палате Министерства путей сообщения.

С середины 1870-х гг. Архангельский думал об организации собственного хора. Благодаря помощи своего земляка, министра путей сооб-щения Ф. Неронова, Архангельский в 1880 г. соз-дает собственный хор из 16-ти человек 4 , и уже через три года впервые состоялось публичное его вы-ступление, которое сразу привлекло к себе вни-мание публики и музыкальных деятелей.

В 1885 г. Александр Андреевич воплотил давно задуманное решение - произвел пере-мены в хоре, заменив мальчиков женским со-ставом, что явилось нововведением в практике исполнения хоровых произведений. Это позво-лило иметь постоянный состав хора и достигать вершин исполнительского мастерства.

С началом концертной деятельности хора связаны и успехи Архангельского как компо-зитора. В его творчестве духовные сочинения занимали значительное место. Исследователи его жизненного пути отмечают, что он, наряду с такими авторами, как Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Николай Римский-Корсаков, сделал «крупный шаг вперед» по пути создания своей русской самобытной церковной музыки. Духовные сочинения Архангельского (а это и есть основное в его творчестве - около ста) от-личались высоким профессиональным уров-нем.

Концертная деятельность хора Архан-гельского стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства. Лучшие образцы песнопений Православной Церкви были открыты широкой публике. Благодаря таланту и организаторским способностям Ар-хангельский руководил хором 43 года - явле-ние уникальное в истории русского искусства. Александр Андреевич много внимания уделял регентам церковных хоров, помогая им расши-рять и обогащать репертуар.

Хор Архангельского совершал поездки как по России, так и за рубежом, его популярность была необычайной. Александра Андреевича называли лучшим хоровым дирижером мира. Из рецензий того времени можно прочитать: «Господин Архангельский не только серьезный музыкант, но и замечательный знаток того дела, которому он служит с любовью и редкой энергией... Вся Россия любит молиться под музыку А.А. Архангельского».

Революционные события Александр Андре-евич принял как православный христианин - со смирением, разделяя скорбный удел своего народа. В 1918 г. небольшое имение композито-ра в костромском селе Каликино было разгра-блено. «Народная» власть объявила, что музыкант лишен прав на свое имущество. Репертуар хора теперь утверждал Наркомат просвещения, изгнав всю православную музыку, а сам хор переименовали в Государственный хоровой коллектив. Несмотря ни на что, Архангельский продолжил работать и зимой 1921 г., во время празднования 50-летия хоровой деятельности Архангельского, ему - первому из хоровых ди-рижеров - присвоили звание заслуженного ар-тиста республики.

О своей жизни в Петрограде ничего осо-бенного не могу сказать; хор мой (в уменьшен-ном составе) функционирует, но все окружа-ющее до того тяготит... А что делать? Разруха полная и общая...»

В связи с переименованием Петербургской придворно-певческой капеллы в Государствен-ную академическую капеллу было сочтено «не-совместимым» существование в одном городе двух государственных хоров, Архангельскому предложили организовать Государственную ка-пеллу в Москве. Однако от этого предложения Архангельский отказался, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст.

В 1923 г. через Александра Гречанинова ком-позитор получил приглашение поработать в Праге. Вместе с супругой Пелагеей Андреевной переехал он в Чехословакию. Здесь Александр Андреевич успешно работал с Общестуденче-ским русским хором7. Репетиции вновь создан-ного коллектива прерывались в связи с болез-нью руководителя. Летом 1924 г. Архангельского пригласили на лечение в Италию. Почувствовав улучшение, он возвратился в Прагу. Вместе с тем последствия октябрьского переворота на родине оставили тяжелый след в душе компо-зитора. 16 ноября 1924 г. он назначил очередную спевку хора, однако за час до ее начала сердце великого композитора навсегда остановилось...

В октябре 1925 г. прах Александра Анд-реевича, согласно высказанной им воле, был перевезен его женой в Ленинград, и там после соборно совершенной заупокойной Литургии в Казанском соборе, при пении «бывшего» хора любимого регента России, его предали по-гребению на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. На надгробии начертаны слова: «Внуши, Боже, молитву мою».

Наталия Кузина, руководитель таллинн-ского хора «Радуга», следующими словами охарактеризовала творчество Александра Анд-реевича Архангельского: «Музыкальный язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека. Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясно-стью, теплотой в музыке, молитвенностью».

По наблюдению одного из современников Александра Архангельского, «молящийся оча-ровывается не только красотой голосоведения, но, что самое главное, загорается под влиянием музыки Архангельского еще более сильным ре-лигиозным чувством. Причина этого влияния в глубоком религиозном чувстве самого автора...»


