В каком стиле построен петропавловский собор. Петропавловский собор. Петропавловский собор в XX - XXI веках

В каком стиле построен петропавловский собор. Петропавловский собор. Петропавловский собор в XX - XXI веках

Петропавловский собор - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров и памятник архитектуры петровского барокко.

Петропавловский собор возведён в 1712-1733 годах архитектором Доменико Трезини на месте одноимённой деревянной церкви.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве

Лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие


В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1829 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Архитектор Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

В 1864-1866 годах прежние Царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; в 1905 году были повешены новые колокола.


В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города. С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.


На колокольне собора Петра и Павла установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.


Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.


После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

Одним из главных храмов Петербурга считается Петропавловский собор. Сооружение до 2012 года являлось самым высоким архитектурным строением города. Высота его колокольни составляет 122,5 метра. Помимо того, что собор является действующим православным храмом, он служит памятником военной славы России. Там хранятся трофеи армии и реликвии, например, шведские знамена и ключи от взятых городов и крепостей.

Немного истории

Петропавловский собор - старинный петербургский храм. Его строительство началось в 1703 году в день святых Петра и Павла, а в 1704 году произошло его освящение. Церковь заложена в крепости, которую основал Петр I на Заячьем острове, спустя месяц после основания города.

Деревянный храм просуществовал недолго, уже в 1712 году Петр заложил основание для каменного собора в стиле барокко, автором которого стал итальянский архитектор Доминико Трезини. Строительство продолжалось 21 год. И в 1733 году его освятил архиепископ Феофан Прокопович.

Собор как воплощение вкуса Петра


Являясь главным храмом столицы, Петропавловский собор строился под руководством царя, по этой причине он проявляет его художественный вкус, мироощущение. Архитектурный ансамбль и убранство стали примером для возведения всех храмов Северной столицы, а позднее и всей России начала XVIII века. Доминантой в архитектуре по замыслу Петра стала колокольня Петропавловского собора. Возвышающийся золотой шпиль над берегами Невы показывает величие России.

Убранство храма

Внутренний интерьер напоминает парадный зал дворца. На стенах висят картины великих художников. Резной иконостас, который сделан в виде триумфальной арки, является шедевром декоративного искусства в стиле барокко. Композиция иконостаса состоит из пяти больших киотов, в которых расположены 43 иконы. Напротив - позолоченная кафедра с фигурами святых и место для царя, которое украшено резной короной и ярко-красным бархатом с вышитым орлом на нем. Колокольня собора украшена прекрасными часами с курантами. Сейчас на башнях 103 колокола, 31 из них принадлежит голландскому карильону 1757 года.


Петропавловский собор как усыпальница великих императоров

Собор стал по приказу императора усыпальницей царей и членов семьи. Так, при жизни Петра здесь были похоронены его дети, а в 1731 году и сам Великий царь. Место с надгробием выбирал сам государь. В соборе погребены правители династии Романовых, кроме Петра II, а также Ивана VI. А к концу XIX века здесь было совершено 46 захоронений, среди которых дети и внуки императоров.


В настоящее время все желающие имеют возможность подняться по лестнице на 42 метра на колокольню, чтобы подробнее узнать историю, увидеть колокольный комплекс, а также карильон.

16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года на небольшом острове в дельте Невы была заложена крепость Санкт-Питербурх (позже Петербург), которая стала ядром будущего города.

Спустя полтора месяца в центре уже намеченной цитадели была заложена деревянная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Позднее крепость неофициально тоже стали называть Петропавловской.

В 1712 году, когда Санкт-Петербург стал столицей России, деревянную церковь начали перестраивать в камне по проекту Д.Трезини, перестройка длилась 21 год. Новый Петропавловский собор был освящен 29 июня 1733 года в день Св. Апостолов Петра и Павла, как Кафедральный собор и главный придворный храм.
Собор в своем внешнем облике несет черты барокко, характерные для архитектуры первой трети XVIII века. Храм по православным канонам ориентирован с Запада на Восток.

В основании храма протяженный прямоугольный объем соединяет центральную главу с колокольней, которая в данном случае доминирует. Колокольня Петропавловского собора разделена по высоте на несколько ярусов. Каждый ярус украшен плоскими колоннами (пилястрами). Ярусы одинаковы по своей ширине, но два из них подхвачены по бокам декоративными завитками-волютами, которые создают впечатление большей устремленности вверх. В верхней части колокольни находятся часы-куранты.

Первые куранты были установлены по указу Петра. Государь лично приобрел их в Голландии. Для России начала XVIII века подобные часы стали настоящей диковиной, но они погибли в огне пожара 1756 года. Их место заняли новые, специально изготовленные в Голландии во второй половине XVIII века мастером Ортом Краассом.

В 50-годы XIX века часы были отремонтированы, тогда же их настроили на мелодию третьего Российского гимна композитора Д.Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта мелодия и сегодня звучит, отмечая каждый час. Благодаря уникальному механизму, колокола курантов звучат каждые 15 минут, а так же исполняют «Боже Царя храни» в 12 и 18 часов.

Венчает стройную колокольню легкий золотой шпиль. Первоначальные конструкции шпиля были деревянными, но в 50-е годы XIX века они были заменены на металлические, созданные по проекту ученого и инженера Д.И.Журавского. Игла шпиля завершена крестом с флюгером в виде парящего ангела. Шпиль Петропавловского собора является архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, его высота 122.5 метра.

Внутреннее устройство Петропавловского собора и убранство его интерьера, так же как и внешний облик храма сочетает традиции русские и европейские.
Интерьер собора украшают многочисленные декоративные элементы. Особая роль отведена монументальным росписям. Это орнаментальные мотивы, христианские символы, а так же сюжеты и образы из Священного писания. Как в любом храме все росписи собора подчинены специальной программе, сюжеты и образы были строго отобраны Святейшим Синодом и должны были раскрывать определенную идею.

