Какой человек является пессимистом. Кто такие пессимисты? Как становятся пессимистами

Какой человек является пессимистом. Кто такие пессимисты? Как становятся пессимистами

pessimus - наихудший) - отрицательный, негативный взгляд на жизнь.

Весьма распространённую элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма - естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от неё освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия . Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём крайним из отрицательных ответов является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Э. Гартмана .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Как бороться с пессимизмом? Как исключить пессимизм из своей жизни?

    ✪ Вадим Зеланд - Пессимизм

    ✪ Артур Шопенгауэр, «философ пессимизма» (рассказывает Вадим Васильев)

    Субтитры

Четыре благородные истины

  1. Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. - болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.
  2. Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая - источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания - привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти - в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.
  3. Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха - прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) - это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.
  4. Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга - путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретив нищего, больного, старика и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на своё ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича, испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: «Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достижения, так как нечего достигнуть». Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения «себя», и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: «своего» тела, «своего» ума.

Но эта точка зрения необоснованна, ибо страдание - природа сансарического бытия, обусловленного заблуждениями. Нирвана - это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечой топливом являются заблуждения. Огонь - это страдание.

Что же до несуществования ничего, в буддийской онтологии отрицается бытие не обусловленное причиной и следствием. Бытие обусловленное признаётся.

Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Э. Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует, лишь поскольку сознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало - «воля», «бессознательное» и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы, по крайней мере, обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его «кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления - и такой цели он, несомненно, достигает, с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если всё дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится во многих философских и большинстве религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

pessimus - наихудший) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни.

Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма - естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия . Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём с крайним отрицательным ответом является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана .

В.Соловьёв и Буддизм

Четыре благородные истины

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. - болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая - источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания - привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти - в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха - прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) - это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга - путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: "Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достиженья, так как нечего достигнуть". Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения "себя" и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: "своего" тела, "своего" ума. Но эта точка зрения необоснованна,ибо страдание природа сансарического бытия,обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечёй топливом являются заблуждения.Огонь это страдание. Что же до несуществования ничего,в буддийской онтологии отрицается бытиё не обусловленное причиной и следствием.Бытиё обуслувленное признаётся.

Шопенгауэр и Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало - «воля», «бессознательное» и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления - и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

См. также

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Песси
  • Пессин (Шаранта Приморская)

Смотреть что такое "Пессимист" в других словарях:

    ПЕССИМИСТ - (этим. см. пред. слово). Человек, мрачно смотрящий на жизнь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕССИМИСТ приверженец пессимизма. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф … Словарь иностранных слов русского языка

    пессимист - См … Словарь синонимов

    ПЕССИМИСТ - ПЕССИМИСТ, пессимиста, муж. (книжн.). 1. Сторонник философского пессимизма (филос.). 2. Человек, проникнутый пессимизмом (во 2 знач.), настроенный пессимистически. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПЕССИМИСТ - ПЕССИМИСТ, а, муж. Человек пессимистического склада. П. по натуре. | жен. пессимистка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПЕССИМИСТ - муж., лат. человек, у коего все на свете идет к худшему, видящий во всем одно только зло, глядящий на все мрачно; худодум, ·противоп. оптимист, видящий все вкрасне. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Время на чтение: 3 мин

Пессимист – это человек с резко негативными жизненными убеждениями, которому свойственна отчужденность, тревожность и категоричность. Пессимист всегда имеет одно универсальное объяснение всем своим неудачам, склонен капитулировать по всем направлениям, если неуспех постигает его только в одной области. Для этого человека, если что-то начинается плохо, тогда и заканчивается так же. Во всех неприятностях обвиняет исключительно себя одного, жалуется насколько он слабый, и недостоин, чтобы сделать выдающееся дело.

Что значит пессимист? Определение понятия пессимист имеет несколько значений. Первое значение слова пессимист – человек, склонный к негативизму, настроенный пессимистическим образом. Второе значение слова пессимист – личность пессимистического склада характера, которая все на свете сводит к худшему.