Книги

  • Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. М.: Мысль, 1985. 237 с.
  • Этическая тема в современной советской художественной литературе. М.: Знание, 1980. 64 с.(Соавтор Н.А.Архангельская).
  • Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. 64 с.
  • Марксистско-ленинская этика как система. М.: Знание, 1976. 64 с.
  • Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. 218 с. (12 а.л.).
  • Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.: Высшая школа, 1974. 317 с.(18 а.л.).
  • Нравственные идеалы молодежи. М.: Знание, 1970. 16 с. (1,0 а.л.).
  • Лекции по марксистско-ленинской этике. Свердловск: [б. и.], 1969. 132 с.(8,9 а.л.).
  • Нормы нашего дома. Свердловск: Средне-Уральское книжн. изд., 1966. 16 с. (1,0 а.л.).
  • Категории марксистской этики.М.: Соцэкгиз, 1963. 271 с. (14 а.л.).
    То же Издание на эстонском языке, Таллин: Эсти РААМАТ, 1964;
    Издание на немецком языке, 1965.
    2-е издание. М.: Мысль, 1985. 240 с.
  • Труд и мораль. Свердловск: Свердгиз, 1961. 128 с.(6,59 а.л.). Соавтор В.Т.Нестеров.
  • Племя, народность, нация как исторические формы общности людей. М.: Высшая школа, 1961. 40 с (2,5 а.л.). То же на венгерском языке, Будапешт, 1964.
  • Наше счастье. Популярная брошюра. Свердловск: Свердгиз, 1958. 46 с. (2.0 а.л.).
  • Советский рабочий. Брошюра. Свердловск: Свердгиз, 1958. 71 с. (3,69 а.л.).
  • Категории материалистической диалектики. Общее, особенное, единичное. Две лекции по курсу диалектического материализма. Свердловск: Изд. УрГУ, 1957. 29 с. (2,0 а.л.).
  • О товариществе и дружбе. Популярная брошюра. Свердловск: Свердгиз, 1956. 42 с. (2,25 а.л.).
  • Религия как форма общественного сознания. Свердловск: Изд. УрГУ, 1955. 25 с. (1,5 а.л.).
  • Труд и религия.Свердловск: Свердгиз, 1955. 48 с.(2,46 а.л.).

Коллективные труды

  • Твоя жизненная позиция / Под ред. Л.М.Архангельского. М.: Московский рабочий, 1979. 176 с. (10 а.л.);
  • Марксистская этика сегодня. М.: Прогресс, 1981. (15,8 а.л.);
  • Моральные качества личности и основные аспекты их изучения / Под ред. Л.М.Архангельского. М.: ИФ АН СССР, 1980. (6,0 а.л.);
  • Этика и идеология / Отв. ред. Л.М.Архангельский. М.: Наука, 1982. 359 с. (20 а.л.);
  • Методология этических исследований /Отв. ред. Л.М.Архангельский. М.: Наука, 1982. 382 с. (20 а.л.).