На протяжении XVIII-XIX веков росписи Петропавловского собора поновлялись, переписывались, некоторые первоначальные сюжеты были заменены на новые. Особую художественную ценность представляют сохранившиеся живописные картины, написанные на рубеже 20-30 годов XVIII века, ведущими художниками той поры: А.Матвеевым, Г.Гзеллем, Д.Соловьевым, В.Игнатьевым. На этих полотнах, украшающих пространство над онами боковых нефов, изображены сюжеты Нового Завета, а именно «Страсти Христовы».
Петербург родился в трудных условиях ведения Северной войны, в 1710 г. после победы под Выборгом в Петропавловский собор впервые были внесены трофейные знамена. С тех пор традиция хранить в храме неприятельские штандарты, была продолжена.
Сегодня на стенах Петропавловского собора закреплены турецкие и шведские знамена (подлинные в Эрмитаже ), захваченные в результате победоносных войн.Таким образом, Петропавловский собор является памятником воинской доблести и славы.
Резной золоченый иконостас Петропавловского собора выполнен по замыслу Д.Трезини в Москве под наблюдением русского архитектора И.П.Зарудного.
Около 50 резчиков и золотарей трудились над его созданием на протяжении четырех лет с 1722 по 1726 годы.

Все декоративные детали и скульптурные элементы вырезаны из липы, а каркас конструкции выполнен из лиственницы. Привезенный из Москвы иконостас был собран весной 1729 года. Благодаря обилию декоративных резных элементов, скульптуры и позолоте иконостас главного собора Петербурга получил торжественное и пышное звучание, что соответствовало стилю барокко. Так как Петропавловский собор являлся придворным, у пилона напротив алтаря, справа было установлено царское место, «Для стояния ее императорского Величества Анны Иоановны», выполненное под руководством Д.Трезини в 1732 году.

Царское место было осенено балдахином под деревянной короной на подушке с резными кистями и, крестообразно прикрепленными к ней, скипетром и шпагами. Все декоративные элементы вызолочены. Под балдахином находится щит на котором закреплен вышитый государственный герб, с обеих сторон щит задрапирован малиновым бархатом.
Петропавловский собор являлся не только придворным храмом, но и кафедральным, у пилона с другой стороны, неотъемлемый атрибут кафедрального собора-кафедра епископа. Она была выполнена из дерева в 1732 году столяром Н. Краскопом.

Петропавловский собор после смерти Петра I в 1725 году стал усыпальницей Дома Романовых. Здесь захоронены все российские императоры, кроме Петра II (который захоронен в Успенском соборе Московского Кремля) и Иоанна VI (Иоанн Антоновича, убитого в крепости Шлиссельбург). Ранее все могилы имели торжественное убранство-это и многочисленные серебряные и золотые венки, иконы и лампады, подношения и живые цветы.

К концу XIX века в Петропавловском соборе не осталось места для захоронений, было принято решение о сооружении Великокняжеской усыпальницы, которая соединена с собором специальной галереей.

Вход в собор был открыт для всех желающих, траурные церемонии проводились в соответствии со сложившейся традицией. Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.
17 июля 1998 года в Петропавловском соборе были захоронены останки семьи Николая II, спустя 80 лет после убийства в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. Местом захоронения стал Екатерининский придел.

В 90-е годы XX века в соборе возобновлены службы. Здесь проходят богослужения в дни памяти российских императоров, в дни Престольных праздников (день Св. Апостолов Петра и Павла, День Св. Екатерины, в день памяти Св. Александра Невского). Богослужения проходят по субботам и воскресеньям.

В 2001 году, благодаря усилиям директора Королевской школы карильона бельгийского города Мехелен-Йозефа Хаазена, в колокольне Петропавловского собора был восстановлен уникальный музыкальный инструмент–карильон.

Начиная с петровских времен все часы–куранты собора были снабжены карильоном. Благодаря специальной клавиатуре, колокола этого музыкального инструмента начинают звон. Сегодня в теплое время года вы можете насладиться игрой этого уникального музыкального инструмента.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2009

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №72 (Любопытный Петербург, часть 5-я), февраль 2015 года

Петропавловский собор

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Особая благодарность Ольге Владимировне Скоробогатой, заведующей отделом по связям с общественностью Государственного музея истории Санкт-Петербурга, за неоценимую помощь в создании этого выпуска.

Дорогие друзья! Пятый выпуск серии «Любопытный Петербург» мы посвятили «сердцу» нашего города – Петропавловскому собору. Подготовить эту газету (как и предыдущий выпуск серии, посвящённый Заячьему острову) нам помогли сотрудники одного из крупнейших в России исторических музеев – Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Его главный «экспонат» – уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII-ХХ веков – Петропавловская крепость.

XVIII век

Крепость «Санкт-Петербург» (так вначале называлась Петропавловская крепость) была заложена 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года на небольшом Заячьем острове в дельте Невы. Крепость строилась «с великим поспешанием» для обороны русских земель, захваченных Швецией в XVII веке и отвоёванных в ходе Северной войны 1700–1721 годов.
Легенда, изложенная в рукописи «О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга» (название нашего города писалось тогда в одно слово), так описывает это знаменательное событие: «Май, 14. Царское величество изволил осматривать на взморье устьев Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть Весёлый остров). Когда вошёл на середину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышен. Взяв у солдата багинéт (штык) и, вырезав два дёрна, положил дёрн на дёрн крестообразно и, сделав крест из дерева, изволил говорить: “Во имя Иисус Христово, на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла”».
Дальше указывается, что 16 мая царь, выкопав ров, водрузил в него каменный ящик и «изволил поставить в тот ров ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного, и покрыть каменною крышкою, на которой вырезано было: “По воплощении Иисус Христове 1703, маия 16, основан царствующий град Санктпетербург великим Государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским”». Пётр I мечтал о том, что под покровительством апостола Андрея новая российская столица получит такую же славу, как Рим – город апостола Петра, брата Андрея.