Существует и такое определение слова пессимист – это характеристика , который во всем, что вокруг видит лишь зло, на все вещи смотрит слишком мрачно.

Пессимиста можно выделить из общего числа людей по отличительным чертам: крайне выраженная неуверенность в собственных действиях, категоричность негативной оценки всего окружающего, склонность к постоянному переживанию отрицательных , отчужденность, угрюмость и закрытость. Эти черты являются и свойствами, и факторами, которые определяют психические личностные процессы, какие отвечают за все действия человека. Из этого выходит, что постоянная настроенность человека на неприятности становится фактором, который делает его пессимистом. Человек с пессимистичными взглядами считает, что жизнь не доставляет ему счастье, не приносит радость.

Пессимист очень легко впадает в длительную и сильную . Физическое здоровье пессимиста не отличается высоким качеством, наоборот, часто беспокоит его, поэтому такой человек почти всегда больной. В области личных успехов – это человек, который редко добивается значительных результатов деятельности, и часто в этом ему мешает неуверенность и своих способностей.

Кто такой пессимист

Человек с пессимистическим мировоззрением, мрачно смотрит не только лишь на будущее социума, но на собственную жизнь также, не ждет ничего доброго от неё. Можно сказать, он даже не признает, что жизнь может иметь белую и черную полоску, для него она серая. Поэтому даже радостное событие этот индивид воспринимает, как опасное, потому что предвещает, что за ней следует угроза.

Что значит пессимист ? Это понятие обозначает личность особенного человека, которая выражается в его взглядах, отличающихся от убеждений большинства людей, поскольку большинство являются оптимисты. Пессимистам сложно поверить в искренность доброжелательных намерений людей, им тяжело допустить вероятность того, что другие могут захотеть совершать положительные и милосердные поступки по отношению к ним.

Пессимист волнуется о судьбе общества, не ожидает ничего доброго и приятного от новостей, не верит в реальный прогресс, ему трудно представить себе улучшение текущего состояния дел, процветание и благополучие своей страны. Такой человек думает, что напрасно всё, что пытаются сделать граждане его страны ради положительных изменений, и подкрепляет это своими наблюдениями, в которых высказывает, что негативных последствий всегда происходит больше, нежели позитивных, поэтому не видит смысла стараться.

Пессимистически настроенный индивид считает, что особенно очень счастливое событие это плохо, так как оно будет иметь еще больше трагических последствий. Из-за пессимистической настроенности он становится не способным искренне радоваться жизненным событиям.

Пессимист живет в мире, в который не позволяет другим входить, чтобы те даже не пытались его понять. Поэтому ему очень сложно существовать, когда большинство людей вокруг позитивные личности. Можно только предположить, что ощущает пессимистически настроенный человек, ведь он живет, не надеясь на лучшее, не доверяя людям, их чувствам и искренности, живет практически без веры. Это не значит, что другие люди смотрят на всё через розовые очки, ведь не стоит также игнорировать негативные жизненные стороны. Однако если негативные моменты всё-таки присутствуют в жизни, значит нужно с ними бороться, исправлять ситуацию, добиваться лучшего результата, «не опускать руки» и не ссылаться на несправедливость судьбы.

Пессимистом называют человека, который всё сводит к самому худшему итогу, тогда как все не настолько плохо. Трудно заставить его порадоваться чему-то, поскольку призмы радости, через которую этот человек смог бы оценить событие, не имеет. Поэтому этого человека часто не извещают о случившихся событиях - таких, как день рождения, свадьба, и другие. Просто люди знают, что не дождутся поздравлений, вместо этого услышат, что все не имеет значения. Не только лишь к радостным событиям пессимист относится так категорично, грустные ситуации воспринимает так же.