Статьи

  • Нравственное развитие личности при социализме // Философские науки. 1975. № 4.
  • Структура межличностного общения // Социологические проблемы формирования личности. Свердловск, 1973 (1,0 а.л.).
  • Роль морали в системе социального управления // Ленинизм и управление социальными процессами при социализме. М.: Мысль, 1973 (0,3 а.л.).
  • Предмет исследования - моральное сознание // Структура морали. 1973. Вып. 2 (1,0 а.л.). Соавтор Ю.Р. Вишневский.
  • Этические категории // Предмет и система марксистской этики. София: Наука и искусство, 1973 (2,0 а.л.). Соавтор Г.М. Джафарли.
  • Сверхзадача профессии // Урал. 1973. № 5 (1,0 а.л.). Соавтор Р.Г. Бухарцев.
  • О соотношении смежных категорий исторического материализма // Социологические исследования. 1972. № 4 (0,5 а.л.).
  • Моральное сознание советских рабочих // Духовный мир советского рабочего. М.: Мысль, 1972 (2,0 а.л.).
  • О специфике классовых различий в социально-психологической сфере // Изменение социальной структуры советского общества. Материалы ко второй Всесоюзной конференции по проблеме «Изменение социальной структуры советского общества». Свердловск, 1971. Вып. 9 (0,5 а.л.).
  • Научно-техническая революция и развитие личности // Слово лектору. 1971 (1,0 а.л.). Соавтор Б.Л. Александрова.
  • Ленинские принципы нравственного воспитания // Ленинское этическое наследие и современность. Тамбов, 1971 (0,25 а.л.).
  • Проблемы личности в публицистике М. Горького // Горьковские чтения. Свердловск, 1971 (0,5 а.л.).
  • Личность как объект изучения смежных наук // Проблемы духовной жизни рабочего класса. Свердловск, 1970 (0,5 а.л.).
  • К вопросу о природе, структуре и функции нравственного идеала // Структура морали. Свердловск, 1970 (1,0 а.л.). Соавторы О.Н. Жеманов, Ю.П. Петров.
  • О месте морального регулирования в общей системе социального управления в социалистическом обществе // Доклады к УП Международному социологическому конгрессу. Свердловск, 1970 (0,5 а.л.).
  • О диалектическом характере соотношения общественных и личных интересов в социалистической морали // Вопросы марксистско-ленинской этики и коммунистического воспитания. Свердловск, 1970 (0,5 а.л.).
  • Проблемы этики в дооктябрьских трудах В.И. Ленина // Вопросы марксистско-ленинской этики и коммунистического воспитания. Свердловск, 1970 (0,5 а.л.).
  • Этически ценности: взаимодействие и зависимость // Материалы XIVФилософского конгресса. 1969 (0,5 а.л.).
  • О философском характере марксистской этики и ее структуре // Философские науки. 1970. №1 (1,0 а.л.).
  • Социальная природа и роль массового общения // Социальная среда и личность. Свердловск, 1969 (1,5 а.л.). Соавтор Б.А. Юферов.
  • К вопросу о структуре морали // Вопросы философии. 1969. №5 (0,5 а.л.).
  • Социально-психологические факторы развития личности и их учет в пропагандистской работе // Политическая информация. Свердловск: Свердл. Изд., 1968 (0,3 а.л.).
  • Моральные ценности и индивидуальное сознание // Вопросы философии. 1968. №7 (1,0 а.л.).
  • Нравственное развитие личности // Личность при социализме. М.: Наука, 1968 (1,0 а.л.).
  • Опыт изучения престижа профессии учителя // Ученые записки. СГПИ, 1967 (1,0 а.л.).
  • Коммунистические нравственные нормы и их становление // Философские науки. 1967. № 4 (1,0 а.л.).
  • Жизненные планы и идеалы школьной молодежи // Советская педагогика. 1967. № 6 (1,0 а.л.).
  • Общество, интерес, личность // Общественный интерес и личность. Социологические исследования. 1967. № 2 (1,0 а.л.).
  • Социально-психические факторы формирования личности // Формирование коммунистического мировозрения - главная задача партийного просвещения. Свердловск, 1967 (0,8 а.л.).
  • Структура морали и нравственного развития личности // Материалы к научной конференции, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции «Вопросы марксистско-ленинской этики». Тамбов, 1967 (0,5 а.л.).
  • Об изучении интересов советской молодежи // Научно-теоретическая конференция «Молодежь и социализм». Тезисы докладов. М., 1967 (0,6 а.л.).
  • Нравственное развитие личности в социалистическом обществе // Личность при социализме. М.: Наука, 1966 (1,0 а.л.).
  • Нравственная сторона выбора профессии // Жизненные планы молодежи. Социологические исследования. Свердловск: Изд. УрГУ, 1966. Вып. 1 (1,0 а.л.).
  • Проблема нравственного развития личности // «Человек в социалистическом и буржуазном обществе». Симпозиум (доклады и сообщения). М., 1966 (1,0 а.л.).
  • Благо, благодеяние // Краткий словарь по этике. М.: Политиздат, 1965 (0,8 а.л.).
  • Добро // Краткий словарь по этике. М.: Политиздат, 1965 (0,9 а.л.).
  • Зло, злодеяние // Краткий словарь по этике. М.: Политиздат, 1965 (0,8 а.л.).
  • Достоинство // Краткий словарь по этике. М.: Политиздат, 1965 (0,9а.л.).
  • Честь // Краткий словарь по этике. М.: Политиздат, 1965 (0,9 а.л.).
  • Нравственные нормы, их структура и особенности формирования // Материалы 2-й зональной научной конференции по философским наукам. Пермь, 1966 (0,8 а.л.).
  • Высокое сознание общественного долга // Моральный кодекс строителя коммунизма. М.: Мысль, 1965 (1,0 а.л.). Соавтор Г.В. Мокроносов.
  • О критерии коммунистического поведения // Советская педагогика. 1964. № 8 (1,0 а.л.).
  • Добро, долг, совесть // Вопросы философии. 1964. № 6 (1,0 а.л.).
  • Коммунистическая сознательность побеждает // Советский рабочий. Свердловск: Свердгиз, 1963 (0,2 а.л.).
  • Общественный долг строителя коммунизма // Коммунист. 1963. №3 (1,0 а.л.).
  • Дружба // Философская энциклопедия. 1962. Т. 2 (1,4 а.л.).
  • О коммунистическом нравственном идеале // Вопросы философии. 1961. №11 (1,0 а.л.).
  • Сущность этических категорий // Философские науки. 1961. № 1 (1,0 а.л.).
  • Формирование коммунистической сознательности рабочих и всесторонне развитие личности. §§ 1, 3, 4, 5, 6 // Подъем культурно-технического советского рабочего класса. М.: Соцэкгиз, 1961 (4,5 а.л.).
  • Честь // Урал. 1961. №3 (0,75 а.л.).
  • Критерий счастья в марксистско-ленинской этике // Лекции по марксистско-ленинской этике. М.: Изд. МГУ, 1960 (1,0 а.л.).
  • Критерий практики в логике // Практика - критерий истины в науке. М.: Соцэкгиз, 1960 (2,0 а.л.).
  • Общественная практика и цель познания // Философские науки. 1960. №2 (1,0 а.л.).
  • Воспитание нравственных убеждений, чувств и привычек // Вопросы философии. 1960. №6 (0,1 а.л.).
  • О сочетании теории с практикой нравственного воспитания // Вопросы марксистско-ленинской этики. М.: Госполитиздат, 1960 (0,6 а.л.).
  • Практика - основа единства языка и мышления // Ученые записки УрГУ. 1957. Вып. 21 (2,0 а.л.).
  • Материалистические традиции в работах М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева // Русский язык в школе. 1957. №1 (0,5 а.л.).
  • К вопросу о роли языка в формировании понятий // Ученые записки УрГУ. 1955. Вып. 13 (1,0 а.л.).