Одно из первых изображений крепости на Заячьем острове (из учебных таблиц «Навигацкой школы» в Москве; составитель – Василий Киприянов, 1705 год). «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь».

29 июня, в день святых Петра и Павла, Пётр I заложил в центре крепости деревянную церковь. 1 апреля 1704 года митрополит Новгородский и Великолуцкий Иов освятил её во имя святых апостолов Петра и Павла (их память отмечается в один день, а за особые заслуги в деле христианской проповеди только они получили наименование «первоверховных»). Таким образом, как и сам новый город, храм получил имя святого апостола Петра – небесного покровителя царя.
1710 годом датируется одно из первых описаний церкви: «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют гармоничный колокольный звон… Человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время».
В 1709–1710 годах, после победы в Полтавской битве (1709 год), – решающем сражении Северной войны, завершившемся полным разгромом шведской армии, – храм расширили, пристроив два придела, увенчанных шпилями. Храм был расписан «под каменный вид жёлтым мрамором».

Петропавловский собор (в центре) и два из нескольких его прототипов – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь святого Петра в Риге (справа).

8 июня 1712 года, на Троицу (в тот же праздник, к которому было приурочено основание крепости), рядом с деревянной крепостью Пётр заложил каменный Петропавловский собор. Поскольку с 1712 года Петербург стал столицей Российского государства, собор с самого начала своего строительства воспринимался как один из главных храмов России. Собор возводился по проекту выдающегося петербургского архитектора, швейцарца Домéнико Трезини. Это здание – один из наиболее значительных памятников Петровской эпохи, символ утверждения новой столицы на берегах Балтики. Собор – самый выразительный образец раннего русского барокко, которое называют также «петровским». Этот стиль формировался вместе с Петербургом, вбирая в себя европейские архитектурные традиции. До Петра в России таких православных храмов не строили. Интересно, что строительство велось таким образом, что первоначальная деревянная церковь оставалась внутри новой постройки. Она была разобрана только в 1719 году и перенесена на Петербургскую сторону в солдатскую слободу, где простояла до 1806 года.

«Фасад деревянной церкви св. апостолов Петра и Павла 1703 года», неизвестный художник. Иллюстрация из книги: Новосёлов С.К. Описание кафедрального собора во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. СПб, 1857 г.

Особое значение Пётр I придавал возведению колокольни. Колокольня в церковной традиции – это башня, пристроенная к храму (или расположенная рядом) и специально предназначенная для колоколов. В древней Руси вместо колоколен строили каменные стенки-звонницы, позднее их сменили отдельно стоящие ярусные башни-колокольни. Только в XVIII веке в России колокольни стали частью храма. Пётр стремился как можно быстрее возвести в молодой столице небывалое по высоте и торжественности здание. Именно с колокольни, увенчанной высоким остроконечным шпилем, и началось строительство Петропавловского собора. «Колокольню, – торопил строителей Пётр, – как возможно скорее отделать, дабы в будущем году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь».

Одно из первых изображений колокольни Петропавловского собора. Фрагмент Панорамы Санкт-Петербурга. Гравюра Алексея Зубова, 1716 год.

К 1719 году деревянный шпиль колокольни взметнулся на высоту 106 метров, существенно превзойдя самое значительное сооружение такого типа в России (и во всём православном мире) – колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Известно, что Пётр I даже задумывался о создании лифта в колокольне. К 1724 году несущие конструкции шпиля были полностью обшиты снаружи. «Крепостная церковь, – писал очевидец, – при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении». Деревянные конструкции шпиля были установлены Хáрманом ван Бóлосом – мастером, приглашённым Петром I из Голландии. Само слово «шпиль» – голландского происхождения. На самом верху укрепили шар из позолоченной меди, похожий на большое яблоко. Эта декоративная деталь, завершающая шпиль или купол здания, обычно так и называется – яблоко. По рисунку и модели Трезини был исполнен и установлен на шпиль медный крест с фигурой Ангела, ставший одним из важнейших символов северной столицы.

Ангел на шпиле Петропавловского собора. Рисунок Доменико Трезини, 1722 год. Таким был первый ангел, парящий над Санкт-Петербургом с 1724 по 1756 год.

Петропавловский собор создавался в один из важнейших периодов русской истории Нового времени. В 1721 году завершилась Северная война, был подписан победоносный для России Ништадтский мир и Петру I торжественно преподнесён титул отца Отечества и великого императора. Эти исторические события определили особую пышность и величие внутренней отделки храма, которая так же необычна для традиционного русского церковного зодчества, как и его внешний облик. Долгое время Петропавловский собор являлся своеобразным памятником славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамёна, ключи от взятых русскими войсками городов и крепостей (в начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж, а в соборе остались копии шведских и турецких знамён, которые можно увидеть и сегодня).
В 1720 году на колокольне Петропавловского собора появились приобретённые Петром I в Амстердаме за баснословную по тем временам сумму (45 тысяч рублей) часы-куранты и карильон с 35 колоколами. Куранты – часы с музыкальным механизмом, исполняющим несложную мелодию. Слово «куранты» возникло благодаря названию французского танца «данс курат», очень популярного в старину. Эта мелодия звучала с башенных часов ратуш европейских городов. В России куранты впервые появились в XV веке на башнях Московского Кремля, а в Петербурге – на колокольне Троицкой церкви (разрушенной в 1933 году). «Зелó прехитрые» куранты каждые полчаса «играли сами собой, приводимые в движение большою железною машиною с медным валом», и издавали неслыханный в России перезвон.
Карильóн (от французского слова «перезвон») – музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов и клавиатуры, напоминающей клавиатуру органа, «махина, которая управляется руками и ногами». Каждая клавиша (похожая, скорее, на рукоятку) соединена с языком «своего» колокола длинной проволокой. В Западной Европе «колокольная музыка» наибольшее распространение получила ещё в средневековье. Первый в России карильон был размещён на колокольне Петропавловского собора. Специально обученный «колокольный игратель» каждое утро исполнял на карильоне музыкальные пьесы.
В 1725 году на втором ярусе колокольни (на высоте 42 метра) в дополнение к карильону была установлена русская звонница. Эта открытая площадка с колоколами – обязательная принадлежность православного храма. Колокольный звон созывает верующих на молитву. Такой звон называется «блáговест» – им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. При Петре I, когда Петропавловский собор был главным храмом Петербурга, благовест, раздававшийся с его колокольни, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. Колокольным звоном также выражают скорбь об усопшем в день похорон. Поскольку Петропавловский собор ещё при жизни Петра I стал усыпальницей Дома Романовых, звон колоколов всегда звучал во время погребения русских императоров и членов царствующей династии.