Пессимист всегда ассоциируется с нытиком, человеком, жалующимся на жизнь и все его жизненные события. Однако он тоже человек, значит, ему надо также заниматься определенным делом в социуме. Зачастую у него стабильная работа, которая предусматривает конкретные обязанности. Но часто пессимистам тяжело найти оптимальное занятие для себя, они начинают заниматься одним, если не удается, то пробуют другое, если в этом провал, тогда начинают третье, ну если в третий раз не удалось, тогда впадают в депрессию. Однако всему этому есть объяснение. Часто пессимист не может добиться желаемого, поскольку ему не хватает терпения, усилий, уверенности – ведь это является важным в достижении успеха. Также его способны сбить с прямого пути высказывания людей, что вызывают сомнения.

Настроенность на ожидание неприятностей и бед, свойственное всем пессимистам, является очень сильным стрессогенным фактором, который увеличивается в условиях напряженной жизни: неудачи в отношениях, проблемы на работе. Но стресс может случиться у каждого. Выходит, что оптимисты также могут переживать нервозные состояния. Это значит, что человек с оптимистическим настроем, как и с пессимистическим, могут попасть в равные условия. Здесь важным есть то, как далее поведет себя человек, таким образом можно сразу определить кто он. Оптимист скорей всего, невзирая на неудачу, увеличит свою работоспособность и активность, чем придет к положительному итогу. Пессимист же станет беспомощным и обречёт себя на провал. Однако если он бы попытался, то сумел бы добиться успеха, потому что вероятность этого самого успеха есть.

Несмотря на вышеописанные качества пессимиста, не нужно его недооценивать. Иногда его качества весьма полезны. Пессимизм во многих ситуациях может возвращать человека в реальность, поэтому он редко разочаровывается, поскольку не надеется ни на что. Пессимист может дать критичную, объективную оценку ситуации. Пессимисты почти всегда сосредоточены, поэтому могут держать контроль над внешней ситуацией.

Как становятся пессимистами

Большинство психологов и ученых приходят к выводу: станет человек пессимистом или нет – зависит лишь от него одного, образа жизни, способа поведения, мировоззрения, его окружения.

Бывают люди, что в своём детстве были серьезными неудачниками, однако в дальнейшем будущем это не помешало стать им успешными людьми. Это даже положительно повлияло на них, так как закалило дух. Другое дело, если стабильность дел успешного человека начинает рушиться, у него начинаются неприятности, которые ломают дух. Из-за чего человек теряет былую хватку и уверенность. Замечено, что многие с возрастом становятся пессимистами. Большинство молодых, юных людей являются оптимистами. Но приходит время, когда человек переосмысливает вещи, находит новый смысл, перестаёт торопиться, становится более осмотрительным и расположенным к самоанализу. Этот человек хоть и пессимистически настроен, но неудачником не является. Такой пессимизм выражается в мудрости и опыте.

Хорошо ли то, что человек становится пессимистом? Об этом можно утверждать в конкретной ситуации.

Самыми неприятными являются те пессимисты, которые жалуются на личную жизнь, насколько плохи их дела. Отдельные люди пытаются исправить такого человека, но, если он является таким всю жизнь, тогда изменить его будет непросто, так как для него пессимизм – это жизненный уклад, не нуждающийся в изменениях. Стоит принять его таким, и избегать частого общения, если это слишком угнетает.

Пессимистический настрой закладывается также в детстве. Родители особенно влияют на мировоззрение ребенка, поэтому тот копирует их поведение. Ребенок, который видит, что родители неадекватно относятся к действительности, выставляя события в мрачных тонах, начинает это подсознательно копировать. Есть большая вероятность, что ребенок, который вырастит в этих отношениях, будет чаще подвержен депрессиям.

Человек сам непосредственно влияет на возникновение у себя пессимизма. В силу неуверенности, низкой самооценки и , человек будет винить себя самого в возникающих проблемах. Негативно настроенный человек не способен объективно оценить происходящее. Такой способ жизни очень неправильный и приводит к тому, что человек начинает так жить.