Кафедра «Теплотехника и автотракторные двигатели» | Архангельский Владимир Митрофанович

В.М. Архангельский родился 23 июля 1915 года в г. Симферополе. В 1931 году он окончил 9-и летнюю школу в г. Симферополе и поступил в автомобильный техникум, который окончил в 1935 году. Работал техником на Симферопольском авторемонтном заводе. В 1936 году поступил в Московский автомобильно-дорожный институт.

После окончания института в 1941 году был направлен на работу в Гушосдор НКВД, где проработал до 1944 года. В 1944 году поступил в аспирантуру на кафедру "Автотракторные двигатели" МАДИ.

С 1947 года находился в МАДИ на педагогической работе. В апреле 1957 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме "Некоторые случаи работы карбюраторного двигателя на неустановившихся режимах". Утвержден в звании доцента по кафедре "Автомобили и автотракторные двигатели" 22 марта 1964 года. В.М.Архангельскому 12 марта 1976 г. после защиты диссертации на тему "Исследование и оптимизация работы автомобильных карбюраторных двигателей на неустановившихся режимах" присуждена ученая степень доктора технических наук.

С 16 октября 1957 года В.М. Архангельский исполнял обязанности заместителя декана механического факультета МАДИ, а с 6 февраля 1961 года назначен деканом факультета "Автомобильный транспорт".

С 1 сентября 1986 года В.М. Архангельский по его просьбе по состоянию здоровья завершил работу декана факультета "Автомобильный транспорт" и перешел на должность профессора кафедры АТД МАДИ.

Под руководством В.М. Архангельского 7 аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации.

Владимир Митрофанович награжден орденом "Знак почета", медалями: "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "В память 800-летия Москвы", "За трудовую доблесть","За освоение целинных земель", "За доблестный труд".

В.М. Архангельский удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации.

Он являлся депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся 10 и 11 созывов.

В.М. Архангельский обладал высокими организаторскими способностями, его отличала большая целеустремленность и профессионализм. Он был веселым и добрым человеком.

Умер Владимир Митрофанович Архангельский в 1989 году.

Архангельский Александр Николаевич - российский писатель и поэт, литературовед, публицист, представитель современной интеллигенции, кандидат филологических наук, известный телеведущий, знакомый зрителям по информационно-аналитической программе «Тем временем», посвященной экономическим и политическим темам, а также основным культурным событиям недели.

Александр Архангельский: биография

Коренной москвич родился 27 апреля 1962 года, рос и воспитывался в обыкновенной семье с мамой и прабабушкой. Жили на окраине столицы, небогато; мама работала машинисткой на радио. В школе учился блестяще по всем предметам, связанным с литературой. Очень быстро бросил заниматься математикой, не по причине отсутствия способностей, а потому что не любил тратить время на вещи, не вызывающие интереса.