Иконостас Петропавловского собора.

В 1729 году в соборе установлен деревянный позолоченный иконостас, придающий его внутреннему убранству особо торжественный характер. Он по праву считается непревзойдённым образцом русской резьбы эпохи барокко (эскиз иконостаса делал предположительно сам Доменико Трезини). Под руководством выдающегося русского художника и зодчего Ивана Зарудного он был изготовлен в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля, по частям перевезён в Петербург и установлен в соборе в 1729 году. Иконостас – особая перегородка с иконами («стена для икон» по-гречески), которая отделяет алтарь от остальной части православного храма и символизирует границу между миром земным и миром небесным. Высокие многоярусные иконостасы, состоявшие из пяти и более рядов икон, получили повсеместное распространение в русской церковной архитектуре XVI–XVII веков. Однако иконостас Петропавловского собора не похож на иконостасы допетровского времени. По своей композиции он близок к триумфальным сооружениям, возводившимся при Петре I в честь побед русского оружия. Здесь нет горизонтальных рядов икон, а центральная часть решена в виде величественной триумфальной арки, которая перекинута над центральными дверями иконостаса – Царскими вратами – и поднимается в подкупольное пространство на высоту почти 20 метров.
Над царскими вратами, расположенными в самом центре иконостаса, – скрещенные ключи. Эти атрибуты апостола Петра – ключи от рая, а также элемент герба Рима (города Святого Петра) – напоминают о том, что Петербург – это «третий Рим». В Петровскую эпоху такое изображение могло истолковываться как символические ключи от Балтики и новой столицы России, ставшей её морскими воротами.
В киотах (специальных шкафчиках) размещены 43 иконы, написанные 1727–1729 годах московскими мастерами. Иконы составляют единый художественный цикл, тематическая программа которого была разработана, скорее всего, архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Среди основных тем этой программы – прославление деяний Петра I и идея торжества русской государственности.

Фигура Святого апостола Петра на иконостасе Петропавловского собора.

Незадолго до освящения собора у одного из пилонов (столб, служащий опорой сводчатых перекрытий) была установлена кафедра. Нужно отметить, что в православных церквях практика чтения проповедей со специальных кафедр до Петра I не существовала. Кафедра украшена картинами из Ветхого и Нового заветов, деревянными позолоченными скульптурами апостолов Петра и Павла.
У противоположного пилона находится Царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения молился император. Над помостом укреплены изображения императорских регалий – корона, меч и скипетр. По традиции русские императоры приходили в Петропавловский собор после коронации – испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей.

Место захоронения Петра I. На надгробии – памятные медали, на стене – скульптурная группа «Оплакивание Христа», подаренная собору супругой императора Екатериной I в знак скорби по умершему мужу. Её могила – на переднем плане.

Пётр I не увидел Петропавловский собор во всём великолепии – 28 января 1725 года император скоропостижно скончался, простудившись во время наводнения. Гроб с его набальзамированным телом был помещён во временную деревянную часовню, сооружённую Доменико Трезини внутри строящегося храма, где в окружении свечей, гербов и знамён простоял шесть лет. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Ещё при жизни Петра I в Петропавловском соборе похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену (принцессу Шарлотту-Христину-Софию), сестру Петра I (Марию Алексеевну) и его невестку (царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра I – царя Фёдора Алексеевича). Таким образом, ещё до окончания строительства собор стал некрóполем. Некрополь по-гречески – «город мёртвых». Так в древности назывался крупный погребальный комплекс, большое кладбище. Со временем это слово приобрело и другое значение – место, где похоронены известные люди. В Петропавловском соборе покоится прах многих представителей династии Романовых, прежде всего, русских императоров и императриц, за исключением Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (место захоронения неизвестно).
У восточной стены собора расположен ещё один некрополь – Комендантское кладбище. Здесь хоронили комендантов Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости (до 1796 года это была единая должность), скончавшихся на своём посту.

«Большой пожар в городе Петербурге в 1737 году». Немецкая гравюра. В левой части гравюры – Петропавловский собор.

Не меньшую угрозу, чем наводнения, для Санкт-Петербурга всегда представляла огненная стихия. Огонь уничтожал дворцы и храмы, жилые кварталы и гостиные дворы, заводы и баржи, уносил человеческие жизни. Так, в 1737 году на Адмиралтейской стороне вспыхнул пожар, обративший в пепел более тысячи жилых домов от истока Мойки до Зелёного моста. В 1756 году во время ночной грозы загорелась колокольня Петропавловского собора. Самое высокое сооружение С.-Петербурга строилось в ту пору, когда громоотводы ещё не были изобретены, и не раз страдало от попадания молний. Летняя гроза 1756 года оказалась фатальной, сгорел не только деревянный шпиль с фигурой Ангела и часами, но и кровля собора. Расплавились колокола. Не выдержав жара, обрушились верхние ярусы колокольни и купол. Иконостас, благодаря его разборной конструкции, удалось вынести по частям.
Восстановительные работы затянулись на несколько десятилетий. В 1757 году над алтарём вместо первоначального деревянного купола был возведён новый кирпичный, увенчанный луковичной главкой. Новая двускатная крыша была сделана по железным стропилам, уложенным на кирпичные арки.