Мышление пессимистов приводит к их постоянным невезениям. Они зациклены на том, что причиной всех плохих событий являются сами, такими мыслями только притягивая еще больше неудач, лично создавая для себя черную полосу.

Пессимистами становятся нерешительные люди, которые сами делают свою жизнь серой и боятся ее изменить, затягивая себя в пропасть. Индивид, имеющий пессимистическое мировоззрение, ложно полагает, что лучше переживать негативные эмоции, нежели вообще никакие. Считает, что благодаря этому чувствует, что живёт.

Из-за реальной ненасыщенности жизни, пессимисты могут создавать выдуманные трагедии. Конечно же, случаются грустные и трагические события, которые ломают человека и тот теряет позитив. Поэтому очень важно по жизни сберечь оптимизм, отпустить боль, осознать чувства и извлечь опыт.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Всем нам хорошо знакомы такие понятия, как оптимизм и пессимизм. Первое из них является стихийным потоком любви, а также выражением веры в нее. Рождение же пессимизма происходит из недовольства и плохого впечатления, которое длится настолько долго, что становится настоящей помехой на всем жизненном пути.

Оптимистическое настроение дарит надежду. При его отсутствии человек видит впереди себя одну лишь темноту и уныние. Так что такое пессимизм? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Определение понятия

С точки зрения рядового обывателя пессимизм ассоциируется с унынием и плохим настроением. При этом подобное ощущение мира никто не считает чем-то смертельным, что способно радикально изменить образ жизни человека. Однако все намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Уныние людей часто порождает чувство безнадежности. Они не верят в решение возникшей проблемы и в наступление лучшего будущего. Такие люди часто становятся мрачными, порой и просто замыкаются в себе, не желая ничего делать, полагая, что их жизнь полностью бессмысленна.

Что говорят нам толковые словари?

Слово «пессимизм» очень точно передает негативные воззрения на мир. В переводе с латинского pessimus означает «наихудший» или «самый плохой». Что такое пессимизм? Может, это черта характера? А может, просто незначительное отклонение в человеческой психике или серьезная болезнь, которая разрушает личность?

Что такое пессимизм, можно узнать из толковых словарей. Они разъясняют, что это слово означает мировоззрение, имеющее отрицательный вектор восприятия мира, а также самого человека в нем. То есть пессимизм является явной противоположностью оптимизма. Подобная позиция не позволяет пускать в жизнь успех, любовь и радость, а также значительно сужает круг общения.

Направление в философии

Негативный взгляд на жизнь можно встретить и в одной из научных дисциплин. Его рассматривает отдельное направление в философии. Называется оно философским пессимизмом. Самыми известными представителями данного направления являются Шопенгауэр и Гартман. По их мнению, в этом мире не просто все плохо, а вовсе безнадежно. Само существование человека подобная философия считает бессмысленным от самого начала и до конца.

Часто приверженцы такого направления высказывали пессимистические мысли о смысле жизни. При этом задавались такие вопросы:

Зачем человек рождается, если ему все равно придется умереть?

Отчего процветает несправедливость в обществе?

Почему в этом мире так много страданий и бед?

Пробуя дать ответы на эти вопросы, философы пессимистического направления приходили к выводу о том, что этим миром правит изначально порочная система взаимоотношений. При этом тот, кто придерживался подобных взглядов, твердо полагал, что ничего изменить люди не могут. В доказательство своей правоты эти философы приводили в пример всю историю человеческого бытия, наполненного со времен Адама и Евы бесчисленными войнами, проблемами, слезами и горем.

Кто они, приверженцы философского пессимизма?

Направление, заданное Шопенгауэром и Гартманом, существует и в настоящее время. Причем тому, кто заподозрил приверженцев философского пессимизма в отклонениях психического состояния, не стоит торопиться с выводами. Как правило, это совершенно обычные люди. Они ходят на работу и создают семьи, а также участвуют в общественной работе. Другими словами, не являются так называемыми белыми воронами.