В какой-то момент жизни ему сказочно повезло: мальчик пошел во Дворец пионеров записываться в кружок рисования и случайно, за компанию с некоторыми ребятами, стал участником литературного кружка. Именно там на него огромное влияние оказала молодой психолог и преподаватель Зинаида Николаевна Новлянская. Для этой молодой женщины, работавшей за мизерную зарплату, профессия являлась чем-то большим - призванием; она сделала из своих подопечных литературно подкованных людей, подав советским школьникам множество ярких и добрых примеров. И сегодня Александр Архангельский тесно общается с уже выросшими ребятами - участниками кружка далекого 1976 года.

Жизненная цель поставлена

После школы Александр, четко понимавший, чего хочет от жизни, определился сразу и поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Годы студенчества совпали с работой во Дворце пионеров, куда Александр устроился руководителем литературного кружка. Так как преподавательская деятельность не интересовала Александра, и он совершенно не собирался реализовать себя в данном направлении, то подделал медицинское заключение в том, что не может преподавать по причине астмы.

Дальнейшей ступенью в судьбе молодого литератора была работа на радио, где коллегами являлись женщины пенсионного возраста. Долго терпеть такого соседства Александр не смог: через 9 месяцев сбежал оттуда. Затем устроился старшим редактором журнала «Дружба народов»; причем на тот момент Архангельскому казалось, что это потолок карьеры - дальше уже расти было некуда. Работа в журнале пришлась ему по душе: интересная, со множеством командировок. В тот период Александр посетил Армению, Азербайджан и Казахстан, где впервые стал свидетелем выступления молодежи с национальными лозунгами и почувствовал себя участником исторического процесса, направленного на изменение обстановки в стране.

Достижения автора

В 90-е годы литератор работал в Швейцарии и очень полюбил эту страну. Там он читал лекции в Женевском университете, а зарабатываемых за три месяца денег ему хватало для того, чтобы прожить год в Москве, не бедствуя. В столице Архангельский преподавал на гуманитарной кафедре Московской консерватории.

В газете «Известия» Александр Архангельский прошел все ступени: работал сначала обозревателем, затем заместителем главного редактора и колумнистом. С 1992 по 1993 год вел на РТР программу «Против течения», в 2002 году - «Хронограф», является членом Союза российских писателей, Членом жюри за 1995 год. Академик-учредитель и президент Академии русской современной словесности.

В семейной жизни Александр был два раза женат и имеет от двух браков четверых детей. Нынешняя супруга Мария работает журналистом.

Телевизионный опыт Архангельского

Большое количество разных мнений вызывает «Жара» - фильм-размышление, повествующий об уникальном периоде истории страны и Церкви, периоде трагическом, осмысленном и глубоком.

Просмотр фильма, автором которого является Архангельский, вызывает очень противоречивые чувства. С одной стороны, автор знакомит аудиторию с религиозными поисками 70-80-х годов 20-го века, с другой - фильм показывает лишь малую часть того, что происходило в те годы вокруг православной церкви, и старается убедить зрителя в том, что в СССР настоящая церковь существовала тайно, а подлинными христианами были ученые и интеллигенты. Остальные жители страны советов просто выживали в созданных условиях.

Литература в жизни Александра Архангельского

Архангельский как литератор рос на произведениях многих авторов, но огромное влияние на него оказал Пастернак, в творчество которого будущий писатель окунулся с головой. Сильно запомнилась литератору встреча с Дмитрием Николаевичем Журавлевым, у которого были рукописи этого великого писателя, подаренные автором самолично. Далее в институте для Архангельского открылся Пушкин, а после и вся мировая литература. Александр Архангельский имеет шикарную библиотеку, насчитывающую более 3000 книг. Это вся мировая классика, причем книги стоят по принципу хронологии (от древневосточной и античной до современной) и по принципу наличия желания перечитать каждую еще раз.

Александр Архангельский: книги автора

Что есть для Александра Архангельского литература? Это единственный предмет, позволяющий с познавательного и практического уровня подниматься на эмоциональный.

Ведь литература о сердце, об уме, тайне жизни и смерти, испытаниях, о прошлом и том, что людей окружает. Именно в ней оживает все: от бытовых предметов до животных. Литература - это важный школьный предмет, поэтому Архангельский написал учебник по данному предмету для десятого класса. Цель преподавания этого школьного предмета - научить детей искать и находить в человеке человеческое. Также Архангельский является автором и ведущим цикла документальных кинолент «Фабрики памяти: Библиотеки мира». На его счету такие опубликованные произведения, как «Послание к Тимофею», «Цена отсечения» и прочие.



просмотров