В 1764 году указом императрицы Екатерины II был объявлен конкурс на проект восстановления колокольни. В нём, в частности, приняли участие выдающиеся русские зодчие Юрий Фéльтен и Савва Чевáкинский. Однако, рассмотрев предложенные ими проекты, императрица распорядилась построить колокольню «точно так, какова была, понеже все протчие планы не столь красивы». Работы проводились под руководством инженера Хармана ван Болоса. Новый деревянный шпиль, обшитый медными золочёными листами, был воссоздан к 1773 году, и на его вершину установили воссозданную в прежнем виде фигуру второго Ангела.

Вид на город сквозь циферблат башенных часов.

Новый часовой механизм и карильон, взамен сгоревших, изготовил и доставил в Петербург известный голландский мастер Орто Красс. Их сборку на высоте 62 метров лишь в 1776 году осуществил часовой мастер И. Редигер. Тогда же по четырём сторонам света были установлены красивые круглые циферблаты с римскими цифрами. Диаметр каждого такого циферблата составляет два метра! Слово циферблат – немецкое и обозначает любую панель с цифрами. Циферблат может быть не только в часах, но и в других приборах, например, – в весах. В старину не так следили за точностью времени, как сейчас, поэтому циферблаты часов на колокольне имели только одну – часовую – стрелку. В новых курантах-карильоне было уже 38 колоколов, что позволяло исполнять более сложные мелодии.
К 1777 году на колокольне появился первый громоотвод. Ещё в 1750-х годах в России стало известно об опытах американского изобретателя и политика Бéнджамина Франклина по созданию защиты от молний. В 1772 году Екатерина II распорядилась об устройстве «електрического отвода к отвращению удара и палению, от молнии происходящего». Как его установить, решали учёные из Академии наук под руководством академика Леонарда Эйлера. Наконец, летом 1775 года слесарных и кузнечных дел мастера приступили к работе. По шпилю и стене собора, от креста до земли, был проложен железный прут, конец которого был опущен в воду канала.
В 1777 году случился «великий шторм». От натиска ураганного ветра фигура Ангела погнулась, а крылья оторвались. Чтобы избежать в дальнейшем таких неприятностей, решили уменьшить вес Ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый эскиз был разработан архитектором Антонио Ринальди согласно принципам классицизма. Этот, третий по счёту, Ангел – привычного нам вида – был установлен на шпиль в 1778 году и парил над городом в течение сорока лет.

XIX век

Подъём Петра Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры начала 1830-х годов.

В 1829 году шторм вновь сильно повредил крест, а у Ангела отломилось крыло (которое чуть было не упало на коменданта крепости). Для того, чтобы произвести ремонт, нужно было строить вокруг колокольни дорогостоящие леса. За починку решил взяться талантливый ярославский кровельщик Пётр Телушкин. Ему удалось забраться на шпиль без возведения строительных лесов, а только лишь «остроумным применением сложных верёвочных петель и прибегая к весьма находчивым уловкам». В 1830 году в течение шести недель под восторженные возгласы зевак по верёвочной лестнице он каждый день поднимался на вершину шпиля и в одиночку вернул фигуре Ангела правильное положение и прикрепил крыло. Этот ремонт вошёл в историю как образец русской смекалки и отваги.

«Вид Невы и Петропавловской крепости». Акварель Василия Садовникова, 1847 год.
Винтовая лестница внутри шпиля, постепенно сужаясь, поднимается на 2/3 высоты шпиля и заканчивается небольшой дверцей «на улицу». Дальше к Ангелу можно подняться только по наружной лесенке.

В 1834 году крест вновь накренился. Выяснилось, что стали подгнивать деревянные конструкции шпиля. Восстановительные работы долго откладывались. Наконец в 1856 году император Александр II выразил согласие на устройство нового шпиля. Его главным строителем был назначен инженер Дмитрий.Журавский. Он спроектировал необычно лёгкий для такого массивного сооружения металлический каркас в виде восьмигранной пирамиды. Несущие конструкции были смонтированы в 1858 году. Опоры восьми рёбер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи шпиль был покрыт медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим методом под руководством известного петербургского химика, члена-корреспондента Академии наук Генриха Струве. Внутри шпиля была устроена винтовая лестница. Над яблоком (его диаметр – 1,6 метра) поднялся шестиметровый крест с новой фигурой Ангела (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Эта четвёртая по счёту фигура Ангела сохранилась до сих пор. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор приобрёл свой современный облик.

Фигурки херувимов на колокольне.

На самом верху колокольни Петропавловского собора, под куполом с часами, можно заметить интересные украшения в виде головок пухлых младенцев с крылышками. Это херувимы – декоративный мотив, появившийся в западноевропейской архитектуре в XV веке и позже получивший широкое распространение. Херувимов можно увидеть и внутри Петропавловского собора. Согласно христианским представлениям, херувимы – это ангелы стражи. По народным верованиям, херувимы – это души погибших детей. В виде херувимов иногда делают украшения для рождественских ёлок или для пасхальных верб.
Одновременно с переделкой шпиля в 1858 году была проведена реставрация башенных часов. Московские мастера братья Николай и Иван Бутенóпы отремонтировали башенные часы и модернизировали механизм, добавив на циферблаты минутные стрелки (раньше их не было). Карильон, который износился и замолчал уже к 1840 году, восстанавливать не стали. Куранты настроили на исполнение церковного гимна Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». >

XX век

Так выглядит «игральный механизм» курантов.