Их истинное мировоззрение становится понятным только в доверительной беседе о жизни. В разговоре такие люди приводят множество аргументов в пользу своих мыслей о порочности той системы вещей, которая существует в мире, о бессмысленности существования и т.д. И порой их доводы весьма убедительны. Нередко после подобных разговоров число сторонников этого направления становится больше.

Пессимизм в религии

Стоит отметить, что в каждой из известных на сегодняшний день конфессий в большей или в меньшей степени можно обнаружить черты уныния. Например, все религии обещают человеку рай не на Земле при жизни, а на небесах после смерти. Именно этим и подчеркивается отсутствие надежды на хорошее существование в «мире Сатаны».

Согласно религиозному мировоззрению, человек должен отстраниться от насущных дел и посвятить себя служению Богу. Ведь только Господь способен решить все те проблемы, которые стоят перед человечеством. Но стоит отметить, что верующие люди не могут быть названы полностью пессимистами. Ведь они негативно настроены лишь к земному бытию, оптимистично глядя на грядущее небесное существование.

Хуже всего в этом плане атеистам. Ведь такой пессимист - это человек, который не верит ни в Создателя, ни в земное будущее людей.

Черта характера?

Что такое пессимизм? Существует мнение, что характер человека формируется при непосредственном влиянии всего того, что его окружает. И на первом месте в этом случае стоит социальная среда. Обыватели полагают, что если ребенок родился и воспитывается в благополучной семье, то пессимизму в его характере взяться просто неоткуда. Однако подобный шаблон нередко отвергается самой жизнью. Ведь бывает и такое, что человек, рожденный в неблагополучной семье, в которой постоянно не хватает денег и происходят скандалы и ссоры, становится весьма успешным. Казалось бы, случилось чудо. Ведь такой ребенок никогда не видел в жизни ничего хорошего и должен негативно относиться к ней. Но здесь все будет зависеть от внутреннего настроя человека и его характера. Ведь тот, кто видел, как плохо живут его родители, способен извлечь необходимые жизненные уроки и не повторять их путь. В этом случае трудности начинают дисциплинировать человека, что позволяет ему добиться успеха.

Бывает и наоборот. Ребенок, рожденный в семье, стоящей на высокой социальной ступеньке общества, ни к чему не стремится. Вырастая, он начинает с грустью смотреть на жизнь, в которой ему ничего не интересно, не предпринимая для успешной карьеры никаких усилий.

Сопутствующие болезни

Что такое пессимизм? Можно ли отнести подобное мировоззрение к недугам, а пессимистов считать больными людьми? Очень часто такое состояние, когда в этом мире все плохо, является лишь отрицательным, преисполненным негатива взглядом, который незаметно вплетается в характер человека. Но порой пессимизм сопровождает определенные расстройства личности. Мрачный взгляд на окружающий мир возникает у людей, страдающих от синдрома хронической усталости. У них не хватает сил на повседневные дела и жизнь при этом воспринимается, как бессмысленная круговерть.

Грустно смотрят на окружающий мир и люди, подверженные кризису среднего возраста. Это период, когда многие мужчины и женщины, перешагнув свой 40-летний рубеж, перестают видеть какие-либо перспективы собственного будущего. Они считают, что их жизнь уже окончена, а впереди ждет лишь старость и смерть. Думая об этом постоянно, люди порой доводят себя до неврозов.

Далеки от оптимистических настроений и те, кто страдает от ипохондрии. Этот недуг заставляет людей "находить" у себя "неизлечимые болезни", такие как СПИД или рак. В этом случае перспективы дальнейшего существования просто нет.

Дистимия

Но порой пессимистическое настроение является симптомом самостоятельной болезни, причем имеющей тяжелый характер течения. Название такого недуга - «дистимия». Среди клинических проявлений патологии отмечают сниженное настроение, заниженную самооценку, а также недостаточную способность в получении удовольствия. Врачи-психиатры, описывая таких людей, говорят о том, что на картину мира они смотрят сквозь траурный флер, видя во всем только мрачные стороны. И даже если в жизни такого человека случается радость, то он тут же отравляет свое сознание мыслью о том, что это ненадолго.