В 1906 году репертуар башенных часов Петропавловского собора пополнился государственным гимном Российской империи «Боже, царя храни», написанным композитором Алексеем Львовым. Куранты вызванивали гимн дважды – в полдень и в полночь, а каждые четверть часа исполняли «Коль славен…». Одновременно на русской звоннице (третий ярус колокольни, высота 42 метра от основания собора) установили 27 новых колоколов, отлитых на гатчинском заводе. Самый большой из них весил 4,8 тонны, в его подъёме участвовало 400 солдат гарнизона Петропавловской крепости.

Бронзовый часовой колокол перед подъёмом на звонницу Петропавловского собора. Фото Карла Буллы – «отца российского фоторепортажа», 1905 год.

В 1897-1908 годах рядом с собором была построена Великокняжеская усыпальница (поскольку в самом соборе для захоронений уже не осталось места). Слово «усыпальница» связано с отношением к смерти как ко сну и переходу в другой мир. В христианском мире был широко распространён обычай хоронить представителей правящих династий в храмах. До XVIII века, когда столицей России была Москва, усыпальницей великих князей московских, а позднее – русских царей, служил Архангельский собор в Московском Кремле. С переносом столицы в Санкт-Петербург императорской усыпальницей стал Петропавловский собор. В Великокняжеской усыпальнице было решено хоронить только некоронованных членов императорской семьи – братьев, сестёр, детей и внуков императора. До начала Первой мировой войны туда успели перенести восемь захоронений из собора и похоронить ещё пять великих князей. Всего в усыпальнице 60 склепов. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор.

Великокняжеская усыпальница.

В 1900–1907 годах был устроен отдельный вход в Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу, предназначенный для императорской семьи. Он был устроен при сооружении галереи, соединяющей собор и усыпальницу, по проекту Леонтия Бенуá. Он же был автором металлической ограды, установленной перед Царским подъездом со стороны Соборной площади. В качестве образца по личному указанию императора Николая II была выбрана знаменитая решётка Летнего сада. Художником Николаем Харламовым были созданы четыре мозаики, украсившие фасады Великокняжеской усыпальницы – образы Иверской, Казанской и Феодоровской Богоматери, а также образ Спаса Нерукотворного, расположенный над входом в галерею Великокняжеской усыпальницы. По рисунку художника Николая Брýни был выполнен витраж «Воскресение Христово».

Литография «Петропавловская крепость» из альбома «Петербург в 1921 году». Художник Мстислав Добужинский, 1923 год.

В сентябре 1917 года, ещё при Временном правительстве, из Петрограда в Москву был вывезен 31 ящик с имуществом собора: утварью, иконами, церковными облачениями, золотыми и серебряными венками, книгами. Многие ценности безвозвратно исчезли после прихода к власти большевиков. Ныне лишь отдельные предметы, хранившиеся в Петропавловском соборе, находятся в музейных собраниях Москвы (оружейная палата) и Петербурга (Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга). Внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы было уничтожено, мраморные надгробные плиты разбиты.
Богослужения были прекращены, в 1919 году собор был закрыт, в 1922 году он был передан «Главнауке», а в 1926 году – Музею революции. Куранты и колокола Петропавловского собора надолго замолчали. Предпринятая в 1937 году попытка настроить их на исполнение «Интернационала» не удалась, часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1930-х годах даже рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели.
Хотя ещё в 1918 году собор был взят под государственную охрану как памятник истории и культуры, здание не отапливалось и не ремонтировалось и к 1939 году его состояние стало «угрожающим для посещения трудящимися».
В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. Несмотря на то, что шпиль был закрашен альпинистами серой корабельной краской, а Ангел закрыт мешковиной, колокольня была заметным ориентиром для фашистской артиллерии и авиации. Одна из бомб, разорвавшихся на территории крепости, осколками повредила шпиль собора, а циферблаты взрывной волной вынесло из гнёзд. Алтарный витраж Николая Брýни был выбит взрывной волной.

Колокольня Петропавловского собора, отмеченная на фотоснимке как мишень для фашистских пушек.

Восстановление разрушений, причинённых Великой Отечественной войной, растянулось на десятилетия. В 1954 году Петропавловский собор был передан Государственному музею истории Ленинграда (ныне – Музей истории Петербурга) в удручающем состоянии. С тех пор выполнен огромный объём работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора.
В 1957 году вновь заиграли куранты – на этот раз первые такты гимна Советского Союза. Часы пришлось почти полностью восстанавливать. Их завод автоматизировали, и механикам больше не приходилось ежедневно поднимать свинцовые гири на 30-метровую высоту. Русская звонница была восстановлена в 1988 году. В настоящее время она включает 22 колокола, на которых исполняются пасхальные звоны, концерты колокольной музыки и благовест перед службами в соборе.
Возобновилась прерванная традиция погребений в Великокняжеской усыпальнице: в 1992 году захоронили правнука Александра II – великого князя Владимира Кирилловича. В 1998 году в Екатерининском приделе собора состоялось погребение обнаруженных вблизи Екатеринбурга останков императора Николая II, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, а также лейб-медика Евгения Боткина и трёх слуг, расстрелянных большевиками вместе с царской семьёй.

XXI век

Лишь в 2002 году после 85-летнего перерыва с колокольни Петропавловского собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Ангел претерпел несколько серьёзных ремонтов, в том числе капитальный в 2002-2003 годах, во время которого снимался со своего места и увозился в реставрационную мастерскую. Подобно флюгеру, Петербургский Ангел вращается на внутреннем стержне, благосклонно повинуясь направлению ветра. До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив небоскрёбам «Князь Александр Невский» (124 метра) и «Лидер Тауэр» (140 метров). Не считая, конечно, 326-метровой телебашни. Но она является не «зданием», а «сооружением».
В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж «Воскресение Христово». Ныне он находится на своём старом месте – в восточном окне Великокняжеской усыпальницы. В этом же году в соборе перезахоронили останки императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С 1992 года впервые в послереволюционное время в Петропавловском соборе стали проводиться богослужения. А в 2009 году между Санкт-Петербургской Епархией Русской Православной церкви и музеем был подписан договор о совершении регулярных богослужений по выходным и праздничным дням.

Действующий карильон на колокольне Петропавловского собора. Колокола и клавиатура.

В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон – дар Петербургу от правительства Фландрии (историческая область на северо-западе Европы) и 350 жертвователей. Он состоит из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 160 кг). Игра на карильоне в Петропавловской крепости возобновилась благодаря профессору Королевской школы карильона Йо Хаазену из бельгийского города Мехелен. В этом городе находится знаменитый карильон собора Святого Ромбальда. Возможно, вы слышали выражение «малиновый звон». Легенда гласит, что так назвал перекличку мехеленских колоколов Пётр I (французское название города Мехелена – Малин). Каждое лето в Петропавловской крепости проходит традиционный карильонный фестиваль, объединяющий исполнителей из разных стран.
Таким образом, на колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс из 103 голландских и русских колоколов. Самые старые из них датируются 1757 годом – это сохранившаяся часть второго голландского карильона.

Петропавловский собор в наши дни.

Петропавловский собор – уникальный историко-архитектурный памятник XVIII века, один из важнейших символов северной столицы. Известный во всём мире золочёный шпиль Петропавловки, увенчанный фигурой Ангела, главенствует в панораме центральных набережных города. Согласно старинной легенде, пока Ангел гордо парит над Невой, Петербургу не страшны никакие беды.

Что читать об истории Петропавловского собора?>

История Петропавловской крепости. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2014, – 20 с.: ил.
Петропавловская крепость от А до Я. – СПб.: ГМИ СПб, 2011, – 72 с.: ил.
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Альбом. – СПб.: ГМИ СПб, 2007, – 160 с.: ил.
Символы Петербурга. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2004, – 20 с.: ил.


Четыре нижних и один верхний. В промежутках между нижними киотами находятся царские врата (в конце центрального нефа) и северные и южные двери (соответственно в концах левого и правого нефов). Над царскими вратами переброшена величественная арка. Над аркой возвышается верхний, пятый, киот, уходящий в подкупольное пространство барабана на высоту почти в двадцать метров.

Иконостас богато украшен пышной резьбой и сверху донизу покрыт позолотой. В киотах размещены пять икон большого размера и тридцать шесть малого; две иконы большого размера помещены на северных и южных дверях. Хотя киоты иконостаса по отдельности напоминают заалтарные образа барочных католических храмов XVII-XVIII веков, иконостас в целом никаких аналогов в других странах не имеет. Более того, подобных иконостасов никогда не создавали ранее и в самой России, если только подобного резного иконостаса, отдельными частями напоминавшего католические заалтарные образа, не было в уже упоминавшейся выше петербургской церкви Воскресения, стоявшей в 1713-1730 годах на Васильевском острове (ведь автор франк-фуртско-лейпцигского описания Санкт-Петербурга 1718 года писал о том, что в церкви Воскресения "имеется несколько вырезанных из дерева скульптур и род алтаря, хотя все это не очень принято у русских"). И действительно, иконостасы в русских церквах XVII века выглядели совсем не так, как иконостас Петропавловского собора. Они представляли собой стену с царскими вратами в центре и северными и южными дверями по бокам, на которой горизонтальными рядами в строго определенном порядке были размещены иконы.

На царских вратах русских иконостасов XVII века всегда помещалось шесть икон: две изображали благовествуемую Деву Марию и благовествующего архангела Гавриила, остальные четыре - четырех евангелистов; над царскими вратами всегда помещалась икона с изображением Тайной вечери. На царских же вратах иконостаса Петропавловского собора все совершенно по-другому. На них вообще нет ни одной иконы - они представляют собой четыре створки с барельефным изображением Тайной вечери, совершающейся в ротонде с куполом, прорезанным круглыми окнами. Купол ротонды увенчан изображением скрещенных ключей - символом апостола Петра. Участники вечери изображены идущими к столу, стоящему в центре ротонды; над столом, в овальном обрамлении, изображена Дева Мария, а над ней Святой Дух в виде голубя.

Слева от царских врат, на высокой тумбе,- статуя благовествующего архангела Гавриила с ветвью, а справа от царских врат, в пару к ней, на такой же тумбе,- статуя архангела Михаила , попирающего дракона. Михаил держит меч в виде длинного языка пламени и щит с монограммой Христа. За каждым горизонтальным рядом икон в традиционных русских иконостасах закреплялась определенная тематика. Совсем иначе с точки зрения тематики своих икон членится наш иконостас: в нем выделяется центральная часть с царскими вратами внизу, южная (правая) часть, которую можно назвать "мужеской"4, ибо в ней из семнадцати малых икон тринадцать изображают "мужей" (то есть героев), и северная (левая) часть, которую можно назвать "женской", ибо в ней из семнадцати малых икон тринадцать изображают "жен" (то есть героинь). Такое членение нашего иконостаса, судя по всему, обусловлено тем, что он должен был напоминать о его дарителях - "муже" Петре I и "жене" Екатерине I.