Пациенты, страдающие от дистимии, очень чувствительны к возникающим неприятностям и реагируют на них достаточно остро. На душе у таких больных постоянно тревожно. Ведь они ждут несчастий, из-за чего имеют подавленный вид и мрачное настроение, а также постоянно угрюмы.

Критерии пессимизма у таких людей отражены в их внешних чертах. Это бессильно повисшие руки, заторможенность, медленная походка и грустное лицо. Подобные люди, как правило, вовсе не обделены интеллектом. Тем не менее их очень напрягает и быстро утомляет умственный труд. Они часто не справляются со своей задачей, так как бессильны завершить начатое дело.

Вред для жизни

Пессимистический прогноз, с которым человек смотрит в будущее, неизменно притягивает негатив. Этим он сам программирует свою жизнь на неприятности и неудачу. Конечно, каждый день пессимиста наполнен и плохими, и хорошими событиями. Однако он не замечает позитива. Все его внимание приковано к проблемам и неприятностям.

Пессимист - это человек, который нацеливает свое подсознание на негативную оценку происходящего. Со временем все это и становится действительностью. То плохое, что видит пессимист, начинает материализоваться. Причем при каждой неудаче такой человек лишь убеждается в правоте собственных мыслей. Это замыкает порочный круг. Жизнь переходит на рельсы постоянного ожидания неприятностей, неудачи и предательств.

Подобный режим постоянного ожидания врачи считают мощным стрессом для организма. Если ситуацию не изменить, то подобная гонка за всем отрицательным закончится депрессивным состоянием.

Препятствие для профессиональной деятельности

Человек, впустивший в свою жизнь грусть и недовольство, с большой вероятностью станет неудачником. Неуверенность в себе, выражающаяся в безынициативности, не позволяет ему хорошо работать и подняться по карьерной лестнице. Кроме этого, в своих неудачах и жалобах пессимисты, как правило, обвиняют других людей. Этим они отталкивают окружающих и разрушают отношения. Пессимистов часто называют нытиками, а также ходячим несчастьем. Кроме этого, тот, кто негативно смотрит на окружающий мир, сам формирует вокруг себя атмосферу болезней, пассивности и уныния.

Вред для здоровья

Нет ничего удивительного в том, что человек, который ничего хорошего не ждет от этой жизни, заболевает намного быстрее остальных. Ведь здоровье - это одна из тех сфер, которые больше всего страдают от негативного ощущения мира. А если учесть то, что болезнь можно отнести к очередному доказательству несправедливости и невезения, то у пессимистов вовсе не наблюдается стремления к выздоровлению.

Подобные выводы были подтверждены датскими учеными. Согласно проведенным ими исследованиям, у пессимистов на 70% повышается риск возникновения инфаркта миокарда. При этом шанс умереть от такой патологии люди с негативным отношением к жизни имеют на 60% больший.

Положительные черты пессимизма

Стоит отметить, что негативное отношение к окружающему миру нельзя отнести в разряд «абсолютного зла». Есть у этой черты характера и положительное качество. Дело в том, что очень тесной связью между собой обладают пессимизм и реализм. Другими словами, люди, критически оценивающие окружающий мир, способны дать его реальную оценку.

Учеными, проводившими исследования в этой области, было отмечено, что пессимисты часто обладают повышенным уровнем IQ. Они точнее оценивали ситуацию и могли осуществлять над ней свой контроль. Недаром пессимистов иногда называют печальными мудрецами. Ведь критическое отношение к происходящим событиям может свидетельствовать о добросовестности человека, об его уме и опытности.

В связи с этим на сегодняшний день разработано большое число показателей и теорий, позволяющих определить идеальное соотношение пессимизма и оптимизма. При его соблюдении должен быть найден некий компромисс между двумя крайностями. Именно среднее положение между безудержным оптимизмом и отчаявшимся пессимизмом позволит достичь наивысших успехов в работе.