Правда, в иконостасе Петропавловского собора можно выделить ряд из шести больших икон, соответствующий самому нижнему ряду икон в русских иконостасах XVII века. Однако лишь помещение больших образов Христа и апостола Петра справа от царских врат, больших образов Богоматери и апостола Павла слева от этих врат и большого образа пророка Иезекииля на северных дверях соответствует правилам, определявшим набор и размещение икон русских иконостасов XVII века. Большой образ судии Самсона, несущего на себе городские ворота, помещенный на южных дверях, для русских иконостасов XVII века совершенно необычен. Наличие в иконостасе Петропавловского собора, в верхнем киоте, седьмой большой иконы (образа Воскресения) правилам, определявшим набор икон прежних русских иконостасов, не противоречит, но помещение этого образа над царскими вратами опять-таки нетрадиционно.

Среди персонажей двадцати шести икон, изображающих "мужей" и "жен", выделяются очень интересные группы. Прежде всего, это некоторые члены дома Рюриковичей, правившего на Руси с 862 по 1598 год,- канонизированные церковью Ольга, Владимир, Борис, Глеб, Александр Невский, Дмитрий Иоаннович. Затем, это святые, в честь которых свои имена получили супруга Петра I - Екатерина и некоторые члены его семьи и его родственники - Наталия, Елизавета, Прасковия, Анна. Далее, это провозглашенные святыми римский император Константин, его мать Елена и римская императрица Пульхерия. И наконец, это двенадцать ветхозаветных персонажей, причем изображения некоторых из них в нашем иконостасе являются едва ли не единственными или, по крайней мере, редчайшими их изображениями за все время существования русской иконописи.

Речь должна идти прежде всего о Вирсавии и Иаили. Красавица Вирсавия была женой хетта Урии, одного из военачальников древнеизраильского царя Давида. Увидев однажды купающуюся Вирсавию, Давид приказал своим слугам привести ее к себе на ночь во дворец. Спустя некоторое время Давид отправил Урию к своему главнокомандующему, тайно приказав последнему: "Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер". Урия погиб в бою, а Вирсавию Давид сделал своей женой.

Ветхозаветный автор дал, описывая поступок царя, такой комментарий: "И было это дело, которое сделал Давид, зло", однако Вирсавию осуждать не стал. Задолго до этой истории произошла другая, героиней которой была женщина из палестинского племени кенеев по имени Иаиль. Во время завоевательных войн древних израильтян в Палестине один из их разбитых противников, ханаанский военачальник Сисара, попросил у Иаили убежища.

Когда утомленный Сисара заснул в шатре Иаили, она "взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле". Поступок Иаили воспела в своей победной песне правившая тогда древними израильтянами пророчица Девора. Ни Вирсавия, ни Иаиль святыми в православной церкви не считались. Почему же во второй половине 1720-х годов их изображения появились в иконостасе главного православного храма Петербурга? Ответ пока можно дать один: это было, по-видимому, своеобразной формой апологии Екатерины I, для которой Петр I - как и для Вирсавии Давид - был не первым мужем и которая для русских - как и Иаиль для древних евреев - была иноплеменницей.

Большинство икон нашего иконостаса написаны в реалистичной манере. С этой точки зрения особенно показательны изображения Деворы и Есфири (они помещены в "женской", левой, части, наверху, в рамах, напоминающих цветок с тремя лепестками) или пейзаж, на фоне которого написаны апостол Петр и апостол Павел.

На иконостасе есть изображения российских императорских регалий - короны и державы (на боковых стенках нижних киотов и на куполе ротонды царских врат). Органичное включение иконостаса в общую композицию интерьера собора подчеркивается тем, что в нем повторяются отдельные детали капителей соборных пилонов и пилястр и обрамлений соборных окон (херувимы, урны с пламенем и т. д.). На иконостасе много надписей, своим шрифтом напоминающих надписи в соборе святого Петра в Риме. Именно поэтому в надписях иконостаса вместо русских букв В и У часто употребляется латинское V и вместо русской буквы Н - латинское N. Крупные ремонты иконостаса в XVIII и XIX веках практически не изменили его первоначального облика. В мае 1756 года он вновь собирался, после того как 30 апреля был поспешно разобран и вынесен из охваченного пламенем собора. В 1832-1833 годах под иконостас для предохранения его от сырости был подведен мраморный цоколь. В 1865-1866 годах обветшавшие деревянные царские врата были заменены их точной копией, отчеканенной из меди и покрытой позолотой.

В центре алтаря, над престолом, стоит прекрасно вписывающийся в арку царских врат резной деревянный балдахин на четырех витых колоннах - надпрестольная сень. Она имеет своим прототипом одно из лучших творений знаменитого итальянского архитектора и скульптора Дж.-Л. Бернини - великолепную бронзовую сень собора святого Петра в Риме, установленную там в 1633 году.

В надпрестольной сени, как и в иконостасе, повторяются отдельные детали соборных пилонов и пилястр и обрамлений соборных окон; есть здесь и прапорцы, подобные тем, которые вы уже видели в основании барабана. Всем этим подчеркивается, что сень также является органичной частью композиции интерьера собора.

Вензель Петра I с короной, изображенный на сени, напоминает о ее дарителе.

На четвертом пилоне левого ряда укреплена деревянная резная кафедра с сенью над ней. Кафедру украшают деревянные скульптуры: апостолов Петра и Павла - под сенью, четырех евангелистов с их "живыми символами" (Матфея с ангелом, Марка со львом, Луки с быком и Иоанна с орлом) и Святого Духа в виде голубя, окруженного облаками и херувимами,- на сени. Кафедру украшают также картины; из них особенно интересна своей реалистичностью одна, иллюстрирующая известную евангельскую притчу о сеятеле. Из мелких деталей художественного оформления сени кафедры стоит обратить внимание на прапорцы, подобные тем, которые украшают основание барабана и надпрестольную сень. Кафедра была установлена в соборе в 1732 году; к сожалению, мы не знаем, кто был автором ее проекта.



просмотров