Устранение негативного отношения к жизни

В том случае, если пессимизм не вызван психическим заболеванием, при котором необходимо обращение к специалистам и проведение соответствующего лечения, повлиять на такое мировоззрение можно самостоятельно. Отмечено, что унылый взгляд на жизнь, как правило, отличает одиноких людей, тех, кто имеет низкие доходы или является безработным. На подобное состояние оказывает влияние и длительное общение с теми, кто страдает от депрессии.

Как стать оптимистом? Прежде всего, необходимо пройти тест на пессимизм. Он поможет разобраться в причинах постоянно плохого настроения. Далее потребуется предпринять решительные шаги к переменам в личной жизни (если мрачное настроение связано с проблемами в семье), попытаться сменить работу, если негативное отношение к миру связано с постоянными конфликтами с коллегами и с начальством, а также научиться отвлекать себя от мрачных мыслей и негативных переживаний. И стоит помнить о том, что многие люди испытывают в своей жизни те или иные проблемы, но далеко не все из них впадают в отчаяние. Напротив, трудности должны закалять человека и побуждать его к освоению все новых вершин.

Сегодня разберемся с пессимистами. Если вас никогда не называли таким словом – значит вы редко прибываете в плохом настроении и обычно верите в лучший исход жизненных ситуаций. Тогда во что верят пессимисты? Узнаем ниже. Но начнем с самого термина «Пессимизм» , который нам раскроет словарь философских терминов.

ПЕССИМИЗМ — (от лат. Pessimum — наихудший, самое плохое) — в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное убеждение или философское направление, которое, в противоположность оптимизму, рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным.

Таким образом, пессимизм – это некий своеобразный взгляд на жизнь. На ряду с ним существует так же оптимизм и реализм (об этом мы расскажем в следующих статьях). Но главным остается вопрос от чего же у человека формируется пессимистичный взгляд на жизнь.

Чаще всего люди приобретают пессимистичный взгляд на жизнь из-за окружающих людей. Если человек не может чувствовать себя доверительно в кругу семьи, находится в вечном состоянии тревоги и стресса, не доверяет окружающим по объективным причинам и не может на них положиться – это приводит к факторам, приводящим к пессимистичному взгляду на мир. При таком варианте – это некое состояние нормы и, устранив все возможные разногласия с близкими людьми, существует большой шанс, что мировоззрение человека изменится.

Обязательно хочу отметить, что пессимистичный взгляд на жизнь может являться симптомом такого заболевания как дистимия . И в таком случае, человеку необходимо обратиться к психотерапевту.

Дистимия — это хроническая субдепрессия (малое депрессивное расстройство), симптомов которой недостаточно для постановки диагноза «большое депрессивное расстройство». Основным симптомом дистимии является пониженное, печальное, угрюмое, подавленное, тревожное или мрачное настроение, продолжающееся на протяжении минимум двух лет. У больного даже эпизодически не наблюдаются периоды приподнятого и радостного настроения. «Хорошие» дни, по уверению больных, случаются крайне редко и не зависят от внешних обстоятельств.

Если ваше «пессимистичное настроение» длится недолгий период – постарайтесь разобраться в причинах упаднических мыслей, поговорите с тем, кому доверяете. Или поразмыслите о жизни в одиночестве, если довериться совсем некому. Главное – опирайтесь на реальные факты своей жизни и анализируйте их, а не поддавайтесь необоснованным мыслям, о невозможности счастливого будущего. Если у вас действительно тяжелый период в жизни – понимайте, что это временно и на смену любой черной полосе обязательно придет белая. Не опускайте руки и не ставьте крест на дальнейшей жизни. Если чувствуете, что не в состоянии самостоятельно побороть свое состояние – обязательно посоветуйтесь со специалистом, хотя бы онлайн.



просмотров